Решение Хабаровского краевого суда от 08 декабря 2016 г. по делу N 3а-68/2016

Решение Хабаровского краевого суда от 08 декабря 2016 г. по делу N 3а-68/2016

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 08 декабря 2016 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Колесниковой А.И., с участием прокурора Криковцовой Е.Г., представителя административного истца Шахова И.Н., представителей административного ответчика Законодательной Думы Хабаровского края Миневич М.Д., Карамышевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чубырина А.И. о признании недействующими подпункты «а», «в» пункта 3 статьи 2 Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края»,

Законодательной Думой Хабаровского края 30 сентября 2015 года принят Закон Хабаровского края N 119 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края» (далее — Закон N 119). Нормативный акт опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 06.10.2015, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, обнародован распоряжением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2015 N 492-р.

Подпунктом «а» пункта 3 статьи 2 Закона N 119 признан утратившим силу пункт 3 части 4 статьи 5 Закона Хабаровского края от 26.01.2005г. N 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан» (далее — Закон N 254), в соответствии с которым ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения.

Подпунктом «в» пункта 3 статьи 2 Закона N 119 часть 4 статьи 5 Закона N 254 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым ветеранам труда края предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в размере 405 рублей.

Чубырин А.И., являющийся с 05.07.2010г. ветераном труда, обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункты «а», «в» пункта 3 статьи 2 Закона N 119.

В обоснование заявленных требований Чубырин А.И. указал, что является субъектом правоотношений, регулируемых вышеприведенными нормами. До вступления в силу Закона N 119 ветеранам труда предоставлялась ежемесячная денежная выплата на проезд в общественном транспорте, на которую можно было приобрести Единый социальный проездной билет, предоставлявший право бесплатного проезда на городском и пригородном общественном транспорте. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005г. N 122 (в редакции от 30.01.2014г. N 6) стоимость Единого социального проездного билета с 01.01.2014г. была установлена в размере 605 руб. Замена указанной льготы денежной выплатой в размере 405 рублей является неравнозначной ранее действующей льготе, в связи с чем, оспариваемые нормы противоречат положениям абзаца 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2014г. N 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ), согласно которым при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, условия их предоставления не могут быть ухудшены. Среднее количество поездок на общественном транспорте, которое может позволить себе ветеран труда, уменьшилось на 40 %. Не соблюдена процедура принятия Закона N 119, который в нарушение подпункта «е» пункта 28.5 статьи 28 Устава Хабаровского края подписан С.Л. Луговским, не являвшимся по состоянию на 30.09.2015г. председателем Законодательной Думы Хабаровского края, и не наделенным Уставом правом подписания Законов края.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца Чубырина А.И., который в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель Чубырина А.И. — Шахов И.Н. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представители административного ответчика Законодательной Думы Хабаровского края Миневич М.Д., Карамышева Е.М. заявленные требования не признали по тем основаниям, что Закон края N 119 принят в пределах компетенции Законодательной Думы Хабаровского края, положениям федерального законодательства не противоречит. Положения части 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ не нарушены, поскольку после принятия оспариваемого Закона N 119 общий объем финансирования в крае на цели предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда не уменьшился.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в частности относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах») меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 30.1 статьи 30 Устава Хабаровского края законодательное регулирование по предметам ведения края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий края осуществляет Законодательная Дума Хабаровского края.

В целях реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», Законодателей Думой Хабаровского края принят Закон N 254.

Таким образом, Закон N 254, а также Закон N 119, внесший оспариваемые изменения в Закон N 254, приняты в пределах компетенции Законодательной Думы Хабаровского края.

Оспариваемые Чубыриным А.И. нормы вносят в Закон N 254 изменения, направленные на реформирование мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, и заключаются в замене мер социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренной государственной программой края в области социальной защиты населения, ежемесячной денежной выплатой в размере 405 руб.

В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ с 01.01.2005г. изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации.

До 01.01.2005г. меры социальной защиты ветеранов труда устанавливались статьей 22 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 4 части 2 статьи 22 которого ветеранам труда было предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 44 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения и дополнения в статью 13 Федерального закона «О ветеранах». Мерами социальной поддержки ветеранов в настоящее время являются: пенсионное обеспечение; выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ); предоставление жилых помещений; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах»).

