Организация надомного обучения в локальных актах заместителя директора по УВР

Организация обучения на дому.

  • Положение об организации индивидуального обучения на дому с обучающимися, освобожденными от посещения занятий по состоянию здоровья.
  • Положение о внутришкольном контроле при организации индивидуального (надомного) обучения.
  • Справка по проверке журналов надомного обучения учащихся.
  • 1. Положение
    об организации индивидуального обучения на дому с обучающимися,
    освобожденными от посещения занятий по состоянию здоровья

    I. Общие положения.

    1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения на дому с обучающимися, освобожденными от посещения общеобразовательного учреждения по состоянию здоровья (далее Положение), определяет порядок получения общего образования, предусмотренный п. 2 ст. 51 Закона Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ. Положение разработано в соответствии с:

    — Положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2001 г. № 196);

    — Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

    — Положением о золотой и серебряной медалях “За особые успехи в учении”, о похвальной грамоте “За особые успехи в изучении”;

    — Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1998 г. № 17-253-6 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому”;

    — Письмом Министерства Просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28.07.1980 г. № 281-М/17-13-186 “Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы”;

    — Приказом № 94 от 16.05.1985 г. “Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий”;

    — Письмом Министерства образования Российской Федерации от 12.01.1993 г. № 10-32-т п. 2.11 “Перечень компенсационных доплат и повышения ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений”.

    2. Положение регулирует деятельность ГБОУ СОШ, реализующего программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в части организации индивидуального обучения на дому с обучающимися, освобожденными от посещения общеобразовательного учреждения по состоянию здоровья (далее индивидуальное обучение).

    3. Индивидуальное обучение организуется на I, II, III ступенях общего образования для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения.

    II. Перевод обучающихся на индивидуальное обучение.

    1. Основанием для перевода обучающихся на индивидуальное обучение являются медицинское заключение, заверенное гербовой печатью и письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя общеобразовательного учреждения.

    2. Сроки перевода обучающихся на индивидуальное обучение регламентируются сроками действия медицинского заключения.

    3. При переводе обучающихся на индивидуальное обучение директор школы или его заместитель по УВР обязаны ознакомить родителей (законных представителей) с настоящим Положением.

    4. Перевод обучающихся на индивидуальное обучение осуществляется школой по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося..

    5. Индивидуальное обучение не является основанием для исключения обучающихся, перевода в другой класс параллели, перевода в другое общеобразовательное учреждение.

    6. При переводе обучающихся на индивидуальное обучение классный руководитель на начало года обязан внести обучающихся в списочный состав класса, заполнить на них сведения о родителях (законных представителей) и совместно с медицинским работником школы — листок здоровья.

    7. По окончании срока действия медицинского заключения администрация школы обязана совместно с родителями (законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения.

    III. Образовательный процесс.

    1. При индивидуальном обучении для получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие выполнение минимума содержания образования с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся.

    2. Основным принципом организации образовательного процесса для обучающихся на индивидуальном обучении является обеспечение щадящего режима проведения занятий.

    3. С учетом возможностей обучающихся образовательная программа общеобразовательного учреждения реализуется в очной или очно-заочной формах (по заявлению родителей в форме семейного образования или экстерната).

    4. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом общеобразовательного учреждения за исключением предметов, к изучению которых имеются медицинские противопоказания (физическая культура, информатика, технология и т. д.) и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

    5. Недельная учебная нагрузка определяется с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей обучающихся в объеме:

    — в I—IV классах — до 8 часов;

    — в V—VIII классах — до 10 часов;

    — в IX классах — до 11 часов;

    — в X-XI классах — до 12 часов.

    При наличии финансовых возможностей, а также с учетом состояния здоровья обучающихся, по заявлению родителей (законных представителей) и решению комитета по образованию района недельная нагрузка обучающихся может быть увеличена.

    6. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается директором школы.

    7. По медицинским показаниям и заявлению родителей (законных представителей) часть занятий может проводиться в школе; при этом общеобразовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период пребывания их там.

    8. Выбор формы занятий зависит от возможностей обучающихся, сложности и характера течения заболевания, особенностей эмоционально-волевой сферы. рекомендаций лечебно-профилактических учреждений, возможности кратковременного пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении.

    9. При индивидуальном обучении обучающиеся имеют право пользоваться учебной литературой из библиотечного фонда школы.

