Тема 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.3. Функции налогов

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);

3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

Некоторые экономисты указываю на социальную функцию налогов, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами различных групп населения.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства. А достигнутое ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.

Известны 3 способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

а) расширение круга налогоплательщиков;

б) увеличение числа объектов обложения косвенными налогами;

в) повышение налоговых ставок.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства.

Математически точно определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

А) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;

Б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются инвестиции, ухудшается положение населения;

В) если растет «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии налогов на экономику.

Исследуя связь между величиной налоговой ставки и поступлением налогов в бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет. Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулом воздействия на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Р. Рейгана.

www.aup.ru

Налоги на пороге: 6 важных изменений 2017 года

Последние пару лет руководство страны воздерживалось от открытого повышения налогов для физических лиц и предпринимателей. Однако после выборов в Госдуму снятие ограничивающей налоговые изменения политической составляющей и вопрос повышения налоговых сборов вновь активизировался в умах правительственных чиновников.

На днях Минфин РФ направил российскому правительству и депутатам Госдумы проект основных направлений налоговой политики на 2017 год и перспективу 2018-2019 годов. Что это за изменения и как эти меры отразятся на рядовых гражданах, а также малом и среднем бизнесе?

1. Увеличение акциза на крепленые вина — с 9 до 18 рублей

К крепленым винам относится весьма обширный перечень алкогольной продукции: портвейны, вермуты и вина, крепость которых достигается не естественным брожением, а добавлением в них этилового спирта. Двукратное повышение акциза на данные напитки приведет к их удорожанию примерно на 25-40 рублей за бутылку.

На так называемые «вина с защищенным географическим названием» акциз будет увеличен с 5 до 10 рублей за бутылку. К данной категории относятся большинство легких столовых вин, которые обычно именуются по названию местности выращивания винограда, послужившего сырьем. Такое вино может называться «Бургундское» или «Крымское» (но никак не «777»). Стоимость сухого, полусладкого и сладкого вина увеличится с введением новых акцизов на 20-30 рублей за бутылку. Для потребителей легкого вина это будет малозаметно ввиду его более высокой стоимости в сравнении с крепленым. На игристые вина и шампанское акцизы поднимать вовсе не будут.

Налоговые изменения коснутся и пива крепостью до 0,5% (так называемого «безалкогольного»). Сейчас акциз на его производство не взимается, что привело к росту выпуска пива с градусностью ровно 0,5% , которое безалкогольным назвать уже трудно. С 2017 года планируется прировнять такое пиво к обычному (крепостью от 0,5 до 8,6%) и установить налог — 21 рубль с бутылки. В данный момент акциз на алкогольное пиво составляет 20 рублей.

2. Под акцизное налогообложение могут попасть «электронные» сигареты

На одноразовые электронные сигареты Минфин РФ предлагает установить акциз 40 рублей за штуку, а на курительную жидкость, используемую в многоразовых электронных сигаретах, — 15 рублей за миллилитр.

Таким дифференцированным увеличением сборов с разных категорий алкогольной и табачной продукции предполагается бороться с засильем низкокачественного крепленого вина, а также слабоалкогольного пива и суррогатных заменителей сигарет, столь полюбившихся молодежью.

3. Увеличение налога на бензин и дизтопливо

Сейчас налоговом облагается только 98-й бензин (класса 5) — 7530 рублей за тонну. Остальной бензин идет по повышенной ставке 10 500 рублей за тонну, а дизтопливо по пониженной — 4150 рублей.

В 2017 году Министерство финансов планирует повысить акциз на 92-й и 95-й бензин — до 13 100 рублей, сохранив его размер до 2019 года. На дизтопливо налог предлагается увеличить в 2017 году до 7400 рублей за тонну, с дальнейшим повышением к 2019 году до уровня 8080 рублей.

Повышение акциза на бензин, в случае принятия предложений Минфина, составит порядка 25%, а на дизтопливо – почти 80%. В результате этих мер стоимость бензина на автозаправках увеличится на 2-3 рубля, что довольно существенно в сравнении с обычным среднегодовым ростом 1,3-1,8 рубля.

Если акцизы на дизельное топливо будут подняты до 7400 рублей за тонну, то его литр на заправке подорожает на 6-8 рублей, что практически сравняет его стоимость с бензином «Евро – 98» (на этот вид планируется повышение только на 35%).

4. Введение налога на незарегистрированную недвижимость

Речь идет об инициативе финансовых властей по взиманию налога с собственников земли, на которой находится незарегистрированная постройка, причем истинных владельцев недвижимости искать в этом случае не планируется.

