Тест по праву (9 класс) по теме:
Тесты для 9 класса Право Формы (источники) права)

Тесты 3 арианта в Word

Предварительный просмотр:

Формы (источники) права. Система законодательства

  • Источниками (формами) права являются.
  • 1) постановления 2) уставы частных предприятий 3) указы 4) законы

    2. Соотнесите понятия и определения.

    1. Конституция РФ 2. Договор 3. Кодекс 4. Устав

  • Установленный общественной организацией свод правил, регулирующий деятельность этих организаций Б. Нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свободы граждан, устройство государственной власти, принятый высшим представительным органом государственной власти, принятый высшим представительным органом государства или путем референдума
  • Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей
  • Г. Законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений

  • Высшей юридической силой среди нормативно-правовых актов обладает. 1) инструкции 2) закон 3) Указ Президента РФ 4) постановление суда
  • Единым законом, в котором собраны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений называют
  • 1) кодекс 2) кодификация 3) подзаконный акт 4) закон

  • Напишите, в каких источниках права вы будете искать нормы:
  • административного прав а
  • трудового права
  • уголовного права
  • гражданского права
  • Отметьте документы, не являющиеся нормативно-правовыми актами.
  • 1) постановление правительства; 2) закон; 3) указ президента; 4) решение профкома;

  • устав политической партии; 6) распоряжение министерства.
    1. Отметьте, какими признаками не характеризуются подзаконные акты.
    2. принимаются высшими законодательными органами государства;
    3. принимаются президентом, правительством и иными органами управления;
    4. создаются на основании и во исполнение законов;
    5. принимаются на референдуме
    6. Прочтите статью 115 Конституции РФ и ответьте на вопросы: 1) Какие правовые акты может принимать Правительство РФ? 2) Какие нормативно-правовые акты имеют высшую силу по сравнению с правовыми актами, которые может принимать Правительство РФ?
    7. Конституция РФ — это.
    8. документ, подтверждающий соглашение двух лиц об установлении правоотношений
    9. документ, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений физических лиц
    10. нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила высшим представительным органом государства или путем референдума
    11. Что было первой формой выражения права?
    12. 1) нормативно-правовой акт 2) правовая доктрина 3) судебный прецедент 4) правовой обычай

      1) текст законов 2) учебник по правовому образованию

      3) популярная брошюра о праве 4) текст постановления судьи

    13. В систему законодательства входят:
    14. 1) правила внутреннего трудового распорядка 2) приказы и распоряжения руководителя организации 3) подзаконные акты 4) федеральные законы

    15. Перечислите источники российского права
    16. 1) гражданский кодекс РФ 2) приказ директора фирмы 3) постановление Правительства РФ 3) закон РФ

    17. Отметьте, какой документ обладает высшей юридической силой в системе источников права. 1) Гражданский кодекс РФ; 2) Уголовный кодекс РФ;
    18. 3) Кодекс РФ об административных право нарушениях; 4) Конституция РФ;

    19. Декларация прав и свобод человека и гражданина.
    20. Расположите в порядке убывания по юридической силе нормативно-правовые акты? 1) Указ Президента РФ «О награждении» 2) Федеральный закон «Об образовании»
    21. 3) Распоряжение директора школы о правилах поведения в учебном заведении 4) Конституция РФ

      1. Как называется официальный документ, принятый государством об обязательных для всех правилах поведения?
      2. 1) источник правопорядка 2) источник морали 3) источник справедливости- 4) источник права

        1) указы 2) кодексы 3) распоряжения 4) постановления

      3. Правовые нормы содержатся в:
      4. 1) инструкции пользователя сотового телефона 2) Законе РФ «О правах потребителя» 3) кодексе гимназиста 4) брачном договоре

      5. Что является источником права в РФ?
      6. 1) судебный прецедент 2) нормативно-правовой акт

        3) народный обычай 4) административный прецедент

      7. юридический акт, содержащий все законы страны
      8. присяга на верность государству, которую подписывают граждане страны
      9. основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека и др.
      10. документ, подтверждающий соглашение двух лиц об установлении, прекращении и изменении гражданских прав и обязанностей
      11. Что называется кодексом?

