Статья 37 УПК РФ. Прокурор

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Комментарии к ст. 37 УПК РФ

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются не только коммент. ст., но и некоторыми другими статьями УПК. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

2. Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

3. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. руб. (ст. 17.7 КоАП).

4. В данной статье перечислены уголовно-процессуальные средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

5. Прокурор не только вправе, но и обязан в случае выявления нарушений законности применять указанные средства прокурорского надзора.

6. Осуществляя надзор за соблюдением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор проверяет исполнение не только требований федерального закона, но и ведомственных нормативных актов, которыми урегулирован порядок регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлении. В органах внутренних дел данный порядок урегулирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях , в органах Федеральной службы безопасности — Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности и т.д.

См.: Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 52.

См.: Приказ ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности: // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 16.

7. Регистрация — это присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем .

См.: Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Там же.

8. В случае отмены незаконного решения дознавателя прокурор по этому поводу может внести представление руководителю учреждения, где работает дознаватель (к примеру, начальнику органа внутренних дел). И напротив, такого полномочия у него нет, когда на момент вынесения постановления на то имели место законные основания.

9. Прокуроры обязаны не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт .

См.: Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. N 34/15: Утверждена Генеральным прокурором СССР, Министром внутренних дел СССР, Министром юстиции СССР, Председателем Верховного Суда СССР, первым заместителем Председателя КГБ СССР.

10. Ранее в законе было закреплено право прокурора передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК. Как известно, органом предварительного расследования является любой отдельно взятый следователь. Если уголовное дело в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, подследственно определенной группе следователей, то оно подследственно любому следователю данного конкретного следственного подразделения. Данное обстоятельство при буквальном толковании п. 12 ч. 2 коммент. ст. позволяло прокурору передавать уголовное дело не только из одного следственного органа в другой, но и от одного следователя другому следователю того же следственного подразделения. Тем самым у прокурора появлялось полномочие руководителя следственного органа по распределению нагрузки между подчиненными последнему следователями. Законодатель посчитал это несправедливым и внес соответствующие изменения в п. 12 ч. 2 коммент. ст. В настоящее время прокурор не вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в системе одного органа предварительного расследования.

11. А права передавать уголовное дело от одного дознавателя другому у него и ранее не было, так как отдельно взятый дознаватель не является органом предварительного расследования. Органом предварительного расследования здесь является орган дознания, дознаватель же обычно лишь осуществляет функцию учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания. При передаче дела от одного дознавателя другому в рамках одного учреждения орган предварительного расследования не меняется.

12. Прокурору предоставлено право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК, и многое другое. Однако правом знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного расследования, он долгое время наделен не был, что служило серьезным препятствием на пути осуществления им уголовного преследования.

13. Именно поэтому законодатель посчитал важным дополнить коммент. ст. пунктом 2.1. В настоящее время у прокурора появилась «возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела». Для этого он должен обратиться к следователю (дознавателю и др.), в производстве которого находится уголовное дело, с соответствующим официальным мотивированным письменным запросом.

14. Мы рекомендуем обращение с таким запросом к следователю (дознавателю и др.). Но формулировка п. 2.1 коммент. ст. позволяет и иначе толковать ее содержание. Здесь речь идет о «материалах находящегося в производстве уголовного дела». А у кого в производстве оно находится и к кому следует обращаться с запросом, умалчивается. Ну, во-первых, понятно, что у самого прокурора в производстве материалы уголовного дела быть не могут. Во-вторых, коль законодатель не конкретизирует субъекта, у которого в производстве находится уголовное дело, то таковым может быть и орган дознания, и орган предварительного следствия. В органе дознания он с запросом обращается к начальнику органа дознания, а в органе предварительного следствия — к следователю (руководителю следственного органа, руководителю следственной группы), в производстве которого находится уголовное дело.

15. Согласно закону сам отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, оформленное следователем или руководителем следственного органа, прокурор не вправе. Однако, признав отказ следователя (руководителя следственного органа) в возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным, он вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов (вышестоящему руководителю следственного органа) для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Когда же им выявлен факт незаконного и (или) необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела органом дознания, дознавателем, прокурор отменяет такое постановление и направляет свое постановление (об отмене постановления органа дознания, дознавателя) начальнику органа дознания с определенными указаниями, устанавливая срок их исполнения.

