Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации

Типовой Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европыот 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Статья 1. Предмет и сфера действияКодекса

1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации (далее – государственные служащие), независимо от замещаемой должности.

2. Гражданин, поступающий на государственную службу Российской Федерации (далее – государственная служба), знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

3. Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного служащего поведения в отношениях с ним в соответствии положениями настоящего Кодекса.

Статья 2. Цель Кодекса

1. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

а) служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

3. Знание и соблюдение государственным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

Статья 3. Основные принципыслужебного поведения государственных служащих

1. Основные принципы служебного поведения государственных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнятьдолжностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне вцелях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдатьустановленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнятьобязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдатьнормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдатьустановленные в государственном органе правила публичных выступлений ипредоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Статья 4. Соблюдение законности

1. Государственный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Государственный служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

3. Государственный служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 5. Требования к антикоррупционному поведению государственных служащих

1. Государственный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

2. Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения ксовершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда поданным фактам проведена или проводится проверка, является должностнойобязанностью государственного служащего.

4. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственными служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обращение со служебной информацией

1. Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 7. Этикаповедения государственных служащих, наделенных организационно-распорядительнымиполномочиями по отношению к другим государственным служащим

1. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

2. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны:

а)принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

3. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

4. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

Статья 8. Служебное общение

1. В общении государственному служащему необходимо руководствоваться конституционными положениями, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. В общении с гражданами и коллегами со стороны государственного служащего недопустимы:

а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угрозы,оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальномуобщению или провоцирующие противоправное поведение.

3. Государственные служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Статья 9. Внешний видгосударственного служащего

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Статья 10. Ответственность государственного служащего за нарушение Кодекса

За нарушение положений Кодекса государственный служащий несет моральную ответственность, а также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соблюдение государственным служащим норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

presnya.mos.ru

Статья 1. Общие положения

1. Кодекс этики и поведения лиц, замещающих государственные должности Красноярского края (далее – край), выборные муниципальные должности (далее – должностные лица), государственных гражданских служащих края и муниципальных служащих (далее соответственно – служащие, кодекс) представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться должностные лица и служащие в связи с нахождением на государственной и муниципальной службе, замещением государственных должностей Красноярского края, выборных муниципальных должностей.

2. Положения настоящего кодекса действуют в отношении депутатов Законодательного Собрания края, депутатов представительных органов муниципального образования в части, не урегулированной правилами депутатской этики, установленными этими органами, и в той мере, в которой не противоречит статусу депутата Законодательного Собрания края, депутата представительного органа местного самоуправления.

3. Должностным лицам и служащим следует соблюдать положения кодекса; каждый гражданин вправе ожидать от должностного лица и служащего такого поведения в отношениях с гражданином, которое соответствует положениям кодекса.

4. Данный кодекс применяется в целях обеспечения единых этических норм и правил поведения должностных лиц и служащих для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, поддержания доверия граждан к государственным органам края и органам местного самоуправления.

5. Должностное лицо, служащий принимает на себя обязательства применять для достижения результатов деятельности законные и нравственные средства, что обусловит моральное право должностного лица и служащего на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан.

6. Соблюдение этических норм и правил поведения, установленных кодексом, является нравственным долгом каждого должностного лица и служащего независимо от занимаемой должности.

7. Соблюдение служащими положений кодекса является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности служащих, их поведения.

Статья 2. Общие правила поведения должностного лица и служащего

1. Поведение должностного лица и служащего всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным и профессиональным.

2. Должностному лицу и служащему следует:
— вести себя доброжелательно, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам государственной власти края, государственным органам края и органам местного самоуправления;
— контролировать своё поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на принимаемые решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;
— обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявлять подобострастия к лицам с высоким социальным положением и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;
— придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время;
— проявлять скромность в поведении с коллегами, содействовать коллегам в успешном выполнении ими трудных поручений, не допускать проявлений бахвальства, зависти и недоброжелательности;
— воздерживаться от личных связей, которые заведомо могут причинить ущерб репутации и авторитету, затронуть честь и достоинство должностного лица или служащего либо поставить под сомнение его объективность и независимость;
— воздерживаться от критических замечаний в адрес должностных лиц и служащих в присутствии граждан, если критические высказывания не связаны с выполнением должностных обязанностей;
— исключить использование своего служебного положения, в том числе использование (предъявление) служебного удостоверения в личных интересах, не связанных с выполнением должностных обязанностей.

