Российский судья: честь или нечисть?

российский судья, качество правосудия, экзамен на должность судьи, российская юстиция

Кесарю кесарево

Аннотация: проверка сообщения о преступлении может проводиться оперуполномоченным (участковым уполномоченным) ОВД, но принятие процессуального решения по ее результатам находится за рамками его полномочий.

«Слушай, дурень, перестань
Есть хозяйскую герань».
(С. Маршак. Кошкин дом).

В настоящее время в органах внутренних дел (далее ОВД) России сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях повсеместно рассматривают (принимают, проводят проверку и по ее результатам принимают решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности) те должностные лица, которых закон таким правом не наделял: оперуполномоченные (а в полиции еще и участковые уполномоченные), с последующим утверждением принятого решения начальником органа дознания.
Данная ситуация спровоцирована самим законодателем, который в статьях 144-145 УПК РФ уполномочил на такие действия и дознавателя и орган дознания одновременно, в результате чего создается впечатление, что в органе дознания существуют и другие должностные лица (помимо дознавателя), имеющие право рассматривать сообщения о преступлениях.
В соответствии с этим в ОВД полагают, что если ОВД являются органами дознания, то оперуполномоченные, являющиеся сотрудниками этих органов, вправе проводить проверку сообщений о преступлениях и принимать по ним процессуальные решения.
Это неверно: у дознавателя и оперуполномоченного совершенно разные сферы деятельности, и их полномочия регулируются различными законами.
ОВД действительно относятся к органам дознания (ч.1 ст.40 УПК РФ). Однако уголовно-процессуальная деятельность не единственная и даже не основная функция ОВД: помимо нее ОВД имеют еще десяток задач (ст.2 закона «О полиции»). В связи с этим внутри ОВД существует разграничение на подразделения в соответствии с видами деятельности: отдел уголовного розыска, отдел борьбы с экономическими преступлениями, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные, дежурная часть, отдел дознания, и т.д. Каждое подразделение имеет свою компетенцию и соответствующие полномочия и не вправе вторгаться в компетенцию другого подразделения.
Оперуполномоченный занимается оперативно-розыскной деятельностью, регулируемой законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Его полномочия ограничены следующим перечнем разрешенных действий: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент (ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Проведение проверки сообщения о преступлении и вынесение процессуального решения – это уголовно-процессуальная деятельность, регулируемая только УПК РФ. И осуществлять такие действия должны уже другие лица.
По смыслу п.56 и п. 9 ст.5 УПК РФ, судопроизводство (процесс) считается уголовным с момента получения сообщения о преступлении. В соответствии с. п. 58 статьи 5 УПК РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе. Т.е. с момента получения сообщения о преступлении и до вынесения приговора в уголовном судопроизводстве могут участвовать только те лица, которые являются участниками уголовного судопроизводства, и никакие другие.
Оперуполномоченный не входит в число участников уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ). Соответственно УПК РФ никакими правами его в уголовном процессе не наделяет. Понятия «оперуполномоченный» нет даже в числе основных понятий, используемых в ст.5 УПК РФ. Прокурор, следователь, дознаватель, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания есть, а оперуполномоченного нет.
Вероятно, такой порядок рассмотрения сообщения о преступлении установился (еще со времени СССР) благодаря невольной подмене понятий сотрудниками ОВД («проведение проверки сообщения о преступлении» в порядке ст.144-145 УПК РФ на «проведение оперативно-розыскных мероприятий» в порядке ст.6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Дело в том, проверка сообщения о преступлении (уголовно-процессуальная деятельность) проводится некоторыми из тех же методов, что используются и в оперативно-розыскной деятельности (опрос, наведение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений). В результате создается впечатление, что, имея право совершать все эти действия, оперуполномоченный имеет право заниматься (от имени орг
ана дознания) уголовно-процессуальной деятельностью: проводить проверку сообщения о преступлении и выносить по ее результатам соответствующее процессуальное решение.
Это не так. Начальник органа дознания, конечно, вправе поручить проведение проверочных действий по поступившему сообщению о преступлении и оперуполномоченному. Однако формально это будет поручение о проведении оперативно-розыскных действий (на это у оперуполномоченного есть законные полномочия), а не процессуальных.
По смыслу п.1 ч.1 ст.40.1 УПК РФ, в чистом виде (как процессуальные действия) полномочия по проведению проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144 УПК РФ возлагаются именно на дознавателя, а не на оперуполномоченного.