      1) единый закон 2) единый указ 3) единое распоряжение 4) единое постановление

    22. Соотнесите понятия и их определения
    23. А.Кодекс Б. Правовой обычай В.Нормативно-правовой акт Г.Юридический прецедент

    24. Официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом и содержащий нормы права
    25. Сводный, целостный юридический документ, регулирующий определенные группы общественных отношений
    26. Исторически сложившееся в данном обществе правило поведения
    27. Судебное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права, и которым руководствуются при решении схожих дел
    28. Акты, устанавливающие нормы права
    29. Напишите известные вам источники права (не менее четырех), в которых содержатся нормы, касающиеся прав и обязанностей несовершеннолетних.
    30. Прочтите статью 90 Конституции РФ и ответьте на вопросы: 1) Какие правовые акты может принимать Президент РФ? 2) Какие нормативно-правовые акты имеют высшую силу по сравнению с правовыми актами, принятыми Президентом?
    31. В Трудовом кодексе содержится норма, в соответствии с которой работникам моложе 18 лет запрещено работать в ночное время, а в договоре, который заключил 17-летний Игорь, когда устраивался на работу, записано, что он должен работать в ночное время. Соответствует ли договор с Игорем требованиям закона. Если нет, то почему?
    32. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Урок дан с использованием интерактивной доски.

      nsportal.ru

      Понятие и виды источников (форм) права;

      Виды нормативно-правовых актов

      А) закон – нормативный правовой акт, принятый в особом законодательном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (Конституция, общефедеральные законы);

      Б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции. Принимаются органами исполнительной власти и должностными лицами (Президент, Председатель правительства и т.д.)

      Закрепление:

      Выполните задание (взаимопроверка).

      За каждое задание определена сумма баллов, максимум – 80 баллов.

      «5» — 71 – 80 баллов

      «4» — 61 – 70 баллов

      «3» — 51 – 60 баллов

      «2» — 50 и менее баллов.

    33. Право – это…
    34. Виды правовых норм…
    35. — — —

    36. Отметьте источники права
    37. А) Закон РФ «Об образовании» Б) решение сельского схода В) Указ Президента Г) Постановление Правительства

      Источники (формы) права — это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

      Виды основных источников (форм) права:

      а) нормативно-правовой акт;

      б) нормативно-правовой договор;

      в) правовой обычай;

      г) правовой прецедент.

      Нормативно-правовой акт — это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержащий нормы права.

      В современных государствах нормативно-правовой акт представляет собой наиболее распространенный источник права. Он устанавливает, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, которые принимают и издают нормативно-правовые акты, являются соответствующие правотворческие органы государства. Они принимают и издают нормативно-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции.

      В современной Украине нормативно-правовые акты бывшего СССР, которые не противоречат Конституции и законам Украины, применяются на основании Постановления Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР» и ст. 1 раздела XV Конституции Украины.

      Нормативно-правовой договор — это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.

      Нормативно-правовой договор — это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов ( субъектов правотворчества).

      Нормативно-правовой договор — основной источник права в международном праве. Ратифицированные международные договоры Украины — источник права Украины, неотъемлемая часть ее национального законодательства (ст. 9 Конституции Украины). Во внутригосударственном праве Украины к нормативно-правовым договорам относится, например, коллективный договор, заключаемый профкомом предприятия от имени трудового коллектива с собственником или уполномоченным им органом.

      Правовой обычай — это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.

