Сетевая форма реализация закон

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Такой форме реализации образовательных программ посвящена статья 15 комментируемого федерального закона, в которой содержатся базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. Комментируемая статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодателем выделено два типа организации сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма):

1) реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организации, в том числе иностранных. В соответствии с подпунктами 18–20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относят образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (см. подробнее комментарий к статье 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, первый тип сетевой формы может быть реализован организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на осуществление такой деятельности. Именно такая организация и ведёт образовательную деятельность в рамках сетевой формы. В рассматриваемой ситуации, образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. Иные же организации могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляют некоторые необходимые для организации такой образовательной деятельности ресурсы, и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. К таким организациям могут быть отнесены научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этом случае необходимо отметить несовершенство юридической техники Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая не позволяет в некоторых случаях отграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора. На практике, например, это приводит к резонному вопросу: если организация только предоставляет помещение или оборудование для проведения занятий, то является ли это сетевой формой реализации образовательных программ? С точки зрения изложенного выше, это договор сетевой формы с привлечением ресурсов сторонней организации, так как такая организация непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства это арендные или подобные им отношения, а значит, нормы комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не применимы. Ещё больше усиливает коллизионность в рассматриваемом ракурсе норма пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[2] заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Представляется необходимым внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения, которые позволили чётко разграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора;

2) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В такой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается названными организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором о сетевой форме часть образовательной программы. В этом случае требование о наличии лицензии на ведение образовательной деятельности предъявляется к любой организации, на которую возложена даже частичная реализация образовательной программы.

Комментируемая статья также предусматривает реализацию с использованием сетевой формы дополнительных профессиональных программ. Согласно Письму Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06[3] «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ – это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования. В письме Минобрнауки также подчёркивается, что при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Обращаясь к теории гражданского права, отметим, что договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. В поддержку своей позиции приводим пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательные программы совместно посредством сетевой формы также совместно разрабатывают и утверждают такие образовательные программы.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен содержать указание на:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень образования – это завершённый цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2) статус обучающихся (см. подробнее комментарий к Главе 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в организациях, указанных в части 1 комментируемой статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы. Локальным нормативным актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения, посвящена статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы. Одним из часто задаваемых вопросов в этой области является: если обучающиеся организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, обучаются за счет средств бюджета, то как в этом случае делится норматив финансирования между данными организациями? Представляется, что ответ на вопрос зависит от распределения обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, а также используемого объёма ресурсов в соответствии с договором о сетевой форме. Таким образом, приведённый вопрос должен быть урегулирован договором о сетевом взаимодействии, согласно которому часть норматива одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечисляется другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве оплаты по договору;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы. Документам об образовании и (или) о квалификации, а также документам об обучении посвящена статья 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также:

— Письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2013 года № АК-1879/06 «О документах о квалификации»[4];

— Письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года № АК-316/06 «О направлении рекомендаций»[5] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации»;

— Письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 года № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций»[6] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;

— Письмо Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 05-2038 «О документах, подтверждающих наличие образования»[7];

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

www.lexed.ru

Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Коршунова Надежда Владимировна

Статья посвящена анализу понятий « сетевая форма реализации образовательных программ » и « сетевое взаимодействие » согласно ФЗ «Об образовании в РФ». Обозначены формы сетевой реализации программ, в том числе договор о сетевом взаимодействии с учетом требований Гражданского кодекса РФ. Обозначены основные проблемы, связанные с реализацией сетевой формы, и предложены пути их решения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Коршунова Надежда Владимировна,

Network form of interection between education institutions: problem of implementation oF educatiton legislation

The concepts «network form of implementation of educational programs» and «network interaction» according to the Federal Law «About Education in the Russian Federation» are analyzed. Forms of network program implementation, including the agreement on network interaction taking into account requirements of the Civil Code of the Russian Federation are outlined. The main problems connected with implementation of a network form are designated and ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства»

УДК 371.378 ББК 74.041.1:74.48

сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства

Статья посвящена анализу понятий «сетевая форма реализации образовательных программ» и «сетевое взаимодействие» согласно ФЗ «Об образовании в РФ». Обозначены формы сетевой реализации программ, в том числе договор о сетевом взаимодействии с учетом требований Гражданского кодекса РФ. Обозначены основные проблемы, связанные с реализацией сетевой формы, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: сетевая форма реализации образовательных программ, сетевое взаимодействие, академическая мобильность, договор о сетевом взаимодействии.

network form of interection between education

INSTITUTIONS: PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF EDUCATITON LEGISLATION

Key words: network form of educational programs, networking, academic mobility, an agreement on networking.

