1. Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее — НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма.

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее — БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

lawbook.online

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к ст. 8 НК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права — налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников — организаций и физических лиц — часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти — государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы — это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

Налог определяется законодателем как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ).

Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

1) обязательный характер налогового платежа;

2) его индивидуальную безвозмездность;

3) денежную форму уплаты;

4) публичные цели налогообложения.

Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.

Налог — обязательный платеж, который устанавливается публичной властью в одностороннем порядке. Обязанное лицо уплачивает налог в силу прямого предписания закона. Поскольку налоговая обязанность вытекает из закона, а не из договора, взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом называются налоговой обязанностью, а не обязательством. Обязательство, как известно, вытекает из договора, а «о налогах не договариваются», гласит знаменитая аксиома налогового права.

Устанавливая правовой режим налоговой обязанности, законодатель исходит из того, что налогоплательщик сам добровольно исполняет свою налоговую обязанность в порядке, определенном налоговым законодательством. Если же этого не происходит, то налог взыскивается с налогоплательщика в принудительном порядке.

Конституционный Суд РФ отмечает в одном из своих решений, что в целях обеспечения исполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещению ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права (Постановление КС от 15.07.1999).

Индивидуальная безвозмездность — правовой признак налога, позволяющий отличать его от других обязательных публично-правовых платежей, и прежде всего от сбора. Уплата налога не порождает обязанность государства, в пользу которого налог уплачен, совершить в интересах налогоплательщика конкретные действия: предоставить ему дополнительные общественные блага, наделить его субъективными правами. Иными словами, уплата налога не имеет следствием встречное удовлетворение со стороны государства (встречное удовлетворение, или consideration в англо-американском праве, — принятие одной из сторон договора взаимных обязательств).

В отличие от налога сбор уплачивается в связи с оказанием определенных публично-правовых услуг, совершением юридически значимых действий (выдача лицензий, разрешений, осуществление государственной регистрации и т.д.), в которых плательщик сбора персонально заинтересован. Уплата сбора носит возмездный характер, при этом возмездность сбора следует воспринимать условно: не как буквальную плату за действия, совершаемые государством или муниципальной властью, а как публично-правовой платеж в связи с оказанием публичной услуги, совершением юридически значимого действия.

Индивидуально возмездный характер сбора объясняет ряд особенностей его правового режима: например, соразмерность сбора масштабу, объему публичных услуг, оказываемых его плательщику.

Денежный характер налогового платежа. Несмотря на существование фактов, свидетельствующих о том, что в налоговой практике ряда государств как Востока, так и Запада сохраняются примеры уплаты налога в неденежной форме (это касается различного рода чрезвычайных налогов, сельскохозяйственных налогов и т.п.), денежная форма уплаты налогов остается основной после перехода в XIX веке от натуральных налогов к налогам денежным.

Определяя налог как платеж в форме отчуждения денежных средств налогоплательщика, законодатель оказывает непосредственное влияние и на отношение к зачетным операциям в налоговом праве. В настоящее время применение зачетного механизма в Налоговом кодексе РФ допускается только в случаях излишней уплаты или излишнего взыскания налогов.

Определено отношение налогового права к бартерным и иным торгово-хозяйственным операциям, реализуемым в неденежной форме. Совершение таких операций в неденежной форме не может освобождать налогоплательщика от обязанности по внесению в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет по операциям совершался в денежной форме (Постановление КС РФ от 20.02.2001).

Публичные цели налога. В определении налога, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 8), закрепляется, что налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги, наряду с таможенными платежами, играют определяющую роль в формировании доходной части бюджетов. Без налоговых поступлений становится невозможным само существование государства, блокируются деятельность органов государственной и муниципальной власти, а также реализуемые ими задачи и проекты.

