Технологии

Блогеров занесут в реестр

Закон о блогерах вступил в силу

Закон, обязывающий всех владельцев интернет-страниц с посещаемостью более 3 тыс. пользователей в день выполнять требования, предъявляемые к СМИ, вступил в силу.

Нашумевший закон о блогерах вступает в силу с сегодняшнего дня. Согласно ему, все владельцы интернет-страниц с посещаемостью более 3 тыс. уникальных пользователей в день обязаны выполнять ряд требований, которые ранее предъявлялись только к СМИ.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №97-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» 5 мая 2014 года. Инициаторами принятия документа выступили депутаты Алексей Митрофанов, Андрей Луговой и Вадим Деньгин.

Закон входит в так называемый антитеррористический пакет, внесенный в Госдуму после терактов в Волгограде, вместе с ним были наложены ограничения на анонимные платежи и приняты поправки о расширении полномочий ФСБ.

С 1 августа все владельцы популярных блогов должны внести свои данные в реестр самостоятельно или же дождаться сообщения Роскомнадзора с требованием о представлении необходимой информации. К тем блогерам, которые не отреагируют на письмо Роскомнадзора в течение десяти дней, будет применена административная ответственность в виде штрафов (от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для физических лиц, от 10 тыс. до 50 тыс. — для юридических, а для злостных нарушителей — штраф 500 тыс. руб. либо остановка работы блога на 30 суток).

В Роскомнадзоре не планируют проверять всех блогеров поголовно, ведомство будет работать выборочно, проводя проверки только в случае необходимости.

«Мы не ставили и не ставим себе целью организовать поголовную перепись всех популярных русскоязычных интернет-пользователей», — заявил замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.

Экспертное обсуждение закона о блогерах, вступающего в силу 1 августа, состоялось в Rambler&Co

В целом формулировки закона достаточно расплывчаты. В частности, он обязывает блогеров «размещать решения суда», «не допускать использование сайта в уголовных целях», «не допускать сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений», «не вмешиваться в частную жизнь граждан» и «соблюдать законы». Кроме того, блогеров просят воздерживаться от нецензурной лексики и пропаганды «порнографии, культа насилия и жестокости».

Интернет-эксперты отмечают, что эти требования закона соблюдались блогерами и раньше. Популярный facebook-блогер и руководитель агентства интернет-рекрутинга PRUFFI Алена Владимирская называет содружество блогеров неосязаемым союзом хороших людей.

«Взаимное уважение экспертизы — критиковать содержание друг друга, но не переходить на личности, — говорит она. — В области блогеров-экспертов практически не бывает медиасрачей».

Впрочем, речь в законе идет не только об обязанностях, но и о правах. Согласно новому закону, блогеры имеют право на свободный доступ к информации, свободу самовыражения, публикацию мнений и цитат, а также на размещение рекламы.

Блогеров, у которых более 3000 читателей, приравнивают к СМИ

Однако преимущества, которые дает закон, также достаточно сомнительны, считает Владимирская: по ее словам, большинство популярных блогеров предпочитают не публиковать платные посты, так как это разрушает экспертность.

«Единственный плюс, который может быть (он, правда, такой сомнительный, но все-таки, наверное, плюс для меня), — это мощный импульс для развития новых интернет-технологий в процессе поиска обходных путей и законодательных дыр», — сказала уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова на заседании совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

О возможных плюсах для блогеров регистрации в реестре задумывался и замруководителя ФГУП «ГРЧЦ» (подчиняется Роскомнадзору) Алексей Жмаев. «Первое — признание со стороны государства его социальной значимости. Второе — регистрация в реестре будет означать, что он как минимум не бот», — рассказал он на конференции «День блогера», прошедшей на прошлой неделе в Rambler & Co.

Заместитель руководителя Роскомнадзора Максим Ксензов добавил, что думать, чем будет закон полезен, и не нужно. Он входит в пакет антитеррористических поправок и нацелен на сохранение безопасности, а не на поддержку блогеров.

