1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин «федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление госу­дарства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты фе­дерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна про­тиворечить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являют­ся государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъек­тов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двух­палатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая па­лата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автоном­ная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конститу­циями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называ­ются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.

Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые за­креплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа рав­ноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является прин­цип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.

Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдени­ем; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ор­ганов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; оборо­на и безопасность — словом, все то, что соответствует федеральному уровню управления.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погранич­ных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими при­родными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти.

2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену това­рами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. По образному выражению Р. Липси, рынок — это сцена, на которой разыг­рывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Существует множество форм рынка: магазин, ярмарка, аукцион, фондовая биржа, товарная бир­жа и др. Но всем им присуща главная функция рынка — обеспечение обмена, купли-продажи. Поку­патели, следуя основному принципу — получить максимум при минимуме затрат — выбирают луч­шую из альтернатив, которую позволяют им их доходы. Таким образом, рынок представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. Основными функциями рынка яв­ляются ценообразование и конкуренция.

Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что в обществе всеобщего благо­денствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке предприниматель, извле­кая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Дру­гими словами, богатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Воз­никшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику по­мочь. Составьте план своих возможных действий.


1. Необходимо определить, в изучении каких предметов у пятиклассника имеются наибольшие
пробелы. Для этого можно:

1.1. В каждом параграфе попросить дать определение основных понятий (которые, как правило,
выделены жирным шрифтом).

1.2. В гуманитарных предметах (история, литература) можно задать вопросы, которые есть в
конце параграфа.

1.3. В математике — решить несколько примеров из каждого параграфа.

2. Определив основные проблемы и составив примерный план «ликвидации пробелов в знаниях»,
необходимо:

2.1. По отдельным предметам (история, биология, литература и др.) попросить составить кон­
спект (краткое изложение) содержания плохо изученных параграфов. Основные понятия должны за­
писывать полностью. По отдельным темам можно составить логическую схему, таблицу и т.д.

2.2. По математике, информатике, проработав теорию, прорешать несколько задач из учебника.
При этом, если трудно усваивается материал, вначале можно использовать «решебники», с помощью
которых можно понять логику решения задач.

3. Проводя данные мероприятия, необходимо помнить и о текущих занятиях и домашних задани­
ях. Лучше, если повторение старого материала будет сопровождаться и работой с новым материалом.

humanitar.ru

Все субъекты российской федерации имеют право

Глава 3. Федеративное устройство

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург , Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

www.constitution.ru

uristinfo.net

§ 2. Особенности правового статуса республик

В отличие от других субъектов Федерации республики при­знаются государствами. Однако власть в этих государствах не яв­ляется суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не впра­ве нарушать государственную целостность России, единство сис­темы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а за­тем преобразовав ее в государство, являющееся частью Россий­ской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из со­става Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этиче­ский характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик дав­но носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отстава­нию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоре­чит коренным интересам как народов республик, гак и их титуль­ной нации.

В период «парада суверенитетов», т. е. до принятия Конститу­ции РФ в 1993 г., ряд республик — Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. — закрепили в своих конституциях ста­тус суверенного государства, субъекта международного права. Та­тарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федера­ции, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией». В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Россий­ская Федерация является объединением, получившим полномо­чия из рук независимых республик, что противоречит историче­ским фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством. Республики, как и дру­гие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В догово­рах, которые республики, как края и области, заключают с Феде­рацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полно­мочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное простран­ство, основанное на общих принципах. Отступления от феде­ральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных орга­нов, нарушают принцип равноправия граждан России независи­мо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.

Неправомерность постановки вопроса о суверенитете республик раскрыта в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. В нем говорится: «Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, кото­рый изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, ст. 3, 4, 5, 15 (ч. 1), 65 (ч. 1), 66 и 71 (п. «б») Кон­ституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного госу­дарства; решить же этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного го­сударства, даже при условии, что этот суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в ст. 5 (ч. 1 и 4) статус перечисленных в ст. 65 (ч. 1) республик как субъектов Россий­ской Федерации, исходит из относящегося к основам конституцион­ного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам кон­ституционного строя республик принципа равноправия всех субъек­тов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Рос­сийской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невоз­можным его осуществление в принципе, поскольку по своему статусу суверенное государство не может быть равноправно с субъектом РФ, не обладающим суверенитетом.

Следовательно, понятие республики (государства), содержащееся в ст. 5 (ч. 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству, в отличие от Федера­тивного договора от 31 марта 1992 года, не означает признание суве­ренитета этого субъекта Российской Федерации, а лишь отражает оп­ределенные особенности его конституционно-правового статуса, в том числе закрепленные в ст. 66 (ч. 1) и 68 Конституции Российской Федерации, которые связаны с факторами исторического, нацио­нального и иного характера, что не может рассматриваться как нару­шение принципа равноправия всех субъектов Российской Федера­ции.

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституцион­ных принципах государственной целостности и единства системы го­сударственной власти (ч. 3 ст. 5), верховенства Конституции Россий­ской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое дей­ствие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территорию ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. I ст. 67). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе республик, суверенитета подтверждается и положениями ст. 15 (ч. 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытека­ет, что только Российская Федерация вправе заключать международ­ные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором.

Исходя из этих конституционных принципов все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Фе­дерации».

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая респуб­лика обеспечивает свою территориальную целостность, а грани­цы республики, находящиеся в режиме не государственных, а ад­министративных границ, не могут быть изменены без ее согла­сия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает бы­строе и эффективное разрешение территориальных споров. Та­кой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях ме­жду Республикой Северная Осетия — Алания и Республикой Ин­гушетия.