      Санкционирование того или иного обычая государством означает признание им определенного обычая в качестве общеобязательного правила поведения, адресованного соответствующим субъектам права. Основанием санкционирования государством обычаев является соответствие направленности их регулятивного воздействия на общественные отношения целям, задачам, интересам государства. Санкционирование государством обычая обусловливает приобретение им таких признаков как общеобязательность, охрана государством от нарушений. Эти признаки правовых обычаев присущи и нормам права непосредственно установленных государством

      Правовые обычаи в качестве источника права появились давно. Об этом свидетельствуют, например, законы XІІ. таблиц (Древний Рим V в. до, н.э.). Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие юридические памятники. Один из путей возникновения права- появление так называемого обычного права, состоящего из правовых обычаев.

      В современных государствах, включая Украину, сфера общественных отношений, регулируемых правовыми обычаями, заметно мала и ограничена, в отличие от сферы действия законодательства.

      Правовой прецедент — это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.

      Виды правовых прецедентов:

      Различие этих прецедентов связано с существованием в механизме государства судебных и административных органов.

      В ряде современных государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств прежде всего относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного прецедента в этих странах неодинаковы.

      В Украине судебный прецедент не является источником права, поскольку суды не относятся к числу правотворческих органов. Публикуемые в Украине сборники решений конкретных юридических дел высшими судебными инстанциями служат ориентиром правильного понимания и единообразного применения норм материального и процессуального права.

      19Нормативные акты: понятие и виды

      Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

      Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

      Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

      По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

      1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

      2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

      3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

      4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

      Виды подзаконных актов:

      1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

      2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

      3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

      4) решения и постановления местных органов государственной власти;

      5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

      6) нормативные акты муниципальных органов;

      7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

      В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

      нормативные акты государственных органов;

      нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

      нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

      нормативные акты, принятые на референдуме.

      В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

      нормативные акты субъектов Российской Федерации;

      нормативные акты органов местного самоуправления;

      локальные нормативные акты.

      В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

      нормативные акты неопределенно длительного действия;

      временные нормативные акты.

      Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

      3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

      Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права.

      Гражданское право самое большое по охвату регулирования общественных отношений — содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

      1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

      2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

      3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

      4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

      5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

      6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

      Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

      Близкими к административному праву можно считатьфинансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги. Но в отличие от гражданского права, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перераспределению имущества, в перечисленных отраслях права применяются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распределяет его.

      Второй уровень уголовного права представленуголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.

      Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права:

      1)гражданское и арбитражное процессуальное право;

      2)административно-процессуальное право;

      3)уголовно-процессуальное право. Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

      Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право.К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

      Отдельно от всех отраслей права стоитмеждународное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

      Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

      а) по предмету – что регулируется;

      б) по методу – как регулируется;

      в) по наличию специальных нормативных актов – чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

      Понятие«система законодательства» близко к понятию«система права». Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства Например, если уголовное законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения Кроме того, уголовное право – это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина.

      Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

      Источники отраслей права– официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

      Формы систематизации законодательства:

      кодификация– деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) основы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наиболее распространенный вид – кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

      инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки. Инкорпорация бывает:

      а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

      б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

      Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация– это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

      Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

      Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права. Система законодательства также подразделяется на отрасли законодательства. Обычно выделяют три отрасли законодательства:

      1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной отрасли права. Например, трудовое законодательство содержит нормы только трудового права.

      2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь определенной части отрасли права. Например, в составе гражданского права можно выделить авторское законодательство, законодательство о предпринимательстве и другие, которые являются внутриотраслевым законодательством, так как регулируют отдельные области гражданско-правовых отношений.

      3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нормы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоятельную отрасль права. Например, военное законодательство содержит частично нормы административного права и нормы ряда других отраслей права.

      Таким образом, отрасль законодательства по форме может совпадать с отраслью права, но по содержанию отрасль законодательства уже, чем отрасль права.

      Социальное нормативное регулирование осуществляется при помощи социальных норм – общих правил поведения, регулирующих наиболее типичные ситуации, отношения в целях установления порядка в обществе.

      Признаки социальных норм:

      1. Сознательный и волевой характер (их появление – результат сознательной деятельности человека, обращены к его свободной воле).

      2. Являются регуляторами общественных отношений (т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от природных норм).

      3. Регулируют типичное, массовое поведение.