По большому счету, нет никакой разницы в том, кто и в каком порядке будет проводить проверку сообщения о преступлении (оперуполномоченный в рамках оперативно-розыскной деятельности или дознаватель в рамках уголовно-процессуальной деятельности): и так и так будет правильно. Но закон «Об оперативно-розыскной деятельности» однозначно не наделяет оперуполномоченного правом принимать решения о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или передаче сообщения по подследственности.
В то же время и по УПК РФ оперуполномоченный не является участником уголовного процесса, а потому никаких процессуальных действий совершать не может. Опять же, п.33 ст.5 УПК РФ устанавливает, что процессуальное решение – это решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном УПК РФ. Судом, прокурором, следователем и дознавателем, а не оперуполномоченным и не органом дознания. Оперуполномоченный не может принимать никаких процессуальных решений: ни самостоятельно, ни с согласия начальника органа дознания. Отсюда следует, что хоть орган дознания и входит в число участников уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ), но участвует он в уголовном процессе не лично (ибо это невозможно) и не через оперуполномоченного, а делегирует свои полномочия по рассмотрению сообщения о преступлении дознавателю.
То же самое следует из принципа «скальпеля Оккама»: логичнее выглядит делегирование органом дознания своих полномочий в уголовном процессе тому лицу, которое наделено законом правом осуществлять соответствующие процессуальные действия (дознавателю), а не тому лицу, у которого таких прав по закону нет (оперуполномоченному).
Употребление термина «орган дознания» в статьях 144, 145 УПК РФ некорректно. По всей видимости, законодатель в этих статьях понимает под ним вовсе не «традиционные» органы дознания, а капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок и других лиц, перечисленных в ч.3 ст.40 УПК РФ и имеющих право возбуждать уголовные дела (последние перечислены в статье с названием «Орган дознания», но, по смыслу ч.2 этой же статьи, к органам дознания не относятся; однако принимать и проверять сообщение о преступлении эти лица как-то же должны, хотя статьи 144-145 УПК РФ о них умалчивают).
Поручение вынесения процессуального решения оперуполномоченному не только незаконно и нелогично, но и неразумно.
Вынесение процессуального решения предполагает установление признаков того или иного преступления, что связано с предварительной квалификацией преступного деяния (дачей правовой оценки), т.е. с наличием юридических знаний в области уголовного и уголовно-процессуального права. Как известно, оперуполномоченные и участковые уполномоченные зачастую юридического образования не имеют вообще. А если и имеют, то недостаточного уровня. И утверждение решения оперуполномоченного начальником органа дознания (как это практикуется) сути дела не меняет: не факт, что сам начальник органа дознания обладает достаточными познаниями в области уголовного и уголовно-процессуального права (в основном начальниками органов дознания назначают руководителей оперативных подразделений, а не следственных).
Последствия принятия решения оперуполномоченным по поступившему сообщению о преступлении весьма существенны: — следы преступления имеют свойство со временем утрачиваться, а потому незаконный отказ оперуполномоченного в возбуждении уголовного дела может привести к невозможности расследования преступления. Кроме того, сроки давности привлечения к уголовной ответственности не приостанавливаются в связи с незаконными отказами в возбуждении уголовного дела (а, как правило, отказав однажды
в возбуждении уголовного дела, орган дознания с маниакальным упорством продолжает это делать снова и снова, несмотря на систематическое признание незаконными этих решений судом или прокурором).
В результате по преступлениям небольшой тяжести может получиться так, что со временем из-за некомпетентности оперуполномоченного дело невозможно будет возбудить даже при всем желании самого органа дознания: сроки давности не позволят.
Факт возбуждения уголовного дела оперуполномоченным даже при наличии согласия начальника органа дознания означает в последствие «развал» всего уголовного дела. Даже при блестяще проведенном дознании (следствии) суд должен будет вынести оправдательный приговор: если уголовное дело возбуждено не уполномоченным лицом (т.е. возбуждено незаконно), то и все полученные в ходе дознания (следствия) доказательства не имеют юридической силы (ст.75 УПК РФ). А судить за одно и то же преступление дважды Конституция РФ не позволяет.
И первый и второй варианты явно не способствуют укреплению законности и правопорядка. Кроме того, в действиях самого оперуполномоченного, вынесшего решение по результатам проверки сообщения о преступлении, явно усматриваются признаки деяния, предусмотренного статьей 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

