Налоговая экспертиза

Налоговая экспертиза представляет собой совокупность услуг консультационного характера, направленных на диагностику деятельности предприятия – совершения сделок и выполнения прочих хозяйственных мероприятий с финансовой точки зрения. Смысл проведения налоговой экспертизы заключается в минимизации рисков, возникающих в ходе размещения денежных средств в различные организации в виде инвестиций и в предупреждении налоговых преступлений. Кроме того, данное исследование осуществляет проверку, не противоречит ли принятая система налоговых выплат действующему законодательству.

Налоговая экспертиза производится специалистами, обладающими исчерпывающими знаниями в области системы налогообложения и современного налогового законодательства, актуального на сегодняшний день в пределах Российской Федерации. К результатам налоговой экспертизы можно отнести следующие экспертные выводы и рекомендации:

  • Оценка структуры налогов и сборов, подлежащих уплате.
  • Рекомендации специалиста по оптимизации ведения учета выплаты налогов, а также по организации соответствующих хозяйственных мероприятий.
  • Анализ соответствия действующей (или предполагаемой) системы налогообложения актуальному законодательству Российской Федерации в налоговой сфере.
  • Разработка эффективных моделей уплаты налогов и сборов в случае изменения вида деятельности или объемов производства.
  • Налоговая экспертиза также может быть эффективным инструментов легитимного снижения налоговых отчислений, для чего требуется тщательный анализ деятельности организации, выполняемый квалифицированным специалистом в данной сфере. В ходе проведения исследования эксперты скрупулезно анализируют налоговые и бухгалтерские бумаги, а также могут представлять интересы организации в налоговых инстанциях или в суде. Организация, в отношении которой производится налоговая экспертиза, должна представить специалистам все требующиеся для осуществления исследования материалы. В случаях, когда имеющиеся материалы не полны или составлены с ошибками, эксперт вправе отказаться от формулирования экспертного заключения ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

    Инициатором налоговой экспертизы могут выступать судебные или налоговые организации, а также сами предприятия (их менеджеры или собственники).

    Для экспертов существуют ограничения в праве доступа для осуществления налоговой экспертизы. Специалист не допускается к проведению экспертизы в следующих случаях:

  • Если эксперт имеет личную заинтересованность в разрешении данного дела.
  • Если специалист состоит в родственной или интимной связи с лицом, в отношении которого производится экспертиза.
  • Если эксперт попадает под служебную или иную зависимость от лиц, в отношении которых осуществляется исследование.
  • Если специалист делал публичные заявления или прилюдно высказывал комментарии относительно рассматриваемого дела.
  • Если беспристрастность и объективность эксперта ставится под сомнение в результате каких-либо обстоятельств дела.
  • Задачи, решаемые в ходе осуществления налоговой экспертизы

    Цели предстоящей налоговой экспертизы, а также обстоятельства ее назначения предполагают постановку определенных задач исследования. Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования. Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:

  • Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
  • Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
  • Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
  • Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
  • Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
  • При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.
  • Правовая база производства налоговой экспертизы

    Процедура назначения и производства налоговой экспертизы описывается в статье 95 Налогового кодекса Российской Федерации. Та же статья предусматривает заключение договора на проведение налоговой экспертизы в качестве основного условия, необходимого для подключения эксперта к участию в выездной проверке налоговой сферы предприятия (организации).

    Эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы, что зафиксировано в статье 129 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная ответственность специалиста наступает только в случае, если он уклоняется от выполнения своих обязанностей после того, как договор был заключен и данный специалист назначен в качестве эксперта.

    Та же статья Налогового кодекса регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений. За данное правонарушение назначается штраф.

    Уголовный кодекс также предполагает ответственность эксперта за предоставление ложных данных. Специалист, осуществляющий производство налоговой экспертизы, несет ответственность за сообщение ложных или недостоверных сведений при формировании экспертного заключения или при выступлении в суде с целью разъяснения сделанных выводов. Степень наказания, предполагаемого за подобные деяния, обозначена в статье № 307 Уголовного кодекса Российской федерации. Следует отметить, что ошибки, допущенные экспертом вследствие некомпетентности или недостаточной осведомленности, не рассматриваются в качестве факта представления ложных сведений.

