Зрительные сигналы на речных судах (правила несения огней)
Этот раздел ППВСП имеет много общего с частью «В» ППСС. Расцветка огней, их расположение на судне и сектор освещения горизонта для огней, имеющих одинаковое назначение, в обоих правилах едины. Все огни должны включаться и гореть на судах во всякую погоду от захода и до восхода солнца. В течение этого времени нельзя включать или выставлять какие-либо другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за сигнальные, ухудшить их видимость или ослепить судоводителей встречных судов, создавая тем самым опасность или угрозу аварии.
К ходовым огням речных судов относятся (рис. 143):

бортовые (отличительные) огни красного (для левого борта) и зеленого (для правого борта) цвета с дальностью видимости не менее 4 км;
топовые огни, цвет и число которых различны в зависимости от рода груза, перевозимого или буксируемого судном; топовые огни поднимают на передней мачте судна; дальность их видимости должна быть не менее 8 км;
кормовые огни: гаковый — устанавливается в диаметральной плоскости судна позади трубы и гакабортные — располагаются ниже гакового, на одной горизонтальной линии на правой и левой торцовых стенках кормовых надстроек. Суда с габаритной шириной менее 5 м гакабортных огней не несут. Дальность видимости гакового и гакабортных огней не менее 4 км; цвет этих огней всегда белый, только у буксиров-толкачей они могут быть белыми, красными или зелеными — в зависимости от рода груза, находящегося на толкаемых судах;
сигнальный огонь «отмашка» белого цвета; его подают частыми вспышками при расхождении или обгоне; устанавливается он на правом и левом крыльях мостика и подается обычно двумя фонарями: одним вперед — при расхождении со встречными судами, другим назад — при расхождении с обгоняющим судном. Дальность видимости «отмашки» не менее 4 км. Днем этот сигнал подается белым квадратным флагом размером 0,7X0,7 м;
мачтовые (котиковые) огни с сектором освещения 360° и дальностью видимости не менее 4 км.

Согласно ППВСП, речные суда на ходу обязаны нести следующие огни:
1. Одиночные суда с механическим двигателем (пассажирские, грузопассажирские, свободные от буксировки буксирные суда и суда на подводных крыльях) — один белый топовый огонь, бортовые отличительные огни, гаковый и гакабортные огни (§ 25 и 26).
2. Грузовое сухогрузное судно (кроме указанных в § 25 и 26 огней) — второй топовый огонь зеленого цвета, устанавливаемый под белым топовым огнем (§ 27).
3. Грузовые самоходные суда, перевозящие огнеопасные грузы 1-го класса, кроме основных ходовых огней, согласно § 25, — два красных топовых огня, расположенных ниже белого топового, а при перевозке огнеопасных грузов 2, 3 и 4-го класса — один красный топовый под белым топовым (§ 28 и 29). Днем суда, перевозящие огнеопасные грузы, несут красные флаги: при перевозке грузов 1-го класса — два флага, грузов 2, 3 и 4-го класса — один флаг.
4. Буксирные суда, ведущие на буксире другие суда или плоты, кроме огней, предусмотренных § 25 для одиночных судов (отличительных, гакового и гакабортных), несут на передней мачте (рис. 144):
— при буксировке сухогрузных судов, независимо от их количества и размеров, — два белых топовых огня, расположенных вертикально;
— при буксировке судов с огнеопасными грузами 1-го класса — три топовых вертикально расположенных огня, из которых два верхних красного цвета, а нижний — белого;
— при буксировке судов с огнеопасными грузами 2, 3 и 4-го класса — два топовых вертикально расположенных огня, из которых верхний красного цвета, а нижний — белого;
— при буксировке плотов — три белых топовых огня, расположенных вертикально;
— при буксировке другого судна борт о борт (под бортом) — три топовых вертикально расположенных огня, из которых верхний и нижний белого, а средний зеленого цвета. Если таким образом буксируется судно с горючим грузом, то зеленый топовый огонь заменяют красным (§ 31-34).
5. Буксируемые суда несут:
— сухогрузные, длиной до 50 м — один белый клотиковый огонь;
— сухогрузные, длиной более 50 м — кроме белого клотикового на мачте по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках (рис. 144);

