Как рассчитывается износ по ОСАГО?

Многие потерпевшие в ДТП, получив выплату по ОСАГО, оказываются в ситуации, когда ее недостаточно, чтобы починить автомобили. Одна из причин этого то, что сумма возмещения рассчитывается с учетом износа ТС. Т.е. за поврежденное, например, крыло на ТС 2006 г. в., полученной суммы не хватит для покупки аналогичного нового.

Фактически, владельцы 3-5-10-летних и более автомобилей оказываются в ситуации, когда приходится добавлять свои же деньги для восстановления машины или искать по разборкам старые детали, хотя и не виновны в ДТП.

Как рассчитывается износ автомобиля?

Формулы по расчету износа Вы сможете посмотреть в «Положении о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»№432-п от 19.09.2014.

ВАЖНО: все расчеты производятся на дату ДТП, а не оценки.

ВАЖНО: износ начисляется только на заменяемые детали. Если деталь подлежит восстановлению – износ не учитывается. Износ начисляется только в отношении запасных деталей. На материалы (например, краска), ремонтные работы – нормы износа не применяются.

Также не учитывается износ на подушки и ремни безопасности, а также те комплектующие, при неисправности которых запрещена эксплуатация ТС в соответствии с законодательством о безопасности дорожного движения.

От чего зависит процент износа автомобиля?

  • Срок эксплуатации поврежденной детали, механизма (если данных нет, то соответствует сроку эксплуатации автомобиля);
  • Пробег автомобиля на дату ДТП
  • Высота рисунка протектора новой шины (мм)
  • Фактическая высота рисунка протектора (мм)
  • Минимально допустимая высота рисунка протектора в соответствии с законодательством (мм)
  • Срок эксплуатации шин (для шин старше 3 лет процент износа еще больше увеличивается) – следовательно, если у вас достаточно старый автомобиль, но шины Вы купили недавно, имеет смысл показать подтверждающие этот факт документы (чек) оценщику с внесением соответствующей записи в акт осмотра.
  • Законодательство по вопросам износа ТС по ОСАГО

    Учитывать износ ТС при расчете стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО – это законно, что подтвердил Верховный суд, хотя и не справедливо с точки зрения простого автомобилиста, пострадавшего в ДТП.

    Следующие нормативно-правовые акты, регулируют вопросы износа ТС по ОСАГО:

  1. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств»
    Выдержка:
    Статья 12 пункт 19. Определение размера страховой выплаты
    2.2. . Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
    Выдержка:
    Статья 3.4. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа.

Каков максимальный процент износа машины по ОСАГО?

В соответствии с законодательством износ не может превышать 50% от стоимости деталей, узлов, агрегатов автомобиля (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств»).

Сколько примерно составлет износ на мой автомобиль?

В каждом конкретном случае величина износа будет своя (рассчитывается по формуле выше). Возможно, следующие примеры помогут вам примерно прикинуть величину износа на свой автомобиль.

1. Ford Focus 2012 г.в., дата ДТП: октябрь 2013 (полных лет автомобилю — 0). Износ — 0%.

2. Ranault Laguna 2006 г.в., дата ДТП: октябрь 2012 (полных лет автомобилю — 6.33). Износ — 44%.

3.KIA Spectra 2001 г.в., дата ДТП: декабрь 2012 (полных лет автомобилю — 11,72). Износ — 69%(но максимальный износ для расчета выплаты по ОСАГО применяется 50%.

4.HONDA Accord 2008 г.в., дата ДТП: октябрь 2012 (полных лет автомобилю — 3.92). Износ — 39%.

5.OPEL Astra 2010 г.в., дата ДТП: июль 2013 (полных лет автомобилю — 2,72). Износ — 18%.

Можно ли взыскать износ с виновника?

Нет, нельзя. Судебная практика показывает, что суды в данном вопросе находятся на стороне виновника ДТП, считая, что он уже застраховал свою ответственность и тем самым обязанность возмещать ущерб обязана страховая компания по ОСАГО.

К тому же вышеуказанное «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» полностью объясняет, что учитывать износ необходимо.

