Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (Республики Казахстан)

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Смотрите также

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в вузах Республики Казахстан

Кунакова К.У., Кабдолова К.Л. Инструктивно-методическое письмо

Сидоров И.В., Каточков В.М. и др. Методические рекомендации по внедрению в учебный процесс вуза системы зачетных единиц

Исполн.: Сидоров И.В., Каточков В.М., Сафронова М.А., Нечаев А.В., Михейкина М.В., Проскурина А.А. — НФПК, 2007 – 73 с.

Работа выполнена в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса». Разработку рекомендаций осущест.

Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании

Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Копенгагенский процесс

М: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006.-132с.

Данная брошюра посвящена промежуточным результатам реализации Копенгагенского процесса, предполагающего создание единого пространства профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза,а также формирование механизмов сравнимости обра.

Арсеньев Д.Г., Сурыгин А.И., Шевченко Е.В. Современные технологии проектирования и реализации образовательных программ высшего образования

Учебно — методическое пособие, — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. — 87 с.

Рассмотрены основные современные подходы к проектированию и технологии
реализации образовательных программ в вузах: компетентностный подход, рамочные квалификации как ориентиры планирования результатов обучения, кредитная система учёта тру.

Пурсиайнен К. Медведев С.А. (ред.) и др. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе

Презентация — Практика использования специального оборудования в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения функций опорно-двигательного аппарата

Презентация — Практика использования специального оборудования в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения функций опорно-двигательного аппарата. 2 вида презентации.

Центр дистанционного образования города Краснодар.
Департамент образования и науки Краснодарского края

Дистанционное обучение, как новая фор.

Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий

Материалы сборника подготовлены к изданию Национальным офисом программы
Темпус в Казахстане при поддержке Европейской Комиссии.
Ассоциация « Образование для всех в Казахстане», 2009. Национальный офис программыТемпус в Казахстане, 2009, 120 с.

Процессы глобализации требуют от национальных систем высшего .

www.studmed.ru

Особенности реализации кредитной технологии при организации модульного обучения

Главная > Документ

ПРОТОКОЛ
Республиканского совещания по вопросам

кредитной технологии обучения

«04» декабря 2014г. г.Алматы

Время проведения: 14-00 час.

Место проведения: г.Алматы, ул.Сатпаева, 16-18, 18а, Университет «Туран», актовый зал.

Председатель: Вице-министр Министерства образования и науки Республики Казахстан, д.пед.н., профессор Балыкбаев Т.О.

Модератор: Президент Ассоциации вузов Республики Казахстан, д.э.н., профессор Алшанов Р.А.

Присутствовали: представители ВУЗов Республики Казахстан (список прилагается).

В начале заседания с приветственным словом к собравшимся выступил Вице-министр Министерства образования и науки РК, д.пед.н., профессор Балыкбаев Т.О. В своем обращении к собравшимся он отметил, что кредитная технология обучения в Казахстане насчитывает 10-летний период своего развития, вместе с тем существуют отдельные вопросы, требующие совершенствования нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, обеспечения студентоцентированного подхода к обучению, формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся, взаимного признания кредитов и дипломов образовательных учреждений и др., поиск ответа на которые можно найти посредством совместного коллегиального обсуждения.

С докладом на тему «Особенности реализации кредитной технологии при организации модульного обучения» выступил первый вице-президент Ассоциации вузов РК, д.э.н., профессор Абишев А.А.

В своем докладе Абишев А.А. отразил основные этапы развития кредитной технологии обучения в Казахстане, отличительные особенности использования кредитной технологии в европейских странах и США, поделился опытом реализации образовательной программы МВА МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуемой на базе университета «Туран». Докладчик отметил, что переход к компетентностной модели образования, развитие образовательных программ на основе модульного подхода к их построению продиктовано временем, необходимо в условиях глобализации и интеграционных процессов в экономике, но также вызывает много вопросов у разработчиков. Компетенции, которые необходимо сформировать в рамках модульных программ, надпредметны, междисциплинарны, многомерны. В современных условиях меняется не только содержание образовательных программ, но также роль преподавателя и обучающегося, функции деканатов и кафедр, наполняемость УМКД; требуют пересмотра понятия: «академический час», «академический период», «группа». Особенного внимания требует порядок взаимозачета дисциплин и их методологическая согласованность в рамках одного модуля.

