• Виды экспертиз:
    • Автоэкспертиза
    • Строительно-техническая
    • Медицинская
      • Экспертиза качества оказания медицинской помощи
      • Экспертиза тяжести вреда здоровью
      • Медицинская экспертиза после ДТП
      • Судебная медицинская экспертиза при врачебной ошибке
      • Психологическая
      • Психиатрическая
      • Землеустроительная
      • Пожарно-техническая
      • Почерковедческая
      • Экспертиза документов (ТЭД)
      • Автотехническая
      • Инженерная
      • Экономическая
      • Криминалистическая
      • Переоценка кадастровой стоимости
      • Товароведческая
      • Лингвистическая
      • Патентная
      • Экологическая
      • Судебная
      • Виды оценки:
        • Недвижимости
        • Ущерба после залива
        • Ущерба после пожара
        • Имущества
        • Бизнеса
        • Земли
        • Активов и имущества
        • Нематериальных активов
        • Оборудования, машин и мебели
        • Ценных бумаг
        • Транспортных средств
        • Медицинская экспертиза

          Независимая медицинская экспертиза – довольно сложное и злободневно востребованное исследование.

          Ведь государственная сфера здравоохранения не в состоянии обеспечить должный уровень медицинского обслуживания населения, а в силу этого у граждан сформировался низкий авторитет и недоверие к официальным медицинским учреждениям.

          Обратившись в «Центр Экспертизы и Оценки», вы получите качественные услуги независимых экспертов, заключение которых будут веским аргументом в вашу пользу при различных судебных разбирательствах (гражданских, уголовных).

          При помощи наших экспертов-медиков вы сможете доказать допущенную врачебную ошибку, установить факты нанесения вреда здоровью, получить возмещение за нанесенный вам моральный и физический вред.

          Право гражданина на независимую медицинскую экспертизу обеспечивает законодательство РФ.

          Порядок назначения исследования

          Судебно-медицинская экспертиза проводится врачом-экспертом (экспертной группой) в досудебном порядке или по назначению суда (следственно-дознавательных органов, прокуратуры) при наличии процессуальных и медицинских оснований.

          Эти основания для привлечения сведущих специалистов, обладающих глубокими познаниями в медицине, предполагают необходимость получить веские доказательства по делу, которыми априори не может располагать суд или следствие.

          Данный вид экспертизы позволяет:

        • исследовать и установить допущенные врачебные ошибки;
        • констатировать уровень тяжести причиненного здоровью ущерба;
        • установить степень утраты трудоспособности;
        • установить половое состояние;
        • определить обстоятельства половых преступлений;
        • установить способ причинения здоровью вреда;
        • определить орудие, которым причинен вред здоровью;
        • установить срок давности нанесения вреда здоровью;
        • установить возможность симуляции, аггравации, искусственно вызванного болезненного состояния;
        • установить возможность факта умышленного членовредительства;
        • провести отождествление личности и возраста исследуемого лица;
        • рецензировать экспертное заключение другой организации.
        • Экспертиза осуществляется на основании заявлений граждан в случае их несогласия с соответствующим официальным медицинским заключением.

          В нашем центре работают опытные специалисты, преподающие на специализированных кафедрах научных учреждений, обладающие высшими учеными степенями и всеми предусмотренными законодательством сертификатами и лицензиями.

          В распоряжении наших сотрудников новейшее оборудование и все необходимое для качественного выполнения исследований по всем видам медицинских экспертиз. Наши заказчики всегда приятно удивлены результатами сотрудничества с нами.

          Мы выполняем следующие виды исследований:

          1. Экспертиза по медицинским документам для установления свойств травмирующего предмета, механизма, давности, обстоятельств образования телесных повреждений.

          Определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

          Установление причинно-следственной связи между неблагоприятным воздействием и вредом здоровью.

          2. Вещественных доказательств.

          3. Идентификация орудия преступления по его следам.

          4. По делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников и страховых компаний.

          Частные виды медицинской экспертизы:

          1. Экспертиза при повреждениях предметов с тупой твердой травмирующей поверхностью:

          2. Определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

          3. Определение состояния алкогольного опьянения по медицинским документам.

