Имеет ли право внештатный сотрудник останавливать для проверки автомобили, рядом с инспектором ГИБДД, за которым он закреплен?
Имеет ли права внештатный сотрудник останавливать для проверки автомобили рядом с инспектором Гибдд за которым он закреплён ?
Ответы юристов (1)
Рядом с ответственным сотрудником и под его наблюдением имеет право остановить автомобиль, если были на то основания.
Приказ МВД России от 10.01.2012 N 8 (ред. от 20.04.2015) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2012 N 23563)
4. Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:
4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
4.2. Предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений.
4.3. Поиск лиц.
(в ред. Приказа МВД России от 21.07.2014 N 602)
4.4. Обеспечение правопорядка в общественных местах.
4.5. Обеспечение безопасности дорожного движения.
4.6. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
5. При рассмотрении вопроса о привлечении граждан к внештатному сотрудничеству учитываются условия, предусмотренные частью 3 статьи 10 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» .
6. Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
7. Внештатный сотрудник полиции принимает участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции, закрепленного за ним в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
8. Внештатным сотрудникам полиции выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1).
удостоверения
III. Организация работы с внештатными сотрудниками полиции
27. Ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан:
27.1. Давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение.
27.2. Участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений.
27.3. Повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции.
27.4. Распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по ее совершенствованию в органе внутренних дел.
28. Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:
28.1. Поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях.
28.2. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья.
28.3. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
m.pravoved.ru
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 января 2012 г. N 8 г. Москва «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»
Комментарии Российской Газеты
Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 марта 2012 г. Регистрационный N 23563
В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» 1 — приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.
2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации Инструкции, утвержденной настоящим приказом, и обеспечить реализацию ее положений.
3. ДТ МВД России (С.А. Сергееву) обеспечить размещение заказов на приобретение бланков удостоверений внештатных сотрудников полиции по заявкам ДГСК МВД России в пределах доведенных бюджетных ассигнований на указанные цели.
4. Считать утратившим силу приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. N 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции» 2 .
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.
Министр генерал армии Р. Нургалиев
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880.
2 Зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 1992 года, регистрационный N 103.
Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных сотрудников полиции.
2. Внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
3. Правовую основу деятельности по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству с полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящая Инструкция.
4. Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:
4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
4.2. Предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений.
4.4. Обеспечение правопорядка в общественных местах.
4.5. Обеспечение безопасности дорожного движения.
4.6. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
5. При рассмотрении вопроса о привлечении граждан к внештатному сотрудничеству учитываются ограничения, связанные со службой в полиции 1 .
6. Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
7. Внештатный сотрудник полиции принимает участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции, закрепленного за ним в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
8. Внештатным сотрудникам полиции выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1).
II. Порядок подбора граждан для зачисления в качестве внештатных сотрудников полиции и основания прекращения их деятельности
9. Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России 2 .
10. Личные и деловые качества лица, подобранного в качестве кандидата для зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции, изучаются и проверяются.
11. Результаты изучения (проверки) оформляются рапортом сотрудника, проводившего изучение (проверку) кандидата, с указанием вывода о возможности либо невозможности его зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции.
12. Для рассмотрения вопроса о зачислении внештатным сотрудником полиции гражданин представляет в орган внутренних дел:
12.1. Заявление на имя соответствующего руководителя органа внутренних дел с просьбой рассмотреть вопрос о его зачислении внештатным сотрудником полиции.
12.2. Заявление о согласии на обработку персональных данных (приложение N 2).
12.3. Анкету, в которой указываются: фамилия, имя, отчество кандидата (если менялись, указываются также прежние), дата и место рождения, гражданство, семейное положение, серия, номер, дата и место выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, подразделение (орган), выдавшее паспорт, образование, с указанием законченного образовательного учреждения, сведения о привлечении к уголовной и административной ответственности, месте работы (учебы), адрес, место регистрации, контактные телефоны.
12.4. Две фотографии 4 х 6 см без уголка.
12.5. Копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации.
13. Материалы, указанные в пункте 12 настоящей Инструкции, представляются сотрудником, проводившим изучение кандидата, руководителю органа внутренних дел для принятия решения о возможности оформления кандидата в качестве внештатного сотрудника полиции.
14. В случае принятия положительного решения материалы передаются в подразделение по работе с личным составом для подготовки проекта приказа.
15. Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.
16. В приказе о зачислении внештатного сотрудника полиции должен указываться сотрудник органа внутренних дел, координирующий его деятельность 3 .
17. При необходимости (в случае увольнения ответственного сотрудника органа внутренних дел, его перевода на другую должность или в другое подразделение, возникновения других обстоятельств, препятствующих осуществлению координации) на основании приказа руководителя органа внутренних дел производится замена ответственного сотрудника органа внутренних дел.
18. После издания приказа о зачислении внештатному сотруднику подразделением по работе с личным составом органа внутренних дел выдается под роспись удостоверение внештатного сотрудника полиции 4 .
Документы, послужившие основанием для оформления удостоверений, хранятся в установленном порядке.
19. Учет выданных удостоверений ведется в Журнале регистрации удостоверений внештатных сотрудников полиции (приложение N 4).
20. Удостоверение подписывается руководителем органа внутренних дел и заверяется гербовой печатью органа внутренних дел.
21. Внештатный сотрудник полиции обязан обеспечивать сохранность полученного удостоверения.
