В Экологический кодекс Казахстана внесены изменения

Поправки сделаны для создания благоприятных условий малому и среднему бизнесу и улучшения экосреды.

5 апреля 2017 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан» (далее — Закон). Об этом сообщает Zakon . kz со ссылкой на пресс-службу Министерства энергетики РК.

В целях совершенствования системы торговли квот на выбросы парниковых газов необходимо применение метода квотирования на основе удельных коэффициентов выбросов парниковых газов. В этой связи, статья 1 Экологического кодекса РК (далее — Кодекс) дополнена подпунктом 65-4), который предусматривает определение термина «удельный коэффициент выбросов парниковых газов».

Для исключения законодательного пробела по утверждению перечня удельных коэффициентов выбросов парниковых газов Законом предусматривается компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на разработку и утверждение перечня удельных коэффициентов выбросов парниковых газов.

Для исключения пробела по компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, в части определения периода действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, внесена поправка, предусматривающая замену слов «и утверждается на соответствующий период» словами «на соответствующий период, определяемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды».

В целях создания благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса внесены изменения в Кодекс, а именно — исключение предпроектной и проектной документации намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, из перечня проектов, по которым обязательно проведение общественных слушаний. Данная поправка соответствует международным обязательствам, предусмотренным Конвенцией о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной Законом Республики Казахстан 23 октября 2000 года.

Также внесена поправка в Кодекс, которая предусматривает возможность сброса попутно добываемых шахтных вод в пруды-накопители и (или) пруды-испарители без очистки до нормативных показателей, для которых не требуется установление нормативов качества веществ.

На законодательном уровне предусмотрена возможность сброса шахтных вод без предварительной очистки в пруды-накопители и (или) пруды-испарители.

Предусмотрено исключение некоторых понятий видов отходов, например, «крупногабаритные отходы, включая бытовую технику, мебель и прочее» в связи с отсутствием понятия такого вида отходов.

Исключается наименование отходов «отработанные автомобильные масла и жидкости», так как данная норма уже охватывает понятие в действующей норме в пункте 1 статьи 301 Кодекса как «жидкие отходы».

Проектом Закона предусмотрено переименование и объединение некоторых видов отходов (оргтехника, бытовая техника заменяется на электронное и электрическое оборудование).

В связи с отсутствием в регионах республики соответствующей инфраструктуры принимается отлагательная норма до 31 декабря 2018 года на запрет захоронения на полигонах отходов пластмассы, пластика, полиэтилена и ПЭТ-упаковки, макулатуры, картона и отходов бумаги, стеклобоя, а также строительных и пищевых отходов.

Пункт 11 статьи 324 Кодекса излагается в новой редакции в целях устранения коллизии между абзацем 4 подпункта 29) пункта 1 статьи 1 и статьей 2 Закона Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» в части предоставления операторами установок отчетов об инвентаризации выбросов парниковых газов.

Данные поправки позволят исключить дополнительные административные барьеры и предотвратить загрязнение окружающей среды.

www.zakon.kz

Проект закона Республики Казахстан “Об охране окружающей среды”, представленный Кабинетом министров 27 февраля 1996 года к рассмотрению в Парламенте и принятый в первом чтении на заседании Мажилиса Парламента 25 июня 1996 года, должен стать центральным, головным законом системы экологического законодательства. В нем необходимо аккумулировать основные нормы современного экологического права.

В связи с особо напряженной экологической ситуацией во всех регионах Республики Казахстан было бы уместно вынести законопроект на всенародное обсуждение. К работе над ним в соответствии с действующим законом 1991 года “Об охране окружающей природной среды” должны были быть привлечены представители неправительственных экологических и других заинтересованных организаций.

Выскажем наше видение некоторых положений законопроекта с точки зрения неправительственной экологической организации, считающей одной из своих важнейших целей сохранение природы и защиту прав человека на окружающую среду.