Таким образом, сохранение права бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), новой редакцией статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», действующей с 1 января 2005 года, не предусмотрено.

Изменяя правовое регулирование вопроса предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупной объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (абзац 3 части 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ).

Таким образом, государство гарантировало ветеранам труда как обеспечение мерами социальной поддержки, так и минимальный (базовый) уровень этих мер, однако решение вопросов об объеме этих мер и порядке их предоставления передано на усмотрение субъекта Российской Федерации, исходя из денежных средств своего бюджета, при соблюдении условий, предусмотренных абзацем 3 части 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ.

Действующее федеральное законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки — в виде ежемесячной компенсации.

Методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, в связи с чем, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить размер денежной компенсации.

В судебном заседании установлено, что после принятия оспариваемых норм, общий объем финансирования в крае на цели предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда не уменьшился.

Согласно информации министерства социальной защиты населения Хабаровского края численность граждан льготной категории «Ветеран труда» составляет: 2014 год — 85 430 человек, 2015 год — 84 567 человек, 2016 год — 86 585 человек. Совокупный объем финансовых средств, предусмотренных в краевом бюджете на обеспечение мер поддержки ветеранов труда по проезду на транспорте ежегодно увеличивается: 2014 год — 356,96 млн. руб., 2015 год — 414,83 млн. руб., на 01.11.2016 год — 361,2 млн. руб. (план на 2016 год — 433,1 млн. руб.). Совокупный объем финансовых средств, предусмотренных в краевом бюджете на обеспечение всеми краевыми мерами социальной поддержки ветеранов труда, составил: 2014 год — 1 879,20 млн. руб., 2015 год — 1 913,42 млн. руб., 2016 год — 1960,37 млн. руб.

Доводы административного истца о фактическом снижении размера социальной поддержки в связи с тем, что до принятия оспариваемых норм стоимость единого социального билета была утверждена в размере 605 руб., являются не обоснованными.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005г. N 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» (далее — Постановление Губернатора N 122) ветеранам труда с 01.07.2005г. взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования была установлена ежемесячная денежная выплата на проезд (далее — ЕДВ) в размере 100 рублей и предоставлялось право за указанную сумму приобрести единый социальный проездной билет (далее ЕСПБ) для проезда в городском общественном транспорте.

Указанным Постановлением Губернатора N 122 в редакции от 30.01.2014г. N 6, был утвержден размер стоимости проезда по ЕСПБ в месяц по муниципальным образования края от 314 до 605 рублей (для города Хабаровска — 605 рублей), из которых ветеранам труда предоставлялась ЕДВ в сумме 100 рублей, а остальная сумма направлялась транспортным предприятиям для возмещения расходов на перевозку льготных категорий граждан по ЕСПБ на городских и межмуниципальных пригородных автомобильных перевозках.

Предоставление мер социальной поддержки по проезду на общественном транспорте в виде ЕДВ в сумме 405 руб. обеспечило предоставление равных прав всем ветеранам труда края, в том числе, проживающим в населенных пунктах, не имеющих транспортной обеспеченности, либо по состоянию здоровья или иным обстоятельствам, не имеющим возможности или необходимости пользоваться общественным транспортом, ранее получающим ЕДВ в размере 100 руб.

Доводы административного истца о подписании Закона края N 119 неуполномоченным должностным лицом, являются не обоснованными.

Закон края N 119 подписан первым заместителем председателя Законодательной Думы Хабаровского края Луговским С.Л.

В соответствии с пунктом 27.4 статьи 27 Устава Хабаровского края порядок деятельности и организации работы Законодательной Думы Хабаровского края, а также полномочия ее должностных лиц определяются федеральным законом, настоящим Уставом, краевым законом и постановлением Законодательной Думы.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 28.5 статьи 28 Устава Хабаровского края краевые законы подписывает председатель Законодательной Думы Хабаровского края.

