Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) 2018

Закон о СМИ в последней действующей редакции от 29 апреля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (О СМИ) – это свод норм и правил, регулирующих отношения между обществом, государством, гражданами с одной стороны и СМИ, издательствами, редакциями, авторами и источниками информации с другой. Новый закон предусматривает запрет цензуры и создаёт юридические возможности для учреждения независимых газет, журналов, агентств новостей, радио- и телепрограмм. Федеральный закон «О средствах массовой информации» запрещает любую цензуру массовой информации, предварительное согласование сообщений и материалов, наложение запретов на распространение информации и злоупотребление свободой массовой информации.

Федеральный закон «О СМИ» устанавливает порядок регистрации СМИ, основания для приостановления или прекращения деятельности СМИ, выдачи лицензии на вещание, распространение рекламы. Федеральный закон «О средствах массовой информации» закрепляет права и обязанности журналистов, редакторов и издателей СМИ. За нарушения в сфере СМИ Федеральный закон предусматривает ответственность предприятий и общественных объединений, учредителей, издателей, журналистов, авторов сообщений и информационных материалов.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о СМИ не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

dogovor-urist.ru

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Комментарий к ст. 39 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья конкретизирует право редакций на запрос информации у государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц. Данное право содержится во многих международных актах. Так, например, Рекомендация Совета Европы R (81) 19 от 25 ноября 1981 г. «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств» указывает, что все государства — члены Совета должны обеспечивать право на получение по запросу информации, находящейся в ведении государственных органов (за исключением законодательных и судебных органов).

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, например, нормами ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, п. «б» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Таким образом, запрос информации является одним из основных законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации (кроме информации с ограниченным доступом). Из смысла ст. 40 комментируемого Закона вытекает, что ответ на запрос должен быть предоставлен редакции в семидневный срок. Если в указанный срок не были предоставлены ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это равносильно отказу и может быть обжаловано в суд.

Сам запрос может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Однако, учитывая возможность немотивированного отказа в предоставлении информации, необходимо рекомендовать именно письменную форму запроса, а в случае отказа в предоставлении информации — получение на запросе соответствующей записи с мотивировкой отказа. В таком случае редакция будет иметь на руках доказательства, необходимые для обжалования неправомерного отказа. Как правило, письменный запрос составляется на официальном бланке редакции и заверяется печатью. Однако такое оформление является сложившейся практикой, а не обязательной для исполнения, исходящей от государства нормой закона. Комментируемая статья также определяет конкретных должностных лиц, в компетенцию которых входит предоставление испрашиваемой информации.

2. Отдельные ведомственные нормативные акты регламентируют вопрос предоставления информации по вопросам деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. N 133н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации» был утвержден Порядок предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Министерства финансов РФ. Согласно данному нормативному акту позицию министерства по вопросам его деятельности имеют право доводить до сведения средств массовой информации министр, заместители министра, помощник (пресс-секретарь) министра (далее — пресс-секретарь министра), начальник и заместители начальника отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации департамента управления делами и контроля (далее — пресс-служба министерства), сотрудники пресс-службы по поручению руководства пресс-службы, а также директора департаментов и их заместители по согласованию с министром, заместителями министра, пресс-секретарем министра или начальником пресс-службы министерства. Запросы представителей средств массовой информации поступают в пресс-службу министерства, откуда после регистрации передаются в соответствующий департамент министерства. Соответствующий департамент министерства представляет запрашиваемую информацию в пресс-службу министерства в срок не позднее 3-х дней. Справочная информация предоставляется средствам массовой информации только пресс-службой министерства по согласованию с руководством соответствующего департамента министерства.

3. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 «О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации» было указано, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения по данному вопросу. Средства массовой информации, выполняя информационную функцию, являются одновременно и каналом выражения общественного мнения, и способом его формирования. Отмечая в этой связи важность и необходимость укрепления деловых связей со средствами массовой информации в целях объективного, профессионального и юридически грамотного освещения ими деятельности арбитражных судов, предлагалось: арбитражным судам Российской Федерации повсеместно налаживать и укреплять постоянные деловые контакты со средствами массовой информации и конкретно с журналистами, специализирующимися в своих выступлениях на экономико-правовой тематике, в том числе на освещении экономических споров в арбитражных судах.