Как избежать износа в ОСАГО?

Защитите себя, воспользовавшись новой услугой «ДТП не по моей вине» (Внимание: есть ограничения. Подробнее по телефону +7 (909) 286-28-59).

Некоторые страховые компании предлагают полисы для водителей, невиновных в ДТП (при этом виновный в ДТП должен быть установленным лицом). Такая страховка очень актуальна особенно сейчас, так как около 8% автомобилистов ездят вообще без ОСАГО или с поддельным полисом ОСАГО (некоторые специально покупают поддельные бланки, чтобы сэкономить и было что показать инспектору ГИБДД). Естественно, никаких выплат по таким полисам не производится, а перспективы получения возмещения ущерба с таких виновников очень туманны.

Например, автомобиль KIA RIO 2012 года (износ составляет около 30%). Стоимость автомобиля 560 тыс. руб. Стоимость полиса «ДТП не по моей вине» составит 6500 руб. в независимости от возраста и стажа водителей! Вы получите (при условии невиновности в ДТП):

  • ремонт автомобиля у официального дилера без доплат за износ;
  • сэкономите время на поиск запчастей и сервиса;
  • максимальная выплата 700 тыс. руб., но не более действительной стоимости автомобиля;
  • полис действует даже, если у виновника нет действующего полиса ОСАГО.

  • У нас вы можете купить ОСАГО с доставкой по Нижнему Новгороду

    Купите ОСАГО без очередей и поездок в офис страховой компании, без допов и страхования жизни. Просто закажите доставку ОСАГО на дом или в офис. Подробнее

    strahovanie52.ru

    Как рассчитать износ деталей по ОСАГО. Какие факторы влияют на износ и что делать если страховая завышает износ?

    Расчет износа элементов автотранспортного средства для целей получения страховой выплаты в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие является важнейшим этапом проведения соответствующей экспертизы.

    От данной цифры напрямую зависит итоговый результат, который будет закреплен в отчете судебного эксперта, проводящего исследование, потому важно четко понимать определение данного понятия, как осуществляется его расчет, что влияет на его итог и какие действия может предпринять владелец автомашины, если страховая фирма, по его мнению, завышает данную цифру.

    ○ Износ по ОСАГО.

    Российское законодательство не содержит понятия износа для целей расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако нормативный акт отечественного Центробанка содержит правовую норму, фиксирующие основные признаки данного понятия.

    Абз. 1 п. 3.4 Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденного Банком России 19.09.2014 № 432-П (далее – Положение):

    • «Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа.»
    • Из указанной нормы следует вывод о том, что износ есть характеристика, определяющая размер потери элементом автомобиля его первоначальной стоимости, технических характеристик и срока дальнейшей эксплуатации. Необходим же данный расчет для того, чтобы определить размер компенсации в случае повреждения какого-либо конструктивного элемента машины. Иными словами, с точки зрения закона, стоимость ремонта машины при конкретном виде повреждения равняется стоимости ремонта нового автомобиля за минусом такого параметра, как износ.

      ○ Кто и как рассчитывает износ?

      Выполнение расчета износа конкретной части автотранспорта, как и проведение экспертизы стоимости восстановительного ремонта возможно лишь специализированной организацией (а равно и индивидуальным экспертом), имеющей соответствующий допуск на осуществление данного вида работ. При наличии судебного спора сам судья назначает лицо, которое будет осуществлять данный расчет (с учетом обозначенных требований), тогда такое лицо будет называться судебным экспертом.

      На износ деталей автомобиля влияют различные факторы, будь то:

      • Пробег (в соответствии с показаниями одометра).
      • Срок эксплуатации конкретной детали.
      • Проведение ремонтных работ или замена запасной части на новую.
      • Технические параметры детали (например, сплошная коррозия).
      • Качество ремонта (если таковой когда-либо проводился).
      • Дата выхода автомобиля с конвейера.
      • Категория транспортного средства.
      • Марка автомобиля и др.
      • Расчет износа должен производиться экспертом с учетом требований озвученного нормативного правового акта Банка России, методических рекомендаций для судебных экспертов в этой области знаний и иными официальными исследованиями и рекомендациями.