    10. Контроль за своевременным проведением занятий и выполнением учебного плана возлагается на заместителя директора по УВР.

    11. На каждого из обучающихся на индивидуальном обучении заводится журнал учета успеваемости, где отражается прохождение программного материала по всем предметам, инвариантной части учебного плана, фиксируются домашние задания и оценивается текущая успеваемость с выставлением оценок.

    12. При индивидуальном обучении на дому по заявлению родителей (законных представителей) обучающимся могут быть оказаны дополнительные платные образовательные услуги (письмо Минобразования России от 21.07.1995 г. № 52-М “Об организации платных дополнительных образовательных услуг”, приказ Минобразования России от 31.07.2001 г. № 2846 “Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования”).

    IV. Аттестация обучающихся.

    1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся устанавливаются общеобразовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством и отражаются в его Уставе.

    2. Экзаменационные и итоговые отметки фиксируются в экзаменационных ведомостях аттестационной комиссией и в классном журнале классным руководителем.

    3. Промежуточная аттестация проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы (за исключением предметов, к изучению которых имеются медицинские противопоказания); четвертные, триместровые, полугодовые, годовые отметки обучающихся переносятся классным руководителем в классный журнал на основании текущей успеваемости. Любые другие записи напротив фамилии обучающихся на индивидуальном обучении не допускаются.

    4. Перевод обучающихся, освоивших программу учебного года, производится по решению Педагогического Совета приказом по школе.

    5. Освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается государственной (итоговой) аттестацией, проводимой в соответствии с действующими нормативными документами.

    6. Выпускникам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка установленного образца об обучении в общеобразовательном учреждении. В соответствии с п. 2 ст. 52 Закона Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 25.06.2002 г. № 741-ФЗ “Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования”.

    7. Выпускникам IX и XI классов, успешно прошедшим государственную (итоговую) аттестацию выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования с указанием перечня и успеваемости по предметам (за исключением предметов, к изучению которых имелись медицинские противопоказания) учебного плана школы.

    8. Проявившие способности и трудолюбие в учении выпускники общеобразовательного учреждения могут быть награждены золотой и серебряной медалями “За особые успехи в учении”, похвальной грамотой “За особые успехи в изучении отдельных предметов”; обучающиеся в общеобразовательном учреждении — похвальным листом “За отличные успехи в учении”.

    V. Финансовое обеспечение.

    1. Месячная заработная плата учителей и других педагогических работников за работу по индивидуальному обучению на дому с обучающимися, освобожденными от посещения общеобразовательного учреждения по состоянию здоровья, определяется в порядке, предусмотренном п.п. 92, 95 “Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения” (приказ Министерства Просвещения СССР от 16.05.1985 г. № 94 с изменениями и дополнениями) и в соответствии с п. 4.1 “Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников общеобразовательных учреждений “ от 16.01.2001 г. №20-58-196/20-5/7.

    2. При тарификации педагогических работников общее количество часов, отведенных на индивидуальное обучение и включенных в учебную нагрузку учителя, делится на число оставшихся до конца учебного года недель. Педагогические работники общеобразовательного учреждения тарифицируются за работу с обучающимися, освобожденными от посещения общеобразовательного учреждения по состоянию здоровья, исходя из фактического контингента обучающихся на момент обучения.

    3. Индивидуальное обучение на дому с обучающимися, освобожденными от посещения общеобразовательного учреждения по состоянию здоровья, дает право на повышение тарифных ставок (должностных окладов) на 20% (письмо МО РФ от 12.01.1993 г. № 10/32-т п. 2.11 “Перечень компенсационных доплат и повышения ставок заработной пчаты (должностных окладов) работников общеобразовательных учреждений”). Педагогическим работникам повышение тарифных ставок производится только на количество часов, отведенных на индивидуальное обучение.

    4. Размеры надбавок и доплат педагогическим работникам устанавливаются общеобразовательным учреждением в пределах средств, направленных на оплату труда, самостоятельно и закрепляются в нормативно-правовых документах школы и коллективном договоре.

    2. Положение
    о внутришкольном контроле при организации индивидуального (надомного) обучения

    I. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, письмами Минобразования России от 10.09.99 № 22-06-874 “Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности” и от 07.02.01 № 22-06-147 “О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений”, Уставом ГБОУ СОШ № 1970, Положением о ВШК ГБОУ СОШ № 1970 и регламентирует осуществление должностного внутришкольного контроля администрацией ОУ при организации индивидуальнго обучения на дому.

