Свод законов Византийского царя Хаммурапи

I. Вавилонское царство до Хаммурапи

II. Общая характеристика свода законов Хаммурапи

III. Брачно-семейные отношения

IV. Имущественные отношения

V. Уголовное право и судебный процесс

История ведет свое начало от появления счета, письменности, государства. С этого момента идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом быте. Знание политической, государственно-правовой истории существенно расширяет наши познания о прошлом человечества.

Роль исторических знаний велика. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. Познание истории расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше познать и осмыслить настоящее.

Таким образом, актуальность выбранной темы определена значимостью изучаемых и анализируемых в работе документов — кодекса Хаммурапи — памятника истории, одного из первых законодательных памятников древнего мира. Хаммурапи был первым попытавшимся кодифицировать, упорядочить социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса — это закон. Хотя законы эти по сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы перенять нам и сегодня.

Законы могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство — тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.

I. Вавилонское царство до Хаммурапи

Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы, сами распоряжались урожаем.

С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

II. Общая характеристика свода законов Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона – Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко – чужими руками.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. 1

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Один из участников экспедиции вспоминал: «Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком — свод клинописных знаков. «.

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр — национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права — Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии «справедливость», мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов. 2

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

Особенностью древневавилонского общества являлось владение государством землей и рабами. Царский земельный фонд был огромен Другой особенностью общества являлся общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия.

Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которого входили также земли храмов.

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или «царские посланцы», наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава — рабианум — назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка. 3

III. Брачно-семейные отношения

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

works.doklad.ru

Кодекс Хаммурапи

Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской письменности был найден французским учёным де-Морганом в Сузах в 1901 г. На верхней части столба изображён царь Хаммурапи, стоящий в торжественной позе перед богом солнца Шамашем, восседающим на троне. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увёз этот памятник в качестве трофея в Сузы. Этот пропуск в тексте может быть восстановлен благодаря найденным копиям кодекса, которыми древневавилонские писцы и судьи пользовались в целях обучения, а также в судебной практике.

Хаммурапи перед богом Шамашем. Рельеф на столбе со сводом законов.

Кодекс Хаммурапи является дальнейшим развитием и кодификацией древнешумерийских законов, оказавших сильное влияние на вавилонское законодательство. Судебник Хаммурапи не сколько более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений, и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя объединить в группы родственные по содержанию статьи закона, однако он всё же ещё не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова и скорее является сводом отдельных юридических решений (казуальное право).

Судебник состоит из трёх частей:

2. Собственно судебник,

Во вступлении указывается на то, что издание кодекса законов, имеет своей целью установление справедливости в стране. Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет своё величие, отмечает благодеяния, оказанные им стране. Средняя, основная часть судебника содержит перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

history.wikireading.ru

КОДЕКС ХАММУРАПИ

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «КОДЕКС ХАММУРАПИ» в других словарях:

Кодекс хаммурапи — см. Свод законов Вавилонии … Энциклопедия права

Кодекс Хаммурапи — Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901 1902 годах в Сузах… … Википедия

Кодекс хаммурапи — см. Свод законов Вавилонии … Большой юридический словарь

Хаммурапи кодекс — древнейший в мире из дошедших до нас сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса сохранился на стеле из черного… … Политология. Словарь.

Хаммурапи — царь Вавилонии в 1792 50 до н. э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы ценный памятник древневосточного права. * * * ХАММУРАПИ ХАММУРАПИ (правил в 1792 50 до н. э.), правитель Вавилона … Энциклопедический словарь

Хаммурапи законы — Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901 1902 годах в Сузах… … Википедия

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ — – кодекс законов, изданный в древнем Вавилоне царём Хаммураби в 18 в. до н. э. (до недавних археологических находок издание его относили к 21 в. до н. э.). Текст кодекса, начертанный на большом, базальтовом столбе, был найден французской… … Советский юридический словарь

ХАММУРАПИ — (правил ок.1792–50 до н.э.), шестой царь 1–й Вавилонской династии. Мн. экзегеты 19 в. отождествляли его с Амрафелом, упомянутым в Быт 14 (в наст. время эта гипотеза оставлена; см. ст. «ПОХОД ЧЕТЫРЕХ ЦАРЕЙ»). Как явствует из древневост. документов … Библиологический словарь

Свод законов Хаммурапи — Стела Хаммурапи со сводом его законов … Википедия

Законы Хаммурапи — Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901 1902 годах в Сузах… … Википедия

dic.academic.ru

Законы Хаммурапи: система и принципы

Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого. доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если. »). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).

Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений , которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.)

www.bibliotekar.ru

Хаммурапи – вавилонский царь, живший в 1810-1750 гг. до н. э. Считается 6-м царём первой вавилонской династии. Царствовал с 1792 по 1750 гг. до н. э. До него у власти находился его отец Син-мубаллит. Он отрёкся от престола из-за плохого здоровья в пользу сына. А последний оправдал доверие отца. За годы своего правления, которое продолжалось 43 года, он заметно расширил границы Вавилонского царства и создал свод законов, который считается одним из самых ранних в истории человеческой цивилизации.