      4. Носят общий характер (т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия, действуют многократно, в течение длительного времени).

      5. Имеют определенную форму выражения – содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции) либо имеют писаную форму (правовые нормы).

      6. Обеспечиваются соответствующими социальными группами, институтами. Так, моральные нормы обеспечиваются обществом в целом, религиозные нормы – церковью, правовые нормы – государством.

      Социальные нормы разнообразны. По содержанию они подразделяются на нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы и т.д. Самостоятельное место в системе социальных норм занимают нормы права.

      Норма права (правовая, юридическая норма) это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное (санкционированное) и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на урегулирование общественных отношений.

      Выделяют следующие признаки правовых норм:

      1. Норма права на государственном уровне регулирует наиболее важные общественные отношения. При этом закрепляются, как правило, уже сложившиеся отношения, хотя может задаваться и направление развития общественных отношений

      Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 95.

      studopedia.su

      Нормативно — правовой акт как основной источник права

      В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.

      Основными признаками нормативно-правового акта, отличающими его от других актов являются:

      1.Нормативный акт издается только государством или органами, специально уполномоченными на то государством (то есть, не только компетентные органы и должностные лица государства могут создавать нормативные акты, но и уполномоченные на то государством общественные объединения и организации).

      2.Исполнение нормативных актов обеспечивается силой государственного принуждения (в частности, экономическими методами).

      3. «Они содержат в себе общеобязательные нормы».

      4.Нормативно-правовые акты принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке.

      5.Нормативные акты выступают в виде официального государственного документа со старого определенной письменной формой, при этом они имеют обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, приказ и т.д. ), наименование органа, принявшего акт (Президент, Правительство и т.д. ), а также другие атрибут. Нормативные акты всегда должны иметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания и применения норм права, а также для предотвращения произвольного толкования правовых норм. Не опубликованные нормативные акты не имеют юридической силы и не могут применяться.

      6.Нормативные акты, как правило, систематизированы, что позволяет легко найти необходимый для применения и реализации документ. Системы нормативных актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на её основе специальными законами.

      Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по срокам действия, сфере действия, содержанию по субъектам правотворчества и по юридической силе.

      В зависимости от срока действия нормативные акты подразделяются на акты неопределенно длительного действия (в которых не указывается период времени, в течение которого данные акты будут обладать юридической силой, и вообще длительность действия не определена, например, Закон «Об образовании», в котором не оговаривается длительность его действия) и акты временного действия, в которых содержится конкретное указание на временное действие данных актов.

      По сфере действия нормативно-правовые акты бывают:

      1. Общефедеральными (то есть имеют юридическую силу на территории всей федерации, так как компетенция органов, их издавших, распространяется на данную территорию) например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, принятый Государственной Думой РФ, является общефедеральным, так как компетенция и полномочия Государственной Думы РФ распространяются на всю территорию РФ.

      2.Нормативно-правовые акты субъектов федерации (распространяют свое действие только на территорию субъекта РФ, органами которого были приняты), например, распоряжение губернатора Челябинской области от 10. 03. 99 г. № 210-д «О проведении итогов предварительного этапа конкурса на звание „Самый благоустроенный город России“».

      3.Нормативно-правовые акты муниципалитетов (действуют только на территории муниципального образования), например, «Постановление районного совета депутатов от 12. 04. 2000 г. об утверждении положения об экономическом стимулировании инвестиций в экономику Варненского района».

      4.Локальные нормативно-правовые акты (регулирующие общественные отношения внутри ка кой-либо организации, предприятия или учреждения), например, Устав Современного Гуманитарного Университета, распространяющий свое действие только внутри данного учреждения.

      По содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы одного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, уголовное, семейное, трудовое законодательство). Наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (например, хозяйственное, торговое, военное законодательство).

      По субъектам правотворчества и в зависимости от их правового положения, нормативно-правовые акты подразделяются на:

      1.Акты, принятые в порядке референдума (то есть, путем свободного волеизъявления граждан на референдуме). Актом принятым в порядке референдума является конституция РФ 1993 года.