          4. Определение состояния здоровья

        • транспортной травме,
        • падении с высоты,
        • повреждении острыми предметами,
        • огнестрельной травме,
        • взрывной травме,
        • при действии крайних температур,
        • механической асфиксии,
        • поражении электрическим током,
        • отравлении.
        • установления факта травмы, заболевания и их последствий, определение давности их возникновения и конкретной нозологической формы,
        • установление причинной связи между ранее полученной травмой, заболеванием, и имеющимися неблагоприятными последствиями,
        • определение возможности выполнять обязанности военной службы, находиться в заключении, занимать определенную должность,
        • установление причинной связи между заболеванием и профессиональной вредностью.
        • 5. Экспертиза по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников и страховых компаний.

        • обоснованность отказа в оказании медицинской помощи,
        • своевременность оказания медицинской помощи,
        • полнота обследования,
        • своевременность и правильность диагностики,
        • достаточность и правильность использования диагностических приемов и методов,
        • соответствие проводимого лечения установленному диагнозу,
        • причины возникновения осложнений,
        • причины наступившего неблагоприятного исхода.
        • 6. Медико-криминалистические исследования.

          • Исследование повреждений биологических объектов острыми и тупыми предметами.
          • Исследование повреждений биологических объектов при огнестрельной и взрывной травме.
          • Микрологическое исследование биологических объектов.
          • Ситуалогическое исследование.
          • Исследование огнестрельных повреждений одежды и иных предметов.
          • Исследование повреждений одежды острыми, тупыми предметами.
          • Порядок поведения медицинской экспертизы:

            Статья 58 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает право каждого гражданина воспользоваться услугами независимых организаций для проведения медицинской экспертизы, в предусмотренных положением о независимой медицинской экспертизе случаях и порядке.

            Все виды медицинских экспертиз исполняются сотрудниками «Центра экспертизы и оценки» на основании законодательства РФ.

            Заключение судебно-медицинской экспертизы:

            Порядок проведения исследования, форма экспертного заключения о независимой медицинской экспертизе соответствует образцам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

            В связи со сложностью проведения такого рода исследований, квалифицированные специалисты «Центра экспертизы и оценки» предлагают провести бесплатную предварительную консультацию на первоначальном этапе изучения представленных на исследование документов.

            Если вам понадобилось научно-обоснованное, независимое, объективное мнение о выводах уже проведенного судебно-медицинского исследования, установить нарушения или оплошности при ее исполнении, а также консультативное рецензирование экспертного заключения, сотрудники «Центра экспертизы и оценки» готовы предоставить вам свою профессиональную помощь.

            Вы можете связаться с нами, используя наши контактные тел:

            experti3a.ru

            Право пациента на независимую экспертизу

            Одной из гарантий обеспечения прав пациента на защиту его интересов является возможность проведения независимой медицинской экспертизы.

            Сродни с римским императором, направлением пальца, определявшим судьбу поверженного гладиатора, слова и мнение врача зачастую решают судьбу человека.

            Будь то выдача больничного листка, справки на право ношения оружия, признания инвалидом или установление в суде факта врачебной ошибки — врач в той или иной мере выполняет функцию судьи.

            Должны ли быть решения подобного судьи независимы и оспоримы? Очевидно, да. Ведь иначе вслед за законодательной, исполнительной и судебной, следовало бы описать в Конституции еще одну ветвь власти — медицинскую.

            Переход от патерналистической модели отношений «врач-пациент» вызвал появление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, среди прочих, право пациента на независимую медицинскую экспертизу (ст. 53).

            К сожалению, на протяжении 17 лет это право ограничивалось лишь случаями патолога-анатомического вскрытия и военно-врачебной экспертизы, а за всю правовую жизнь Основ правительство России так и не приняло положение о независимой медицинской экспертизе.

            По ту сторону закона, в жизни простых людей-пациентов вопрос независимой оценки работы врачей носил характер вполне фантастический. Врачебная порука, честь «белого-мундира» если не исключают, то затрудняют привлечение врача/медицинской организации к юридической ответственности.