Вряд ли оправданно перечисление в законе основных понятий, что сделано в статье 1 главы I. К тому же в этой статье не даны определения таких важнейших понятий, как “охрана природы”, “охрана окружающей природной среды”, “права человека на окружающую среду” (включая права на окружающую природную среду), “права животных и растений на жизнь” (т.е. права всех живых существ на жизнь), “ущерб окружающей природной среде” во всех его разновидностях, “разрушение окружающей природной среды” и т.д. Вызывает недоумение трактовка некоторых терминов. Например, определение “нормирования качества окружающей среды” как “установление показателей качества окружающей среды, определяющих ее пригодность для существования человека и конкретных видов природопользования”, не согласуется с представлениями о сохранении биоразнообразия, генетического разнообразия, жизненно важных экосистем и устойчивого использования живых организмов и экосистем.

“Экологические требования” определяются как “обязательные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на охрану окружающей среды”. Непонятно, почему именно “охрану”, которая является не чем иным, как комплексом мероприятий, проводимых человеком. Правильнее было бы написать, “оказывающих влияние на окружающую среду”. Кстати, аналогичное использование словосочетания “охрана окружающей среды” еще несколько раз встречается в законопроекте. Разработчикам законопроекта можно было бы просто договориться об использовании признанного в области экологической терминологии словаря-справочника “Природопользование” Н.Ф.Реймерса (М., 1990).

В статье 2 (п.1), провозглашающей задачи законодательства в области охраны окружающей среды, необходимо указать направленность закона на защиту прав человека на окружающую среду. Кстати, действующий закон 1991 года в самом начале декларирует, что он “призван обеспечить защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую природную среду . ”, что соответствует первому принципу Рио-де-Жанейрской декларации, провозглашающей право человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Если законодатель берет пример с зарубежного законодательства в области терминологического раздела, логично перенять и практику подробных ссылок на законы. Поэтому в статье 2 (п.2) необходимо перечислить конкретные законы, относящиеся к природоохранной сфере, принятые и намеченные к разработке и утверждению, как впрочем и по всему закону вместо фразы “регулируется соответствующим законодательством” следует ссылаться на конкретные статьи законов.

Считаем, что статья 3 должна называться “Принципы национальной экологической политики в области природоохранного законодательства”, а не “Основные принципы охраны окружающей среды”, как предложено в законопроекте. В начале провозглашаются политические приоритеты, а затем осуществляется их законодательное оформление. Экологическая политика должна основываться на концепции устойчивого развития, международных соглашениях и обязательствах. Законы должны обеспечивать проведение политики, являясь ее правовым инструментарием. На Конференции Рио — 92, участником которой являлся и Казахстан, было признано, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительств и что оно требует разработки соответствующей национальной политики, планов, программ.

В данную статью необходимо включить следующие принципы экологической политики в области природоохранного законодательства.

# Обеспечение прав человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, приоритет охраны жизни и здоровья человека.

# Обеспечение прав будущих поколений на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

# Сохранение биоразнообразия, генетического разнообразия, жизненно важных экосистем и устойчивое использование живых организмов и экосистем.

# Сохранение уникальных, редких, поставленных под угрозу исчезновения и типичных экосистем и представителей фауны и флоры.

# Сохранение объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность.

# Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества при приоритете последних.

# Бесплатность общего пользования природой и платность специального природопользования.

# Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, внедрение экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

# Предотвращение ущерба окружающей природной среде, расчет экологического риска, оценка возможного экологического воздействия на окружающую среду.

# Приоритет государства в области экологической безопасности. Государственное регулирование, государственные экологические экспертизы, мониторинг, контроль.

# Неотвратимость ответственности за разрушение, загрязнение, истощение окружающей природной среды, нарушение природоохранного законодательства. Виновный в разрушении, загрязнении и истощении платит. Ответственность распространяется также на разрешающего данные действия, или не принимающего меры по их прекращению.

# Ущербом окружающей природной среде и ущербом человеку является загрязнение, разрушение, истощение природной среды, которые навязываются человеку без его воли и согласия и приводят к потере имущества и здоровья, что является нарушением его прав. Возмещение ущерба природе, материального ущерба человеку и восстановление его здоровья является конкретной формой защиты прав человека.

