Право собственности и другие права на водные объекты

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признают­ся государственная, муниципальная и частная формы собственности на при­родные ресурсы.
Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособ­ленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водо­ем) — это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным зако­нодательством.
Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности му­ниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражда­нам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регу­лируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, — водным законодательством.
Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновре­менно в собственности нескольких субъектов права государственной собст­венности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образо­ваниям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции — органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и ох­раной водного фонда — Министерство природных ресурсов РФ и его терри­ториальные органы.
В федеральной собственности находятся:
— поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на тер­ритории двух и более субъектов РФ;
— водные объекты, необходимые для обеспечения нужд обороны, безо­пасности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;
— водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными терри­ториями федерального значения;
— трансграничные (пограничные) водные объекты;
— территориальное море РФ;

  1. иные водные объекты по согласованию с субъектами РФ.

Содержание права собственности на водные объекты определяется граждан­ским законодательством РФ, если иное не установлено водным законодатель­ством. Это обусловлено естественными особенностями такого природного ре­сурса как воды в качестве объекта права собственности. В частности, в ст. 31 Водного кодекса РФ подчеркивается, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода нахо­дится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Вместе с тем измене­ние русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект (ст. 34 ВК РФ).
Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут по­влечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к дру­гому могут переходить только права пользования водными объектами в слу­чаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность зе­мельных участков, на которых они находятся.
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):
— право долгосрочного пользования;
— право краткосрочного пользования;
— право ограниченного пользования (водный сервитут).
В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
Водный сервитут — это право ограниченного пользования водным объек­том для определенной цели: забора воды без применения технических со­оружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в каче­стве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).
Водные сервитуты могут быть публичными и частными.
Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедо­ступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.
Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Вод­ного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользова­ния, реализуемым по отношению к водным объектам.

lawtoday.ru

Статья 8. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

finansovyesovety.ru

См.: Сиваков Д.О. Водный кодекс 2006 года: новеллы и задачи применения // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 95 — 102; Он же. Новый Водный кодекс — итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. N 7. С. 88 — 91; Он же. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N 8. С. 82 — 85; Он же. Водный кодекс 2006 года: значение для водопользователей // Экология производства. 2006. N 12. С. 14 — 18.

Право пользования водными объектами производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом — в порядке, предусмотренном горным законодательством.

В соответствии с новым Водным кодексом возрастает значение договоров водопользования, которые из вторичного (после лицензии) правового института превращаются в первичный. В связи с этим упраздняется лицензирование водопользования, что означает ограничение государственного администрирования в водном хозяйстве. В ряде случаев основанием заключения договора водопользования становятся результаты торгов, а именно аукционов. Порядок проведения аукционов будет определяться постановлением Правительства РФ.

В статье 13 ВК РФ 2006 г. названы существенные условия договора водопользования. Прежде всего, это предмет договора водопользования, т.е. сам водный объект (очевидно, поверхностный) или его часть. При этом должны быть указаны береговая линия, служащая границей водного объекта, или границы части водного объекта (заводь, затон, плес, рукав), переданной в договорное пользование. Законодатель признает необходимым для договора указание целей, видов и условий использования водного объекта (в том числе объема допустимого забора или изъятия водного ресурса). Также определяется срок договора водопользования, который согласно статье 14 ВК РФ не может превышать 20 лет. Кроме того, устанавливаются размер, условия и сроки внесения платы за водопользование. Согласно статье 20 ВК РФ платежи в рамках договора водопользования должны стимулировать экономное использование и охрану водных объектов и дифференцироваться в зависимости от речного бассейна.

К существенным условиям договора водопользования относят ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (штрафы, пени и т.д.), а также порядок прекращения пользования водным объектом.

Сокращение административного регулирования не должно ломать все без исключения разрешительные механизмы водопользования. Надо признать, что административный акт о предоставлении водного объекта в пользование является широко распространенным инструментом регулирования как в Западной Европе, так и в передовых странах Азии (например, в Японии). Согласно японскому Закону «О реках» в редакции 1997 г. пользование речной водой, сплав леса и бамбука, занятие земельных участков, выемка грунтов, камней и продуктов реки (очевидно, ил), строительство в пределах речной зоны санкционируется администраторами реки. К числу последних в зависимости от значения водотока принадлежат министр строительства, главы префектур. Именно к разрешениям «привязана» плата за пользование перечисленными видами пользования рекой, регулируемая постановлениями правительства, но являющаяся доходом соответствующей префектуры.