В случае порчи удостоверения, истечения срока его действия или изменения персональных данных внештатного сотрудника полиции подразделением по работе с личным составом производится замена удостоверения.
22. Учет работы внештатного сотрудника полиции ведется ответственным сотрудником органа внутренних дел в Учетной карточке внештатного сотрудника полиции (приложение N 3).
23. Полномочия внештатного сотрудника полиции прекращаются:
23.1. По инициативе внештатного сотрудника полиции на основании его письменного заявления.
23.2. В случае совершения им поступка, порочащего честь и достоинство внештатного сотрудника полиции, установления факта использования им удостоверения в личных корыстных интересах, а также в случае отказа от выполнения поручений ответственного сотрудника органа внутренних дел либо их недобросовестного выполнения.
23.3. При получении в установленном порядке сведений о:
23.3.1. Возбуждении уголовного дела в отношении внештатного сотрудника полиции.
23.3.2. Привлечении внештатного сотрудника полиции к ответственности за совершение административного правонарушения против порядка управления или посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.
23.3.3. Выходе внештатного сотрудника полиции из гражданства Российской Федерации либо приобретении или наличии гражданства (подданства) иностранного государства.
23.3.4. Представлении гражданином заведомо ложных сведений при оформлении внештатным сотрудником полиции.
24. Прекращение полномочий внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.
25. В случае прекращения полномочий внештатного сотрудника полиции его удостоверение изымается для уничтожения в установленном порядке подразделением по работе с личным составом.
26. Учетная карточка выбывшего внештатного сотрудника полиции хранится в органе внутренних дел в течение трех лет, после чего подлежит уничтожению.
III. Организация работы с внештатными сотрудниками полиции
27. Ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан:
27.1. Давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение.
27.2. Участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений.
27.3. Повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции.
27.4. Распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по ее совершенствованию в органе внутренних дел.
28. Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:
28.1. Поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях.
28.2. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья.
28.3. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.
IV. Оценка работы внештатных сотрудников
29. Эффективность деятельности внештатного сотрудника полиции оценивается не реже одного раза в год. Результаты оценки оформляются рапортом ответственного сотрудника органа внутренних дел и докладываются руководителю органа внутренних дел с выводом о целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества.
30. Внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел Российской Федерации, повышение престижа полиции в обществе могут поощряться в установленном порядке.
1 Часть 1 статьи 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
2 Далее — «орган внутренних дел».
3 Далее — «ответственный сотрудник органа внутренних дел».
rg.ru
Внештатные сотрудники полиции;
Наиболее значимой формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка является институт внештатных сотрудников полиции. Правовую основу деятельности по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству с полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, в тот числе и «Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции», утвержденная приказом Министра внутренних дел России от 10 января 2012 г. № 8. Данная Инструкция определяет принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных сотрудников полиции.
Внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном Инструкцией.
Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:
— защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
— предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений;
— обеспечение правопорядка в общественных местах;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
При рассмотрении вопроса о привлечении граждан к внештатному сотрудничеству учитываются ограничения, связанные со службой в полиции.
Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
Внештатный сотрудник полиции принимает участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции, закрепленного за ним в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Внештатным сотрудникам полиции выдаются удостоверения установленного образца
Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Личные и деловые качества лица, подобранного в качестве кандидата для зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции, изучаются и проверяются.
Результаты изучения (проверки) оформляются рапортом сотрудника, проводившего изучение (проверку) кандидата, с указанием вывода о возможности либо невозможности его зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции.
Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.
Ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан:
— Давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение.
— Участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений.
— Повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции.
— Распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по ее совершенствованию в органе внутренних дел.
Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:
— Поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях.
— Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья.
— Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.
Полномочия внештатного сотрудника полиции прекращаются:
— По инициативе внештатного сотрудника полиции на основании его письменного заявления.
— В случае совершения им поступка, порочащего честь и достоинство внештатного сотрудника полиции, установления факта использования им удостоверения в личных корыстных интересах, а также в случае отказа от выполнения поручений ответственного сотрудника органа внутренних дел либо их недобросовестного выполнения.
— При получении в установленном порядке сведений о:
ü Возбуждении уголовного дела в отношении внештатного сотрудника полиции.
ü Привлечении внештатного сотрудника полиции к ответственности за совершение административного правонарушения против порядка управления или посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.
ü Выходе внештатного сотрудника полиции из гражданства Российской Федерации либо приобретении или наличии гражданства (подданства) иностранного государства.
ü Представлении гражданином заведомо ложных сведений при оформлении внештатным сотрудником полиции.
Прекращение полномочий внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.
studopedia.su
МВД РОССИИ
Кафедра административной деятельности
административной деятельности ОВД
С.С. Лампадова
«___» ____________ 201 6 года
Организация работы участкового уполномоченного полиции с
внештатными сотрудниками полиции.
1. Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
2. Порядок подбора и основные задачи внештатных сотрудников полиции.
3. Организация работы внештатного сотрудника полиции.
Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ.
О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г . № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Об общественных объединениях: Федеральный Закон РФ от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608. ( c изменениями на 20 июля 2012 № 121 –ФЗ).
О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон РФ от 28 июня 1995 г . № 98-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 2503.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г . № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 35. ст.3506.
Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 4 апреля 2005 г . № 32-ФЗ.
О государственной службе российского казачества: Федеральный Закон РФ от 5 декабря 2005 г . № 154-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.
О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами: Постановление Правительства РФ от 8 октября 2009 г . № 806.
