Торговый сбор: разложим все по полочкам

С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (гл. 33 НК РФ). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

Где он действует

Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (п. 1 ст. 410 НК РФ). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

Новый сбор подвергся критике со стороны экспертов и предпринимателей. А в феврале 2015 года группа депутатов подготовила и внесла в Госдуму законопроект 1 об установлении трехлетнего моратория на введение торгового сбора в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Аргументировали они свою позицию тем, что новый сбор станет дополнительной налоговой нагрузкой и административным барьером для бизнеса. Но поскольку Закон г. Москвы уже был на тот момент принят, введение моратория означало бы освобождение предпринимателей от уплаты налогов. А такого рода законопроекты должны вноситься в Госдуму только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ), которое депутаты не получили. Поэтому законопроект вернули инициаторам. О том, был ли он направлен в Правительство РФ для оценки, сведений из официальных источников нет.

Плательщики и объект обложения

Торговый сбор, согласно НК РФ, распространяется на организации и ИП, которые ведут торговую деятельность на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения с использованием объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 411 НК РФ, ст. 413 НК РФ). А освобождаются от его уплаты предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики ЕСХН – по видам деятельности, в отношении которых используется спецрежим (п. 2 ст. 411 НК РФ).

НАША СПРАВКА

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

К торговой деятельности для целей применения главы 33 НК РФ относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).
  • Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

    Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

    То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) (п. 1 ст. 415 НК РФ).

    Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости (п. 1, п. 7 ст. 416 НК РФ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ «О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора»). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

    Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

    Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036@ «О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору» (п. 1 ст. 416 НК РФ).

    Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (п. 1 ст. 416 НК РФ). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

    Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

    ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

    Форма уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

    Образец уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

    Форма уведомления о снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-2)

    Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала (п. 2 ст. 416 НК РФ).

    В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 НК РФ).

    За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет «стоить» уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

    Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

    В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по п. 3. ст. 120 НК РФ или по ст. 122 НК РФ – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (Определение КС РФ от 18 января 2001 г. № 6-О). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что п. 3 ст. 120 НК РФ закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а ст. 122 НК РФ – нет.

    Порядок расчета и уплаты сбора

    Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал (ст. 414 НК РФ).

    Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (п. 2 ст. 417 НК РФ). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

    За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора (ст. 122 НК РФ).

    Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора (п. 1 ст. 417 НК РФ).

    Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

    В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно (п. 1, п. 3-4 ст. 415 НК РФ).

    Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (ст. 2 Закона г. Москвы). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

    Всего выделено три группы районов (рис.):

    • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
    • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
    • группа 3 – все остальные районы Москвы.
    • На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

      Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

      www.garant.ru

      К чему приведет введение налога для AliExpress, Amazon и eBay

      15 сентября, 2017

      Поделиться в социальных сетях:

      В России могут ввести налог для иностранных интернет-магазинов и таких торговых площадок, как AliExpress, Amazon, eBay и других. Если поправки примут, им придется платить НДС на свои товары в размере 18%. Уравнять в правах российских и зарубежных онлайн-ритейлеров предложили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), сейчас эту идею обсуждают в правительстве.

      В АКИТ уверяют, что российские покупатели не заметят «незначительного» подорожания товаров. Противники идеи опасаются, что этот закон заставит иностранцев прикрыть лавочку для россиян.

      Товары подорожают на 18%

      Президент АКИТ Алексей Федоров уверяет, что россияне после введения налога не заметят подорожания. «Схема будет такая: если иностранный интернет-магазин встал на налоговый учет в России, то он платит 18% НДС в российский бюджет со всех своих посылок. Российский покупатель не заметит вообще ничего, кроме небольшого подорожания товара – на 18%. Это совершенно неощутимо. Средняя стоимость посылки с AliExpress – 900 рублей. 18% – это 150 рублей. Разницы никто не заметит», – уверен он.

      Если же магазин не зарегистрируется в качестве налогового агента, получателю посылки придется заплатить таможенную пошлину – те же проценты. Федоров подчеркнул, что сейчас Россия – самый большой в мире офшор для электронной торговли, поскольку только в РФ порог беспошлинной торговли составляет тысячу евро.

