ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

06 марта 2018

В целях реализации мероприятий в области социальной политики в части проводимой Пенсионным фондом Российской Федерации информационно- разъяснительной работы по информированию граждан и

работодателей о совершенствовании пенсионной системы, пенсионных правах граждан в программе «Актуальное интервью» на телеканале «Марта» начальник Управления ПФР в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики Заурбек Эдисултанов расскажет жителям района о важных изменениях и новшествах в сфере пенсионного законодательства.

В ходе разговора с ведущим программы была затронута тема нового актуального направления материнского (семейного) капитала – как направить материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов. Заурбек Мусаевич также подробно ответил на вопросы, связанные с реформой накопительной части пенсии, обсудили и особые условия досрочного выхода на пенсию отдельных категорий граждан.

Особый акцент в ходе разговора был сделан на теме предоставления государственных услуг Пенсионного фонда России в электронном виде.

– «На сегодняшний день существует несколько способов получения государственных услуг, находящихся в компетенции Пенсионного фонда. Так, заявления на назначение пенсии, изменение способа ее доставки, о выдаче сертификата на материнский капитал и на распоряжение его средствами можно подать, не выходя из дома, с помощью «Личного кабинета гражданина» на сайте ПФР. Для доступа к нему необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг», – отметил З. Эдисултанов.

Подробно об этих и других актуальных темах пенсионного обеспечения смотрите 3 марта в 19:20 часов в эфире телеканала «Марта».

www.pfrf.ru

Матвиенко предложила растянуть повышение пенсионного возраста на 10 лет

Время для обсуждения темы пришло, подчеркнула спикер Совета Федерации

Москва. 17 мая. INTERFAX.RU — Вопрос повышения пенсионного возраста стал актуальным, если будет принято такое решение, то необходимо это делать плавно и постепенно, в течение десяти лет, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«У нас очень образованные люди, не надо ходить вокруг да около, надо говорить честно. Сегодня пришло то время, когда вопрос повышения пенсионного возраста встал в повестку дня, он стал актуальным», — сказала Матвиенко журналистам в четверг в ходе поездки в Волгоград.

«Другое дело, надо успокоить наших людей, что это не произойдет ни указом, ни приказом, ни законом, который напишет, что с 1 января 2019 года всем выходить на пенсию в 60 или в 62, или в 63 года. Я считаю, что это должен быть очень плавный, переходный, спокойный период, то есть растянуть вопрос увеличения пенсионного возраста на десять лет, и каждый год повышать на полгода пенсионный возраст для мужчин и женщин», — сказала она.

Таким образом, отметила она, если будет принято решение о повышении пенсионного возраста, например, для женщин до 60 лет, хотя это необходимо обсуждать в обществе, то только через десять лет необходимо достичь этого показателя.

«Люди будут знать, люди будут готовиться к этому, но делать это необходимо», — отметила Матвиенко.

«Я бы могла ответить популистски: да что вы, да ни за что и никогда. Но это было бы нечестно. А я говорю честно, что это делать нужно и в спокойном режиме», — отметила спикер Совета Федерации.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что правительство РФ в ближайшее время подготовит свои предложения по вопросу повышения пенсионного возраста и внесет их на рассмотрение депутатов. Он напомнил, что прежние рамки пенсионного возраста принимались в 30-е годы прошлого века, когда продолжительность жизни была в районе 40 лет.

В свою очередь, фракция КПРФ сообщила о внесении в Госдуму законопроекта о моратории на повышение пенсионного возраста до 2030 года. Член фракции Олег Смолин выразил мнение, что «повышение пенсионного возраста затормозит технический прогресс, поскольку породит огромное количество дешевой, невостребованной рабочей силы».

www.interfax.ru

17 актуальных вопросов о пенсии по новой формуле

Со следующего года в России вводится порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с новой пенсионной формулой. Вопросов у курян по этому поводу немало, ведь разобраться в новшествах не так просто. Сегодня мы публикуем ответы на самые распространенные вопросы.

