Конвенция штраф

Под Монреальской конвенцией 1999 года принято понимать Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, совершенную в Монреале 28 мая 1999 года. В целях настоящей статьи мы тоже будем использовать данное сокращение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Монреальской конвенции, настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами и региональными организациями экономической интеграции, которые ее подписали. На сегодняшний день конвенцию ратифицировали 103 государства и одна региональная организация экономической интеграции – Европейский Союз. Российская Федерация Монреальскую конвенцию сегодня еще не ратифицировала, однако, в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении внесенный Правительством РФ законопроект «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок». Таким образом, можно судить о том, что политическое решение о присоединении нашей сраны к Монреальской конвенции уже принято а следовательно, в скором времени, состоится ее ратификация.

Поскольку Монреальская конвенция касается «некоторых правил» международных воздушных перевозок, остановимся только на правилах об имущественной ответственности перевозчика за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора перевозки пассажира, договора перевозки багажа и договора перевозки груза. Также обратим внимание читателя на то, что на воздушном транспорте отдельными нормами регулируется договор перевозки вещей, находящихся при пассажире (ручная кладь).

Монреальская конвенция является международным договором, нормы которого могут применяться непосредственно участниками отношений, возникающих из договора международной перевозки пассажира, багажа или груза, без необходимости обеспечения дополнительного нормативного правового регулирования нормами национального законодательства. Следовательно, присоединение Российской Федерации к Монреальской конвенции не предполагает внесение изменений во внутреннее законодательство.

Однако, учитывая происходящие в мире экономические процессы в сфере гражданской авиации, в частности, направленные на устранение существенных различий в правовом регулировании международных и внутренних воздушных перевозок, необходимо внести некоторые коррективы и в Воздушный кодекс РФ (далее – ВК РФ). Речь идет о нормах гражданского права, содержащихся в главе XVII ВК РФ «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя». Как представляется, российский законодатель должен создать наиболее конкурентоспособные условия как для участников рынка (эксплуатантов-перевозчиков, вне зависимости от национальности), так и для потребителей их услуг. Адекватное правовое регулирование имущественной ответственности перевозчиков, в этой связи, играет одну из ключевых ролей.

Так, учитывая установленные статьей 21 Монреальской конвенции обстоятельства, при доказательстве которых перевозчик освобождается от ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также учитывая норму, содержащуюся в 1083 ГК РФ, ставящая в зависимость от такой формы вины потерпевшего, как грубая неосторожность, размер подлежащей возмещению компенсации владельцем источника повышенной опасности, считаем необходимым внести изменение в пункт 2 статьи 116 ВК РФ и изложить ее в следующей редакции:

«2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего.».

Между ВК РФ и Монреальской конвенцией имеются существенные различия в размерах и основаниях применения имущественной ответственности перевозчика за причинения вреда перевозимым грузу, пассажирам и их имуществу, а также за просрочку исполнения обязательств по договору воздушной перевозки.

Пунктом 1 2 статьи 117 ВК РФ определен размер компенсации, которую обязан выплатить перевозчик в случае причинения вреда здоровью пассажира:

– в случае причинения вреда здоровью – в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации, но не более 2 млн. руб.

Монреальской конвенцией (статья 21) установлен иной подход к определению размера компенсации в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира: вред, причиненный здоровью пассажира (телесное повреждение пассажира), не превышающий 100 000 СПЗ (около 5 млн. руб.), подлежит возмещению независимо от вины перевозчика – перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность; в части, превышающей указанную сумму, вина перевозчика также презюмируется, однако он получает возможность освободиться от ответственности, доказав либо, что такой вред не был причинен из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия перевозчика, или его служащих, или агентов, либо, что такой вред причинен исключительно из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия третьей стороны. Бремя доказывания предусмотренных Монреальской конвенцией обстоятельств лежит на перевозчике. В связи с этим, предлагается изложить пункты 1 2 и 1 3 статьи 117 ВК РФ в следующей редакции:

1) пункт 1 2 изложить в следующей редакции:

«1 2 . Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. При выплате указанной компенсации в размере до ста тысяч установленных по официальному курсу на момент причинения вреда здоровью специальных прав заимствования, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.»;

2) пункт 1 3 изложить в следующей редакции:

«1 3 . В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации, если только перевозчик не докажет, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего пассажира, или что перевозчиком были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.».

