Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем.

Примечание. Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма ( Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности законодательством г. Москвы (ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Порядок, утв. Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ч. 3 — 5 ст. 13 Закона N 61; п. 2 Приложения N 1 к Постановлению; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 Приложения N 1 к Постановлению):

  • имеющие место жительства в г. Москве;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • При этом под местом жительства понимается фактическое место проживания, а не место регистрации (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

    Заявление о включении ребенка в список должно быть подано законным представителем в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.

    Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, а также лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список законными представителями, вправе обратиться с заявлением о включении в список самостоятельно (п. п. 4, 6 Приложения N 1 к Постановлению).

    С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 Приложения N 1 к Постановлению).

    2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и принятие решения по нему

    В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — Комиссия) (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению).

    Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения.

    Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

    Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению).

    Вместе с заявлением представляются:

  • документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-сироты);
  • документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
  • справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.

Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению).

На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.

В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению).

3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения

Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7 Приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).

Пользователь жилого помещения по такому договору обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается.

Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 — 13 ст. 13 Закона N 61; п. п. 4.11 — 4.12 Приложения N 3 к Постановлению).

4. Переоформление договора найма специализированного жилого помещения

По окончании срока действия договор найма специализированного жилого помещения может быть единожды продлен на новый срок, если пользователь жилого помещения находится в трудной жизненной ситуации и исполнял обязанности по договору надлежащим образом, или же подлежит расторжению с заключением в отношении данного жилого помещения договора социального найма (ч. 9, 10 ст. 13 Закона N 61).

В случае возникновения спора по вопросу предоставления жилого помещения вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, которая для детей-сирот оказывается бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. В случае представления ваших интересов в суде может потребоваться нотариальная доверенность на представителя ( п. 4 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ; ст. ст. 185 , 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ).

zakonius.ru

Закон о предоставлении детям-сиротам жилья в Российской Федерации

Ребенок, оставшийся без родительской заботы, сталкивается с огромными трудностями на этапе взросления. Именно поэтому государство оказывает ему максимальную посильную помощь. Один из ее обязательных пунктов – предоставление таким детям жилья. Действия в рамках права в этом вопросе контролируются Федеральным законом № 159.

Общие сведения

Закон о получении жилья оглашает спектр безусловных прав (включая имущественные), гарантируемых государством детям-сиротам. Источником финансирования расходов на эту статью становятся бюджеты областей РФ.

Что по закону полагается сиротам?

  • Денежные выплаты социального и трудового характера;
  • Средства для содержания, выплачиваемые родителем, которого лишили родительских прав;
  • Особые преференции по учебе и стипендия;
  • Жилье от государства либо родительская квартира, права на которую сохраняются;
  • Льготные привилегии при оплате услуг ЖКХ (также для опекунов. Подробнее по ссылке:);
  • Пользование услугами медицины бесплатно;
  • Поездки по сниженной цене в лечебные учреждения и санатории;
  • Поездки на коммунальном транспорте не оплачиваются;
  • Выплата пособий от властей местного уровня.
  • Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона об опеке и попечительстве в 2018 году тут:

    Содержание закона об обеспечении детей-сирот жильем

    Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ был утвержден депутатами Госдумы 4.12.1996. Совет Федерации одобрил его 10.12.1996. Измененная версия ФЗ датируется 2017-м (1.05). Закон регламентирует условия по нахождению сирот до момента наступления совершеннолетия. После они должны покинуть место актуального пребывания. Для урегулирования этого вопроса государство предусматривает выдачу бесплатного жилья несовершеннолетним сиротам и сиротам, не сумевшим приобрести собственную жилплощадь по достижении 23 лет.

    ФЗ 159 содержит тринадцать статей. Его суть сводится к следующим тезисам:

  • Терминология;
  • Содержание актов, гарантирующих поддержку сирот государством;
  • Комплекс мер по предоставлению дополнительных преференций;
  • Заверенное получение финансовых дотаций;
  • Привилегии и льготы на образование, медицинскую поддержку, имущественные гарантии и пр.;
  • Защита, гарантируемая судебными инстанциями;
  • Взыскание мер за несоблюдение или игнорирование актуального ФЗ.
  • Примеры лексики, используемой в ФЗ (ст. 1):

  • Опека и попечительство – меры по наблюдению за несовершеннолетними, лишенными семьи. От опеки попечительская забота отличается тем, что ей подлежат дети возрастом 14 – 18 лет;
  • Полным государственным обеспечением называют форму надзора и контроля над судьбой несовершеннолетних, в ходе которых им предоставляется полный комплекс услуг и материальных благ для оптимального уровня жизнедеятельности;
  • Выпускниками организаций для сирот называют лиц, помещенных в соответствующие учреждения согласно жизненным обстоятельствам и завершивших период своего нахождения на данной территории.
  • Описание ответственности за нарушение условий закона номер 159 содержится в ст. 11:

  1. Взыскательные меры при несоблюдении пунктов ФЗ 159 накладываются на служебных лиц органов государственной власти, субъектов и органы местного управления;
  2. Любой акт федерального уровня, ограничивающий или затрудняющий исполнение прав сирот, расценивается как недействительный;
  3. Видом ответственности служат дисциплинарные, административные и уголовные взыскания.