16. Применительно к институту соединения уголовных дел властные полномочия прокурора в большей степени распространяются на органы дознания. Прокурор принимает решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя. Именно ему отведено право принятия решения о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. ст. 150 и 151 УПК разным органам дознания.

17. К иным полномочиям прокурора, о которых упоминается в п. 16 ч. 2 коммент. ст., относятся, к примеру, следующие. Прокурор вправе отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК), отменить указание нижестоящего прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 221 УПК), внести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК), а равно о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 214 УПК), продлить срок дознания (ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 223 УПК), возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК).

18. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК, прокурор вправе признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК).

19. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлевать срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления, и др.

20. Для дознавателя (начальника подразделения дознания) обязательны письменные указания как надзирающего прокурора, так и любого вышестоящего прокурора.

21. Обжалование дознавателем указаний прокурора никогда не приостанавливает их исполнения.

22. Решения прокурора, о которых идет речь в п. п. 11 и 12 ч. 2 коммент. ст., должны оформляться в виде постановления.

23. См. также комментарий к ст. ст. 5, 21, 38, 39, 66, 144, 149, 223 УПК.

rulaws.ru

Статья 37. Прокурор

СТ 37 УПК РФ

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Комментарий к Статье 37 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи связаны с процессуальными полномочиями прокурора и его процессуальным статусом при производстве по уголовным делам. Само понятие прокурора, который реализует в уголовном судопроизводстве свои полномочия, дано в п. 31 ст. 5 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к п. 31 ст. 5 УПК РФ.)

2. При производстве по уголовному делу прокурор реализует две основные функции: функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и функцию осуществления от имени государства уголовного преследования. Эти функции не противопоставляются друг другу, более того, полномочия, предоставленные прокурору, позволяют в равной степени реализовывать каждую из них. Причем надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия фактически означает надзор за исполнением закона должностными лицами и органами, осуществляющими уголовное преследование. По сути дела, прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет уголовное преследование самостоятельно и контролирует осуществление уголовного преследования другими должностными лицами.

3. Уголовное преследование прокурора в уголовном судопроизводстве в зависимости от досудебной и судебной частей имеет существенные особенности. Так, на досудебной части, обладая полномочиями по процессуальному контролю за процессуальной деятельностью органов дознания, дознавателя, прокурор вправе давать поручения данным участникам уголовного судопроизводства при осуществлении ими уголовно-процессуальной деятельности, которые для данных участников процесса являются обязательными. Кроме того, прокурор на досудебной части вправе утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт (обвинительное постановление). Прокурор совместно со следователем (руководителем следственного органа) участвует в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. В части судебного разбирательства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, выступая в качестве государственного обвинителя при рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, а также участвует при рассмотрении уголовных дел в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Кроме того, прокурор приносит апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения, как на итоговые, так и на промежуточные, которые были приняты соответствующими судебными инстанциями.

4. Предметом прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Реализуя функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор решает задачи обеспечения режима законности при производстве по уголовным делам, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения лиц, виновных в совершении преступлений, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления правопорядка.

5. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве (уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия) реализуются посредством наделения прокурора соответствующими уголовно-процессуальными полномочиями. Все полномочия прокурора реализуются на досудебной и судебной частях уголовного судопроизводства. При этом некоторые полномочия прокурора по уголовному преследованию тесно связаны с надзорными полномочиями и переплетаются с ними в зависимости от той либо иной ситуации при производстве по уголовному делу. Характер этих полномочий прокурора обладает диссонансным признаком. Такими полномочиями прокурора признается следующее: право давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факт задержания (ч. 4 ст. 96 УПК РФ); проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч. 4 ст. 146 УПК РФ); давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК РФ); разрешать ходатайства подозреваемого или обвиняемого о заключении соглашения о сотрудничестве, составлять указанное соглашение, выносить представление о соблюдении обвиняемым условий и обязательств, предусмотренных этим соглашением (ст. ст. 317.2, 317.3 УПК РФ); знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела по его мотивированному письменному запросу (ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ); требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); определять подследственность уголовных дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 146, ч. 8 ст. 151 УПК РФ, и др.