Докладчик предложил расширить понятие «академического периода», под которым в настоящее время понимается семестр. Внимания и дальнейшей проработки, по мнению автора, требуют вопросы: формирования госзаказа на образовательные услуги, классификатора специальностей в связи с появлением новых направлений деятельности, трудоустройства выпускников, подтверждения и взаимного признания дипломов и квалификаций, процедуры аккредитации образовательных учреждений.

С докладом на тему «Компетентностная модель подготовки специалистов: проблемы и инструменты реализации» выступил ректор Павлодарского государственного университета имени С.Торайгырова, д.э.н., профессор Омирбаев С.М.

В докладе Омирбаев С.М. пристальное внимание уделил развитию компетентностной модели подготовки специалистов в условиях внедрения Европейской и Национальной рамок квалификации, а также поделился опытом формирования модульных образовательных программ в Павлодарском государственном университете имени С.Торайгырова. Омирбаев С.М. отметил, что модульные образовательные программы отличает междисциплинарный характер и трансдисциплинарность. Вместе с тем, отдельные ВУЗы под модульной образовательной программой понимают рабочий учебный план, что в корне неверно. Модульная образовательная программа должна быть описана и определена с точки зрения методологии и идеологии, понятна обучающемуся и работодателю. Докладчик выделил пять основных проблем использования кредитной технологии в Казахстане:

1. Обеспечение выборности учебных дисциплин и преподавателей

2. Формирование учебных занятий в разрезе учебных дисциплин и преподавателей в условиях индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося.

3. Организации СРС и СРСП (данные виды занятий не должны превращаться в семинарские).

4. Внедрение интерактивных методов обучения (переход от лекционно-семинарской технологии обучения).

5. Обучающиеся с низким GPA должны оформляться на летний семестр и/или повторный курс обучения, но не быть отчисленными по причине неуспеваемости.

Проблемы академической мобильности:

1. Формирование индивидуального учебного плана в зарубежном вузе (присутствует выбор дисциплин, не формирующих профессиональные компетенции, заложенные в образовательной программе).

2. Перезачет дисциплин осуществляется по наименованию, а не по формируемым компетенциям.

3. В ИУП для изучения в зарубежном вузе не учитываются ожидаемые результаты обучения и формируемые компетенции.

4. Присутствует механический перезачет кредитов и дисциплин.

Проблемы нормативно-правовой базы:

1. Нормативный срок обучения и регламентированный объем освоения кредитов в семестр.

2. Расчет стоимости обучения по кредитам и финансирование обучения не по стоимости государственного образовательного гранта на учебный год, а исходя из объема осваиваемых кредитов по ИУП.

3. Переводы и восстановления: основным инструментом определения курса обучения должны быть пререквизиты.

4. Использование различных форм академических периодов: семестры, триместры, кварталы, комбинированные.

Доклад на тему «Взаимозачет кредитов при осуществлении академической мобильности обучающихся в условиях кредитной технологии обучения в КазНАУ» представил проректор по учебно-методической работе Казахского национального технического университета имени К.Сатпаева Жусупбеков С.С.

Докладчик отметил, что мировые и европейские тенденции развития общества, интенсивное совершенствование техники и технологии порождают все новые требования к качеству инженерного образования и личности специалиста. Основная причина проблем подготовки инженерных кадров заключается в недостатке эффективных связей между работодателями и высшими учебными заведениями.

Основные принципы развития инженерного образования включают:

1. Опережающее образование с глубокой фундаментальной подготовкой;

2.Реализация принципа «обучение через науку»;

3. Стратегическое партнерство;

4. Элитность обучающихся;

5. Социальная ответственность.