    Вопросы, ответы на которые дает специалист в области производства налоговой экспертизы

    Ответы на перечисленные вопросы составляют существенный объем информации, представляемой специалистом в своем экспертном заключении. Постановка данных вопросов основана на обстоятельствах проведения исследования и его целях, вследствие чего задает эксперту некий вектор направления усилий и область, в которой следует проводить анализ. Ответы на вопросы в обязательном порядке включаются в экспертное заключение. Список вопросов составляется индивидуально для каждого конкретного случая проведения налоговой экспертизы. Эксперту могут быть адресованы следующие вопросы:

    1. Соответствует ли сформированная налоговая база организации (предприятия) предписаниям актуального налогового законодательства, действующего в юридическом пространстве Российской Федерации.
    2. В полном ли объеме были выполнены налоговые обязательства организации (предприятия) перед федеральным бюджетом?
    3. Своевременно ли были уплачены налоги и сборы?
    4. Каким образом можно легитимно уменьшить налогооблагаемую базу?
    5. Какие недостатки системы учета расходов по налогам обнаружены в ходе производства экспертизы?
    6. Какие именно объемы денежных средств предприятия (организации) не подлежат обложению налогами?
    7. Насколько достоверно отображены налоговые обязательства организации в ее налоговой и бухгалтерской документации?
    8. В полной ли мере отображены налоговые обязательства предприятия в налоговой и бухгалтерской отчетности?
    9. Каким образом следует модифицировать систему налогообложения в свете предстоящего изменения вида деятельности организации (предприятия)?
    10. Какова наиболее эффективная схема налогообложения для данной организации (предприятия), если объемы производства будут увеличены (уменьшены) на заданную величину?
    11. Каковы рекомендации эксперта по модификации системы ведения налогового учета?
    12. Достоверно ли определена сумма налогов и сборов, подлежащих к уплате?

    sudexpa.ru

    Судебная налоговая экспертиза проводится в пределах специальных познаний в области Законодательства РФ о налогах и сборах, путем анализа экономического содержания совершенных хозяйственных операций юридическими и физическими лицами и осуществляется при помощи исследования документов, отражающих финансово-экономическую деятельность налогоплательщика, а также деятельность налогового органа, в связи с действием конкретных норм налогового права.

    Судебная налоговая экспертиза назначается следственными или судебными органами на основании постановления (определения).

    Экспертиза может проводиться так же и во внесудебном порядке, инициирована налоговым органом, либо юридическим лицом (предпринимателем), тогда она носит статус исследования и выдается заключение специалиста экспертного учреждения.

    Целью проведения независимой налоговой экспертизы является рассмотрение спорных вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов, налоговых платежей и обязательных отчислений во внебюджетные фонды.

    Налоговая экспертиза в любом случае основывается на таких принципах, как независимость эксперта при осуществлении им своих обязанностей в области налоговой экспертизы; научная обоснованность, объективность и законность заключений налоговой экспертизы; достоверность и полнота информации, представляемой на налоговую экспертизу; соответствие рассмотренных и истребованных к рассмотрению в ходе проведения экспертизы документов, существу поставленных перед экспертом вопросов; проведение экспертизы по спорам, уже возникшим между плательщиком и налоговым органом; высокая профессиональная подготовка и добросовестность специалистов, осуществляющих проведение экспертизы; ответственность участников налоговой экспертизы за организацию, проведение, качество налоговой экспертизы.

    В число документов, которые могут являться объектом исследования налоговой экспертизы, включаются:

    • первичные документы: акты, справки, счета, квитанции, платежные и расчетные документы, ордера, накладные и пр.;
    • бухгалтерские и отчетные документы: отчеты, расчеты, декларации, журналы-ордера, ведомости, учетные карточки и т.п.;
    • регистрационные документы плательщика;
    • договора;
    • акты проверок, решения налоговых органов о наложении штрафных санкций.
    • Документы, направляемые на налоговую экспертизу в качестве объекта исследования, представляются в подлиннике или ксерокопии, заверенной печатью и подписью руководителя организации или налогового органа.