Стоит отметить, что закон повлияет не только на самих блогеров, но и на все сайты, на которых есть функция пользовательских комментариев, в том числе, например, на «Газету.Ru». Такие площадки закон обязывает хранить на территории Российской Федерации информацию о пользователях и о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки данных, то есть логи совершенных пользователями действий, уточняет заместитель директора юридического департамента Rambler & Co Евгения Плешкова. Информация должна будет храниться в течение шести месяцев. Кроме того, организации обязывают представлять эти данные государственным органам по запросу.

m.gazeta.ru

Закон о СМИ и блоггерах

Во всемирной сети интернет существует огромное количество разнообразных блогов. Администрируемые сетевые дневники представляют собой текстовые и медийные блоки разнообразной или конкретной тематики. Ввиду удалённости, деятельность их администраторов очень трудно отследить. Однако это необходимо в случаях, когда содержимое того или иного блога является неправомерным. В целях регулирования деятельности блоггеров разработан и принят настоящий Федеральный закон.

Описание закона

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» N 97-ФЗ принят Госдумой в третьем чтении 22 апреля 2014 года. 29 апреля того же года рассматриваемый нормативный акт одобрен Советом Федерации, 5 мая подписан Президентом Российской Федерации и 1 августа 2014 года официально вступил в силу. Первая общедоступная публикация настоящего Федерального закона осуществлена через 2 дня после подписание данного документа Президентом («Российская газета», № 6373).

Настоящий Федеральный закон состоит из четырёх статей, вносящих изменения в ранее действующие нормативные акты. Указанные поправки регламентируют деятельность блоггеров и фирм, предоставляющих интернет-услуги (провайдеров). В общественности ФЗ-97 обрёл жаргонно-обиходное название «Закон о блоггерах».

Установленные в нём нормативы относятся к:

  • Администраторам электронных текстовых или видеодневников (блоггерам);
  • Администраторам сайтов;
  • Специалистам по программному обеспечиванию информативных порталов и блогов;
  • Другим представителям СМИ, согласно действительному закону о блоггерах, кроме владельцев сайтов, зарегистрированных как сетевые издания в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации».
  • Согласно настоящему нормативному акту, Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнен статьёй 10.1. Текст рассматриваемой статьи утверждает, что каждый гражданин или юридическое лицо, деятельность которого связана с программированием компьютерных систем или созданию информативного полотна для сайтов или блогов, причисляется к организаторам внедрения информации в массы (пункт 1).

    При начале работы или частной деятельности в указанной сфере, заявленное лицо обязано уведомить об этом уполномоченный Федеральный орган по надзору за СМИ. Вся информация, выставляемая блоггером или иным организатором поставки информации в Интернет должна храниться на территории Российской Федерации. Доступ к данным резервам предоставляется представителям уполномоченных органов по первому требованию. Провайдеры обязуются хранить информацию о поступивших аудио-, видео- и текстовых материалов в течение 6 месяцев с момента их поступления в сеть.

    Кто такие блоггеры в рамках терминологии настоящего Федерального закона:

  • Администратор электронного текстового дневника;
  • Создатель и поставщик видео- и аудиоматериалов в видеоблоги;
  • Лицо, администрирующее вэб-сайты;
  • Любой другой регулярный распространитель информации в сети Интернет.
  • Прямые обязанности блоггера

    Так же ФЗ-149 дополнен статьёй 10.2. Согласно тексту пункта 1 указанной статьи, владелец вэб-сайта, страницы или блога с посещаемостью более 3000 человек в сутки, обязуется соблюдать нормативы Конституции РФ. В частности блоггер должен препятствовать распространению:

  • Радикальных религиозных, общественных, националистических и расистских идей;
  • Призывов к совершению суицида или террористического акта;
  • Раскрытия тайн государственного масштаба;
  • Текстов и других материалов, оправдывающих действия экстремистских группировок;
  • Пропаганды порнографии — в особенности, детской;
  • Материалов, содержащих нецензурную брань;
  • Частной информации граждан, которая может навредить их репутации.
  • Блоггер обязан проверять истинность предоставляемой информации до её появления на сайте или в блоге. В случае выявления лжи, выставленные материалы подлежат незамедлительному удалению.