Докладчик обозначил основные направления совершенствования деятельности:

1. Приведение Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования в соответствие с Международной стандартной классификацией образования — МСКО 2013;

2. Разработка механизмов общественной аккредитации образовательных программ в сфере техники и технологий;

3. Повышение эффективности языковой подготовки будущих инженеров.

Действующий в настоящее время классификатор высшего и послевузовского образования 2009 года классифицирует специальности высшего и послевузовского образования в соответствии с трехуровневой системой подготовки специалистов. Этот классификатор позволил осуществить формирование групп специальностей по видам деятельности и на данном этапе сыграл свою положительную роль. Вузы Казахстана смогли адаптироваться к международным требованиям, появилась реальная возможность мобильности обучающихся. Однако, остаются трудности при международной институциональной аккредитации вузов, международной аккредитации образовательных программ в ведущих аккредитационных агенствах. Эти проблемы можно решить, приведя национальные системы образования в соответствие с Международными стандартами классификации образования (МСКО). Они предлагают взаимодействие с государствами – членами в обновлении схем национальных систем образования в соответствии с МСКО.

Из сравнительной таблицы структуры действующего в настоящее время Казахстанского классификатора и классификатора МСКО 2013 по направлениям подготовки видно, что Казахстанский классификатор имеет 12 направлений подготовки специалистов в бакалавриате, магистратуре и докторантуре, а МСКО 2013 — 10. Но разница не только в количестве направлений, но и в содержании каждого направления.

После консультаций с УМС ряда вузов, КазНТУ внес ряд предложений по приближению классификатора специальностей Республики Казахстан к МСКО.

Целесообразно в классификаторе Республике Казахстан за основу принять 10 направлений подготовки, как рекомендует МСКО.

Предлагается пересмотреть перечень специальностей с размещением их в направления, рекомендованные МСКО.

Перенос специальностей в направления, рекомендованные МСКО, позволяет укрупнить многие из них в бакалавриате.

Внедрение нового классификатора, сопоставимого с МСКО 2013, позволит:

1. Перейти к реально сравниваемым учебным планам у нас и за рубежом.

2. Существенно облегчить мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава.

3. Активнее пользоваться зарубежными учебниками, да и наши лучшие учебники будут востребованы за рубежом.

4. Облегчить процесс международной институциональной аккредитации вузов.

5. Упростить процедуру международной аккредитации вузов, поскольку экспертам будут более понятны наши образовательные программы.

6. Успешно участвовать в международных рейтингах вузов, поскольку существенно улучшится «сравнимость» казахстанских образовательных программ с зарубежными.

С докладом на тему «Пути совершенствования кредитной технологии обучения в КазНАУ» выступил проректор по учебной и учебно-методической работе Казахского национального аграрного университета Серикбаев А.У.

Докладчик поделился опытом работы с использованием кредитной технологии обучения в КазНАУ, в том числе развитием полиязыязычия: в рамках образовательной программы предусмотрено 40% дисциплин на казахском языке, 30% — на русском и 30% — на английском языке. Большое внимание уделяется разработке совместных образовательных программ с зарубежными ВУЗами и их сопоставимости, практикуется привлечение зарубежных ученых к образовательному процессу. При университете действует Международная летняя школа, обучение в которой прошли свыше 115 магистрантов из 10 зарубежных стран. 50 студентов из региональных вузов прошли обучение в университете по программам академической мобильности.

Повышение объема знаний обучающихся возможно при активном использовании учебно-исследовательских лабораторий, развитии системы повышения квалификации ППС, высоком уровне образованности абитуриентов. Вместе с тем уровень образованности абитуриентов недостаточно высокий. Практика показывает, что абитуриенты с высокими баллами ЕНТ зачастую имеют проблемы с логическим мышлением.

Необходимо расширить количество дисциплин школьной образовательной программы, направленных на формирование логического мышления обучающихся.

ВУЗы проводят работу по набору мотивированных к обучению на данной специальности абитуриентов, в этой связи полезны различные конкурсы и олимпиады по специальностям.