        Выполнение необходимых подсчетов должно осуществляться в соответствии с утвержденными правовым актом Центробанка формулами. Они различны для деталей, узлов, агрегатов и шин транспортного средства.

      • «Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
      • Ики = 100 x (1 – е -(∆Тки + ∆LxLки) ),
      • где: Икиизнос комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
      • e– основание натуральных логарифмов (e≈2.72);
      • Т– коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации;
      • Тки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (лет);
      • L– коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
      • Lки– пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия (тысяч километров).»
      • Коэффициенты из формулы берутся на основании приложения 5 указанного правового акта и зависят от марки транспортного средства и категории, к которой оно относится (В, С и др). Иные данные содержатся в технической документации машины и на ее приборах (одометре).

        В связи с тем, что данная формула не может учесть некоторые индивидуальные характеристики той или иной периферии, то предусматривается возможность начисления так называемого индивидуального износа (сформировавшего, например, в результате неквалифицированного ремонта).

      • «Иш=(Ннф)/(Нндоп)*100%,
      • где: Иш– износ шины (процентов);
      • Нн– высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);
      • Нф– фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);
      • Ндоп– минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (миллиметров).»
      • При этом учитывается также показатель срока изготовления данного элемента: на 3-5-летние износ должен быть увеличен на 15%, а на шины старше пятилетнего срока начисляются дополнительные 25% износа.

        ○ Как получить в РСА информацию о средней стоимости деталей?

        Российским союзом автостраховщиков регулярно актуализируются справочники, позволяющие определять среднюю стоимость какого-либо изделия на определенную дату. Для того, чтобы узнать актуальную для конкретного случая среднюю ценю необходимо следовать следующему алгоритму:

      • Перейти на официальный сайт союза автостраховщиков.
      • В верхнем меню выбрать раздел «ОСАГО».
      • В левом меню перейти по пункту «Проверка средней стоимости…».
      • На загрузившейся странице заполнить дату получения повреждений (или иную необходимую).
      • Выбрать экономический регион, в котором проводится экспертиза.
      • Указать марку автотранспорта и номер запчасти (он обычно указывается на самой детали, также номер можно узнать у производителя или официального дилера).
      • Ввести капчу (цифровой или буквенный код).
      • Нажать кнопку «отправить запрос».
      • Если все сделано правильно, то средняя стоимость появится на экране монитора компьютера незамедлительно. Когда необходимо узнать стоимость более 3-х деталей, потребуется отправить несколько запросов в связи с соответствующими ограничениями на сайте.

        ○ На какие детали износ не распространяется?

        На некоторые детали не может быть начислен износ (его значение равно нулю) в силу того, что при любом их повреждении дальнейшая эксплуатация не допускается законом, в том числе правилами дорожного движения. К таковым деталям относится большинство частей подушек безопасности и прочие детали, при повреждении которых не допускается эксплуатация транспортного средства, в том числе:

      • Ремни безопасности и их крепления.
      • Элементы тормозов пневматической и гидравлической системы.
      • Индикатор неисправности тормоза.
      • Ряд элементов рулевого механизма.
      • Детали сцепных устройств и др.
      • Полный перечень таких деталей обозначен в самостоятельном приложении под номером 7 правового акта Банка России.

        ○ Как влияет износ на размер страховой выплаты?

        Законом устанавливается формула для окончательного подсчета компенсации, подлежащей выплату застрахованному лицу в целях проведения ремонта пострадавших деталей.

      • «При расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).»
      • Для примера рассмотрим следующую ситуацию. В ходе аварии пострадали некоторые детали, на которые начисляется износ в связи с тем, что они могут быть восстановлены в ходе ремонтных работ. Стоимость ремонта детали А по результатам экспертизы составляет 10000, стоимость ремонта детали В – 5000. На первую деталь начислен износ 10 %, вторая деталь изношена, по мнению эксперта на 20 %. Итоговый размер выплаты в данном случае составит:

        Т.е. из стоимости ремонта каждой детали мы вычли размер износы каждой соответственно. Получившиеся по каждой детали результаты складываются.

