182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений»

Система профилактики правонарушений — состав организаций и лиц, которые принимают активное участие в этом процессе. Они занимаются разработкой специальных мер, способствующих уменьшению числа правонарушений.

В профилактике нарушений прав активное участие принимают общественные объединения, граждане Российской Федерации и другие компании, которые специализируются в этом направлении. В список участников входит организация социального обслуживания. Компания оказывает социальные услуги, что также считается профилактической мерой.

Субъектами, которые занимаются подобной деятельностью, являются:

  • Органы исполнительной власти;
  • Органы Следственного комитета РФ;
  • Органы местного самоуправления;
  • Органы государственной власти.

Для осуществления профилактики правонарушений был создан закон, на основании которого определяются основные принципы его действия:

  • Приоритет законных интересов и прав человека и гражданина в ходе выполнения ряда мероприятий при осуществлении профилактики нарушений прав;
  • Выполнение систематических и стандартных подходов;
  • Законность;
  • Компетентность;
  • Ответственность должностных лиц и субъектов профилактики правонарушений в ситуациях, когда законные интересы/права гражданина и человека не были своевременно учтены.
  • 120 ФЗ об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних здесь:

    Описание Федерального закона 182

    Настоящий Федеральный закон был создан для регулирования общественных отношений, которые возникают в области профилактики нарушений прав в РФ. Подобная система была создана на основании ФЗ-182.

    Она включает в себя:

  • Общие правила функционирования;
  • Принципы;
  • Направления;
  • Обязанности и права субъектов.
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 10 июня 2016 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Последние изменения были внесены 26 декабря 2017 года.

    Скачать 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений»

    Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти разрабатывают государственные программы. Основная цель таких программ — профилактика правонарушений. Они создаются с учетом законодательных положений, предусмотренных Федеральным законом №182.

    Чтобы скачать последнюю редакцию закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», перейдите по ссылке.

    Изменения в ФЗ «О профилактике преступлений и правонарушений»

    Федеральный закон №109 был принят 26 мая 2017 года и подписан Президентом РФ. Законодательные положения вносят некоторые изменения в ФЗ №182.

    Статья 2

    П 1 ст 2 был изложен в следующей редакции: «выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».

    Статья 9

    В п 2 ст 9 слова «вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий» были исправлены на «вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям».

    Статья 11

    В п 1 статьи 11 слова «вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий» были заменены на «вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».

    В п 1 ст 21 фраза «преступления и (или) антиобщественных действий» была заменена на «преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям».

    Статья 23

    В п 1 ст 23 слова «преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия» были заменены на «преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий и (или) в преступную группу либо склоняющих их к суицидальным действиям, и применяют к ним меры воздействия».

    Ниже рассмотрены статьи, изменения в которые не вносились. Однако они содержат важные аспекты.

    Статья 8

    Ст 8 определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области профилактики правонарушений.

    Федеральные органы власти наделены определенными полномочиями, при помощи которых можно:

  • Создавать государственную политику, основное направление которой является профилактика правонарушений и обеспечение ее реализации;
  • Регулировать при помощи нормативно-правовых документов деятельность по осуществлению профилактики правонарушений;
  • Создавать ведомственные координационные органы;
  • Обеспечивать совместной работой субъектов и участников;
  • Вести и отправлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти соответствующую статистику;
  • Заниматься другой деятельностью, если она предусмотрена законодательством РФ.
  • Статья 15

    В ст 15 определены виды деятельности профилактики правонарушений.

    Деятельность создана для выявления или устранения причин, на основании которых возникают правонарушения. Помимо этого, устраняются условия, которые способствуют облегчению совершения правонарушений. Используется мера по повышению уровня правовой грамотности граждан Российской Федерации.

    Законодательство определяет и индивидуальные меры системы. Их цель — воспитательное воздействие на отношения граждан. Благодаря правильному влиянию этого процесса, негативно влияющие на поведение граждан факторы исключаются. Чтобы осуществить индивидуальный подход, используются специальные меры, созданные на основании настоящего Федерального закона.

    Статья 21

    Ст 21 описывает профилактический учет. Этот инструмент необходим для обеспечения информацией соответствующих субъектов профилактического правонарушения. В процессе ведения подобного учета вся информация зашифровывается. Данные предоставляются исключительно субъектам исполнительной власти и только в электронной форме.