Необходима работа по унификации казахстанских РУПов с РУПами ведущих вузов мира.

Работа по привлечению зарубежных ученых к образовательному процессу полезна и необходима, но считаем необходимым и более важным финансирование академической мобильности обучающихся.

Вице-министр Министерства образования и науки РК, д.пед.н., профессор Балыкбаев Т.О. отметил, что МОН РК поддерживает данную точку зрения по финансированию академической мобильности и в планах следующего года предусмотрены средства на развитие академической мобильности обучающихся. Привлечение зарубежных ученых к образовательному процессу будет осуществляться с использованием средств ВУЗов.

Доклад на тему «Реализация кредитной технологии в учебном процессе образовательных учреждений: проблемы и перспективы» представила руководитель офис-регистратора Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова Акыбаева Г.С.

Докладчик отметила преимущества кредитной технологии обучения, включающие:

определение обучающимися индивидуальной образовательной траектории;

методическое обеспечение учебных дисциплин (курсов) силлабусами и учебно-методическими материалами;

возможность выбора обучающимися учебных дисциплин и преподавателей (тьюторов);

наставничество эдвайзеров при выборе дисциплин и тьюторов;

создание накопительной системы кредитов и академических достижений обучающихся.

В своем докладе Акыбаева Г.С. также поделилась опытом работы Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по организации кредитной технологии обучения.

В университете формируются:

конкурентоспособные образовательные программы с учетом рекомендаций работодателей;

разработана нормативная документация, регламентирующая учебный процесс;

функционируют службы офис Регистратора, способствующие прозрачности и объективности системы учета учебных достижений;

ежегодно обновляется каталог элективных дисциплин;

совершенствуется материально-техническая база;

у обучающихся есть возможность выбора преподавателей, что формирует здоровую конкурентную среду.

В качестве проблем были озвучены:

адаптация выпускников школ к вузовской системе обучения;

gigabaza.ru

Правила кредитной технологии обучения в рк

1. Закон РК «Об образовании» №487-IVЗРК от 27 июля 2007г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.);

2. Закон РК «О науке» №407-IVот 18 февраля 2011 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.11.2015 г.);

3. Закон Республики Казахстан «О миграции населения» № 477-IV от 22.07.2011 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2018 г.);

4. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.11.2017 г.);

1.1 Приказ МОН РК «Об утверждении правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» № 152 от 20.04.2011 г. (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 02.06.2014 № 198 и от 28 января 2016 года);

1.2 Приказ МОН РК «Об утверждении правил организации международного сотрудничества, осуществляемого организациями образования» № 661 от 27.12.2007г.;

1.3 Приказ МОН РК «Об утверждении правил признания и нострификации документов об образовании № 8 от 10.01.2008 г.;

1.4 Приказ МОН РК «Об утверждении правил получения образования иностранцами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в РК. МОН РК приказ № 468 от 28.09.2010 г.;

1.5 Приказ МОН РК от 30 декабря 2011 года № 549 О внесении изменений в приказ министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил направления для обучения за рубежом» от 19 ноября 2008 года № 613;

1.6 Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы;

1.7 Концепция Академической мобильности обучающихся высших учебных заведений РК. Обсуждена и одобрена на совещании ректоров

в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки

Республики Казахстан от 19 января 2011 года Астана, 2011 г.;

1.8 Мобильность для совершенствования обучения. Стратегия мобильности ЕПВО 2020;

1.9 Устав Карагандинского государственного медицинского университета.

www.kgmu.kz

Об обновлении содержания ТиПО [ожидает перевода]

В системе ТиПО утвержден Государственный стандарт технического и профессионального, послесреднего образования (постановление Правительства РК № 1080 от 25 августа 2012 года) (далее – ГОСО ТИПО), который обеспечивает тесное взаимодействие с работодателями в вопросах разработки рабочих учебных программ, учитывает возможности мобильности, гибкости, применения новейших технологий обучения при организации учебного процесса; региональные особенности.