        ○ Как избежать износа?

        Износ запасных частей автотранспорта во многом обусловливается временем и продолжительностью эксплуатации как самой детали, так и транспортного средства. Следовательно, избежать износа, с точки зрения законодательства, на те детали, на которые он в принципе начисляется, невозможно.

        Но это не означает, что износ на деталь в ходе экспертизы должен быть начислен в обязательном порядке. Существует вероятность того, что пострадавший в ходе дорожно-транспортного происшествия элемент только что был заменен в ходе ремонта. В таком случае на эту деталь износ начислен быть не может, т.к. она является новой.

        Учтен факт замены будет и в иных случаях. При замене будет учитываться не общим срок эксплуатации автотранспорта, а лишь срок с момента замены. Но для этого потребуется официально подтвердить факт замены (чеки на покупку, выполнение работ в сервисе и др.).

        ○ Что делать, если страховая завышает износ?

        Страховые компании имеют целью своей деятельности извлечение прибыли, потому практически закономерно их стремления выплачивать минимальные суммы компенсации своим клиентам. В связи с этим часто возникают спорные ситуации, когда, с точки зрения пострадавшего в аварии, размер износа той или иной детали автомобиля сильно завышен, а размер компенсации, соответственно, серьезно занижен.

        Решить данный спор можно лишь в судебном порядке. Причем для того, чтобы доказать свою правоту, придется понести дополнительные траты, самостоятельно заказав экспертизу износа в фирме, не связанной со страховщиком. Результаты новой оценки предъявляются суду в качестве обоснования своих требований клиентом страховой фирмы.

        На практике же суд обычно вынужден прибегать к третьей экспертизе в связи с тем, что стороны не соглашаются с доводами экспертиз, по которым заказчиками выступали противные стороны. Назначается судебный эксперт (часто из подразделения торгово-промышленной палаты или иной государственной структуры), который проводит независимую экспертизу, на основании которой суд и выносит свое решение.

        ○ Советы юриста:

        ✔ Можно ли взыскать износ с виновника ДТП?

        Нередки ситуации, когда даже при наличии страхового полиса ОСАГО у виновной стороны, пострадавшая сторона вынуждена нести и собственные расходы. Связано это с тем, что сумма компенсации на ремонт считается страховщиком с учетом износа, а сервисные центры делают ремонт по общепринятым расценкам, на которые никак не влияет износ детали (понятно, что если требуется замена части, то данная работа будет складываться из стоимости новой запасной части и собственно работы сервиса).

        Долгое время такие расходы оставались на плечах пострадавшего, но в марте 2017 года Конституционным судом была озвучена обратная позиция, позволившая в данном случае подавать иски о возмещении понесенных в данной ситуации убытков.

        Получение компенсации износа с виновника аварии возможно при соблюдении следующих условий:

      • Авария имеет надлежащее оформление.
      • Получена компенсация на проведение ремонта.
      • Осуществлена самостоятельная доплата за ремонтные работы.
      • Имеются документальные подтверждения осуществления платежа.
      • Виновнику написана и направлена надлежащим образом претензия с требованием о выплате разницы суммы страховки и фактически понесенных расходов.
      • Направленная претензия осталась без удовлетворения.
      • При наступлении данных условий пострадавшая сторона может составлять и направлять в суд исковое заявление о взыскании износа в судебном порядке. К иску также необходимо приложить все подтверждения упомянутых условий (документы об аварии, получении страховой выплаты, понесенных расходах, направлении письма и т.д.).

        ✔ Какой может быть самый большой процент износа авто по ОСАГО?

        Максимальный износ на запасные части любого автомобиля установлен на законодательном уровне и не может быть превышен ни при каких условиях.

        Абз. 2 п. 19 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

      • «Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости».

      При нарушении данного требования к эксперту, производившему расчет, могут быть применены значительные штрафные санкции, вплоть до лишения его право осуществлять данную деятельность в дальнейшем.

      Калькулятор расчета выплаты по ОСАГО. Советы юристов.

      Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

      topurist.ru

      Износ автомобиля по ОСАГО

      Согласно условиям действующего законодательства граждане Российской Федерации, попавшие в дорожно-транспортное происшествие, которые обладают действующим страховым полисом ОСАГО, могут рассчитывать на обязательное возмещение материального ущерба от страховой компании. Но окончательная сумма будет находится в зависимости от степени износа транспортного средства, а также его деталей. Рассчитать степень износа по ОСАГО можно и самостоятельно, но при этом важно будет учесть определенные нюансы.

      Как рассчитывается износ по ОСАГО

      Многие пострадавшие в ДТП, получая выплату по ОСАГО, сталкиваются с тем, что ее недостаточно для полного восстановления машины. Одной из причин этого выступает тот момент, что размер компенсации обязательно включает в себя степень износа транспортного средства.

      По факту авто-владельцы транспортных средств, произведенных 3-5 или 10 лет тому назад, вынуждены добавлять собственные средства, чтобы восстановить автомобиль или же заниматься поиском старых деталей по разборкам, хотя они и не являются истинными виновниками аварии.

      Расчет степени износа авто по ОСАГО производится по специальным формулам, приводимым в «Положении относительно методики определения размера компенсации на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства» под номером 432, вступившим в силу 19 сентября 2014 года.

      Обратите внимание! Все расчеты производят непосредственно на число совершения дорожно-транспортного происшествия, а не оценки.

      Износ автомобиля по ОСАГО будет начисляться исключительно на детали, подлежащие замене. Если их можно восстановить – износ не будет учитываться. Также износ начисляется на запасные детали. Не компенсируются расходы на материалы (к примеру, краску), а также ремонтные работы.

      Также не будет компенсироваться износ подушек и ремней безопасности, комплектующих, неисправность которых приводит к запрету на использование авто согласно норм безопасности дорожного движения.

      Чем же обусловлен процент износа машины

    • сроком эксплуатации поврежденного механизма или деталей (если такие данные отсутствуют, то берется срок эксплуатации авто);
    • пробегом автомобиля на дату совершения дорожно-транспортного происшествия.
    • высотой рисунка протектора новой шины (в миллиметрах);
    • фактической высотой рисунка протектора;
    • минимально допустимой высотой рисунка протектора относительно законодательства;
    • сроком эксплуатации шин (если их возраст превышает 3 года степень износа будет увеличиваться) – то есть, если вы имеете достаточно старую машину, но шины были приобретены относительно недавно, лучше всего предъявить документы, которые смогут подтвердить этот факт.
    • Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО

      Верховным судом было подтверждено, что расчет степени износа транспортного средства является вполне законным мероприятием, хотя и не очень справедливым для обычного автолюбителя, который пострадал в аварии.

      Определение степени износа транспортного средства по ОСАГО регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    • 1.ФЗ «Про обязательно страхование гражданской ответственности транспортных средств.
    • Ст. 12, пункт 19. «Сумма страховой выплаты 2.2… стоимость расходов на запасные детали, а также материалы должна устанавливаться при учете степени износа комплектующих изделий (сюда относятся детали, узлы и агрегаты), которые подлежат замене либо восстановительному ремонту)».

      • 2.«Положение про единую методику определения суммы расходов на восстановительный ремонт автомобиля, поврежденного в результате аварии.
      • Ст. 3.4. «Сумма расходов на восстановление авто будет устанавливаться при учете степени износа комплектующих деталей, которые могут быть заменены в процессе восстановительного ремонта ТС. Показателями износа при этом считаются относительная потеря стоимости комплектующих деталей авто, а также их характеристик в процессе использования.

        Каким будет самый большой процент износа авто по ОСАГО

        Согласно нормам законодательства РФ процент износа не может быть больше половины от цены на детали, узлы и агрегаты авто (ФЗ «Про обязательную страховку ответственности владельца транспортного средства»).

        Какой приблизительно будет процент износа на конкретное авто

        Для каждого отдельно взятого случая размер износа будет индивидуальным (его рассчитывают по специальной формуле). Ниже предлагается несколько примеров, которые могут помочь в определении данного показателя.