    Статья 26

    Описывает понятие «социальная реабилитация». Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, которые необходимы для восстановления функций лиц и социальных связей. Но только в случае, если они находятся в сложной жизненной ситуации. Сюда относятся и лица, которые в личных целях потребляют психотропные вещества и наркотические средства.

    Чтобы скачать закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», нажмите на ссылку.

    210fz.ru

    Независимая специализированная организация (НСО)

    Информация

    Описание: Официальная страничка «Независимой Специализированной Организации» Вконтакте.

    Контрактная система и не только: новости, аналитика, оперативная информация о вступающих в силу НПА. Актуальные статьи и видео, оригинальные исследования и авторские материалы. Показать полностью…

    А также неформальное общение, знакомства и налаживание профессиональных связей.

    ВНИМАНИЕ: просматривая материалы группы, вы соглашаетесь с правилами группы, размещенными в разделе «документы» Веб-сайт: http://ooo-nso.ru Место: Россия

    4 011 записей ко всем записям

    Компания «Гарант» разработала новый автоматизированный сервис по подбору судебной практики – аналитическую систему «Сутяжник». Теперь, чтобы лучше подготовиться к судебному разбирательству, достаточно скопировать текст искового Показать полностью… заявления в новый сервис, а робот подберет наиболее близкие вашему случаю решения судов общей юрисдикции или арбитражных судов. Производить анализ можно, также загружая в систему тексты из других документов, относящихся к судопроизводству, в которых подробно изложена ваша правовая проблема.

    Система мгновенно находит ответ, обрабатывая десятки миллионов документов. Чем подробнее будет загружаемый документ и нюансы правовой ситуации, тем проще роботу найти судебные решения. На сайте sutyazhnik.garant.ru любой желающий может пользоваться сервисом весь 2018 год.

    Обзор основных изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающих в силу с 1 января 2018 года Показать полностью… (подготовлено экспертами компании «Гарант», декабрь 2017 г.)

    См. также Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступающих в силу с 1 января 2018 года

    1. Контракты можно будет заключать в период отзыва лимитов бюджетных обязательств

    Пункт 3 ст. 72 БК РФ начнет действовать в новой редакции, согласно которой можно будет без каких-либо рисков заключать государственные и муниципальные контракты в период отзыва ЛБО. Предусмотрено только одно условие: сумма этих контрактов не должна превышать объем учтенных на лицевом счете принимаемых бюджетных обязательств.

    2. Изменятся требования к банкам, которые выдают банковские гарантии

    В новой редакции начнет действовать ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, обеспечивающие заявки участников торгов и исполнение контрактов, будут устанавливаться Правительством РФ. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, будет вестись Минфином России на его официальном сайте.

    До 1 января 2018 года заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

    3. Должна быть реализована возможность подачи заявок через ЕИС

    Такая возможность должна появиться на основании абзаца второго п. 2 постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36.

    4. В отношении федеральных заказчиков вновь начнет осуществляться казначейский контроль

    В отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд, возобновят свое действие абзац второй п. 14 и абзац второй п. 15 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367.

    Подлежащие размещению в ЕИС документы заказчиков, в отношении которых осуществляется контроль, не будут размещены в ЕИС, если Федеральное казначейство установит, что контролируемая информация в таких документах не соответствует требованиям, установленным ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

    5. Федеральное казначейство возобновит проверку сведений, направляемых заказчиками в реестр контрактов

    Возобновит действие пп. «в» п. 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, в части проверки непротиворечивости содержащихся в представленных заказчиком информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.

    6. Вести реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие гостайну, во всех случаях будет Федеральное казначейство

    Начнет действовать п. 2 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084.

    До 1 января 2018 года ведение реестра в части контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, осуществляется соответственно Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления.

    7. Вступят в силу Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки

    Как следует из Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, при описании лекарственных препаратов в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных ч. 6 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, указывают:

    — остаточный срок годности.

    Также перечислены дополнительные сведения, которые должны быть указаны в документации в отношении:

    — лекарственных препаратов в картриджах либо в иных формах выпуска, совместимых с устройствами введения (применения);

    — многокомпонентных (комбинированных) лекарственных препаратов, представляющих собой комбинацию 2 или более активных веществ, а также наборов зарегистрированных лекарственных препаратов;

    — лекарственных препаратов, для которых могут быть установлены требования к их комплектации растворителем или устройством для разведения и введения, а также к наличию инструментов для вскрытия ампул;

    — лекарственных препаратов в формах выпуска: «шприц», «преднаполненный шприц», «шприц-тюбик», «шприц-ручка».

