Бизнес-справочник «Воздушные суда гражданской авиации» Потолок

Транскрипт

1 Airbus A A-320 A320 / А320 Airbus (EU) L2J M 1 кл Нагрузка кг MTOW кг OEW кг Топливо кг ( л) (расход) 2711 кг/ч; 19,8 г/пкм м / FL390 Скорость крейсерская 828 км/ч (M0,78) Скорость максимальная 871 км/ч (M0,82) ВПП (разбег/пробег) 2300 м (2090 м / 1530 м) Cat. ICAO (минимум) IIIa — IIIb Airbus A / Эрбас А Среднемагистральный узкофюзеляжный самолет / Первый полет 22 февраля 1987 года 32S / 32С код группы ИАТА / РФ 320 / 320 код модели ИАТА / РФ Экипаж / пассажиры 2 / 150CW-164W-180Y км км км Разработан европейским самолетостроительным концерном Airbus в середине 1980-х годов. Вышел на воздушные линии в 1988 году. Стал первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), оснащенным боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок. В конструкцию было заложено множество технических новинок, впервые были широко применены композитные материалы. Airbus A320 является базовой моделью семейства среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов Airbus, включающего также модели A318, A319, A321. Первая модификация лайнера Airbus A была произведена лишь в количестве 21 штук. Практически сразу основной модификацией самолета стал оборудованный дополнительными топливными баками Airbus A A320ceo (current engine option) имеет на крыле специальные законцовки «Sharklets» (шарклеты), снижающие расход топлива при полетах на длинные дистанции, что увеличивает максимальную дальность на км. A320neo (new engine option) оборудуется более экономичными двигателями Pratt & Whitney PW1100G или CFM International LEAP-1A, позволяющими экономить до 20% топлива. Размер пассажирской кабины 27,38 х 3,7 м, высота 2,22 м. Ближайшие конкуренты Boeing B и B По пассажировместимости A320 находится между ними. На начало 2015 года поставлено 3867 самолетов, всего заказано Двигатели ТРДД (2х) взлетной тягой kн IAE V2500 series (код самолета xxxx-x30-39) CFM International CFM56-5 series (код самолета xxxx-x11-19) Грузовместимость: 7 контейнеров LD3 122,4 кв.м 1-51

2 Boeing B B744 / Б744 Boeing (USA) L4J H 1 кл Нагрузка кг MTOW кг OEW кг Топливо кг ( л) (расход) кг/ч; 20,4 г/пкм м / FL450 Скорость крейсерская 912 км/ч (M0,85) Скорость максимальная 978 км/ч (M0,92) ВПП (разбег/пробег) 3200 м Cat. ICAO (минимум) IIIb Boeing / Боинг Дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт / Поставлялся с 1989 года 747 / 747 код группы ИАТА / РФ 744 / 744 код модели ИАТА / РФ Экипаж / пассажиры 2 / 400FCW-524CW км км км является самой популярной моделью семейства Боинг-747. Представляет собой улучшенную версию модели и имеет больший размах крыла, вертикальные законцовки крыла (winglets), модернизированные двигатели, дополнительные хвостовые баки и «стеклянную» кабину, позволившую отказаться от бортинженера. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. Пассажирская версия в стандартной комплектации имеет удлинённую верхнюю палубу (SUD), как у Boeing на 25% экономичнее и в два раза тише. Существует еще несколько модификаций лайнера: D (увеличенная пассажировместимость), M Combi (грузопассажирский), F и SF (грузовые). Выпускался с 1989 года по 2005 год. Всего было выпущено 442 самолета. Двигатели ТРДД (4х): Pratt & Whitney 4652 series (282 кн) General Electric CF6-80C2B1F (276 кн) Rolls Royce RB H (265 кн) 524,9 кв.м 1-98