В настоящее время разработан проект постановления РК по внесению изменений и дополнений в ГОСО ТИПО. Данный проект внесен в КПМ РК от 12 июля 2017 года.

В целях внедрения в учебный процесс НАО «Холдинг «Кәсіпқор» разработаны, с привлечением зарубежных экспертов, 53 образовательные программы. П роведено обучение преподавателей специальных дисциплин. С сентября 2016 года данные программы внедрены в учебный процесс 143 колледжей Республики Казахстан.

В 2017 году НАО «Холдинг «Кәсіпқор» перевел и тиражировал 100 наименований учебной литературы и учебных пособий.

В связи с тем, что проведение в колледжах учебных занятий по информатике планируется на английском языке, НАО «Холдинг «Кәсіпқор» в рамках государственного задания приобрел учебную литературу на английском языке и распространил ее в 241 колледже Казахстана.

Для послесреднего образования разработаны интегрированные программы, которые внедряются в учебный процесс в экспериментальном режиме. Подготовка кадров по квалификации «прикладной бакалавр» ведется по 7 специальностям.

Утверждены Типовые учебные планы и типовые учебные программы по 65 специальностям технического и профессионального образования (приказ МОН РК от 27 апреля 2017 года № 196, зарегистрирован в МЮ РК 25 мая 2017 года за № 15168).

Утверждены приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от « 1 » ию л я 20 17 года № 186 -од» изменения № 4 Классификатора профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования (Классификатор).

МОН РК направило письмо в Министерство информации и коммуникации РК для для размещения на официальном портале «е-лицензирования» данные изменения № 4 Классификатора.

Для обеспечения преемственности всех уровней образования осуществляется поэтапный переход на кредитно-модульную технологию обучения.

В этой связи, разработан проект приказа МОН РК « О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 « Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения ». В настоящее время данный проект приказа находится на согласовании в заинтересованных государственных органах.

В целях совершенствования образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента разработан проект приказа « О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 139 « Об утверждении Правил разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования ».

В настоящее время данный проект приказа находится на согласовании в заинтересованных государственных органах.

В целях обеспечения гибкости учебного процесса при разработке и реализации образовательной программы организациям технического и профессионального образования предоставлено право:

— изменять до 30% объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов и по каждой дисциплине (модулю) и до 50% производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обязательное обучение.

Образовательные программы технического и профессионального образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов (60%) производственного обучения, практики на базе предприятия .

opencollege.kz

Кредитная технология

С 2002 года с целью международного признания национальных образовательных программ, усиления академической мобильности студентов и преподавателей, а также для повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского образования внедрена кредитная технология обучения.

В целом переход на кредитную систему обучения позволяет адекватно оценивать уровни, ступени, академические степени образовательной сферы Республики Казахстан.

Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс высших учебных заведений является:

— интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство;

— обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.

Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории

Суть кредитной системы обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала

Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения следует иметь в виду, что 1 кредит равняется 3 часам работы в неделю. При этом 1 академический час сопровождается 2 часами самостоятельной работы студента (работа с учебными пособиями, выполнение домашних заданий, проведение исследовательской работы и работа с преподавателем).

Основными задачами кредитной технологии обучения являются:

— унификация объема знаний студентов;

— максимальная индивидуализация обучения;

— повышение роли самостоятельной работы.

Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки.

Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения.

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа по определенному перечню самостоятельно осваиваемых тем, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями. Контроль СРО осуществляется посредством тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. При кредитной системе обучения самостоятельная работа обучающегося имеет две составляющие:

· самостоятельная работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя;

· работа (задание), выполняемая обучающимися полностью самостоятельно.