chertovskoyff.ru

Прокуратура Московской области

Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования: дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа.

Сообщение о преступлении должно быть принято независимо от вида преступления, степени тяжести, окончания, места и времени совершения, полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки будет установлено, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то сообщение передается в соответствующий орган.

Сообщение о преступлении регистрируется, регистрация закрепляется проставлением специального штампа, с указанием даты, порядкового номера записи, подписью регистрирующего. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполномоченного сотрудника правоохранительного органа.

В ходе проверки сообщения о преступлении должностными лицами органов предварительного расследования производится осмотр места происшествия, трупа, освидетельствование, осуществляется выемка, назначается проведение ревизии, документальной проверки, судебной экспертизы. Уполномоченные должностные лица получают объяснения, истребуют документы, предметы, справки, имеющие значение для вынесения процессуального решения.

Проверка сообщения о преступлении завершается не позднее 3 суток принятием решения в порядке статьи 145 УПК РФ. При наличии оснований срок может быть продлен до 10 суток, а также до 30 суток. До 30 суток срок продлевается только при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, если на тот момент не имеется оснований для возбуждения уголовного дела.

Непринятие решения в установленный законом срок приравнивается к сокрытию преступления от учета.

mosoblproc.ru

Порядок проверки сообщений о преступлении

Анализ ч. 1 ст. 144 УПК позволяет выделить три этапа производства по сообщению о преступлении, имеющих своей задачей разрешение вопроса о возможности начать производство по делу: прием сообщений, их проверка и принятие по ним соответствующего решения.

Часть 1 ст. 144 УПК устанавливает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Порядок приема сообщений о преступлении установлен соответствующими ведомственными актами. Так, в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации применяется Инструкция «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», утвержденная приказом Председателя Следственного комитета РФ от 25.02.2012 № 72.

В соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК заявителю должен выдаваться документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (таковым документом согласно ведомственным инструкциям является талон-уведомление). Не допускается возвращение сообщения по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений или приложенных к нему документов (либо отсутствия таковых документов). Единственным основанием для отказа в принятии сообщения является анонимность заявления о преступлении.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 8 устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. В соответствии с данным международно-правовым положением в тех случаях, если заявителю будет отказано в принятии сообщения, он имеет право обжаловать отказ прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

С приемом сообщения тесно связана его регистрация — она заключается в присвоении с целью учета и контроля каждому сообщению о преступлении порядкового номера и в фиксировании в регистрационных документах необходимых данных о содержании сообщения, заявителе и т.д. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается ведомственными нормативными актами.

В уголовно-процессуальной литературе используются различные наименования проверки сообщения о преступлении — доследственная, первичная, проверка первичных материалов, предварительная, специальная, проверочные действия.

Необходимость проверки сообщения о преступлении зависит от характера содержащихся в нем сведений.

