Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (с изменениями и дополнениями)
Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»
С изменениями и дополнениями от:
21 июля 2014 г., 20 апреля 2015 г.
В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»* —
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.
2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации Инструкции, утвержденной настоящим приказом, и обеспечить реализацию её положений.
3. ДТ МВД России (С.А. Сергееву) обеспечить размещение заказов на приобретение бланков удостоверений внештатных сотрудников полиции по заявкам ДГСК МВД России в пределах доведенных бюджетных ассигнований на указанные цели.
4. Считать утратившим силу приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. N 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции»**.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880.
** Зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 1992 года, регистрационный N 103.
Регламентирован порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных работников. Они не являются должностными лицами ОВД, но помогают полиции на добровольной, гласной и безвозмездной основе.
Внештатных сотрудников могут привлекать по различным направлениям. Это, в частности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; экспертно-криминалистическая деятельность.
При подборе внештатных сотрудников учитываются ограничения, связанные со службой в полиции. Принимаются во внимание личные и деловые качества лица. Чтобы стать внештатным сотрудником, гражданин подает в ОВД заявление, анкету, 2 фотографии и копию паспорта. При положительном решении вопроса ему назначается координатор.
Внештатным сотрудникам выдаются удостоверения сроком до 3 лет. Установлена их форма. На каждого заводится учетная карточка.
Внештатным сотрудникам даются конкретные поручения. При этом их инструктируют о способах их выполнения, обучают формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений. Запрещено поручать внештатному сотруднику самостоятельное производство следственных действий, проведение оперативно-розыскных мероприятий. Он не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, проверять сообщения о преступлениях. Нельзя привлекать «внештатников» к мероприятиям, заведомо связанным с риском для их жизни и здоровья.
Эффективность их работы оценивается не реже 1 раза в год. На основании этого принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества. За активную помощь в работе ОВД «внештатников» могут поощрять.
Установлены основания прекращения их полномочий. Это могут быть личная инициатива, выход из гражданства России либо получение иностранного подданства, совершение порочащего поступка, отказ от выполнения поручений или недобросовестное к ним отношение, возбуждение в отношении «внештатника» уголовного дела.
Временная инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции утратила силу.
Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2012 г.
Регистрационный N 23563
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 20 апреля 2012 г. N 88
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ МВД России от 21 июля 2014 г. N 602
base.garant.ru
Совет Федерации одобрил законы о полномочиях дружинников и внештатных сотрудников полиции
Москва. 26 марта. INTERFAX.RU — Совет Федерации одобрил в среду пакет из двух законов, которые регулируют вопросы участия граждан в охране общественного порядка.
В пакет входят базовый закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», а также соответствующие поправки в действующее законодательство. Они были инициированы группой депутатов Госдумы и сенаторов.
Закон определяет правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка, обязанности, полномочия, меры стимулирования и меры защиты дружинников и внештатных сотрудников полиции, а также особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ.
Вводятся нормы об административной ответственности за невыполнение гражданами законных требований дружинников и одновременно ответственность дружинников за превышение своих полномочий.
Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей «Невыполнение законных требований народного дружинника или внештатного сотрудника полиции», предусматривающей наложение административного штрафа от 500 до 2500 рублей за невыполнение таких требований дружинника, а также за воспрепятствование его законной деятельности.
Одновременно кодекс дополняется статьей «Превышение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции их полномочий в связи с участием в охране общественного порядка», по которой народный дружинник или внештатный сотрудник полиции могут быть оштрафованы от одной тысячи до трех тысяч рублей; должностные лица, возглавляющие органы управления народными дружинами (штабы), по этой статье могут получить предупреждение или наложение штрафа в размере от полутора до пяти тысяч рублей.
Закон устанавливает, что только граждане РФ могут принимать участие в охране общественного порядка в составе народных дружин.
Определяются также правовые основы участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести.
www.interfax.ru
Административно-правовой статус внештатного сотрудника полиции в системе МВД России и ее овершенствования Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Новиков Д.Н.