На публичный характер целей налогообложения как на один из основных политико-правовых признаков налога не раз обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ: в конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги «воплощен публичный интерес всех членов общества» (Постановление КС РФ от 17.12.1996); налог представляет собой «основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти» (Постановление КС РФ от 11.11.1997).

www.zakonrf.info

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

В результате изучения главы 1 студент должен:

знать

дефиниции понятий «налог» и «сбор», основные положения теории классификации налогов и сборов;

уметь

правильно применять положения законодательства о налогах и сборах, касающиеся дефиниций и классификаций налогов и сборов;

• отличить налоги и сборы от смежных платежей, давать в связи с этим грамотную оценку релевантных фактических обстоятельств;

владеть

основными понятиями и научными категориями налогового права: налог, сбор, косвенный налог, прямой налог, целевой налог, федеральный налог, региональный налог, местный налог и др.

Налоги: понятие, юридические признаки, классификация

Налог в современном обществе является сложным социальным институтом, имеющим длительную историю развития. Он непосредственно отражает уровень общественного развития в культурной, экономической, политической и иных сферах. В то же время налог оказывает мощное обратное воздействие на состояние политической и экономической системы. Данные обстоятельства позволяют давать различные определения налогам. В российской юридической литературе немало внимания уделено проблемам выработки дефиниций налога [1] . В литературе советского периода, несмотря на весьма скромное значение налогов в экономической жизни страны, научные исследования в этой области также имели место [2] . Разработка понятий налога, сбора, пошлины, иных фискальных взиманий присутствует и во многих работах зарубежных авторов [3] .

В настоящее время в публикациях встречаются различные варианты трактовки рассматриваемой категории [4] . Впрочем, закрепленная в ст. 8 НК РФ дефиниция термина «налог» в целом отражает современное понимание сущности и назначения налога. Из положения ч. 1 указанной статьи и общих начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) вытекают следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ:

1) налог устанавливается законно избранными представителями народа (т.е. законно сформированным представительным органом);

2) налог ограничивает право собственности или иное законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу публичных образований;

3) налог социально обусловлен;

4) налог безвозвратен;

5) налог безвозмезден;

6) налог общеобязателен;

7) налог имеет стоимостной (денежный) характер;

8) налог основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Остановимся подробнее на перечисленных признаках.

1. Налог устанавливается законно избранными представителями народа (законно сформированным представительным органом). Общественная жизнь объективно порождает определенные коллективные потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективными усилиями. Указанные потребности, в конечном счете, являются исходной причиной любого налога [5] . При этом понимание государства как организации, существующей для общества и не имеющей никаких задач, кроме тех, которые поставлены обществом, определяет необходимость особого порядка взаимодействия общества и государства (как относительно обособленной его части) в имущественной сфере. Именно обществу через специально созданные институты представительства необходимо точно оценить собственные коллективные (общие) потребности, выбрать те из них, которые являются наиболее существенными и подлежат удовлетворению в соответствующий период; затем принять решение о формах, порядке и способах распределения среди своих членов обязанностей по финансированию мероприятий по их (потребностей) удовлетворению, т.е. выразить согласие на налог.

Согласие на налог законно избранных представителей народа должно быть выражено в конкретных процедурных формах, регламентированных правом. Оно (согласие на налог) может быть признано состоявшимся, если: 1) выражено в форме федерального закона о конкретном налоге (актах представительных органов субъектов РФ или местного самоуправления в том случае, если речь идет соответственно о региональном или местном налоге); 2) федеральный закон (акт другого представительного органа) принят полномочным органом с соблюдением установленного регламента и его положения не нарушают принципы конституционноправового значения; 3) содержание принятого закона (акта представительного органа) позволяет со всей однозначностью определить налогоплательщика и обязательные элементы налогообложения применительно к данному налогу: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст. 17 НК РФ); 4) федеральный закон (акт представительного органа) опубликован и введен в действие в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

2. Налог – ограничение права собственности, заключающееся в законном отчуждении ее части в пользу публичных образований. Определение понятий налога и сбора традиционно основывается на рассмотрении вопроса об ограничении права собственности [6] . Однако не стоит «. смешивать пределы либо границы права собственности с пределами ограничения права собственности» [7] . Подчеркивается также, что «необходимо проводить различие между случаями ограничения основных прав и установлением рамок их юридического содержания» [8] .