Безусловной новеллой образовательного законодательства является статья 15 ФЗ «Об образовании в РФ» [10], посвященная возможным сетевым формам взаимодействия образовательных организаций через совместную реализацию образовательных программ. В то же время указанная статья носит «рамочный» характер и не раскрывает в полной мере ни самого понятия, ни механизма реализации обучения в сетевой форме.

Термин «сеть» имеет несколько значений и представляет собой множество разных элементов, находящихся в процессе развития, в различных взаимоотношениях и объединенных между собой разными типами связей. Предпосылкой возникновения сетевой формы реализа-

ции образовательных программ, по мнению Р.А. Заякиной и М.В. Ромма, является теория сетей, разрабатываемая в последние годы социально-гуманитарными науками. Методологическое значение данной теории состоит в установке на изучение социальных отношений, в которые вступают связанные ими объекты, и самой структуры, которая строится из этих отношений [3].

В современном образовательном пространстве используются два понятия: сетевая форма взаимодействия образовательных организаций и сетевая форма реализации образовательных программ.

В тексте ФЗ «Об образовании в РФ» не содержится определения термина «сетевое взаимодействие», поэтому дан-

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

2. Девятова И.Е. Академическая мобильность студентов: уровень вуза [Текст] / И.Е. Девяткина // Высшее образование в России. — 2012. — № 6. — С. 112-116.

3. Заякина, Р.А. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия [Текст] / Р.А. Зая-кина, М.В. Ромм // Высшее образование в России. — 2013. — № 4. — С. 118-124.

4. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография [Текст] / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. — 480 с.

5. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ») [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2015. — № 32.

6. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 03.12.2015) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 44. — Ст. 5764.

7. Садырин, В.В. Возможности и проблемы использования сетевого взаимодействия [Текст] / В.В. Садырин, Г.В. Щагина // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля 2015, Челябинск — Екатеринбург / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной, Н.В. Увари-ной, Д.Н. Корнеева, Р.Я. Симонян. — Челябинск: СИМАРС, 2015. — С. 18-21.

8. Токмовцева, М.В. Правовые проблемы Академической мобильности высших учебных заведений [Текст] / М.В. Токмовцева // Культура: управление, экономика, право. — 2014. — № 2. — С. 17-21.

9. Токмовцева, М.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе «Школа-Колледж-Вуз»: монография [Текст] / М.В. Токмовцева, О.В. Карабанова. — М.: Научный консультант, 2015. — 194 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

11. Швецов, М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Текст] / М.Ю. Швецов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2012. — № (выпуск) 5. — С. 33-38.

1. The Civil Code ofthe Russian Federation (Part Two) on 1/26/1996 number 14-FZ (ed. By 23.05.2016). Collected legislation ofthe Russian Federation, 1996. № 5. Art. 410. [in Russian].

2. Devyatova I.E. Academic mobility of students: the university level. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012. № 6. P. 112-116. [in Russian].

3. Zayakina RA, Romm M. Innovative high school as the subject of networking. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2013. № 4. P. 118-124. [in Russian].

4. L.V. Andrichenko, V.L. Bagels, B.A. Bulaevskii et al.; Educational legislation of Russia. The new development milestone. ed. N.V. Putsila, N.S. Volkova. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Law, 2015. P. 480. [in Russian].

5. Letter of the Russian Ministry of 08.28.2015 number AK-2563/05 «On Methodological Recommendations» (with the «Guidelines for the organization of educational activities with the use of network forms of educational programs»). Ofitsialnyie documenty v obrazovanii, 2015. № 32. [in Russian].

6. Government Decree of 28/10/2013 number 966 (ed. of 03.12.2015) «On licensing of educational activity» (with the «Regulations on the licensing of educational activities»). Collected legislation ofthe Russian Federation, 2013. № 44. cm. 5764. [in Russian].

7. Sadyrin V.V. Shchagin G.V. Opportunities and challenges of using networking. Networking as a form of realization of state policy in education: a collection of All-Russian materials. Ed. V.V. Sadyrin, E.M. Dorozhkina, E.A. Gnatyshinoy, N.V. Uvarinoy, D.N. Korneyev, R.J. Simonyan. Chelyabinsk: SIMARS, 2015. P. 18-21. [in Russian].

8. Tokmovtseva M.V. Legal academic mobility of higher education institutions. Kultura: upravlenie, ekonomica, pravo. 2014. № 2. P. 17-21. [in Russian].

9. Tokmovtseva M.V. Karabanova O.V. Networking educational institutions on the basis of «school-college-higher school». M.: izd-vo «Nauchnyi konsultant», 2015. P. 194. [in Russian].