О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 31.10.2001 N 760-95 «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2004 г . № 1197 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга, 28 июля 2004 г ., № 7.
( с изменениями на 30 декабря 2011 года )
О Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г . № 46.
О Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 года // Вестник Администрации Санкт-Петербурга, 30 января 2008 г ., № 1.
Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции: Приказ МВД России от 10 января 2012 г . № 8.
Босхамджиева Н.А. Роль добровольных народных дружин в обеспечении общественной безопасности // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 21 — 23.
Взаимодействие органов внутренних дел и общественных объединений в сфере профилактики преступлений и иных правонарушений. А.Ю. Глухов , Н.Г. Ильинская. Деп-т обеспечения общественного порядка МВД РФ ВНИИ М., 2009. № 16.
Взаимодействие органов внутренних дел с государственными и общественными организациями в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие. А.Д. Магденко . З.Р. Танаева . ДКО МВД Рос. –М : ЦОКР МВД России, 2010.
Взаимодействие милиции общественной безопасности с казачьими организация и объединениями. Л.И. Овчинникова : проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях Сборник научных трудов МВД РФ ВНИИ – М.. 2009. № 227. С. 122-128.
Информационное обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка. А.Н..Герасименко Автореферат. Академия Управления МВД России. 2008.
Кашкина Е.В., Терентьев Э.В. К вопросу об основных принципах взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями в сфере обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений // Полицейская деятельность. 2012. № 3.
Организация взаимодействия нарядов милиции с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами при предупреждении и пресечении. Учебно-методическое пособие. В.С. Бурайкин , Э.Л. Лещина. МВД России ДКО 2008.
1.Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Общие, в том числе конституционные, а также специальные правовые основы участия граждан в охране общественного порядка вытекают из анализа положений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерац ии и ее субъектов.
Анализ норм Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти. Так, согласно части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обладает всеми правами и свободами, и несет равные обязанности . В соответствии с частью 2 статьи 45 Основного закона каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации лишь в самом общем виде регулирует вопросы обеспечения указанных конституционных прав и свобод граждан. В этой связи насущной потребностью является урегулирование федеральным законодательством условий, обеспечивающих участие граждан в охране правопорядка.
Глава 2 ФЗ «О полиции» [1] «Принципы деятельности полиции» определяет, что «полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами». Сотрудничество может быть гласным (для внештатных сотрудников полиции) и негласным (в рамках закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
К сожалению, в настоящее время еще не принято единого федерального законодательного акта, регулирующего участие граждан в охране общественного порядка. В настоящее время в Комитете по безопасности Государственной Думы Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка». Законопроект регламентирует цели привлечения общественности к охране общественного порядка, формы участия граждан и организаций в обеспечении правопорядка, права и обязанности граждан в данной сфере, применение ими физической силы и специальных средств, материально-техническое обеспечение деятельности, гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, меры их поощрения.
Во многих подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, упоминается о необходимости взаимодействия с населением.
Данные положения можно найти в Уставе патрульно-постовой службы [2] и иных документах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.
На уровне субъектов Российской Федерации действуют около десяти законов и более 50-ти иных нормативно-правовых актов, специально регулирующих деятельность граждан в указанной сфере, согласно которым народные дружинники наделяются определенными властными полномочиями (проверять документы при наличии законных оснований, участвовать в регулировании дорожного движения и др.) [3] . На сегодняшний день уже в 53 субъектах Российской Федерации приняты нормативные акты, определяющие деятельность общественных объединений по охране общественного порядка.
Воспитывать уважение к закону, предупреждать правонарушения, а в необходимых случаях их пресекать, применять меры принуждения к нарушителям общественного порядка участковые уполномоченные полиции могут наиболее эффективно только путем организации систематического взаимодействия с населением.
Понятие взаимодействия в самом широком смысле этого слова можно определить как отношения, возникающие между участковым уполномоченным и общественностью в целях повышения эффективности охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями. Объективные предпосылки взаимодействия общественных объединений с органами внутренних дел заложены в общности целей, заключающихся в стремлении получить максимальных эффект в деле борьбы с нарушениями правопорядка.
В настоящее время отсутствуют государственные органы, деятельность которых по обеспечению правопорядка ограничивалась бы границами микрорайона. На уровне участка основным организатором охраны правопорядка, профилактики правонарушений является участковый уполномоченный полиции. У него сосредотачивается вся информация, необходимая для целенаправленного и эффективного взаимодействия с общественностью.
С учетом изложенного можно утверждать, что взаимодействие участкового уполномоченного с общественностью – это объективно необходимое, осознанное деловое сотрудничество, выражающееся в практическом осуществлении совместных или самостоятельных мероприятий по обеспечению правопорядка на территории административного участка.
В качестве принципов взаимодействия участкового уполномоченного с общественными формированиями называются следующие [4] :
Принцип законности – взаимодействие граждан и общественных объединений с участковым уполномоченным должно основываться на действующем законодательстве России и облекаться в соответствующую правовую форму. Требование законности едино как для полиц ии и ее должностных лиц, так и для общественности. Принцип законности обеспечивает единство понимания и применения законодательства России, несмотря на местные различия, а также ответственность должностных лиц полиции и представителей общественности в случае нарушения нормативных актов, регулирующих их взаимодействие.
Принцип плановости означает осуществление деятельности по налаживанию взаимодействия не стихийно, а постоянно, планово; планирование работы по его организации на равных правах обеими сторонами – участковым уполномоченным и общественностью.