Правовое положение внештатных сотрудников полиции ( ВСП ) участвующих в оказании содействия в соответствующих подразделениях МВД России (полиции) в области поддержания правопорядка, обеспечения безопасности (и их права и обязанности) в целом определены федеральными законами (ФЗ) и приказами МВД России. Основными правовыми элементами его правового положения является не только Приказ соответствующего территориального органа внутренних дел (ОВД), но и его заявление, составленное на добровольной основе, а также его должностная инструкция заверенное его подписью. При этом, правовой статус ВСП закономерно отличается, чем скажем народного дружинника, в связи с тем, что они назначаются приказом соответствующего территориального органа внутренних дел (ОВД). Тем самым, авторские суждения весьма конкретизированы на ведомственном уровне. И действительно, деятельность ВСП должны разрешаться в рамках требований соответствующих ФЗ, в частности ФЗ от 02.04.2014 № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ФЗ о ДНД). Притом, авторские суждения и предложения будут полезными для многих читателей, в том числе для органов исполнительной власти (законодателям).
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Новиков Д.Н.,
Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус внештатного сотрудника полиции в системе МВД России и ее овершенствования»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51 ФЗ (ред. от 07.02.2017)// СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ред. от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» //Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005.N 12.
4.Баркалова Г.И. Гражданско-правовая ответственность арбитражного управляющего. //Предпринимательство и право. (Консультант плюс).
5. Богданов Е.В. Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Предпринимательство и право. (Консультант плюс).
6. «Обзор: Важные изменения законодательства с 1 января 2017 года (КонсультантПлюс, 2017)» //»Арбитражный управляющий», 2016, N 5.
7. Ершова И.В., Енькова Е.Е. «Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров». («Проспект», 2016) <�КонсультантПлюс>.
8. Шишмарева Т.П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: Учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. Изд. Статут, 2015.
© Мальбахова З.Б., 2017
слушатель групп 2114 Академии управления МВД России заместитель начальника ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области подполковник полиции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕШТАТНОГО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ И ЕЕ ОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Правовое положение внештатных сотрудников полиции (ВСП) участвующих в оказании содействия в соответствующих подразделениях МВД России (полиции) в области поддержания правопорядка, обеспечения безопасности (и их права и обязанности) в целом определены федеральными законами (ФЗ) и приказами МВД России. Основными правовыми элементами его правового положения является не только Приказ соответствующего территориального органа внутренних дел (ОВД), но и его заявление, составленное на добровольной основе, а также его должностная инструкция заверенное его подписью. При этом, правовой статус ВСП закономерно отличается, чем скажем народного дружинника, в связи с тем, что они назначаются приказом соответствующего территориального органа внутренних дел (ОВД). Тем самым, авторские суждения весьма конкретизированы на ведомственном уровне. И действительно, деятельность ВСП должны разрешаться в рамках требований соответствующих ФЗ, в частности ФЗ от 02.04.2014 № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ФЗ о ДНД). Притом, авторские суждения и предложения будут полезными для многих читателей, в том числе для органов исполнительной власти (законодателям).
Ведомство, внештатный, ВСП, государство, защита, миграция, мониторинг, обучение, ПДН, полномочие, программы обучения, правосознание, статус, участковый, УУП, участие.
Novices Denis Nikolayevich
the listener of the groups 2114 of the academy for administration MVD of Russia
the deputy chief OF OMVD of Russia for The sosnovskomu region of the Chelyabinsk province the Lieutenant Colonel of the police
ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS OF THE FREELANCER OF THE POLICE IN THE SYSTEM MVD OF RUSSIA AND ITS OVERSHENSTVOVANIYA
The lawful position of freelancers the police (VSP) of those participating in the rendering of assistance in the appropriate subdivisions MVD of Russia (police) in the region of maintaining of law, providing of safety (and of their right and responsibility) as a whole are determined by the federal laws (FZ) and the orders MVD of Russia. The basic lawful elements of its lawful position is not only the order of the corresponding territorial organ of internal affairs (OVD), but also its statement, comprised on the voluntary basis, or its duty regulations assured by its signature. Regularly it differs with this, legal status VSP, than let us say people combatant, in connection with the fact that they are assigned the order of the corresponding territorial organ of internal affairs (OVD). Thus, author’s judgments are completely konkretizirovany at the departmental level. And actually, activity VSP must be permitted within the framework requirements corresponding FZ, in particular FZ from 02.04.2014 № 44 «about the participation of citizens in the protection of social order» (FZ about DND). Besides, author’s judgments and proposals will be useful for many readers, including for the organs of executive power (legislators).
Department, not on the staff, VSP, state, protection, migration, monitoring, instruction, PDN, authority, training program, legal conscience, status, district, the URL, participation.