1. Какие вносятся изменения в условия при назначении страховой пенсии по старости?

Для начала следует обратить внимание на самое главное условие. Это достижение пенсионного возраста. Он останется прежним: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А далее, – гражданин должен иметь минимальный стаж в 15 лет. Поднятие минимального стажа будет происходить постепенно: в 2015 году он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно – по 1 году в год – увеличится до 15 лет. Третье условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста – это необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов или баллов. Здесь следует обратить внимание на то, что 30 коэффициентов можно заработать, если работодатель направлял в Пенсионный фонд страховые взносы в течение 15 лет с вашей заработной платы в размере двух МРОТ или в течение 30 лет с одного МРОТ. Соответственно, если заработная плата больше двух минимумов, для этого потребуется меньшее количество лет.

2. Что в первую очередь по новой пенсионной формуле будет влиять на размер пенсии?

Размер заработной платы: чем выше зарплата, тем больше взносов и, как следствие, выше пенсия. Если работодатель не перечислял в ПФР взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (речь идет о «серой» заработной плате), этот заработок в формировании пенсионного капитала не участвует;

  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.
  • 3. Из каких параметров будет рассчитываться страховая пенсия по старости?

    Согласно новой пенсионной формуле страховая пенсия будет исчисляться не в абсолютных цифрах (суммы страховых взносов, суммы заработной платы, количества лет стажа), а в пенсионных коэффициентах, и зависеть от:

  • суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа;
  • коэффициента повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного возраста;
  • стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году.
  • 4. Что такое годовой пенсионный коэффициент?

    Годовой пенсионный коэффициент – это параметр, которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина. Пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, умноженному на 10.

    При расчете годового пенсионного коэффициента будет учитываться только официальная зарплата, с которой уплачены страховые взносы, до вычета подоходного налога – 13%.

    Максимальное число коэффициентов – 10 – будет при годовой зарплате на уровне предельной, с которой уплачиваются взносы в ПФР. В 2014 году она составляет 624 тысячи рублей в расчете на год, в месяц это составляет 52 тысячи рублей «грязными».

    5. Что такое стоимость пенсионного коэффициента и как он будет определяться?

    Стоимость пенсионного коэффициента – это соотношение доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих граждан, и трансферты федерального бюджета на возмещение нестраховых периодов) и суммы коэффициентов, которые накоплены у граждан.

    Cтоимость годового пенсионного коэффициента будет ежегодно устанавливаться в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР по предложению Правительства РФ. При расчете пенсионной выплаты в расчет принимается стоимость пенсионного коэффициента, принятая в год выхода на пенсию – по состоянию на 1 января 2015 года равная 64 рубля 10 копеек.

    Таким образом, каждый человек будет знать в любой текущий момент, сколько у него накоплено коэффициентов и, исходя из этого, какой размер пенсии в будущем он получит.

    6. Что нужно сделать, чтобы самому рассчитать пенсию?

    Чтобы рассчитать пенсию необходимо сложить все полагающиеся человеку годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды (уход за детьми, служба в армии и т. д.). Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента. Если гражданин отложит выход на пенсию, достигнув пенсионного возраста, страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на коэффициенты, установленные в зависимости от срока, на который отложен выход.

    К полученному результату прибавляется фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), также увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после возникновения права на страховую пенсию по старости.

    Например, гражданину, достигшему возраста 60 лет, на протяжении 35 лет своей трудовой деятельности получавшему «белую» зарплату, путем суммирования коэффициентов за каждый год, полагается в общей сложности 250 «баллов». Указанная сумма коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента (на 2015 год – 64 рублей 10 копеек): 64,10 х 250 = 16025 рублей.

    Далее прибавляется фиксированная выплата (размер на 1 января 2015 года – 3935 рублей).

    Размер страховой пенсии по старости будет равен 19960 рублей (16025 + 3935 =19960 рублей).

    Если этот гражданин обратится за пенсией в более позднем возрасте, он получит премиальные «баллы» дополнительно к заработанным, и, кроме того, премиальный коэффициент к фиксированной выплате.