Планы, по которым осуществляется взаимодействие участкового уполномоченного полиции с общественностью, по своей сути являются программой их совместной работы по охране общественного порядка и общественной безопасности. Планы должны быть конкретными, в них необходимо указывать конкретных лиц, ответственных за выполнение мероприятий, и сроки их исполнения, мероприятия плана и отдельные разделы должны быть взаимосвязаны.
Кроме вышеуказанных, при взаимодействии участкового уполномоченного полиции с общественностью необходимо также учитывать и такие принципы как непрерывность, оперативность и гибкость взаимодействия, гармоническое сочетание различных средств, систематическое стимулирование взаимодействующих сторон.
Организационные формы участия населения в охране общественного порядка достаточно разнообразны. В последнее время в ряде научных работ было предпринято несколько попыток классификации общественных объединений правоохранительной направленности. Например, функциональный [5] , при котором формы взаимодействия населения с правоохранительными органами распределялись на основании того, осуществлению какой именно функции правоохранительной деятельности они способствуют ( дознавательской , следственной и т.д.). Такая классификация охватывает все виды правоохранительной деятельности, но является при этом односторонней, поскольку ориентирована исключительно на функции правоохранительных органов. К тому же, если следовать данной классификации, мы обнаружим, что многие виды участия населения в правоохранительной деятельности дублируются: внештатный сотрудник полиции, например, может способствовать исполнению как дознавательской , так и следственной, оперативно-розыскной функциям.
Согласно Закону Санкт-Петербурга «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге» участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге может быть коллективным и индивидуальным [6] .
Индивидуальными формами участия граждан в обеспечении правопорядка являются:
1) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел;
2) сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе договора, заключаемого между гражданином и органом внутренних дел в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.
Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка осуществляется путем создания общественных объединений, уставной целью которых является оказание содействия органам внутренних дел в решении возложенных на них задач в пределах, установленных действующим законодательством. Общественные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [7] . В обеспечении правопорядка не могут участвовать политические общественные объединения.
В свою очередь, на основании принципов организации деятельности общественных объединений, последние можно разделить на две большие группы:
1. общественные объединения, чья деятельность непосредственно ориентирована на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
2. общественные объединения, чья деятельность не имеет выраженной правоохранительной направленности, но при этом вопросы охраны общественного порядка в той или иной мере входят (или могут входить) в сферу деятельности данного общественного объединения.
При рассмотрении объединений первой группы следует обратиться к уже упомянутым народным дружинам – как традиционному и, в свое время, наиболее распространенному виду общественных объединений правоохранительной направленности. В последние годы их деятельность постепенно восстанавливается. В марте 1993 г . было утверждено Положение о Московской городской народной дружине [8] , в ноябре 1995 г . — Устав межрегиональной общественной организации «Народная дружина Санкт-Петербурга и Ленинградской области» [9] .
Народная дружина – это добровольное самоуправляемое некоммерческое общественное объединение, созданное на основе свободного волеизъявления граждан и общности интересов для достижения общих целей, направленных на обеспечение участия широких слоев населения в охране общественного порядка. Народные дружины действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, гласности и добровольности.
Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации, а также положением о народной дружине [10] . Как правило, эти положения утверждают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.
Народная дружина: 1)участвует в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений ; 2) проводит профилактическую и воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений; 3) участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий; 4) оказывает помощь пограничным войскам в охране государственной границы РФ; 5) участвует в мероприятиях по поддержанию порядка и обеспечению безопасности на городских водоемах и в местах массового отдыха населения города; 6) оказывает помощь населению, предприятиям и организациям в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; 7) организует общественную вахтенную охрану предприятий малого и среднего бизнеса; 8) обеспечивает круглосуточную общественную охрану автомобильных стоянок; 9) обобщает и анализирует статистические данные и информацию о состоянии общественного порядка, вырабатывает рекомендации по совершенствованию и устранению причин правонарушений, выносит их на рассмотрение органов власти и управления.
Народные дружинники привлекаются к охране общественного порядка по следующим направлениям работы подразделений по охране общественного порядка:
— совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы территориальных ОВД на маршрутах патрулирования, приближенных к местам массового скопления граждан;
— при дежурных частях территориальных ОВД (для обеспечения свидетельской базы и выполнения оперативных поручений дежурного по ОВД);
— при проведении культурно-массовых, церковных и спортивных городских, окружных, районных мероприятий;
— совместно с участковыми уполномоченными полиции территориальных ОВД (оказывают помощь участковым уполномоченным полиции в жилом секторе во время приема граждан, в проверке припаркованного бесхозного автотранспорта, при отработке закрепленного участка и поквартирном обходе);
— совместно с сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (оказывают помощь сотрудникам ПДН при поквартирном обходе подучетных неблагополучных семей, проводят профилактические беседы с «трудными» подростками в школах);
— при проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий;
— совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД (несут дежурство на стационарных постах-пикетах, в экипажах ДПС, при осуществление пропускного режима и расстановки автотранспорта при проведении массовых и спортивных мероприятий).
Ко второй группе можно отнести, во-первых, такие общественные объединения, как различные общества охраны природы, защиты памятников и т.д. Хотя их деятельность нельзя назвать правоохранительной, но легко представить себе ситуацию, когда осуществление их функций оказывается напрямую связанным с охраной общественного порядка, или для их осуществления необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.