      • Автомобиль Форд Фокус 2012 года выпуска на 2013 год (если автомобилю 0 лет) – процент износа автомобиля по ОСАГО составляет 0 процентов.
      • Ренаулт Лагуна 2006 года выпуска, ДТП произошло в 2012 году в октябре, степень износа будет равняться 44 процентам.
      • Киа Спектра 2001 года выпуска, авария произошла в декабре 2012 года (автомобилю полных лет – 11,72). Степень износа при этом будет составлять 69 процентов, но максимум согласно расчетам выплат по ОСАГО взимают только 50 процентов.
      • Возможно ли взыскание взноса с виновника ДТП

        Нет, это невозможно. Согласно данным судебной практики, суд в этом случае будет находиться на стороне виновника аварии, так как последний обладает страховкой, а значит, обязательное возмещение ущерба перекладывается на страховую организацию.

        Кроме этого, вышеуказанная статья «Про единую методику установления суммы расходов на восстановительные работы поврежденного автомобиля» подтверждает необходимость компенсации степени износа.

        Как защитить себя от износа по ОСАГО

        Уберечь себя от износа автомобиля по ОСАГО поможет специальная услуга под названием «ДТП не по моей вине» (у нее есть ряд ограничений, подробнее можно узнать, позвонив по номеру +7(909) 286-28-59).

        Также в некоторых страховых организациях водителям, невиновным в дорожно-транспортном происшествии, предлагаются специальные полисы (действуют только в случае, когда установлен виновник аварии). Подобное страхование на сегодняшний день является очень актуальным, особенно при условиях, что примерно 8 процентов авто-владельцев не используют ОСАГО в принципе или имеют поддельный полис). Безусловно, по таким страховкам никакие выплаты не предусмотрены, а перспектива получить компенсацию ущерба с такого виновника весьма прозрачна.

        Разберемся на конкретном примере. Автомобиль Киа Рио 2012 года выпуска (степень износа равняется 30 процентам), его стоимость равняется 560 000 рублей. Цена страховки «ДТП не по моей вине» в этом случае будет равняться 6,5 тысячам российских рублей. При этом возраст и стаж водителя во внимание не принимаются.

        Пострадавший, не являющийся виновником аварии, может рассчитывать на:

      • восстановление машины у официального дилера (не нужно доплачивать за степень износа)
      • экономию сил и времени на поиск необходимых деталей, а также сервиса
      • максимальную денежную компенсацию в 700 000 рублей, но не больше настоящей цены машины
      • полис будет действительным даже при условиях, что виновник происшествия не имеет действующей страховки ОСАГО.
      • auto-lawyer.org

        Износ по ОСАГО уменьшится – проблемы останутся

        Одной из последних поправок в закон об ОСАГО стало снижение максимально допустимого процента износа автомобиля при расчёте компенсации с 80% до 50%. Напомним, что на этапе обсуждения этого вопроса мнения законодателей разделились.

        Игроки рынка ОСАГО ратовали за то, чтобы оставить всё как есть. Депутаты, пытавшиеся отстаивать интересы автовладельцев, вносили на рассмотрение законопроект, исключавший применение понятия «износ ТС» при расчёте размера выплаты по ОСАГО пострадавшим в ДТП. В конечном итоге, победило страховое лобби. Износ остался, хотя и стал на 30% меньше. Что это: благо или лишь иллюзия уступки автовладельцам?

        Разберемся с терминами

        Износ – это процент снижения стоимости ТС, его запчастей и комплектующих в процессе эксплуатации. Износ по ОСАГО считается только на заменяемые детали автомобиля. Элементы, подлежащие восстановлению, под это понятие не подпадают. Износ считается «нулевым» и при замене комплектующих изделий, влияющих на безопасность дорожного движения (полный перечень таких узлов изложен в Приказе Минтранса РФ № 20 от 25.01.2011 года). Износ рассчитывается на момент ДТП и зависит в первую очередь от даты выпуска ТС и его пробега.