      Заявитель или должностное лицо налогового органа, следователь или суд при назначении налоговой экспертизы должны:

      1. Самостоятельно и четко сформулировать вопросы для проведения экспертизы;

      2. Предоставить эксперту четкие, полные и достоверные сведения о существе возникшего спора;

      3. Своевременно направить эксперту документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы;

      4. Создать необходимые условия для работы эксперта в случае необходимости проведения исследования за пределами экспертной организации;

      5. Оплатить или назначить оплату за работу экспертов по проведению экспертизы и составлению экспертного заключения в порядке и сроке, установленные в договоре на проведение экспертизы.

      Специалист, проводящий данный вид экспертизы должен иметь два и более высших образования, финансово-экономическое/бухгалтерское, стаж профильной работы более 10-ти лет и профессиональный опыт в ряде аудиторских, консалтинговых компаниях, налоговом органе, дополнительную подготовку налогового эксперта в РФЦСЭ при Минюсте РФ.

      Только такой профессионал может содействовать справедливому правосудию по налоговым преступлениям — оспорить результаты государственной налоговой экспертизы или со всей ответственностью стать надежным партнером правоохранительных и налоговых органов, а также арбитражных и гражданских судов в вопросах налоговой экспертизы, а также бухгалтерской, финансово-экономической и прочим подвидам экономических экспертиз.

      www.fec-rf.ru

      ВНИМАНИЕ!

      По техническим причинам в настоящее время городские телефоны ЧЭУ ГУСЭ временно не работают.

      Приносим свои извинения!

      По всем вопросам просьба обращаться на дежурный номер
      +7 (921) 959-00-02

      НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОВОДЯТ БОЛЕЕ 30 ВИДОВ НЕЗАВИСИМЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, АВТОТЕХНИКЕ, КРИМИНАЛИСТИКЕ, ЛИНГВИСТИКЕ, ЭКОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

      Цена от 5 000 руб.

      От 10-ти рабочих дней

      Предметом судебной налоговой экспертизы является исследование и получение объективных данных с использованием специальных знаний в области налогов и налогового законодательства о правильности и полноте исчисления налогов и сборов требованиям действующего законодательства.

      Объектами исследования при назначении судебной налоговой экспертизы являются различные документы бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности предприятия, к которым относятся:

    • Первичные и сводные документы бухгалтерского и налогового учета;
    • Документы, подтверждающие применение упрощенной системой налогообложения и налоговые льготы;
    • Налоговая база по налогу на прибыль определенной фирмы за отчетный период;
    • Выписки из баз данных механизированного учета;
    • Внутренние приказы, распоряжения и положения, связанные с бухгалтерским учетом.
    • Судебная налоговая экспертиза назначается для разрешения разногласий при налоговых проверках и расследованиях обстоятельств дел, которые устанавливаются в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на основе исследования объектов и субъектов налогообложения, сумм фактически уплаченных и подлежащих уплате налогов. Экспертиза также может назначаться налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля в порядке ст. 95 НК РФ.

      Во всех случаях возникновения спорных ситуаций*, где требуются специальные познания в области налогового законодательства, судом назначается производство независимой судебной экспертизы, где на разрешение эксперта, в числе других могут ставиться следующие вопросы:

      • Соответствует ли порядок исчисления налога на прибыль, примененный организацией, требованиям налогового законодательства?
      • Соблюдаются ли требования налогового законодательства в части определения налогооблагаемой базы на предприятии?
      • Подтверждаются ли результаты налоговой проверки о суммах задолженности организации по налоговым и иным платежам в бюджет?
      • Какова сумма недоимки по налогам, сборам и взносам за отчетный период с учетом налоговых вычетов?
      • Производство судебной налоговой экспертизы осуществляется в несколько этапов:

      • Определение задач исследования и вопросов, на которые должен дать ответы эксперт;
      • Анализ представленных на исследование документов и выбор оптимального метода проведения исследования;
      • Исследование документов и формулировка мотивированных выводов на основе полученных данных;
      • Подготовка и оформление экспертного заключения.
      • Проведение судебной налоговой экспертизы требует полноты данных и обеспечение доступа к имеющимся в деле документам для исследования.