К этой же группе можно отнести некоторые органы общественной самодеятельности – общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Это могут быть различные комитеты (уличные, квартальные, в школах и дошкольных учреждениях – родительские и т.д.), советы (общежитий, ветеранов) и собрания (по месту жительства, работы). В последние годы в общественной жизни заметно усилилось влияние церкви, поэтому нельзя не учитывать и такие формы организации граждан, как собрания прихожан. Понятно, что взаимодействие перечисленных видов общественных объединений с правоохранительными органами носит эпизодический характер, осуществляется для решения конкретных проблем и связано, чаще всего, с вопросами профилактики правонарушений.
Кроме двух рассмотренных групп, существуют некоторые формы участия населения в охране общественного порядка, которые трудно классифицировать по предложенной схеме. К ним относятся разного рода комиссии, которые нельзя назвать общественными объединениями поскольку их членами являются не только граждане, но и представители правоохранительных органов, депутаты, представители профсоюзов и т.д. Имеются в виду административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Кроме того, в нашей стране существует в чем-то уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности – объединения казачества. Это не общественное, а социально-этническое объединение (образование), члены которого могут привлекаться к следующим видам правоохранительной деятельности [11] :
— участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
— участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
— иной деятельности на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Казачьи наряды участвуют в охране фермерских хозяйств, предприятий торговли, учебных заведений, организовано взаимодействие с природоохранной и экологической службой. Положительные результаты работы казачества отмечены в Краснодарском, Ставропольском краях, Воронежской, Оренбургской, Пермской, Ростовский, Самарской, Саратовской, Свердловской областях.
Еще одна форма участия общественности в охране правопорядка это возможное привлечение представителей различных политических партий и движений. Например, в молодежном движении «Наши» создано и функционирует целое направление – «Молодежная народная дружина».
Большое внимание органами внутренних дел уделяется привлечению молодежи для охраны порядка. Так, во всех вузах города Томска созданы и действуют оперативные студенческие отряды по охране общественного порядка, которые осуществляют работу по поддержанию установленного режима в учебно-лабораторных корпусах и общежитиях, соблюдению правил внутреннего распорядка. Совместно с участковыми уполномоченными полиции они участвуют в проведении рейдов и оперативно-профилактических мероприятий по обеспечению общественного порядка. В свою очередь, руководством высших учебных заведений для членов студенческих оперативных отрядов предоставляются определенные льготы в общежитиях на период обучения, бесплатный проезд на городском муниципальном транспорте. В Железнодорожном районе Орла вместе с полицейскими улицы района патрулируют воспитанники спортивной школы «Орел-Карат», а его руководитель Олег Кошелев — сам активный дружинник, член оперативного штаба ДНД района [12] .
Таким образом, в последние годы активно возрождаются общественные объединения и иные формирования в различных формах оказывающие содействие органам внутренних дел и активно участвующие в обеспечении правопорядка. Сейчас в России существует уже 37,6 тысяч общественных объединений правоохранительной направленности, которые насчитывают в своих рядах около 328 тысяч человек. К таким объединениям, в том числе, относятся: социально-профилактические центры в микрорайонах, советы профилактики в производственных, коммерческих и других организациях (независимо от форм их собственности), общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, различные добровольные объединения по охране общественного порядка, советы старост при сельских администрациях, женсоветы, молодежные советы, комиссии содействия семье и школе, сводные городские оперативные отряды, общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, пожарные команды, отряды содействия полиции и самообороны, и многие другие. Участие граждан в борьбе с правонарушениями укрепляет силы полиции, расширяет возможности в выполнении стоящих перед ней задач и создает реальные предпосылки для эффективной профилактики правонарушений. Многообразие же форм содействия граждан органам внутренних дел можно объяснить, в том числе, и отсутствием единого правового акта, призванного урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении правопорядка.
Анализ разнообразных форм участия граждан в охране общественного порядка показывает, что эти формы развиваются в двух основных направлениях: 1) расширение деятельность массовых общественных и самодеятельных организаций по охране общественного порядка (ДНД и др.); 2) участие граждан в качестве внештатных сотрудников различных служб (ФМС, ГИБДД и др.) полиции по борьбе с правонарушениями.
Одной из главных вопросов остается отсутствие финансирования и других социальных льгот, предоставляемых дружинникам. Если раньше, в советские времена, активистам-дружинникам предоставлялись дни к отпуску, бесплатный проезд на общественном транспорте, то право бесплатного проезда не имеет сегодня даже сотрудник полиции. И в большей своей массе работа по привлечению общественности к обеспечению правопорядка проводится, исходя из убеждения граждан, что полиции надо помогать, что только вместе, сообща можно добиться улучшения криминогенной обстановки . Сегодня необходимо активнее возобновлять старые, а с учетом сегодняшнего времени — создавать новые формы и методы участия общественности в охране правопорядка, широко проводить разъяснительную работу с руководителями предприятий и организаций независимо от форм собственности, с населением по созданию добровольных объединений правоохранительной направленности, стимулированию их работы.
1. Порядок подбора и основные задачи внештатных сотрудников полиции.
Наиболее значимой формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка является институт внештатных сотрудников полиции. Эта форма широко используется как в деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка, так и в оперативно-розыскных подразделениях. Наиболее активно внештатные сотрудники полиции привлекаются участковыми уполномоченными полиции. Они проводят большую работу по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, поддержанию паспортно-регистрационного режима, соблюдению правил дорожного движения, борьбе с детской беспризорностью.
