МВД: Самые легкие преступления по наркотической ст. 328 УК могут декриминализировать

В Беларуси обсуждается возможность декриминализации преступлений по самым легким частям наркотической ст. 328 УК РБ. Об этом журналистам рассказал замначальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Андрей Саладовников.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

При этом в последние годы в Беларуси меньше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Также стало меньше людей, которые поступают в больницы с передозировкой.

В Беларуси чуть больше восьми тысяч пациентов, страдающих наркозависимостью. Такое число зарегистрировано на 1 января, — сообщил главный нарколог Минздрава Иван Коноразов.

По информации ведомства, снизилось число пациентов, которые поступают в больницы с передозировками. Для сравнения: в 2014 году таких было 1351, в 2015 — 1068, в 2016 — 759, в 2017 — 437.

В последние два года не было передозировок со смертельным исходом у несовершеннолетних и в целом среди совершеннолетних количество передозировок снизилось в два раза.

Представители Минздрава и МВД связывают улучшение статистики по обороту наркотиков в стране с декретом, принятым в 2014 году.

— Из незаконного оборота изъято более 100 килограммов наркотиков и психотропных веществ, — отметил замначальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Андрей Саладовников. — Мы научились работать и в интернете. В 2017 году было закрыто более 25 магазинов, которые занимались реализацией наркотиков.

— Важно то, что в течение двух-трех дней мы сегодня можем устанавливать контроль над новым психоактивным веществом, которое появляется на территории Беларуси, — отметил Иван Коноразов и добавил, что люди, потребляющие новые психоактивные вещества, все больше обращаются за медпомощью. — Про новые психоактивные вещества: в 2016 году за медпомощью из-за курения спайсов обратились 483 человека, в 2017 году — уже 1100. Доходит до людей, что лучше сразу прийти, получить помощь.

По данным главного нарколога, в 2017 году в Беларуси насчитывали 5,2% молодых людей до 18 лет, от общего числа страдающих наркотической зависимостью. От 19 до 25 лет — 27,1%, людей старше 30 лет — 44,3%.

— Это подтверждает, что первые пробы связаны, как правило, с молодежью, с субкультурами. А наркомания как диагноз, как заболевание характерна для старшего возраста, — отметил главный нарколог.

По информации Ивана Коноразова, в Беларуси есть женщина, проходящая метадоновую заместительную терапию, которой за 60 лет.

— В Беларуси сегодня больше четырех тысяч осужденных за хранение и распространение наркотиков. Их возраст абсолютно разный. Среди них есть 92 несовершеннолетних, что, конечно, очень печально, — отметил представитель МВД Андрей Саладовников.

— Сегодня есть убеждение в обществе, что в Беларуси могут, если говорить простыми словами, посадить за выкуренный «косяк». Где та грань, которая отличает для правоохранителя пациента с наркотической зависимостью от преступника?

— Если он хранит, то он будет привлечен к уголовной ответственности, — отметил Андрей Саладовников. — По поводу «косяка» — очень много обсуждается эта тема, есть предложения легализовать марихуану. Но я всегда взрослым любителям этих обсуждений задаю один вопрос: «Дети есть?». Если дети есть, спрашиваю: «Вы своим детям разрешите употреблять марихуану?». И почему-то в зале не поднимают рук. Никто не хочет, чтобы его дети курили марихуану, а вот других пообсуждать, использовать эту тему для самопиара — они это делают. Я против хождения наркотиков на территории Республики Беларусь. Если медициной разрешается по показаниям — это да, если нет, то нет.

В то же время Андрей Саладовников отметил, что сейчас обсуждается возможность декриминализации преступлений по самым легким частям ст. 328 УК РБ.

— Надо понимать, что законодательство в отношении наркотиков совершенно на сегодняшний день. Статистика показывает, что тот рубеж, который был выстроен, — правильный. Но в этом году, я думаю, будут какие-то изменения по декриминализации.

news.tut.by

Конфискацию заменят штрафом. Как собираются смягчить антинаркотические статьи УК

Антинаркотическую ст. 328 УК предлагают смягчить. В Палату представителей еще 11 мая поступил законопроект «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь».

Объявившие голодовку «Матери 328» и их группа поддержки у Администрации президента. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Как рассказали TUT.BY в парламенте, в ст. 328 УК РБ планируют внести изменения в плане сроков лишения свободы, а именно снизить нижнюю санкцию по ч. 2 и по ч. 3 статьи 328 УК — до 3 и 6 лет соответственно, а конфискацию имущества заменить на штраф.

Таким образом, за незаконные с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов предлагается наказывать лишением свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом или без штрафа. Сегодня по этой части статьи наказывают лишением свободы на срок от 5 до 8 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

За те же действия, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328, 329 или 331 УК планируют наказывать лишением свободы на срок от 6 до 15 лет со штрафом или без штрафа. Сейчас наказывают лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

В ч. 4 и 5 ст. 328, а также ч. 1 и 3 ст. 328/1 УК конфискацию имущества также хотят заменить на штраф.