    Распространение в процессе деятельности блоггера заведомо ложной или неправомерной информации влечёт за собой уголовную или административную ответственность, в зависимости от тяжести деяния.

    Блоггер должен предоставить контактные данные, по которым пользователи могут с ним связаться.

    При ведении блога не допускается:

    • Использование страницы для введения заведомо ложной информации для введения граждан Российской Федерации и других стран в заблуждение;
    • Распространения идей вражды на основании определённых религиозных, политических и социальных взглядов.
    • Права блоггеров и органов по надзору

      В процессе информативной деятельности в сети Интернет блоггер имеет право:

    • На неограниченный поиск, получение и распространение данных, не противоречащих нормам настоящего закона;
    • Размещать на своей странице информативные блоги;
    • При работе в сети Интернет пользоваться как своим настоящим именем, так и псевдонимом;
    • Осуществлять видео-, аудио- или текстовые обзоры с изъяснением собственного мнения и взглядов относительно рассматриваемого информативного материала;
    • Предоставлять платные рекламные услуги в соответствии с положениями Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе» N 38-ФЗ.
    • Уполномоченные на надзор за деятельностью блоггеров органы имеют право:

    • На регулярный мониторинг вэб-страниц и блогов;
    • На утверждение методов учёта посещаемости сайтов и блогов;
    • На информативные запросы у провайдеров и блоггеров в рамках ведения реестра сайтов и блогов.
    • Как и другие нормативные акты, закон о блоггерах регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние поправки в действительный закон внесены 29 июля 2017 года.

      Скачать Федеральный закон о блоггерах

      В целях подробного изучения прав и обязанностей администраторов сайтов и электронных дневников необходимо ознакомиться с действительными нормативами настоящего нормативного акта.

      Актуальный текст Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»N 97-ФЗ можно скачать по ссылке:

      Последние изменения

      Последние существенные поправки в настоящий нормативный акт внесены 29 июля 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон N 276-ФЗ. Указанными поправками упразднён пункт 2 статьи 1.

      210fz.ru

      Закон о сми 2014 год

      Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении иностранного участия в любых отечественных СМИ – соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации.

      Согласно закону, доля иностранного капитала в любых российских СМИ не может превышать 20%. Ранее иностранцы имели возможность владеть до 50% в российских СМИ, при этом старая версия закона не касалась печатных и интернет-изданий.

      Закон предусматривает переходный период: новые ограничения будут введены с 1 января 2017 года.

      Госдума приняла поправки в закон «О СМИ» 26 сентября 2014 года, а 1 октября их одобрил Совет Федерации.

      Поправки к закону «О СМИ» 17 сентября внесли в Госдуму депутаты Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ). Законопроект подвергли критике руководители нескольких издательских домов: к примеру, Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Media (50% у американской Hearst Corp.), и Жан де Вит, гендиректор Sanoma Independent Media (на 100% принадлежит финской Sanoma Corp. и ее иностранным партнерам).

      За принятие поправок выступал, в частности, председатель конституционного комитета Совфеда Андрей Клишас. По его мнению, нынешний закон, позволяющий иностранцам владеть до 50% капитала СМИ, позволяет иностранным лицам контролировать учредителей изданий и оказывать влияние на принятие стратегических решений.

      Сенатор уверен, что в отдельных случаях такое влияние может угрожать информационной безопасности государства и наносить вред правам и свободам российских граждан.

      Как писал РБК, поправки затронут четырех эфирных вещателей (СТС, «Домашний», «Перец» и Disney), русскоязычные версии западных телеканалов, распространяющихся через кабельные сети (Discovery, TV 1000, Eurosport, Cartoon Networks и др.), а также крупнейшие издательские дома (Burda, Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Bauer Media, «Эдипресс-Конлига» и др.).

      Если действующая редакция закона запрещает иностранцам лишь прямое владение СМИ сверх оговоренной нормы, то поправки пресекают и косвенное владение через цепочку российских юрлиц.

      top.rbc.ru

      Внесены изменения в законы о СМИ и о связи

      Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи».

      Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 2015 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года.

      Справка Государственно-правового управления

      Федеральный закон разработан во исполнение подпунктов «в» и «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 561 «О гарантиях распространения телеканалов и радиоканалов на территории Российской Федерации».