    Установлены и дополнительные сведения, которые могут быть указаны в документации в отношении лекарственных препаратов:

    — необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии медицинской организации;

    — предназначенных для парентерального применения;

    — предназначенных исключительно для использования в педиатрической практике.

    Кроме того, определены сведения, которые не допускается указывать при описании объекта закупки, а также исключительный случай, когда заказчик вправе указать такие сведения.

    8. При закупках лекарственных препаратов необходимо будет использовать типовой контракт

    Вступит в силу приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 870н, которым в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ утвержден Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.

    9. В ЕИС должен появиться реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется на территории РФ

    В соответствии с п. 2 Правил ведения реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 231, с 1 января 2018 года реестр должен вестись в ЕИС.

    До указанной даты информация, которая включается в реестр, размещается федеральным органом исполнительной власти, заключившим специальный инвестиционный контракт, и органом исполнительной власти субъекта РФ, заключившим государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ, на своих сайтах в сети «Интернет».

    vk.com

    Критический анализ федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Зикеев Вячеслав Алексеевич

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Зикеев Вячеслав Алексеевич,

    The critical analysis of the Federal law «On bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation»

    Текст научной работы на тему «Критический анализ федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»»

    Зикеев Вячеслав Алексеевич

    Северо-Кавказский федеральный университет (е-таП: slava26z@mail.ru)

    Критический анализ Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

    Автор рассматривает закон через призму сложившейся системы нормативного регулирования деятельности по предупреждению правонарушений на региональном уровне и приходит к выводам об отсутствии восприятия в федеральном законодательстве достижений регионального законотворчества в рассматриваемой сфере правового регулирования. Оценка закона с точки зрения криминологической обоснованности, согласованности с действующим законодательством и юридической техники позволила автору сформировать ряд критических замечаний.

    Ключевые слова: криминологическая профилактика, криминологическое законодательство, преступность, правонарушение, предостережение.

    V.A. Zikeev, North Caucasus Federal University; e-mail: slava26z@mail.ru

    The critical analysis of the Federal law «On bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation»

    The author considers the law through a prism of the developed system of standard regulation of activities for the prevention of offenses at the regional level and makes conclusions about absence of adequate perception in the federal legislation of achievements of regional lawmaking in the considered sphere of legal regulation. The law assessment from the point of view of criminological validity, coherence with the current legislation and alegal equipment allowes to create a number of critical remarks.

    Key words: criminological prevention, criminological legislature, criminality, offense, warning.

    Правоохранительная система России подвергается на протяжении последних 25 лет постоянным реформам, меняется структура органов, происходят кадровые перестановки, изменяется законодательство. Однако высокий уровень преступности и деликтности продолжает оставаться одной из главных проблем нашего государства. Как отмечал А. Г. Авдейко, «отечественная государственная система профилактики правонарушений, будучи в конце 80-х годов прошлого века одним из наиболее эффективных направлений в полицейской мировой практике, за последующие годы утратила инструменты социального контроля преступности» [1].

    23 июня 2016 г. Президентом России был подписан Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 182-ФЗ). Криминологами неоднократно обсуждалась проблема необходимости законодательной регламентации общепревентивной антикриминальной деятельности. Существенный вклад в исследование рассма-

    триваемой проблемы внесли Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев и многие другие ученые [2; 3].

    Более того, идеи о необходимости формирования нормативно-правовой основы противодействия преступности легли в основу отрасли криминологической науки — криминологии закона. Данная отрасль сложилась благодаря Д.А. Шестакову [4]. Серьезные исследования были проведены Д.Ю. Гончаровым — основоположником концепции межотраслевых связей законодательства о противодействии преступности [5]. В.В. Лунеев и ряд других криминологов предлагали к рассмотрению конкретные концепции, основы законодательства, проекты законов о криминологической профилактике [6, с. 38-48].

    В настоящее время в России постепенно формируется система нерепрессивного криминологического законодательства. Однако отсутствие среди криминологов, ученых, экспертов консенсуса по вопросу общей регламентации криминологической профилактики на уровне федерального законодательства привело к тому, что данный процесс протекает с рядом сложностей, связанных с обеспечени-

    ем унификации, целостности, единообразия нормативного регулирования в рамках системы законодательства о противодействии преступности. А.И. Долгова основной проблемой при разработке нормативного правового акта в сфере предупреждения преступности видела приведение к целостности в рамках единого законодательного акта правовых предписаний, регулирующих предупреждение преступности, затрагивающих несколько отраслей и подотраслей права [7].