Было указано на необходимость в каждом арбитражном суде Российской Федерации:

— с учетом имеющихся возможностей возложить на одного или нескольких специалистов обязанность по непосредственному постоянному сотрудничеству со СМИ;

— обеспечить возможность ознакомления журналистов со временем проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для СМИ;

— предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале, вести записи по ходу судебного процесса. При этом следует иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе продлить ранее определенное время съемок или разрешить их проведение непосредственно в ходе заседания. В то же время съемка не должна влиять на объективное ведение заседания и свободу волеизъявления участвующих в деле лиц;

— выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководства редакции или агентства, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, участвовавших в деле, и при наличии ходатайства руководства редакции или агентства журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренного в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат;

— ввести в практику работы суда систематическое отслеживание и анализ публикаций в печати, а также материалов передач телерадиовещания о деятельности арбитражных судов. Реагировать на случаи необъективного или недобросовестного освещения деятельности арбитражного суда в СМИ путем публикации в печати соответствующих материалов или подготовки передачи телерадиовещания. При необходимости пользоваться правами на опровержение и на ответ, предусмотренными статьями 43 и 46 Закона РФ «О средствах массовой информации».

4. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения. Более корректный подход к формулировке данной статьи был предложен в проекте Индустриального комитета. Так, согласно ст. 9 проекта право запроса предоставлялось владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции (главному редактору), журналисту.

5. В статье также предусмотрен минимально возможный список должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений. Однако список перечисленных в статье должностных лиц не является исчерпывающим.

www.zakonrf.info

Комментарий к закону российской федерации

«О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2124-1

переработанное и дополненное

Е.А. МОРГУНОВА, В.В. ПОГУЛЯЕВ,

В.А. ВАЙПАН, А.П. ЛЮБИМОВ

Под общей редакцией

Сведения об авторах

Моргунова Елена Алексеевна, главный специалист Отдела авторского права и смежных прав Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент). Аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова. Специалист по вопросам авторского права. Автор ряда публикаций по правовым вопросам, книги «Авторское право. Комментарий законодательства» (в соавт.) — ст. 2, 4 — 6, глава III, глава V, глава VII.

Погуляев Вадим Владимирович, заместитель генерального директора — начальник договорного отдела юридического агентства «Копирайт». Специалист по гражданскому, трудовому праву, правовому регулированию интеллектуальной собственности, в том числе по вопросам защиты информации и авторского права. Автор более 100 публикаций по правовым вопросам — ст. 1 — 4, глава II (кроме ст. 7 и 18), глава IV (кроме ст. 42), глава VI.

Вайпан Виктор Алексеевич, заведующий отделом научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Управляющий партнер «Консалтинговой компании ВИКТОРУС-Юстицинформ». Главный редактор журнала «Право и экономика». Член Центрального совета Союза юристов России. Член научно-методического совета при ЦИК России. Адвокат. Кандидат юридических наук. Специалист по трудовому и гражданскому праву. Автор ряда книг и многочисленных публикаций — ст. 7, 18.

Любимов Алексей Павлович, юрист Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по гражданскому праву, а также по системному анализу законодательства. Автор ряда книг и публикаций в юридических журналах — ст. 42.

СМИ — средство массовой информации

Закон о СМИ — Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 2 ноября 2004 г.) (комментируемый Закон)

ЗоАП — Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 20 июля 2004 г.)

Закон о рекламе — Закон РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 2 ноября 2004 г.)

Закон об информации — Закон РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.)

Российская федерация закон о средствах массовой информации

от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ,

от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,

от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

studfiles.net

Комментарий к закону рф от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «о средствах массовой информации»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 марта 2011 года

В.А. Тимошенко, а.Б. Смушкин

Тимошенко Владимир Александрович — профессор кафедры «Финансы» Саратовского государственного социально-экономического университета, почетный работник МНС России.

Смушкин Александр Борисович — кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», доцент по специальности, участвовал в написании Комментариев: к Налоговому кодексу, Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закону о трудовых пенсиях, Закону об иностранных инвестициях в Российской Федерации, учебников по криминалистике, гражданскому процессуальному праву, нескольких пособий и справочников.