10. Federal Law of 29.12.2012 number 273-FZ (ed. From 23.07.2013) «On Education in the Russian Federation». Collected legislation of the Russian Federation, 2012. № 53 (1 h.). Art. 7598. [in Russian].

11. Shvetsov M.Yu. Dugarov A.L. Networking educational institutions of professional education in the region. Uchenyie zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo Universiteta, 2012. № (vypusk) 5. P. 33-38. [in Russian].

Сведения об авторе:

Коршунова Надежда Владимировна,

доктор исторических наук, доцент, магистр права, заведующий кафедрой отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: korshunovanv@cspu.ru

Information about the author: Korshunova Nadezhda Vladimirovna,

Doctor of Sciences (History),

Academic Title of Associate Professor,

Master of Law, Head,

Department of National History and Law

South Ural State Humanitarian Pedagogical

Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: korshunovanv@cspu.ru

УДК 378 ББК 74.480.26

вариативность организационных моделей программ непрерывного действия

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОй

карьеры на уровне педагогических сообществ

В статье рассматриваются возможности расширения вариативности развития профессиональной карьеры на уровне педагогических сообществ, реализующих различные модели программ непрерывного действия. Вариативность непрерывного образования рассматривается как основополагающий принцип образовательной системы. Автор показывает специфику адаптивной, методической, индуктивной, сетевой и проектной моделей программ непрерывного действия, представляет практику их реализации.

Ключевые слова: профессиональная карьера, многоуровневость, формальное, неформальное и информальное образование, вариативность, технологии карьерного развития, модель, программа непрерывного действия.

VARIABILITY OF ORGANIZATION MODELS OF CONTINUOUS ACTION PROGRAMS AS A MEANS

OF PROFESSIONAL CAREER DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF PEDAGOGICAL COMMUNITIES

The possibility of expanding the variability of a professional career development at the level of pedagogical communities that implement different models of continuous action programs is discussed. Variability of continuing education is considered as a fundamental principle of the education system.

cyberleninka.ru

Новый этап социально-экономического развития страны ставит перед системой высшего образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 [6] и Постановление Правительства России № 211[3] направлены на вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов. С первого сентября текущего года вступила в силу новая редакция Закона об образовании [7].

К ключевым мероприятиям, направленным на продвижение вузов в международных рейтингах, относятся реализация совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, привлечение иностранных профессоров для обучения наших студентов, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов и др.

Сетевая форма образовательных программ [7] дает возможность реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм; внедрения в вузах новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями; привлечения студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) является победителем открытого конкурса, объявленного 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 [6]. Помимо этого НИЯУ МИФИ является стратегическим партнером и базовым вузом Госкорпорации «Росатом» в сфере кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли, призванной оказать мультипликативный эффект на экономику России и упрочнить ее позиции на мировых рынках. Укрепление конкурентоспособности НИЯУ МИФИ является научно-образовательной частью стратегии развития Госкорпорации «Росатом». Одним из ключевых аспектов развития университета является активная диверсификация и укрепление позиций не только в области ядерных, но и других технологий, таких как ядерная медицина, радиационно-стойкая электроника, композиты, сверхпроводящие устройства, кибернетические технологии, а также в области менеджмента и экономики. Диверсификация позволит в дальнейшем упрочить позиции НИЯУ МИФИ как ведущего мультидисциплинарного мирового образовательного и исследовательского центра [5].

В этой связи, анализ различных моделей взаимодействия организаций, направленных на реализацию сетевых образовательных программ высшего образования, в том числе на международной основе, и формирование нормативно-методической базы взаимодействия является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентноспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы

В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании [7], сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие:

  • организуется преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов;
  • позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики;
  • обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных организаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.
  • Задачами сетевого обучения являются:

    • подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
    • повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
    • внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.
    • Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

      В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

      1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

      2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по сетевой образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;

      3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

      4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

      В сетевой форме реализации образовательных программ могут участвовать, согласно закону об образовании:

    • образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
    • организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);
    • иные (ресурсные) организации, как то: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д., т.е. обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.
    • На основании вышесказанного, предлагаются к рассмотрению следующие основные модели сетевой формы реализации образовательных программ:

    • образовательная организация ­– образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования;
    • образовательная организация – организация, осуществляющая обучение. В этом случае для второй организации обучение не является основным видом деятельности и она может иметь лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ. К этой же категории относятся иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
    • образовательная организация – ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.

    Сетевая форма реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 г. [4], повышение квалификации может осуществляться не только для людей, имеющих квалификацию, но для студентов старших курсов. Наиболее гибкие возможности предоставляются для сетевой формы на уровне магистратуры и аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), так как в этом случае возможна выдача документов об усвоении дополнительных профессиональных программ (переподготовка).