Ошибочное представление о суверенитете подталкивает неко­торые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых ос­нований. Вопросы владения, пользования и распоряжения зем­лей, недрами, водными и другими природными ресурсами отно­сятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Респуб­лика Саха (Якутия) закрепила в Конституции 1992 г. положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселе­ния ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «корен­ные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. че­ловек. Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как якобы сложившиеся исторически.

Между тем происходившая в то время частая перекройка гра­ниц имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Террито­рию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закреплен­ная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений про­тиворечит основам конституционного строя Российской Федера­ции и ведет к ослаблению конституционной законности и охра­ны прав человека.

Республики самостоятельны в определении своих государст­венных языков. В органах государственной власти, органах мест­ного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Рос­сийской Федерации, т. е. русским языком. В республиках, в ко­торых титульная нация составляет большинство населения (тако­вых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязы­чие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не со­ставляет большинства (например, Калмыкия). Но в ряде респуб­лик законы о языках пока не приняты. Практически все респуб­лики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.

Конституции республик обычно предусматривают свое граж­данство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом при­нятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Республики самостоятельно утверждают свою государствен­ную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Госу­дарственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

После принятия указанных выше решений Конституционного Суда РФ в конституции и уставы субъектов РФ были внесены изменения, приведшие ряд положений этих актов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Так, в Республике Саха (Якутия) из Основного закона исключено поло­жение о вступлении в силу федеральных законов на территории республики только после их ратификации республиканским парламентом. В Республике Тыва из Конституции исключено поло­жение о праве выхода из состава Российской Федерации. В то же время в конституциях Татарстана и Башкортостана сохранено упоминание о «суверенитете», хотя после решения Конституци­онного Суда РФ это положение уже не имеет юридической силы.

§ 3. Особенности правового статуса автономий

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов. Что касается автономной области, то ее сохранение является ско­рее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней поч­ти нет. По численности и структуре населения все округа невели­ки и многонациональны. Наибольший удельный вес кореннной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наи­меньший — в Ханты-Мансийском (1,4%).

Еврейская автономная область входит в Российскую Федера­цию непосредственно (Законом РФ от 15 декабря 1990 г. все ав­тономные области были выведены из краев и включены в Рос­сийскую Федерацию непосредственно). Автономные округа име­ют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно и через другой субъект Федерации (край, область). На этом основании, например, Чу­котский автономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственно вошел в состав Российской Федера­ции. Напротив, как указывалось выше, Коми-Пермяцкий авто­номный округ объединился в 2004 г. с Пермской областью, со­ставив новый субъект РФ — Пермский край. 17 апреля 2005 г. состоялся референдум, утвердивший объединение Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским автономными округами. Другие же округа сохраняют прежнее состояние. Конститу­ция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного ок­руга может быть принят федеральный закон об автономной об­ласти, автономном округе. Принятие такого закона, следователь­но, необязательно, это зависит от желания самой автономии.

Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономный округ, как выте­кает из Конституции РФ, может входить «в состав края или об­ласти» (большинство являются как раз такими). С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект РФ. Это пример коллизии в конституционном праве. Чтобы разрешить это противоречие, Конституция РФ пре­дусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государст­венной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области (могут, но не должны!). Такой договор тем не менее был заключен между администраци­ей Тюменской области и администрациями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, но он не снял напря­жения между сторонами в отношении понимания самостоятель­ности округов. Договорная форма отношений «вхождения» не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования орга­нов государственной власти области (края).

Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона РФ «О непосредствен­ном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992 г. отметил, что «нахождение автономно­го округа в крае или области не означает, по действующему законо­дательству, поглощения его территории, являющейся составной ча­стью территории Российской Федерации».

Однако данное постановление не решило всех вопросов, а принятие необходимых законов задерживалось.

В постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании консти­туционного положения о вхождении округа в состав края, области Конституционный Суд РФ признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одного субъекта в состав другого, является реальным лишь в том случае, ес­ли происходит включение его территории и населения в состав тер­ритории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах орга­нов государственной власти края, области.

В 2003 г. дополнениями к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации» установлено, что большинство полномочий по предметам совместного ведения осуществляется органами го­сударственной власти края, области на всей территории края, об­ласти, включая территорию автономного округа. Однако по предметам исключительного ведения полномочия осуществляют­ся округом самостоятельно.

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъ­екта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.

Автономия как способ защиты национальных интересов граж­дан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего националь­но-культурного развития нашла отражение в Федеральном зако­не «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.). Национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляю­щая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их доб­ровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образова­ния, национальной культуры.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональ­ными, федеральными. Они учреждаются соответственно на об­щих собраниях, конференциях и съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирова­ния, функции и названия таких органов определяются националь­но-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объ­единениях. Регистрация национально-культурной автономии про­ходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законода­тельством Российской Федерации.

Национально-культурная автономия имеет право:

  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для со­хранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, пред­ставляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценно­стям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учрежде­ния культуры и обеспечивать их функционирование в соответст­вии с законодательством Российской Федерации;
  • участвовать через своих полномочных представителей в дея­тельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать на основании законодательства и поддержи­вать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных госу­дарств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), закона­ми субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не мо­жет служить основанием для ограничения их участия или неуча­стия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-тер­риториальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общно­стей.

uristinfo.net