      2.Нормативные акты, принятые органами государства (законодательными органами. Постановления же судов являются обязательными только для нижестоящих судов, а для остальных лиц они служат источником толкования).

      3.Нормативно-правовые акты общественных объединений и организаций.

      4.Совместные нормативные акты (принятые совместно с государственными и негосударственными органами).

      5.Локальные нормативно-правовые акты (принимаемые отдельными учреждениями и организациями).

      Наиболее распространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативные акты можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.

      Закон — это нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом. «Законы образуют стержень правовой системы России».

      Во-первых, закон принимается только высшими представительными органами государственной власти (Государственной Думой — в России, Конгрессом -в США, Парламентом — в Италии и т.д. ), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

      Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

      Высшая юридическая сила состоит закона в том, что:

      Они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами

      Законы никто не вправе отменять, кроме органа их издавшего

      Все остальные акты должны соответствовать законам и никогда им не

      В-третьих, закон содержит общезначимые нормы, которые должны выполняться всеми. Но бывают и случаи нарушения предписаний закона, тогда может наступить юридическая ответственность, а если нормы закона не соблюдаются судом, то это влечет большие недоразумения. Так, Ленинским районным судом города Тамбова 27.02. 97 г. Смыков был осужден по ст. 116 УК РФ к штрафу в сумме 2 млн. рублей за умышленное нанесение побоев Логуновым А. и Т. Судебная коллегия по уголовным делам Тамбовского областного суда изменила назначенный штраф, снизив его до 100 тыс. рублей. Но наименьший штраф, который мог быть назначен Смыкову, должен был быть не менее 2087250 руб., так как в соответствии со ст. 46 УК РФ штраф в виде меры наказания установлен в размере от 25 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а на тот момент минимальный размер оплаты труда был равен 83490 рублей.

      Таким образом, районный суд и судебная коллегия по уголовным делам совершила ошибку, не руководствуясь при решении дела нормами закона, что

      могло повлечь назначение не соответствующего данному случаю наказания, поэтому приговор суда и кассационное определение были определены.

      В-четвертых, закон, как источник права, представляет (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа и волю государства. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона как выразителя общей воли.

      В-пятых, законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений: в них регламентируется государственное устройство, система органов власти, их компетенция, права и свободы граждан, а также перечислены деяния, которые признаются преступлениями.

      В-шестых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. В каждой стране существует свой собственный порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, принятия, одобрения и утверждения, кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

      Если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговаривается в специальном законе о референдуме.

      Законы классифицируются по различным основаниям. По сфере действия они подразделяются на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), действие которых распространяется на всю территорию РФ, так как полномочия высших законодательных органов, принявших их распространяется на всю территорию нашего государства, а так же законы субъектов федерации, действующие на территории, на которую распространяются полномочия высшего законодательного органа субъекта. Основными нормативными актами на уровне субъекта регламентирующими отношения органов власти и граждан, являются уставы, выполняющие функции региональной конституции.

      По общему правилу при расхождении федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы. Например, Белгородская областная дума 13 сентября 1995 года приняла закон «О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области», который был подписан Главой администрации. Но статья 8 указанного закона, в которой устанавливается штраф за несоблюдение предусмотренных им положений от 50 до 500 минимальных размеров оплаты труда, не соответствовала федеральному закону — Кодексу об административных правонарушениях, в ст. 27 которого установлено, что верхний предел штрафа не может быть свыше 100 минимальных размеров оплаты труда.

      Прокурор области обратился в суд, и Белгородский областной суд удовлетворил заявление прокурора, признав установление в ст. 8 названного закона верхнего предела штрафа свыше 100 минимальных размеров оплаты труда противоречащим федеральному закону.

      Данный закон субъекта федерации должен быть либо изменен в части, противоречащей федеральному закону, так как соответствие законов субъектов федеральным законам является необходимым условием соблюдения принципа единства правового режима на территории всего государства. Но в случае противоречия между Федеральными законами и законами субъектов РФ, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативно-правовой акт субъекта РФ» (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

      В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие.

