32. Правовое регулирование аудиторской деятельности
Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.
Аудиторская деятельность представляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.
Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.
Начало правовой базы аудиторской деятельности было положено изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Нормы о проведении аудиторских проверок содержатся также в Законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года), Законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) и других нормативных актах.
Основными целями аудиторской деятельности являются:
• установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;
• установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативные актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Аудит может проводиться:
• физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых;
• юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы, вида собственности (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Правительством РФ 6 мая 1994 года (в ред. от 21 июля 1997 года).
Организация проведения аттестация возложена:
• на Министерство финансов РФ — по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;
• на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;
• на Центральный Банк РФ — по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям: претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т. д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).
В соответствии с п. 13 Временных правил аудиторской деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
• самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов;
• проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;
• получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц;
• привлекать в случае необходимости на договорной основе к участию в проверке других аудиторов или иных специалистов.
Правила (п. 14) предусматривают широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских фирм):
• неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства. За невыполнение этой обязанности на них налагается ответственность в установленном порядке;
• немедленно сообщать заказчику о наличии обстоятельств, делающих невозможным проведение им проверки, о необходимости привлечения к проверке дополнительных аудиторов;
• обеспечивать сохранность документов, полученных и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;
• предоставлять экономическому субъекту по его требованию (корреспондирующее право) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы;
• квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги.
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы).
Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы.
Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Во вводной части указываются все реквизиты аудитора (аудиторской фирмы).
В аналитической части указываются:
• наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка;
• результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
• факты выявленных существенных нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.
В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учета.
Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный — для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.
www.aup.ru
8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация
Временные правила определили правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации — независимый вневедомственный финансовый контроль.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и иных финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию прочих аудиторских услуг.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
В соответствии с Временными правилами под экономическими субъектами понимаются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. Кроме того, к экономическим субъектам относятся аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
Аудитор (лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Понятие аудита гораздо шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит включает и проверку достоверности финансовых показателей, и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.
Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказание различного рода услуг:
— ведение бухгалтерского учета для различных предприятий и организаций;
— восстановление бухгалтерского учета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ГНИ;
— совершенствование (модернизация) действующей системы учета;
— постановка бухгалтерского учета;
— экономический и финансовый анализ;
— проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтерского персонала предприятий (учреждений, организаций);
— обучение бухгалтерского персонала;
— издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу, аудиту;
— автоматизация бухгалтерского учета.
Вместе с тем аудиторы и аудиторские фирмы, как отмечено во Временных правилах, не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской, и иной связанной с ней деятельностью. Это означает, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.
От ведомственной, и прежде всего государственной ревизии, аудит отличает самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки на основе требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, а также независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.
Аудиторская проверка в полном объеме может проводиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки. Так, в Постановлении Правительства РФ «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» от 10 февраля 1994 г. предусмотрено, что Госкомимущество России, его территориальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки.
При проведении аудиторской проверки особое внимание уделяется ее правовым аспектам. Аудитор обязан предоставить экономическому субъекту исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.
Аудиторская проверка — необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчетности, а также в совершении иных услуг, в частности, в составлении деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, консультировании по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства.
Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных нормативными актами. Например, в Законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком РФ, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нем сведений.
Обязательные проверки, кроме того, в соответствии с процессуальным законодательством проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к заключению эксперта.
Заключение аудитора — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Если налоговый или иной орган, на который законом возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, он вправе оспорить его в арбитражном суде. При установлении судом неточности, ошибки в представленной аудитором отчетности аудитор возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 обязательной аудиторской проверке подлежат:
— банки и другие кредитные организации;
— страховые организации и общества взаимного страхования;
— товарные и фондовые биржи;
— инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
— внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
— благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
— экономические субъекты, если в их уставном капитале есть доля иностранных инвесторов, а также (кроме экономических субъектов, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
а) объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз минимальный размер оплаты труда;
б) суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 2000 тыс. раз минимальный размер оплаты труда.
Причем согласно Федеральному закону РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. данные экономические объекты подлежат обязательной проверке тогда, когда на это есть указание в федеральных законах.
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции, штрафа:
— с экономического субъекта в сумме от 100 до 500-кратного размера минимальной оплаты труда;
— с руководителя (руководителей) экономического субъекта -в сумме от 50 до 100-кратного размера минимальной оплаты труда.
Суммы штрафов зачисляются в бюджет Российской Федерации.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, т. е. зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.
Аудиторская фирма может быть учреждена в форме индивидуального (семейного) частного предприятия, полного товарищества, смешенного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа), государственного, муниципального предприятия.
Заниматься аудиторской деятельностью можно лишь на основе специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата. Постановлением Правительства РФ утверждены порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Согласно Указу Президента РФ все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации запрещается.
Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта. Цель такой проверки — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
В соответствии с п. 81 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации бухгалтерская отчетности является открытой для заинтересованных пользователей, которых условно делят на две группы:
первая — собственники предприятия; займодавцы (банки и другие кредитные учреждения); поставщики; покупатели (клиенты); налоговые органы; руководство и персонал предприятия;
вторая — аудиторы и аудиторские фирмы; различные консультанты; юристы; объединения, ассоциации, в состав которых входит предприятие; профсоюзные и иные общественные организации.