Когда молодой царь пришёл к власти, Вавилон представлял собой город-государство, каких в Месопотамии было великое множество. Все они воевали друг с другом за контроль над плодородными землями. Находились эти земельные участки за городскими стенами и занимали небольшие площади. Среди таких царств самыми мощными считались Элам, Ассирия, Исин, Эшнунны, Ларса. Син-мубаллит, в период своего царствования, установил вавилонскую гегемонию над такими городами-государствами как Борсиппы, Киса, Сиппара.

Правление Хаммурапи

Молодой царь взошёл на трон в 1792 году до н. э. как правитель небольшого царства, находящегося в сложной геополитической ситуации. Верховья реки Тигр контролировало сильное царство Эшнунна. Ларса контролировала дельту реки. К востоку от Месопотамии находилось мощное царство Элам. Оно регулярно вторгалось в южные районы и обкладывало находящиеся там города данью. На севере Месопотамии лидерство принадлежало ассирийскому царю Шамши-Ададу I. Тот заметно расширил территорию своего царства, но его смерть ослабила Ассирию.

Первое десятилетие правление Хаммурапи было мирным. Свою власть он направил на организацию общественных работ. В оборонительных целях были усилены городские стены, расширены храмы, вырыты каналы для орошения полей. Что касается внешней политики, то здесь большую угрозу представляло царство Элам. Оно захватило царство Эшнунна, разрушило несколько городов, а чтобы укрепить свои позиции, попыталось спровоцировать войну между Вавилоном и Ларсой.

Однако те распознали коварство Элама и заключили военный союз. Закончился он тем, что Элам попал под полный контроль Вавилона, а затем Хаммурапи к 1763 году до н. э. установил гегемонию над всей южной частью Месопотамии. Далее царь начал совершать военные походы на север и вступил в противостояние с ассирийским царём Ишме-Даганом I.

Вавилон и Ассирия заключили военные союзы с небольшими городами, чтобы одержать победу в этой войне. Но победу одержало Вавилонское царство, а новый ассирийский царь был вытеснен в отдалённые северные районы Месопотамии вплоть до горда Мари. Таким образом, Вавилон объединил под своей властью всю Месопотамию. Независимость сохранили только Алеппо, Катна и Левант. Под конец правления энергичного и умного царя Вавилон превратился в мощную державу. Умер талантливый правитель в 1750 год до н. э. Власть взял в свои руки его сын Саму-илун. Правил он 38 лет, но за годы правления вверенная ему держава ослабла.

Законы Хаммурапи

Хаммурапи больше всего известен тем, что создал свод законов, которые подданные должны были неукоснительно выполнять. Отобразили их неизвестные мастера на стеле, выполненной из чёрного диорита. Обнаружили её французские археологи в самом начале 1902 года, когда проводили археологические раскопки в городе Сузы. Законы представляют собой нанесённую на камень клинопись на акадском языке.

Специалисты весь свод законов делят на 282 параграфа. Они контролируют семейные отношения, различные формы собственности, регулируют наказания за уголовные преступления. Следует заметить, что все законы тщательно продуманы и являются полноценными законодательными актами. Это настоящая правовая система, которая легла в основу правовой культуры Древнего Востока. Её превзошла впоследствии лишь правовая система Древнего Рима.

Сама стела с законами – это монумент конусообразной формы с венчающим её барельефом. Общая высота составляет 2,25 м, а вес равен 4 тоннам. Длина окружности в основании равна 1,9 м. Предполагается, что законы были окончательно разработаны мудрым царём в конце его правления. Это 37-40 годы. Они были увековечены на стеле, которую поставили в Вавилоне в храме бока Мардука. Затем сделали несколько копий, которые установили в разных городах Вавилонского царства.

Найденная стела может быть как копией, так и оригиналом, вывезенным из Вавилона правителем Элама Шутрук-Наххунте I. Тот примерно в 1155 году до н. э. захватил Вавилон и разграбил его. По его приказу статую бока Мардука и стелу с выбитыми на ней законами увезли в Сузы в качестве трофеев. В то время это было распространённым явлением. Французские археологи и обнаружили эти трофеи в развалинах древнего Акрополя.

Сам текст занимает всю лицевую и оборотную сторону стелы. Это ряды столбцов на аккадском языке, которые читаются сверху вниз. Каждый столбец состоит из строк. На сегодняшний день их насчитывается 3638. Из них порядка 700 строк отведены для пролога и эпилога. Все остальные строки представляют собой нормативно-правовые акты.

Текст расположен так, что его невозможно прочесть при естественном положении глаз и головы. То есть стела являлась всего лишь символом мудрости царя, его заявлением о вступлении в силу нового законодательства. Сами же законы для повседневного использования, как предполагают специалисты, были нанесены на глиняные таблички.

Законы Хаммурапи наполнены здравым смыслом и неразрывно связаны с жизненными реалиями. Те, которые касаются уголовных наказаний, жестокие по современным понятиям. Но в то время они, видимо, находили понимание у людей. В целом же надо отметить, что жившие в ту далёкую эпоху народы отличались умом, проницательностью и старались не нарушать общепринятые нормы и правила. Это вполне понятно, так как соблюдая законы, жить гораздо легче и удобнее, чем существовать в мире беззакония и произвола.

www.factruz.ru