      Федеральным законом вводится определение обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов как телерадиоканалов, подлежащих распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей), а также предусматриваются категории телерадиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным.

      Наряду с этим Федеральным законом устанавливается запрет для операторов связи, оказывающих услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (кроме услуг связи для целей проводного радиовещания), на изменение телеканалов и (или) радиоканалов, включая совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых, текстовых сообщений и материалов, транслируемых в эксплуатируемых ими сетях, за исключением случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и (или) радиоканалов, а также случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

      Федеральным законом предусматривается порядок присоединения сетей связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов к сетям связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, а также последовательность позиций обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.

      Кроме того, Федеральным законом предлагается новая редакция пункта 2 статьи 19.2 Федерального закона «О связи», согласно которой оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах, определяет Президент Российской Федерации.

      kremlin.ru

      Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»»

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 26 сентября 2014 года

      Одобрен Советом Федерации 1 октября 2014 года

      Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3315; 2002, N 30, ст. 3029; 2004, N 27, ст. 2711; N 45, ст. 4377; 2011, N 25, ст. 3535; 2012, N 31, ст. 4322) следующие изменения:

      1) в части второй статьи 10 слово «прилагается» заменить словом «прилагаются», после слов «государственной пошлины,» дополнить словами «документы, подтверждающие соблюдение положений статьи 19 1 настоящего Закона,»;

      а) дополнить новой частью пятой следующего содержания:

      «Деятельность средства массовой информации может быть также приостановлена в связи с нарушением правил, установленных статьей 19 1 настоящего Закона, по решению суда в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа.»;

      б) часть пятую считать частью шестой и изложить ее в следующей редакции:

      «Основанием для приостановления судом деятельности средства массовой информации может служить обеспечение иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи, а также обеспечение заявления, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.»;

      в) часть шестую считать частью седьмой;

      3) статью 19 1 изложить в следующей редакции:

      «Статья 19 1 . Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание

      Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.

      Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.

      Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

      Лица, являющиеся участниками (учредителями) учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации, а также организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, в случае несоответствия требованиям настоящей статьи не вправе осуществлять права, предусмотренные абзацами вторым — шестым пункта 1 статьи 65 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принадлежащие данным лицам голоса не учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов.

      Любые сделки, которые приводят к нарушению требований настоящей статьи, ничтожны.

      Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.»;

      4) пункт 2 части второй статьи 31 2 дополнить словами «, а также документы, подтверждающие соблюдение положений статьи 19 1 настоящего Закона».

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

      2. Учредительные документы учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации, а также организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, подлежат приведению в соответствие со статьей 19 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 февраля 2016 года. Сведения о соблюдении требований статьи 19 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не позднее 15 февраля 2016 года.

      3. Требования Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат применению с 1 января 2017 года в отношении иностранного юридического лица и российского юридического лица, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, при одновременном соблюдении следующих условий:

      1) такие лица в совокупности либо каждый в отдельности прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения более 20 процентами долей (акций) любого лица) осуществляют владение, управление или контроль в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося учредителем средства массовой информации, редакции средства массовой информации, а также организации (юридического лица), осуществляющей вещание;

      2) одно или несколько российских лиц прямо или косвенно (через третьих лиц) имеют в каждом из таких лиц преобладающее участие, составляющее 80 и более процентов.

      4. Документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в части 3 настоящей статьи, подлежат представлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не позднее 1 февраля 2016 года.

      5. Учредительные документы лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, подлежат приведению в соответствие со статьей 19 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 февраля 2017 года. Сведения о соблюдении требований статьи 19 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не позднее 15 февраля 2017 года.

      6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не получивший от учредителя средства массовой информации или редакции средства массовой информации, от организации (юридического лица), осуществляющей вещание, сведений, указанных в частях 2 и 5 настоящей статьи, а равно и получивший сведения, из которых следует, что такими лицами не соблюдаются требования статьи 19 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона), в порядке, установленном статьей 16 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона), обязан обратиться с заявлением о приостановлении деятельности средства массовой информации.

      rg.ru