Кроме обязательного и инициативного аудита, различают аудит внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится на договорной основе с экономическим субъектом (предприятием, организацией) аудиторской фирмой (аудитором) с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.
Внутренний аудит проводится штатными аудиторами — работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия, и представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы предприятия (организации) в интересах его руководителей. Цель такого аудита — помочь сотрудникам предприятия эффективно выполнять свои функции, а главная задача — осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению. Если на предприятии нет штатных аудиторов внутренний аудит можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Помимо проверок отдельных направлений деятельности предприятия в обязанности внутреннего аудитора входит:
— проверка выполнения приказов и распоряжений руководителя по хозяйственным вопросам;
— подготовка различных справок по деятельности предприятия и представление их руководству;
— осуществление углубленного анализа хозяйственной деятельности и определение путей ее улучшения.
Каждый профессиональный аудитор при выполнении аудиторской проверки и оказании других аудиторских услуг обязан соблюдать нормы этического поведения, и прежде всего он обязан быть честным, объективным, внимательным и независимым, соблюдать общественные интересы, иметь достаточный профессиональный уровень, хранить в тайне конфиденциальную информацию в делах клиентов, полученную при оказании аудиторских услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.
Отношения между экономическим субъектом и аудитором в связи с проведением аудиторской проверки и оказанием иных аудиторских услуг оформляются договором аудита, заключенным в простой письменной форме.
Договор аудита относится к типу подрядных договоров. В нем необходимо указать риск аудитора, задание экономического субъекта, использование специальных знаний аудитора. Неотъемлемым признаком договора аудита является указание в нем обязанности аудитора по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствия совершенных им хозяйственных и финансовых операций законодательству. Если же аудитор оказывает лишь отдельные услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, анализу финансово-хозяйственной деятельности и т.п., то используется обычный договор подряда или оказания услуг, не требующий наличия квалификационного аттестата аудитора и (или) лицензии на занятие аудиторской деятельностью.
Не разрешается проводить аудиторскую проверку, если аудитор оказывал данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности, что имеет важное юридическое и экономическое значение.
Плата за профессиональные услуги аудитора зависит от их объема, качества, сложности, а также от квалификации, опыта, авторитета и ответственности аудитора. Размер оплаты его услуг не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата, аудитор не имеет права получать плату за свои услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и закрепить письменно условия и порядок оплаты своих профессиональных услуг. Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.
Экономический субъект и аудитор свободны в заключении договора, т. е. как одна, так и другая сторона вправе выбирать себе любого контрагента.
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также, как уже отмечалось, от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение данной проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;
б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку:
— о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки, основываясь на соответствующем положении Временных правил, а также из-за отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;
— о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда убытки, понесенные экономическим субъектом или государством в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в доход бюджета Российской Федерации в сумме до 100-кратного размера минимальной оплаты труда — с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера минимальной оплаты труда — с аудиторской фирмы.
Руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны создавать аудитору (аудиторской фирме) соответствующие условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Главная обязанность аудитора — квалифицированно проводить проверки. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Заключение аудитора имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение служит основанием для подтверждения или не подтверждения бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей — вводной, аналитической и итоговой.
В вводной части указываются:
— для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны;
порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимающих участие в проверке;
— для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета.
В аналитической части указываются:
— наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;
— результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
— факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц;
В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
На основании аудиторского заключения, итоговую часть которого экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, строятся его деловые отношения с налоговыми и другими государственными органами, банками, кредиторами и т.п. Если выясняется, что аудиторское заключение составлено ошибочно, неточно, с нарушением законодательства, то встает вопрос об имущественной ответственности аудитора. Но экономический субъект не имеет права непосредственно взыскать с аудитора понесенные убытки вследствие неквалифицированной аудиторской проверки. Орган, выдавший лицензию (Министерство финансов РФ, Росстехнадзор РФ, Госбанк России), сначала назначает проверку качества аудиторского заключения, а затем в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства и экономических субъектов, к аудитору могут быть применены уже упоминавшиеся санкции. В случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг лицензия аудитора может быть аннулирована органом, выдавшим ее.
С 1 января 1995 г. предусмотрена также ответственность юридических и физических лиц за осуществление аудиторской деятельности без лицензии.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании заявления с приложением:
— для аудитора, работающего самостоятельно, — квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации;
— для аудиторской фирмы — учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.
Заявление о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности должно быть рассмотрено в течение 60 дней с момента представления всех предусмотренных документов.
Лицензии выдаются на осуществление:
— аудита страховых организаций;
— аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
— общего аудита (аудита иных экономических субъектов). Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:
— обнаружения представления аудитором (учредителями аудиторской фирмы) для получения лицензии недостоверных сведений;
— осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной лицензией;
— предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
— умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;
— неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.
Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции: — полученных в результате незаконной деятельности доходов — в пользу введенных в заблуждение заказчиков в размерах понесенных расходов;
— штрафа в пределах от 500 до 1000-кратного размера минимальной оплаты труда — в доход бюджета Российской Федерации.
Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
www.bibliotekar.ru