      Конституционные законы закрепляют основы конституционного государственного строя и служат базой для текущего законодательства. Отличаются конституционные законы от текущих и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения изменений и дополнений.

      К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции, затем законы, с помощью которых вносятся дополнения и изменения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой Конституцией.

      Особую значимость Конституция имеет в федеративных государствах, где она является основой не только для развития текущих законов, но и Конституций субъектов Федерации. Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечивать внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

      Помимо конституционных существуют текущие законы, то есть такие законы, которые базируются на предписаниях Конституций и конституционных законов и регулируют общественные отношения в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Текущие законы так же, как и конституционные, обладают прямым действием на территории России (ч. 1 ст.76 Конституции РФ). Принимаются они в особом законодательном порядке и действуют на всей территории РФ, причем они не должны противоречить Конституции и подлежат официальному опубликованию, без которого не действуют.

      В свою очередь текущие законы можно подразделить еще по двум основаниям: по строению и по времени действия. По строению законы бывают кодифицированные и простые.

      Кодифицированные или органические законы — это «единые, логически и юридически цельные, внутренне согласованные нормативные акты», состоящие из комплекса правовых норм, регулирующих конкретные сферы общественной жизни. К ним относятся кодексы и основы законодательства. Кодексы в своей структуре, как правило, имеют два элемента: общую и особенную часть. В первой — закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют содержание норм особенной части (например, общая часть Уголовного кодекса РФ содержит принципы, задачи уголовного права, общие понятия, виды преступных деяний и т.д. , которые затем подробно раскрываются в особенной части).

      Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные.

      Итак, многообразие видов закона позволяет обеспечить его верховенство во всех сферах жизни общества и предотвращает возможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

      Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

      Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

      Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

      Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых

      норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного

      толкования и применения норм.

      Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В

      случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и

      наказываются на основании закона.

      Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

      а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвлен

      ную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и

      значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью изда

      ния юридических актов; б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

      система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате

      чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отно

      шению к вышестоящим и не могут им противоречить;

      в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

      реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

      Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

      Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

      Подзаконный нормативный акт — это одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона и во исполнение его.

      Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

      Подзаконные акты занимают существенное место в правовой системе. Через эти акты осуществляется управленческая деятельность.

      К подзаконным нормативным актам относятся акты высших представительных органов Российской Федерации (постановления, заявления, декларации), акты Президента (указы и распоряжения), акты Правительства (постановления и распоряжения), акты министерств и ведомств (приказы, письма, инструкции, распоряжения), нормативные акты органов государственной власти субъектов (законы, постановления, распоряжения, положения, приказы и др.), акты муниципалитетов (решения, распоряжения, регламенты и постановления) и акты предприятий, организаций и учреждений (уставы, нормативные договоры, распоряжения и приказы).

      К подзаконным актам Президента относятся, как уже говорилось выше, указы и распоряжения.

      В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

      указы в границах собственных полномочий;

      указы на основе полномочий делегированных парламентом;

      указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (например, о введении военного или чрезвычайного положения, представления о назначении на должность Судей Конституционного суда, Верховного Судьи, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора). По юридической значимости ука

      зы Президента могут быть нормативными, то есть содержащими правила поведения общего характера (нормы права) и, правоприменительными, которые не являются нормативно-правовыми актами, они носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления. Например, указ о помиловании конкретного лица или указ о назначении на должность не являются нормативными, так как не содержат норм права.

      Распоряжения Президента (например, создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда) также не нормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления. Их отличие от ненормативных указов, несколько условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.

      На основании и во исполнение законов, а также нормативных указов Президента принимаются подзаконные акты Правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и, реализуя свои полномочия, может принимать постановления и издавать распоряжения для управления обществом.

      Принимаемые Правительством акты служат основой для издания других правовых актов и «устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений».