# Демократическое участие населения, общественных объединений, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

# Сочетание национальных и международных интересов в области охраны окружающей природной среды. Международное сотрудничество на основе международного права.

В главе II “Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды”, объявляя право гражданина на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду, необходимо подчеркнуть его право не только на возмещение вреда здоровью и имуществу, как указано в законопроекте (статья 5, п.1), но и морального вреда. Более того, возмещение должно производиться не только в случае нарушения природоохранного законодательства, но и в случае любого изменения природной среды, приводящего к ущербу и потере здоровья.

Право на достоверную информацию должно быть конкретизировано, как право на получение информации о состоянии окружающей природной среды, законодательных инициативах, финансово-бюджетных средствах, судебных исках и их результатах, о нормативах, экологической экспертизе, о влиянии на здоровье, о международных договорах и т.д.

Право ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда (статья 5, п.2) должно быть конкретизировано, как право ставить вопросы о привлечении к ответственности и предъявлять в суд иски о неправомерных действиях организаций, должностных лиц и отдельных граждан. В этом пункте также необходимо поместить право на судебную защиту прав человека на окружающую среду.

Пункт об обязанностях граждан (статья 5, п.3) может быть изложен в следующей редакции: “Каждый гражданин обязан признавать права других граждан на благоприятную окружающую среду, должен бережно относиться к природе и не наносить ей некомпенсируемого ущерба”.

Статья 6 о правах общественных объединений должна быть дополнена следующим образом. В праве получать от государственных органов своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее оздоровлению необходимо указать и “об источниках их финансирования”. Право сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами должно быть дополнено правом сотрудничества с зарубежными государственными и общественными организациями, а также международными организациями. Нуждается в фиксации право на участие в законотворчестве и на выступление с законодательными инициативами вместо общей формулировки об участии в обсуждении законопроектов по охране окружающей среды. Право о привлечении к ответственности должно быть изложено в той же редакции, что и аналогичное право граждан.

В главе III “Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления” отсутствуют статьи о полномочиях Президента и Парламента. Такие статьи необходимо внести, наделив Парламент полномочием утверждения экологической политики, на Президента возложить ответственность за ее выполнение. Кроме того, Президент, как гарант незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, должен выступать гарантом прав человека на окружающую среду.

Декларирование компетенции главы государства, верховной законодательной и исполнительной власти дает возможность детально расписать ответственность в области экологической политики. Основные принципы и направления экологической политики должны разрабатываться Правительством, конкретное содержание — Министерством экологии и биоресурсов. Право утверждения экологической политики принадлежит Парламенту. Ответственным за ее выполнение является Президент. Проведение политики в жизнь организует, координирует и контролирует Министерство экологии и биоресурсов.

К указанному в законопроекте полномочию Правительства об утверждении положения о фондах охраны окружающей среды необходимо добавить и утверждение порядка возмещения ущерба.

Центральный исполнительный орган (на сегодняшний день Министерство экологии и биоресурсов РК), о котором идет речь в статье 8, должен получить особый статус по сравнению с другими министерствами, вытекающий из приоритетности экологических задач. Министерству должно быть дано право контроля над другими министерствами в той части их деятельности, которая связана с окружающей природной средой. Для эффективного выполнения этой функции Министерство должно быть лишено права заниматься какой-либо хозяйственной деятельностью, связанной с любыми формами природопользования. В законе необходимо более четко зафиксировать ответственность Министерства. Оно может выступать в качестве истца с судебными исками и само должно выступать в качестве ответчика по судебным искам.

Правовое положение и компетенция иных центральных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды, управления природопользованием, контроля за качеством окружающей среды, отвечающих за состояние здоровья населения, должны быть четко обозначены в данном законе. К таким органам относятся Министерство здравоохранения, Комитет лесного хозяйства, Министерство геологии и охраны недр и т.д. В вопросах охраны окружающей среды и управления природопользованием их деятельность должна быть согласована с Министерством экологии и биоресурсов.