3 Gulfstream G650 G-650 GLF6 / ГЛФ6 Gulfstream Aerospace (USA) L2J M 2 кл Нагрузка кг MTOW кг OEW кг Топливо кг ( л) (расход) 1316 кг/ч м / FL510 Скорость крейсерская 904 км/ч (М0,85) Скорость максимальная 982 км/ч (М0,925) ВПП (разбег/пробег) м / 914 м Cat. ICAO (минимум) IIIc Gulfstream G650 / Гольфстрим Г650 Сверхдальний бизнес джет (LRBJ — Long Range Business Jets) / Первый полет 25 ноября 2009 года GRJ / Г65 код группы ИАТА / РФ / Г65 код модели ИАТА / РФ Экипаж / пассажиры 2 / км км Gulfstream G650 дальнемагистральный административный самолет (бизнес-джет) производства компании Gulfstream Aerospace Corporation. В сертификате типа модель обозначена как Gulfstream GVI. Обладает рекордной дальностью полета, высочайшей скоростью и технологически совершенными системами. Новейшие системы обзора, установленные на G650, повышают ситуационную осведомленность и безопасность полета. Стандартный пакет включает в себя систему улучшенного видения Gulfstream Enhanced Vision System (EVS II), систему синтетического видения Synthetic Vision-Primary Flight Display (SV-PFD) и систему отображения полетных параметров на лобовом стекле HUD II. Работая вместе EVS проецирует изображения окружающей среды, снятые инфракрасной камерой (FLIR), расположенной в носу самолета, на лобовое стекло пилотской кабины с помощью системы HUD, в то время, как система SV-PFD отображает трехмерные цветные модели рельефа, построенные на основе базы данных усовершенствованной системы раннего предупреждения столкновения с землей ( EGPWS) компании Honywell. Кабина экипажа Planeview II оснащена тройной системой управления полетом (FMS), автоматическим режимом экстренного снижения, трехмерным сканирующим метеорологическим радиолокатором с интегрированной базой данных о рельефах местности, исключающей возникновение помех от земной поверхности. Фюзеляж имеет овальное поперечное сечение с плоским полом, что увеличивает проход между креслами и дает возможность установ ить три кресла в ряд. Общий размер пассажирской кабины 16,33 х 2,59 м, высота 1,95 м, объем 60,51 кв.м. Объем багажного отделения 5,52 куб.м. Эксплуатируется с 2012 года. На начало 2015 года поставлено более 100 самолетов G650. G650ER (Extended Range «повышенная дальность») с увеличенной до км максимальной дальностью, за счет большего запаса топлива кг и соответственно увеличенного до кг максимального взлетного веса ( MTOW). Двигатели ТРДД (2х) взлетной тягой 75,20 кн Rolls-Royce BR725 A ,2 кв.м 1-211

4 Cessna 182 Skylane Cessna 182 Skylane C182 / Ц182 Cessna (USA) L1P L 4 кл Нагрузка 505 кг MTOW кг OEW 906 кг Топливо 264 кг (329 л) м Скорость крейсерская 269 км/ч Скорость максимальная 278 км/ч ВПП (разбег/пробег) 242 (461) м / 180 (411) м Cessna 182 Skylane / Цессна 182 Скайлейн Легкий одномоторный самолет / Первый полет в 1956 году CNA / ЦНА код группы ИАТА / РФ / Ц18 код модели ИАТА / РФ Экипаж / пассажиры 1 / 3 с 91 кг багажа или 505 кг груза км Cessna 182S Skylane легкий четырехместный одномоторный самолет. В багажном отсеке можно установить два детских сидения. Самолеты семейства 182 серийно выпускались в течение 31 года, но в середине 1980-х годов их продажи резко упали из-за принятых в США законов, по которым производитель нес ответственность за каждое происшествие, случившееся с его самолетами. Выпуск Model 182 прекратили в 1986 году, но после изменения законодательства возобновили в 1996 году. Самолет 182S является модификацией выпускаемого ранее (последний самолет был выпущен в 1986 году) самолета Model 182. Используется множеством летных школ по всему миру. Один из самых массовых (шестой по количеству выпущенных) самолетов в истории авиации. С 1956 года построено свыше 23 тысяч самолетов в различных модификациях. Производство продолжается. Двигатель ПД (х1): Textron Lycoming IO-540-AB1A5 (230 л.с.) SMA SR (227 л.с.) (Дизель на Jet-A) Трехлопастный винт McCauley постоянного вращения с переменным шагом 16,20 кв.м 1-154