        По закону выплата по ОСАГО производится с учётом износа, что приводит к уменьшению суммы, которую пострадавший в ДТП автовладелец может получить при урегулировании убытка. Чем старше транспортное средство, тем значительнее его износ, и тем больше страховая компания вправе «урезать» размер возмещения. В среднем неинтенсивное использование авто приводит к его износу на 8-15 % в год.

        В настоящее время существует пять различных методик расчёта износа. И подобно калькулятору ОСАГО , в интернете можно найти калькуляторы, позволяющие определить износ любого ТС. И только к концу 2014 года будет принята Единая методика расчёта стоимости восстановительного ремонта, которая будет включать в себя коэффициенты износа авто и его комплектующих.

        Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

        Влияние на выплату износа по ОСАГО «на пальцах»

        Предположим, у автомобиля, пострадавшего в ДТП, имеется ряд повреждений. При расчёте стоимости ремонта страховщик учитывает стоимость нормочаса конкретной фирмы, стоимость слесарных работ, работ по «железу», разборки-сборки авто и т.п. Но оказывается, что бампер безнадёжен и подлежит замене. Новый бампер условно стоит 8 000 рублей. Работа по его замене ещё 6 000 рублей. Конечно, страхователь справедливо рассчитывает получить только за бампер как минимум 14 000 рублей.

        Однако так как по «возрасту» и пробегу износ автомобиля составляет 50%, то и заплатят ему не за новый, а за изношенный бампер, т.е. 8 000 * 50% = 4 000 рублей. Согласитесь, уже неприятно. А что если повреждения были значительными, и деталей, подлежащих замене, оказалось много? Можно представить, каковы будут убытки потерпевшего при учёте износа старенького авто после крупного ДТП. Не будет же он, в самом деле, искать и ставить себе запчасти, изношенные на 50%.

        Поскольку с понятием износа в ОСАГО мы разобрались, можно «по достоинству» оценить снижение его максимального порога: раньше закон позволял урезать выплату за заменяемые детали на 80%, а теперь страховщик обязан заплатить даже за сильно изношенные комплектующие не менее половины их стоимости в новом состоянии. Таким образом, собственники авто получили гарантированный 30-процентный бонус к выплате. Но думается, что это не сильно облегчит положение владельцев «возрастных» авто, которых в нашей стране остаётся подавляющее большинство.

        Проблема остаётся

        Как ни старались правозащитники и автоюристы добиться отмены учёта износа при расчёте убытков по ОСАГО, а «воз и ныне там». Получается, что суммы выплат пострадавшим в ДТП будут по-прежнему недостаточными для полноценного ремонта. И никакие доводы страховщиков о том, что при отмене износа у страхователей появится возможность обновлять старые детали за их счёт, не могут рассматриваться всерьёз. Необходимо доработать методику расчёта так, чтобы страхователь не был в обиде. Ведь очевидно, что потерпевший не виноват в аварии, и его полис ОСАГО должен покрыть все убытки (в рамках страховой суммы). Иными словами, автомобиль должен «вернуться» в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая. Именно так трактует понятие восстановительного ремонта Федеральный закон № 306-ФЗ от 01.12.2007 года.

        Потерпевший не должен рисковать своей и чужой безопасностью, покупая на авторазборах подержанные детали или приобретая неоригинальные запчасти (что точно не может считаться приведением имущества в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП). Он также не должен оплачивать из своего кармана разницу между стоимостью новой запчасти и размером компенсации, выплаченной с учётом износа. Нередки и такие ситуации, когда незадолго до аварии автолюбитель меняет некоторые запчасти старого авто на новые.

        И если новые детали после аварии оказались подлежащими замене, страховая компания все равно выплатит за них по ОСАГО с учётом общего износа ТС.

        Как ни крути, любой расклад несправедлив, так как приводит к значительным убыткам автовладельца (особенно, если авто уже далеко не новое), сводя «на нет» саму идею «автогражданки». И это при том, что цена ОСАГО скоро непременно вырастет.

        Напомним, что поправка о снижении предельно допустимого износа вступит в силу с 1 октября 2014 года и не будет распространяться на полисы ОСАГО, приобретённые до этой даты.

        www.inguru.ru