    Сетевая образовательная программа – образовательная программа, совместно реализуемая образовательными, научными, производственными и иными организациями на основе договора по единому учебному плану. Организация обучения по сетевой образовательной программе может быть охарактеризована следующим образом.

  • Цели, задачи, содержание сетевой образовательной программы, порядок ее реализации регулируются договором (соглашением), который подписывают все организации-партнеры.
  • В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организаторы организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).
  • Набор на сетевую программу осуществляет базовый вуз, который координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
  • По итогам обучения студенту выдается диплом базового вуза. В приложении к диплому перечисляются модули, дисциплины, практики, которые студент прошел в других вузах или организациях (с указанием количества академических кредитов).
  • Общая продолжительность обучения в базовом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения всей образовательной программы.
  • Срок обучения по сетевой образовательной программе не может превышать сроки освоения образовательной программы соответствующего направления подготовки (специальности).
  • В случае обучения по программе совместных или двойных дипломов составляется два учебных плана для двух различных вузов, где ряд учебных дисциплин взаимно засчитываются, а ряд дисциплин может реализовываться совместно (научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа и т.д.). По результатам обучения студенту выдается два диплома. В этом случае продолжительность обучения в каждом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения образовательной программы, а общее увеличение трудоемкости для учащегося не превышает 25% в год.
  • Направленность сетевых образовательных программ

    Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, включая ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преподавателей; региональных и отраслевых центров компетенций; служб маркетинга и трудоустройства выпускников. По своей направленности сетевые образовательные программы могут быть:

  • компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
  • отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.
  • В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того, чтобы начинать формирование уникальных компетенций как можно раньше.

    В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда ресурсы вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная среда, неотъемлемым участников которой становится вуз (рис. 1).

    Рис. 1. Взаимодействующие организации в рамках сетевых научно-инновационных образовательных программ

    Для реализации отраслевых сетевых образовательных программ в структуре вуза создаются учебно-производственные центры и подразделения, включая отраслевые (базовые) кафедры; опытно-конструкторские производства и инновационно-технологические центры отраслевой направленности. Таким образом, создается лабораторно-производственная база для совместного обучения (рис. 2).

    Рис. 2. Взаимодействующие организации в рамках сетевых отраслевых образовательных программ

    Совместные и двойные дипломы при сетевой форме обучения

    С точки зрения международной практики, существует несколько определений понятия «совместный диплом». На официальном сайте Болонского процесса под совместным дипломом понимается свидетельство о высшем образовании (квалификация, степень), выданное совместно двумя или более вузами на основе совместной программы обучения [2]. Совместный диплом может выдаваться в виде:

  • отдельного документа, выдаваемого в дополнение к одному или нескольким национальным вузовским дипломам;
  • общего единого документа, выданного вузами, осуществлявшими обучение по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей национальных дипломов;
  • одного или более национальных дипломов, выдаваемых параллельно и одновременно в подтверждение полученной квалификации.
  • Как правило, такие образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие программы называют одноуровневые двойные (или более) образовательные программы.

    Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют разработать гибкие программы подготовки по двум направлениям одновременно.

    Привлекательность одноуровневых двойных программ, по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам, состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а также в снижении финансовых затрат на обучение[1].

    Виды учебной деятельности сетевых образовательных программ, реализуемых организациями совместно

    В соответствии со Статьей №15 Федерального закона об образовании [2], для реализации образовательной программы заключают договор о сотрудничестве организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

    Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое обучение) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая включает в себя научно-исследовательскую работу студентов, различные виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д. Таким образом, при сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, можно выделить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться совместно: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

    Необходимость введения стажировок в данном случае связана с тем, что в качестве партнера вуза могут выступать организации, реализующие дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации и переподготовки.

    В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 [4], дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

    Стажировка в данном случае является правомерным видом учебной деятельности, носит индивидуальный или групповой характер и может включать в себя:

  • самостоятельную работу с учебными изданиями;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера) и т.д.
  • Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

    При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

    Условия и порядок осуществления образовательной деятельности в рамках сетевой формы взаимодействия прописывается в заключаемом договоре. А именно: устанавливаются условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; указываются выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

    Модель взаимодействия «образовательная организация – образовательная организация»

    В этом случае обе организации имеют лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки, выполнение выпускной квалификационной работы.

    Используя сценарный подход, определим минимальные значения на длительность различных видов образовательной деятельности, реализуемых партнерами вуза.

    Сценарий № 1 (антисимметричное взаимодействие). Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности учащихся. Рассматриваем двух партнеров:один – основной вуз, куда зачисляются студенты. Партнером выступает второй вуз, который предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (Табл. 1).

    Табл. 1. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при антисимметричном взаимодействии

    www.science-education.ru