    7. Под действие закона в полном объеме попадают граждане, которые начинают свою трудовую деятельность после вступления его в действие, то есть с 1 января 2015 года. А как будет производиться назначение пенсий гражданам, которым предстоит выходить на пенсию в ближайшие 5–10 лет?

    Для таких граждан при определении размера страховой пенсии за периоды работы до 1 января 2015 года будут применяться нормы пенсионного закона, действовавшего в период их работы до указанной даты. Полученный размер страховой части трудовой пенсии, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года с использованием специальной формулы, закрепленной законодательно, будет преобразован в величину индивидуального пенсионного коэффициента, то есть сконвертирован. К этой величине за периоды работы начиная с 1 января 2015 года будут прибавляться заработанные за каждый год пенсионные коэффициенты.

    8. Какие периоды относятся к социально значимым (нестраховым периодам), каким образом эти периоды могут повлиять на размер пенсии?

    Согласно закону несколько иначе, по сравнению с действующим законодательством, засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

    За каждый год срочной воинской службы по новой пенсионной формуле начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда. Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в общий стаж. За каждого ребенка начисляются:

  • 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка (1 МРОТ),
  • 3,6 пенсионных коэффициентов за год отпуска – за второго ребенка (2 МРОТ),
  • 5,4 пенсионных коэффициентов за год отпуска – за третьего или четвертого ребенка (3 МРОТ).
  • В случае, если периоды ухода совпадают по времени, и продолжительность периода ухода за каждым ребенком составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего периода. При этом один месяц периода ухода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

    При этом специалистами будет осуществлена проверка целесообразности перерасчета учтенных при установлении пенсии нестраховых периодов по новым правилам с использованием полагающихся коэффициентов.

    9. Предусматриваются ли какие-либо льготы при определении размера страховой пенсии для инвалидов 1 группы, граждан, достигших 80-летнего возраста, северян?

    Как и ранее пенсия будет назначаться в повышенном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты у инвалидов 1 группы, граждан, достигших 80-летнего возраста, либо применения «северных» коэффициентов для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и местностях Крайнего Севера.

    10. Будут ли учтены уже заработанные пенсионные права?

    Все сформированные на сегодня пенсионные права граждан сохранятся, и ни в коем случае их размер не будет уменьшен – он может только увеличиться. Например, за нестраховые периоды ухода за детьми или периоды службы в армии. С целью введения с 1 января 2015 года нового порядка формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии в течение 2014 года будет осуществляться конвертация пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 года.

    11. Будет ли в связи с ростом потребительских цен индексироваться пенсия?

    Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии будет производиться в обычном порядке, то есть так, как это происходит по ныне действующему законодательству.

    12. Изменятся ли условия назначения государственных пенсий?

    Условия назначения государственных пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности, случаю потери кормильца и социальной пенсии останутся прежними.

    13. Что будет со страховыми пенсиями по инвалидности и по случаю потери кормильца?

    Условия их назначения остаются прежними.

    14. Сохранится ли федеральная социальная доплата?

    Да, в случае если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, ему по-прежнему будет устанавливаться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе. В Курской области на 2014 год он составляет 5710 рублей в месяц.

    15. Как будут получать пенсии работающие пенсионеры?

    Работающие пенсионеры будут получать назначенную пенсию в полном объеме. При этом существующий перерасчет пенсий работающих пенсионеров сохраняется, но с определенными ограничениями. Для всех работающих пенсионеров, которые зарабатывают официально до 18 тысяч рублей (в пределах трех пенсионных баллов), перерасчет будет осуществляться в полном объеме. Если зарплата выше, то права будут учитываться исходя из порога зарплаты в размере до 18 тысяч рублей.

    16. Предполагаются ли изменения для лиц, работающих в сельском хозяйстве?

    Да. Закон предусматривает для не осуществляющих работу граждан, ранее проработавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающих в сельской местности, с 2016 года повышение фиксированной выплаты, которая устанавливается к страховой пенсии и выплачивается вместе с ней, на 25%.