Напомним, 27 апреля в Калинковичах и Пуховичском районе десять родных осужденных по статье 328 УК РБ (Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов) объявили голодовку. Основных требований у них было три — встретиться с президентом, создать комиссию, которая бы занялась пересмотром дел по статье 328, смягчить статью 328 УК. Вечером того же дня женщин, которые находились в Калинковичах, навестили представители местной власти и пригласили 2 мая в Администрацию президента. 11 мая некоторые прекратили голодовку.

Статьи ук рб 2018

В МВД прокомментировали ситуацию вокруг законопроекта, который смягчает наказание за незаконный оборот наркотиков. Речь о части второй и третьей статьи 328, сообщает телеканал «Беларусь 1».

Как известно, документ возвращен на доработку, он не прошел криминологическую экспертизу. При этом МВД выступило с инициативой пересмотреть подход к квалификации преступлений. Также в милицейском ведомстве отметили, что механическое смягчение наказания не изменит правоприменительную практику. И возможное смягчение санкций статьи не влечет автоматический пересмотр приговоров, которые уже вступили в силу.

Начальник ГУНиПТЛ криминальной милиции МВД Беларуси Геннадий Казакевич рассказал:

«МВД последовательно и аргументировано выступает против изменения законодательства в части смягчения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков. Свои умозаключения мы основываем на долгосрочном криминологическом прогнозе развития ситуации. Белорусское законодательство, хоть оно кому-то кажется излишне жестким, эффективно. Достаточно сказать, что с 2014 года, с момента принятия декрета, мы добились того, что реальная наркоугроза в республике стала в разы меньше».

К слову, очередное дело о гибели человека от наркотиков расследуется в МВД. Правоохранителям удалось доказать связь гибели молодого человека с продавцом психотропов. А это значит дилеру теперь грозит до 25-ти лет лишения свободы. Процесс обещает быть резонансным. К нему уже приковано внимание СМИ.

www.mlyn.by

Еще раз об эффективности защиты

Каждому адвокату, осуществляющему защиту лиц, обвиняемых в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, известно, с каким нетерпением подзащитные и их родственники ждут изменений норм об ответственности по ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Много раз приходится отвечать на вопросы, как правило, задержанных или заключенных под стражу подозреваемых и обвиняемых, о планируемых изменениях законодательства.

Недавно в средствах массовой информации появились сообщения о подготовке проекта Закона о внесении изменений в ряд кодексов Республики Беларусь, в том числе в Уголовный кодекс, рассмотрение которого в Палате представителей Парламента Республики Беларусь в первом чтении ожидается уже в июне. Сообщается, что депутатам предложено обсудить снижение минимальных сроков наказания в виде лишения свободы по статье 328 УК РБ, связанных со сбытом наркотических средств, замене конфискации имущества на штраф.

Как защитник, я не могу не приветствовать инициативу подобных изменений, понимая, что при рассмотрении уголовных дел в суде, это позволит в каждой конкретной ситуации уголовного преследования за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, подходить при назначении наказания лицам, вина которых подтверждена, более взвешенно. В соответствии с закрепленным в ст. 62 Уголовного кодекса Республики Беларусь принципом индивидуализации наказания новый Закон позволит судам максимально учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесенного вреда и размер причиненного ущерба, дохода, полученного преступным путем, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, мнение потерпевшего по делам частного обвинения, мотивируя избранную меру наказания в приговоре.
Вместе с тем, хочется отметить, что не все уже внесенные в законодательство изменения используются для достижения целей, которые изначально планируются при их инициировании.

Так, Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 года были внесены изменения в ст.164 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, которыми предусмотрена возможность объединения в одном производстве уголовных дел по подозрению или обвинению нескольких лиц в совершении взаимосвязанных по предмету преступлений.
Конечно же законодатель преследовал цель этим самым обеспечить возможность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств преступлений и уменьшить трудозатраты органа, ведущего уголовный процесс, поскольку при наличии взаимосвязанных по предмету преступлений практически собираются и исследуются одни и те же доказательства.

Применительно к лицам, преследуемым за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в одном производстве могут быть соединены уголовные дела по преследованию лица, сбывающего запрещенное вещество, и лица, приобретающего это же вещество.
На практике же приходится встречаться с категорическим нежеланием следователей соединять подобные дела со ссылкой на то, что объединение в одном производстве уголовных дел по подозрению или обвинению нескольких лиц в совершении взаимосвязанных по предмету преступлений- это право, а не обязанность следователя.
В результате, при рассмотрении уголовных дел разновременно выносятся два приговора.

И, если к моменту рассмотрения в суде уголовного дела по обвинению лица в сбыте запрещенного вещества приговор в отношении приобретателя уже вступит в законную силу, то доказать невиновность отрицающего причастность к сбыту подзащитного практически невозможно.
Как правило в приговоре в отношении лица, осужденного за приобретение запрещенного вещества указывается, что оно было приобретено « у иного лица», но в соответствии со ст. 89 УПК РБ излагаются конкретные обстоятельства преступления, в том числе место, способ совершения преступления.