Согласно части 10 статьи 15 Закона Хабаровского края от 28.03.1996г. N 33 «О Законодательной Думе Хабаровского края» в случае временного отсутствия председателя Законодательной Думы его обязанности исполняет первый заместитель председателя Думы либо по решению председателя думы — заместителя председателя Думы.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Следственного Комитета РФ, в рамках расследования уголовного дела Басманным районным судом города Москвы 10.06.2015г. в отношении председателя Хабаровской Законодательной Думы Чудова В.В. была избрана мера пресечения — заключение под стражу, в связи с чем, на момент принятия оспариваемого Закона N 119, Чудов В.В. не мог исполнять обязанности председателя Думы.

Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 02.10.2014г. N 2 «Об избрании первого заместителя председателя Законодательной Думы Хабаровского края, действовавшего на момент принятия оспариваемого Закона N 119, первым заместителем председателя Думы избран депутат Думы Луговской С.Л.

В силу приведенных норм материального права оспариваемый нормативный акт подписан уполномоченным должностным лицом.

Из изложенного следует, что оспариваемы нормы права административного истца не нарушают, нормам федерального законодательства не противоречат, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Чубырину А.И. в удовлетворении требования о признании недействующими подпункты «а», «в» пункта 3 статьи 2 Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края» отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 12 декабря 2016 года

Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Сайт прокуратуры Хабаровского края

Льготный проезд на городском и пригородном автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, в том числе по единым социальным проездным билетам, для региональных льготников заменен ежемесячной денежной выплатой

Законом Хабаровского края от 30.09.2015 № 1 19 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края» (далее — Закон края № 119), с 01.11.2015 льготный проезд на городском и пригородном автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, в том числе по единым социальным проездным билетам, для региональных льготников заменен ежемесячной денежной выплатой.

Закон края № 119 не предусматривает установление федеральным льготникам дополнительной ежемесячной выплаты из средств краевого бюджета.

Данное решение связано с тем, что с 2005 года федеральным льготникам, в том числе инвалидам, предоставляется ежемесячная денежная выплата, в состав которой включены денежные средства на проезд. Одновременное получение нескольких ежемесячных денежных выплат действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрено (кроме доноров).

Таким образом, ч. 2 ст. 8 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 №254 (ред. от 30.09.2015) «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» предусмотрено, что, если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина, за исключением граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 №125 «О донорстве крови и её компонентов». Указанная норма основана на положении пункта 3 ст. 13 Федерального закона № 5, в соответствии с которым гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В зависимости от группы инвалидности размер ежемесячной денежной выплаты в месяц составляет от 1 793, 74 руб. до 3 1737,60 руб. с учетом набора социальных услуг. По желанию гражданина набор социальных услуг может предоставляться как в натуральной, так и в денежной форме. Меры социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ).

До 01.01.2005 меры социальной поддержки по проезду предоставлялись инвалидам в натуральном виде в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 181 -ФЗ.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 01.01.2005 вышеуказанная статья признана утратившей силу. Указанные в ней меры социальной поддержки по проезду заменены ежемесячной денежной выплатой.

Иных нормативных правовых актов, предоставляющих инвалидам право на меры социальной поддержки по проезду, на федеральном уровне не установлено.

В соответствии со ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Подпунктами «а» и «в» п. 3 ст. 2 Закона края №119 признан утратившим силу п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона края № 254, предоставлявший ветеранам труда меры социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения. Одновременно ветеранам труда установлена ежемесячная денежная выплата в размере 405 рублей (п. 8 ч. 4 ст. 5 Закона края № 283 в редакции Закона края № 119).

Также пп. 1 и 3 ст. 3 Закона края №119 признан утратившим силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона края № 283, предоставлявший ветеранам труда края меры социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения. Одновременно ветеранам труда края установлена ежемесячная денежная выплата в размере 405 рублей (п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона края № 283 в редакции Закона края № 119).

В соответствии с пп. «а» и «в» п. 1 ст. 2 Закона края №119 признан утратившим силу п. 3 ст. 3 Закона края № 254, предоставлявший гражданам пожилого возраста меры социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения. Одновременно гражданам пожилого возраста установлена ежемесячная денежная выплата в размере 310 рублей (п. 8 ст. 3 Закона края № 254 в редакции Закона края № 119).

Таким образом, Закон края № 119 принят в пределах компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству.