В целом опыт передовых стран показывает, что в области водного хозяйства гибко сочетаются разрешительные, договорные и концессионные инструменты регулирования (о концессиях см. комментарий к ст. ст. 4, 21). Поэтому полностью отказываться от разрешительных процедур в водопользовании необоснованно и даже опасно.

Согласно статьям 21 — 23 ВК РФ 2006 г. сохраняется предусмотренное еще в старом Водном кодексе решение уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Водные объекты могут предоставляться в пользование для разных нужд: от обороны до организации отдыха детей. Согласно новому Водному кодексу решение о предоставлении водных объектов в пользование может принять не только Правительство РФ, но и государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

В новом ВК РФ произошла «молчаливая» отмена водных сервитутов (как частных, так и публичных). Однако разнообразное использование водных объектов на практике влечет за собой и использование хозяйствующим субъектом близлежащих земельных участков. Для этого существует право частного и публичного земельного сервитута, позволяющее использовать береговую полосу. Титул земельного сервитута (как публичного, так и частного) предусмотрен статьей 23 ЗК РФ и статьями 274 — 276 ГК РФ. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Частный земельный сервитут может устанавливаться для прокладки трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка и также подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего его установления.

Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или населения. При этом предусматривается учет результатов общественных слушаний. Публичный земельный сервитут может быть предназначен для забора воды и водопоя, охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе водного объекта.

На практике встречаются случаи изменения в силу естественных и искусственных причин местоположения и акваторий водотоков и водоемов, что может вызвать споры между заинтересованными хозяйствующими субъектами. В соответствии со статьями 8 и 9 ВК РФ естественное изменение русла реки не влечет за собой ни прекращение права собственности, ни прекращение права пользования водным объектом.

В статье 34 ВК РФ 1995 г. была аналогичная норма.

Вместе с тем указанное положение охватывало возможные метаморфозы не только с реками, но и с другими водными объектами, например с озерами. Очевидно, пункт 5 ст. 8 и п. 2 ст. 9 нового Водного кодекса следует толковать так, чтобы охватить возможные изменения местоположения всех поверхностных водных объектов.

Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами

Комментарий к статье 10

Отмена лицензирования привела к расширенному применению гражданско-правовых механизмов в области водных отношений. Хозяйствующие субъекты — водопользователи теперь защищены от давления административных органов, которые отныне не могут «своей властью» расторгать водные правоотношения путем аннулирования лицензии.

Принудительное прекращение права пользования водными объектами возможно теперь через суд. В случае нецелевого использования либо неиспользования водных объектов в установленные сроки уполномоченные органы должны сначала вынести специальное предупреждение водопользователю. Если же нарушения не будут устранены, происходит расторжение договора через суд. Обращаться в суд может государственный орган — одна из сторон договора (Росводресурсы), но, возможно, и контрольно-надзорные инстанции (Росприроднадзор).

Лишь в случае необходимости использования водных объектов для «публичных» нужд (например, строительство транспортной инфраструктуры) принудительное прекращение права водопользования осуществляется государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В данных ситуациях отсутствует какая-либо вина водопользователей, поэтому необходим максимальный учет частных интересов. Последний должен обеспечиваться за счет тщательного изучения всех возможных вариантов строительства, в том числе возможных вариантов местоположения. При этом превышение полномочий административных органов недопустимо.

Следует отметить, что прекращение права пользования происходит не стихийно, а с соблюдением определенных сроков и процедур. Так, водопользователь обязан осуществлять консервацию или ликвидацию ГТС, а также природоохранные мероприятия. Таким образом, законодатель стремится не допустить того, чтобы хозяйствующий субъект «бросал» водоем или водоток в экологически уязвимом состоянии (подробнее см. комментарий к ст. 17).

Процедуры прекращения права пользования водными объектами должны быть самым исчерпывающим образом урегулированы в будущих подзаконных актах, в том числе в административных регламентах по функциям Росводресурсов, Росприроднадзора. В связи с этим Правительство РФ приняло Постановление от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» . Согласно названному Постановлению административные регламенты должны содержать подробную процедуру досудебного обжалования решений сотрудников административных органов. Это необходимо для обеспечения законных интересов хозяйствующих субъектов и предотвращения коррупции .

СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4933.

См.: Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 29 — 34.

Собственность и иные права на водные объекты

СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2080.

Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» достаточно сложным образом регулировал процесс разграничения и, по мнению многих, не предоставил надлежащих правовых оснований. В связи с этим были предприняты меры по решению этих вопросов. Упомянутый Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, а предусмотренные им отношения с 1 июля 2006 г. стали регулироваться Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3060.

См.: Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006. С. 1011 — 1082.