5 Антонов Ан-148Е Ан-148 A148 / А148 Антонов (Украина) L2J M 2 кл Нагрузка кг MTOW кг OEW Топливо кг (расход) 1886 кг/ч; 30,7 г/пкм м / FL410 Скорость крейсерская 820 км/ч Скорость максимальная 870 км/ч ВПП (разбег/пробег) 1885 м Cat. ICAO (минимум) IIIa Антонов Ан-148Е / Antonov An-148E Среднемагистральный узкофюзеляжный самолет / Первый полет 17 декабря 2004 года A81 / А81 код группы ИАТА / РФ A81 / А81 код модели ИАТА / РФ Экипаж / пассажиры 2 / 68CW-73CY-75W-83Y-89Y км Ан-148 разрабатывался АНТК «Антонов» с 2001 года. Изначально, конструкторы рассчитывали создать актуальную замену транспортным АН-72 и АН-74, однако вскоре проект был переориентирован на пассажирский сегмент. За основу была взята концепция самолёта Ан-74ТК-300, но Ан-148 не является модификацией Ан-74, а представляет собой полностью спроектированный с нуля самолёт. По сравнению с Ан-74, увеличены длина и диаметр фюзеляжа, применены двигатели Д с электронной цифровой системой управления, используется крыло другой конструктивно-силовой схемы. Ан А- самолёт малой дальности, рассчитанный на перевозку пассажиров на дальность полёта 2100 км. Ан B — модель, рассчитанная на перевозку пассажиров. полёта до 3500 км. Ан Е- самолёт с пассажировместимостью человек, с дальностью полёта до 4400 км. Ан ЕА — самолёт с ВИП-салоном (трехклассная компоновка). Ан ЕМ — «летающий госпиталь» для нужд МЧС. Ан вариант самолёта с унифицированной с Ан-158 секцией Ф-3, рассчитанный на перевозку до 89 пассажиров. Ан-148C — грузовой самолёт с боковым грузовым люком. Ан самолёт деловой авиации и с дальностью полёта 7000 км. Эксплуатируется с 2009 года. На начало 2015 года поставлено 28 самолета, всего заказано 43. Основными конкурентами лайнера являются: Embraer E170, Embraer E175, Sukhoi Superjet 100, Bombardier CRJ-700, Fokker 70 и BAe 146. Двигатель ТРДД (2х): Д взлетной тягой 6570 кгс (64,45 кн) ВСУ: АИ-450-МС 87,32 кв.м

6 Миль Ми-8МТВ-1 (Ми-172) Ми-8/17 MI8M / МИ8М Миль (СССР / Россия) H2T М 1 кл Нагрузка кг MTOW кг OEW кг Топливо кг (расход) 658 кг/ч / м Скорость крейсерская 240 км/ч Скорость максимальная 250 км/ч Миль Ми-8МТВ-1 (Ми-172) / Mil Mi-8MTV-1 (Mi-172) Средний многоцелевой вертолет / Первый полет 24 июня 1961 года MIH / МИ8 код группы ИАТА / РФ / М8М код модели ИАТА / РФ Экипаж / пассажиры 3 / км 800 (1 300) км Ми-8 (по кодификации НАТО: Hip — «Бедро») -разработан в конструкторском бюро М.Л.Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире. Ми-8Т транспортно-десантный с двигателями ТВ2-117А (2х1500 л.с.). Ми-8П (Ми-17П) пассажирский с двигателями ТВ2-117А (2х1500 л.с.). Ми-8АТ пассажирский с двигателями с графитовым уплотнением подшипников ТВ2-117АГ (2х1500 л.с.), при ремонте двигатели ТВ2-117А дорабатываются до ТВ2-117АГ. Ми-8АТС сельхозвариант с бортовым подвесным оборудованием на базе Ми-8Т. Ми-8С (Ми-17С), Ми-8ПС «Салон» — пассажирские повышенной комфортности на 9-11 мест. Ми-8МБ, Ми-МТБ медицинские. Ми-8ПС, Ми-8СПА поисково-спасательные. Ми-8МТ (Ми-17) модернизированный транспортно-десантный с двигателями ТВ3-117МТ (2х1900 л.с.). Ми-18 модификация Ми-8Т с увеличенной на 1 метр кабиной (38 солдат или груз до 6,5 т) с двигателями ТВ3-117МТ (2х1900 л.с.). Ми-8МТВ-1 (Ми-17-1В) модификация производства КВЗ с высотными двигателями ТВ3-117ВМ (2х2000 л.с.). Ми-8АМТ (Ми-171E) модификация производства У-УАЗ с высотными двигателями ТВ3-117ВМ (2х2000 л.с.). Ми-8МСБ не сертифицированная в России, украинская модификация Ми-8Т с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е (2х1500 л.с.). В настоящее время выпускаются модели гражданского назначения: Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-1, Ми-171, Ми-171А1 и Ми-172. Размер салона 5,34 х 2,34 м, высота 1,8 м. Полезная площадь 12,5 кв.м. Объем 23 куб.м. В эксплуатации с 1967 года (ВВС СССР). Двигатель ГТД (2х): ТВ3-117ВМ взл. мощность 2000 л.с. ВСУ: АИ-9В