            Другим концом нерешенность этой проблемы ударила по практикующим врачам, сталкивающимся с неэтичной оценкой их работы коллегами, низким качеством проводимых судебно-медицинских экспертиз.

            О новеллах

            Большие надежды в решении вопроса независимой медицинской экспертизы как правозащитники, так и профессиональное сообщество возлагали на новый закон «Об основах охраны здоровья граждан».

            В нем в ч. 3 ст. 58, как и ранее, закреплено право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, установленных соответствующим положением.

            Казалось бы, при отсутствии подобного положения, ситуация с независимой медицинской экспертизой так и не решена. Решена, но только не в пользу пациентов.

            В соответствии с частью 5 ст. 101 того же закона, норма, закрепляющая право пациента на независимую медицинскую экспертизу вступила в силу с 1.01.2015. (за исключением независимой военно-врачебной экспертизы ч. 4 ст. 58). До этого момента, права пациента на независимую медицинскую экспертизу просто не было. Следует заметить, хотя норма закона вступила в силу, Правительством РФ до настоящего времени пока не утверждено Положение о независимой медицинской экспертизе, которое определяло бы порядок и условия её проведения.

            Однако, говоря о независимой медицинской экспертизе зачастую мы подразумеваем экспертизу исключительно судебную. Попробуем разобраться с проблемой независимости во всех основных видах медицинских экспертиз.

            Экспертиза временной нетрудоспособности

            В соответствии с п. 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н), выписка больничных листов осуществляется лицами, имеющими лицензию по экспертизе временной нетрудоспособности.

            Однако существует один нюанс, врач имеющий лицензию на медицинскую деятельность (индивидуальный предприниматель) вправе выдавать больничный лист на срок не превышающий 15 календарных дней. При превышении этого срока, оценка нетрудоспособности пациента должна осуществляться врачебной комиссией медицинской организации по месту его прикрепления или по месту его жительства (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).

            Если листок нетрудоспособности был выдан врачом медицинской организации (не ИП), то его продление на срок, превышающий 15 календарных дней, осуществляет также Врачебная комиссия, но данной медицинской организации.

            Медико-социальная экспертиза

            Предметом медико-социальной экспертизы является установление и оценка ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 60 Закона «Об основах охраны здоровья»).

            Поскольку на этом этапе решается вопрос о возможности получения гражданином социальных льгот и гарантий, именно здесь выявляются недостатки проводимых ранее экспертиз временной и стойкой утраты нетрудоспособности, а пациент заинтересован в независимой и положительной оценке его случая.

            Очень часто по результатам проведения медико-социальной экспертизы пациент не согласен с её результатами. Обращаясь за решением вопроса в интернет, он находит множество независимых экспертов, организаций, частных центров, предлагающих провести независимую медико-социальную экспертизу и оспорить решение Бюро МСЭК. Правомерна ли их деятельность?

            Ответ на этот вопрос мы находим в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года N 1, согласно которому определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а степени утраты общей трудоспособности — судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения.

            Следовательно, данный вид экспертизы является бесплатным и может проводиться лишь бюро МСЭК (Приказ Минтруда России от 29.01.2014 № 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»).

            Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией

            В соответствии с п. 2 ст. 63 Закона «Об основах охраны здоровья» экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

            В соответствии с п. 5 ст. 63 упомянутого Закона, экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

            Порядок проведения обоих видов экспертиз устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Но на данный момент существует лишь проект приказа Минздрава России «Об утверждении порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ» (по состоянию на 05.07.2013). Этот документ предполагает возможность осуществления экспертизы профессиональной пригодности в медицинской организацией обладающей лицензией на проведение предварительных и периодических осмотров и экспертизу профпригодности.

            Следовательно, провести экспертизу профпригодности или экспертизу связи заболевания с профессией может и «независимая» организация, соответствующая требованиям законодательства.

            Экспертиза качества медицинской помощи

            Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) – это выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст. 64 Закона «Об основах охраны здоровья»).

            На сегодняшний день ЭКМП существует только как один из видов контроля качества медицинской помощи в рамках оказания медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования наряду с медико-экономическим контролем и медико-экономической экспертизой. Контроль качества медицинской помощи в рамках ОМС проводится в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ и Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230.