Актуальность разработки проблем правового регулирования деятельности средств массовой информации не вызывает сомнений. Не случайно прессу называют четвертой властью.

Закон РФ «О средствах массовой информации» занимает основное место в регулировании деятельности СМИ. Он регламентирует правовое положение учредителей, редакций, журналистов, дает определение основных понятий в сфере масс-медиа, описывает права и обязанности журналистов, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры. Комментарий подробно поясняет, как создаются, реорганизуются и ликвидируются средства массовой информации, рассматривает вопросы их деятельности.

Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» рассчитан в первую очередь на работников данной сферы деятельности: учредителей, редакторов, журналистов средств массовой информации. Данное издание также предназначено для юристов-практиков и научных работников и для всех лиц, интересующихся данным вопросом.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 марта 2011 года.

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья;

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

ФЗ — Федеральный закон;

Бюллетень ВС РФ — Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

ВАС РФ — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации;

МИД РФ — Министерство иностранных дел Российской Федерации;

п., п. п. — пункт, пункты;

ст., ст. ст. — статья, статьи;

т.п. — тому подобное;

СМИ — средства массовой информации;

ИП — индивидуальный предприниматель;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

27 декабря 1991 года N 2124-1

(в ред. Федеральных законов

от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,

от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ)

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

Комментарий к ст. 38 Закона о СМИ

1. Специфика деятельности средств массовой информации (свобода массовой информации, запрет цензуры, обязанность государственных органов, общественных объединений и их должностных лиц предоставлять информацию по запросу редакции и т.д.) позволяет средствам массовой информации быть посредниками между гражданами и государственными органами и организациями, органами местного самоуправления, общественными объединениями, их должностными лицами в вопросе получения информации. Резолюция 1003 (1993) по журналистской этике Парламентской Ассамблеи Совета Европы указала, что «право на информацию является фундаментальным правом, которому уделяется большое внимание в прецедентном праве Европейской комиссии и Суда по правам человека в связи со ст. 10 Европейской конвенции по правам человека и которое признано ст. 9 Европейской конвенции по трансграничному телевидению, а также и всеми демократическими конституциями. Субъектом этого права является гражданин, который в этой связи имеет также право требовать, чтобы информация, предоставляемая журналистами, была достоверной в том, что касается новостей, и честной в том, что касается мнений, без постороннего вмешательства, как со стороны властей, так и частного сектора. Власти не должны считать себя собственниками информации. Представительность их полномочий создает правовую базу для усилий по обеспечению и расширению плюрализма в СМИ, созданию необходимых условий для осуществления свободы самовыражения и права на получение информации и устранение цензуры. Более того, Комитету министров известно об этом, как свидетельствует его Декларация о свободе самовыражения и информации, принятая 29 апреля 1982 г.».

Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (28 ноября 1978 года), указывает, что доступ общественности к информации должен гарантироваться разнообразием доступных ей источников и средств информации, позволяя таким образом каждому убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события. В этих целях журналисты должны обладать свободой передачи сообщений и возможно максимально полными средствами доступа к информации. Равным образом важно, чтобы средства массовой информации отвечали озабоченности народов и отдельных лиц, способствуя тем самым участию общественности в выработке информации (ч. 2 ст. 2).

2. Комментируемая статья обеспечивает оперативное (то есть динамичное, быстрое, своевременное) получение информации. Информация должна быть достоверной.

Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» в качестве одного из важнейших принципов деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц был закреплен принцип информационной открытости, что выражается:

— в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

— в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

— в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

— в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

3. Комментируемая статья определяет некоторые конкретные формы получения редакциями СМИ информации от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, общественных объединений, их должностных лиц:

— предоставление информации по запросу редакции (порядок запроса информации предусмотрен ст. 39 комментируемого Закона). Отказ в предоставлении информации по запросу возможен только в строго ограниченных в ст. 40 комментируемого Закона случаях. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок;

— предоставление информации путем проведения пресс-конференций;

— рассылка справочных и статистических материалов.

Этот перечень является открытым, и получение необходимой информации возможно также любым другим не запрещенным законом способом.