3. Должностному лицу и служащему следует воздерживаться от:
— употребления наркотических средств, психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев их употребления по назначению врача;
— курения табака, употребления напитков, содержащих алкоголь, в общественных местах, государственных и муниципальных учреждениях, иных организациях, во время исполнения должностных обязанностей;
— жевания жевательной резинки во время совещаний, общения с коллегами, гражданами;
— участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;
— предоставления, размещения и распространения в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет любой информации, которая может причинить ущерб репутации государственного органа края, органа местного самоуправления, должностного лица или служащего.

4. При пользовании телефоном должностному лицу и служащему рекомендуется говорить негромко, корректно и лаконично, не создавая неудобств окружающим; отключать мобильный телефон до начала служебного совещания, воздерживаться от ответа на телефонные звонки при общении с посетителями.

Статья 3. Общие правила общения с гражданами при исполнении должностных обязанностей

1. В общении с гражданами должностному лицу и служащему необходимо руководствоваться положением Конституции Российской Федерации о праве каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. Должностному лицу и служащему при общении с гражданином рекомендуется:
— излагать свои мысли в корректной и убедительной форме;
— выслушивать вопросы гражданина внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
— относиться почтительно к людям старшего возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь.

3. В общении с гражданами со стороны должностного лица и служащего не рекомендуется допускать:
— любого вида высказываний и действий дискриминационного характера, в том числе по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
— высокомерного тона, грубости, заносчивости, некорректности и бестактности замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, препирательства и иных действий, препятствующих нормальному общению;
— высказываний и действий, провоцирующих противоправное поведение;
— заставлять гражданина, пришедшего на приём, необоснованно долго ожидать приёма.

Статья 4. Морально-психологический климат в коллективе

1. В целях поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе должностному лицу и служащему следует:
— способствовать установлению в коллективе деловых, доброжелательных взаимоотношений;
— поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности;
— соблюдать субординацию, быть исполнительным, проявлять разумную инициативу, точно и в срок докладывать руководителю об исполнении приказов и распоряжений;
— обладать выдержкой, быть ответственным за свои поступки и слова.

2. Должностные лица и служащие не должны допускать действий, способных причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, в том числе:
— обсуждения приказов, решений и действий руководителей, осуществляемых в пределах их полномочий;
— распространения информации сомнительного характера;
— предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
— претензий на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;
— проявлений лести, лицемерия, назойливости, лживости.

Статья 5. Правила поведения должностных лиц или служащих, выполняющих функции руководителей

1. Должностное лицо или служащий, выполняющий организационно-распорядительные функции по отношению к подчинённым (далее – руководитель), должен стремиться соблюдать следующие правила профессиональной этики:
— относиться к подчинённому как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;
— проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства подчинённого;
— справедливо и рационально распределять должностные обязанности;
— пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе, предотвращать возникновение конфликтов;
— своевременно рассматривать факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения;
— поощрять подчинённых беспристрастно, справедливо и объективно;
— обращаться к подчинённым и коллегам уважительно и только на «вы».

2. В случае, если подчинённый оказался в трудной жизненной ситуации, его руководитель призван оказать всемерную помощь и поддержку.

3. Руководитель не вправе:
— в грубой форме критиковать коллег и подчинённых;
— перекладывать свою ответственность на подчинённых;
— проявлять формализм, высокомерие, грубость;
— поощрять атмосферу круговой поруки, создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
— допускать проявления протекционизма, фаворитизма, непотизма (кумовства), а также злоупотребления служебным положением.

Статья 6. Правила поведения при осуществлении деятельности, связанной с выполнением контрольных и (или) надзорных функций

1. При осуществлении должностных обязанностей, связанных с выполнением контрольных и (или) надзорных функций, должностное лицо или служащий должны стремиться:
— проявлять требовательность, принципиальность в сочетании с корректностью, уважением достоинства представителей проверяемых организаций;
— объективно оценивать деятельность проверяемых организаций, исключая влияние предвзятых мнений и суждений;
— не давать поводов для подозрений или упрёков в отношениях с представителями проверяемых организаций;
— воздерживаться от застолий, принятия недопустимых знаков внимания, подарков, подношений и вознаграждений.