Содержанием проверки являются действия дознавателя, органа дознания, следователя, направленные на: устранение сомнений в том, действительно ли заявление подписано тем лицом, от имени которого оно исходит; установление наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки определенного, предусмотренного статьей или частью статьи Особенной части УК, преступления; устранение сомнений в достоверности содержащихся в сообщении данных; установление наличия или отсутствия данных, являющихся обстоятельствами, исключающими возбуждение производства по делу.

При проведении проверки перед дознавателем, органом дознания, следователем не должна стоять цель собирания материалов, содержащих данные, изобличающие определенное лицо в совершении преступления. Собирание подобных материалов является задачей предварительного расследования.

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» серьезно расширены полномочия лиц, осуществляющих проверку сообщения о преступлении. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе не только получать объяснения, истребовать документы и предметы, в установленном УПК порядке изымать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать орган)’ дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, но и производить такие следственные действия, как: 1) назначение судебной экспертизы с возможностью участия в се производстве и получения в разумный срок заключения эксперта; 2) осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; 3) освидетельствование; 4) получение образцов для сравнительного исследования. Тем самым законодателем сделан шаг в сторону упразднения специфики правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела и, возможно, ликвидации этой стадии.

Принятием Федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ законодатель сделал серьезный шаг в направлении защиты прав и законных интересов невластных участников стадии возбуждения уголовного дела. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечена возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. В УПК (ст. 49 и ч. 1.1 ст. 144) закреплены следующие права:

1) право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК;

2) право пользоваться услугами адвоката, в том числе право лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, пользоваться помощью защитника;

3) право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК;

4) право на применение мер безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в порядке ч. 9 ст. 166 УПК (не приведение в протоколе данных о личности).

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

Статья 144 УПК устанавливает, что по результатам проверки в срок не позднее 3 суток со дня получения сообщения должно быть принято соответствующее решение. Однако руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа могут принять одно из трех решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд. В случае принятия последнего решения уголовно-процессуальный закон обязывает орган дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа принять меры по сохранению следов преступления.

О принятом по результатам проверки сообщения о преступлении решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела оформляются постановлением, которое должно быть одновременно законным и обоснованным. При принятии решения о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения -в суд постановление не выносится, но оформляется сопроводительное письмо.

studme.org

27 февраля, 2010 | Александр РЫЖАКОВ

Сообщение о преступлении (155739)
заявление, граждане, преступление, милиция, уголовное дело, УПК, сотрудник

Как сделать так, чтобы любое заявление о преступлении все-таки было рассмотрено, зарегистрировано и не «потерялось»?

Чтобы у заявителя появилась возможность влиять на поведение сотрудников милиции, нужно знать, куда следует обращаться с заявлением о преступлении, каковы требования закона к такому заявлению, каковы обязанности сотрудников органов внутренних дел по приему, регистрации, рассмотрению и разрешению заявлений (сообщений) о преступлении.

Граждане должны сделать все, чтобы их заявление было зарегистрировано.

С заявлением о преступлении лучше всего обращаться в тот орган, которому согласно ст. 150, 151, 434 УПК РФ подследственно расследование данного преступления. Между тем закон не только не запрещает, но и предусматривает возможность обращения с заявлением о преступлении в любой орган предварительного расследования, к любому следователю, дознавателю, в любой орган дознания.

Орган предварительного расследования, получивший заявление о неподведомственном ему преступлении, передает заявление (материал проверки) по подследственности. Заявление о подведомственном, но не подследственном преступлении может быть рассмотрено и разрешено. При наличии фактических оснований (документов, объяснений и т.п.) возбуждения уголовного дела орган предварительного расследования обязан возбудить уголовное дело, провести неотложные следственные действия и лишь после этого направить уголовное дело руководителю следственного органа либо начальнику органа дознания по подследственности.

В большинстве же случаев с заявлением о преступлении следует идти в территориальный орган внутренних дел по месту совершения преступления.