    Проект федерального закона, который лег в основу Федерального закона № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» был разработан МВД России. В 2011 г. он был вынесен на всеобщее обсуждение и подвергся серьезной критике со стороны криминологов. Некоторые из предложений и замечаний были учтены в ходе продолжающейся работы над законопроектом. В целом проект закона претерпел существенные изменения и в окончательном виде был принят Государственной Думой и подписан Президентом России спустя 11 лет после начала его разработки.

    Признание нерепрессивной антикриминальной деятельности на уровне федерального законодательства как равноправного инструмента правоохранительной деятельности является значимым шагом к гуманизации со стороны государства. Иными словами, концепция нормативного регулирования нерепрессивной деятельности по противодействию преступности — однозначное правовое благо.

    Второй положительный момент связан с наличием в законе норм, стимулирующих федеральную и региональную правотворческую деятельность в сфере регулирования деятельности по противодействию преступности. Часть 2 ст. 3 Федерального закона № 182-ФЗ установила, что особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах жизни общества могут быть определены отдельными федеральными законами. Пункт 11 ч. 2 ст. 6 фактически уполномочил законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также представительные органы местного самоуправления на осуществление нормотвор-ческой деятельности в данной сфере, в том числе в части развития положений федерального законодательства, расширения инструментария профилактической работы с учетом специфики криминологической обстановки региона.

    Иными словами, законодателем был определен вектор дальнейшего развития законодательства о предупреждении и борьбе с преступностью. Однако Федеральный закон № 182-ФЗ содержит ряд положений, которые должны быть подвергнуты детальному критическому анализу.

    Понятийный аппарат рассматриваемого нормативного правового акта вызывает вопросы по отдельным вводимым легальным определениям. Так, п. 1 ст. 2 Федерального закона № 182-ФЗ предлагает под правонарушением понимать преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность. По нашему мнению, представленное определение является некорректным. Действующее российское законодательство в соответствующих отраслевых кодифицированных нормативных правовых актах дает определения понятий преступления и правонарушения. Поэтому, на наш взгляд, в законе об основах системы профилактики правонарушение необходимо определять как деяние, подпадающее под признаки административного правонарушения или преступления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Если деяние не влечет административной или уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством (например, в силу малозначительности или при наличии обстоятельств, исключающих ответственность), то, исходя из буквального толкования Федерального закона № 182-ФЗ, оно не является правонарушением. Законодателем не принят во внимание тот факт, что правонарушение не всегда влечет ответственность, но при этом оно не перестает быть правонарушением с установленной законом санкцией за его совершение.

    Вызывает некоторые вопросы тот факт, что понятие «антиобщественное поведение» определяется законом как не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. Закон определил, что действия, которые нарушают законные права и интересы других лиц, могут не влечь уголовной или админи-

    стративной ответственности, т.е. законодатель признал де-факто, что отнюдь не все права и законные интересы находятся под охраной, не всякое нарушение прав и интересов граждан предусматривает применение юридических санкций.

    В ст. 16 Федерального закона № 182-ФЗ установлено, что специальные меры профилактики правонарушений, под которыми закон предлагает понимать репрессивные меры, в том числе меры осуществления общей и частной превенции уголовного закона, а также меры, предусмотренные уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности, могут применяться не только при выявлении правонарушений, но и при выявлении причин и условий, способствующих их совершению, а также при выявлении лиц, поведение которых носит не только противоправный, но и антиобщественный характер (речь идет о поведении, не являющемся основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности).

    Применяются данные меры, согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 182-ФЗ, на основании соответствующего судебного решения или решения уполномоченного субъекта профилактики. Таким образом, закон, направленный на регулирование нерепрессивной деятельности по противодействию правонарушениям, необоснованно расширяет сферу применения репрессивных мер на лиц, в действиях которых нет юридического состава правонарушения.

    Кроме того, указанное выше основание профилактики правонарушений носит довольно обтекаемый характер, что позволяет правоприменителю произвольно строить предположения о наличии социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а значит, применять меры профилактического воздействия (в том числе профилактический учет, профилактические беседы, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и т.д.) по своему усмотрению. Таким образом, остро встает вопрос об уровне компетенции субъектов профилактики правонарушений.