В пункте 1 статьи 118 ВК РФ закреплен принцип виновной ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза во время воздушной перевозки, то есть такая ответственность наступает только в случае, если перевозчик не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, либо вред не явился результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

По общему правилу, в Монреальской конвенции так же, как и в ВК РФ, ответственность воздушного перевозчика презюмируется, однако:

а) в отношении вреда, причиненного перевозимому грузу, действует вмененная вина перевозчика, за исключением случаев, когда вред (уничтожение, утеря или повреждение) грузу стал следствием следующих (одного или нескольких) обстоятельств (пункт 2 статьи 18 Монреальской конвенции):

– присущего грузу дефекта, качества или порока;

– неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;

– акта войны или вооруженного конфликта;

– акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза;

б) в отношении вреда, причиненного зарегистрированному багажу, также установлена вмененная вина перевозчика, за исключением случая, если вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока (пункт 2 статьи 17 Конвенции);

в) в отношении вреда, причиненного незарегистрированному багажу (вещам, находящимся при пассажире), предусмотрена только виновная ответственность (пункт 2 статьи 17 Конвенции) – в отношении незарегистрированного багажа, включая личные вещи, перевозчик несет ответственность, если вред причинен по его вине или по вине его служащих или агентов.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем целесообразным различать нормы, устанавливающие порядок и основания привлечения к ответственности в зависимости от предмета договора – груз, багаж и вещи, находящиеся при пассажире. В связи с этим, предлагается изложить статью 118 ВК РФ в следующей редакции:

«Статья 118. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу.

Перевозчик освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате одного или нескольких перечисленных ниже обстоятельств:

1) присущего грузу дефекта, качества или порока;

2) неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;

3) акта войны или вооруженного конфликта;

4) акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза.

2. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру.

Перевозчик освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа явились результатом присущего багажу дефекта, качества или порока.

3. Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) находящихся при пассажире вещей, если докажет, что они не явились результатом умысла или грубой неосторожности самого перевозчика или бездействия перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.».

Статьей 119 ВК РФ урегулированы размеры ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире. Размер ответственности дифференцирован в зависимости от веса груза и багажа; объявленной ценности груза и багажа; реальной стоимости груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. При этом определены предельные размеры возмещения вреда.

Монреальской конвенцией предусматриваются иные размеры ответственности перевозчика за вред, причиненный грузу и багажу.

– при перевозке груза без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 19 СПЗ (около 950 руб.) за 1 кг (пункт 3 статьи 22 Монреальской конвенции);

– при перевозке багажа (в том числе незарегистрированного, т.е. вещей, находящихся при пассажире) без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 1131 СПЗ (около 56,5 тысяч рублей) в отношении каждого пассажира (пункт 2 статьи 22 Монреальской конвенции).

В целях приведения пределов ответственности, предусмотренных законодательством РФ, в соответствие с нормами международного права, предлагается внести в статью 119 ВК РФ следующие изменения:

1) подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) за утрату, недостачу, или повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке без объявления ценности, в размере стоимости груза, но не более девятнадцати установленных по официальному курсу, существовавшему на дату, когда груз подлежал выдаче специальных прав заимствования за килограмм груза;»;

2) подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) за утрату, недостачу, или повреждение (порчу) багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, а также вещей, находящихся при пассажире, – в размере их стоимости, но не более одной тысячи ста тридцати одного установленных по официальному курсу, существовавшему на дату, когда багаж или вещи, находящиеся при пассажире подлежали выдаче специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира.».

Статьей 120 ВК РФ установлены пределы ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза. Для всех этих видов перевозки предусмотрены единые нормы возмещения вреда, причиненного нарушением сроков доставки пассажира, багажа или груза: перевозчик выплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов минимального размера оплаты труда (МРОТ) (по состоянию на 1 августа 2013 года – 25 рублей) за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы.

Монреальской конвенцией (статья 22) предусмотрены следующие размеры ответственности перевозчика за нарушение сроков перевозки (по терминологии Конвенции – «за задержку»):

б) при перевозке пассажиров – не более 4694 СПЗ (около 234 700 руб.);

в) при перевозке груза – не более 19 СПЗ (около 950 руб.) за 1 кг;

г) при перевозке багажа – не более 1 131 СПЗ (около 56,5 тыс. руб.) в отношении каждого пассажира.