      Зарубежные интернет-магазины могут вообще уйти с российского рынка

      Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (в нее входят Pony Express, PickPoint, eBay, Studio Moderna, arvato, каталог «Мир книги», BlackFridaySale и другие) опасается, что в случае принятия закона иностранные онлайн-ритейлеры уйдут с российского рынка, потому что это правило выполнить невозможно.

      «Это не вопрос выгоды и невыгоды. Если говорить о предложенной схеме, они вообще тут не останутся. Маркетплейсы AliExpress или eBay никак не связаны с бизнесом и не могут платить за него налоги или заставить его продавать товары дороже. Это физически невозможно», – пояснил он.

      По мнению эксперта, зарубежные магазины не поедут регистрироваться в Россию и не будут менять свою налоговую схему ради россиян. «Авторы идеи предлагают обязать всех регистрироваться в России, в ФНС. Но на eBay 1,4 млн продавцов, а на AliExpress – 3,6 млн. Как они все приедут в Россию? Кто-нибудь в состоянии представить очередь такой длины? Мировой оборот онлайн-товаров составляет около 16 трлн долларов в год. На Россию из них приходится всего 13 млрд – всего 0,7%. Продавец должен подумать: надо ли ради этих 0,7% оборота ломать бизнес и ехать куда-то. Они просто поставят табличку «В Россию доставки нет».

      Сборы предлагается ввести по принципу «налога на Google», который вступил в силу с 1 января 2017 года. Если компании откажутся его платить, Роскомнадзор сможет заблокировать их сайты.

      По данным за 2016 год, россияне купили у зарубежных ритейлеров 235 млн товаров, а у российских – 160 млн. При этом в иностранных онлайн-магазинах россияне покупают в основном недорогие вещи – в среднем за 9 долларов. У российских интернет-ритейлеров средний чек в прошлом году составлял около 4 тыс. рублей.

      www.m24.ru

      «С введением налога с продаж торговый сбор не отменят»

      Общий эффект для экономики от введения этого налога будет в долгосрочной перспективе отрицательным, уверен эксперт

      Москва, 21 марта 2017, 13:24 — REGNUM Основной причиной возврата к теме налога с продаж является необходимость наполнения региональных бюджетов в условиях снижения поступлений от налога на прибыль. Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM 21 марта партнер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Сергей Челышков, комментируя намерение правительства вернуть налог с продаж.

      «В соответствии с действовавшим ранее законодательством объектом обложения налогом с продаж являлись операции по реализации физлицам товаров, работ и услуг на территории субъекта РФ, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт» , — напомнил эксперт.

      Поэтому администрирование налога с продаж выглядит, на первый взгляд, проще, так как расчет суммы налога прост, не предусматривает возмещения, проверки поставщиков, раздельного учета и других сложностей, присущих НДС, подчеркнул он.

      «Однако основная проблема, которая неминуемо встанет перед налоговыми органами — это его собираемость. Надежно контролировать факт реализации можно только у крупных торговых сетей, доля которых в общем объеме розничной торговли все еще относительно невелика. Контролировать продажи на рынках и через мелкие торговые точки будет затруднительно. К примеру, на момент отмены налога с продаж доля его собираемости была ниже 50%, что и послужило основной причиной его отмены» , — рассказал эксперт.

      «Основной причиной возможности возврата к налогу с продаж, на мой взгляд, является необходимость наполнения региональных бюджетов вследствие необходимости замещения выпадающих доходов из-за снижения поступлений от налога на прибыль и необходимости выполнения указов президента. Очевидно, однако, что от этого в большей степени выиграют регионы с развитыми розничными сетями: Москва, Санкт-Петербург. При этом можно ожидать уклонения от уплаты налога путем сокрытия части выручки продавцами, что отразится также и на собираемости НДС и налога на прибыль» , — добавил Челышков.

      Введение налога с продаж приведет также и к другим негативным последствия, считает эксперт.

      «К последствиям возвращения налога можно также отнести увеличение инфляции, повышение общего налогового бремени, а также снижение конкурентоспособности российских производителей. Поэтому общий эффект для экономики в долгосрочной перспективе будет отрицательным, а фискальная функция данного налога вряд ли будет выполнена в полном объеме» , — полагает он.