Рассматривая вопрос об ограничении права собственности налогом, необходимо исходить из первичности прав индивидуума (в том числе права собственности) по отношению к правам государства и обязанностям самого индивидуума перед ним. Сообразно логике такого подхода налог выступает как обязанность, производная от права собственности лица. Законодательным воплощением такого подхода является, например, ст. 14 Основного закона Федеративной Республики Германия. В ней, наряду с указанием на гарантированность права собственности, отмечается, что «собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить общему благу». Таким образом, факт обладания имуществом порождает у собственника определенные обязательства перед обществом.

Кроме того, взимание налога следует рассматривать в качестве одного из оснований прекращения права собственности (с гражданско-правовой точки зрения). Наряду с национализацией, конфискацией и реквизицией, взимание налога относится к числу публичных актов. Поэтому взимание налога можно трактовать и как юридический факт. На основании него происходит, с одной стороны, прекращение налоговой обязанности налогоплательщика по уплате конкретного налога, с другой – прекращение права собственности налогоплательщика на вносимые в качестве налогов денежные средства [9] . В последней ситуации налогоплательщик лишается имущества в виде денежных средств. И хотя такое основание прекращения права собственности прямо не указано в гл. 15 ГК РФ, тем не менее, из смысла п. 1 ст. 235 Кодекса вытекает, что право собственности может быть прекращено и в других случаях, предусмотренных законом.

Однако налог является не просто ограничением названного права, это ограничение права собственности в конкретной форме, заключающееся в законном отчуждении се части с возложением на собственника обязанностей предпринять активные действия но ее передаче государству (или муниципальному образованию). Этим налог отличается от других смежных институтов. Поскольку налог является ограничением именно права собственности частных лиц, а не иных их прав (неимущественного характера), постольку налог должен иметь экономическое основание (ст. 3 НК РФ).

3. Налог – это ограничение права собственности, которое социально обусловлено. Обязательным признаком налога является характер цели его взимания, а именно – его социальная обусловленность. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В то же время, как следует из ст. 18 Конституции, не что иное, как права и свободы граждан определяют смысл и назначение деятельности государства и его органов. Именно социальная обусловленность налога позволяет юридически «оправдать» возможность взимания подобного обязательного, безвозвратного, безвозмездного платежа. Ранее отмечалось, что налог является ограничением права собственности граждан и их объединений. В силу ст. 35, 56 Конституции право собственности принадлежит к числу конституционных прав, реализация которого может быть ограничена в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, именно рассматриваемый признак налога – социальная обусловленность необходимости его взимания – позволяет говорить о принципиальной возможности установления легитимной системы налогообложения.

В юридической доктрине нередко специально обращается внимание на нецелевой характер налогового платежа. Данный принцип нашел отражение и в практике Конституционного Суда РФ. Он вытекает также из положений бюджетного законодательства РФ, в частности ст. 29 (принцип единства бюджетной системы РФ), ст. 32 (принцип полноты отражения доходов и расходов) и особенно ст. 35 (принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов) БК РФ. Это принципиальное положение о нецелевом характере налога вытекает из признака его социальной обусловленности, поскольку общий характер цели взимания любого налога (т.е. социальная обусловленность) предопределяет, если так можно выразиться, «обезличивание» поступающих от налога средств в составе государственных и муниципальных бюджетов.

4. Налог общеобязателен (императивен). Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. По этой причине многие ученые справедливо говорят об одностороннем характере установления налога [10] . Во-вторых, и это другой аспект названного признака, обязательность и императивность налога выражается в изначальной определенности его содержания, государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его (взимания) условия и порядок.