Полномочия местных представительных и исполнительных органов (статья 10) должны быть зафиксированы не только в области охраны окружающей среды, но и в сфере природопользования. В этой статье существенно выхолощена роль маслихатов. Между тем они должны быть наделены серьезными полномочиями в области утверждения доходной и расходной частей местных бюджетов, ставок платежей, штрафов, различных нормативов. Кстати, подобные полномочия зафиксированы в законе Республики Казахстан “О местных представительных и исполнительных органах” ( от 10 декабря 1993 года).

Право местных исполнительных органов осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды должно осуществляться при согласовании с Министерством экологии и биоресурсов. И местные представительные, и местные исполнительные органы должны нести ответственность за проведение экологической политики на своих территориях, в плане этой ответственности и те и другие могут возбуждать судебные иски и отвечать по ним .

Необходимо выделить отдельную главу по экологическому мониторингу вместо краткой статьи 22, как предложено в законопроекте. В этой главе должно быть зафиксировано положение, как о государственном, так и о независимом негосударственном мониторинге.

Название главы V “Экономический механизм охраны окружающей среды” не совсем соответствует ее содержанию. Перечисляемые в главе платежи за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за охрану и воспроизводство природных ресурсов относятся к административным мерам, тогда как к экономическим следует отнести субсидии, займы и кредиты по низким процентам, льготные ставки по налогам и т.д. Эти мероприятия можно расписать в главе об экономическом механизме охраны окружающей среды. Система платежей должна быть помещена в главу, которую можно назвать “Экологические платежи”. Эта глава должна включать следующие положения:

1. Плата за природные ресурсы (земля, недра, воздух, вода, лес, иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается

— за право пользования в пределах установленных лимитов,

— за сверхлимитное и нерациональное использование.

2. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение природной среды (выбросы, сбросы).

4. Плата за размещение отходов производства и потребления.

5. Плата за другие воздействия на природную среду и уничтожение ее обитателей.

В статье 28 одним из экономических стимулов охраны окружающей среды законопроект признает освобождение юридических и физических лиц от платы за пользование природными ресурсами. Такой подход недопустим. От платы за пользование ресурсами не должен освобождаться никто, так как эти платежи включаются в стоимость продукции, работ, услуг всех производителей, что в условиях рыночной экономики будет стимулировать ресурсосбережение.

Основные задачи и требования, которые излагаются в статье 31 главы VI “Нормирование качества окружающей среды”, должны быть направлены на “установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду” не только для “экологической безопасности, охраны здоровья населения, предотвращения загрязнения окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов”, как указано в законопроекте, но главным образом для создания и поддержания экологически чистой среды обитания. Под экологически чистой понимают такую среду, которая обеспечивает условия существования организмов, включая человека, при которых полностью сохраняется не только внешнее проявление присущих им нормальных физиологических состояний, но и весь комплекс внутренних физических и психических процессов, включая появление генетически здорового полноценного потомства во многих поколениях. В качестве биоиндикаторов такой экологически чистой среды обычно берутся несколько ключевых видов, обеспечивающих жизнь всех остальных.

Необходимо изменить статью 52 об охране окружающей среды от отходов производства и потребления. Согласно этой статье сброс и захоронение различных отходов запрещается только в тех местах, где может быть создана опасность для здоровья населения. Географию этих мест нужно расширить, включив все места, где может возникнуть опасность биоразнообразию и жизненно важным экологическим системам. Необходимо ввести новую статью, категорически запрещающую захоронение отходов любых других государств, а также отходов, остающихся после переработки отходов, ввезенных из любых других государств с целью переработки. Следует запретить транспортировку по территории Республики и временное хранение всех опасных отходов.

В главе XVII “Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды” необходимо ввести и четко определить понятие “экологическое преступление” и расписать основные принципы уголовной ответственности. Данный раздел, закона и соответствующая часть готовящегося Уголовного кодекса должны быть приведены в полное соответствие друг с другом. Предлагаем внести в данную главу положение о принципе давности за экологические преступления, попадающие под действие Уголовного кодекса. Ответственность по таким преступлениям должна носить бессрочный характер.