        Помните, что в конфликтных ситуациях, связанных с необоснованными претензиями по налогам, судебная налоговая экспертиза будет надежным средством защиты для отстаивания Ваших интересов.

        Доверяйте производство экспертиз только тем компаниям и экспертам, которые отвечают всем требованиям по уровню знаний, квалификации, практическому опыту и наличию соответствующих сертификатов и допусков.

        ГОРОДСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ располагает кадровыми и техническими ресурсами для проведения квалифицированного исследования. Компетентность и опыт наших специалистов, наличие у них действующих допусков гарантирует применение только утвержденных методик, обеспечивает оперативность и высокую точность результатов экспертизы.

        Мы строим свою работу на индивидуальном подходе к каждому клиенту.

        Не сомневайтесь — мы обеспечим Вам полноту исследований, высокий уровень объективности и максимальную достоверность выводов.

        Задать вопрос эксперту

        тел. + 7 921 959 00 02 (круглосуточно)

        * Налоговая экспертиза также может проводиться в процессе внесудебного урегулирования налоговых споров при подготовке или рассмотрении жалобы в вышестоящем налоговом органе, а так же для оценки налоговых рисков, налоговых и судебных перспектив, для выработки стратегии в урегулировании налоговых споров при проведении проверок налоговыми органами.

        С 2009 года до обращения в суд с жалобой на налоговую проверку, налогоплательщик обязан пройти досудебную стадию налоговой экспертизы и обжаловать незаконные результаты налоговой проверки в вышестоящем органе. Процедура обжалования связана с большим количеством спорных проблем, которые поможет решить налоговая экспертиза.

        На сегодняшний день, к сожалению, споры налогового характера стали неотъемлемой частью деятельности предпринимателей, организаций и фирм. Никто не застрахован от участия в судебном разбирательстве для отстаивания своих прав. А в суде, как известно, важны исключительно предоставленные факты непредвзятого характера. Независимая судебная налоговая экспертиза позволяет правильно и достаточно грамотно выстроить линию активной защиты Ваших законных интересов.

        www.goexpert.ru

        Налоговая экспертиза – это профессиональная оценка действий налоговых служб, налогового учета, рисков инвестиций и планируемых сделок, а также выработка стратегии поведения налогоплательщика при проведении проверок уполномоченными службами.

        В центре налоговых экспертиз и аудита «ТЕХЭКО» вы можете заказать проведение независимой оценки любых вопросов, связанных с налогообложением.

        Задачи налоговой экспертизы

        Наши специалисты имеют глубокие знания как бухгалтерского учета, так и налогового законодательства и готовы представлять ваши интересы в суде. В нашем центре вы можете заказать подготовку возражений и ходатайств, связанных с действиями налоговых служб.

        Внимание! Закажите налоговую экспертизу до проверки уполномоченных служб во избежание штрафов и дополнительных платежей.

        Налоговая оценка решает такие задачи, как:

      • определение суммы требуемых к оплате налогов и сборов;
      • оценка правомерности действий налоговых служб;
      • составление экспертных рекомендаций по ведению налогового учета и проведению планируемых финансовых операций (оценка рисков);
      • подготовка точных деклараций и заявлений в налоговые службы;
      • подготовка доказательств стороны защиты в суде.
      • Кроме того, специалисты нашего центра сопровождают налоговые службы при проведении проверок. Мы гарантируем защиту ваших прав как налогоплательщика и сохранность конфиденциальной информации.

        Стоимость экспертизы в центре «ТЕХЭКО» составляет от 90 тыс. рублей, срок проведения – от 20 дней, в зависимости от сложности и масштабности задач. Мы придерживаемся строгих юридических принципов и гарантируем беспристрастность, оперативность и конфиденциальность экспертизы. Эксперты несут личную ответственность за истинность установленного заключения.