— груженные огнеопасными грузами 1-го класса — два красных клотиковых огня, расположенных вертикально, и, независимо от длины судна, по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках; днем на мачте поднимают два красных квадратных флага;
— груженные огнеопасными грузами 2, 3 и 4-го класса — один красный клотиковый огонь на мачте и по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках, днем — один красный квадратный флаг;
— буксируемое под бортом — один белый клотиковый огонь на мачте и один белый огонь с внешнего борта (рис. 144);
— буксируемые плоты — по одному белому огню в голове и хвосте плота и один в середине; если длина плота превышает 120 м, то в голове и хвосте его выставляют по два белых огня (§ 33, 38, 40).
6. У буксиров-толкачей топовые огни при толкании располагаются на мачте не вертикально, а треугольником, обращенным основанием вниз. Топовые огни поднимают на мачте толкача или на мачте одного из толкаемых судов. Цвет топовых огней также зависит от рода груза: при толкании сухогрузных судов все три топовых огня белого цвета, а на толкаче вместо белых гакабортных огней зажигают зеленые; при толкании судов с огнеопасными грузами 1-го класса два нижних белых огня в треугольнике топовых огней и гакабортные огни толкача заменяют красными; если же огнеопасный груз на толкаемых судах относится ко 2, 3 и 4-му классу, красными огнями заменяют верхний белый топовый в треугольнике и белый гаковый на толкаче.
В этом случае включают гакабортные огни зеленого цвета.
Если ширина толкаемых судов превышает ширину толкача, то его отличительные огни переносят на наружные борта толкаемых судов (§ 35, рис. 144).
7. Парусно-моторные и парусные суда, идущие только под парусами, должны нести красный и зеленый отличительные огни и гаковый белый огонь. Парусное-моторное судно, идущее под парусами и с помощью мотора, обязано нести огни, установленные для судов с механическим двигателем (§ 37, рис. 145).

8. Рыболовные суда, работающие с сетями у правого берега, поднимают на мачте два красных огня, а над выпущенными сетями — по одному красному огню через каждые 100 м. На рыболовном судне, работающем у левого берега, и над его сетями вместо красных огней поднимают белые.
Рыболовные суда, занятые рыбной ловлей в озерах и водохранилищах способом траления, несут на мачте трехцветный траловый фонарь с сектором освещения 225° (прямо по носу — белый 45°, справа — зеленый 90°, слева — красный 90°). Ниже тралового фонаря поднимают белый огонь, видимый по всему горизонту, а на корме — белый гаковый огонь. Днем тралящие суда поднимают на одном из ноков реи черный цилиндр (§ 43).
9. Работающие земснаряды поднимают на мачте видимый со всех сторон зеленый огонь. Как и рыболовные суда, земснаряды, работающие у правого берега, выставляют на грунтоотводном трубопроводе красные огни через каждые 50 м и два красных огня на борту со стороны свободного прохода. При работе у левого берега все красные огни на земснаряде соответственно заменяют белыми (§ 42 а).
10. На водолазных ботах или других дноочистительных снарядах во время работы поднимают два вертикально рас положенных зеленых огня, а днем — два зеленых флага (§ 42 б).
Суда, стоящие на якоре или на швартовах, обязаны нести стояночные огни:
1. Все самоходные сухогрузные суда, в том числе и парусно-моторные, длиной менее 30 м и шириной до 5 м поднимают на мачте один белый клотиковый огонь, а те же суда Длиной более 30 м и шириной более 5 м включают также гаковый и гакабортные огни и выставляют белый огонь на крыле мостика со стороны борта, свободного для прохода других судов (§ 36 а, 37, рис. 143).
2. Самоходные суда с огнеопасными грузами поднимают один или два красных клотиковых огня (в зависимости от класса груза) и дополнительно к белому огню на мостике, гаковому и гакабортным огням белый огонь на носовом флагштоке; днем — соответственно один или два красных флага на мачте (§ 36 б).
3. Несамоходные суда всех назначений поднимают те же огни, которые несут при буксировке на тросе за кормой. Стояночные огни у парусных судов те же, что и у несамоходных сухогрузных судов — один белый клотиковый огонь на мачте, если парусное судно длиной менее 50 м.
На дебаркадерах (плавучих пристанях) зажигают один белый огонь на мачте, видимый со всех сторон, и один белый на стене надстройки с борта, предназначенного для подхода судов и обращенного к реке (§ 39).
4. Все суда, находящиеся на мели в пределах судового хода (фарватера), поднимают установленные для них стояночные огни. При наличии свободного прохода для других судов судно, находящееся на мели, ограждается огнем на уровне бакена.
Этот огонь должен быть того же цвета, что и огонь соответствующего бакена: красного у правого берега, зеленого у левого берега (§ 41).
Звуковые сигналы, которыми предваряется каждый маневр речного судна, подают:
— самоходные суда — паровым (воздушным) свистком, тифоном или сиреной;
— парусные суда — сиреной или рожком;
— несамоходные суда и парусные на стоянке — колоколом.
Значение каждого сигнала определяется сочетанием продолжительных и коротких звуков.