Однако, необходимо учитывать, что перевозчик, в соответствии с Монреальской конвенцией, отвечает за нарушение срока доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения только при условии, что контрагенту причинен имущественный вред. Как представляется, значительно повышенные пределы ответственности перевозчика за фактически причиненный вред при нарушении срока доставки пассажира (багажа, груза), являются предпочтительными как для пассажира, так и для перевозчика. Для пассажира появляется реальная возможность восстановить свое нарушенное, в результате задержки, право. Для перевозчика четко нормативно определяются основания привлечения к ответственности, что способствует реализации принципа самостоятельности предпринимательской деятельности с учетом ее рискового характера.

К тому же, учитывая принципы и основания привлечения перевозчика к имущественной ответственности, предлагается установить единый предел имущественной ответственности перевозчика за любое нарушение условий договора перевозки багажа (утрата, недостача, повреждение (порча) или задержка) – 1131 СПЗ в отношении каждого пассажира, и, за любое нарушение условий договора перевозки груза (утрата, недостача, повреждение (порча) или задержка) – 19 СПЗ за килограмм груза.

Возможность повысить размер ответственности перевозчика по инициативе пассажира (грузоотправителя) также предусмотрена и в Монреальской конвенции и в предлагаемом законопроекте. В случае ратификации Российской Федерацией Монреальской конвенции в целях устранения указанного выше несоответствия между национальным законодательством и нормами указанной Конвенции представляется необходимым статью 120 ВК РФ изложить в следующей редакции:

«Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза

1. За просрочку доставки пассажира в пункт назначения, перевозчик несет ответственность в размере причиненного в результате такой просрочки вреда, но не более четырех тысяч шестисот девяносто четырех установленных по официальному курсу, существовавшему на момент окончания просрочки, специальных прав заимствования.

2. За просрочку доставки багажа в пункт назначения, перевозчик несет ответственность в размере причиненного в результате такой просрочки вреда, но не более одной тысячи ста тридцати одного установленных по официальному курсу, существовавшему на момент окончания просрочки, специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира.

Установленный настоящим пунктом размер ответственности перевозчика включает в себя подлежащую уплате перевозчиком сумму в счет компенсации вреда, причиненного в результате утраты, недостачи, или повреждения (порчи) багажа.

3. За просрочку доставки груза в пункт назначения, перевозчик несет ответственность в размере причиненного в результате такой просрочки вреда, но не более девятнадцати установленных по официальному курсу, существовавшему на момент окончания просрочки, специальных прав заимствования за килограмм.

Установленный настоящим пунктом размер ответственности перевозчика включает в себя подлежащую уплате перевозчиком сумму в счет компенсации вреда, причиненного в результате утраты, недостачи, или повреждения (порчи) груза.

4. В случае, если пассажир/грузоотправитель сделал в момент передачи багажа/груза перевозчику заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, установленный перевозчиком, перевозчик несет ответственность в размере объявленной суммы, если не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира/грузоотправителя в доставке.

5. Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.».

Как представляется, принятие законопроекта в части предложенных изменений и дополнений ВК РФ, способствовало бы устранению дисбаланса правового регулирования в области международных воздушных перевозок, а также способствовало бы созданию современной нормативной правовой основы для формирования безопасного и конкурентного рынка международных воздушных перевозок Российской Федерации.

www.aex.ru

В разгар сезона отпусков российские водители столкнулись с серьезными сложностями при получении международных водительских удостоверений (МВУ). Как сообщает «Коммерсантъ», в ряде крупных городов, включая Москву, Санкт-Петербург и Самару с начала лета не хватает бланков МВУ. О задержках пишут и пользователи соцсетей.

Официальные представители ГИБДД не подтверждает наличие проблемы, но возможность записаться в отдел на оформление документа фактически отсутствует — взять талончик на прием непосредственно в отделении невозможно, а портал госуслуг предлагает запись на середину осени. Мы попытались разобраться, можно ускорить процесс, и стоит ли вообще заниматься получением международных прав.

Международные стандарты, касающиеся правил дорожного движения и типов водительских документов, описаны в Женевской конвенции 1949 г. и Венской конвенции 1968 года. Большая часть стран мира подписали первую, а вот ко второй присоединились не все.