Администрировать налог на недвижимость планируется по схеме, которая работает при взимании штрафов за нарушение правил дорожного движения: не важно, кто управлял машиной и совершил административное правонарушение – штраф за него платит собственник машины. Похоже, финансовое ведомство предлагает идти по пути наименьшего сопротивления: собственника земли (как и владельца машины) отыскать просто, а владельца недвижимости (или того кто был за рулем) не всегда.

5. Увеличение размера пени за несвоевременную уплату в федеральный и местный бюджеты различных налогов, сборов и взносов

Сейчас размер пени равен одной трехсотой от ставки рефинансирования ЦБ. Предлагается увеличить его до одной стовосьмидисятой (рост в 2 раза).

Такой же размер пени существует при несвоевременной оплате задолженности в различные государственные ведомства, и даже частные предприятия (жилищно – эксплуатационные управления, например). Если по задолженности в бюджет пени будут повышены в 2 раза, то и в указанные учреждения придется платить также в 2 раза больше.

Предположим, человек сегодня имеет задолженность по квартплате в сумме 30 тыс. рублей. Пени ему начисляются, исходя из процентной ставки 10% годовых (10/300=0,033333% в день х 30 тыс. рублей = 10 рублей). То есть 10 рублей – это и есть ежедневная сумма пени. Сумма незначительная, однако, учитывая тот факт, что долги людей перед государственными органами и другими юридическими лицами подчас исчисляются шестизначными суммами, то двукратное увеличение пени может серьезно ударить по карману.

6. Оптимизация федеральных льгот по региональным налогам

Пожалуй, самый интересный пункт из налогового послания Минфина в Госдуму — предложение так оптимизировать федеральные льготы по региональным налогам, чтобы они с федерального уровня «перекочевали» на региональный, где местные власти могут их благополучно отменить.

В настоящий момент региональные власти обязаны предоставлять отдельным категориям граждан льготы по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет. С нового 2017 года предлагается ввести переходный период от одного года до пяти лет (для разных категорий льготников), в течение которого налоговые льготы будут сохраняться. Затем субъектам федерации будет предоставлено право самим решать сохранять эти налоговые льготы или отменить их.

Если учесть, что большинство субъектов федерации это регионы–реципиенты с хронической нехваткой денежных средств нетрудно догадаться, каково будет решение властей на местах. Цель подобных мер – предоставить право регионам самим собирать средства на собственное существование, а не просить трансферты из федерального бюджета. Тем самым у центра появляется возможность снижать дотации регионам, а непопулярные фискальные решения будут осуществляться руками местных властей.

Причем здесь нефть?

Значительную роль в количественных характеристиках новых налоговых платежей – вводимых и повышаемых — сыграет цена на нефть.

Если наблюдаемое сегодня повышение стоимости продлится до конца года, а цена Brent будет держаться на уровнях 50-60 долларов за баррель, то жесткого сценария увеличения налогового бремени населению удастся избежать.

Если же в начале 2017 года нефть продолжит расти и выйдет к уровням 70-80 долларов за баррель (что вполне вероятно), правительству и депутатам будет трудно объяснить народу усиление фискальных мер на фоне такого выраженного экономического позитива. А значит, если к марту будущего года поправки в налоговое законодательство депутатами все еще не будут приняты, можно с уверенностью утверждать, что они будут или вовсе «забыты», или ограничатся полумерами — «слабой тенью» готовящихся сейчас изменений. По предварительной оценке, проект изменений, внесенный на обсуждение в Госдуму, содержит только первые шаги по увеличению налоговой нагрузки на граждан. Максимальные же изменения налогового законодательства будут проведены после президентских выборов 2018 года.

К исходу 2017 года повышение цен на нефть может остановиться, а к середине 2018 года тема увеличения фискальной нагрузки на население вновь обрести былую актуальность.

finance.rambler.ru

Повышение налогов в России могут начать с граждан

Денежные купюры США и американская виза

МОСКВА, 22 мар — ПРАЙМ. Правительство РФ начало обсуждать возможные изменения налоговой системы с самой непопулярной темы – повышения ставки подоходного налога. Этот вопрос уже не первый раз поднимается в публичной плоскости, но консенсуса по нему в кабинете министров нет. Опрошенные РИА Новости эксперты относятся к ней с большой долей скепсиса, полагая, что повышение НДФЛ может и не принести желаемого эффекта для бюджета, но расстроит многих налогоплательщиков.