5. Налог индивидуально безвозмезден (или неэквивалентен). Налог является индивидуально безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога – государства [11] . Государство в лице своих служб будет обязано представлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Возможная неэквивалентность (если таковая вообще может быть точно исчислена) размера уплаченного налога услугам, полученным от государства, является следствием его индивидуальной безвозмездности.

Сказанное свидетельствует прежде всего об индивидуальной безвозмездности налога в юридическом плане и проявляется в отсутствии у лица, исполнившего свою налоговую обязанность, права требовать что-либо взамен у государства. Однако это отнюдь не опровергает возмездность налога в социально-экономическом плане, проявляющуюся в возможности получения от государства различного рода общественно значимых гарантированных услуг.

6. Налог индивидуально безвозвратен. Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана с прекращением права собственности частных лиц и возникновением публичной собственности на соответствующее имущество (наличные деньги, имущественные права при безналичном перечислении суммы налога [12] ). Безвозвратность налога предполагает также отсутствие прав у плательщика требовать назад ранее законно уплаченные или взысканные суммы налога.

7. Налог – денежный платеж. Это означает, что его (налога) уплата имеет место в рамках юридических отношений, имущественных по объекту. Материальным объектом данных отношений должны выступать, по общему правилу, именно денежные средства. Нельзя не обратить внимания на то, что даже в тех случаях, когда закон предусматривает возможность обращения взыскания на имущество неисправного налогоплательщика, непосредственно исполнение налоговой обязанности производится в денежной форме после реализации имущества, на которое было обращено взыскание (п. 6 ст. 47, п. 6 ст. 48 НК РФ).

8. Налог основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности. Налог может служить достижению поставленных перед ним целей лишь в том случае, если с помощью него осуществляется справедливое распределение бремени публичных (общественных) расходов [13] . Однако это является возможным лишь в том случае, если право обеспечивает построение налога на основе таких взаимосвязанных принципов как всеобщность, равенство и соразмерность. Первый – означает, что к налогу должны привлекаться все члены общества, т.е. публичные расходы должны распределяться между всеми. Второй и третий – предполагают равное участие в финансировании публичных расходов, что, естественно, подразумевает нс арифметическое равенство, а равенство исходя из платежных возможностей каждого индивидуума, т.е. соразмерность участия в финансировании публичных расходов.

Таким образом, налог – установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу публичных образований, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Формулирование общего понятия налога не исключает существенных различий между отдельными налогами. Известны классификации налогов по самым различным критериям.

Так, НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги (ст. 12–15). Такую же дифференциацию проводил и ранее действовавший Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К федеральным налогам относятся те, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны на территории соответствующих муниципальных образований. При установлении региональных и местных налогов соответственно представительные органы власти регионального или местного уровня вправе определять в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ: налоговые ставки; порядок и сроки уплаты налогов; налоговые льготы.

Не менее распространена как в экономической, так и юридической науке классификация налогов по экономическим критериям. Различают налоги на доход, капитал и расходы [14] . К налогам на доходы относятся НДФЛ, налог на прибыль организаций, ЕНВД, взимаемый в рамках одноименного специального налогового режима. К налогам на капитал, как правило, относят поимущественные налоги, в частности, налог на имущество организаций и НИФЛ. К налогам на расходы, как правило, причисляют все косвенные налоги, а именно акцизы и НДС.

Широко распространено деление налогов по критериям «технического» характера (в зависимости от порядка исчисления и взимания налога): прямые и косвенные; личные и реальные; пропорциональные и прогрессивные (регрессивные). Так, в российском налоговом законодательстве предусматривается взимание налогов, одни из которых по своим характеристиками могут быть отнесены к числу косвенных налогов (НДС, акцизы), другие – к прямым (налог на прибыль, НДФЛ и т.д.). Под прямым налогом понимают любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество и переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика к субъекту, уполномоченному осуществлять взимание. Косвенные налоги именуются косвенными, так как вместо того, чтобы быть непосредственно и поименно установленными в отношении определенных лиц, они налагаются в общем на объекты потребления (товары), оказываемые услуги или выполняемые работы и только с этого момента могут быть выплачиваемыми косвенно теми, кто хочет потреблять определенные товары, работы или пользоваться услугами, облагаемыми налогом.