Обеспечение и организация охраны общественного порядка ныне территориальными органами МВД России, следует осуществлять в рамках требований соответствующих федеральных законов, в частности ФЗ о полиции и ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 № 44 (ФЗ о ДНД). Эти НПА способствуют определить правовой статус внештатного сотрудника полиции (далее — ВСП).
В настоящее время мы видим правовую основу участия граждан в ООП, которую составляют нормы Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы (ФКЗ), ФЗ о ДНД, другие ФЗ (о безопасности) и принятые в соответствии с ними иные НПА РФ, законы и иные НПА субъектов РФ, муниципальные НПА. Так, участие внештатных сотрудников полиции в ООП осуществляется в соответствии с принципами:
■ добровольности; законности; приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с ОВД (полицией), иными правоохранительными органами, органами госвласти и ОМС; недопустимости подмены полномочий ОВД (полиции), иных правоохранительных органов, органов госвласти и ОМС.
По существу, законодательное закрепление термина «внештатный сотрудник полиции» позволяет и обязывает отдельного проведения научно-практического анализа. В связи, с чем в рамках проведения исследования, следует дать в адресном порядке некоторых юридических определений:
внештатный сотрудник полиции (ВСП) — гражданин Российской Федерации, привлекаемый в соответствующее подразделение полиции в системе МВД России (ОВД РФ) с его согласия к внештатному сотрудничеству на добровольной основе53;
ВСП подразделении по делам несовершеннолетних полиции — гражданин Российской Федерации,
53 МВД России примерный образец заявления прилагает в Инструкции. См. Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (с изм. 20.04.2015).
привлекаемый в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН54) полиции в системе МВД России (ОВД РФ), имеющий познания в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и воспитательно-педагогические навыки с его согласия к внештатному сотрудничеству на добровольной основе. Но при этом, надо отметить, что как федеральные законы: от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. 03.07.2016) и от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», так и Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» к сожалению не употребляют термины «народный дружинник» и «внештатный сотрудник полиции». Что фактически данные НПА в соответствии ФЗ о ДНЖ нуждаются в пересмотре в рамках исследуемой нами темы (Академией управления МВД России);
ВСП в области миграции — гражданин Российской Федерации, привлекаемый подразделением миграционного контроля (паспортно-визовой службой) полиции в системе МВД России (ОВД РФ), имеющий правовые и социальные познания в области профилактики незаконной миграционно-трудовой деятельности иностранными гражданами с его согласия к внештатному сотрудничеству на добровольной основе. В данном случае также в приказах МВД России, регламентирующих деятельности подразделений миграционной службы территориальных органов следует учитывать нормы ФЗ о ДНД и о профилактики правонарушения, а также в Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Подобному ведомственному подходу в системе МВД России обязывает, прежде всего, для определения использования граждан внештатном порядке штатными сотрудниками полиции территориальных ОВД конкретных подразделений. Данные определения также способствуют утверждать, что в системе ОВД (полиции55) присутствуют свои ведомственные специфические особенности регулирования ООП, технологии обеспечения правопорядка — той или иной безопасности.
Надо отметить существенный момент, в области совершенствования (и дальнейшего развития) деятельности МВД России и его территориальных органов. Так, в настоящее время, в связи пересмотром федеральных законов и указов Президента России (в том числе и Указ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»)), регламентирующих деятельности ОВД РФ (полиции), а также передачи ряда подразделений и служб полиции в ведение Росгвардии и изданием таких социально значимых ФЗ о ДНД и о профилактики правонарушений, наверное, целесообразно в НПА Президента России и МВД России об установлении подразделений и служб (групп) профилактики правонарушений. На данную службу возложить вопросы организации профилактической работы административных и уголовных правонарушений56, а также вопросы организации и контроля деятельности народных дружин и внештатных сотрудников полиции (ВСП). Притом, на уровне центрального аппарата МВД России ввести должность статусом федерального государственного гражданского служащего Главного инспектора по обеспечении организации профилактической работы с правонарушениями и организации полиции. и контроля народных дружин и внештатных сотрудников57. Подобный подход обеспечит
54 В данном случае учитывать кроме норм Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. 03.07.2016) и нормы Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».
55 См. Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (с изм. 07.12.2016).
56 По проблемам реализации ФЗ о профилактике правонарушений в РФ см. Административно — правовое регулирование вопросов профилактики правонарушений в России и есть — ли проблемы их совершенствования? [Текст] / Ф.П. Васильев, А.Г. Николаев, Д.Н. Новиков// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Право как основа современного общества» (Челябинск, 13.02.2017 г.). — Уфа: Аэтерна, 2017. — С.37-49.