            Приказ Минздрава России от 07.07.2015 №422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» утвердил критерии оценки качества медицинской помощи, которые формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

            Требования же к порядку проведения экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, должны быть определены соответствующим положением Минздрава России, которое на данный момент не принято (п. 4 ст. 64 Закона «Об основах охраны здоровья»).

            Зачастую экспертиза качества медицинской помощи ошибочно идентифицируется с внутренним контролем качества медицинской помощи. Бытует мнение, что раз внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований, предъявляемых к медицинской организации (п. «и», ч. 4 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291), то для обеспечения указанного требования медицинская организация обязана получить лицензию по «экспертизе качества медицинской помощи» или же привлечь стороннюю организацию, обладающей таковой.

            Нам представляется такой вывод не совсем корректным, тем более на данном этапе развития событий. В старый Перечень медицинских услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию, входила такая услуга как «контроль качества медицинской помощи». В новом же перечне фигурирует только «экспертиза качества медицинской помощи», определение которой приведено как в Законе «Об основах охраны здоровья», так и в законодательстве об ОМС. В связи с эти расширенное толкование данного понятия представляется необоснованным.

            Тем не менее, практика лицензирующих органов в различных субъектах РФ наглядно демонстрирует неоднородность понимание данного вопроса, а, следовательно, и действий с их стороны. В ЦФО РФ лицензию на «экспертизу качества медицинской помощи» могут получить в основном только страховые медицинские организации, в чьи прямые обязанности входит проведение ЭКМП в рамках контроля качества медицинской помощи по программам ОМС.

            Однако в ряде регионов лицензирующие органы смело предоставляют медицинским и иным организациям лицензию на вид услуги «экспертиза качества медицинской помощи», хотя ни сами лицензионщики, ни тем более получающие такую лицензию организации не представляют, как фактически использовать полученную привилегию, так как Минздрав России пока не выпустил соответствующего положения.

            Военно-врачебная экспертиза

            П. 6 ст. 61 Закона «Об основах охраны здоровья» определяет, что при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе установлено Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.

            В соответствии с п. 3 указанного документа независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе.

            Судебные экспертизы

            Наиболее остро вопрос о независимой экспертизе стоит в части судебно-медицинских и судебно-психиатрических исследований. Помимо ст. 62 Закона «Об основах охраны здоровья» требования к проведению данных экспертиз определены:

          • Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ от 31.05.2001 N 73-ФЗ);
          • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»;
          • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 N 370 «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений».

          Однако о какой независимости приходится говорить, если, например, производство экспертиз в государственных СМЭ учреждениях осуществляются по административно-территориальному принципу (п. 6 Приказа № 346 н).

          То есть, оценивать качество работы и обстоятельства причинения вреда пациенту областным учреждением здравоохранения, будет Областное Бюро СМЭ.

          В этих условиях, региональные органы власти в сфере здравоохранения имущественно заинтересованы в не привлечении больницы к гражданско-правовой ответственности (ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает обязательством всем своим имуществом, в том числе закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления). Очевидно и возможное влияние, оказываемое на Бюро СМЭ со стороны собственника.

          Как решается данная проблема на практике?

          Cуды руководствуются не подзаконными актами Минздрава, а ГПК РФ (ст.79), назначая проведение судебно-медицинских экспертиз в бюро СМЭ иных регионов или в экспертных учреждениях, не подведомственных органам управления в сфере здравоохранения (например, Минюста России).

          С другой стороны, подобной ситуацией стали пользоваться многочисленные частные центры, советы экспертов медицинских образовательных учреждений проводящие независимые медицинские исследования.

          Безусловно часть из них профессионалы высокого класса, не заинтересованные в получение прибыли, но в большей своей массе подобные центры используя невежество пациентов подменяют одни виды экспертиз другими. Например, некоторые юридические компании получив лицензию на контроль качества медицинской помощи или экспертизу качества медицинской помощи, заявляют о возможности оценки ими случаев неблагоприятных исходов лечения в порядке судебной экспертизы или же вовсе — оценки заключения Бюро СМЭ (в порядке судебной экспертизы).