Звуковые сигналы, применяемые речными судами

Если речное судно терпит бедствие и просит помощи от других судов или с берега, оно подает сигналы бедствия. Самоходные суда сигналят продолжительными звуковыми сигналами или частыми ударами в колокол, если паровые или воздушные свистки вышли из строя, и одновременно мигают клотиковым огнем.
Такой же сигнал бедствия подает несамоходное судно. Кроме того, все суда, терпящие бедствие, пускают красные ракеты, или жгут красный фальшфейер через каждые две минуты, перемещают вверх и вниз флаг (или белый огонь) на мачте или, если на судне есть радиостанция, передают сигнал «SOS» (…— — —…).

Средства связи на яхтах

Для передачи каких-либо сообщений на берег или обмена сообщениями с другими судами на яхтах применяются следующие средства связи:
— зрительная — флажный семафор, флажная сигнализация по своду сигналов, прожектор, фонарь направленного действия, клотиковый фонарь, ракеты, фальшфейеры;
— звуковая — мегафон, колокол, туманный горн;
— радиосвязь — ультракоротковолновые радиотелефонные станции.
Флажный семафор — самое удобное и доступное средство дневной связи, овладеть которым должен каждый яхтсмен. Сигналят по семафору двумя флажками, обычно красного цвета, размером примерно 30X30 см, с древком длиной около 50 см. Каждой букве семафорной азбуки соответствует определенное положение рук сигнальщика (см. таблицу русской семафорной азбуки в приложении 6).
При передаче сообщения по семафору движения рук должны быть четкими, древко флага вытянуто в направлении руки. Каждую букву немного выдерживают, чтобы отделить её от следующей. По окончании каждого слова делается отмашка обоими флагами вниз (знак раздела) и небольшая пауза. От яхтенных рулевых требуется умение передавать и принимать по семафору не менее 30 знаков в минуту.
Однако возможности пользоваться семафорной сигнализацией ограничены: вести переговоры можно только на расстоянии не более одной мили при идеальной видимости и при отсутствии качки, осложняющей работу сигнальщика. Тем не менее семафор — почти единственное средство при связи яхты с берегом, кораблями ВМФ и погранохраны, а также между яхтами в эскадренном плавании, если нет других средств связи.
Международный Свод Сигналов (МСС —1965) (Введен в действие с 1 апреля 1969 г.) издается Гидрографическим управлением МО СССР и состоит из одной книги, которая содержит все необходимые сигналы, позволяющие судам всех национальностей общаться между собой.
В яхтенной практике МСС можно пользоваться в крейсерском плавании, как при помощи сигнальных флагов и семафора, так и азбукой Морзе (светом или звуком) или по радиотелефону.
Международный Свод Сигналов состоит из следующих разделов:
1. Правила пользования сводом. В этот раздел входят объяснения и общие замечания, определения, способы сигнализации и правила производства сигналов средствами флажной, световой, звуковой сигнализации, а также радиотелефонной и семафорной связью. Кроме того, в разделе даны таблица азбуки Морзе и процедурные сигналы.
2. Однобуквенные сигналы. В разделе приводится таблица цветных изображений флагов свода, расположенных в порядке латинского алфавита. Каждый флаг, обозначенный буквой, знаком Морзе и собственным названием (кодовым словом), представляет собой однофлажный сигнал, значение которого дается справа от флага. Так, например, флаг «К» (кодовое слово «Кило») означает сигнал «Я хочу установить связь с вами», а флаг «L» (кодовое слово «Лима»)— «Остановите немедленно свое судно» (см. приложение 5).