    17. Какие стимулы создаются для более позднего выхода на пенсию?

    Законом предусмотрены меры, позволяющие стимулировать более поздний выход на пенсию. То есть, чем позднее человек обратится за пенсией и чем продолжительнее будет его страховой стаж, тем выше у него будет размер пенсии.

    За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты (баллы), но не более 10 лет.

    Например, если гражданин обратится за назначением трудовой пенсии через три года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. Если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть – на 90%. Таким образом, за 5 лет «отсрочки» обращения за пенсией размер пенсии увеличится примерно в 1,5 раза.

    Ирина СМИРНОВА, по материалам пресс-службы Отделения Пенсионного фонда РФ по Курской области

    www.dddkursk.ru

    Актуальность пенсий

    В последние годы выплата государственных пенсий становится одной из главных проблем в России. Ставка взносов у нас — чуть ли не самая высокая среди развитых стран, чего не скажешь о размере пенсий. Их уровень будет снижаться, а Пенсионный фонд будет испытывать дефицит, который в 2011 году составил 875 млрд. рублей. На покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило 69,5 млрд. рублей. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда в 2012 году, будет находится на уровне 1,83% ВВП и составит 1,075 триллиона рублей, к 2014 году он может снизиться до 1,79% ВВП. Причиной роста дефицита в 2012 году по сравнению с 2011 годом является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, финансирование досрочных пенсионеров отвлекает из бюджета ПФР четверть всех финансовых ресурсов фонда.

    В нашей стране действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной заработной платы работника. Сегодня минимальный размер пенсии составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб. 20 коп. Размер трудовых пенсий в России в 2012 году увеличится до 9 тыс. 200 рублей после двух индексаций страховой части пенсии: индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; на 6% увеличится размер ЕДВ с 1 апреля 2012 года; произойдет индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

    При сегодняшних высоких ценах на коммунальные услуги прожить на пенсию, составляющую 5000 практически невозможно. Получается, пенсионеры в России должны прожить на 2000 рублей в месяц, на эти деньги они должны покупать продукты питания и хоть какую-то одежду. Они практически ничего не могут себе позволить, хотя многие из них до этого получали заработную плату выше среднего уровня. Получается замкнутый круг. Работать по состоянию здоровья они уже не могут, но на пенсию прожить тоже крайне сложно. Одни лекарства в аптеках могут обойтись, на целую пенсию.

    В развитых странах, люди, выходя на пенсию, начинают путешествовать, смотреть мир. К примеру, в Соединенных Штатах Америки средняя пенсия американца составляет 1100 — 1200 долларов или порядка 34 000 рублей на наши деньги. Минимальная пенсия по старости составляет примерно 9 тысяч рублей. С ростом страхового стажа возрастает и пенсионное вознаграждение. Если брать накопительную часть пенсии, то речь о минимальной пенсии американского пенсионера надо вести начиная с 750 $ или 22 000 рублей. Такую пенсию в США получает средний класс: квалифицированные рабочие, сотрудники социальной сферы и так далее. При этом их пенсия составляет примерно 30% от предыдущей заработной платы. С ростом зарплаты увеличиваются отчисления на будущую пенсию и соответственно пенсия возрастает. Очень достойно живут военные пенсионеры, госслужащие, сотрудники нефтяных компаний.

    Величина пенсии в Бразилии определяется как 70% от среднеарифметической зарплаты полученной человеком за весь период взносов в пенсионный фонд INSS + 1% за каждый год после обязательных 15 лет взносов (то есть, если стаж 35 лет, то будет 70%+(35-15)=90%). Прошедшая среднеарифметическая зарплата индексируется в соответствии с инфляцией и для ее определения берется только 80% самых больших зарплат, остальные в расчете средней величины не учитываются.