        Свяжитесь с нами и получите профессиональную консультацию от специалистов центра. Стоимость и сроки проведения экспертизы устанавливаются после анализа всех задач. Налоговая экспертиза – гарантия ваших прав и защита ваших средств.

        expert-center.ru

        Какими ошибками в налоговой экспертизе может воспользоваться сторона защиты

        Александр Сотов, партнер коллегии адвокатов «ФБК-Право», канд. юрид. наук (г. Москва)

        Заключение эксперта по бухучету и налогам, привлеченного милицией, содержится практически в любом уголовном деле об уклонении от уплаты налогов. Однако наработанная практика проведения налоговых экспертиз отнюдь не свидетельствует об его безупречном качестве. Экспертные ошибки, а также процессуальные нарушения, которые допускают следователи при назначении исследования, при тщательной и настойчивой работе адвоката могут привести к снятию обвинений с фигуранта.

        Значение выводов налоговой экспертизы

        Экспертное заключение в уголовных делах о неуплате налогов зачастую является едва ли не основным доказательством стороны обвинения. Объяснить это можно достаточно просто: для привлечения к уголовной ответственности и расчета умышленно не перечисленной в бюджет недоимки должны быть изучены нормы налогового законодательства.

        Поскольку нормы НК РФ стабильностью и однозначностью трактовки не отличаются, а следственные подразделения МВД России далеко не всегда комплектуются достаточным числом опытных специалистов, Верховный Суд РФ решил укрепить интеллектуальный потенциал правоохранителей с помощью экспертов. По крайней мере, такой вывод напрашивается при прочтении п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64. В своих разъяснениях ВС РФ ставит заключение эксперта в один ряд с материалами проверок и других контрольных мероприятий, содержащих выводы о наличии либо отсутствии нарушения налогового законодательства.

        Возникает закономерный вопрос: неужели для доказывания факта нарушения недостаточно решения по налоговой проверке?

        Ответ на этот вопрос в свое время дал Верховный Суд РФ в решении от 26.03.08 № ГКПИ08-334. Пытаясь исключить судебную налоговую экспертизу из перечня экспертиз, утвержденного Приказом МВД России № 511, заявитель по делу отметила, что налогами должны заниматься налоговые органы, а если милиция подозревает что-то неладное с наполнением бюджета, она обязана направить материалы в налоговую инспекцию. Однако суд отверг данный довод, указав, что налоговики не имеют права расследовать уголовные дела, а назначение судебной налоговой экспертизы предусмотрено УПК РФ.

        Вопросы эксперту, которые можно оспорить

        На практике имеют место случаи, когда следователи, не будучи уверены в своих познаниях, ставят перед экспертами вопросы, касающиеся правовой квалификации действий налогоплательщика.

        Например, по одному из уголовных дел следователь поставил перед экспертом следующий вопрос: «Имеются ли факты уклонения от уплаты налогов, а также страховых взносов во внебюджетные фонды в деятельности ООО “Х” за 2001 г ., и если да, то какой способ уклонения применялся?»

        По другому делу следователь попросил экспертов высказать мнение по следующему вопросу: «уклонялся ли индивидуальный предприниматель Н. от уплаты ЕСН и страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.2004 по 31.07.2004?».

        Постановка такого рода вопросов эксперту является примером грубейшего нарушения экспертной компетенции. В данном случае эксперт обладает специальными познаниями в сфере налогообложения, а налоговое законодательство не знает такого термина, как «уклонение от уплаты налога». Уклоняться с точки зрения НК РФ можно только от постановки на налоговый учет (ст. 117). Действуя в рамках своей компетенции, эксперт не имеет права разрешать вопросы, на которые нет ответа в пределах налогового законодательства, в том числе квалифицировать чьи-либо действия с точки зрения УК РФ.

        Правильные вопросы эксперту

        Чтобы правильно определить место экспертизы в доказывании по делам о налоговых преступлениях, необходимо четко разграничить функции эксперта и следователя. Любые нарушения компетенции — достаточный повод для оспаривания выводов эксперта и обжалования действий следователя.

        Итак, ст.199 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере.

        Крупным размером в соответствии с примечанием к данной статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб. А особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

        Размеры налогов и сборов, фактически уплаченных за три года, следователь и адвокат способны определить и без эксперта. Его заключение может потребоваться для ответа на следующие вопросы:

        1.Какие налоги и в каком размере подлежат уплате при осуществлении конкретной хозяйственной операции?