4. Рекомендация Кабинета министров Совета Европы от 25 ноября 1981 г. N R (81) 19 «О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств» закрепила основные принципы доступа к такой информации:

— каждый человек, находящийся под юрисдикцией государства-члена, имеет право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств, за исключением законодательных органов и органов судебной власти;

— для обеспечения доступа к информации следует принять соответствующие эффективные меры;

— в доступе к информации не может быть отказано под предлогом, что обратившийся за информацией не имеет специальных интересов в данной области;

— доступ к информации обеспечивается на основе равных прав;

— упомянутые принципы подлежат ограничению только в случаях, необходимых в демократическом обществе для защиты легитимных интересов общества (как, например, национальная безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, экономическое благосостояние страны, предотвращение преступлений и предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально), а также для защиты частной жизни и других легитимных частных интересов, но при этом с учетом особого интереса каждого человека к информации в распоряжении государственных ведомств, которая касается его лично;

— каждое обращение за информацией должно рассматриваться в разумные сроки;

— государственное ведомство, отказывающее в предоставлении информации, должно объяснить причину отказа в соответствии с законом или практикой;

— каждый отказ в предоставлении информации может быть обжалован.

5. Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

— о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

— затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

— иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

6. В информационных программах государственных телерадиовещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке должны доводиться основные положения правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска.

Указом Президента РФ N 2334 государственным телерадиовещательным компаниям было поручено создать циклы передач (программы), разъясняющие деятельность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, существо принимаемых решений с привлечением к работе над этими программами ведущих специалистов, экспертов, разработчиков соответствующих документов. Установлено, что объем и периодичность выпуска указанных программ определяются руководителями государственных телерадиовещательных компаний самостоятельно.

7. Часть 3 комментируемой статьи корреспондирует с положениями абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации в части, не урегулированной законодательством РФ о средствах массовой информации.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления представляет собой информацию относительно выполнения возложенных на них полномочий, которые им установлены нормативными правовыми актами различного уровня (федеральными и субъектов РФ), а применительно к органам местного самоуправления, прежде всего, их уставами и муниципальными правовыми актами. Такая информация может быть не только созданной самим органом государственной власти или органом местного самоуправления, но и поступившей в эти органы. При этом поступление информации в органы государственной власти или местного самоуправления должно происходить в соответствии с их полномочиями.

Статьей 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ предусмотрены основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В случае наличия в запросе вопросов правовой оценки актов, принятых органом местного самоуправления, проведения анализа деятельности органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведения иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информации, информация не предоставляется.

Так, например, судом отказано в предоставлении информации на запрос редакции СМИ к главе города, и отказ признан правомерным, поскольку из содержания запроса заявителя следует, что запрошенная информация не подпадает под указанное в Законе понятие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку запрошены сведения не о деятельности органа местного самоуправления, а об оценке главой города ряда фактов, изложенных в представлении общественной организации; поставлены вопросы об информированности органа местного самоуправления; а также запрашивалась информация межрегиональной общественной организацией по вопросу об отстранении от должности С. (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2010 г. N 07АП-7747/10).

Как мы видим из примера, используемое в ч. 3 комментируемой статьи понятие «информация о деятельности органов власти» не может подлежать расширительному толкованию.

Часть 3 комментируемой статьи распространяет на вопросы предоставления информации по запросу редакции о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, частичное действие иного законодательства, обеспечивающего гласность и публичность деятельности соответствующих органов.

К такому законодательству относятся, в частности, Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В первую очередь нормы этих нормативных актов распространяются на официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, которое осуществляется в соответствии с установленным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования. Кроме того, следует учитывать, что если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством РФ, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления — также законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований. В отношении информации о деятельности судов указанный выше Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в ст. 13 предусматривает сходные требования: если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ — законодательством субъектов РФ предусматриваются требования к опубликованию судебных актов и иной информации о деятельности судов, то опубликование судебных актов и указанной информации осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Указанные нормативные акты предусматривают следующие формы предоставления информации: устная форма и документированная информация, в т.ч. в виде электронного документа.

Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления — муниципальными правовыми актами. В случае если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления.