Водительские документы, которые выдавались в России до 1 марта 2011 г. (розовые карточки двух форматов), сделаны в соответствии с требованиями Женевской конвенции, но при этом являются только национальными. Более новые удостоверения с нумерацией пунктов, штрихкодом и расширенным перечнем категорий транспортных средств удовлетворяют условиям Венской конвенции со всеми более поздними поправками. Такие документы уже должны признаваться во всех странах, ратифицировавших Венскую конвенцию.

В государствах, ограничившихся признанием Женевской конвенции, может потребоваться МВУ вне зависимости от типа национального удостоверения.

Международное удостоверение по сути представляет собой заверенный перевод национального документа на несколько международных языков, включая арабский и китайский. МВУ не является самостоятельным документом, может применяться только как приложение к официальным правам и не действует в стране выдачи. Формат МВУ описан в Венской конвенции и в приказе МВД № 206.

Обязательным для управления автомобилем на территории иностранного государства МВУ не является, но представители дорожной полиции вправе потребовать такой документ, чтобы понять суть написанного в национальном удостоверении. При этом наличие МВУ вовсе не гарантирует права управления автомобилям во всем мире. В некоторых странах, например, в Китае, можно управлять автомобилем только с местными правами. А в США, ратифицировавших только Женевскую конвенцию, не требуют никаких международных прав.

Если представители полиции иностранного государства посчитают имеющиеся документы нелегитимными, то отстранят от управления и наложат штраф за езду без прав. Например, в Италии за отсутствие МВУ могут оштрафовать на 300 евро. Без международных прав водителя могут не впустить в страну.

Практика показывает, что полицейские лояльно относятся к российским удостоверениям. А вот служащие прокатной конторы могут отказать в выдаче автомобиля, и такое происходит повсеместно. Наконец, проблемы могут возникнуть при оформлении ДТП или страхового случая — ненадлежащие документы страховая компания может посчитать основанием для отказа в выплате.

До 2015 г. МВУ в России выдавали лишь избранные отделы ГИБДД, но теперь это можно сделать почти в любом подразделении, где есть экзаменационное отделение. Кроме того, с марта 2017 г. получить МВУ можно и в местном центре госуслуг. Практика показывает, что сдать документы в МФЦ можно гораздо быстрее, но изготовление МВУ потребует больше времени, поскольку центр госуслуг выступаешь лишь посредником между водителем и ГИБДД.

Для оформления МВУ понадобятся действующее водительское удостоверение, паспорт или другое удостоверение личности, матовая фотография размером 35х45 мм, а также квитанция об уплате пошлины. А вот медсправку предъявлять не нужно — это требование было отменено еще в августе 2015 года. Заявление можно заполнить на месте, либо онлайн на сайте госуслуг.

Вопреки распространенному мнению, заграничный паспорт требуется только тем, кто постоянно проживает за границей и находится на территории РФ временно.

Размер госпошлины за получение международного водительского удостоверения составляет 1600 рублей. При наличии в подразделении бланков МВУ документ изготовят в течение часа. А при оформлении через МФЦ центр госуслуг придется посетить дважды в течение трех дней: для подачи документов и для получения удостоверения. Если документы были поданы в МФЦ, а ГИБДД по какой-либо причине отказала в выдаче водительского удостоверения, ведомство должно передать водителю официальный отказ с указанием причин.

МВУ действительно в течение трех лет. По истечении этого срока водителю придется повторить процедуру заново.

— Ваше водительское удостоверение выпущено до 1 марта 2011 года

— Вы едете в страну, присоединившуюся только к Женевской конвенции

— Ваше водительское удостоверение выпущено после 1 марта 2011 года и вы едете в страну, присоединившуются к Венской конвенции

— Вы едете в страну, требующую наличия местного водительского удостоверения

Австрия, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика, Корея, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония

www.autonews.ru

Задержка на миллион

С отменой рейса, потерей багажа и другими неприятностями, связанными с авиаперелетами, ежедневно сталкиваются тысячи пассажиров. Но мало кто знает о том, что всё это должно оплачиваться. Полгода назад в России заработала Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Благодаря ей в разы выросла возможная максимальная компенсация пассажиру за задержку рейса, порчу или потерю багажа, а также выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах. Портал iz.ru разбирался с подробностями.