    С учетом изложенного выше особое внимание обращает на себя такой правовой ин-

    струмент профилактического воздействия, закрепленный в рассматриваемом законе, как предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Данное правовое средство не является инновационным. Нормы, устанавливающие предостережение как официальное указание на изменение модели поведения лица, содержатся, например, в федеральных законах «О прокуратуре Российской Федерации», «О защите конкуренции», «О Федеральной службе безопасности».

    Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 18 июня 2014 г. № 82-КГПР14-2, предостережение — это правовое средство, носящее превентивный (предупредительный, профилактический) характер, целью которого является предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности. Данная позиция относилась к предостережению как к мере прокурорского реагирования, однако, на наш взгляд, применима к любому установленному законом предостережению.

    Учеными предостережение определяется как «невластный, юридически не обязывающий правовой акт уполномоченных органов, объявляемый при наличии сведений о возможном нарушении закона и в целях предупреждения его совершения индивидуально определенному субъекту права в установленном процессуальном порядке (при отсутствии оснований для привлечения лица к юридической ответственности), содержанием которого является конкретная информация о недопустимости совершения в будущем конкретного противоправного деяния» [8]. В целом данное определение исчерпывающим образом включило в себя признаки предостережения, каким его видел законодатель до 23 июня 2016 г.

    С принятием Федерального закона № 182-ФЗ некоторые из указанных признаков перестали быть характерными для предостережения как формы профилактического воздействия. Ни о каком процессуальном порядке вновь принятый закон, регламентируя предостережение, не упоминает, а деяние, являющееся поводом для вынесения предостережения, может и не быть противоправным. По смыслу закона достаточно, чтобы это деяние по усмотрению

    правоприменителя создавало условия для совершения преступления или носило антиобщественный характер.

    Как известно из криминологической теории, виктимное поведение является одним из условий совершения преступлений. Так, если лицо, возвращаясь поздно вечером домой, довольно громко разговаривает по мобильному телефону, то его поведение можно признать виктимным. При этом само лицо не совершает противоправных действий, т.е. действий, содержащих признаки преступления или административного правонарушения. Несомненно, что профилактическая работа должна осуществляться и в направлении недопущения виктимизации населения, однако для этого существуют специальные меры виктимологической профилактики. Но ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 182-ФЗ позволяет субъектам профилактики правонарушений (органам власти, правоохранительным органам) применять такую форму профилактического воздействия, как объявление официального предостережения в отношении лиц, создающих своими действиями условия для совершения правонарушения.

    Более того, ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 182-ФЗ гласит, что в случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении о недопустимости указанных действий, лицо может быть привлечено к ответственности. Таким образом, лицо, создающее угрозу для самого себя своим виктим-ным поведением, исходя из буквального толкования закона, может быть привлечено к юридической ответственности. В качестве основания объявления официального предостережения фигурирует совершение действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо продолжение антиобщественного поведения, а это значит, что действия, создающие условия для совершения правонарушений, охватываются категорией «антиобщественное поведение».

    Однако с юридико-технической точки зрения налицо альтернативный характер диспозиции нормы. Вторым контраргументом наверняка станет тот факт, что рассматриваемая норма в качестве объекта профилактического воздействия определяет лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики. В соответствии с ч. 2 ст. 15, а также ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 182-ФЗ индивидуальная профилактика осуществляется

    в отношении следующих категорий лиц: безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние; лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы; лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия; лица без определенного места жительства; другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.

    Таким образом, круг лиц, которые могут подпадать под действие ст. 20 Федерального закона № 182-ФЗ, юридически не ограничен. К категориям лиц, предусмотренным законодательством Российской Федерации, относятся, в частности, граждане. Иными словами, любой гражданин по смыслу указанной выше нормы может быть подвергнут соответствующим профилактическим мероприятиям. Кроме того, российское уголовно-процессуальное законодательство непосредственно оперирует такой конструкцией, как «категория лиц», в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; прокурора; Председателя Следственного комитета РФ; руководителя следственного органа; следователя; адвоката; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

    Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в ст. 20 Федерального закона № 182-ФЗ закреплено криминогенное предписание, позволяющее признать любые действия в качестве создающих условия для совершения преступления или антиобщественного поведения, вынести предостережение, а впоследствии привлечь к юридической ответственности. При этом ни критерии, ни основания для привлечения к ответственности, ни характер этой ответственности законом не определены. Указанное положение закона определяет правила, в соответствии с которыми за совершение действий, не являющихся основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности, лицу может быть объявлено предостережение, а в случае продолжения осуществления тех же действий (не являющихся основанием для привлечения к ответственности) лицо может быть привлечено к юридической ответственности.