Надо сказать, что законодатель в основном решил вопросы, возникающие в связи с изменением регулирования права водопользования и оснований предоставления водных объектов в пользование. В Федеральном законе «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» оговаривается, что право водопользования по полученным лицензиям сохраняется вплоть до истечения их срока или добровольного заключения договоров и т.п. (см. ст. ст. 5, 6 данного Закона, а также комментарий к ним и к статьям главы 3 ВК РФ).

Статья 8. Право собственности на водные объекты

Комментарий к статье 8

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из 6 частей и рассматривает вопросы права собственности на водные объекты.

Согласно статье 8 нового Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты право собственности субъекта Федерации или право муниципальной собственности.

Пример: в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2010 N Ф09-8626/09-С6 по делу N А60-9410/2009 суд ограничил действия местной администрации по распоряжению земельным участком, предоставленным в аренду для строительства, поскольку по земельному участку проходит открытый водоток, впадающий в реку, являющийся водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, — федеральной собственностью. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ред. от 14.07.2008). Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Целью указанной статьи является установление надлежащего правового регулирования отношений собственности на водные объекты, которые имеют принципиальное значение для их рационального использования и охраны водных объектов. От правильного выбора правовой модели и методов регулирования, установления справедливого соотношения публичных и частных интересов в сфере отношений собственности на водные объекты и их водные ресурсы зависит в немалой степени в целом достижение целей, поставленных перед водным законодательством Российской Федерации. Это особенно актуально в условиях переходного периода к рыночной экономике и устойчивому развитию.

Базируясь на части 1 ст. 9 Конституции РФ, согласно которой водные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, новый Водный кодекс РФ предусмотрел единственную форму собственности на водные объекты — федеральную государственную.

Статья 8 в части 2 устанавливает следующее исключение: пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

В связи с этим адресатами статьи 8 являются органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные власти, юридические лица и граждане — собственники водных объектов, в данном случае — прудов или обводненных карьеров.

3. Основные понятия. Некоторые понятия, такие как «водный объект», определены в статье 1 ВК РФ.

Понятия «пруд», «обводненный карьер», расположенные в границах земельного участка, частично раскрываются в ст. 5 ВК РФ, а частично — в иных нормативно правовых актах (см., например, Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»).

4. История развития законодательства. Советское законодательство определяло, что воды, а равно земля, ее недра и леса, являются исключительной собственностью государства (ст. 95 ГК РСФСР и соответствующие статьи гражданских кодексов других союзных республик, ст. 3 Основ земельного и ст. 3 Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик). В СССР существовали два вида государственной собственности: исключительная государственная собственность на некоторые природные объекты и неисключительная государственная собственность на имущественные, товарно-материальные объекты.

Сущность исключительности права государственной собственности на водные объекты состояла в неизменной принадлежности этих объектов государству. Отсюда вытекала невозможность их передачи в собственность других субъектов даже по воле собственника, ибо в противном случае качество исключительности утрачивается. Исключительность права государственной собственности на водные объекты обусловливала существование совершенно особенной юридической категории — права пользования. Исключительность обусловливалась особенными свойствами объекта права государственной собственности. Объектами права исключительной государственной собственности в СССР являлись только вещи индивидуально-определенные и непотребляемые, принадлежащие к категории природных объектов. Исключительность права государственной собственности на некоторые природные объекты устраняла всякую почву для споров по поводу принадлежности этих объектов иным собственникам.

Под воздействием развития экономики произошел пересмотр концепции исключительной государственной собственности на водные объекты. Статья 9 Конституции РФ 1993 года определила многообразие форм собственности на природные объекты. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ВК РФ 1995 г. был определен новый вид водных объектов — обособленные водные объекты, которые могли находиться в различных формах собственности, в том числе и частной. В соответствии со ст. 1 ВК РФ 1995 г. обособленный водный объект (замкнутый водоем) — небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются:

а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты — таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры;

б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Это означает, что водные объекты не могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

5. Правовые основания права собственности на водные объекты. Они содержатся в двух отраслях законодательства: гражданском и водном. По пункту 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно пункту 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что гражданское законодательство определяет общее содержание права собственности на водные объекты; а водное — его специфические черты и характер, а также особенности механизма реализации правомочий собственника водных объектов.

Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 комментируемой статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

На практике возникают споры о принадлежности прудов и обводненных карьеров к конкретным собственникам. Постановлением ФАС Поволжского округа от 17.03.2010 по делу N А65-22968/2009 суд отказал в удовлетворении исковых требований об истребовании пруда из чужого незаконного владения, поскольку иск заявлен без соответствующего требования об истребовании земельного участка, мотивируя, что по смыслу ст. 8 Водного кодекса РФ пруды и обводненные карьеры могут принадлежать юридическому и физическому лицу лишь при условии, что их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер), в пределах береговой линии.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.10.2009 по делу N А28-9324/2008 суд пояснил, что п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ не определяет, что реки могут находиться в собственности муниципального образования. Как установлено судом, на испрашиваемом земельном участке расположен водный объект с береговой полосой, относящейся к землям общего пользования. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявления общества о признании недействительным распоряжения администрации об отказе в размещении объекта на спорном земельном участке.

Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Гражданское законодательство устанавливает лишь общие положения права собственности на водные объекты. Водные объекты могут быть причислены к предметам, составляющим категории имущества, вещей в гражданско-правовом смысле. Согласно цивилистической науке право собственности может возникнуть только лишь на предмет материального мира, признаваемый вещью. Таким образом, водное законодательство как публично-правовая отрасль, используя присущие ему правовые средства, способно обеспечить надлежащее правовое регулирование отношений федеральной собственности на водные объекты, соблюдая при этом общественный интерес. Российская Федерация как собственник водных объектов, наряду с правом на получение доходов от их эксплуатации, несет обязанности по охране, восстановлению, организации рационального и комплексного использования принадлежащих ей водных объектов, а также по охране окружающей природной среды в процессе их использования.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Что касается особенностей содержания права собственности на водные объекты, то они, как упоминалось, предусмотрены водным законодательством.

Часть 2 комментируемой статьи отражает основную особенность содержания права собственности на водные объекты как объекты природы. Эта особенность состоит в том, что к водным объектам не применяется в полной мере правомочие владения, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. В силу этих обстоятельств нормы водного права не конструируются путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты аналогично праву собственности на землю. Водные объекты, как объекты гражданских прав, применительно к таким, как пруды и обводненные карьеры, находящиеся в частной собственности, относятся в соответствий со статьей 130 ГК РФ к категории недвижимого имущества.

Комментируемая статья конкретизирует, следовательно, пункт 2 ст. 214 ГК РФ, который предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Указанное положение представляет собой не что иное, как презумпцию нахождения водных объектов в федеральной государственной собственности. Таким образом, в статье закреплены формы и виды права собственности на водные объекты. Это отражает исторически сложившееся положение о существовании двух основных форм права собственности: публичной и частной. К частной собственности относятся только пруды и обводненные карьеры.

6. Содержание права собственности на водные объекты. Часть 1 ст. 8 устанавливает форму собственности на водные объекты. Все водные объекты в РФ находятся в федеральной государственной собственности. Исключения существуют в отношении специальных видов водных объектов — прудов и обводненных карьеров и участников водных отношений — субъект Российской Федерации, муниципального образования, физического лица и юридического лица. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Право собственности на водные объекты корреспондируется с правом собственности на земельные участки. Статья 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ред. от 14.06.2008) определяет, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. И наконец, земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Статья 129 ГК РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Статья 52 ЗК РФ предусматривает, что отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 комментируемого Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков. Вместе с тем не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Указанные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Часть 5 статьи 8 говорит о том, что естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В границах Российской Федерации это не вызывает проблем, но таковые возможны в случае, если реки являются трансграничными, особенно если по середине реки проходит государственная граница. Понятно, что в этом случае должны действовать двусторонние соглашения, которые обычно принимаются с учетом норм международного права, но решение спорных вопросов будет требовать двусторонних переговоров.

Часть 6 ст. 8 раскрывает вопрос о праве собственности на подземные водные объекты. В настоящее время они определяются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ред. от 27.12.2009). Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах», недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

7. Коллизии правового регулирования и их решения на практике. В Водном кодексе РФ не устанавливается запрет на передачу водных объектов, находящихся в федеральной государственной собственности, в собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Это свидетельствует о существенном ограничении права федеральной государственной собственности на водные объекты, в частности об ограничении правомочия распоряжения. Важнейшим признаком права собственности на водные объекты является то, что они, кроме прудов и обводненных карьеров, исключены из гражданского оборота. Однако в комментируемом Кодексе не установлен запрет продажи, залога и совершения других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов (исключение составляют лишь права пользования водными объектами, которые могут переходить от одного лица к другому в случаях, предусмотренных данным Кодексом).

Закрепленная в Водном кодексе РФ неизменная принадлежность водных объектов только к федеральной собственности должна исключать какие бы то ни было споры о субъекте права собственности на водные объекты, прежде всего споры между субъектами права государственной собственности на водные объекты, т.е. между Российской Федерацией и ее субъектами. Между тем в судебной практике встречаются споры, связанные с правом федеральной собственности на водные объекты.