В ногу с миром

Полгода российские авиакомпании и пассажиры взаимодействуют в рамках Монреальской конвенции (МК99). Она была принята на конференции Международной организации гражданской авиации (ICAO) в 1999 году, но заработала только через четыре года, когда ее ратифицировали США.

Россия ратифицировала документ в апреле прошлого года, а полноправным участником конвенции стала с 21 августа 2017-го. К тому моменту Монреальскую конвенцию приняли уже 127 государств мира, включая страны Евросоюза, Японию, Китай, Индию, Бразилию, ЮАР и т.д.

«Присоединение к Монреальской конвенции — правильное решение, если мы стремимся работать в рамках единой мировой системы», — заявил порталу iz.ru главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

Фактически с тех пор права российских авиапассажиров оказались аналогичными международным нормам. Но только на международных рейсах.

За счет авиакомпании

Монреальская конвенция — довольно объемный документ, состоящий из 57 глав. Но для пассажиров наиболее важны два положения. Первое — конвенция дает пассажиру право подавать в суд на авиакомпанию не по месту ее регистрации, а по месту жительства пассажира (но только если у перевозчика в этой стране есть представительство). И второе — предельная величина выплат за задержку рейса, потерю или порчу багажа, за причиненный вред здоровью или гибель пассажира значительно выше тех сумм, которые существуют в России.

Величина выплат в Монреальской конвенции привязана к искусственной валюте Международного валютного фонда — специальным правам заимствования (SDR). По данным на 21 марта, 1 SDR равен 83,6 рубля.

В случае потери или порчи багажа пассажира, включая ручную кладь, максимальная компенсация от авиакомпании в Монреальской конвенции установлена в размере 1131 SDR (94,5 тыс. рублей). За задержку рейса компенсация ограничивается суммой в 4694 SDR (400 тыс. рублей). А в случае гибели пассажира выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113 100 SDR, или 9,5 млн рублей.

Впрочем, эти приятные для пассажиров суммы компенсаций — лишь в теории. «Монреальская конвенция только устанавливает предельную сумму компенсации пассажиру за нанесенный вред по вине перевозчика. Это не значит, что теперь можно обогатиться за счет авиакомпании. То есть если во время рейса разбили ваш ноутбук, то авиакомпания выплатит стоимость ноутбука, не больше», — сказал порталу iz.ru директор Института воздушного и космического права AeroHelp Олег Аксаментов.

Другими словами, авиакомпании, конечно, можно предъявить претензию на 400 тыс. рублей за задержку рейса, но требуемую сумму придется обосновать. Одно дело, если в результате опоздания у вас сорвалась сделка на миллионы долларов, и совсем другое, если по той же причине вы меньше времени провели на пляже и хуже загорели. Такую жалобу не удовлетворит ни один суд в мире.

Аналогичная ситуация и в случае с потерянным багажом: ни одна авиакомпания не выплатит пассажиру положенные по конвенции 94,5 тыс. рублей, пока он не докажет документально и свидетельскими показаниями, что в своем чемодане перевозил три макбука.

Пассажиры не в курсе

Монреальская конвенция распространяется только на международные перевозки. Все внутренние рейсы в любой стране регулируются местным законодательством.

Поэтому, например, на выплаты в рамках новой системы не могут рассчитывать родственники пассажиров рейса авиакомпании «Саратовские авиалинии», чей Ан-148 в начале февраля разбился в Подмосковье. По действующему Воздушному кодексу, страховое возмещение в случае гибели пассажира в России составляет 2,025 млн рублей.

А, например, в Евросоюзе, где полеты между странами Шенгенской зоны считаются внутренними рейсами, есть регламент ЕС 261/2004, по которому максимальная компенсация за задержку рейса более чем на три часа составит от €250 до €600 (зависит от дальности полета). Это почти в 10 раз меньше тех 400 тыс. рублей, которые сулит пассажирам Монреальская конвенция.

Но чтобы получить эти деньги, придется постараться. В частности, необходимо доказать, что задержка рейса произошла именно по вине авиакомпании, а не из-за погодных условий или забастовок.