Порядок подбора внештатных сотрудников полиции, их оформления и работы с ними определен Временной инструкцией по организации работы с внештатными сотрудниками милиции, утвержденной приказом МВД России от 20 ноября 1992 года № 420 [13] .
В качестве внештатных сотрудников полиции могут привлекаться на добровольных началах граждане России не моложе 18 лет, способные по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи, а именно оказывать полиции содействие в :
— охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
— предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений,
Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений полиции. Внештатные сотрудники подбираются на строго добровольных началах и в индивидуальном порядке, как правило, из числа народных дружинников, пенсионеров – бывших работников органов внутренних дел, федеральных органов государственной безопасности, юстиции, прокуратуры и военнослужащих, проживающих на территории, обслуживаемой соответствующим органом внутренних дел, изъявивших желание работать в полиции на общественных началах и способным по своим личным и деловым качествам выполнять возложенные на полицию задачи . Количество внештатных сотрудников определяется действительными потребностями каждой службы полиции и оперативной обстановкой на обслуживаемой территории.
Подбор кандидатур внештатных сотрудников осуществляется с учетом линейного принципа организации работы служб полиции, специфики выполняемых ими задач. Внештатными сотрудниками полиции по линии деятельности участковых уполномоченных полиции могут успешно работать граждане, пользующиеся уважением и авторитетом среди населения обслуживаемой территории. Из личных качеств внештатного сотрудника полиции следует выделить уважение к достоинству человека, включающее в себя внимательность, чуткость, умение понять мотивы, лежащие в основе каждого поступка. Как правило, он должен проживать на территории административного участка. Квалифицированную помощь в охране общественного порядка, предупреждении и раскрытии преступлений и административных правонарушений оказывают внештатные сотрудники из числа пенсионеров, особенно органов внутренних дел. Они подбираются и используются в основном по линиям тех служб, где длительное время работали. Имея большой жизненный опыт и хорошую профессиональную подготовку, эти люди успешно могут оказывать содействие полиции.
Безусловно, приведенные выше рекомендации не являются исчерпывающими. Исходя из конкретных обстоятельств можно использовать и другие пути подбора внештатных сотрудников полиции.
Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, подлежит изучению и проверке, в том числе на конкретных поручениях. О результатах изучения докладывается рапортом руководству органа внутренних дел о возможности или невозможности оформления лица в качестве внештатного сотрудника полиции.
К рапорту прилагаются:
– личное заявление кандидата с просьбой о зачислении внештатным сотрудником,
– две фотографии размером 4 на 5 см .,
– справка о результатах проверки по учетам органов внутренних дел (пенсионеры МВД, ФСБ, министерства обороны по учетам органов внутренних дел не проверяются, если со дня их увольнения на пенсию прошло менее года. При рассмотрении вопроса о возможности привлечения к внештатному сотрудничеству этих лиц устанавливаются основания их увольнения), характеристики-рекомендации с места работы либо учебы.
Зачисление внештатных сотрудников производится приказом начальника органа внутренних дел, в нем указывается и специализация внештатного сотрудника и за каким конкретным сотрудником данного органа он закрепляется.
После зачисления внештатному сотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца, которое подписывается: в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) — начальником структурного подразделения; в горрайлинорганах — начальником органа внутренних дел или его заместителями по направлениям деятельности. При оформлении документов у внештатного сотрудника берется расписка о неразглашении сведений, составляющих государственную или служебную тайну, ставших ему известными при выполнении поручений.
На каждого внештатного сотрудника заводится учетная карточка, в которую заносятся личная информация, сведения о поощрениях, а также обобщенные данные о результатах работы внештатного сотрудника.
Внештатного сотрудника представляют личному составу подразделения или службы горрайлиноргана внутренних дел, а при необходимости трудовым коллективам, собраниям жителей микрорайонов либо сельским сходам.
Деятельность внештатных сотрудников определяется общими задачами полиции и направлена на предупреждение правонарушений и воспитания граждан путем убеждения.
Внештатный сотрудник полиции обязан:
– активно содействовать правовому воспитанию граждан;
– защищать честь и достоинство граждан, принимать необходимые меры к пресечению нарушений общественного порядка;
– охранять все виды собственности от противоправных посягательств;
– принимать активное участие в проводимых участковым уполномоченным мероприятиях по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
– твердо знать и неуклонно исполнять законодательство России, регулирующее общественный порядок, а также основные приказы и инструкции, регламентирующие деятельность участкового уполномоченного полиции;
– быть дисциплинированным, бдительным, неустанно повышать свой общеобразовательный и культурный уровень, вежливо и внимательно относится к гражданам, строго соблюдать законность;
– проводить разъяснительную работу среди населения;
– не допускать разглашения сведений, составляющих служебную тайну;
– иметь при себе удостоверение внештатного сотрудника полиции и в необходимых случаях предъявлять его.
Для выполнения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью внештатный сотрудник полиции наделяется определенными правами:
– предъявлять гражданам и должностным лицам учреж дений, предприятий и организаций требования об исполне нии постановлений и решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного по рядка;
– требовать от граждан, нарушающих общественный порядок, прекращения нарушений и при необходимости предъявления удостоверения личности, а от водителей тран спорта – документов на право управления;
– доставлять в случае необходимости граждан, наруша ющих общественный порядок, в территориальные органы или подразделения полиции;
– прибегать к помощи и содействию граждан при до ставлении в органы полиции лиц, злостно нарушающих об щественный порядок и оказывающих при этом сопротивле ние;
– привлекать автотранспорт для оказания помощи по страдавшим от несчастных случаев и преступлений;
– в необходимых случаях беспрепятственно входить в к лубы, на стадионы, в кинотеатры и другие общественные места при охране порядка па этих объектах;
– пользоваться при исполнении своих служебных обязан ностей телефоном предприятия, учреждения, организации.