Ответственность за экологические правонарушения должны нести следующие категории юридических и физических лиц: разработчики проекта, эксперты, исполнители, государственные органы, согласовывающие проект, утверждающие его, принимающие в эксплуатацию и контролирующие его деятельность, а также заказчик.

В закон необходимо ввести статью об экологических требованиях к иностранным инвесторам и совместным предприятиям. Недопустимы строительство предприятий и импорт технологий, оборудования и товаров, не соответствующих экологическим стандартам страны-экспортера.

www.greensalvation.org

Минэнерго РК рассказало о Законе об экологии

8 апреля 2016 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам».

Целью данного Закона является устранение коллизий в положениях и нормах Экологического кодекса Республики Казахстана в части регулирования выбросов парниковых газов и приведение экологического законодательства в соответствие с Конвенцией о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года.

Данный Закон включает 2 направления:

1) дальнейшее выполнение ратифицированной Казахстаном Орхусской конвенции;

2) совершенствование регулирования выбросов парниковых газов.

По первому направлению:

Законом вносятся изменения и дополнения в Экологический и Налоговый кодексы Республики Казахстан.

В Экологическом кодексе предусмотрены вопросы сбора, хранения, пополнения и представления общественности полной экологической информации. Для этого предусматриваются меры обязательного представления государственными органами и природопользователями соответствующей экологической информации в Государственный фонд экологической информации для последующего предоставления ее через государственную услугу на безвозмездной основе.

Также предусматривается ежегодное издание Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Еще одним важным источником экологической информации является создание Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей, основная цель которого обеспечение прозрачности процесса принятия решений по вопросам окружающей среды и природопользования.

Также на законодательном уровне определен перечень видов хозяйственной деятельности, проекты которых подлежат вынесению на общественные слушания.

Для облегчения доступа к правосудию общественные объединения наделяются правом обращаться в суд в защиту прав физических лиц, в том числе в интересах неопределенного круга лиц по вопросам охраны окружающей среды.

В Налоговом кодексе введена норма по освобождению физических и юридических лиц от уплаты государственной пошлины по экологическим спорам неимущественного характера.

Данные поправки позволят успешно реализовать задачи по созданию открытого и транспарентного общества.

По второму направлению: совершенствование регулирования выбросов парниковых газов:

Законом внесены изменения и дополнения в Экологический кодекс Республики Казахстан, где уточнены ряд терминов, устранены коллизии по аспектам распределения, выдачи, изменения и погашения квот на выбросы парниковых газов.

Законом также приостановлены ст. 94-2 (кроме пункта 6), 94-3, 94-4, 94-7, 94-9) Главы 9-1 (действующего Экологического кодекса) до 1 января 2018 года для выработки эффективного подхода распределения квот предприятиям и прозрачных процедур торговли квотами для всех участников системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Кроме того, внесены изменения и дополнения в статьи 329 и 330 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», вытекающие из материальных норм Экологического Кодекса РК.

Данные поправки позволят улучшить систему отчетности, мониторинга и верификации по выбросам парниковых газов, а также определить конечную цель функционирования системы квотирования и внутренней торговли квотами на выбросы парниковых газов эффективным способом.

www.kursiv.kz

Закон экологии в рк

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды
и его совершенствование

Муканова Диана Кенжебековна

Ведущий специалист отдела разработки нормативных документов

департамента международного сотрудничества и экологических нормативов

Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан

Второй Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2004 г.)

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из более 10 законодательных и 200 подзаконных нормативных правовых актов.

Это законы Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный, Лесной и Водный кодексы, «О радиационной безопасности», указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, «О недрах и недропользовании», «О нефти».

Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка.

В законодательстве об охране окружающей среды отражены такие конституционные принципы, как охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, обязанность граждан Республики Казахстан по сохранению природы и бережному отношению к природным богатствам, право граждан на охрану здоровья.