Информация о деятельности судов, государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных государственным органом, органом местного самоуправления на ее предоставление, а также соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц. По устному запросу может быть предоставлена информация о деятельности, не требующая специальной проверки и поиска. Например, по устному запросу в суд может быть предоставлена информация о времени и месте судебного заседания, о результате рассмотрения дела, о передаче дела в отдел обеспечения судопроизводства. Суды не вправе отказывать в предоставлении указанной информации по устным запросам журналистов.

Информация о деятельности государственных органов, судов и органов местного самоуправления может быть передана по сетям связи общего пользования.

Достижению целей открытости и гласности судопроизводства, своевременного, квалифицированного, объективного информирования общества о деятельности судов общей юрисдикции, а также повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве служит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и доступе к информации о деятельности судов». Так, суды предоставляют журналистам:

— информацию, подготовленную судами в пределах своих полномочий при осуществлении правосудия (например, информацию о движении дела или материала) и иных полномочий, отнесенных законом к компетенции судов (например, обзоры судебной практики, утвержденные для опубликования президиумами соответствующих судов);

— информацию, поступившую в суды и относящуюся к деятельности судов (например, данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ). При этом не являются информацией о деятельности судов сведения, содержащиеся в поступивших в суды запросах, а потому суд не вправе, ссылаясь на п. 2 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ, предоставлять такие сведения;

— судебные акты по конкретным делам, т.е. судебные постановления, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по существу дела судами первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций;

— информацию, содержащуюся в актах, регулирующих вопросы деятельности судов (например, регламенты судов);

— сведения о законодательстве, устанавливающем порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов (см. п. 24 Постановления).

Кроме того, суды в пределах своей компетенции предоставляют и иную информацию в соответствии с федеральными законами, в частности в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Суд не вправе отказать в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что ее часть относится к информации ограниченного доступа. В таком случае предоставляется общедоступная часть информации (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ).

Судам необходимо учитывать характер запрашиваемой информации и ее значимость (актуальность) для пользователя в конкретный момент времени и принимать меры по оперативному предоставлению такой информации.

Согласно п. 35 названного Постановления официальные представители судов взаимодействуют с редакциями средств массовой информации. К официальным представителям в данном случае относятся председатели судов, а пресс-секретарь и иное должностное лицо, осуществляющее взаимодействие со средствами массовой информации, являются официальными представителями судов только в случае, если они уполномочены на это председателями судов.

Формы взаимодействия судов с редакциями средств массовой информации, обеспечивающие информирование пользователей информацией о деятельности судов, перечислены в ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ. Между тем могут использоваться иные формы взаимодействия.

В частности, официальные представители судов реализуют такое взаимодействие путем:

— оповещения представителей редакций средств массовой информации (журналистов) о предстоящих судебных заседаниях по делам, представляющим общественный интерес;

— опубликования или распространения иным способом в средствах массовой информации сведений о вступивших в законную силу судебных постановлениях по делам, которые приобрели общественный интерес (например, о признании незаконным решения избирательной комиссии о результатах выборов), а также сведений об отмене или изменении судебных постановлений, если ранее они были опубликованы либо иным образом распространены в средствах массовой информации;

— содействия представителям редакций средств массовой информации (журналистам) в организации проведения видеотрансляции в сети Интернет хода открытого судебного разбирательства и опубликовании информации о проведении такой трансляции по делам, которые вызвали общественный интерес, в средствах массовой информации.

Следует также учитывать положения главы 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ о взаимодействии с редакциями средств массовой информации судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации. Одной из форм взаимодействия в п. 3 ч. 2 ст. 21 названо «предоставление информации о деятельности судов по запросам редакций средств массовой информации», рассмотренное также в Положении о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по сети Интернет, утвержденном Приказом Верховного Суда РФ от 18 июня 2010 г. N 10-П.

К сожалению, в комментируемой статье невозможно охватить весь объем законодательства, регламентирующего порядок предоставления государственными органами, в том числе судебными, правоохранительными органами, а также органами местного самоуправления, информации о своей деятельности по запросам редакций. Однако в каждом конкретном случае необходимо в первую очередь выяснять, приняты ли конкретные правовые акты, регулирующие предоставление информации конкретным органом власти (регламент, положение, постановление). Только при их отсутствии применяются общие нормы законодательства.