Внештатные сотрудники полиции должны следить за тем, чтобы граждане выполняли установленные правила поведения в общественных местах, решительно преду преждать и пресекать нарушения порядка, принимать уча стие в обеспечении безопасности движения на улицах и дорогах, не допускать продажи гражданам вещей и продуктов в не установленных для торговли местах; проводить работу по укреплению паспортно-регистрационного режима. Они могут участвовать в организации охраны тор говых и хозяйственных объектов, расположенных на обслу живаемой территории, и проверять несение службы сторожами, охрану и хранение взрывчатых материалов, огне стрельного оружия и сильнодействующих ядовитых веществ.
Выявив факты нарушения или непринятия мер к устра нению недостатков (в зависимости от их характера), они немед ленно сообщают участковому уполномоченному полиции. В случае обращения граждан с жалобами, заявлениями, предложениями внештатные сотрудники должны вниматель но их выслушать, принять необходимые меры или указать, к кому следует обратиться.
Особенно важное значение имеет работа внештатных участковых по предупреждению нарушений общественного порядка и преступлений. Осуществляя об щую профилактику, они проводят среди населения право вую пропаганду (разъясняют основы законодательства и т.д. ); выступают перед населением с отчетами о работе, а также с докладами и беседами на заседаниях штабов доброволь ных народных дружин и других общественных организаций о состоянии общественного порядка на административном участке , причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений, о задачах граждан и общественности по их устранению; разъясняют населению о необходимости добровольной сдачи в органы внутренних дел незаконно хранящегося огнестрель ного и холодного оружия.
По индивидуальной профилактике внештатные участко вые могут беседовать с лицами, состоящими на учете в полиции, допускающими правонарушения пли поддерживающими связь с преступным элементом; содей ствовать в трудоустройстве тем, кто не занимается общест венно полезным трудом, а также вернувшимся из мест лишения свободы; участвовать в осуществлении контрольно-надзорных функций за соблюдением отдельными категориями лиц установленных в отношении их обязанностей, ограничений , оказывать на них воспитательное воздействие с целью недопущения повторных преступлений; проводить ра боту по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Внештатный участковый располагает широ кими возможностями для сбора первичных сведений о ли цах, представляющих оперативный интерес для полиции, так как он повседневно общается с населением по месту жи тельства и работы.
Особо следует сказать о возможностях внештатных уча стковых, обслуживающих многоквартирные дома, в предотвращении хулиганства в квартирах, дворах. О лицах, нарушающих общественный порядок по месту жительства, внештатные сотрудники должны своевременно докладывать участковым уполномоченным полиции .
Внештатные сотрудники полиции не имеют права нала гать на нарушителей административные наказания, произ водить следственные действия по уголовным делам, само стоятельно осуществлять оперативно-розыскные мероприя тия, принимать окончательные решения по поступающим в органы внутренних дел предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Действия внештатных сотрудников полиции, как правило, сводятся к тому, что совместно с участковыми они участвуют в профилактических мероприятиях, составлении протоколов об административных правонарушениях, в проверке жалоб и заявлений граждан и т.д.
Таким образом, в качестве внештатных сотрудников полиции на добровольных началах могут привлекаться граждане России не моложе 18 лет, способные по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи, а именно оказывать полиции содействие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений с использованием мер убеждения и воспитания.
2. Организация работы внештатного сотрудника полиции
Участковым уполномоченным полиции принадлежит важная роль в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями на обслуживаемой территории. Главными их задачами являются предотвращение преступлений и нарушений общественного порядка, активное участие в раскрытии совершенных преступных деяний, розыске преступников и похищенного имущества.
Участковый уполномоченный постоянно находится среди насе ления; к нему, в первую очередь, обращаются граждане с самыми различными вопросами. Действия участкового уполномоченного всегда должны быть справедливыми и понятными гражданам. Он обязан укреплять и рас ширять связи с общественными организациями , опираться на их помощь. Вот почему большое значение имеет привлечение граждан к работе уча стковых уполномоченных на общественных началах. На каждого участкового уполномоченного, по нашему мнению, в сред нем должно приходиться 5 общественников.
Внештатные сотрудники работают под руководством старшего участкового и участкового уполномоченного полиции, выполняя их поручения. Успех работы внештатных сотрудников полиции во многом зависит от правильной организации руководства ими.
– в планировании работы;
– даче конкретных поручений;
– обучении методике и тактике предупреждения и раскрытия преступлений;
– проведении воспитательной работы.
Участковый уполномоченный должен помочь внештатному сотруднику составить план работы, глубже изучить оператив ную обстановку, обязанности по должности и т. д., а затем давать ему поручения для самостоятельного исполнения, конт ролировать их выполнение. Поручения внештатному сотруднику дает участковый уполномоченный, за которым он закреплен, а в случае его отсутствия – сотрудник, выполняющий его обязанности. Содержание поручения определяется должностными обязанностями участкового уполномоченного и не может выходить за их пределы. Очень важно показать личный пример в проведении конкретного мероприятия.
Для изучения нормативных актов, форм и методов рабо ты, круга обязанностей внештатные сотрудники посещают служебные занятия по специально разработанной программе. С целью обмена опытом и распространения передовых методов работы в масштабе области, района, города целесо образно проводить служебные совещания, слеты всех внештат ных сотрудников полиции не реже одного раза в квартал.