Основополагающим законом в области охраны окружающей среды является Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», принятый 15 июля 1997 года. Данный нормативный правовой акт определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

В данном законе определены права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды, компетенция государственных органов и органов местного управления. Отражены вопросы осуществления природопользования, лицензирования в области охраны окружающей среды, организации и ведения мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, экологическое нормирование, стандартизация и сертификация в области охраны окружающей среды, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, экологическая экспертиза, информация и государственная статистика в области охраны окружающей среды, экологический аудит, экологическое воспитание и просвещение, контроль в области охраны окружающей среды, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Статьей 2 данного закона определено, что в случае противоречия, возникающего между данным законом и иным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в настоящий закон соответствующих изменений.

Таким образом, в данном законодательном акте закреплена приоритетность экологических норм.

Закон Республики Казахстан «Об экологической экспертизе», принятый 18 марта 1997 года, регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы с целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха», принятый в 11 марта 2002 года, определяет правовые, экономические и социальные основы охраны атмосферного воздуха и направлен на обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан и реализацию прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В целях предупреждения вреда, который может быть причинен здоровью и генетическому фонду человека, окружающей среде стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, данным законом устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям законодательством Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха.

Законом также установлено запрещение осуществления выбросов в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», принятый 15 июля 1997 года, регулирует общественные отношения с целью охраны и восстановления государственного природно-заповедного фонда, организации и рационального использования особо охраняемых природных территорий, укрепления в этой сфере законности.

Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», принятый 21 октября 2003 года, регулирует общественные отношений в области охраны, воспроизводства и использовании диких животных в целях обеспечения условий их существования в состоянии естественной свободы, сохранения видового многообразия и целостности естественных сообществ, а также укрепление законности в этой области.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О недрах и недропользовании» призван урегулировать отношения в сфере проведения операций по недропользованию в целях обеспечения защиты интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов, рационального использования и охраны недр Республики Казахстан, защиты интересов недропользователей, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, укрепления законности области отношений по недропользованию.

В 2003 году приняты Земельный, Лесной и Водный кодексы.

Земельное законодательство базируется на принципах охраны и рационального использования земель и обеспечения экологической безопасности. Осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вред земле как природному ресурсу и иным объектам окружающей среды, а также правам и законным интересам других лиц.

Лесной кодекс регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования. При этом регулирование лесных правоотношений должно осуществляться исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.

В лесном кодексе заложены экологические требования к осуществлению прав и обязанностей лесопользователей по ведению лесного хозяйства, как ведение работ экологически приемлемыми способами и методами, обеспечивающими сохранение средообразующих и средозащитных функций леса и др.

Целями водного законодательства Республики Казахстан являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда для сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды. При этом отношения, возникающие при обеспечении экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности водных объектов и предотвращении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные водные экологические системы, также регулируются законодательством Республики Казахстан об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Принципами государственного управления в области использования и охраны водного фонда являются устойчивое водопользование — сочетания бережного, рационального и комплексного использования и охраны вод, создания оптимальных условий водопользования, сохранения экологической устойчивости окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности населения, планирование и соблюдение экологических требований и ограничений.

При этом работы по строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации, ликвидации предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются при наличии положительного заключения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

В целях реализации указанных кодексов государственными органами разработаны соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.

Изменение экономической ситуации, принятие стратегических документов социально-экономического развития, активное участие Казахстана в международном сотрудничестве и необходимость сближения с международными стандартами ставят перед нами задачу глубокого анализа существующей системы охраны окружающей среды, концептуального пересмотра приоритетов экологической политики и задач обеспечения экологической безопасности в современной экономической и политической ситуации, т.е. переработки Концепции экологической безопасности.

В связи с чем Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241 одобрена Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы (далее — Концепция экологической безопасности). Согласно Концепции экологической безопасности в области совершенствования экологического законодательства Республики Казахстан приоритетным является курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов.