В четверг вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что не исключает повышения НДФЛ в России с нынешних 13% до 15%. По информации газеты «Ведомости», эта идея обсуждалась на совещании у главы правительства. Замминистра финансов РФ Владимир Колычев при этом заявил, что официальных предложений на эту тему Минфин не видел и сам не делал.

«Это число — 13% (ставка НДФЛ – ред.) — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел. Повторяю: если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13% налогом достаточно долго и если дополнительные 2% будут направляться например на здравоохранение, это точно будет в плюс», — заявил Дворкович.

Министр финансов Антон Силуанов в четверг на встрече с президентом РФ пообещал, что налоговые новации, которые готовит Минфин, будут направлены, прежде всего, на создание равных условий ведения бизнеса, повышать налоговую нагрузку не планируется.

ПЛЮС НА МИНУС

Повышение налога на доходы физических лиц с 13% до 15% принесет бюджету порядка 600 миллиардов рублей в год, подсчитал директор института стратегического планирования ФБК Игорь Николаев. Однако гарантировать, что эти деньги пойдут на здравоохранение или образование, по его словам, невозможно.

«Если будут 2% дополнительно собирать в случае поднятия ставки с 13% до 15%, это около 600 миллиардов рублей. Это большие деньги, это сопоставимо с расходами федерального бюджета на образование — чуть больше, на здравоохранение — чуть меньше», — сказал Николаев. Но отследить целевое использование средств будет невозможно. «У нас есть принцип, согласно которому налоги не могут быть «окрашены», — напомнил он.

Примерно такие же оценки дал эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. «Повышение налога на доходы физических лиц до 15% с 13% может дать прирост доходов бюджета в размере 0,3-0,5% ВВП», — полагает он. Однако если власти введут некий необлагаемый минимум доходов, как это обсуждалось, эффект будет меньше.

Фискальный эффект для региональных бюджетов РФ от повышения налога может оказаться и вовсе нулевым, считает старший директор международного рейтингового агентства Fitch Владимир Редькин. Эксперт напомнил, что поступления от подоходного налога направляются в бюджеты регионов.

«Не скажет ли федеральный бюджет, что вам добавили налогов новых — мы вам меньше передадим трансфертов (из федерального бюджета – ред.)? Если такое случится, то возможно, что фискальный эффект для субъектов в итоге будет нейтральный», — сказал Редькин.

По его словам, это приведет и к повышению расходов бюджета, поскольку весьма значительная их доля приходится на выплату зарплат. «Работники госучреждений, бюджетники, те же учителя и так далее — они же тоже платят налоги, это тоже идет из бюджета. То есть в расходах бюджета уже будет увеличение расходов, как ни странно. Причем расходы появятся и во всех бюджетах, не только в бюджете субъекта», — сказал он.

НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

Николаев из ФБК опасается, что повышение налога приведет к снижению доходов граждан. «Не надо думать, что работодатель платит, и люди не почувствуют. Люди почувствуют. У работодателя очень просто – у него есть деньги на фонд оплаты труда, он должен как агент заплатить 13% подоходный налог. Если НДФЛ поднимается, то он просто вынужден будет снизить заработную плату», — сказал он.

Дворкович считает такое повышение несущественным, поскольку налог все равно останется одним из самых низких в мире. «Я не думаю, что разница между 13% и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции. Тем не менее надо, конечно, все просчитать, продумать аккуратно прежде чем принять законодательное решение», — заявил вице-премьер.

«Существует и опасность перехода зарплат в тень, если бизнес почувствует, что это существенно ударило по его конкурентоспособности. Этот эффект будет менее значим по сравнению, например, с социальными платежами, но тем не менее все равно такой риск есть», — возражает Редькин из Fitch.

«Когда отбирают, хочется понимать зачем, так как у нас с этим не очень понятно, особенно тем, кто зарабатывает выше среднего. Также надо разделять фискальную меру и социальную. Рост налога на обеспеченных и введение необлагаемого минимума приведет к сокращению неравенства. Насколько существенный будет этот эффект — зависит от уровня необлагаемого минимума зарплат. Но что можно точно ожидать — это сильное негативное восприятие этого решения со стороны высокооплачиваемого населения», — отметил эксперт.

«Кому-то кажется, что 2% роли не сыграют. А в регионах средняя зарплата — 20 000, и для них 2% — это 400 рублей. Для людей с такой зарплатой каждая копейка на счету, а здесь её предлагают отдать на фоне снижения налоговой нагрузки для других областей», — согласен руководитель маркетингового центра «Алехин и партнеры» Роман Алехин.