7 AgustaWestland AW139 AW139 A139 / А139 AgustaWestland (Italy) H2T L 3 кл Нагрузка кг MTOW кг OEW кг Топливо л (+500 л) / м Скорость крейсерская 278 км/ч Скорость максимальная 310 км/ч AgustaWestland AW139 / АгустаВестланд АВ139 Средний двухдвигательный многоцелевой вертолет / Первый полет 3 февраля 2001 года AWH / АВХ код группы ИАТА / РФ AWH / АВХ код модели ИАТА / РФ Экипаж / пассажиры 1-2 / км Вертолет разработан компаниями Agusta и Bell Helicopters под обозначением Agusta-Bell AB139, однако после выхода из проекта компании Белл был переименован. Вертолет AW139 может быть использован для широкого спектра приложений, включая эксклюзивные и VIP модификации, поисково спасательные и медицинские конфигурации EMS / SAR, морские операции, пожаротушение. В вертолете AW139 применено новейшее оборудование: система Honeywell Primus Epic с полностью интегрированной системой бортового оборудования, четырехосевой автопилот, большие ЖК дисплеи. Единственный вертолет в своей весовой категории, который оснащается комплексной системой антиобледенения FIPS (Full Ice Protection System). AB139 — первоначальная модель, 54 построено. AW139 — изменение названия, построено 55 вертолетов. AW139 — конфигурация с длинным носом, для размещения авионики. Размеры пассажирской кабины: 2,70 х 2,10 м, высота 1,42 м. Объем 6,3 куб.м. Объем багажного отделения 3,4 куб.м. Поставляется с 2003 года. Вертолеты сопоставимой конфигурации: Bell 412, Eurocopter EC175, Sikorsky S-76. Двигатель ГТД (2х) взл. мощность 1679 л.с. (1252 квт) Pratt & Whitney Canada РТ6С-67С (FADEC)

docplayer.ru

Научная электронная библиотека

2.2 Классификация воздушных судов

В соответствии с кодексом Международной авиационной федерации летательные аппараты делятся на классы, например:

— класс А — свободные аэростаты;

— класс В — дирижабли;

— класс С — воздушные суда, вертолеты, гидросамолеты и т.д;

— класс S — космические модели.

Помимо этого, класс С делится на четыре группы, в зависимости от силовой установки. Также, все гражданские воздушные суда группируют по классам в зависимости от их взлетной массы:

— класс первый — 75 т и более;

— класс второй — 30-75 т;

— класс третий — 10-30 т;

— класс четвертый — до 10 т.

В данной работе проводим классификацию по типам воздушных судов.

Тип воздушного судна — это категория, объединяющая определенные классы воздушных судов обусловленных технико-экономическими характеристиками.

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличным от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Самолет — летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки создающей тягу и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъемная сила.

Самолеты можно классифицировать по множеству признаков, однако они взаимосвязаны и образуют единую систему воздушных судов, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов.

В зависимости от характера эксплуатации воздушные суда гражданской авиации можно классифицировать на:

1) воздушные суда авиации общего назначения (АОН);

2) воздушные суда авиации коммерческого назначения.

Воздушные судна, находящиеся в регулярной эксплуатации, то есть в сфере деятельности коммерческих авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по расписанию относятся к коммерческой авиации. Использование же воздушного судна в личных или деловых целях относит его к категории авиации общего назначения.

Последние годы наблюдается рост популярности воздушных судов общего назначения, так как они способны выполнять задачи, несвойственные коммерческой авиации — перевозку небольших грузов, сельскохозяйственные работы, патрулирование, обучение пилотированию, авиационный спорт, туризм и т.д., а также существенно экономят время для пользователей. Последнее достигается за счет возможности летать вне расписания, способности использовать для взлета и посадки небольшие аэродромы и пользователь не тратит время на оформление и регистрацию авиабилетов и имеет возможность выбора прямого маршрута до места назначения. Как правило, воздушные суда АОН — воздушные суда, имеющие взлетную массу до 8,6 т. Однако возможно и использование большего воздушного судна.