    Когда будет предоставлено жилье?

    Жилплощадь, выделяемая по закону несовершеннолетним, не имеющим родителей, предоставляется согласно ФЗ под номером 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ФЗ регулирует распределение жилья, а исполняют процедуру представители местных властей. Сиротам предоставляется жилье без очереди (согласно положениям от 2013 г.). В соответствующий реестр претенденты попадают по достижении ими 14-летнего возраста. Заявление на получение жилья заполняют лица, под чьей опекой или попечительским надзором пребывает ребенок, либо руководители учреждения, где тот проживал. Сирота может составить упомянутый документ лично после наступления совершеннолетия.

    Вам будет интересно: 161 ФЗ в последней редакции. Подробнее тут.

    Существует перечень особых условий, согласно которому проходит выдача жилплощади. Так, в праве отказывают лицам, которые уже владеют жильем, взятым в пользование в результате заключения договора о найме. Сирота не сможет обрести жилье, если постоянно находиться на его площади намерены другие лица, оно предоставляется только для личного пользования. Еще одним основанием для начала процесса выдачи жилья служит фактор проживания претендентом в непригодной для этого обстановке. Разрешение на обмен или продажу полученного жилья подтверждается документально представителями областной администрации.

    Закон о выдаче детям-сиротам квартир утверждает право на жилье для:

  4. Оставшихся без родительской опеки в возрасте 18 лет;
  5. Детей-сирот, признанных дееспособными досрочно;
  6. Несовершеннолетних без попечения, освобожденным из пенитенциарных заведений;
  7. Прошедших военную службу;
  8. Получивших специальную техническую подготовку.

    Приватизировать полученное жилье нельзя. Также есть факторы, требующие документального подтверждения, которые определяют запрет для сироты находиться в пределах выделенной жилплощади:

  9. Несоответствие выданного жилья нормам Жилищного кодекса и другие мотивы, по которым оно является неподходящим для пребывания;
  10. Общее нахождение с родителями, не имеющими родительских прав по решению суда;
  11. Пребывание на общей жилплощади с родственником или другим лицом, имеющим заболевание в тяжелой форме и требующим перманентного ухода.

    Скачать закон о предоставлении жилья детям-сиротам

    Ребенок-сирота острее переживает любые трудности. Оказать моральное и финансовое содействие – одна из наиболее актуальных задач общества. Необходимая в тяжелые минуты поддержка даст несовершеннолетнему почувствовать себя увереннее и влиться в социум. Поэтому жилье детям-сиротам является не привилегией, а безусловным правом.

    Скачать и изучить Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в полном объеме можно по ссылке.

    lawlinks.ru

    Прокуратура Камчатского края

    Список органов прокуратуры Камчатского края

    Календарь новостей

    Разъяснения прокурора

    Прокуратура и общественники Петропавловска обсудили вопросы соблюдения прав работников частных охранных предприятий

    ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Государственная защита участников уголовного судопроизводства

    Елизовский городской прокурор посетил дом-интернат для престарелых и инвалидов

    Сотрудники прокуратуры и Центра занятости населения Быстринского района рассказали работодателям о трудовых правах работников

    Прокурор и полицейский рассказали школьникам об опасности наркотиков

    Прокурор разъясняет: Изменился порядок предоставления жилья детям-сиротам

  12. 23.08.2017 16.09.2017 Актуальные вопросы, Защита прав несовершеннолетних, Разъяснения прокурора
  13. Просмотров: 1146

    По инициативе и при активном участии прокуратуры Камчатского края 2 августа 2017 г. принято постановление Правительства Камчатского края № 323-П, которым изменен Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

    Постановление принято в целях совершенствования процедур формирования бюджетных ассигнований с учетом численности нуждающихся, заявивших о намерении получить жилое помещение в очередном финансовом году, а также исключения фактов отказов граждан от приобретенных им квартир.

    Для исключения жалоб и отказов от выделенного жилья, связанных с его ненадлежащим состоянием, вводится процедура предварительного осмотра квартиры ребенком-сиротой и его законным представителем. Только после осмотра и получения согласия будущего нанимателя и его законного представителя администрация города (района) примет решение о предоставлении этого жилого помещения гражданину, с фиксацией технического состояния предоставленного жилья.

    Также, с 2018 года вводится заявительный характер предоставления жилого помещения.

    Лица, состоящие в списках и претендующие на получение жилья в 2019 году, должны до 1 августа 2018 года подать соответствующие заявления.

    Заявления в органы опеки и попечительства по месту жительства могут подать законные представители детей-сирот, которым в следующем году исполнится 18 лет, а также сами нуждающиеся, если они достигли 18 лет.