По возможности внештатным сотрудникам полиции сле дует выделять рабочее место в участковом пункте полиции .
Участковый уполномоченный полиции в работе с внештатными сотрудниками обязан:
1) использовать помощь внештатных сотрудников в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и необходимостью привлечения их для выполнения отдельных мероприятий,
2) давать внештатным сотрудникам только конкретные поручения и инструктировать о способах их выполнения,
3) контролировать действия внештатного сотрудника при выполнении поручения, проверять полноту и достоверность сообщаемых им сведений и представляемых материалов,
4) участвовать в проведении занятий по обучению внештатных сотрудников формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, изучению основ уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей законодательства,
5) обобщать и распространять опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по ее совершенствованию,
7) при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания может использовать помощь внештатных сотрудников для раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших, а так же для выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.
Кроме того, для участия в выполнении отдельных мероприятий разрешается направлять внештатных сотрудников (с их согласия) в свободное от работы или учебы время в служебные командировки вместе с работниками полиции.
Участковому уполномоченному запрещается:
1) поручать внештатным сотрудникам самостоятельное производство процессуальных и других действий, оперативно-розыскных мероприятий, составляющих исключительную компетенцию сотрудников полиции,
2) привлекать внештатных сотрудников к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности,
3) знакомить внештатных сотрудников с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.
Результаты работы внештатного сотрудника, его личные и деловые качества систематически, но не реже одного раза в год, анализируются работником полиции, за которым он закреплен, и докладываются рапортом с выводом о целесообразности дальнейшего использования в качестве внештатного сотрудника руководителю соответствующего подразделения органа внутренних дел. Основные положения и выводы доводятся до сведения внештатного сотрудника.
За участие в работе участкового уполномоченного полиции внештатные сотрудники оплаты не получают. Они осуществляют свои полномочия в свободное от основной работы время. Хотя к внештатным сотрудникам, активно участвующим в выполнении поручений, могут применяться различные формы поощрения (благодарность, денежная премия, ценный подарок и другие). По нашему мнению, в законодательном порядке необходимо ре шить вопрос о предоставлении внештатным сотрудникам ряда льгот (дополнительные дни к отпуску, право преимущества при получении путевок в дома отдыха и т. д.), в целях материального стимулирования их деятельности .
Если внештатный сотрудник не справляется со своими обязанностями, уклоняется от них без уважительных причин, совершает аморальные действия, нарушает дисциплину, то он отстраняется от исполнения обязанностей внештатного сотрудника. В случае же неоднократного недобросовестного отношения к выполнению поручений сотрудником полиции может быть поставлен вопрос о его исключении из числа внештатных сотрудников.
За разглашение сведений, составляющих служебную тайну, нарушение законности внештатные сотрудники несут ответственность на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством.
Гражданин, подавший заявление об освобождении его от выполнения обязанностей в качестве внештатного сотрудника, либо скомпрометировавший себя, или не желающий продолжать оказывать помощь полиции, исключается из числа внештатных сотрудников приказом начальника органа внутренних дел. При этом его удостоверение изымается и уничтожается, а учетная карточка хранится в течение одного года, после чего также подлежит уничтожению.
Внештатное сотрудничество с органами внутренних дел предполагает долговременное и добровольное участие граждан в охране общественного порядка под непосредственным руководством должностных лиц данных органов. Организация работы внештатного сотрудника полиции заключается в планировании его работы, даче конкретных поручений, инструктировании о способах их выполнения и предоставления соответствующих условий, обучении методике и тактике предупреждения и раскрытия преступлений, контроле за его деятельностью, проведению воспитательной работы, оценке достигнутых результатов, а также обобщению и распространению положительного опыта работы внештатных сотрудников полиции.
Лекция обсуждена и утверждена на заседании кафедры административной деятельности ОВД протокол № 14 от «10» мая 2016 г.
подполковник полиции А.А. Николаенко.
[1] Федеральный закон от 07 февраля 2011 г . № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета.–2011.– 8 февраля. – № 25
[2] См.: Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г . № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 июля 2008 г . № 27. п. 7.6.
[3] См. например: Закон Санкт-Петербурга «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге» от 8 ноября 2001 года № 756-94.
[4] См., например: В.М. Шванков. Теоретические основы координации и взаимодействия в органах внутренних дел. М.: Академия МВД СССР . с тр. 18-20.
[5] Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в РФ. Автореф . на соискание уч . ст. к.ю.н . М., 1996 г .
[6] Ст. 3 закона Санкт-Петербурга «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге» от 8 ноября 2001 года N756-94.
[7] См. закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г . № 82-ФЗ.
[8] Закон г . Москвы «О московской городской народной дружине» от 26.06.2206 г. № 36. См . сайт Московской городской народной дружины www.drujina.ru
[9] О добровольных народных дружинах Санкт-Петербурга: Распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 20.11.95 N 1218-р // Вестник мэрии Санкт-Петербурга. № 11/12, 1995 г .
[10] См., напр.: Закон Волгоградской области «О добровольных народных дружинах». Принят областной Думой 27 июля 1996 г .
[11] О государственной службе российского казачества: Федеральный Закон РФ от 5 декабря 2005 г . № 154-ФЗ. Ст. 5 // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г . N 50 ст. 5245.
[13] Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1993 г ., № 3, с. 43.
213.182.177.142