Качество знаний оценивается по балльно-рейтинговой системе, которая представляет собой непрерывный контроль знаний на всех стадиях обучения: текущий, рубежный, домашний. Каждый вид контроля дает студенту баллы, которые определяют его рейтинг допуска к сдаче итогового контроля. По окончании учебного курса проводится итоговый контроль в форме экзамена. Баллы, полученные студентами на разных уровнях контроля, могут быть оценены в зависимости от степени усвоения учебного материала в пределах шкалы оценок от «А» до «F». По результатам успеваемости за учебный курс рассчитывается средний переводной балл GPA, который увеличивается с каждым годом обучения студента, что служит цели повышения качества знаний по специальным дисциплинам.

Министерством образования и науки проведена определенная работа по формированию нормативно-правовой базы кредитной технологии обучения, регламентирующей основные требования по организации и ведению учебного процесса в рамках кредитной системы.

В 2005 году были разработаны Правила кредитной системы обучения, реализуемой в режиме эксперимента, утвержденные приказом МОН РК от 9.12.2005 года № 753.

В соответствии с новым Законом РК «Об образовании»:

— приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 утверждены «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии»;

— разработано «Инструктивное письмо об организации учебного процесса в высших учебных заведениях республики по кредитной технологии обучения» от 14 марта 2008 г. № И-01;

— приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 утверждены «Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся в высших учебных заведениях»;

— разработаны проекты 19 Типовых регламентов: «Академические правила высшего учебного заведения»; «Планирование учебного процесса в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Учебно-методическая работа в высших учебных заведениях»; «Научно-методическая работа в высших учебных заведениях»; «Организация профессиональной практики в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Учебно-методический отдел (управление, центр) высшего учебного заведения»; «По разработке и оформлению учебно-методической документации, разрабатываемой профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения»; «Кодекс чести профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения»; «Кодекс чести студента высшего учебного заведения»; «Гражданско-патриотическое образование в высших учебных заведениях»; «Организация торжественных мероприятий в высших учебных заведениях»; «Работа деканатов (дирекций) высшего учебного заведения»; «Организация итоговой аттестации по кредитной технологии обучения»; «Работа кафедры высшего учебного заведения»; «Организация учебного процесса в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Организация итоговой аттестации по кредитной технологии обучения»; «Организация промежуточной аттестации обучающихся в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Справочник- путеводитель студента»; «Организация самостоятельной работы обучающихся по кредитной технологии обучения».

Для оказания помощи вузам по внедрению кредитной технологии при Министерстве образования и науки Республики Казахстан постоянно действует рабочая группа, в состав которой входят представители вузов, внедряющих кредитную технологию обучения. Регулярно обсуждаются и разрабатываются рекомендации по дальнейшему совершенствованию внедрения кредитной технологии. На заседаниях РУМС рассматриваются практические вопросы внедрения данной технологии.

При кредитной системе обучения используется автоматизированная система управления «Офис регистратора». Программное обеспечение офиса регистратора предполагает автоматизацию процедурных мероприятий, связанных с планированием учебного процесса и регистрацией учебных достижений обучающихся. Функциональные возможности программы направлены на:

· разработку и составление рабочего учебного плана на основе типового и ГОСО;

· формирование индивидуального учебного плана;

· расчет рентабельности дисциплин и востребованности преподавателей;

— формирование экзаменационной ведомости и GPA.

К важным преимуществам кредитной системы обучения относятся демократическая форма управления учебным процессом, максимальный учет интересов и потребностей обучающихся, большая академическая свобода вузов и обучающихся, удовлетворение потребностей работодателей, переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning).

Характерными чертами кредитной системы обучения являются:

— введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине учебного плана;

— свобода выбора обучающимися дисциплин из компонента по выбору; свобода выбора обучающимися преподавателя (при условии достаточного количества ППС в вузе или в данном населенном пункте);

— непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана;

— создание специальных академических служб – института тьюторов, эдвайзеров, офиса регистратора;

— широкие полномочия факультета в организации учебного процесса (определение и учет видов педагогической нагрузки ППС);

— высокое учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.

В целях реализации Закона РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года утверждены Правила организации учебного процесса по кредитной технологии.

Введение академического кредита определяет основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечивает конкурентоспособность казахстанского образования и специалистов на мировом рынке.