В зависимости от назначения можно выделить две основные группы воздушных судов, не зависимо от условий эксплуатации — многоцелевые и специализированные воздушные суда.

Многоцелевые воздушные суда предназначены для решения широкого круга задач. Это достигается за счет переоборудования и переоснащения воздушного судна для решения конкретной задачи при минимальных конструктивных изменениях или без таковых. В зависимости от способности взлетать и садиться не только на аэродромы с искусственным покрытием, но и использовать для этих целей водную поверхность многоцелевые воздушные суда бывают наземного базирования и амфибийными.

Специализированные воздушные суда, ориентированы на выполнение какой-либо одной задачи.

Классификация воздушных судов возможна в зависимости от характеристики аэродинамической схемы, под которой понимают некоторую систему несущих поверхностей воздушного судна. В системе несущих поверхностей имеются главные поверхности — крылья, создающие основную долю аэродинамической подъемной силы, и вспомогательные поверхности — оперение, предназначенное для стабилизации воздушного суда и управления его полетом. Различают следующие виды аэродинамических схем, в соответствии с рисунком 2.10.

Рисунок 2.10 — Аэродинамические схемы воздушных судов

Воздушные суда по отдельным признакам аэродинамической схемы классифицируются в первую очередь по конструктивным характеристикам крыла, в соответствии с рисунком 2.11.

Также воздушные судна, возможно, классифицировать по схеме фюзеляжа — в зависимости от типа силовых элементов, в зависимости от конструктивных характеристик шасси — которые различают по расположению опор шасси, по силовой установке — в зависимости от типа двигателя, количества двигателей и их расположения.

Рисунок 2.11 — Конструктивные характеристики крыла воздушных судов

Особое значение для гражданской авиации имеет классификация воздушных судов в зависимости от их дальности полета, в соответствии с рисунком 2.12:

— ближнее магистральное (основных авиалиний) воздушное судно, с дальностью полета — 1000-2500 км;

— среднее магистральное воздушное судно, с дальностью полета — 2500-6000 км;

— дальнее магистральное воздушное судно, с дальностью полета свыше 6000 км.

Рисунок 2.12 — Классификация воздушных судов
в зависимости от зон дальности

Россия — страна протяженностью почти 10 000 км, и конечно необходимы дальние магистральные, средние магистральные и региональные воздушные суда. Модельный ряд выпускаемых российскими авиапредприятиями воздушных судов выглядит следующим образом.

Дальние магистральные воздушные суда типа Ил-96-300, Ил-96-400М, Ту-204-300 позволяющие перевозить от 164-436 пассажиров в зависимости от компоновки пассажирского салона на расстояние до 6500 км.

Средние магистральные воздушные суда типа Ту-134, Ту-204-100, Ту-204СМ, Ту-214, SSJ-100, а также приоритетная программа по выпуску МС-21-200 (до 150 пассажиров), МС-21-300 (до 180 пассажиров) и МС-21-400 (210 пассажиров) и Ан-148 позволяют перевозить 160-210 пассажиров, дальность полета до 4300 км [26, 27, 28, 29, 30. 31, 32, 33].

В ближнем магистральном сегменте имеется машина «Гражданских Самолетов Сухого» (ГСС) в основной размерности 95 кресел.

Региональная авиация располагает воздушными судами, типа Ан-140 с вместительностью 50-ти кресел, Ан-38 — 30-ти местное воздушное судно.

С начала девяностых годов прошлого столетия гражданское авиастроение в России пребывало в глубоком кризисе, прежде всего из-за значительного снижения уровня авиаперевозок и, соответственно, снижения заказов авиакомпаний на воздушные суда, что замедляло процесс интеграции. Интеграционные процессы в гражданском секторе стали возможны в ходе создания ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». В рамках корпорации идет разработка продуктового ряда, в котором предполагается совместить реальные возможности заводов и потребности авиакомпаний. В результате создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) под контроль государства перешли основные заводы гражданской авиации: «Авиастар-СП», ВАСО, ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ФГУП КАПО. Это стало необходимо в связи с ростом объема пассажирских перевозок и падением провозных возможностей существующего парка гражданских воздушных судов при действующих рамочных решениях об индивидуальных продлениях ресурсов обуславливается сокращением численности воздушных судов в результате их списания. Существующий парк воздушных судов России устарел физически и морально, его основу составляют воздушные суда разработки 30-40 летней давности. В составе парка в настоящий момент находится только 2 % судов нового поколения [110]. В связи со сложившейся ситуацией на основании прогнозных данных в период до 2010 года потребуется закупить несколько сот воздушных судов. Примерные объемы закупок магистральных воздушных судов показаны в натуральном выражении в таблице 2.3 (по данным ООО «РЭА центр «Перспектива») [50, 52, 55, 56,113].

