Взыскание налогов в принудительном порядке

Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, то налоговый орган взыскивает с него сумму налога в принудительном порядке (п. 1 ст. 46 НК РФ). Для этого налоговики направляют в банк, где открыт расчетный счет налогоплательщика, поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в п. 2 ст. 46 НК РФ, налоговые органы могут направлять поручение как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Порядок направления поручения в электронном виде должен установить ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.

В прежней редакции п. 4 ст. 46 НК РФ был установлен период, в течение которого налоговики должны направить в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, поручение на списание денежных средств. На это им отводился месяц со дня принятия решения о взыскании налога.

Поскольку документы, направленные в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам, будут поступать в тот же день, из п. 4 ст. 46 НК РФ исключено положение о месячном сроке направления поручения на взыскание налога.

Если денежных средств на счетах налогоплательщика недостаточно, то налоговики будут взыскивать налог за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя налогового органа. Причем подобное решение должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Благодаря Закону N 229-ФЗ п. 1 ст. 47 НК РФ дополнен следующими положениями. Решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, которое принято после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может взыскать с налогоплательщика недоимку по налогу в судебном порядке. Заявление в суд налоговики могут подать в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налога

В случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику уведомление на уплату налога (ст. 52 НК РФ).

Согласно поправкам, внесенным в ст. 52 НК РФ, подобное уведомление налоговые органы могут передать налогоплательщику тремя способами:

— лично под расписку;

— по почте заказным письмом;

— в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи будет устанавливать ФНС России.

Требование об уплате налога и сбора

Если налогоплательщики не перечислили налог в установленный срок, налоговики направляют ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). Законодатели изменили срок, в течение которого налогоплательщики должны исполнить требование об уплате налога. Согласно прежней редакции п. 4 ст. 69 НК РФ требование должно было быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения. В новой редакции указан иной срок — 8 рабочих дней.

Такая поправка имеет смысл в том случае, если на период, в течение которого налогоплательщик должен исполнить требование об уплате налога, выпадают нерабочие праздничные дни. Например, если налогоплательщик получил требование на уплату налога 31 декабря 2010 г., то по старым правилам срок исполнения требования истекает 10 января 2011 г. По новым правилам этот срок истечет только 20 января 2011 г.

Если же на период исполнения требования праздничные дни не приходятся, то срок исполнения требования по-прежнему будет составлять 10 календарных дней (8 раб. дн. + 2 вых. дн.).

Согласно поправкам, внесенным в п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налогов налоговики могут передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

На официальном сайте ФНС размещен проект приказа «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

В процессе электронного документооборота налоговые органы и налогоплательщики обмениваются следующими электронными документами:

— требованиями об уплате;

— подтверждениями оператора электронного документооборота о дате направления требования об уплате;

— квитанциями о приеме требования об уплате;

— уведомлениями об отказе.

Дата, указанная в подтверждении оператора электронного документооборота, будет считаться датой направления налогоплательщику требования об уплате в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Требование об уплате считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме требования об уплате, подписанное электронной цифровой подписью налогоплательщика. При этом квитанция должна быть направлена в налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки требования.

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

Статьей 76 НК РФ установлен порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей налоговыми органами. Правила, установленные этой статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках (п. 11 ст. 76 НК РФ):

— налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;

— индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

— нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);

— налогоплательщиков, налоговых агентов.

В то же время только в отношении организаций установлен запрет на открытие новых счетов при наличии решения о приостановлении операций по уже открытым счетам в банке (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Законодатели эту оплошность исправили. Согласно поправкам, внесенным в п. 12 ст. 76 НК РФ, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.

Бывает, что после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке у организации поменялось название или реквизиты счета.

Должен ли в этом случае банк исполнять решение о приостановлении счета?

В прежней редакции ст. 76 НК РФ об этом ничего не говорилось. Благодаря поправкам, внесенным в п. 7 ст. 76 НК РФ, решение налогового органа подлежит исполнению банком также в отношении организации-налогоплательщика, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены. Сделать это они должны не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (п. 5 ст. 76 НК РФ). После вступления в силу Закона N 229-ФЗ эти сообщения банк должен будет отправлять в электронном виде. Форматы сообщений, а также порядок их направления в банк в электронном виде будут утверждены ЦБ РФ по согласованию с ФНС России. Такие поправки внесены в п. 5 ст. 76 НК РФ.

В случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящаяся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает сумму, указанную в этом решении, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций.

До принятия соответствующего решения налоговый орган может направить в банк запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сделать это налоговики обязаны в течение дня, следующего за днем получения заявления от налогоплательщика (п. 9 ст. 76 НК РФ). Законодатели установили срок, в течение которого банк должен передать в налоговые органы сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, — не позднее следующего дня после получения запроса налогового органа. Подобное сообщение банк обязан передавать в электронном виде. Такие дополнения внесены в п. 9 ст. 76 НК РФ.