57 Данную должность (структуру) закрепить прежде всего в Структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента России от 1 марта 2011 г. № 248), а также в положениях о территориальных органов внутренних дел всех уровней.
централизованного и полного подхода к исследуемым вопросам.
Безусловно, правовой статус ВСП определяет и ведомственный Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (с изм. 20.04.2015). В данном НПА конкретизированы вопросов использования ВСП в тех или иных подразделениях, хотя целесообразно дать в приказе перечень подразделений, скажем ведущих борьбу с незаконным наркооборотом, уголовного розыска, миграцией, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Тем более, вопросы государственного обеспечения внутренней безопасности в основном возложены на МВД России, выступающий как федеральный орган исполнительной власти и находящегося непосредственно в ведении Президента России58. В связи с чем, руководителям территориальных органов МВД России (подразделений) целесообразно изыскать ведомственно-территориальные технологии использования ВСП (дружинников, общественных формирований) в области обеспечения правопорядка (ООП).
Ныне, нормы ФЗ от 23.06.2016 № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» играют также основную роль в деятельности внештатного сотрудника полиции (ВСП). При этом, он занимает для системы ОВД (подразделений полиции: участковых уполномоченных полиции (УУП), подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) и др.) как главный субъект, содействующий на добровольной основе в охране и поддержании правопорядка в населенных пунктах (в том числе нельзя исключать и на производственных и иных территориях). Подобных особенностей мы не заметим в деятельности других общественных формирований.
Несмотря на наличия ряда недостатков как в ФЗ о ДНД, о дорожной безопасности, так и ФЗ о профилактике правонарушений проведенный анализ этих ФЗ позволяют утверждать, что все граждане, правоприменители, дружинники государственные и общественные формирования и др., должны участвовать в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних59.
По существу отдельное рассмотрение вопросов правового регулирования деятельности ВСП с ОВЛ РФ60, позволяет совершенствовать деятельность не только отдельных подразделений, но и развитию ведомственной деятельности в области пресечения правонарушений и ведомственную нормотворческую деятельность. Тем более деятельность ВСП выступает как отдельная форма (вид) участия в ООП гражданами РФ. Так, лица, достигшие возраста 18 лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией и привлечение граждан в качестве ВСП к участию в ООП, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном МВД России61. Но, в ВСП не могут вступать граждане РФ: имеющие: неснятую или непогашенную судимость; гражданство (подданство) иностранного государства;
■ ранее осужденные за умышленные преступления; в отношении которых: осуществляется уголовное преследование; вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; не соответствующие требованиям к состоянию здоровья ВСП, установленным МВД России;
■ включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
58 Правовое положения МВД России определены в указах Президента России: от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. 29.12.2016); от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. 22.12.2016).
59 Имеется в виду ФЗ от 24.06.1999 № 120 (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). СЗ РФ 28.06.1999 № 26 ст. 3177. Тем самым, родители (законные представители) будут заинтересованы участвовать в работе ДНД. Или же работа военной полиции с добровольными дружинами, внештатными сотрудниками полиции (ВСП), способствуют улучшить работу не только с резервистами, но и с призывниками (они не учтены как в Уставе о военной полиции, так и в ФЗ о ДНД).
60 Дополнительно см. Приказ Минобрнауки России от 3.09.2015 № 971 «Обутверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных». Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2015 № 39369. То же самое нет регистрационного номера о согласовании с МЧС России.
61 Имеется в виду Приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
— страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу; подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения.
Одновременно, граждане РФ могут быть исключены из числа ВСП в следующих случаях:
— на основании личного заявления ВСП; при наступлении указанных обстоятельств;
— в связи с: неоднократным невыполнением предъявляемых к ВСП требований или фактическим самоустранением им от выполнения возложенных на него обязанностей; в связи с прекращением гражданства РФ;
— в иных случаях, предусмотренных ФЗ.
В соответствии ФЗ о ДНД ВСП при участии в ООП имеет право:
— требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
— принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
— знакомиться с документами, определяющими правовое положение ВСП, а также получать информацию, необходимую для участия в ООП;
— оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее ФЗ от 7.02.2011 № 3 «О полиции» обязанностей в сфере ООП;
-осуществлять иные права, предусмотренные ФЗ о ДНД, другими ФЗ.