Кроме однобуквенных флажных сигналов в этом разделе приводятся таблицы однобуквенных сигналов с дополнениями, которые могут передаваться любыми способами сигнализации. Так, буква «А» с тремя цифрами означает азимут или пеленг, буква «С» с тремя цифрами — курс и т. д. И, наконец, здесь же даны сигналы, которые применяются при ледокольной проводке и должны передаваться только звуковой и зрительной сигнализацией или по радиотелефону.
3. Общий раздел составлен из расположенных в порядке латинского алфавита двухбуквенных сигналов, сведенных в группы: «Бедствие — авария», «Несчастные случаи — повреждения», «Средства навигационного оборудования — навигация — гидрография», «Маневрирование», «Разное», «Метеорология — погода», «Связь», «Международные санитарные правила» и «Таблицы дополнений».
4. Медицинский раздел, который содержит трехбуквенные сигналы, касающиеся требования медицинской помощи, медицинских советов.
В таблицах дополнений этого раздела даны обозначения пострадавших частей тела, список общих болезней, список медикаментов.
В конце книги напечатан алфавитный указатель словопределителей к общему и медицинскому разделам.
На отдельных вкладных листах для вывешивания на видном месте к каждой книге МСС-1965 даются приложения:
— сигналы бедствия и спасательные сигналы, и
— порядок радиотелеграфных переговоров, связанных с обеспечением безопасности.
Для производства флажных сигналов по МСС-1965 применяются 40 сигнальных флагов: 26 флагов прямоугольной формы имеют буквенное значение, 10 треугольных вымпельных флагов — цифровое, а 3 флага, также треугольной формы, носят название заменяющих вымпелов.
Последний, сороковой, флаг называется ответным вымпелом
.
Общие правила флажной сигнализации по МСС-1965 сводятся к следующему:
1. Судно или береговая станция перед началом переговоров должна поднять позывной сигнал и одновременно на отдельном фале сигнал по МСС. Как правило, одновременно поднимается только один сигнал.
2. Принимающее судно или станция, заметив обращенный к ним сигнал, поднимает «ответный вымпел» до половины в знак того, что сигнал замечен и разбирается.
После того как сигнал будет разобран и понят по книге МСС, принимающее судно или станция поднимает «ответный вымпел» до места.
3. После того как спущен последний флажный сигнал, передающее судно или станция должны отдельно поднять «ответный вымпел», означающий, что этот сигнал последний. Принимающий отвечает так же, как и на все другие флажные сигналы.
В отличие от ранее действовавших сводов сигналов МСС-1965 удобен тем, что может быть использован даже на самой малой яхте, имеющей на борту только семафорные флажки для уверенных переговоров с любыми судами и станциями. Для этого достаточно внимательно изучить правила пользования МСС-1965.
В темное время суток любой сигнал МСС-1965 можно передать каким-либо светосигнальным средством связи, даже карманным фонарем с помощью азбуки Морзе (см. приложение 6).
Радиосвязь, конечно, самое лучшее средство связи. В прибрежном и совместном плавании можно пользоваться радиотелефонной УКВ-станцией, позволяющей вести переговоры с береговыми станциями и с яхтами-спутниками в радиусе 15-20 миль.
Работа с такой радиостанцией не требует какой-либо специальной подготовки.