По его мнению, предлагать повышение НДФЛ надо вместе с другими мерами для развития бизнеса и экономики в стране. Как считает эксперт, следует заранее продумать, как решить проблему «серой зарплаты», которая, по его мнению, после налоговой реформы станет еще актуальнее.

МЯГКИЙ ПРОГРЕСС

Чтобы смягчить негативные последствия налоговых изменений для малообеспеченных граждан, власти обсуждают также введение необлагаемой минимальной величины дохода. Это является мягким аналогом прогрессивной шкалы НДФЛ и может сделать систему более справедливой, полагает партнер Deloitte Геннадий Камышников.

«С точки зрения величины, это все равно останется один из самых низких налогов в мире. При этом очень важно, чтобы у нас не появилось прогрессивной шкалы», — сказал он. «Риск наличия агрессивной прогрессивной шкалы состоит в том, что у налогоплательщиков, у тех, кто будет много зарабатывать, возникнет большое желание уходить «в тень», — пояснил Камышников.

По мнению эксперта, введение необлагаемого минимума зарплат гарантировало бы некоторую социальную справедливость. «Это становится математическим аналогом прогрессивного налогообложения», — добавил Камышников.

Председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков напротив, уверен, что прогрессивная шкала НДФЛ, предполагающая повышенное обложение доходов свыше 3 миллионов рублей в месяц, необходима. Однако базовая ставка налога должна остаться на уровне 13%. «Каждый человек должен платить налог. 13% считается самой низкой в мире (ставкой – ред.), и ее надо оставить», — полагает он.

Правительство выступает против прогрессивной шкалы – и в этом вопросе в кабинете министров существует некое единодушие. «Коммунисты постоянно предлагают ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Мы против такого подхода», — сказал Дворкович в ходе общения со студентами РЭУ имени Плеханова.

Последовательным противником повышения подоходного налога и введения его прогрессивной шкалы является министр финансов РФ Антон Силуанов, который называл плоскую шкалу НДФЛ с единой ставкой в 13% столпом российской налоговой системы.

«Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается, увеличение ставки, прогрессия приведёт к тому, что начнут задумываться как обойти, плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», — говорил Силуанов в феврале.

РЕШЕНИЙ НЕТ

Обсуждения касательно налоговых новаций в РФ, в том числе в отношении налога на доход физических лиц (НДФЛ), еще продолжатся, никаких готовых решений пока нет, сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Что касается налоговых дел, конечно, сначала должна быть сформулирована позиция правительства, кабинета министров. Пока еще обсуждения продолжаются, и каких-либо решений в этом контексте не принималось», — сказал Песков.

В любом случае, если решения появятся, они должны касаться не только НДФЛ, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Надо в целом менять налоговую систему, а не отдельные налоги. Нельзя менять одно и не менять другое», — заявил он в четверг.

А главная задача всех изменений, как заявил на встрече с президентом Силуанов — это создание равных условий ведения бизнеса, с тем чтобы меньше было случаев уклонения от налогов. «За счет этого — а это большой ресурс — мы также сможем профинансировать те задачи, которые поставлены вами в послании», — сказал Силуанов президенту.

1prime.ru

Налоги и цены

Налогообложение в РФ

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном итоге перекладывается на потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства.

Согласно, например, теории предложения, оптимальная ставка налога не должна превышать 33-36%. Изъятие доходов сверх этого сокращает сбережения населения, снижает заинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, сокращает налоговые поступления.

Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития хозяйствующих субъектов через получаемую прибыль. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% растут налоговые поступления от нуля до определенного максимального уровня (Дтах), а затем вновь снижаются до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100% налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов не должен превышать 33-36%.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Налоги влияют на цены, увеличивая их. Косвенные налоги непосредственно увеличивают цену реализации товара и при повышении ставки по ним автоматически возрастает и цена реализуемого продукта. Прямые налоги увеличивают цены опосредованно в процессе переложения налогов.

Переложение налогов — перенесение налогоплательщиком всего или части налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избеганием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов — причина несовпадения плательщика налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другими хозяйствующими субъектами. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны. Такое понимание термина включает в теорию переложения и вопрос о «производительности» налогов, об их влиянии на экономику вообще.