Обычно в уголовном деле можно найти письменное заявление о преступлении. Однако и устное заявление должно быть принято. В соответствии с положениями ч. 1 и 3 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Причем протокол устного заявления не оформляется лишь в том случае, когда заявитель не может лично присутствовать при его составлении. Если же о совершенном преступлении пострадавший, очевидец или любое иное лицо сообщает лично (не по телефону, не почтовым отправлением и т. п.), сотрудник, к которому обратились с заявлением о преступлении, обязан составить протокол устного заявления или, по крайней мере, предложить заявителю написать письменное заявление.

Представим ситуацию. О преступлении заявитель сообщил по телефону. Сотрудники милиции прибыли на место происшествия. Опросили заявителя. Пригласили его в УВД, где оформили объяснение. Может ли в такой ситуации не оформляться протокол устного заявления? Нет, не может. Если сотрудники органа внутренних дел в такой ситуации не оформили протокол устного заявления и не обеспечили составление заявителем письменного заявления о преступлении, они приступили к проверке такового незаконно.

Осмотр места происшествия, проверка заявления (сообщения) о преступлении возможны только после получения повода для возбуждения уголовного дела. Телефонный звонок таким поводом не является. А вот сообщение гражданина, который вызвал и дождался сотрудников милиции, об обстоятельствах совершения преступления, очевидцем которого он явился, — это заявление о преступлении, без которого сотрудники милиции бы не приступили к осуществлению уголовно-процессуальной деятельности (проверке заявления о преступлении). Такое заявление должно быть оформлено в строгом соответствии с требованиями УПК РФ.

Согласно п.п. 7 и 16 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях «поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел». «Письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме». (См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. Приказом МВД РФ от 01.12.2005 № 985. Далее — Инструкция.).

Любое заявление (сообщение) о преступлении, любой повод для возбуждения уголовного дела подлежат регистрации. Прокурор уполномочен проверять регистрацию сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В органах внутренних дел, ФСБ РФ и др. имеются специальные ведомственные нормативные акты, регулирующие порядок осуществления этого вида деятельности. Например, в органах внутренних дел данный порядок урегулирован Инструкцией, в органах Федеральной службы безопасности РФ — Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ РФ от 22.01.2007 № 21.

Если заявление (сообщение) о преступлении зарегистрировано, то укрыть его гораздо сложнее. По нему должно быть принято какое-то решение. Укрытие преступления в этом случае возможно лишь путем оформления незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. А когда вынесено указанное постановление, появляется возможность его обжалования, проверки и отмены. Более того, сам факт вынесения незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела может стать основанием привлечения лица, его составившего, к ответственности, вплоть до уголовной. Именно поэтому нерадивые сотрудники стараются все сделать, чтобы не регистрировать заявление (сообщение) о преступлении. А граждане, обратившиеся к ним, должны сделать все, чтобы их заявление было зарегистрировано.

У заявителя, которому известны основные требования ведомственных нормативных актов, касающиеся регистрации заявлений о преступлении, гораздо труднее не принять заявление о преступлении. Поскольку большинство ведомств при составлении соответствующих приказов за основу брали вышеназванную Инструкцию МВД России, подробнее проанализируем ее содержание.

По общему правилу в органах внутренних дел регистрации подлежат три вида сообщений о происшествии. И это не только заявления (сообщения) о преступлении, но и:

• сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

• иная информация о происшествиях.

Любое поступившее в орган внутренних дел указанного рода сообщение вне зависимости от места и времени совершения происшествия, о котором в нем говорится, а также полноты содержащихся в нем сведений и его формы должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях. Ему присваивается собственный регистрационный номер.

Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи (ч. 2 п. 7 Инструкции). И любое такое заявление о преступлении подлежит принятию и регистрации в порядке, предусмотренном УПК РФ и соответствующей ведомственной Инструкцией.

Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ «О милиции» и настоящей Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Дежурные подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел (п. 9 и 10 Инструкции).

Аналогичные требования предъявляются и к сотрудникам иных служб органов внутренних дел, к которым могут поступить заявления о преступлении.

Далее, в дежурной части органа внутренних дел обязательно должна быть осуществлена регистрация заявления (сообщения) о преступлении.

Регистрация таковых осуществляется в Книге учета сообщений о происшествиях круглосуточно независимо от территории оперативного обслуживания.

В Книге учета сообщений о происшествиях регистрируются:

• письменное заявление о преступлении;

• протокол принятия устного заявления о преступлении;

• протокол явки с повинной;

• заявление о безвестном исчезновении человека;

• рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления;

• поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ;

• сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

• иная информация о происшествии (п. 15 и 16 Инструкции).

Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то оперативный дежурный одновременно с регистрацией сообщения в Книге учета сообщений о происшествиях в дежурной части органов внутренних дел обязан оформить специальный письменный документ — талон-уведомление и выдать его заявителю (п. 22 Инструкции).

Эта обязанность на дежурного возложена не только ведомственным нормативным актом, но и ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Более того, исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 144 УПК РФ правом получить документ, подтверждающий факт принятия заявления о преступлении, обладает любой заявитель. Как тот, который обратился к следователю (дознавателю и др.) непосредственно, так и отправивший заявление о преступлении по почте, нарочным и т. п.

Согласно п. 24 Инструкции названный талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указывается следующее:

• сведения о заявителе,

• краткое содержание сообщения о происшествии,

• регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях,

• подпись сотрудника, принявшего сообщение,

В талоне-уведомлении указывается следующее:

• сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии,

• наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон,

• подпись, инициалы и фамилия дежурного.

Чтобы у заявителя была возможность требовать выполнения оперативным дежурным указанной выше обязанности, ведомство предоставило ему специальное полномочие: заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления (п. 25 Инструкции).

Если такой подписи нет, значит, оперативным дежурным нарушены требования Инструкции, и его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Для этого следует сообщить о его действиях начальнику УВД, вышестоящему начальнику органа внутренних дел, надзирающему и вышестоящему прокурорам.

Для возможности осуществления контроля и надзора за регистрацией заявлений о преступлении талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел. Они используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел (п. 26 Инструкции).

Согласно п. 1.3 Приказа МВД России № 1058 и Генеральной прокуратуры РФ от 28.11.2001 № 72 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений» укрытие преступлений от регистрации рассматривается как чрезвычайное происшествие.

По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений должна определяться роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины.

Но иногда не хочется идти и кому-то что-то доказывать. Тем более неприятно этим заниматься, когда в отношении тебя совершено преступление. Как сделать так, чтобы у сотрудников милиции не было возможности морочить вам голову и не регистрировать заявление о преступлении? Направьте его по адресу УВД (ГОВД, РОВД и т. п.) в письме с уведомлением.

В соответствии с ч. 1 п. 8 Инструкции «сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации».

Происходит это так. В подразделении делопроизводства сидит человек, который получает мизерную заработную плату. От того, раскрыто преступление или нет, его зарплата не изменится. Премии за успехи органа внутренних дел ему не дают. Поэтому он регистрирует всю входящую корреспонденцию по правилам делопроизводства вне зависимости от того, что она собой представляет — «рекламный проспект» или заявление о преступлении. Как только он поставил на заявлении о преступлении штамп входящего сообщения, заявление уже никуда не денешь. Начальник органа внутренних дел не пойдет на прямое укрытие преступления, он выполнит требования п. 22 Инструкции. А это значит, что такое заявление будет зарегистрировано в Книге учета сообщений о происшествиях, рассмотрено и разрешено по правилам главы 20 УПК РФ. При наличии к тому фактических оснований будет возбуждено уголовное дело.

Автор – профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала МЮИ

psj.ru