          Необходимо отметить, что право пациента на независимую медицинскую экспертизу, возможно реализовать применяя ст. 41 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Норма данной статьи определяет возможность проведения судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, не являющимися государственными судебными экспертами.

          В свое время истолковывая данную норму Президиум ВС РФ в постановлении от 17.02.2002 г. пришел к выводу об отсутствии необходимости лицензирования судебно-экспертной деятельности. Также данная позиция, изложена в Определении Верховного Суда РФ от 16.09.2004 N КАС04-451, в части отсутствии необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел.

          pravo.kormed.ru

          Сколько сейчас стоит проведение судмедэкспертизы?

          «Сколько стоит судмедэкспертиза?» – распространенный вопрос среди лиц, участвующих в гражданском или уголовном производстве. Ответ на него является индивидуальным, так как зависит от экспертного учреждения и вида экспертизы.

          Сколько стоит судмедэкспертиза

          Стоимость судебно-медицинской экспертизы не определяется действующим законодательством, а устанавливается каждым экспертным учреждением отдельно. Заинтересованное лицо может получить данную информацию, обратившись непосредственно в соответствующее экспертное бюро по телефону, факсу или на личном приеме.

          Судебно-медицинская экспертиза является одной из самых дорогостоящих экспертиз, что объясняется трудоемкостью и сложностью исследования, а также, как правило, необходимостью использования новейшего оборудования. На стоимость судмедэкспертизы влияют:

          1. Вид экспертизы (ДНК, биохимическая, химико-токсикологическая и т. д.).
          2. Количество исследуемых объектов.
          3. Сложность представленных на исследование объектов.
          4. Количество и сложность поставленных вопросов.
          5. Необходимость привлечения нескольких экспертов.
          6. Необходимость использования трудоемких методов исследования.
          7. Особенности экспертного задания.
          8. Необходимость создания новых методик исследования представленного объекта (если предыдущие методики не дали результатов).
          9. Необходимость осуществления экспертом выезда для проведения экспертизы на месте происшествия или в других местах, находящихся вне территории соответствующего экспертного учреждения.
          10. Срочность. Иногда стороны заинтересованы в скорейшем проведении экспертизы, что существенно влияет на конечную цену экспертного исследования.
          11. Форма экспертизы (первичная, дополнительная, повторная).
          12. Также стоимость судебно-медицинской экспертизы зависит от соответствующей административно-территориальной единицы и политики ценообразования на данной территории. Как правило, цены на аналогичные экспертные исследования в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т. п.) значительно выше, чем цены в других городах.

            Согласно ст. 37 закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ, судебно-медицинская экспертиза в государственных экспертных бюро проводится бесплатно, если решение о ее проведении принимают суд, следственные органы или органы дознания. Деятельность государственных судебно-медицинских бюро финансируется за счет бюджетов субъектов РФ.

            Способы уменьшения стоимости судмедэкспертизы

            Лица, которые инициируют проведение экспертизы, могут сократить стоимость и срок проведения экспертных действий путем:

          13. Четкой формулировки и изложения вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проведения судмедэкспертизы. Если указать недостаточно или слишком много вопросов, выложить их в непонятной или нелогичной форме, то стоимость экспертизы увеличится за счет дополнительных действий со стороны эксперта для выяснения сути и содержания вопросов.
          14. Предоставления эксперту беспрепятственного доступа к исследуемому объекту. Это необходимо, чтобы избежать повторных выездов эксперта и создать комфортные условия для быстрого и эффективного проведения осмотра исследуемого объекта. Это касается случаев, когда исследуемый объект подлежит осмотру не в помещении экспертного бюро, а в другом месте (морге, на месте происшествия и т. п.).
          15. Поиска экспертного учреждения, которое предлагает более выгодные цены по осуществлению соответствующей экспертизы. Если проведение экспертизы инициируют суд, органы следствия или дознания, это лишает человека права самостоятельно выбирать экспертное учреждение для проведения назначенной названными органами экспертизы – экспертное исследование проводится в государственном экспертном бюро.
          16. Обязательная судмедэкспертиза