6. Прокурор наделяется следующими полномочиями:

1) выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37). Кроме того, данное постановление в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела;

2) дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37);

3) изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37). Осуществление данной уголовно-процессуальной функции прокурора связано с досрочным окончанием производства неотложных следственных действий органом дознания. Дело в том что в силу сложившихся обстоятельств при производстве по уголовному делу прокурор прекращает производство неотложных следственных действий органом дознания до истечения 10 суток и передает, в соответствии с ч. 3 ст. 157 УПК РФ, уголовное дело руководителю следственного органа для производства предварительного следствия. Кроме того, досрочное прекращение прокурором производства неотложных следственных действий органом дознания и передача уголовного дела следователю должны основываться на соответствующем мотивированном постановлении прокурора;

4) утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 13 ч. 2 ст. 37). Речь в данном случае идет о прекращении уголовного преследования и (или) уголовного дела в соответствии со ст. ст. 24 — 281 УПК РФ;

5) утверждает обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу и направляет его в суд (п. 14 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ);

6) возвращает уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ);

7) прокурор при наличии оснований, свидетельствующих о незаконности или необоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного органом дознания, дознавателем, принимает процессуальное решение об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела посредством вынесения соответствующего постановления . Кроме того, прокурор при наличии оснований о незаконности или необоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем либо руководителем следственного органа в течение 5 суток с момента получения материалов, принимает процессуальное решение об отмене постановления об отказе в возбуждения уголовного дела. Данное процессуальное решение принимается посредством вынесения соответствующего постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);
———————————
См. об этом: совместный Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 80 и МВД N 725 от 12 сентября 2006 г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» // .

8) прокурор вправе давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам, не предусмотренным п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, в отношении которых должно быть произведено дознание (п. 2 ч. 3 ст. 150);

9) прокурор вправе давать письменные указания о производстве предварительного следствия по уголовным делам, перечень которых предусмотрен п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Как правило, такое процессуальное решение прокурор принимает для повышения эффективности производства предварительного расследования в форме предварительного следствия следователем, а также в силу целесообразности производства предварительного следствия в зависимости от обстоятельств совершенного преступления (ч. 4 ст. 150 УПК РФ);

10) прокурор продлевает срок дознания (ч. ч. 3, 4, 5 ст. 223 УПК РФ, ч. 2 ст. 226.6 УПК РФ);

11) продлевает срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

12) в соответствии с принципом взаимности прокурор через Генеральную прокуратуру РФ вносит запрос о производстве на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, органами иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением (ч. 1 ст. 453 УПК РФ);

13) исполняет переданные в установленном порядке запросы о производстве следственных и иных процессуальных действий, поступившие от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности (п. 1 ст. 457 УПК РФ);

14) Генеральный прокурор РФ принимает процессуальные решения по вопросу о направлении материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела о совершении преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК РФ);

15) Генеральный прокурор РФ принимает процессуальные решения по запросам компетентных органов иностранных государств об уголовном преследовании граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства и возвратившихся в Российскую Федерацию (ч. 1 ст. 459 УПК РФ);

16) Генеральный прокурор РФ принимает процессуальные решения о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства (ч. ч. 1, 3 ст. 460 УПК РФ);

17) Генеральный прокурор РФ или его заместитель принимает процессуальное решение по запросам о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства (ч. ч. 4, 7 ст. 462, ст. 465 УПК РФ);

18) Генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с принципом взаимности принимает процессуальное решение о даче согласия на транзитную перевозку по территории России лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 462.1 УПК РФ);

19) прокурор направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица в случае обжалования в суд этого решения (ч. 3 ст. 463 УПК РФ);

20) прокурор принимает процессуальное решение по вопросу об избрании меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ, в целях обеспечения возможности выдачи лица при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 466 УПК РФ);

21) прокурор принимает процессуальное решение о том, чтобы подвергнуть лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом РФ, если к запросу прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу (ч. 2 ст. 466 УПК РФ);

7. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор, выступая в качестве государственного обвинителя, поддерживает государственное обвинение и является субъектом доказывания при производстве по уголовному делу (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). При этом при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции по делам публичного и частно-публичного обвинения государственный обвинитель обладает следующими полномочиями:

— правом заявлять отводы (ч. 1 ст. 266 УПК РФ);

— заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушениями требований УПК РФ. При этом государственный обвинитель должен обосновать заявленное им ходатайство (ч. 1 ст. 271 УПК РФ);

— правом высказывать мнение о возможности судебного разбирательства в отсутствие кого-либо из участников судебного разбирательства (ст. 272 УПК РФ);

— излагать предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ);

— первым представлять доказательства и исследовать их совместно с составом суда (ч. 2 ст. 274 УПК РФ);

— заявлять ходатайства в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 276, ст. ст. 281, 282, 283, 284 УПК РФ;

— правом ходатайствовать о дополнении судебного следствия (ч. 1 ст. 291 УПК РФ);

— правом на речь государственного обвинителя, а также на одну реплику (ч. ч. 1 и 6 ст. 292 УПК РФ);

8. Кроме того, правом апелляционного обжалования путем принесения апелляционного представления обладают государственный обвинитель и (или) вышестоящий прокурор. Данное право у них возникает в случае несогласия с точки зрения законности, обоснованности и справедливости приговора, а также законности и обоснованности иного решения суда первой инстанции. При этом государственный обвинитель и (или) вышестоящий прокурор имеют право обжаловать соответствующее судебное решение. Данное обжалование происходит путем принесения апелляционного представления в суд, который постановил приговор или иное обжалуемое судебное решение. Как правило, таким правом обладают государственные обвинители из числа должностных лиц, органов районной (городской) прокуратуры либо гарнизонной военной прокуратуры, должностных лиц прокуратуры республик, краев и областей, городов федерального значения, прокуратур автономной области или автономного округа, прокуратур военного округа (флота), а также должностных лиц Генеральной прокуратуры. Речь в данном случае идет о помощниках, старших помощниках прокурора района (гарнизона), прокурора субъектов РФ, а также старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов прокуратуры субъекта, а также помощников, старших помощников начальников управлений (главных управлений) и старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры либо помощников, старших помощников Генерального прокурора, которые участвовали в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции. Кроме государственного обвинителя правом приносить апелляционные представления обладает вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции, в зависимости от звена судебной системы. При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» рассмотрению подлежат оба представления, при условии что они поданы в установленный законом срок . В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» система органов прокуратуры представляет собой централизованную систему, основанную на подчинении нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим органам и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ»). Поэтому для принесения апелляционного представления на судебное решение, вынесенное районным судом (гарнизонным военным судом), прокурор района (города) либо прокурор военной прокуратуры объединения, соединения, гарнизона или прокурор других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, должен обратиться к вышестоящему прокурору о принесении ими апелляционного представления. В этой связи прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним иные прокуроры обладают правом принесения апелляционных представлений на приговоры и иные судебные решения, не вступившие в законную силу и вынесенные районными судами, в апелляционную коллегию по уголовным делам верховного суда республик, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. В случае необходимости принести соответствующее апелляционное представление в апелляционную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, прокурор субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры обращаются с данным представлением к Генеральному прокурору или их заместителям о принесении апелляционного представления. Исключением являются случаи, когда помощник прокурора, прокурор управления и прокурор отдела и т.д. прокуратур субъектов РФ или приравненных к ним прокуратур участвовали в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовных дел по существу судами республик, краевыми или областными суда, судами города федерального значения, судами автономной области и судами автономного округа. В данном случае эти должностные лица имеют право сами принести соответствующие апелляционные представления. Кроме того, правом на принесение апелляционных представлений на судебные решения суда первой инстанции имеют и заместители вышестоящих прокуроров. Данное положение отражено в п. 31 ст. 5 и ч. 5 ст. 37 УПК РФ. По нашему мнению, самостоятельно вышестоящий прокурор, без обращения к нему нижестоящего прокурора, который в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 221 и п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК РФ утвердил обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), не обладает правом апелляционного обжалования судебного решения путем принесения апелляционного представления. Дело в том что пределы судебного разбирательства суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 252 УПК РФ связаны с предъявленным обвинением, а данное обвинение утвердил соответствующий прокурор. Кроме того, прокурор, утвердивший обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), на основании поручения возлагает на соответствующее должностное лицо органа прокуратуры обязанность поддерживать государственное обвинение. Поэтому вышестоящий прокурор без обращения к нему нижестоящего прокурора о принесении апелляционного представления не имеет право самостоятельно обращаться в суд апелляционной инстанции с обжалованием судебного решения. Речь в данном случае идет о том, что прокурор, утвердивший обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), обладая полномочиями по делегированию своих полномочий по осуществлению уголовного преследования при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции, обращается к вышестоящему прокурору для принесения апелляционного представления в соответствующую апелляционную инстанцию суда общей юрисдикции. Кроме того, п. 31 ст. 5 УПК РФ четко регламентирует, что прокурором как участником уголовного судопроизводства признается Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Таким образом, полномочия вышестоящего прокурора по апелляционному обжалованию судебных решений будут соответствовать принципу законности (ст. 7 УПК РФ), если имеются фактические (материальные) основания для обжалования и процессуальные основания. Как уже отмечалось, фактические (материальные) основания связаны с наделением соответствующего прокурора полномочиями согласно Закону «О прокуратуре РФ», а процессуальные основания связаны с обращением прокурора, утвердившего обвинительное заключение (обвинительный акт), о необходимости обжаловать судебное решение в апелляционном порядке. Данное положение не распространяется на иные судебные решения — как правило, промежуточные судебные решения, в силу того что в них не рассматриваются вопросы о виновности, наказания, вида учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный, и т.д.
———————————
.