Законодатели уточнили порядок отмены приостановления операций по счетам в банках. В частности, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Соответствующие поправки внесены в п. 9.1 ст. 76 НК РФ.

В настоящее время налоговые органы обязаны выплатить проценты в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций. Это установлено п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

С 1 января 2011 г. начислять проценты в пользу налогоплательщиков налоговым органам придется и в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Проценты будут начисляться на сумму денежных средств, в отношении которой действовало это решение, за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения о его отмене. При этом процентная ставка будет приниматься равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период неправомерного приостановления операций по счетам. Такие поправки внесены в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

Арест имущества

Арест имущества выступает в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов (п. 1 ст. 77 НК РФ). Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 13 ст. 77 НК РФ).

Законодатели установили срок, в течение которого налоговый или таможенный орган обязан уведомить налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества, — 5 рабочих дней после дня его принятия. Такие дополнения внесены в п. 13 ст. 77 НК РФ.

www.pnalog.ru

Давность взыскания налогов, пени, штрафов


Давность взыскания налогов, пени, штрафов

Н.Н. Орлова,
заместитель директора
департамента налогов и права «ФБК»

Для руководителя и бухгалтера любого предприятия важно знать, за какой срок к нему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов в отношении налогов, начислены пени и штрафы. Этот вопрос возникает, когда предприятие узнает о предстоящей налоговой проверке или принимает решение заказать в аудиторской компании налоговый аудит за предыдущие годы деятельности. Предприятие может самостоятельно выявить ошибку в исчислении налогов, которую оно продолжает делать уже несколько лет, и необходимо твердое понимание того, за какой период целесообразно подать исправленные декларации, а за какой этого можно не делать, так как наказать его за давностью уже невозможно.

1. Налоговые санкции

Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций (штрафов).

Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания.

1.1. Давность привлечения к налоговой ответственности

В соответствии со ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ, а по остальным правонарушениям — со дня совершения правонарушения.

1.2. Давность взыскания

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

2. Давность взыскания налога, пени *1

*1 Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно взято из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот подход был подтвержден п. 1 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, утвержденного письмом ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373. Скорее можно говорить о давности взыскания налога (пени).

2.1. Бесспорное взыскание налога налоговым органом

В соответствии со ст. 46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, то есть свыше 60 дней, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.

Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Следовательно, налоговый орган вправе выставить требование или непосредственно после наступления срока уплаты налога (не позднее истечения 3 месяцев), или по итогам налоговой проверки. Других возможностей для выставления требования у налоговых органов нет.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

1) налоговый орган не вправе выставлять требования по налогам, причитающимся к уплате ранее, чем за три предыдущих года;

2) налоговый орган не вправе взыскать налоги (и пени по ним), которые могут быть выявлены и предъявлены к уплате только по результатам налоговой проверки, ранее, чем за три предыдущих года.

Однако согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в случае пропуска срока для бесспорного взыскания налога (пени) налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы вправе обращаться в суд. По мнению, например, С.Д. Шаталова, таких ограничений нет, следовательно, сроков давности взыскания налогов и пени через суд не установлено *1.
_____
*1 С.Д. Шаталов. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: МЦФР, 2000.

Как следует из ст. 45 НК РФ, в качестве основания прекращения обязанности по уплате налогов, сборов и пени истечение срока давности взыскания не установлено. Отсутствует также норма, устанавливающая срок давности для взыскания налогов, сборов, пени, и в других статьях НК РФ.

Судебной практики применения исковой давности по аналогии со сходными отношениями, предусмотренными другими законодательными актами, не выработано.

Однако при решении этого вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства.

2.2. Аналогия норм налогового законодательства

До принятия НК РФ действовал Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Данным Законом был определен срок для взыскания налога и пени, но не был установлен такой срок для взыскания штрафных санкций. Этот пробел был восполнен судебной практикой.

В письме ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373 «Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства» было указано следующее:

«Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые установлен срок давности на взыскание недоимок по налогам. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был.

В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего.

В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения.

Поэтому установленный статьей 24 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам применяется и при взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства».

В НК РФ ситуация складывается наоборот — давность привлечения к ответственности налогоплательщика установлена, а давность предъявления к нему требования на взыскание налога (пени) — нет. Давность привлечения к ответственности, как указано выше, составляет три года.

Кроме того, не только у государства возникают права требования к налогоплательщикам по налогам (пеням), но и у налогоплательщика может возникнуть требование к бюджету. В этом случае ст. 79 НК РФ предусмотрен возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд — в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетний срок равным образом установлен для подачи заявления налогоплательщиком о возврате суммы излишне уплаченного налога (со дня уплаты указанной суммы).

Таким образом, НК РФ установил трехлетний срок для предъявления требований налогоплательщиками по налогам. Этот срок будет действовать и в отношении пеней (п. 7 ст. 79 НК РФ).