Особенностью кредитной системы обучения является необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом.

У студентов появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, право выпускников бакалавриата и магистратуры на трудоустройство в любой стране. Кроме того, удовлетворяются требования работодателей, иностранных инвесторов к профессиональному признанию квалификаций при трудоустройстве выпускников.

Внедрение кредитной системы обучения требует от высших учебных заведений дальнейшего укрепления учебно-методической, материально- технической и научной базы, в том числе – расширения библиотечного фонда (не только увеличения числа бумажных носителей, но и развитие электронной библиотеки); полиграфической базы, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин; компьютерной базой и технологиями, которые дают возможность обучающимся регистрироваться и получать учебные материалы в режиме on-line. Система предполагает свободный доступ ко всему комплексу средств обучения, включая традиционные (лабораторное оборудование, приборы, компьютеры, видео, слайдпроекторы, аудио-аппаратура) и мультимедийные, виртуально-треннинговые комплексы и т.п.

Кредитная система обучения предъявляет высокие требования как к педагогическому составу, так и к студенту. Студент из пассивно воспринимающей стороны становится активным участником учебного процесса. От преподавателя требуются, особые навыки и умения, способность работать индивидуально с каждым студентом. В связи с этим используются традиционные и разрабатываются новые методики обучения. Например, на занятиях применяются такие методы, как: групповые мозаики, интервью в группах, дискуссии, кейс-стадии, презентации, деловые игры, выполнение упражнений (логических задач), подготовка докладов и др.

С целью вовлечения высших учебных заведений республики в процесс внедрения кредитной системы обучения Министерством образования и науки Республики Казахстан ежегодно проводятся международные и республиканские семинары по проблемам кредитной технологии обучения.

В марте 2004 года на базе Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова был проведен первый Республиканский научно-методический семинар «Технология организации кредитной системы обучения в высшем учебном заведении», на котором обсуждались первые итоги по внедрению кредитной технологии в вузах Казахстана.

В течение 2004-2005 гг. были проведены выездные обучающие семинары по проблемам внедрения кредитной системы обучения для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Такие семинары прошли в гг. Павлодар, Кокшетау, Костанай, Караганда.

24-26 марта 2006 г. на базе Таразского государственного университета имени М.Х.Дулати проведен второй Республиканский обучающий семинар по проблемам кредитной системы обучения. На данном семинаре были обсуждены основные проблемы внедрения кредитной системы обучения в вузах республики: планирование и организация учебного процесса, учебно-методические документы, основные функции специальных академических служб, роль самостоятельной работы студентов и др.

22-23 мая 2007 года на базе Таразского государственного университета имени М.Х. Дулати с участием Министра образования и науки Республики Казахстан Ж.К.Туймебаева и Генерального секретаря Обсерватории Великой Хартии университетов доктора Андриса Барблана был проведен первый Международный семинар по внедрению кредитной системы обучения в высших учебных заведениях. Значимость данного семинара для системы высшего образования состоит в том, что его участниками был инициирован текст Меморандума университетов Республики Казахстан.

20-21 ноября 2008 года на базе Каспийского государственного университета технологии и инжиниринга имени Ш. Есенова был проведен Республиканский обучающий семинар по проблемам кредитной технологии обучения: система оценки учебных достижений обучающихся.

На республиканском семинаре рассмотрены вопросы системы оценки учебных достижений обучающихся, обсуждены доклады «Модернизация высшего образования в Республике Казахстан в контексте Болонского процесса», «Технология оценки знаний обучающихся при кредитной системе обучения», «Рейтинговая система оценки успеваемости студентов», «Офис регистратор – оценка учебных достижений студентов», а также опыт вузов, внедряющих кредитную технологию обучения, лекций опытных специалистов по данным проблемам.

По результатам семинара была принята рекомендация по вопросам системы учебных достижений обучающихся в том числе по оценке текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, а также по формам оформления и содержания учебной документации.

mydocx.ru