Ожидаемый объем закупок по пассажирским воздушным судам до 1000-1200 млн. условных единиц.

Таблица 2.3 — Объем закупок ВС различных классов авиаперевозчиками России

Тип пассажирского воздушного судна

Объем закупок (шт.) за период 2006-2010 г.г.

monographies.ru

Воздушные суда

Бизнес-справочник воздушные суда гражданской авиации включает данные современных самолетов и вертолетов отечественного и зарубежного производства.

— Лётно-технические характеристики (ЛТХ);
— Описание, коды ИКАО и ИАТА, внутренний код;
— Проекции и эскиз поперечного сечения фюзеляжа.

Для каждого воздушного судна справочные сведения размещены на одной странице и приведены в порядке названий фирм или конструкторских бюро разработчиков.

Твердый переплет, цветная печать, 320 стр., формат 17х24,5 cм
Цена 1700 рублей
Издательство: ООО «Авиатека»

Из новых, находящихся в процессе сертификации гражданских самолетов и вертолетов, в справочник включены выполнившие первый полёт. В справочник не включены сверхлегкие воздушные суда. В приложениях собраны справочные таблицы, коды ИАТА и ИКАО, классификации, используемые при организации воздушных перевозок пассажиров и грузов.

Примеры страниц

(нажать для увеличения)

Приложения к справочнику

Список ВС в справочнике по кодам ИКАО

Коды ИКАО приведены в соответствии с документом ИКАО Doc8643 «Aircraft Type Designators».

Список ВС в справочнике по кодам ИАТА

Национальные знаки
бортового (регистрационного) номера

Бортовой номер ВС состоит из национального и регистрационного знака, которые наносится на ВС после его регистрации в государственном реестре. Для ВС зарегистрированных в России указываются символы RA- перед регистрационным знаком бортового номера. Национальный знак определяет страну на которой лежит ответственность за летную годность, хотя эксплуатироваться ВС может в авиакомпании другой страны.

Категории метеоминимумов ИКАО
для точных заходов на посадку и посадок

Для упрощения формулировок требований к оборудованию самолетов и аэродромов ИКАО определила категории минимумов при инструментальном заходе на посадку и посадке
(Doc 9365. Руководство по всепогодным полетам)

Категория I (Кат. I) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) не ниже 60 м (200 футов) над ВПП, а также при метеорологической дальности видимости не менее 800 м (2400 футов) или дальности видимости на ВПП (RVR) в зоне приземления не менее 550 м. Самолет, оборудованный в соответствии с I категорией, должен обеспечивать полуавтоматическое снижение до высоты 60 м (200 футов).

Категория II (Кат. II) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) менее 60 м (200 футов) над ВПП, но не ниже 30 м (100 футов) и при дальности видимости на ВПП (RVR) не менее 350 м (1200 футов). Самолет, оборудованный в соответствии со II категорией, должен обеспечивать автоматическое снижение до высоты предпосадочного выравнивания.

Категория IIIA (Кат. IIIA) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) менее 30 м (100 футов) над ВПП или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП (RVR) не менее 200 м (700 футов). Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIA, должен обеспечивать автоматическое снижение и предпосадочное выравнивание.

Категория IIIB (Кат. IIIB) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) менее 15 м (50 футов) над ВПП или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП (RVR) менее 200 м (700 футов), но не менее 50 м (150 футов). Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIB, должен обеспечивать автоматическое снижение, предпосадочное выравнивание и посадку.

Категория III С (Кат. IIIC) — допускается посадка при любых условиях видимости без ограничений (вплоть до «ноль на ноль», т.е. полного отсутствия видимости по горизонтали и вертикали). Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIC, должен обеспечивать автоматическое снижение, выравнивание, посадку и пробег по ВПП, используя автопилот самолета и приборы, установленные вдоль поверхности ВПП.