В прошлом году крупная международная компания Airhelp, которая помогает получать компенсации с авиакомпаний, провела исследование и выяснила, что 85% авиапассажиров Евросоюза вообще не знакомы с положениями регламента ЕС 261 и не знают о тех компенсациях, которые им положены.

«Каждый год почти 13 млн авиапассажиров упускают свыше €5 млрд, оставляя эти деньги авиакомпаниям, которые должны были выплатить их в качестве компенсаций за доставленные неудобства, связанные с задержками и отменами рейсов», — говорится в исследовании Airhelp.

Роман Гильманов, основатель и гендиректор компании Compensair, заявил порталу iz.ru, что подавляющее большинство россиян, как и европейцы, не в курсе положений Монреальской конвенции и тех прав, которые у них есть на случай отмены или задержки рейса. Поэтому иски в суды от пассажиров — единичные случаи.

По словам эксперта, сейчас можно подать иск к авиакомпании, руководствуясь положением конвенции, и потребовать высокую компенсацию, но удовлетворит ли судья эти требования, зависит от субъективных факторов.

Важно найти баланс между достойной компенсацией пассажирам за доставленные неудобства и наказанием для авиакомпаний, которым было бы невыгодно терять багаж или срывать расписание. С компенсациями по 400 тыс. рублей каждому пассажиру можно просто разорить перевозчиков, и лучше от этого не станет никому.

А вы сталкивались с отменой авиарейсов?

Олег Аксаментов считает, что в некоторых случаях положения Монреальской конвенции могут быть применены в России.

«Например, если бы инциденты, подобные тем, которые произошли с лайнером А321, который разбился над Египтом в 2015 году, или с самолетом авиакомпании Flydubai (разбился во время посадки в Ростове-на-Дону в марте 2016 года. — iz.ru) случились после ратификации Россией Монреальской конвенции, то выплаты родственникам погибших могли бы быть больше», — предположил он.

Кстати, ранее адвокат родственников погибших в катастрофе под Ростовом Всеволод Сазонов заявлял ТАСС, что большинству семей от авиакомпании «были заплачены компенсации, не превышающие $10–20 тыс.». В связи с этим люди требуют компенсации от перевозчика через суд.

Варшавский счет

В большинстве споров в России продолжают руководствоваться так называемой Варшавской системой, по которой компенсации регулируются Варшавской конвенцией. Она была принята в 1929 году. СССР ратифицировал документ в конце 1934 года.

Затем в рамках Варшавской конвенции были приняты Гаагский протокол (1955 год), Гвадалахарская конвенция (1961 год) и еще ряд законов, составивших основу Варшавской системы, по которой практически весь мир жил до начала 2000-х годов.

По этой системе суммы компенсации в России ограничены Воздушным кодексом РФ. За каждый час ожидания рейса пассажир может рассчитывать от авиакомпании на компенсацию в 25 рублей (0,25 МРОТ, где МРОТ — 100 рублей). То есть за десять часов непредвиденного ожидания в аэропорту с перевозчика можно потребовать 250 рублей. Компенсация за потерянный багаж рассчитывается исходя из предельной суммы в 600 рублей за 1 кг.

Варшавская система действует в России и в тех случаях, когда применение Монреальской конвенции невозможно. Это все внутренние рейсы и рейсы в те страны, которые Монреальскую конвенцию не ратифицировали. А ее, к примеру, не подписали такие популярные у россиян государства, как Тунис, Вьетнам, Таиланд, Белоруссия, Таджикистан.

Но тут есть одна особенность. Если пассажир летит по одному билету рейсом Москва–Бангкок–Москва, то Монреальская конвенция действует, так как начальный и конечный пункт путешествия находятся в стране, ратифицировавшей конвенцию. А если на тех же рейсах будет дауншифтер из России, который летит по билету Бангкок–Москва–Бангкок, то для него положения конвенции не действуют, так как Таиланд к ней не присоединился.

«Монреальская конвенция — это не свод правил, которые нужно выполнять. Это скорее базовые принципы, которыми нужно руководствоваться при разработке собственных правил для урегулирования возникающих споров», — пояснил Роман Гильманов.

Эксперт уверен, что присоединение России к Монреальской конвенции — это хорошо. «Надо только ждать и всячески способствовать тому, чтобы ее положения стали нормой в разрешении споров», — добавил он.

iz.ru