    II. Особенности организации ВШК

    2.1. При индивидуальном обучении для получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие выполнения стандарта образования с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся и по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося.

    2.2. При организации индивидуальной работы с обучающимися по индивидуальному плану используются основные образовательные программы по учебным предметам, календарно-тематическое планирование учебного предмета, соответствующее общеобразовательной программе класса данной ступени обучения, учебно-методичекское обеспечение, соответствующее данному учебному предмету и предложенной программе обучения, если медицинскими документами не предусмотрено иное.

    2.3. Выполнение рабочих программ соответствует графику выполнения календарно-тематического планирования учебного предмета, соответствующего общеобразовательной программе класса данной ступени обучения за счет индивидуального учебного плана.

    2.4. Основным принципом организации образовательного процесса для обучающихся на индивидуальном обучении является обеспечение щадящего режима проведения занятий.

    2.5. Выбор формы занятий зависит от возможностей обучающихся, сложности и характера течения заболевания, особенностей эмоционально-волевой сферы, рекомендаций лечебно-профилактических учреждений, возможности кратковременного пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении.

    2.6. При индивидуальном обучении обучающиеся имеют право пользоваться учебной литературой из библиотечного фонда школы.

    2.7. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся устанавливаются общеобразовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством.

    2.8. Освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается государственной (итоговой) аттестацией, проводимой в соответствии с действующими нормативными документами.

    III. Документация

    3.1. План ВШК индивидуального (надомного) обучения включается в основной план внутришкольного контроля образовательного учреждения.

    3.2. Отчет о выполнении внутришкольного контроля оформляется в виде справки.

    Документация хранится в течение текущего года в канцелярии.

    3. Справка
    по проверке журналов надомного обучения учащихся

    “____”______________ 201___ г.

    Объект проверки: журналы № __ – __ надомного обучения

    Цель проверки:

    1. Правильность оформления журнала в соответствии с требованиями на начало учебного года.

    2. Организация повторения.

    3. Накопляемость оценок за сентябрь обучающимися.

    В соответствии с планом ВШК и планом работы заместителя директора по УВР II и III ступеней обучения была проведена проверка журналов надомного обучения учащихся.

    Наблюдение и результаты:

    1. Не имеют замечаний по оформлению предметных страниц журнала на начало 201__/201__ уч. года учителя:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Приказ по школе об обучении на дому

    Детская психиатрия в Санкт-Петербурге

    Положение
    об организации индивидуального обучения больных детей на дому

    Настоящее положение действует на основании:

    1) Закона РФ “Об образовании”, Типового положения об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. № 325-14-22;

    2) Письма Минпроса СССР от 5.05.78 г. № 28- м “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому”;

    5) Письма МНО РСФСР и Мин. здравохранения РСФСР от 3-4 июля 1989 г. № 17-160-6.6-300 “ Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушением слуха”.

    Организация индивидуального обучения на дому больных детей ставит задачу освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта учащимися, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении.

    Организация индивидуального обучения больных детей на дому

    Индивидуальное обучение больных детей на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений приказом управления образования.

    Организация обучения больных детей на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

    Учащийся, проживающий на микроучастке другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучения больного ребенка на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства не зависимо от наполняемости класса.

    Основанием для организации индивидуального обучения больных детей на дому является: письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, медицинское заключение лечебного учреждения.

    При назначении учителей, работающих с больными учащимися, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе.

    При невозможности организовать обучения на дому больного учащегося силами своего педагогического коллектива, администрация образовательного учреждения имеет право привлечь педагогических работников не работающих в данном учреждении.

    Аттестация и перевод учащихся осуществляется в соответствии с законом РФ “Об образовании”.

    Финансовое обеспечение индивидуального обучения больных детей на дому.

    Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется учащимся бесплатно в пределах: 1-4 кл. — до 8 часов в неделю; 5-8 кл. – до 10 часов в неделю; 9 кл. – до 11 часов в неделю; 10-11 кл. – до 12 часов в неделю.

    Если период обучения больного учащегося на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому из медицинских справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.

    В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем.

    В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать непроведенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями.

    Администрация образовательного учреждения представляет в бухгалтерию приказ, если проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока.

    Участники образовательного процесса.

    Участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические работники, родители обучающихся.