2. При направлении на проверку в организацию должностное лицо или служащий, ранее работавший в подлежащей проверке организации, обязан заранее уведомить об этом непосредственного руководителя.

3. Должностному лицу и служащему следует избегать отношений, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.

Статья 7. Культура речи

1. Должностное лицо и служащий обязаны придерживаться общепринятых правил русского языка и использовать официально-деловой стиль в устной и письменной речи.

2. Должностному лицу и служащему рекомендуется не применять без необходимости иноязычные слова.

3. В речи должностного лица или служащего неприемлемо употребление:
— грубых шуток и злой иронии;
— неуместных слов и речевых оборотов;
— высказываний, которые могут быть восприняты и истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;
— выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
— нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное отношение к людям.

Статья 8. Внешний вид и форма одежды

1. Должностному лицу и служащему при исполнении должностных обязанностей рекомендуется:
— поддерживать внешний вид, вызывающий уважение у коллег и граждан;
— придерживаться официально-делового стиля одежды, который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность;
— соблюдать умеренность в использовании косметики, парфюмерии, ношении ювелирных изделий и других аксессуаров.

2. Служащему, для которого установлено ношение форменной одежды, следует носить форменную одежду в соответствии с установленными требованиями, чистой, хорошо подогнанной и отглаженной.

Статья 9. Общие правила содержания служебных помещений и рабочих мест

1. Должностное лицо и служащий должны поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Обстановка кабинета должна быть официальной, производящей благоприятное впечатление на коллег и посетителей.

2. Должностному лицу и служащему не следует вывешивать в служебном кабинете плакаты, календари, листовки и иные изображения или тексты, не соответствующие официальной обстановке, а также содержащие рекламу коммерческих организаций, товаров, работ, услуг.

Должностному лицу и служащему не рекомендуется использовать канцелярские принадлежности с логотипами коммерческих организаций.

3. Должностному лицу и служащему не рекомендуется демонстративно выставлять на рабочем месте:
— предметы культа, старины, антиквариата, роскоши;
— подарки, сувениры, дорогостоящие письменные приборы и другие предметы из дорогих пород дерева, драгоценных камней и металлов;
— посуду, столовые приборы, чайные принадлежности, продукты питания.

4. При размещении в служебном кабинете грамот, благодарностей, дипломов и других свидетельств личных заслуг и достижений должностного лица и служащего рекомендуется проявлять чувство меры.

Статья 10. Отношение к подаркам и иным знакам внимания

1. Должностным лицам и служащим не следует принимать или вручать подарки, вознаграждения, призы, а равно принимать и оказывать разнообразные знаки внимания, услуги (далее – подарки), получение или вручение которых может способствовать возникновению конфликта интересов.

2. Должностное лицо или служащий может принимать или вручать подарки, если:
— это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;
— ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;
— стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

3. Должностному лицу или служащему не следует:
— провоцировать вручение ему подарка;
— принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми должностное лицо или служащий имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
— передавать подарки другим должностным лицам и служащим, если это не связано с выполнением его должностных обязанностей;
— выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

Статья 11. Ответственность за нарушение кодекса

1. За нарушение положений, установленных настоящим кодексом, должностное лицо, служащий несут моральную ответственность перед обществом, коллективом и своей совестью.

2. Наряду с моральной ответственностью служащий, допустивший нарушение положений, установленных настоящим кодексом, и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несёт дисциплинарную или иную ответственность.

3. Нарушения служащим этических норм и правил поведения, установленных кодексом, рассматриваются на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

www.kadry24.ru

Правила поведения граждан в государственных органах

от 16.04.2010г. № 15

Правила поведения граждан в здании (помещениях) Кировского районного суда г. Волгограда,

судебных участков мировых судей №№86-90, 138 Волгоградской области

Настоящие Правила определяют нормы поведения граждан в здании (помещениях) Кировского районного суда г. Волгограда, судебных участках мировых судей №№86-90, 138 Волгоградской области (далее здание суда).