2.3. Соблюдение досудебных процедур

Необходимо учитывать процедурную возможность налогового органа по взысканию налога (пени). По нашему мнению, срок для обращения налоговых органов в суд не может рассматриваться как бесконечный в связи с тем, что налоговому органу необходимо соблюдать ряд досудебных процедур, установленных НК РФ.

Как представляется из смысла ст. 46 НК РФ, до предъявления иска в суд налоговый орган все же обязан выполнить такие процедуры, как выставление требования об уплате налогоплательщику и принятие решения о взыскании. Разница заключается только в способе исполнения данного решения — не в административном, а в судебном порядке.

При этом опять же будут действовать сроки, установленные для выставления требования (ст. 70 НК РФ), — не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а по результатам налоговой проверки — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

При несоблюдении досудебного порядка урегулирования споров арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения (п. 5 ст. 87 АПК РФ).

Однако в имеющейся у фирмы «ФБК» арбитражной практике решения споров относительно необходимости соблюдения досудебного порядка подход судов разноречив, и пока сложившейся практики нет.

1) по итогам налоговых проверок налоги (и пени по ним) могут быть взысканы в бесспорном или судебном порядке не ранее, чем за три года, предшествующие году проверки;

2) по недоимкам и пени, числящимся за налогоплательщиком, давность взыскания не установлена, и такие суммы не следует списывать с учета до тех пор, пока данный вопрос не будет решен в арбитражной практике или на законодательном уровне.
Следует отметить, что поскольку Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был установлен срок давности взыскания налогов и пени, то этот срок применялся до введения в действие НК РФ. Иными словами, если по некоторым суммам недоимок и пени этот срок истек к 1 января 1999 года, то он в соответствии с НК РФ восстановлен быть не может.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями) положения части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие, если иное не предусмотрено ст. 5 части первой Кодекса.

2.4. Взносы в социальные внебюджетные фонды

Поскольку согласно НК РФ под понятие налога подпадают также взносы в социальные внебюджетные фонды, то и правила Кодекса в полной мере распространяются на эти взносы, что было также подтверждено в п. 1 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», а также п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.

www.nalvest.com

О сроке давности взыскания недоимки

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили . Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика) , которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами. Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ. Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

К сведению

Федеральным законом № 248-ФЗ установленный п. 1 ст. 59 НК РФ перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, дополнен новым пп. 4.1 (применяется с 24.08.2013). Согласно этому подпункту недоимка признается безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания (см. также Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/2/26263). Но для этого необходимо выполнение двух дополнительных условий: с момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не может превышать установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве .

По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части – значения не имеет ), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку. Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

Недоимка образована или выявлена?

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется – «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ) . Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является:

– день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;

– день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.

Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ, то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) – лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Дело в том, что специальный документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику в обязательном порядке не направляется. На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010).

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Считаем процессуальные сроки

– для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70);

– для исполнения такого требования (ст. 69);

– для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46, 47).

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом № 248-ФЗ. Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

– 500 руб. и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

– менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако этот срок по усмо­трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ, не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении № 57, указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета –

дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Обратите внимание

В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009).

Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см. Постановление ФАС УОот 15.05.2013 № Ф09-3617/13).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

– если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

– в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Вместе с тем совокупность сроков, установленных ст. 45, п. 3 ст. 46, ст. 69, 70 НК РФ на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогам и пеням, является пресекательной. К такому выводу в свое время пришел Президиум ВАС в Постановлении от 06.11.2007 № 8241/07, указав, что по истечении пресекательного срока взыскания недоимки начисление пени на сумму недоимки неправомерно (см. также Постановление ФАС МО от 10.11.2011 № А40-145221/10-13-878 ).

Аналогичной позиции на этот счет придерживается и Минфин (см. Письмо от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192).

Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст. 196 ГК РФ, установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Иными словами, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в 3 года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57). Поскольку в Налоговом кодексе прописаны самостоятельные сроки для взыскания недоимки, исходя из них и следует определять период жизни недоимки.

  • См. статью О. П. Гришиной «Как избавиться от старой недоимки?», № 1, 2014.
  • В справке отражается информация о суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, которые возникают только из правоотношений, регулируемых налоговым законодательством. Административный штраф не приравнивается к обязательным платежам, уплачиваемым в порядке исполнения обязанностей налогоплательщика, поэтому задолженность по уплате административных штрафов в справку о состоянии расчетов с бюджетом не включается (Постановление ФАС ВСО от 22.01.2014 № А33-8422/2013).
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  • Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для организаций размер указанных требований составляет
  • 100 тыс. руб., а для предпринимателей – 10 тыс. руб.
  • Это следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, определяющего перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
  • Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом № 248-ФЗ и действуют с 24.08.2013.
  • Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ); ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • По мнению ФАС ЦО, зачет является формой взыскания налога в принудительном порядке. Следовательно, если на момент проведения налоговым органом зачета совокупные пресекательные сроки на бесспорное взыскание недоимки истекли, то произведенный им зачет не может быть признан законным (Постановление от 01.03.2010 № А64-6478/08-27).

www.klerk.ru