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные (например, налог на доходы физических лиц) и реальные (налог на землю, на имущество физических лиц и т.п.). Личные налоги непосредственно направлены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и призваны в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расходы. Напротив, реальные налоги в большей степени должны быть нацелены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в распоряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности, что и учитывается при взимании реального налога.

По другому критерию выделяют налоги пропорциональные и прогрессивные (регрессивные). В основном налоги, взимаемые в России, являются пропорциональными, т.е. размер налоговых начислений пропорционален величине налоговой базы, однако при увеличении налоговой базы сама налоговая ставка не увеличивается (не уменьшается). Если же налоговая ставка увеличивается при возрастании налоговой базы, налог является прогрессивным (во многих современных странах подоходный налог является прогрессивным и взимается по сложной шкале возрастающих ставок; в Российской Федерации к числу прогрессивных можно отнести транспортный налог). В тех случаях, когда ставка уменьшается при возрастании налоговой базы, налог признается регрессивным (к таким налогам можно было отнести единый социальный налог, который в настоящее время заменен соответствующей системой страховых платежей (взносов)).

Выше было сформулировано общее определение налога. Однако иногда имеет место установление особых налогов, предназначенных для финансирования не в целом расходной части бюджета, а лишь отдельных, строго определенных государственных задач. Так, до 1 января 2010 г. гл. 24 НК РФ предусматривался единый социальный налог, зачислявшийся, в том числе, и в государственные внебюджетные фонды – Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. С 1 января 2010 г. уплата единого социального налога заменена уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (формально законодателем страховые взносы не относятся к числу налогов, хотя и имеют с ними многие сходные черты). Можно выявить в российской налоговой системе и иные примеры платежей, которые близки к целевым налогам. Характерным для них является то, что они обладают всеми основными признаками налога, однако некоторые из них применительно к целевым налогам проявляются особым образом. Это, в частности, касается таких признаков налога, как его социальная обусловленность и индивидуальная безвозмездность. Как отмечалось выше, обязательным признаком налога является характер цели его взимания, а именно – его социальная обусловленность. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, однако поступления от налога, по общему правилу, в бюджете обезличиваются. Иное имеет место применительно к целевым налогам, их взимание обусловлено конкретной социально значимой программой, реализация которой предусмотрена конкретными действующими федеральными законами. Также известно, что налог является индивидуально безвозмездным платежом, однако уплата целевого налога может быть в большей степени связана с некоторым встречным предоставлением. Таким образом, целевой налог – это налог, установление, введение и взимание которого обусловлено (полностью или в части) конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами. Поступления от целевого налога направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию.

Проблема понятия и природы рентных налогов (платежей) пока еще недостаточно разработана ни в законодательстве, ни в правовой науке. Между тем данные платежи, представляющие собой обязательные взносы за пользование природными ресурсами, принадлежащими государству, чрезвычайно важны для национальных бюджетов. Для большинства отраслей российского законодательства, регулирующих пользование определенными природными ресурсами, характерно, что система платежей за пользование соответствующими природными объектами строится по достаточно сложной схеме. В общем плане возможно использование для регулирования во многом сходных отношений по оплате природопользования двух различных правовых режимов: налогового и договорного [15] . Анализируя конкретные положения законодательства, можно прийти к выводу о том, что рентные налоги, обладая всеми признаками налогов, имеют свою специфику, которая проявляется в особом содержании некоторых из названных признаков. В частности, уплата рентного налога взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными государственными природными объектами. В связи с этим рентный налог нс может быть признан в полной мере индивидуально безвозмездным, хотя стоимость получаемых благ от природопользования совершенно необязательно должна быть эквивалентна размеру рентного налога. Напротив, плательщик должен располагать возможностью получить определенный доход в процессе природопользования. Исходя из указанной специфики рентных налогов, применительно к ним принципы всеобщности и соразмерности могут проявляться иначе, чем это имеет место в иных случаях. Например, принцип соразмерности обязывает учитывать при установлении налога размер выгоды плательщика, получаемой в процессе природопользования (когда он может быть исчислен). Принимая во внимание изложенное, можно сформулировать следующее определение: рентный налог – это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству. Таким образом, рентный налог имеет значительное сходство со сборами. Однако уплата сбора связана не с пользованием какими-либо объектами материального мира, а с активными юридически значимыми действиями или иной деятельностью государства и уполномоченных им субъектов. В настоящее время к числу рентных налогов в Российской Федерации можно отнести НДПИ (гл. 26 НК РФ) и водный налог (гл. 25.2 НК РФ).