Постановлением ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5286/10-С2 по делу N А07-18156/2009 предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является лицом, уполномоченным на предъявление в суд требования о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде сверхнормативным сбросом загрязняющих веществ в реку, поскольку водный объект находится в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ). В Постановлении ФАС Уральского округа от 24.06.2008 N Ф09-2685/08-С6 по делу N А76-7223/07 суд указал, что водный объект, находящийся в границах спорного земельного участка, не может являться муниципальной собственностью, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих факт правомерного пользования указанным водным объектом (ст. 8 Водного кодекса РФ).

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.06.2008 N Ф08-3532/2008/1 по делу N А32-18005/2007-48/289, признавая договор аренды земельного участка, занятого водохранилищем, не соответствующим законодательству, суд указал, что арендодатель (муниципальный орган) не вправе был распоряжаться водными объектами, относящимися к федеральной собственности (ст. ст. 3, 7, 102 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Водного кодекса РФ). Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 20.11.2008, 19.11.2008 N Ф08-6428/2008 по делу N А53-5142/2007-С2-11 суд признал ничтожной сделку между МУ «Отдел имущественных отношений администрации Родионово-Несветайского района» и кооперативом, заключенную в нарушение ст. 8 Водного кодекса РФ по купле-продаже земельных участков, на которых были расположены водные объекты в виде дамб и водохранилищ, имеющие гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами и относящиеся к уровню федеральной собственности.

Право федеральной государственной собственности на водные объекты предполагает осуществление постоянного и эффективного контроля со стороны гражданского общества за реализацией государством правомочий по владению, пользованию и распоряжению водными объектами в публичных интересах.

Между тем Водным кодексом РФ не установлен запрет, адресованный Российской Федерации, отчуждать водные объекты, а также на произвольное уничтожение, изменение целевого назначения или свойств водных объектов, что влечет утрату ими признаков, характерных для объектов общественного достояния и способности удовлетворять общественные нужды. Отсутствует и обязанность государства предоставлять водные объекты для пользы отдельных лиц при условии соблюдения ими прав всех и каждого на пользование этими объектами. Например, предоставление водного объекта в пользование конкретному юридическому лицу в целях промышленного водоснабжения или рекреации и последующее его использование в указанных целях не должны препятствовать осуществлению общего (общедоступного) водопользования граждан и юридических лиц.

В числе ограничений права государственной собственности на водные объекты можно также указать обязанность государства предоставлять их в пользование отдельных лиц по возможности на конкурсной основе и при условиях, наиболее отвечающих требованиям соблюдения интересов всех членов общества. При этом коммерческий (экономический) интерес государства должен уступать место иным интересам — экологическим, социальным, культурно-просветительским, оздоровительным, т.е. непосредственным интересам человека.

Таким образом, государство, не теряя полностью правомочий собственника водных объектив, должно ограничивать эти полномочия правовыми установлениями, выражающими совокупный общественный интерес в использовании этих объектов, и неукоснительно подчиняться им.

Часть 3 ст. 8 предусматривает, что пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 комментируемой статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера. Возникает естественный вопрос: а каким образом может прекратиться право собственности на соответствующий земельный участок, если в целях комментируемого Кодекса определено, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии? В таком случае для разрешения данной коллизии, видимо, необходимо следовать определению земельного участка, приведенному в ЗК РФ (ст. 11.1 — земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами).

Необходимо также обратить внимание на статью 102 ЗК РФ, которая гласит, что к землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

А на землях, покрытых поверхностными водами, не допускается образование земельных участков.

Вывод: право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер может быть прекращено одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если соответствующим образом были образованы земельные участки, определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 9. Право пользования водными объектами

Комментарий к статье 9

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из трех частей, определяющих порядок приобретения прав пользования поверхностными и подземными водами. При этом в указанной статье делается отсылка на главу 3 Кодекса, регламентирующую основания возникновения права водопользования поверхностными водными объектами. ВК РФ определил основания предоставления в пользование договором водопользования и разрешением о предоставлении водного объекта в пользование. При этом упраздняется лицензирование водопользования.

Часть 2 статьи 9 определяет, что естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и комментируемого Кодекса не следует иное.

Вместе с тем водные объекты находятся в федеральной собственности Российской Федерации (часть 5 статьи 8 ВК). Если вследствие изменения русла реки использовать водный объект становится невозможным, это может являться основанием и для прекращения права водопользования, приобретенного на основании решения.

В части 3 комментируемой статьи устанавливаются правовые основания приобретения права пользования подземными водными объектами для физических и юридических лиц (отсылочная норма).

studfiles.net