Теория переложения налогов в отечественной науке отражена в трудах В. Н. Твердохлебова и А. А. Исаева. По мнению В. Твердохлебова, современная теория переложения налогов создана итальянскими учеными (М. Панталеони и др.) в конце XIX. Произведенная им систематизация теорий переложения налогов выделяет абсолютную теорию переложения (физиократы, А. Смит и Д. Рикардо), теорию диффузии (Л. Штейн, А. Пьер, Притвиц, Н. Канар), эклектическую теорию (Ж. Б. Сэй, С. Сисмонди, К. Pay, А. Вагнер, А. Шеффле, Л. Брентано) и количественную или математическую теорию переложения налогов (Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Курно, Э. Селигмен, К. Менгер, К. Виксель).

Различия перечисленных теорий переложения налогов, обусловленные сменявшими друг друга течениями экономической мысли, социально-политическими воззрениями авторов, тенденциями разных исторических периодов, существуют одновременно с наличием общепризнанных положений, составляющих основу теории переложения налогов, такими, как способ, виды, условия переложения и т. п.

Переложение налогов происходит только в процессе обмена. Лишь путем изменений в условиях обмена один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия спроса и предложения, причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

Изменения под влиянием переложения налога цены, спроса и предложения графически изображено на рис. 1.

Рис. 1. Изменение цены, спроса и предложения под влиянием предложения налога

В результате переложения налога кривая предложения сдвигается вверх на сумму переложенного налога, что уменьшает равновесное количество с Qo до Qi и сокращает объем потребления и спрос.

Повышение цены как форма перенесения тяжести налога на потребителей по-разному отражается на спросе и предложении различных продуктов. Переложение труднее осуществить при эластичном спросе на облагаемый продукт, чем при устойчивой потребности, когда покупатель менее склонен сокращать потребление под влиянием повышения цены, поэтому наиболее переложимы налоги на предметы первой необходимости или роскоши, спрос на которые мало зависит от цены. Переложить налог труднее при неэластичном предложении. Классическим примером блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Возможность переложения налога при различной степени эластичности спроса и предложения на товар показана на рис. 2 и 3.

Рис. 2 иллюстрирует возможность 100%-ого переложения налогового бремени на потребителей, когда (в случае А) при совершенно эластичной кривой предложения цена увеличивается на полную сумму налога, и то же (в случае Б) происходит при совершенно неэластичном спросе.

На рис. 3 показано, как, с одной стороны, совершенно неэластичная кривая предложения, а с другой — совершенно эластичный спрос не позволяют поднять цену и тем самым переложить налог на потребителей. Полное бремя налога в данном случае несут производители.

В теории переложения налогов различают два вида переложения: прямое — от производителя к потребителю (переложение «вперед») и обратное — от потребителя к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

Рис. 2. Эластичность спроса и предложения: налог на потребителей

Переложение налога возможно при условиях, когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения или спроса, и чем сильнее эти изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

Степень переложимости налогов зависит, во-первых, от объекта и основания отдельных налогов и, во-вторых, от природы рынка: конкурентный он или монополистический. Так, личные подоходные налоги по переложимости значительно уступают налогам на доходы предприятий и косвенным налогам; прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода; общий налог перелагается труднее, чем специальный, падающий на однородную группу субъектов; если налог мал, он часто не может нарушить установившихся меновых отношений и не перекладывается; налог тем легче переложим, чем ближе по времени к моменту реализации продукта; переложение тем легче, чем соизмеримее основание налога с основанием установления цен и чем теснее зависимость цены от издержек производства.

Рис. 3. Эластичность спроса и предложения: налог на производителей

При конкурентном рынке налоги переложимы в большей мере, чем при монополии, когда при повышении из-за налога цены монопольных благ спрос на них сокращается, так как цена блага, установленная на основе предельных затрат, становится ближе к оценке большинства потребителей и следовательно, сокращается возможность повышения цены без значительного сокращения спроса.

Различие переложимости налогов в конкурентной и монопольной экономике заключается и в разном влиянии на ее степень формы взимания косвенных налогов, устанавливаются ли они в процентах к стоимости продукции или в фиксированных суммах на единицу продукции. Форма взимания оказывает большее влияние в случае монопольного производства, чем в условиях конкуренции. Легче переложить налог, рассчитываемый в процентах к стоимости продукции.

Возможность переложения налогов различна в зависимости от долгосрочного или краткосрочного периода, наличия общего или частичного равновесия в экономике, открытой или закрытой экономики.

Влияние налогов на уровень цен может проявляться и через установление льгот и снижение ставок налогов.

www.grandars.ru