Упрощенно метеоминимумы категорий ИКАО:

aviateka.su

Состояние и прогноз обновления парка воздушных судов гражданской авиации России

Роль авиации в транспортной системе России

В 2010 году воздушный транспорт более, чем на 30% превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта в дальнем сообщении, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. По итогам 2011 года пассажирооборот воздушного транспорта больше, чем железнодорожного,уже на 50%. Наиболее интенсивно в прошедшем десятилетии развивался международный сегмент рынка авиационных перевозок.

Десятилетие роста объемов авиаперевозок

За 2010 год рынок полностью компенсировал последствия кризиса, активно отреагировав на возобновление экономического роста и снижение авиатарифов. В целом, в 2001-2010 годах средний темп роста пассажирских перевозок составлял 10,7% в год.

В 2011 году продолжилась тенденция роста авиаперевозок. Пассажирооборот вырос на 13,4% и составил 167 млрд. пкм, тем самым обновив уровень исторического максимума, сохранявшийся с 1990 года.

Аэродромная сеть России

Численность аэродромов сегодня в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году. К концу прошлогодесятилетия негативнаятенденциясжатия аэродромной сети приостановилась, за 2010 год численность аэродромов даже немного выросла. Но в 2011 году численность аэродромов вновь сократилась на 5%. Сегодня аэродромная сеть включает 315 аэродромов, в том числе порядка 120 аэродромов классов А, Б и В.

Авиакомпании России

Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.

(скидка 1782 р.)
3564 р.
1782 р.

(скидка 4158 р.)
7128 р.
2970 р.

Подписка на материалы ATO.RU предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта:

  • — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
  • — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
  • — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
  • — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.

Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru

Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.

Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка

www.ato.ru

Правовые аспекты регистрации воздушного судна в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ваганов А. А.

В статье рассматривается основное условие допуска к эксплуатации воздушного суда, а именно, регистрации воздушного судна в реестре . Автором анализируется порядок регистрации и ее правовое содержание в отношении воздушных судов.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ваганов А.А.,

LEGAL ASPECTS OF REGISTRATION OF THE AIRCRAFT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты регистрации воздушного судна в Российской Федерации»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ваганов А.А., аспирант Российского государственного гуманитарного университета

В статье рассматривается основное условие допуска к эксплуатации воздушного суда, а именно, регистрации воздушного судна в реестре. Автором анализируется порядок регистрации и ее правовое содержание в отношении воздушных судов.

Ключевые слова: воздушное судно, регистрация, гражданская авиация, летательный аппарат, право собственности, реестр.

LEGAL ASPECTS OF REGISTRATION OF THE AIRCRAFT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Vaganov A., the post-graduate student, Russian State Humanitarian University

In article the main condition of the admission to operation of air court, namely, aircraft registration in the register is considered. The author analyzes an order of registration and her legal contents concerning aircrafts.

Keywords: aircraft, registration, civil aviation, aircraft, property right, register.

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушным судном является летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Приведенная норма почти дословно соответствует определению воздушного судна, данному в стандартах приложения 7 к Чикагской конвенции 1944 г.: воздушное судно; летательный аппарат

— любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха, отличной от реакции воздуха с земной поверхностью.

В п. 2 ст. 32 Воздушного кодекса РФ определены понятия легкого воздушного судна — воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм, а сверхлегкого воздушного судна — воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

Данная классификация в зависимости от веса впервые в российском законодательстве введена Федеральным законом от 18.07.2006 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», хотя такая потребность назрела давно.

В класс сверхлегких попадает много воздушных судов единичного изготовления, в том числе самодельных, которые, естественно, не могут соответствовать общим требованиям, предъявляемым к воздушным судам для их регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ и удостоверения их летной годности. Используются такие воздушные суда, как правило, в авиации общего назначения.

Необходимо отметить, что более широкое определение воздушных транспортных средств представлено в Федеральном законе«О государственном регулировании развития авиации», в соответствии со ст. 1 которого летательными аппаратами признаются самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты; летательные аппараты могут быть военными, специальными, гражданскими и экспериментальными. В то же время к авиационной технике относятся летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.

В соответствии со ст. 33 Воздушного кодекса РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

• гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;

• сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения — в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;

• государственные воздушные суда — в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

При этом государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации — документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и международных соглашений.