    Немаловажно, что Верховный Суд РФ в указанном выше определении особое внимание уделил тому факту, что согласно ведомственным документам Генеральной прокуратуры РФ основанием для предостережения (как акта прокурорского реагирования) могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях. Поэтому крайне важно, чтобы как минимум на уровне ведомственных нормативных актов субъектами профилактики правонарушений были определены конкретные основания объявления официального предостережения, ограничивающие произвольную трактовку поведения лица при определении криминообразующего значения его действий. Иными словами, позиция высшей судебной инстанции России сводится к признанию необходимости определения четких нормативно определенных оснований применения предостережения как меры прокурорского реагирования. Однако законодатель в Федеральном законе № 182-ФЗ в отношении предостережения как инструмента профилактического воздействия (схожего по своей правовой природе с предостережением прокурора) таких четких предписаний не установил, а круг лиц, подлежащих профилактическому воздействию, определен юридически некорректно.

    Закон закрепил ряд положений, которые в значительной степени необоснованно расширяют полномочия государства (в лице субъектов профилактики правонарушений) и в то же

    время ограничивают законные права и интересы граждан. Отдельные установления закона, на наш взгляд, обладают криминогенным потенциалом. Предвосхищая критику Федерального закона № 182-ФЗ со стороны криминологов, юристов, правоприменителей, правозащитников, стоит отметить, что необходимо консолидировать все имеющиеся замечания и предложения, вынести их на обсуждение экспертов, подготовить соответствующие изменения закона. К сожалению, при разработке Федерального закона № 182-ФЗ также не был учтен позитивный опыт законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Профильные законы приняты более чем в тридцати пяти субъектах Российской Федерации. В частности, в Северо-Кавказском федеральном округе соответствующие нормативные правовые акты приняты в Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике.

    Принятие Федерального закона № 182-ФЗ должно способствовать унификации регионального законодательства в сфере противодействия преступности и деликтности. Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере на региональном уровне хаотично, десистематизировано и непоследовательно. Оперируя одними и теми же правовыми категориями, формулируя суть одних и тех же явлений (профилактика правонарушения, виктимологическая профилактика, социальная адаптация и т.д.), законодатели субъектов РФ используют абсолютно разные подходы к определению понятий, сущности явлений, направленности мер. Как показал анализ регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, принятие профильного федерального закона потребует серьезной нормотворческой работы по приведению в соответствие всех без исключения действующих региональных нормативных актов, регулирующих деятельность по профилактике правонарушений. В большинстве регионов (в том числе в Ставропольском крае) в ближайшее время наверняка будет активизирована работа по разработке и принятию соответствующих законов.

    Таким образом, со стороны государства необходимо последовательное решение следующих задач:

    внести изменения во вновь принятый закон с учетом замечаний и предложений, изложенных в настоящем исследовании, а также иных рекомендаций научного и профессионального сообщества;

    унифицировать федеральное и региональное законодательство в сфере профилактики правонарушений;

    унифицировать нормативное регулирование деятельности по предупреждению отдельных видов преступности на основании принятого закона об основах системы профилактики правонарушений;

    обеспечить развитие правового регулирования антикриминальной деятельности на уровне федерального и регионального законодательства.

    Принятие соответствующих решений позволит говорить о сформировавшейся системе правового регулирования социального контроля преступности, а также о перспективах развития нерепрессивного законодательства о противодействии преступности, формировании специального предмета правового регулирования в виде общественных отношений в сфере применения организационных нерепрессивных мер противодействия преступности.

    1. Авдейко А. Г. Предпосылки и условия разработки законопроекта о профилактике правонарушений // Профессионал. 2014. № 2.

    2. Кузнецова Н.Ф., Лунеев В. В. Криминология. 2-е изд. М., 2004.

    3. Лунеев В. В. Проблемы профилактики преступлений. URL: www.crimpravo.ru/ru/ blog/1234.html

    4. Шестаков Д.А. От преступной любви до преступного законодательства. СПб., 2015.

    5. Гончаров Д.Ю. Межотраслевые взаимосвязи в законодательстве о противодействии преступности. М., 2014.

    6. Лунеев В. В. К проекту Закона о предупреждении преступности // Государство и право. 1996. № 11.

    7. Долгова А. И. Криминология. М., 2001.

    8. Панченко В.Ю., Макарчук И.Ю. Предостережение как правовое средство // Законность. 2013. № 6.

    cyberleninka.ru