    Максимальную пенсию, возможно, получить при непрерывном стаже в 43 года. ( Где? ВРоссии?) Пенсии для всех лимитированы. Даже если ты получаешь заработную плату в 100 000 рублей, пенсия, которую ты получишь, не будет намного больше 9 200 рублей. А если ты никогда не работал, то тебе будут выплачивать при выходе на пенсию 5157 рублей. Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы «добровольные накопления» на старость и образование. По корпоративным пенсионным программам для каждого сотрудника должны быть открыты персональные пенсионные счета (ППС), чтобы при смене места работы человек не терял будущую корпоративную пенсию (сейчас это распространенная практика), а был вправе «беспрепятственно и без потерь» перевести накопленные средства со своего ППС от одного работодателя к другому. При этом для пенсионных средств должна быть создана «единая система гарантий».

    На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

    Решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

    • создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
    • предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
    • модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.
    • Обсуждаемая сегодня проблема повышения пенсионного возраста выхода на пенсию- реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан.

      www.rae.ru

      Социальные пенсии как вид государственных пенсий с точки зрения принципов права социального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кручек И.В., Бернатас Е.

      Статья посвящена актуальной на сегодня теме пенсионному обеспечению нуждающихся граждан, не выполнявших общественно полезной деятельности в трудоспособном возрасте . С учетом опыта предоставления социальных пенсий , накопленного в Республике Крым, в статье отстаивается позиция о том, что сфера распространения социальных пенсий еще долгое время будет ограничиваться социально-экономической ситуацией в стране, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить без средств к существованию граждан, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кручек И.В., Бернатас Е.,

      Текст научной работы на тему «Социальные пенсии как вид государственных пенсий с точки зрения принципов права социального обеспечения»

      Кручек И. В., Бернатас Е.

      Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

      СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

      Статья посвящена актуальной на сегодня теме — пенсионному обеспечению нуждающихся граждан, не выполнявших общественно полезной деятельности в трудоспособном возрасте. С учетом опыта предоставления социальных пенсий, накопленного в Республике Крым, в статье отстаивается позиция о том, что сфера распространения социальных пенсий еще долгое время будет ограничиваться социально-экономической ситуацией в стране, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить без средств к существованию граждан, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

      Ключевые слова: социальная пенсия, прожиточный минимум пенсионера, граждане, не выполнявшие общественно полезной деятельности в трудоспособном возрасте.

      Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

      Назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались оставившие службу римские легионеры. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера — его вдове или детям.

      С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии. Вместо оттенка избранности и отличия пенсия постепенно приобретает ярко выраженный социальный характер.

      С конца 19 века, когда в Германии, а затем и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.) были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидности и старости, которые заложили основу для создания и развития ставшей сегодня основной организационно-правовой формой социального обеспечения — социального страховании.

      В современной действительности, в условиях сложной социально-экономической и политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке.

      Длительное время в России на социалистическом историческом этапе не устанавливались пенсии тем, кто не работал или не осуществлял иной общественно полезной деятельности.

      До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. Условиями назначения указанного пособия являлись отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи. Решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой его материального и

      семейного положения, которую М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова назвали процедурой, унизительной для человека. [12, с. 280]

      При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих права на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной поддержки.

      Под влиянием международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений, а также в связи с принятием действующей Конституции РФ, провозгласившей наше государство социальным и правовым, была изменена правовая политика в деле пенсионного обеспечения нуждающихся, не выполнявших общественно полезной деятельности.

      Для этой категории нуждающихся лиц были установлены пенсии, названные в Законе о государственных пенсиях 1990 г. социальными, которые сегодня являются видом социальной помощи, предоставляемой в рамках такой организационной формы социального обеспечения, как государственное пенсионное обеспечение.

      Впервые право на получение социальной пенсии для нетрудоспособных граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и получило свое последующее развитие в Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Так, статья 113 указанного Закона предусматривала, что право на получение социальной пенсии имеют неработающие граждане при отсутствии права на трудовую пенсию: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; дети в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

      Сейчас в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения.

      Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении инвалидности, достижении установленного возраста, потере кормильца и в других социально значимых случаях.

      Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. человек. В Республике Крым социальную пенсию получает более 30,5 тыс. человек. Это составляет 5,31% общего количества пенсионеров в РК. Среди них преобладают дети-инвалиды и инвалиды с детства — 49,6%. [17]

      Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным рассматривать социальную пенсию как реализацию важнейших отраслевых принципов права социального обеспечения.

      Согласно принципу всеобщности пенсионного обеспечения, любое физическое лицо, проживающее в нашем государстве, включая иностранцев и лиц без гражданства, имеет право на пенсию при наличии соответствующих оснований и условий. Иными словами, в нашем государстве правом на пенсию обладает любой и каждый, кто достиг определенного возраста, стал инвалидом, потерял кормильца или служил государственным интересам.

      Однако всеобщее право на пенсию не означает и не должно приводить к абсолютному равенству всех в деле пенсионного обеспечения, поскольку вклад каждого в свое пенсионное будущее различен.

      Не могут и не должны быть уравнены в пенсионном обеспечении граждане, ставшие инвалидами при защите Родины, и лица, которые стали инвалидами, например, при совершении преступления. Гражданин, работавший во вредных условиях производства, не может получать одинаковую пенсию с тем, кто вообще не принимал участия в общественно полезной деятельности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель дополняет и

      корректирует принцип всеобщности проявлением отраслевого принципа адресности, который Д. В. Агашев именует принципом дифференциации оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения. [11, с.261]

      Представляется, что для характеристики социальных пенсий не менее важное значение имеет такой принцип пенсионного права как принцип связи права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации (трудоправовой, административной, гражданско-правовой). От этой идеи государство не отходило никогда и продолжает следовать ей в настоящее время. С помощью этого принципа:

      а) осуществляется стимулирование трудоспособных граждан и занятых общественно полезной деятельностью;

      б) проводится в жизнь избирательная политика государства, основанная на том, что более достойное обеспечение предоставляется тем, кто отдал больше государству.

      Представляется справедливым утверждение Л. С. Тарасовой, что дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан, если она направлена на выравнивание стартовых возможностей граждан в приобретении пенсионных прав, не нарушает принципа социальной справедливости. Она допускается в целях защиты прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите государства. [16, с.3]

      С точки зрения характеристики способов определения размера пенсий (абсолютного; относительного; комбинированного) в современном законодательстве размеры социальных пенсий устанавливаются абсолютным способом, который предполагает установление размера пенсии в фиксированной денежной сумме (в абсолютных цифрах), величина которой дифференцируется в зависимости от категории получателя. Так, например, размер социальной пенсии составляет:

      — инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 8 704 рубля в месяц;

      — инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы — 7 253 рубля 43 копейки в месяц;

      — инвалидам III группы — 3 082 рубля 71 копейка в месяц;

      — гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), — 3 626 рублей 71 копейка в месяц [3].

      Данный способ использовался законодателем с самого основания отечественной пенсионной системы.

      Это, однако, не означает, что при данном способе пенсии не подлежат исчислению. К ним может применяться районный коэффициент, что требует осуществления определенных математических действий. Кроме этого, ежегодно производится индексация пенсии в соответствии с уровнем инфляции.

      Исходя из принципа гарантированности социального обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума, размер социальной пенсии доводится до величины прожиточного минимума пенсионера путем федеральной или региональной социальной доплаты, которая представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральным законодательством, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. [4, 9]

      В Республике Крым при определении размера федеральной социальной доплаты учитываются денежные эквиваленты льгот по оплате стоимости жилья и коммунальных услуг, стоимости телефонной связи и стоимости проезда во всех видах городского транспорта, а также проезда в автобусах и троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в пределах Республики Крым. [10]

      Величина прожиточного минимума пенсионера Республике Крым на 2016 год составляет 8 048 руб. На 2017 год она составит 8554руб. [6, 7]

      Существовавшие в 2014 году особенности в реализации права на социальную пенсию граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, предопределили ряд мероприятий по дополнительной поддержке указанных категорий граждан:

      — в дополнение к пенсии, назначенной в соответствии с законодательством, действовавшем в Республике Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, устанавливалась ежемесячная выплата, которая поэтапно повышалась и с 1 июля 2014 года составила 100% от назначенной пенсии; [2]

      — с 1 января 2015 года по завершении переходного периода, пенсионное обеспечение граждан, которые проживают на территории Крыма, осуществляется в соответствии с российским законодательством.