Как отмечается некоторыми авторами, государственная регистрация гражданских воздушных судов имеет своей задачей:

1. Учет всех гражданских воздушных судов Российской Федерации, совершающих полеты в воздушном пространстве РФ и за его пределами.

2. Определение национальности воздушного судна, т.е. принадлежности судна тому или иному государству.

3. Юридическое оформление права собственности, владения и эксплуатации данного воздушного судна.

4. Сосредоточение в органе государства сведений о гражданских воздушных судах.

В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерациизарегистри-рованное в Российской Федерации воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации, так же как и приобретают национальную принадлежность воздушные суда в иностранных государствах, с вытекающими из этого обязательствами государства регистрации в соответствии с требованиями Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г..

В гражданской авиации согласно Чикагской конвенции 1944 г. надлежащая регистрация воздушного судна служит фундаментальной основой международных авиационных перевозок. Дополнительные подробности относительно регистрации и опознавательных знаков воздушных судов гражданской авиации содержатся в приложении 7 к Чикагской конвенции 1944 г: каждое воздушное судно должно быть зарегистрировано в одном из государств, и каждое государство должно вести реестр гражданских воздушных судов. Ни одно воздушное судно не может иметь действительной регистрации более чем в одном государстве, но возможна перемена регистрации от одного государства к другому. Государство регистрации каждого воздушного судна, внесенного в государственный реестр, берет на себя обязательства по обеспечению безопасной эксплуатации этого воздушного судна.

Полеты незарегистрированных (неучтенных) воздушных судов не допускаются. Воздушные суда, не предназначенные для полетов (используемые, например, как памятники, учебные пособия), государственной регистрации (государственному учету) не подлежат. Особый порядок учета принимается для сверхлегких воздушных судов гражданской авиации общего назначения, метеорологических шаров-зондов и беспилотных неуправляемых аэростатов.

Следует отметить, что дополнительные правила по регистра-

ции воздушных судов установлены в отношении государственных летательных аппаратов, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов. Данные правила устанавливают общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, их учета в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации по утвержденной форме. Правила являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих подразделения государственной авиации.

Гражданские воздушные суда регистрируются в соответствующем реестре, который ведется Федеральным агентством воздушного транспорта в установленном порядке.

С соответствии с п. 9 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации при проведении государственной регистрации гражданского воздушного судна органом регистрации осуществляются следующие действия:

• прием и регистрация документов, необходимых для государственной регистрации гражданского воздушного судна;

• оценка полноты заявляемых собственникомсведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов;

• внесение сведений о гражданском воздушном судне в Государственный реестр и присвоение ему государственного и регистрационного опознавательных знаков;

• оформление и выдача заявителю свидетельства о регистрации.

Для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр заявитель представляет в орган регистрации следующие документы:

— заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна;

— документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно;

— документ, подтверждающий (при необходимости):

• снятие воздушного судна с эксплуатации в государственной или экспериментальной авиации,

• исключение из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства или экспортный сертификат летной годности.

Необходимо отметить, что при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр органом регистрации присваиваются ему государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно (п. 30 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации).

Без опознавательных знаков, нанесенных в соответствии с требованиями Правил на элементы конструкции гражданского воздушного судна, полеты не производятся.Одновременное нанесение на гражданское воздушное судно опознавательных знаков разных государств не допускается.

Следует отметить, что указанные Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимое имущество — Федеральным законом«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако в ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В настоящее время действует Федеральный закон «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», согласно которому государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними является юридическим актом признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегист-

рированного права на воздушное судно. Зарегистрированное право на воздушное судно может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации осуществляется награжданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В пункте 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.

Согласно названным Правилам и сложившейся практике внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников. Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.

При этом в п. 17 Правил установлено, что внесение изменений в Государственный реестр производится органом регистрации в следующих случаях:

• изменение собственника гражданского воздушного судна;

• изменение адреса собственника гражданского воздушного судна;

• изменение модификации (наименования) гражданского воздушного судна, связанное с его переоборудованием.

В случае изменения собственника гражданского воздушного судна или его адреса, непригодности к дальнейшему использованию свидетельства о регистрации, при изменении модификации (наименования) гражданского воздушного судна, связанного с его переоборудованием, органом регистрации производится замена свидетельства о регистрации.

cyberleninka.ru