        2.Какими должны быть обязательства предприятия за налоговый период, когда совершались указанные операции, если бы расчет налогов по ним был произведен так, как указано при ответе на первый вопрос?

        Располагая ответом на второй вопрос, защитник (как и следователь) может без труда рассчитать:

        — каковы недоимки по налогам за исследуемый период (из данных — ответа на второй вопрос вычитается сумма фактически уплаченного налога по декларациям);

        — превышает ли недоимка 1,5 млн руб. либо как она соотносится с суммами налога, уплаченными за три года. —

        Только так будет определен существенный признак объективной стороны состава — материальный ущерб.

        Мотивировочная часть заключения по первому вопросу поможет адвокату понять требования законодательства, а показания лиц, ответственных за ведение учета в организации, позволят выяснить, как эти требования выполнялись фактически. В результате появится возможность судить о том, было ли уклонение и, если было, осуществлялось ли оно преступным способом.

        В такой ситуации все участники следствия действуют в пределах своей компетенции: эксперт устанавливает, каковы нормативные требования, а следователь решает, соблюдались ли они подследственным, и дает его действиям правовую оценку с точки зрения УК РФ.

        Что делать, если эксперт ошибся

        Чтобы ошибочное заключение эксперта не легло в основу выводов о винов­ности фигуранта, закон предусматривает процессуальные механизмы защиты его прав. Прежде всего, заключение эксперта и протокол его допроса в соответствии с ч. 1 ст. 206 Кодекса предъявляются подозреваемому, обвиняемому, его защитнику для ознакомления. Если при ознакомлении в экспертном заключении будут выявлены ошибки, следует воспользоваться положениями ст. 207 УПК РФ.

        Так, если заключение представляется недостаточно ясным и полным, а также если возникли новые вопросы в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела, необходимо ходатайствовать о назначении дополнительной судебной экспертизы, производство которой будет поручено тому же или другому эксперту.

        При наличии сомнений в обоснованности заключения эксперта либо противоречий в его выводах следует требовать назначения по тем же вопросам повторной экспертизы, производство которой поручается другому эксперту.

        Закон позволяет настаивать на проведении экспертизы не только в экспертных подразделениях МВД, которым фигурант уголовного дела может не доверять, но и в негосударственных организациях, в которых, согласно ст. 41 Федерального закона от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», также могут проводиться экспертные исследования. Поскольку ни одно доказательство в уголовном процессе не может иметь заранее установленной силы, заключение частного эксперта будет иметь не меньший вес, чем мнение ведомственных специалистов.

        Если следователь отказывает в проведении дополнительной или повторной экспертизы, его действия могут быть обжалованы в порядке ст. 123 УПК РФ руководителю следственного подразделения или прокурору. Впрочем, эффективность такого обжалования, как правило, не особенно велика.

        В ситуации, когда жалобы оказываются безрезультатными, защитнику остается воспользоваться правом, предусмотренным п. 4 ст. 3 Федерального закона от 31.05.01 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и привлечь на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи.

        Привлеченный адвокатом специалист может дать устную или письменную консультацию (разъяснения) или выполнить исследование (так называемое предварительное или доэкспертное исследование). По ходатайству адвоката разъяснения или материалы исследования могут быть приобщены к делу.

        Дмитрий Селиванов, эксперт аудиторской компании «ВВ-Аудит», канд. экон. наук (г. Москва):

        При проведении судебной налоговой экспертизы не проверяется вся — финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика. Как правило, исследуется влияние действий обвиняемого, его взаимоотношений с теми или иными компаниями на сумму начисленного налога. Либо эксперт высчитывает расхождения между размерами налога — уплаченного и подлежащего уплате. Может также проверяться обоснованность применения льгот и т. д.

        Многие полагают, что для определения размера неуплаченных налогов достаточно и акта налоговой проверки. Однако на практике акты налоговых органов фигурируют в уголовных делах лишь в 3–5% случаев. Это объясняется тем, что налоговики не могут так глубоко «копать», как милицейские оперативники. Более того, зачастую сумма предъявленных претензий со стороны налоговиков значительно отличается от недоимки, указанной в заключении судебной налоговой экспертизы.