    1) Обучающийся имеет право:

    — на получение полного общего образования в соответствии с государственным стандартом;

    — вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в администрацию образовательного учреждения;

    — на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

    — на моральное и материальное поощрение за успехи в учении.

    2) Обучающийся обязан:

    — соблюдать требования образовательного учреждения;

    — добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

    — уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

    — соблюдать расписание занятий;

    — находиться в часы, отведенные для занятий дома;

    3) Родители имеют право:

    — защищать законные права ребенка;

    — обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в управление образования;

    — присутствовать на уроках с разрешения администрации образовательного учреждения;

    — вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы, не предусмотренных приказом Минпроса от 5.05.78 г. № 28- м, аргументировав необходимость, с учетом способностей и интересов ребенка.

    4) Родители обязаны:

    — выполнять требования образовательного учреждения;

    — поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;

    — ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима;

    — создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;

    — своевременно, в течении дня, информировать образовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий;

    — контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

    — Педагогический работник имеет права, предусмотренные Законом РФ “Об образовании”.

    5) Учитель обязан:

    — выполнять государственные программы с учетом склонностей и интересов детей;

    — развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

    — знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий;

    — не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;

    — своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий;

    — контролировать ведение дневника учеником и расписываться о проведенном занятии в нем (расписание, аттестация, запись домашних заданий).

    6) Обязанность классного руководителя:

    — согласовывать с учителями, обучающимися ребенка, родителями расписание занятий;

    — поддерживать контакт с учащимися и родителями, выявлять привычки и особенности учащихся, состояние здоровья больных детей;

    — контролировать ведение дневника.

    7) Обязанности администрации:

    — контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;

    — контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета обучения больных детей на дому;

    — обеспечивать своевременный подбор учителей;

    — предоставлять в недельный срок в управление образования ходатайство об организации индивидуального обучения больных детей на дому, после представления необходимых документов.

    Общее руководство обучением больных детей на дому осуществляется управлением образования. В его компетенцию входят:

    — принятие решения об организации обучения больных детей на дому;

    — разработка и утверждение Положения об организации обучения больных детей на дому;

    — контроль за организацией и осуществлением обучения больных детей на дом, использованием денежных средств.

    1) Основанием для начала и проведения обучения больных детей на дому является:

    — Приказ управления образования администрации города Иванова, для подготовки которого школа обязана представить следующие документы:

    — Ходатайство школы, в котором указывается фамилия, имя ребенка, домашний адрес, телефон, школа, класс, срок обучения, количество часов на предмет, кто ведет, № справки медицинского учреждения, кем выдана, условия оплаты.

    2) При организации обучения больных детей на дому школа должна иметь следующие документы:

    — Приказ управления образования.

    — Приказ по школе.

    — Расписание занятий, письменно согласованное с родителями и утвержденное заместителем директора по УВР в 2- х экземплярах.

    — Журнал учета проведенных занятий.

    Смотреть об организации индивидуального обучения

    psychiatr-spb.narod.ru

    Обучение детей на дому – отличительные особенности

    В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

    Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

    Что такое обучение на дому?

    «Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе» — Википедия.

    «…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» — КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

    Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

    Оформление обучения на дому

    Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

    Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

    На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

    Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

    Организация обучения на дому

    Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
  • Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

    Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.
  • Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.

    При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

    На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

    Достоинства и недостатки обучения на дому

    Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил .

    Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.

    Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.

    Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.

    Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который вступил в силу 1 января 2016 года.

    С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

    Отличие обучения на дому от семейного образования

    Иногда родители (законные представители) смешивают эти понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

    В чем же их принципиальные отличия?

    1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
    2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
    3. Организация обучения на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
    4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
    5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

    Справочно

    1.Согласно части третьей статьи 44 Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

    Формы получения образования

    Согласно Закону образование может быть получено:

    • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
    • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

    Формы обучения

    Обучение может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).
  • Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    2.Примерная форма заявления родителей

    Директору (наименование образовательной организации)

    родителя (или законного представителя) (ФИО),

    Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

    Основание: медицинская справка, выданная (наименование медицинского учреждения и дата выдачи).

    С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),

    Подпись __________________ (расшифровка подписи)

    Федеральные законы:

    Приказы Минобрнауки России:

    от 9 ноября 2015 г. N 1309

    от 2 сентября 2013 года № 1035

    Материалы с сайтов:

    P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

    Также по теме в блоге

    eduinspector.ru