Параллельно, при участии в ООП он (ВСП) обязан :
— знать и соблюдать требования НПА в сфере ООП и выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции (скажем участковых, оперуполномоченных), отданные и не противоречащие ФЗ;
— соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций; оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки62, навыков63;
— иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются ОВД.
Но, как законом, так и МВД России еще не конкретизированы вопросы ношения форменной одежды или же, ношения символик, знаков (скажем номерные), соответствующей атрибутики.
В целом с 2014 г. установлено, что за противоправные действия ВСП (ДНД) при участии в ООП они несут ответственность, установленную ФЗ и их действия, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном ФЗ.
Кроме того, ВСП также вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности. Или же вопросы финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью ВСП, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ОВД.
В заключении, следует отметить, на основе выше сказанных предложений, вопросы определения правового статуса ВСП и их деятельности нуждаются дальнейшего совершенствования. Так, в названном приказе не учтены требования Президента России о развитии правовой грамотности, правового образования и правосознания граждан. Тем самым можно ли говорить о деятельности ВСП без прохождения им правовой
62 Дополнительно см. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы// Алтайский юридический вестник. 2013. № 2. С. 8-11.
63 См. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф., Орехова Л.М., Лятифова Т.С. МВД России как основной субъект реализации требований Президента России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан //Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 231-235.
подготовки64 (ознакомлении) соответствующими НПА регламентирующими деятельности тех или иных подразделений полиции.
В заключении надо отметить, что вопросы совершенствования (развития) участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка и обеспечения безопасности рассматривались многими учеными и практиками. В частности А.А. Агеевым65, С.Ю. Анохиной Н.Ф., Бережковой Ф.П. Васильевым, А.В. Мельниковым, А.Н. Мироновым66, А.Г.Николаевым и мн. др. Список использованной литературы:
1. Агеев А.А., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Участие граждан в охране общественного порядка и безопасности // Электронный научный журнал «Транспортное право и безопасность, 2016 № 2 (2). С. 27-36.
2. Арчибасова Л.А., Бережкова Н.Ф. Некоторые особенности пресечения коррупционных факторов и противоправных действий в системе МВД России //Противодействие преступлениям коррупционной направленности : материалы Международной научно-практ. конф., посвященной выдающемуся российскому учёному НиколаюСергеевичу Алексееву(Москва, 27октября 2016 года) / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. — М. : Академия СК России 2016. С. 47-53.
3. Баханская Н. Новое законодательство о народных дружинах. — Советы депутатов трудящихся, 1974, №12, с. 93-96.
4. Бережкова Н.Ф. К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за деятельностью полиции //Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 82-84.
5. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 14.04.2016).
6. Бережкова Н.Ф., Бычков В.В., Васильев Ф.П., Миронов А.Н. Проведение экспертиз по гражданским, административным и уголовным делам государтсвенными судебно-экспертными учреждениями и правовое регулирование их деятельности в России // Сборник публикаций научного журнала »Globus» по материалам V международной научно-практ. конф.: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). — С-П.: Научный журнал «Globus», 2016. С. 115-129.
7. Блинов В.М. Законность и правопорядок в Советском государстве. — М.: Юрид. лит., 1997. — 88 с. (Библитечка народн. дружинника).
8. Богатова Т.В. Административно-правовой статус граждан, участвующих в обеспечении правопорядка // Автореферат дисс. канд. юр. наук Ростов-на-Дону — 2008. Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации».
9. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. — М.: Юрид. лит., 1997. -80 с.
10. Борисенко В.Г., Кригер В.И. Руководство партийных и советских органов народными дружинами. — М.: Юрид. лит., 1997. 80 с. (Библиотечка народн. дружинника).
©Новиков Д.Н., 2017
64 См. Бережкова Н.Ф., Динькаева А.В. к.п.н. заместитель директора по общим вопросам, Филиала НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» г. Чебоксары, Филиппова М.Ю. к.ю.н., заместитель директора Юридического института Московский институт инженеров транспорта по учебно-метод. работе Формирование правовых основ этическо-служебных норм поведения госслужащих Минтранса России //Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 2 (октябрь), 2015 1 УДК 005.92:395(035).
65 См. Агеев А.А., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Участие граждан в охране общественного порядка и безопасности // Электронный начный журнал «Транспортное право и безопасность, 2016 № 2 (2). С. 27-36.
66 См. Амиров И.М., Васильев Ф.П., Миронов А.Н. Правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в России // Административное право и процесс. — М.: Юрист, 2011, № 9. -С. 51-55.
cyberleninka.ru