Флаг на яхте и правила его несения

Все спортивные суда, принадлежащие советским государственным или общественным (в том числе и спортивным) организациям или гражданам СССР, должны нести Государственный флаг Союза ССР. Согласно ст. 22 Кодекса торгового мореплавания, право плавания под Государственным флагом спортивные суда приобретают после регистрации в судовой книге или внесения их в Государственный судовой реестр в одном из морских портов СССР.
Государственный флаг — символ принадлежности судна Союзу ССР, означающий, что на нем действуют все законы нашего государства. Поэтому уважение к флагу нужно воспитывать в яхтсменах с первого дня пребывания на яхте. Флаг должен быть всегда чистым и, если это необходимо, аккуратно починенным.
Яхты, находящиеся в крейсерском плавании, несут флаг на ходу от восхода до захода солнца. На стоянке в гавани своего клуба Государственный флаг можно не поднимать. Но в чужой гавани в отечественных водах и тем более за рубежом Государственный флаг СССР надо обязательно поднимать от 8 часов до захода солнца.
Флаг поднимается флагафалом и только на месте, установленном для яхт с данным парусным вооружением: у шлюпов с гафельным гротом — на ноке гафеля, у шлюпа с бермудским гротом — на кормовом флагштоке или, что удобнее, на ахтерштаге, для чего к нему на уровне человеческого роста крепится небольшой блок или биготка (деревянная или металлическая кипа); на иолах и кэчах флаг поднимают и несут на топе бизань-мачты (или, если, бизань гафельная, на ноке ее гафеля).
По существующей традиции все суда при встрече в море должны салютовать флагом — приветствовать друг друга плавным кратковременным приспусканием флага до половины той высоты, на которую он обычно поднят. В море яхты салютуют флагом при встрече:
— с кораблями морской пограничной службы и военно-морского флота,
— с торговыми судами,
— с другими спортивными судами.
В первых двух случаях спортивное судно приспускает флаг первым, в третьем — первым салютует судно меньшего водоизмещения.
В случае траура флаг приспускается до половины на все время траурной церемонии. Точно так же, до половины, приспускается флаг при падении человека за борт. Как только спасенный человек оказывается на борту, флаг сразу же поднимают до места.
Плавая по внутренним водам, спортивные суда вместо Государственного флага могут нести флаг, установленный для своего спортивного общества или клуба, но можно и вместе с ним. В этом случае Государственный флаг поднимается на своем штатном месте, а клубный переносится на правую краспицу. Флаг, присвоенный должностному лицу, поднимается на топе грот-мачты.
При уборке гафельных парусов сначала спускают флаг.