Данное положение трактуется ч. 1 ст. 389.1 УПК РФ, по смыслу которой только вышестоящий прокурор или государственный обвинитель имеет право приносить соответствующие представления. Для районного, городского прокурора вышестоящим прокурором будет прокурор области, края и т.д.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ не определяет вопросы делегирования полномочий прокурора, утвердившего обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление) по уголовному делу. Данный вопрос рассмотрен в Приказе Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // .

9. Все полномочия государственного обвинителя и (или) вышестоящего прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции определены ст. ст. 37 и 246 УПК РФ. Но при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции деятельность государственного обвинителя и (или) прокурора имеет определенные особенности. Так, участие государственного обвинителя и (или) прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции является обязательным по делам публичного и частно-публичного обвинения. По делам частного обвинения участие государственного обвинителя и (или) вышестоящего прокурора не требуется, если данное уголовное дело не возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора (ч. 1 ст. 389.12 УПК РФ).

10. Государственный обвинитель и (или) прокурор обладают полномочиями по ходатайству перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока (ч. 1 ст. 389.5 УПК РФ). Кроме того, государственный обвинитель и (или) прокурор должен быть извещенным о принесенных апелляционных жалобах. При этом извещать о принесенных апелляционных жалобах надлежит суду, постановившему приговор или вынесшему иное обжалуемое решение, и только при условии что апелляционная жалоба затрагивает интересы сторон (ст. 389.7 УПК РФ). В данной ситуации мы видим, что право решать, затрагивает ли поданная апелляционная жалоба интересы соответствующих лиц, предоставляется суду. И в ситуации, когда суд сочтет, что апелляционная жалоба не затрагивает интересы того или иного участника уголовного судопроизводства, он вообще не будет информирован об апелляционном пересмотре уголовного дела. На наш взгляд, данное положение не вполне соответствует принципу охраны прав граждан в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК РФ). Было бы логичнее указать в ст. 389.7 УПК РФ, что суд извещает о поданной апелляционной жалобе всех лиц, обладающих правом апелляционного обжалования, а они уже самостоятельно принимают решение о том, затрагиваются ли их интересы либо нет, и есть ли для них необходимость участвовать в судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции.

11. Государственному обвинителю и (или) прокурору разъясняется судом право на подачу ими возражений на поданную апелляционную жалобу (ст. 389.7 УПК РФ). Причем суд должен разъяснить государственному обвинителю и (или) прокурору, что он обладает правом возражения на апелляционную жалобу в письменном виде с указанием срока подачи возражения. Данное возражение государственного обвинителя и (или) прокурора приобщается к материалам уголовного дела. Кроме того, государственный обвинитель и (или) прокурор обладает правом быть извещенным о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 7 суток до его начала (ч. 2 ст. 389.11 УПК РФ). При этом в ч. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 26 определен более современный способ извещения о начале рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции. Речь в данном случае идет об извещениях государственного обвинителя и (или) прокурора посредством СМС-сообщений, но с обязательным согласием на такой способ уведомления.