В силу пп. «а» п. 18 постановления Пленума ВС РФ № 48, суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Одновременно сообщаю, что в министерстве социальной защите населения края и подведомственных учреждениях с 19.06.2015 для индивидуального консультирования граждан работает телефон «горячей линии» — 31-15-16.

www.prokurorhbr.ru

Закон Хабаровского края от 30 июля 2014 года №374 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края»

Внести в Закон Хабаровского края от 31 марта 1999 года № 114 «О социальном партнерстве в сфере труда» (Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края, 1999, № 3; Собрание законодательства Хабаровского края, 2002, № 1, ч. 1; 2008, № 10) следующие изменения:

1) последний абзац статьи 13 изложить в следующей редакции:
«Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти края или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.»;

2) абзац пятый статьи 18 изложить в следующей редакции:
«В отношении работодателей — государственных органов края, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом края или органом местного самоуправления (статья 34 Трудового кодекса Российской Федерации).».

Внести в Закон Хабаровского края от 26 января 2005 года № 255 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2005, № 2, № 8) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям. Процентная надбавка к заработной плате
1. Заработная плата работников государственных органов края, государственных учреждений края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, а также пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, выплачиваются с учетом районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации.
Правительство края вправе установить более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов края и государственных учреждений края, а также предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого муниципальными образованиями края.
2. Лицам, работающим в государственных органах края, государственных учреждениях края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях в соответствии с федеральным законодательством.»;

2) в статье 3:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Лица, работающие в государственных органах края, государственных учреждениях края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данном государственном органе края, государственном учреждении края.»;
б) часть 2 после слова «работника» дополнить словами «и членов его семьи»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Государственные органы края, государственные учреждения края оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.»;
г) первое предложение части 4 изложить в следующей редакции: «Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника государственного органа края, государственного учреждения края и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда.»;
д) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.»;
е) часть 6 изложить в следующей редакции:
«6. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику государственного органа края, государственного учреждения края и членам его семьи только по основному месту работы работника.»;

3) в статье 4:
а) в части 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«1. Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах края, государственных учреждениях края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации или других территорий края, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;»;
б) в части 2 слова «с данной организацией» заменить словами «в данной организации»;
в) в части 3 слова «организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края и финансируемой за счет средств краевого бюджета, а также» заменить словами «государственного органа края, государственного учреждения края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, и», слово «расторжением» заменить словом «прекращением»;
г) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику государственного органа края, государственного учреждения края только по основному месту работы.».

Внести в Закон Хабаровского края от 31 июля 2006 года № 44 «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2006, № 7; 2009, № 9; 2012, № 4, ч. I; 2014, № 2) следующие изменения:

1) пункт 10 части 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«10) несоблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в части 2 статьи 9 настоящего закона, в том числе в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных в статье 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».»;

2) в части 2 статьи 9 слово «ограничения» заменить словами «запреты, ограничения и обязанности».

Внести в Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 135 «Об уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2011, № 12, ч. 1; 2012, № 4, ч. I; 2014, № 2) следующие изменения:

1) пункт 10 части 2 статьи 9 изложить в следующей редакции:
«10) несоблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в части 2 статьи 10 настоящего закона, в том числе в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных в статье 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».»;

2) в части 2 статьи 10 слово «ограничения» заменить словами «запреты, ограничения и обязанности».

Внести в Закон Хабаровского края от 25 апреля 2012 года № 188 «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Хабаровского края» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2012, № 4, ч. I; 2013, № 1, № 12, ч. I; 2014, № 2) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:
«О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Хабаровского края»;

2) преамбулу изложить в следующей редакции:
«Настоящий закон на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» направлен на реализацию отдельных полномочий органов государственной власти Хабаровского края (далее — край) по установлению правовой основы участия граждан в охране общественного порядка на территории края (далее — общественный порядок).»;

3) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Понятия, используемые в настоящем законе
Понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».»;

4) статьи 2 — 8 признать утратившими силу;

5) статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Удостоверение и нарукавная повязка народного дружинника
1. Народному дружиннику уполномоченным органом местного самоуправления городского округа, поселения (далее — уполномоченный орган) выдается удостоверение единого образца согласно приложению к настоящему закону и нарукавная повязка красного цвета с надписью «НАРОДНЫЙ ДРУЖИННИК».
2. В случае утраты удостоверения народного дружинника, нарукавной повязки народного дружинника либо если они пришли в негодность, осуществляется их замена на основании письменного заявления народного дружинника, поданного в уполномоченный орган.
3. В случае прекращения членства в народной дружине удостоверение народного дружинника и нарукавная повязка народного дружинника подлежат сдаче в уполномоченный орган в течение трех дней.»;

6) в статье 10:
а) в наименовании слово «дружинников» заменить словами «народных дружинников»;
б) в части 1:
в абзаце первом слово «дружинники» заменить словами «народные дружинники»;
в последнем абзаце слово «дружинника» заменить словами «народного дружинника», слово «дружины» заменить словами «народной дружины»;
в) в части 2 слово «дружинники» заменить словами «народные дружинники»;
г) часть 3 признать утратившей силу;

7) в статье 11:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 11. Компенсация, выплачиваемая народным дружинникам»;
б) слово «дружинником» заменить словами «народным дружинником», слово «дружинника» заменить словами «народного дружинника», слово «дружины» заменить словами «народной дружины»;

8) в наименовании, абзаце первом части 1 и части 2 статьи 12 слово «дружинника» заменить словами «народного дружинника»;

9) статью 13 изложить в следующей редакции:
«Статья 13. Координирующие органы (штабы)
1. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин, созданных на территории городского округа, муниципального района, органы местного самоуправления указанных муниципальных образований вправе создавать координирующие органы (штабы) (далее — штабы).
2. Организация деятельности штаба осуществляется советом штаба (далее — совет).
3. В состав совета входят представители органов местного самоуправления, органов внутренних дел (полиции), других органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, представители народных дружин, участвующих в охране общественного порядка на территории городского округа, муниципального района.
4. К полномочиям совета относятся:
1) обеспечение координации деятельности и взаимодействия народных дружин, созданных на территории городского округа, муниципального района;
2) организация взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полиции), другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка, и средствами массовой информации;
3) организация правового обучения народных дружинников;
4) осуществление пропаганды правовых знаний, активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям;
5) анализ и обобщение практики деятельности народных дружин, внесение предложений в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствования работы народных дружин, улучшения их материально-технического и финансового обеспечения;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с положением о совете.»;

10) статью 14 изложить в следующей редакции:
«Статья 14. Содействие деятельности народных дружин и штабов
Содействие деятельности народных дружин и штабов, созданных на территории края, оказание им методической помощи, в том числе подготовка методических рекомендаций по разработке типового устава народной дружины, а также оказание содействия органам внутренних дел (полиции) и органам местного самоуправления по вопросам деятельности народных дружин осуществляются специально уполномоченным Правительством края структурным подразделением.»;

11) приложение изложить в следующей редакции:

Смотрите приложение к настоящему Закону.

Внести в статью 4 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2012 года № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2012, № 12, ч. I; 2013, № 12, ч. I; 2014, № 2; Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru, 01.07.2014) следующие изменения:

1) часть 2 дополнить пунктом 13 следующего содержания:
«13) копия правового акта органа опеки и попечительства об устройстве лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего закона, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заверенная в установленном порядке.»;

2) в части 3 слова «пунктах 10 и 12» заменить словами «пунктах 10, 12 и 13»;

3) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Заявление о включении в список регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о включении в список, которая ведется по форме, установленной Правительством края.
Документы, указанные в пунктах 1 — 3, 6, 8 — 10 части 2 настоящей статьи и пункте 1 части 3 статьи 6 настоящего закона, представляются в виде копий, заверенных в установленном порядке, либо в виде копий с одновременным представлением оригинала. В случае представления копий документов, не заверенных в установленном порядке, проводится их проверка на соответствие оригиналу, после чего они заверяются должностным лицом специально уполномоченного органа по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, принимающим документы.
Лицу, обратившемуся с заявлением о включении в список, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, принимающим документы.».

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Законодательной Думы Хабаровского края В.В.Чудов

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией

rg.ru