      Актами Правительства являются постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства. Распоряжения же правительства являются разновидностью правительственных актов и поэтому носят зачастую индивидуальный характер, принимаются и подписываются они Председателем или Заместителем Председателя Правительства.

      В случае противоречия постановлений и распоряжений правительства Конституции РФ, Федеральным Законам, Указам Президента России они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 п.З Конституции РФ). Примером нормативного постановления Правительства может быть Постановление Правительства РФ от 10. 02. 94 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами Федеральной собственности».

      Подзаконные акты министерств и ведомств очень многочисленны и многообразны (приказы, инструкции, постановления, письма, уставы и т.д. ). Спецификой их является то, что их действие распространяется на ограниченную специальную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и другие). Ведомственные подзаконные акты могут издаваться всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры. К ним относятся министерства, государственные комитеты и Федеральные службы (ФСБ, МПС, ФПС), входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (инспекции и т.п. ). В подзаконных актах данных органов обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, инструкции Министерства Финансов, Министерства труда, Министерства транспорта и т.д.

      Инструкции играют ведущую роль среди других актов министерств и ведомств, так как они регулируют определенные стороны деятельности министерства и всегда имеют нормативное содержание.

      Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. Но возможны и нарушения данного порядка регистрации, так в 1998 году Пушканский обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании п.п.2.12 Порядка представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного Министерством труда РФ и Министерством социальной защиты населения РФ, незаконным, ссылаясь на то, что положения этих пунктов Порядка ущемляют его право на пенсионное обеспечение.

      Представитель Министерства труда и социальной защиты РФ не согласился с требованиями Пушканского, возразив, что данный Порядок утверждён в соответствии с законом РФ «О государственной пенсии», и он не нуждался в государственной регистрации, так как его положения не затрагивают прав и интересов граждан, но Верховный Суд РФ признал незаконным и не подлежащим применению со дня издания указанный Порядок на основании того, что из самого текста и содержания Порядка было видно, что он затрагивал права и законные интересы граждан и поэтому должен был быть прежде зарегистрирован.

      Регистрация в Министерстве юстиции нужна для того, чтобы нормотворче-ское решение министерства или ведомства прошло проверку на законность, и было выяснено, не ущемляет ли данный акт права и законные интересы граждан и не налагает ли он на них дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.

      Нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие государственную регистрацию, должны быть обязательно официально опубликованы в газете «Российские вести» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

      К подзаконным актам относятся и нормативные акты органов государственной представительной власти субъектов Федерации. Они не имеют единого наименования и могут называться законами, решениями и др. пока круг вопросов, по которым могут издаваться подзаконные акты законодательных органов субъектов Федерации довольно узок. Это, прежде всего, вопросы введения и отмены налогов, утверждение бюджета, приватизация имущества. Причём акты такого рода требуют положительного заключения администрации субъекта Федерации. Подзаконные акты субъектов Федерации должны быть доведены до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия и не позднее даты вступления их в силу. Действие данных актов распространяется только на территорию соответствующего субъекта.

      Подзаконные акты муниципалитетов также единого названия не имеют (постановления, положения, приказы и др.); регулировать они могут различные вопросы на местном уровне (вопросы предоставления в аренду помещений, земельных участков и т.п. ).

      В теории права выделяют ещё один вид подзаконных актов — это акты внут-риорганизационных или локальные. Они принимаются различными организациями, учреждениями для регламентации их внутренних вопросов, и действие их распространяется только на членов этих организаций. Они регулируют общественные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий, учреждений, государственных органов, воинских частей (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые и др.). Примером внут-риорганизационного подзаконного акта может быть Приказ директора Детской школы искусств «О распределении нагрузки преподавателей». В настоящее время корпоративные (внутриорганизационные) акты стали играть большую роль, так как вмешательство государства в дела предприятий значительно уменьшилось.

      Таким образом, все подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Эффективное регулирование общественных отношений возможно лишь тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

      spb5.ru