      При этом эксперт подчеркивает, что предлагаемый налог с продаж нельзя считать аналогом торгового сбора, который сейчас существует в городах федерального значения. «Торговый сбор нельзя считать аналогом налога с продаж, так как он не зависит от выручки. Скорее всего, он будет сохранен» , — прогнозирует эксперт.

      regnum.ru

      Экономист поддержал введение налога с продаж вместо НДС

      Налог с продаж, отмененный в 2004 году, снова могут ввести в России. Как пишут «Ведомости», его предлагают вернуть вместо налога на движимое имущество компаний, который начнет действовать с 2018 года. По данным издания, предполагается, что речь идет не о налоге с продаж в традиционном виде, а о торговом сборе: он не включается в цену товара и не отражается в чеке. Пока не ясно, будет ли сбор взиматься с выручки или с торговой площади.

      Налог с продаж если и вернут, то нескоро, заявил в эфире НСН директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин.

      «Сейчас декабрь и если ввести какой-нибудь налог с 1 января 2018 года, то для этого не успеют просто подготовить необходимую документацию. Это простой налог по собираемости, по администрированию, но он требует внесения изменений в бухгалтерские программы, некого объема технической работы. Не говоря уже о том, что нужно время, чтобы внести инициативу в Госдуму, а Госдуме принять ее. Налог с продаж отменили с 2004 года и сразу начали обсуждать, чтобы вернуть его, но не заменив им налог на движимое имущество компаний – там сумма маленькая 180 млрд рублей, а вместо НДС. Это революционное изменение и за три недели оно не произойдёт», – считает он.

      В случае, если новый налог заменит НДС, то не станет большой проблемой для среднего и малого бизнеса.

      «Если это будет сделано грамотно, если он просто заменит НДС, то не ударит по бизнесу. Но я сильно сомневаюсь, что это будет сделано грамотно. Любое изменение процедуры администрирования налогов ведет к некой дезорганизации, потому что к новому порядку просто нужно привыкнуть», – отметил Делягин.

      В ноябре 2017 года Госдума в третьем, окончательном чтении приняла проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают возврат налога на движимое имущество организаций (автомобили, станки, другое оборудование и прочее). Ставку налога разрешено устанавливать регионам, но не более 1,1%.

      nsn.fm

      Российские власти заговорили о повышении налогов. К чему это приведет?

      Поделиться сообщением в

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      В российском правительстве обсуждают повышение налогов, в том числе рост налога на доходы физических лиц с нынешних 13% до 15%. Пока решение не принято, но экономисты уже бьют тревогу.

      В четверг сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о возможном повышении налогов. Вопрос повышения НДФЛ в России обсуждается, но конкретных решений еще не принято, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

      Вице-премьер Аркадий Дворкович не исключил возможности повышения НДФЛ до 15%. По его словам, дополнительные доходы от этого будут направлены на образование и здравоохранение, сообщил Интерфакс. Кроме того, повышение НДФЛ будет сопровождаться увеличением минимального размера дохода, с которого не будут уплачиваться налоги.

      Министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил, что минфин готовит предложения по пересмотру и уточнению налоговых льгот. Он заверил, что налоговая нагрузка «в целом» не увеличится.

      Повышение налогов обсуждалось на одном из первых совещаний у премьер-министра Дмитрия Медведева, написала газета «Ведомости». В том числе, помимо повышения НДФЛ, речь шла о введении налога с торгового оборота и отмену льготной ставки НДС, которая сейчас установлена на уровне 10%.

      Повышение налоговой нагрузки — это возможный ответ на вопрос, где взять средства на выполнение задач нового шестилетнего срока для президента Владимира Путина. В послании Федеральному собранию он анонсировал масштабные программы обновления инфраструктуры, поддержки семьи и увеличения расходов на здравоохранение и образование.

      Только на развитие социальной сферы, ремонт и строительство дорог и программу профориентации для школьников он обещал выделить 15,5 трлн рублей (268,5 млрд долларов). Это сопоставимо с доходами федерального бюджета на 2018 год.

      По оценке экономистов «Росбанка», суммарно общие затраты на реализацию обещаний президента составят в 2018-2024 годах 20,5 трлн рублей (355 млрд долларов).