В соответствии же с ч. 1 ст. 106 Уголовно — процессуального кодекса Республики Беларусь вступивший в законную силу приговор по другому уголовному делу обязателен для органа, ведущего уголовный процесс, при производстве по уголовному делу в отношении, как установленных обстоятельств, так и их юридической оценки.
На практике встречаются случаи, когда лица, обвиняемые в сбыте запрещенных веществ и отрицающие сбыт, даже не вызываются в заседания судов по уголовным делам лиц, преследуемых за приобретение этих же веществ, а приобретатели при полном признании вины осуждаются судами без полного исследования доказательств, с проведением судебного следствия в сокращенном порядке.

Такую практику нельзя признать правильной, поскольку в таких случаях лица, привлекаемые к ответственности за сбыт запрещенных веществ, лишены возможности реально защититься даже и при обеспечении участия защитника в рассмотрении дела.

Бричикова М.Н., адвокат юридической консультации
Ивацевичского района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

bka.brest.by

Проект изменений в 328 и другие статьи Уголовного кодекса 2018

В настоящей статье я прокомментирую наиболее важные изменения, которые предлагается внести в Уголовный кодекс Республики Беларусь, согласно законопроекту, направленному Советом Министров 11 мая 2018 года в Парламент.

В первую очередь напишу про изменения, касающиеся незаконного оборота наркотиков, т.е. про изменения в статью 328 УК, т.к. эта тема сейчас наиболее обсуждаема в обществе. Проект предусматривает изменение части 2 и 3 статьи 328 УК:

  • предлагается снизить нижний предел срока лишения свободы с 5 до 3 лет по ч. 2 ст. 328 УК за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов либо их незаконные с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку, установив ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом или без штрафа;
  • предлагается снизить нижний предел срока лишения свободы с 8 лет до 6 лет по ч. 3 ст. 328 УК за те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, должностным лицом, лицом, ранее совершившим аналогичное преступление, в отношении наркотических средств в крупном размере, в отношении особо опасных наркотических средств, сбыт наркотических средств на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему), установив ответственность в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет со штрафом или без штрафа.

Наиболее важным предлагаемым изменением представляется предложение исключить из УК такой вид широко применяемого на практике дополнительного наказания как конфискация имущества. Вместо него предлагается применять штраф и специальную конфискацию. Полагаю, это является значительным шагом на пути к защите права собственности.

Специальная конфискация может быть применена наряду с уголовной ответственностью, а также при освобождении от уголовной ответственности. Специальная конфискация заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства:

  • имущества, добытого преступным путем;
  • доходов, полученных от использования этого имущества;
  • предметов преступления, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу;
  • орудий и средств совершения преступления, принадлежащих лицу, совершившему преступление;
  • вещей, изъятых из оборота;
  • транспортного средства, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК (управление транспортным средством в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки), независимо от права собственности (кроме случаев выбытия транспортного средства из владения собственника помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц).
  • Предлагается исключить уголовную ответственность за клевету и оскорбление без отягчающих обстоятельств, а также за незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности.

    Предлагается смягчить уголовную ответственность за:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями по ч. 2 ст. 210 УК, снизив верхний предел срока лишения свободы с 7 до 6 лет;
  • хищение путем использования компьютерной техники по ч. 4 ст. 212 УК, предусмотрев ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет (в настоящее время предусмотрен срок от 6 до 15 лет).
  • Предусматривается корректировка в сторону увеличения размера крупного и особо крупного ущерба, влекущего за собой уголовную ответственность по экономическим преступлениям:

    • крупный размер повышается с 250 до 1000 базовых величин;
    • особо крупный размер повышается с 1000 до 2000 базовых величин.
    • Отдельные составы экономических преступлений исключаются из УК (ст. 224 — нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь, ст. 232 — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ст. 244 — нарушение антимонопольного законодательства, ст. 249 — дискредитация деловой репутации конкурента).

      Исключается уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.

      Вводится правило о недопустимости назначения наказания в виде лишения свободы лицу, впервые совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое экономическое преступление при отсутствии отягчающих и наличии смягчающих обстоятельств.

      Вводится уголовная ответственность за пропаганду самоубийства, т.е. за умышленное распространение в любой форме информации в целях возбуждения у индивидуально неопределенного круга лиц решимости совершить самоубийство.

      Смягчается уголовная ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера по ч. 2 ст. 343 УК путем введения альтернативного лишению свободы наказания в виде ограничения свободы на срок от 2 до 4 лет.

      Корректируется норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве (ст. 431 и 432 УК). Предлагается ввести как условие освобождения от уголовной ответственности не только добровольное заявление о содеянном, но и одновременное при этом активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

      Вводится уголовная ответственность за предоставление незаконного вознаграждения работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом. При этом предусматривается освобождение лица, предоставившего вознаграждение, от уголовной ответственности в случаях, если в отношении его имело место вымогательство вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

      В целом данный законопроект направлен на смягчение уголовной ответственности. Он может быть принят в первом чтении Палатой представителей в июне 2018 года.

      www.rka.by