Что читать яхтенному рулевому

Теория и устройство яхт
М а р х а и Ч. Теория плавания под пару­сами. Пер. с польского. Изд. 2, переработанное и дополненное. ФиС, 1970.
Крючков Ю., Лапин В. Парусные катамараны. Изд. 2, переработанное и дополненное. Л., «Судостроение», 1967.
Ш у л ь т И. Под парусом. Пер. с нем. ФиС, 1960.
Такелажное дело
Григорьев В., Грязнов В. Судовые такелажные работы. Атлас. Изд. 3, исправленное и дополненное. М., «Транспорт», 1967.
Алексеевский Ф. Такелажные работы. М„ «Речной транспорт», 1962.
Судовождение
Мизерицкий А., Семенов Ю. и др. Основы морского судовожде­ния. М., «Транспорт», 1973.
Карлов Б., Певзнер В., Слепенков П. Учебник судоводителя-любителя. Изд. 3, переработанное и дополненное. Раздел II. ДОСААФ, 1972.
Ю щ е н к о А., Лесков М. Навигация. М„ «Транспорт», 1972.
Ермолаев Г., Захаров В. Морская лоция. М„ «Транспорт», 1969.
Григорьев Н., Каракулин К. и д р. Школа яхтенного капитана. Главы 4—7. ФиС, 1968.
Гидрометеорология
Дремлюг В., Шифрин Л. Навигационная гидрометеорология. М., «Транспорт», 1970.
Организация крейсерских плавании на яхтах
Григорьев Н., Каракулин К. и д р. Школа яхтенного капитана. Главы 8 и 9. ФиС, 1968.
Пинегин Т., Лобач-Жученко Б. Яхта и буер (парусный спорт). Военное издво МО СССР, 1965.
Л о б а ч-Ж у ч е н к о Б. Морские плавания на парусных яхтах. ДОСААФ, 1956.
Тактика и техника гонок
Эльвстрем П. Искусство плавания под парусами. Пер. с англ. ФиС, 1971.
Коллектив авторов. Парусный спорт (учебное пособие для трене­ров). ФиС, 1966.
Пинегин Т., Л о 6 а ч-Ж у ч е н к о Б. Яхта и буер (парусный спорт). Гла­вы 4—6. Военное изд-во МО СССР, 1965.
Григорьев Н., Л о б а ч-Ж у ч е н к о Б. Парусные гонки. Главы VII и VIII. ФиС, 1959.
Коровельский Д. Тактика парус­ных гонок» ФиС, 1952.
Правила плавания
Я с к е в и ч А., Раховецкий А. ППСС в вопросах и ответах. М.,
«Транспорт», 1969.
Микулинский Е. Предупреждение столкновений судов в море. М.,
«Транспорт», 1966. Министерство речного флота РСФСР.
Правила плавания по внутренним су­доходным путям РСФСР. М., «Транспорт», (переиздается ежегодно).
Книги о парусном спорте и яхтсменах
Войтов В. Морские робинзоны. М., «Мысль», 1971.
Х а у э л з В. Курс — одиночество. Пер. с англ. М., «Молодая гвардия» (серия «Бригантина»), 1969.
Чичестер Ф. Кругосветное плавание «Джипси-Мот». Пер. с англ. М„ «Прогресс», 1969.
Викторов В. Звездный класс. М., «Советская Россия», 1964.
Б а р и н о в М. Песня о парусе. ФиС, 1962.
Батюшков Ю„ Л и п с к и и М. Па­руса над заливом. М., «Советская Россия», 1961.
Вопросы теории и практики парусного спорта, касающиеся крейсерских плаваний и парусных гонок, содержания и ремонта спортивных судов и их эксплуатации, самостоятельной постройки яхт и катеров, советы по морской практике и обмен опытом между яхтсменами, анализ соревнований и морских происшествий, а также все новости парусного спорта систематически освещаются на страницах сборника «Катера и яхты», который выпускается издательством «Судостроение».

www.argolis-yacht.ru

Схема огней на судах

Тип сигнально- отличительного фонаря

Дальность видимость, км

На самоходных судах длиной

На несамоходных судах длиной

Отмашка свето-импульсная днем

Световая отмашка ночью

Раздел 2. Устав службы на судах ввп. Рядовой состав.

2.1 Матрос I класса

Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.

Матрос I класса обязан знать и выполнять обязанности матроса II класса, а также уметь управлять палубными механизмами, отдавать и выбирать якоря, спускать и поднимать шлюпки, управлять спасательными шлюпками, на веслах, с мотором и под парусами (на море), знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях, замерять глубину ручных лотов .

Матрос I класса на судах, выходящих в море, должен знать и понимать обязанности рулевого.

Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману, а во время вахты находится в в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.