      Русская служба Би-би-си обратилась к экономистам с вопросом: «К чему приведет повышение налогов?» Общий вывод такой: спрос со стороны населения останется главным драйвером экономики. Но именно по нему ударит повышение налогов.

      Александра Суслина, Экономическая экспертная группа:

      «Сейчас потребление — это один из основных драйверов роста, если вообще те невысокие темпы, которые сейчас есть, можно назвать ростом. Наш рост сейчас хрупкий. С долгосрочной экономической точки зрения, увеличение налогов на потребление — это и НДС, и введение налогов с торгового оборота, и снижение или отмена льготной ставки НДС — все эти вещи будут иметь негативный эффект на потребление.

      Естественно, это слагаемое экономического роста станет менее сильным и перестанет двигать наш экономический рост вверх. Учитывая, что остальные драйверы, например, цены на нефть, не собираются расти, то мы рискуем еще больше затормозить.

      То же самое касается и повышения НДФЛ. Это налог, который снижает располагаемые доходы потребителей. Таким образом, мы, получая ту же зарплату, сможем позволить себя меньше.

      А если представить себе ситуацию, что эти меры будут введены одновременно, то есть НДФЛ повысят и какой-нибудь торговый сбор введут, то тогда это получается двойной удар. Конечно, с долгосрочной точки зрения, это может быть существенным тормозом для всей экономики.

      Если у нас условно нет качественной инфраструктуры, механизмов или государственные расходы неэффективны, то мы можем закачивать в экономику какие угодно государственные деньги, но это не даст плоды. Я это всегда представляю так. Есть почва, это рыночные институты, благоприятный инвестиционный климат и так далее, и есть зерна — это государственное участие в экономике, деньги, расходы на институциональную экономику. Если мы будем просто кидать просто зерна на асфальт, то ничего не прорастет, сколько бы зерен мы бы ни кидали».

      Наталия Орлова, главный экономист «Альфа-банка»:

      «Зарплата за первые два месяца этого года выросла на 13% в номинале. Есть вероятность, что это не разовая выплата, а индексация зарплат.

      Если на это мы накладываем отмену налогообложения для наиболее малоимущих слоев и введение более высокой ставки НДФЛ для всех остальных, то это, по сути, изменение налоговой системы для распределения доходов. Поддержать доходы наименее обеспеченных групп и обложить доходы более обеспеченных.

      С точки зрения потребления, если обложить налогами людей со средними доходами, то в принципе это, скорее, повлияет на их сбережения, чем на потребление. У этих людей уровень доходов не в очень большой степени определяет потребление, большая часть доходов сберегается.

      В оптимальном раскладе картина выглядит так: стимулировать доходы и потребление наиболее малоимущих слоев и обложить большими налогами средний класс».

      Павел Трунин, Центр стратегических разработок, РАНХиГС:

      «Мы в предложениях, которые для правительства и президента разрабатывались, повышение НДФЛ не закладывали. Предлагается бюджетный маневр, который сейчас в правительстве и у президента обсуждается, — повышение расходов на здравоохранение и инфраструктуру, но не за счет повышения НДФЛ.

      Мы считаем, что в ситуации низкого экономического роста, медленного восстановления доходов населения, которые только за последний месяц впервые за несколько лет выросли в реальном выражении, дополнительные налоги на потребление — это, конечно, вызов.

      В феврале российский ВВП вырос, по оценке минэкономразвития, всего на 1,5% после роста на 1,9% в январе. Экономисты ожидают, что рост ВВП ускорится в марте, но это произойдет благодаря увеличению зарплат бюджетников перед выборами.

      Естественно, налог на доходы (НДФЛ — Би-би-си), скорее всего, приведет к некоторому сокращению доходов. Не факт, что это приведет к снижению зарплат на такую же величину, но отрицательное влияние на доходы это, конечно, окажет.

      Рассматривается отказ от различных льгот, в том числе от льготной ставки НДС. Это тоже, скорее всего, окажет сдерживающее влияние на потребление.

      С другой стороны, эти меры нельзя рассматривать изолированно. Эти деньги, скорее всего, пойдут на образование или здравоохранение. Поэтому всегда надо рассматривать совокупный эффект».

      www.bbc.com