Правила разработаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регламентирующими процедуру отправления правосудия судами на территории Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами в целях:

· обеспечения условий для реализации конституционного права граждан на судебную защиту;

· соблюдения установленного порядка в здании (помещении) суда;

· обеспечения безопасности граждан в здании суда, обеспечения безопасности судей, работников аппарата суда и судебных участков мировых судей.

1. Общие положения

1.1. Под зданием (помещениями) суда понимается отдельно стоящее здание (строение), используемое для размещения суда, судебных участков мировых судей.

1.2. Под установленным порядком в здании (помещениях) суда понимается совокупность требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих:

а) процедуру осуществления правосудия уполномоченными должностными лицами;

б) деятельность судей, не связанную с рассмотрением конкретных судебных дел, и работников аппарата суда;

в) нормы поведения граждан в общественных местах.

1.3. Посетителем суда признается физическое лицо, временно находящееся в здании суда по своей инициативе, либо в качестве участника судебного процесса, свидетеля, а также в связи с исполнением служебных обязанностей в суде, для которого суд не является постоянным местом работы. Несовершеннолетние лица в возрасте до 14 лет могут находиться в здании (помещениях) суда только в сопровождении близких родственников, опекунов или педагогов (других сопровождающих их лиц).

1.4. Контроль за поддержанием установленного порядка в залах судебных заседаний, здании (помещении) суда осуществляется председателем суда, судьями, администратором суда, работниками аппарата суда, судебными приставами по ОУПДС. Требования по соблюдению установленного порядка являются обязательными для посетителей суда.

1.5. Поддержание установленного порядка деятельности суда и принудительное исполнение требований судей в отношении посетителей суда возлагается на судебных приставов по ОУПДС. Организация деятельности судебных приставов по ОУПДС осуществляется на основании нормативно-правовых актов и ведомственных инструкций.

2. Порядок посещения Кировского районного суда г. Волгограда, судебных участков мировых судей №№86-90, 138 Волгоградской области

2.1. Посещение суда осуществляется: с понедельника по пятницу (включительно) с 9 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, с 13 часов 45 минут до 18 часов 00 минут (в предпраздничные дни – до 17 часов 00 минут).

2.2. Пропуск посетителей в помещение суда начинается не ранее 8 часов 50 минут и прекращается по окончанию рабочего времени. Посещение суда, без какой-либо цели и нахождение в здании суда не допускается.

2.3. Нахождение посетителей в помещении суда после окончания рабочего времени допустимо только с разрешения председателя суда, заместителя председателя суда, судей, либо администратора суда.

2.4. В случае окончания судебного заседания позже 18 часов 00 минут посетители могут находиться в помещении суда до окончания судебного заседания в месте его проведения.

2.5. Посетители суда вправе пользоваться стендом с образцами судебных документов и информацией о дне и времени рассмотрения тех или иных судебных дел, находящихся в производстве данного суда.

2.6. На время обеденного перерыва с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по требованию судебного пристава по ОУПДС посетители должны покинуть служебные помещения (кабинеты и залы судебных заседаний) за исключением случаев продолжения судебного заседания.

3. Порядок обращения и подачи заявлений (жалоб)

3.1. В соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» и Положением о приемной в судах общей юрисдикции, утвержденной Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 26.11.2008 года, в Кировском районном суде г. Волгограда ведется ежедневный прием граждан, их представителей, а также представителей юридических лиц. Обеспечивается прием письменных обращений, а также документов по конкретным судебным делам, жалоб на действия судей, работников аппарата суда; прием исковых заявлений, кассационных (частных) жалоб, представлений; повторная выдача копий судебных актов, дубликатов исполнительных документов; передача материалов по принадлежности; оказание информационно-консультативной помощи в разъяснении процессуального законодательства об организации судебного делопроизводства.

3.2. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в Кировском районном суде г. Волгограда организован личный прием граждан председателем суда, заместителем председателя суда по вопросам, не подлежащим рассмотрению в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном порядке. Информация о времени приема размещена на информационном стенде в холле суда и на Интернет-сайте суда.