Это вторая Концепция экологической безопасности, первая была принята в 1996 году, но она имела краткосрочный характер.

Так, Концепцией экологической безопасности предусмотрена законотворческая деятельность Министерства по разработке следующих законопроектов:

проект Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об экологической экспертизе» по вопросам проведения общественной экологической экспертизы;

проект закона Республики Казахстан «Об экологическом аудите»;

проект закона Республики Казахстан «Об обязательном экологическом страховании»;

проект закона Республики Казахстан «Об отходах производства и потребления»;

Кодекс об охране окружающей среды.

Концепцией также рассмотрен вопрос систематизации законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Выявлено, что развитость и разветвленность законодательства Республики Казахстан порождают и определенные трудности в его использовании. Большинство экологических законов связано между собой, и изменение одного требует изменения других, что наряду со значительными трудозатратами нередко нарушает общую систему экологического законодательства Республики Казахстан, порождает противоречия между законами и подзаконными актами. Кроме того, для реализации указанных законов требуется большое количество подзаконных нормативных документов.

В этой связи дальнейшее реформирование законодательства Республики Казахстан необходимо направить не на увеличение экологических законодательных норм, а на их систематизацию и повышение действенности.

Во исполнение положений Концепции экологической безопасности принят План мероприятий на 2004-2006 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года № 131.

Концепция предлагает три основных стратегических направления действий по обеспечению экологической безопасности страны. Это экологизация экономики, экологизация общества И экологизация национального законодательства.

Экологизация экономики подразумевает внедрение экономических инструментов для интеграции экологического фактора во все отрасли экономики.

Это означает, что при разработке любых программ развития промышленности и сельского хозяйства, схем размещения производительных сил, градостроительных и других масштабных проектов в обязательном порядке должны рассматриваться вопросы оценки их воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Выполнение всех мероприятий по экологизации экономики будет способствовать сокращению в ее структуре доли предприятий, эксплуатирующих только природные ресурсы, и в то же время увеличению доли перерабатывающих предприятий, развитию наукоемких, ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств.

Ни одно правительство, ни одно министерство в одиночку не способно в полной мере обеспечить экологическую безопасность государства. Только экологизация всего общества может поднять решение экологических проблем на должный уровень. Охрана окружающей среды должна стать обязанностью каждого гражданина республики.

Таким образом, суть экологизации общества или социальной экологии заключается с одной стороны в таком принципе как — «Экология для человека» и с другой стороны — «Повышение ответственности человека за чистоту природы».

Третий приоритет рассматриваемой Концепции — экологизация законодательства призван привести в действие нормативно-правовые механизмы реализации первых двух направлений действий для достижения экологической безопасности страны — экологизации экономики и экологизации общества.

Экологизация законодательства — это внедрение экологических норм во все другие законодательные отрасли.

Она должна решить следующие задачи:

сближение национального законодательства по охране окружающей среды с законодательством Европейского Союза и другими международными нормами;

устранение противоречий и объединение в одну систему природно-ресурсного и природоохранного законодательства.

совершенствование механизмов охраны окружающей среды, разрешительной системы, экологической экспертизы, мониторинга, контроля и аудита;

реформирование экологического нормирования с законодательным утверждением экологических нормативов;

Кроме того, Концепция предусматривает значительное расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Предполагается, что оно будет осуществляться в следующих направлениях:

— продолжение присоединения Республики Казахстан к соответствующим международным конвенциям и принятие практических мер по их реализации;

— разработка согласованной политики, общих подходов, единых методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды и антропогенных воздействий на нее с обеспечением сопоставимости данных в межгосударственном и международном масштабе:

— проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований, создание и функционирование межгосударственной (международной) экологической информационной системы;

— привлечение зарубежных и международных организаций,

фирм, отдельных специалистов к разработке и внедрению передовых экологически чистых технологий, как в сфере производства, так и непосредственно в природоохранной деятельности;

— широкое использование международного опыта в решении проблем экологической безопасности;

— максимальное привлечение финансовых средств стран-доноров и международных организаций (ГЭФ, МФСА, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ) на решение конкретных программ и проектов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития государства;

создание Национальной комиссии по устойчивому развитию при Президенте Республики Казахстан.