  • [1] См.: Винницкий Д. В. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002; Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство (правовые позиции Конституционного Суда РФ). М., 1998. С. 198–223; Налоги и налоговое право / под ред. А. В. Брызгалина. М., 1997. С. 80–115; Химичева Н. И. Налоговое право. М., 1997. С. 1–9; Шевелева Н. А. О понятии налога в российском законодательстве // Правоведение. 1994. № 5–6 и др.
  • [2] См.: Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы. М., 1973. С. 39–57; Его же. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955. С. 5–27; Советское финансовое право / иод ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. М., 1982. С. 168–182; Советское финансовое право / под ред. Л. К. Вороновой, Н. И. Химичевой. С. 246–249 и др.
  • [3] См.: Bouvier М. Introduction au droit fiscal general et a la theorie de l’impot. P., 2000. P. 19–25 и др.
  • [4] См.: Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР. С. 49; Химичева Н. И. Налоговое право. С. 5; Налоговое право / под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 31; Trotabas L., Cotteret J.-M. Droit fiscal. P., 1997. P. 9; Годме Π. M. Финансовое право. Μ., 1978. С. 370 (см. также более позднее издание этой работы, не переводившееся на русский язык: Gaudemet P. М., Molinier J. Finances publiques. P., 1997. T. 2. P. 23) и др.
  • [5] См.: Соколов А. А. Теория налогов. М., 1928. С. 5–11.
  • [6] В определенных случаях объектом взимания налога выступают материальные блага, не принадлежащие лицу на праве собственности. В связи с этим следует учитывать, что и налог может проявлять себя не только как форма ограничения права собственности, но и как ограничение иного вещного права – хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 8 НК РФ).
  • [7]Камышинский В. П. Право собственности: пределы и ограничения. М, 2000. С. 65.
  • [8] Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: материалы круглого стола // Государство и право. № 7. 1998. С. 24.
  • [9] См.: Овсянников С. В. Конституционно-правовые основы налоговых отношений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 33.
  • [10] См.: Налоговое право / под ред. С. Г. Пепеляева. С. 30.
  • [11] См. также: Налоги и налоговое право. С. 98–99.
  • [12] Вместе с тем необходимо отметить, что вопрос о том, могут ли быть имущественные права (наряду с вещами) объектом права собственности, является в юридической литературе дискуссионным.
  • [13] Подробнее об этом см.: Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003; Его же. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. № 10.
  • [14] См.: Gaudemet Р. М., Molinier J. Finances publiques. Р. 313–436.
  • [15]Рентные платежи предполагают изъятие в бюджет у хозяйствующих субъектов части прибыли (сверхприбыли), являющейся не непосредственным результатом предпринимательской деятельности, а полученной в результате использования природного ресурса. Само слово «рента» имеет латинское происхождение и означает вид дохода, не требующий от его получателя затрат труда. Существуют различные мнения по проблеме распространения рентных отношений на те или иные виды природных ресурсов, а также разные точки зрения относительно возможности использования налоговых механизмов при взимании рентных платежей. В частности см.: Петрунин В. В. Перспективы развития рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами // Налоговый вестник. 2005. № 2. С. 3-9.

studme.org