4. Права и обязанности посетителей Кировского районного суда г. Волгограда, судебных участков мировых судей №№86-90, 138 Волгоградской области

4.1. Посетители суда вправе:

· посетить здание (помещения) суда как участники судебного процесса, свидетели, по своей инициативе, а также в связи с исполнением служебных обязанностей;

· находиться в суде в течение всего рабочего времени суда, покидая по требованию судьи, судебного пристава по ОУПДС или работника аппарата суда служебные помещения на время перерыва в заседании;

· посещать соответствующие служебные помещения суда для получения процессуальных документов и подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов;

· по своей инициативе, при наличии свободных мест, находиться в зале судебного заседания при рассмотрении судом того или иного судебного дела, если судебное заседание не объявлено председательствующим по делу закрытым;

· находиться в здании (помещениях) суда только в рабочее время, а в другое время с разрешения председателя суда, судьи, при условии проведения в это время судебного заседания;

· участники судебного заседания при наличии достаточных на то оснований имеют право обращаться за помощью к судебным приставам по ОУПДС по вопросам обеспечения личной безопасности;

· знакомиться с образцами судебных документов, находящихся на стенде и получать информацию о дате и времени рассмотрения тех или иных судебных дел, находящихся в производстве суда.

4.2. Посетители суда обязаны:

· соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах;

· выполнять законные требования и распоряжения председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда и судебных приставов по ОУПДС;

· не допускать проявлений неуважительного отношения к судьям, работникам аппарата суда, судебным приставам и посетителям суда;

· не препятствовать надлежащему исполнению судьями, работниками аппарата суда, судебными приставами по ОУПДС, сотрудниками милиции по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, служебных обязанностей;

· сообщать секретарю судебного заседания о своей явке в суд по вызову в качестве участника судебного процесса, свидетеля, обратившись до начала судебного заседания в кабинет, указанный в судебном извещении (повестке);

· бережно относиться к имуществу суда, соблюдать чистоту, тишину и порядок в зданиях (помещениях) суда;

· до вызова в зал судебного заседания находиться в специально отведенном месте здания (помещения) суда или месте, указанном судьей, секретарем судебного заседания или судебным приставом по ОУПДС.

4.3. В целях предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, работников аппарата и посетителей в здании (помещениях) суда посетителям запрещается:

· находиться в здании (помещении) суда в нерабочее время;

· находиться в служебных помещениях или залах судебных заседаний без разрешения судьи, работника аппарата суда или судебного пристава по ОУПДС;

· во время судебного заседания пользоваться средствами связи, в том числе мобильными телефонами;

· проводить кино-, фото-, видеосъемку судебного заседания без наличия соответствующего на то разрешения председателя суда, судьи, председательствующего в судебном заседании;

· находиться около помещений, предназначенных для лиц, содержащихся под стражей;

· выносить из зданий (помещений) суда документы, полученные для ознакомления, а также имущество суда;

· изымать образцы судебных документов со стендов районных (городских) судов г. Волгограда и Волгоградской области, Волгоградского гарнизонного военного суда, а также помещать на них какие-либо объявления;

· употреблять спиртные напитки, находиться в здании (помещениях) суда в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения;

· курить в здании (помещениях) суда.

5. Ответственность посетителей за нарушение настоящих Типовых правил

5.1. В случае нарушений посетителями суда требований, содержащихся в разделе 4 настоящих Правил – председатель суда, судьи, администратор суда, судебные приставы и работники аппарата суда могут делать нарушителям свои замечания, а также принимать меры, предусмотренные Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи, председательствующего в судебном заседании, и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденной приказом Министра юстиции Российской Федерации от 3 августа 1999 г . – № 226.

5.2. При наличии в действиях посетителей суда признаков административных правонарушений, в том числе предусмотренных статьей 17.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, то есть н еисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов , виновные лица могут быть привлечены в установленном порядке к административной ответственности.

5.3. В случае совершения посетителями суда деяний, влекущих уголовную ответственность, в том числе предусмотренных ст. 294-298 Уголовного Кодекса Российской Федерации (в оспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования; неуважение к суду; клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя), виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности в установленном порядке.

5.4. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества суда на виновных лиц наряду с административной либо уголовной ответственностью возлагается обязанность возместить причиненный имущественный ущерб.

kir.vol.sudrf.ru