            В уголовном производстве существует несколько случаев, когда проведение судебно-медицинской экспертизы является обязательным. Согласно ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ обязательная судебно-медицинская экспертиза проводится для определения:

          17. Причин смерти. Данная экспертиза проводится независимо от наличия или отсутствия сомнений относительно причины смерти лица или отказа заинтересованных лиц от ее проведения (членов семьи и родственников).
          18. Характера и степени вреда, который был причинен человеку.
          19. Психического и физического здоровья подозреваемого (обвиняемого) в уголовном производстве, если возникает сомнение в возможности данного субъекта осознавать свои действия и руководить ими; психического и физического здоровья потерпевшего, если существует сомнение относительно его возможности правильно оценивать явления объективной действительности и давать правдивые показания. В данном случае решается вопрос о вменяемости или ограниченной вменяемости лица.
          20. Возраста личности потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого), если данные сведения являются существенными для уголовного производства, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение в правдивости.

          Данные экспертизы проводятся государственными экспертными учреждениями по ходатайству суда, органов следствия или дознания за счет государственного бюджета, а потому лицам не нужно волноваться о стоимости судмедэкспертизы.

          Перечень случаев, когда проводится обязательная судебно-медицинская экспертиза, является исчерпывающим. Необходимость проведения экспертных исследований относительно других фактов решается судом отдельно в каждом конкретном случае.

          Проведение судмедэкспертизы: срок, место и гарантии прав участников

          Законодательство не устанавливает сроки проведения судебно-медицинской экспертизы, поскольку данная процедура напрямую зависит от вида экспертизы, количества исследуемых объектов и поставленных вопросов, а также от формы экспертного исследования (первичная, дополнительная или повторная). Однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает четкие сроки для каждого этапа досудебного и судебного процесса, и сроки проведения экспертизы должны им соответствовать. Эксперт при согласии руководителя судебно-экспертного бюро может продлить срок проведения экспертизы в случае необходимости (сложность исследования, истребование дополнительных объектов, привлечение других экспертов и т. д.).

          Судебно-медицинская экспертиза, как правило, проводится в учреждении судебно-экспертного бюро, кроме случаев, предусмотренных законом. Экспертиза также может проводиться на месте происшествия, если исключить и зафиксировать доказательства невозможно или существует угроза их уничтожения. В данном случае существует необходимость проведения экспертного исследования непосредственно на месте образования следов.

          Так как заключение судебно-медицинской экспертизы нередко является основным доказательством, которое решает весь ход судебного процесса, стороны наделены определенными гарантиями защиты прав и интересов в связи с назначением и проведением судмедэкспертизы. К ним можно отнести:

        • Независимость и беспристрастность судебно-медицинского эксперта. Если у сторон возникает обоснованное сомнение относительно отсутствия у эксперта личного интереса к данному делу, они могут ходатайствовать об отводе эксперта.
        • Гуманность методов судебно-медицинской экспертизы. В ходе судебно-медицинской экспертизы живых лиц эксперту запрещено использовать методы, которые могут причинить сильные болевые ощущения или нанести вред жизни и здоровью человека.
        • Сохранение экспертом сведений, которые стали известны ему в результате проведения судебно-медицинской экспертизы.
        • Право предоставлять объяснения. Лицо, подлежащее экспертному осмотру и исследованию, имеет право предоставлять эксперту объяснения и другую информацию, относящуюся к предмету экспертизы.
        • Возможность проведения дополнительного экспертного исследования. Если заключение эксперта является неполным или нечетким, суд может вынести решение о назначении дополнительной экспертизы и др.
        • Проведение судебно-медицинской экспертизы является необходимой процедурой в большинстве уголовных дел, касающихся жизни, здоровья и неприкосновенности человека, и в гражданских делах по поводу установления отцовства, размера причиненного вреда и др. Очень часто стороны должны самостоятельно заказывать и оплачивать проведение судмедэкспертизы, что по карману не всем заинтересованным лицам (потерпевшим, обвиняемым и др.). Однако, несмотря на высокую стоимость, лица осуществляют такие действия – для обеспечения доказательств в процессе, результат которого напрямую зависит от результата судмедэкспертизы.

          nsovetnik.ru