12. Государственный обвинитель и (или) прокурор обладают полномочиями по отзыву апелляционного представления (ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство не определяет основания, по которым данные участники производства по уголовному делу в суде апелляционной инстанции вправе отозвать апелляционное представление. По нашему мнению, основаниями, по которым государственный обвинитель и (или) прокурор могут отозвать апелляционное представление, являются положения, предусмотренные ч. 7 ст. 246 УПК РФ, т.е. когда они придут к убеждению , что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение. Но во всех случаях государственный обвинитель и (или) прокурор в обязательном порядке должны согласовать свои позиции с прокурором, утвердившим обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление). Кроме того, в данной ситуации не совсем определен момент вступления в силу приговора суда первой инстанции .
———————————
В данном случае налицо внутренне убеждение государственного обвинителя и (или) прокурора, которое должно основываться в первую очередь на знаниях обстоятельств уголовного дела, а также на знаниях о том, как поступить в данной ситуации, какое принять решение.

В этой связи целесообразно, на наш взгляд, дополнить УПК нормой, которая предусматривала бы положение о том, что суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявление об отзыве апелляционного представления или жалобы, выносит определение о снятии дела с рассмотрения (при отсутствии апелляционных жалоб других участников процесса) и одновременно о вступлении приговора в законную силу. Решать такой вопрос резолюцией председателя суда о снятии дела с рассмотрения — значит недооценивать важность момента вступления приговора в законную силу.

13. Государственный обвинитель и (или) прокурор имеют право подавать дополнительное апелляционное представление (ч. 4 ст. 389.8 УПК РФ). Дополнительное апелляционное представление, как и дополнительная апелляционная жалоба, должно поступить в суд апелляционной инстанции не позднее чем за 5 суток до начала судебного заседания. В дополнительном представлении государственного обвинителя и (или) прокурора, поданных по истечении срока обжалования, не должен стоять вопрос об ухудшении положения осужденного, а также лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, но только при условии, что такое требование не содержалось в первоначальном представлении (ч. 4 ст. 389.8 УПК РФ).

14. Следующие полномочия государственного обвинителя и (или) прокурора при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции связаны с порядком рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции и обжалованием судебного решения суда апелляционной инстанции. К ним относятся:

— заявление ходатайств и отводов при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 389.13 УПК РФ);

— право на поддержку заявленных ходатайств другими участниками апелляционного производства в апелляционной жалобе или представлении (ч. 2 ст. 389.13 УПК РФ);

— право знать, что уголовное дело совместно с принесенными апелляционными жалобами (представлениями) и возражениями направлены в суд апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 389.8 УПК РФ);

— право возражать на доклад председательствующего или судьи, а также на выступления стороны, подавшей апелляционную жалобу, представление (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право на выступление после доклада председательствующего или судьи, в случае если им было подано апелляционное представление (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право возражать на выступления стороны, подавшей апелляционную жалобу (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право высказывать свое мнение по вопросу последовательности выступлений в суде апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право представлять дополнительные материалы (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право ходатайствовать об исследовании доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции (ч. 6 ст. 389.13 УПК РФ);

— право ходатайствовать о рассмотрении апелляционной жалобы, представления без проверки доказательств, в случае когда они были исследованы в суде первой инстанции (ч. 7 ст. 389.13 УПК РФ);

— право заявлять ходатайство о дополнении судебного следствия (ч. 9 ст. 389.13 УПК РФ);

— право выступать в прениях (ч. 1 ст. 389.14 УПК РФ);

— право на подачу замечания по содержанию протокола (ст. 389.34 УПК РФ);

— право на разъяснения распорядиться правом обжаловать вновь вынесенный апелляционный приговор, определение, постановление, если они противоречат ранее вынесенному решению суда апелляционной инстанции при повторном рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, в порядке гл. 47.1 УПК РФ;

— право обжаловать вновь вынесенный апелляционный приговор, если он противоречит ранее вынесенному решению суда апелляционной инстанции;

— право обжаловать решение суда апелляционной инстанции в вышестоящий суд в порядке, установленном гл. 47.1 и 48.1 УПК РФ;

upkod.ru