Матрос II класса обязан:

Принимать участия в судовых работах по палубных части;

Принимать участия в подготовке грузовых помещений , грузовых средств и инвентаря погрузки и выгрузки и уборке их по походному ;

Убирать палубы, судовые служебные санитарно-бытовые помещения ;

При выполнении работ , связанных сгруженными операциями, принимать участия в открытии и закрытии люков трюмов; контролировать исправность тары, маркировку, укладку, сепарирование груза и при необходимости вести счет мест груза ; следить за сохранностью и целостью груза, инвентаря и такелажа ; наблюдать за исправностью трюмов трапов и другого трюмного оборудования ; не допускать в трюм лиц не в трезвом состоянии; не допускать курение в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме; докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях, недостатков, повреждениях и т.п.;

Выполнять все такелажные, малярные, швартовные работы и работы по забуксировке судов;

Уметь грести веслами в шлюпке и замерять уровень воды в льялах и сточных колодцев на судне, а при плавании в море, кроме того, уметь осуществлять прием и передачу сообщений средствами зрительной связи, выпускать и выбирать забортный лаг и снимать отсчеты лага, выполнять обязанности рулевого.

Матрос II класса может привлекаться малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

Проводник непосредственно подчиняется старшему проводнику.

Проводник отвечает за сохранность постельных принадлежностей , инвентаря и оборудования, надлежащие санитарное состояние пассажирских кают, коридоров и мест общего пользования, закрепленных за ним судовым расписанием .

В конечных пунктах при посадке и высадке пассажиров находится на рабочем месте независимо от времени дежурства, размещать прибывших на судно пассажиров по каютам в соответствии с проездными билетами и посадочными талонами;

Убирать и поддерживать порядок в пассажирских и санитарно – бытовых помещениях;

Заблаговременно извещать пассажиров о прибытии их в пункт назначения;

Докладывать вахтенному начальнику обо всех нарушениях пассажирами судовых правил;

Предоставлять услуги пассажирам в соответствии с перечнем;

Принимать участия в обмене пастельных принадлежностей на бельевых базах;

Знать место расположения спасательных шлюпок и платов, пути эвакуации пассажиров, предусмотренные расписанием по тревогам;

Во время штормовой погоды следить за тем чтобы окна кают были закрыты, а иллюминаторы — задраены.

2.2 Обязанности вахтенного рулевого матроса

Вахтенный рулевой, вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному начальнику.

Прием и сдача вахты вахтенным рулевым, вахтенным матросом производятся с разрешения вахтенного начальника.

Заступая на вахту, вахтенный рулевой (при плавании в море- вахтенный матрос) обязан проверить действие сигнальных огней, а в дневное время- наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен также ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Вахтенный рулевой, вахтенный матрос при стоянке судна на якоре или швартовах обязаны находится на месте, указанным вахтенным начальником, вести наблюдения за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличие противокрысиных щитков на швартовах, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.п. О всех изменениях обстановки они должны немедленно докладывать вахтенному начальнику.

Вахтенный матрос на пассажирских судах обязан:

1. перед заступлением на вахту принять от сменяющегося матроса находящееся в открытых местах и на палубах имущество, инвентарь и оборудование, а также получить сведения о выполняемых рабочих занятиях;

2. при несении вахты следить за сохранностью принятого имущества, инвентаря и оборудования, за соблюдением пассажирами судовых правил: выполнять порученные рабочие задания и поддерживать чистоту закрепленных за ним участков.

2.3 Назначение судовых помещений

Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки. Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами — лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод. Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д. Помещения ресторанов, являющиеся одним из самых парадных на судах, обычно отделываются с особым вниманием так, чтобы они создавали у посетителей хорошее эстетическое впечатление, чувство уюта и покоя. Отделка помещений на советских судах во многом отличается от отделки помещений на зарубежных судах, например отсутствием излишнего украшательства и утяжеляющих форм. Все прочие судовые помещения являются типовыми и объединяются в следующие группы: посты управления — помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.; жилые помещения : каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям; общественные помещения — салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.; санитарно-гигиенические помещения — туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.; служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.; кладовые: фонарные, малярные, шкиперские и др.; машинные помещения — машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов — электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.; грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах — генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки. Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы — деревянные брусья — обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

studfiles.net