Кроме того, законодательством Республика Казахстан в области охраны окружающей среды являются международные договоры в области охраны окружающей среды , ратифицированные Республикой Казахстан (19)

1. Конвенция всемирной метеорологической организации (Постановление Верховного Совета Республики Казахстан о присоединении к Конвенции от 18 декабря 1992 года);

2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Закон Республики Казахстан о ратификации от 29 июля 1994 года)

3. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, 1961 г.;

4. Конвенция по безопасности живых организмов в море;

5. Конвенция по биоразнообразию (Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 г. № 918);

6. Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (Указ Президента Республики Казахстан от 4 мая 1995 г. № 2260);

7. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (Закон Республики Казахстан о ратификации от 7 июля 1997 года);

8. Венская конвенция об охране озонового слоя (Закон Республики Казахстан от 30 октября 1997 г. № 177-I);

9. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Закон Республики Казахстан о присоединении от 7 мая 2001 года);

10. Договор к Энергетической хартии и Протокол к Энергетической хартиии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологически аспектам (Указ Президента Республики Казахстан от 18 октября 1995 г. № 2537);

11. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под грозой исчезновения (Закон Республики Казахстан о присоединении от 6 апреля 1999 года);

12. Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного воздействия использования средств воздействия на природную среду (Постановление Верховного Совета Республики Казахстан о ратификации от 20 февраля 1995 года);

13. Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 92-II ЗРК);

14. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Закон Республики Казахстан от 21 октября 2000 года № 86-II ЗРК);

15. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 89-II);

16. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Закон Республики Казахстан о присоединении от 23 октября 2000 года);

17. Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 94-II);

18. Стокгольмская конвенция об органически стойких загрязнителях (Постановление Правительства Республики Казахстан о подписании от 18 мая 2001 года);

19. Базельская конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 389).

Подзаконными нормативными правовыми актами регулируются вопросы:

— выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды;

— осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

— специальных экологических требований в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря;

— организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; и др.

Министерством постоянно проводится работа по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды.

В реализацию законодательства по охране водных, земельных, лесных ресурсов, растительного и животного мира необходима разработка новых законодательных норм, направленные не только на развитие хозяйственного использования, но и на охрану и воспроизводство природных ресурсов. В законодательстве о недрах и недропользовании должны быть предусмотрены меры по ликвидации негативных последствий деятельности предприятий по добыче полезных ископаемых.

Внедрение и системное развитие всех методов управления, регулирования и стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования, естественно, требуют значительной научной, правовой, экономической проработки.

После рассмотрения в Правительстве проекта закона «Об обязательном экологическом страховании», решено доработать его в части обоснования минимальных размеров страховых взносов и, согласно плану законопроектных работ, он должен быть внесен в Парламент в 2004 году.

Однако, осуществление обязательного экологического страхования предприятий, организаций, производств и веществ, представляющих потенциальную опасность для окружающей среды (учитывая практику, в том числе и международную) не представляется возможным без экологического аудита. В этих целях предусматривается разработка законопроекта «Об экологическом аудите». Данный законопроект устанавливает порядок и условия экологической аудиторской деятельности, аттестации аудиторов, проведения экологического аудита, права и обязанности, ответственность экологических аудиторов и аудиторских организаций.

Для правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления согласно Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2003 год проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» по вопросам отходов производства и потребления» внесен в Парламент Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 2003 года № 1152.

Настоящий законопроект призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, здоровье и жизнь человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

В целях четкого разграничения компетенции центральных исполнительных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в связи с принятием Указа Президента от 28 августа 2002 г. № 931 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны окружающей среды».

Как видно, предстоит огромная работа по созданию практически новой системы экологического законодательства, но думается, что совместными усилиями государственных органов и общественности она будет успешно реализовываться.

online.zakon.kz