    Заявители могут указать год, в котором они желают получить жилое помещение, а также населенный пункт предоставления. Если он не совпадает с местом обеспечения, указанным в списке, необходимо приложить документы, подтверждающие место постоянного проживания в другом населенном пункте на территории Камчатского края.

    Новый Порядок позволит исключить ситуации приобретения жилья, которое впоследствии не заселяется ввиду отсутствия нанимателей или из-за их отказа от предоставленной квартиры.

    Эта проблема актуальна для отдаленных муниципальных образований края, где в год обеспечивается не так много детей-сирот, а квартиры, согласно спискам, приобретаются для всех.

    Чаще всего молодые люди отказываются получать жилье в своем родном поселке, не желая туда возвращаться после учебы в краевом центре, в связи с прохождением обучения с предоставлением общежития или прохождением срочной службы в Вооруженных силах.

    Например, по итогам 2016 года в составе специализированного жилого фонда нескольких муниципальных районов края имелось 18 незаселенных квартир, расходы по содержанию которых несли органы местного самоуправления.

    Средства на приобретение жилья в каждом муниципальном образовании планируются заблаговременно и включаются в краевой бюджет на следующий финансовый год. Если же уроженец отдаленного района решает остаться, к примеру, в Петропавловске-Камчатском, для выделения ему жилья в краевом центре органам власти необходимо провести сложные процедуры внесения изменений в краевой и муниципальные бюджеты, провести конкурсные процедуры по закупке жилого помещения, оформить его в собственность муниципалитета и перевести в специализированный жилищный фонд. Все это время сирота остается без жилья.

    Теперь, после изменения существующего Порядка, все указанные вопросы будут выясняться и решаться заранее на основании заявления, поданного до 1 августа года, предшествующего году предоставления жилья.

    Прокуратура края, все городские и районные прокуроры принимают и рассматривают заявления о нарушениях закона и необходимости защиты жилищных прав детей-сирот.

    Личный прием граждан осуществляется ежедневно, также обращение может быть подано через сайт прокуратуры Камчатского края http://www.kamprok.ru/.

    Старший помощник прокурора Камчатского края по надзору

    за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи

    www.kamprok.ru

    Порядок предоставления жилья детям-сиротам

    На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

    Многие из них имеют право на льготы и пособия, а также возможность получить свою недвижимость от государства, так как у них отсутствует свое.

    Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

    Рассмотрим все это подробнее.

    Законодательная база вопроса

    На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами:

    1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
    2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
    3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
    4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

    Требования и нормы к жилью для детей-сирот

    Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  14. жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  15. жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

    Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

    В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под опекой.

    В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено, а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору социального найма.

    Условия выделения жилплощади

    В частности речь идет о таких условиях, как:

  16. отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  17. претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  18. претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

    Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

    При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях:

  19. с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  20. с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  21. жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  22. жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

    Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

    Порядок предоставления

    В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

    Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

    При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди, и получить его без очереди невозможно.

    Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

    Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

    При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию, которой должно хватить на покупку жилья.

    Куда следует обращаться?

    Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

    Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

    Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

    Постановка в очередь на жилье

    До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

    Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

    При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

    Порядок действий

    В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

    1. Сироте необходимо получить справку в учебном либо исправительном учреждении (если был тюремный срок), либо же в военкомате об окончании учебы, исправительного срока либо же воинской службы;
    2. Следует написать соответствующее заявление, в котором указываются текущие условия проживания.
    3. Собрать все необходимые документы, которые подтверждают отсутствие в своей собственности любой недвижимости, в том числе и отсутствие возможности проживать совместно со своими родственниками.
    4. Подать заявление в местные органы самоуправления, которые непосредственно занимаются вопросом предоставления жилья детям-сиротам.
    5. Предоставить копию заявления в местные органы опеки и попечительства по месту своего проживания.
    6. Дождаться периода рассмотрения заявки, который составляет не больше 1 календарного месяца.
    7. После этого следует подписать договор о социальном найме.
    8. Перезаключить договор спустя 5 лет на бессрочное право пользования жильем. Это возможно только в том случае, если коммунальная оплата производилась точно в срок без задержек.

      Перечень необходимых документов

      Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов:

      • оригинал и копию паспорта;
      • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
      • оригинал справки о составе семьи;
      • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
      • справку с места учебы либо же работы;
      • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
      • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
      • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.
      • Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

        При этом в нем обязательно должны содержаться:

      • инициалы заявителя;
      • паспортные данные;
      • информация об удостоверении ребенка сироты;
      • требование о предоставлении жилой площади;
      • дату составления;
      • подпись заявителя.
      • При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

        Сроки предоставления жилья

        Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

        Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

        Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

        Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

        Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

        Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

        В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

        Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

        Проблемы выделения жилья

        В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

        Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

        Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

        Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

        По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

        О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

        posobie-help.ru