        Многолетний опыт проведения и проверки налоговых экспертиз позволяет выявить ошибки, позволяющие подвергнуть сомнению заключение эксперта.

        К примеру, перед экспертом ставится вопрос: «Какую сумму НДС должно было заплатить и какую сумму НДС фактически заплатило ООО “Василек” за период с 01.01.05 по 31.12.07 всего и отдельно по операциям с компанией ООО “Светлячок”?» Для ответа на него эксперт должен:

        1) определить сумму неправомерно заявленных вычетов по НДС от организаций-«однодневок» за указанный период на основании представленных следователем книги покупок ООО «Василек» и счетов-фактур от ООО «Светлячок». На этом этапе самая распространенная ошибка эксперта — не проверить правильность переноса данных из счетов-фактур в книгу покупок. В случае расхождения данных в счетах-фактурах и книге покупок налогоплательщик может заявить об опечатке, которая, как известно, не является уголовно наказуемой (уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом — п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64);

        2) определить сумму НДС, подлежащую исчислению к уплате в бюджет ООО «Василек» за указанный период с учетом уменьшения суммы налоговых вычетов по НДС, заявленных в налоговых декларациях, на сумму неправомерных вычетов. Здесь эксперту необходимо проверить правильность переноса данных из книги покупок в налоговую декларацию соответствующего периода. Если эксперт устанавливает, почему сумма заявленных вычетов по НДС в книге покупок не соответствует данным из налоговой декларации по НДС, без объяснений следователя либо подозреваемого (обвиняемого), обоснованность его заключения также можно поставить под сомнение;

        3) сравнить суммы НДС, рассчитанные в ходе исследования, с суммами НДС, которые заявлены в налоговых декларациях ООО «Василек» за указанный период.

        Исходя из данного алгоритма к заключению эксперта должны прилагаться сравнительные таблицы, расчеты. Если подобная информация отсутствует, защитник должен подвергнуть сомнению результаты исследования и постараться собственными силами либо с помощью аудиторской компании установить ошибки, допущенные экспертом.

        В зависимости от поставленного вопроса в рамках судебной налоговой экспертизы проверяются отдельные документы бухгалтерского и (или) налогового учета: первичные документы, учетные регистры, налоговая отчетность и т. д. Причем исследование проводится исключительно на основании оригиналов документов, которые эксперту предоставляет следователь. Экспертиза на основе копий документов допускается, если они официально заверены представителями компаний.

        На практике имеют место случаи, когда эксперт проводит исследование лишь на основании выписки по расчетному счету налогоплательщика, а в заключении указывает, что им проанализированы выставленные контрагентами-«однодневками» счета-фактуры, книги покупок и налоговые декларации. Однако при внимательном ознакомлении с приложениями к заключению эксперта нетрудно понять, что сумма неуплаченных налогов определялась исходя из сумм НДС, перечисленных на счета «однодневок». Если данный факт вскроется, заключение эксперта будет признано необоснованным, после чего, скорее всего, будет назначена повторная налоговая экспертиза.

        КОММЕНТАРИЙ

        Максим Ионцев, старший партнер Московской коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры»:

        В большинстве случаев экспертиза в — уголовных делах об уклонении от уплаты налогов — простая формальность. Такова российская действительность: если дело направлено в суд, оно окончится обвинительным приговором. Чаще всего фигурантам «налоговых» дел вменяют в вину связи с фирмами-«однодневками», незаконное перечисление денег по фиктивным (на взгляд следствия) договорам. Не найдя достоверных доказательств фиктивности сделок, следователи указывают в обвинительных заключениях, что со стороны контрагента договоры были составлены «неустановленным лицом, в неустановленном месте, в неустановленное время».

        В регионах доходит до того, что уголовные дела возбуждаются, например, по поводу неправильного заполнения деклараций по ЕСН. Когда даже после экспертизы в ЭКЦ МВД выясняется, что оснований подозревать лицо в неуплате налогов не было и уголовное дело возбуждено незаконно, следственные органы начинают всячески затягивать ход расследования или искать возможности прекратить дело по нереабилитирующим основаниям. В подобных случаях исход дела будет зависеть от принципиальности обвиняемого и адвоката.

        www.audit-it.ru