      Если при перерасчете размера пенсии по российскому законодательству, ее общий размер не достигнет размера пенсии, установленного согласно российскому законодательству, пенсия сохраняется в более высоком размере. [1].

      Лицам, из числа пенсионеров, которые на 31 декабря года постоянно проживали на территории Республики Крым, пенсионные права которых не могут быть интегрированы в пенсионную систему Российской Федерации, установлено ежемесячное материальное обеспечение, которое является расходным обязательством Республики Крым. [8].

      В связи с вышеизложенным, лицам, из числа инвалидов с детства и детей-инвалидов, которые на 31 декабря 2014 года постоянно проживали на территории Крыма и являлись получателями государственной социальной помощи, предусмотренной законодательством, действующим на его территории до 21 февраля 2014 года, и одновременно — получателями пенсии по случаю потери кормильца, по законодательству Российской Федерации, в случае, если ее размер с 01 января 2015 года не достигает суммы совокупного размера выплат на 31 декабря 2014 года, с 01 января 2015 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере разницы между совокупным размером пенсии, размером государственной социальной помощи по состоянию на 31 декабря 2014 года и размером пенсии, назначенной с 01 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. [8]

      Средний размер социальной пенсии россиянина в 2016 году увеличен на 4% и составляет 8 тыс. 634 руб. Дети с ограниченными возможностями получают в среднем 12 тыс. 900 руб. Те пенсионеры, которые получают сразу две пенсии, в том числе по инвалидности вследствие военной травмы и как участник Великой Отечественной войны, получают от 30-32,9 тыс. руб. [17]

      . С этих позиций представляется возможным считать Закон №166-ФЗ одним из законов, который за всю историю развития пенсионного законодательства в XX веке наиболее полно отвечают принципу социальной справедливости.

      Представляется возможным утверждать, что сфера распространения социальных пенсий еще долгое время будет определяться социально-экономической ситуацией в стране, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить без средств к существованию граждан, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

      1. Федеральный Конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. — 2014. — № 12 — Ст. 1201.

      2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. — 2014. — № 30 (Часть I). — Ст. 4209.

      3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4831.

      4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.

      5. Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997. — №43. — Ст. 4904.

      6. Закон Республики Крым от 29.октября 2015 года № 153-ЗРК/2015 «Об установлении прожиточного минимума пенсионера в Республике Крым на 2016 год» // Крымские известия 2015 г., 3 ноября.

      7 Закон Республики Крым от 26 октября 2016 года № 291-ЗРК/2016 «Об установлении прожиточного минимума пенсионера в Республике Крым на 2016 год» // [Электронный ресурс] / Правительство Республики Крым — Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_311530.pdf

      8. Закон Республики Крым от 10 декабря 2014 года от № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №6 ч1, 2014, ст. 601.

      9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года № 804н «Об утверждении правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера» // Российская газета от 2 декабря 2009 года № 5053 (229).

      10. Постановление Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 №354 «О региональных стандартах, применяемых для определении прав граждан на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в республике Крым на 2015-2017 годы

      11. Аракчеев В. С., Агашев Д. В., Гречук Л. А. Право социального обеспечения России: учеб. Пособие. — Томск.: Изд-во НТЛ, 2009. — Ч. 1. — 508 с.

      12. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2005. 560 с.

      13. Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» / — Режим доступа: httphttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17581#0

      14. Гуминская Т. А. Право на социальную пенсию в законодательстве России // Государство и право. — 2013. — №2. — С.24-28.

      15. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2016. 500 с.

      cyberleninka.ru