Нами пока рассматривалась одна составляющая фискальной политики — государственные расходы. Теперь проанализируем другую составляющую — налоги. Необходимо выяснить, какое они оказывают воздействие на совокупный спрос и ВНП. Если налоги возрастают, это ведет к снижению реальных до­ходов населения и, естественно, к сокращению совокупного спроса. Но если падает совокупный спрос, будет сокращаться ВНП. Значит, под воздействием налогов сокращается прежде всего располагаемый доход населения. Ввиду того, что доход населения распадается на две части — потребление и сбережение, естественно, налоговое обложение приведет к сокращению и потребления, и сбережений.

Возника­ет вопрос, насколько сократятся сбережения и потребление, если налоги будут возрастать? Данные характеристики получаются посредством расчета предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережениям (MPS). Первое значение рассчитывается как отношение потребляемой части к обшей вели­чине располагаемого дохода, второе — как отношение сберегаемой части к обшей величине располагаемого дохода.

Поскольку сбережения связаны с инвестициями, а потребле­ние с совокупным спросом, мы видим, что налоги также ведут к мультипликационному эффекту, только, в отличие от государственных расходов, они имеют меньший эффект. К тому же действуют они в противоположных направлениях — государственные расходы рас­ширяют совокупный спрос, а налоги его ограничивают. Сокращение спроса через налоги приводит к уменьшению ВНП. Чтобы компен­сировать падение ВНП, необходимо увеличивать сумму государ­ственных расходов.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов, но на какую величину? На величину предельной склонности к потреблению (МРС). Это происходит потому, что государственные расходы оказывают прямое воздействие на ВНП, в то время как сокращение налогов частью отражается на потребле­нии, а частью — на сбережениях. Именно поэтому мультипликатор государственных расходов больше мультипликатора налогов. Фор­мула мультипликатора налогов записывается так:

Мн = Изменение реального объема производства / Изменение налогов

В регулировании национальной экономики он также играет большую роль.

m.konspekts.ru

Налоговый мультипликатор

Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора — множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

государственных и других автономных (т.е. независимых от величины дохода У) расходов на единицу.

C учетом налогообложения дохода Y модель мультипликатора примет следующий вид:

Рис. 15.7. Мультипликативное влияние изменения налогов на равновесный

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в госбюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Налоговая функция имеет вид

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это следствие более сильного воздействия гос- расходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объепроизводст- ва возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

Итак, в данной главе было рассмотрено автономное влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономику в целом, но в реальной действительности мероприятия в области бюджетно-налоговой политики находятся во взаимодействии с монетарной, денежно-кредитной политикой.

1. Государственные или правительственные расходы объективно необходимы для развития современного общества. Они представляют собой расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Превышение разумных пределов государствен! гых расходов ведет к финансовой нестабильности макроэкономики, чрезмерному бюджетному дефициту.

2. Государственный бюджет — годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). Важнейшие функции госбюджета — распределительная и контрольная. Он занимает центральное место в системе государственных финансов.

3. Финансы — это система сложившихся в обществе отношений по формированию и использованию фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения. Понятие «финансы» включает государственные финансы (государственный бюджет + внебюджетные фонды), финансы предприятий и корпораций и финансы населения. От финансов следует отличать финансовую систему (совокупность многочисленных институтов государственных и частных финансов, различных сфер и звеньев).

4. Превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который по международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними и внешними го-

сударственнымн займами и дополнительной эмиссией денег, которые оказывают негативное воздействие на экономику страны.

5. Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП более чем в 2,5 раза. Различают внутренний и внешний долги государства^

7. От налогов следует отличать налоговую систему—совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. Важнейшие принципы построения налоговой системы: нейтральность, справедливость, простота, учет возможностей налогоплательщика, однократность изъятия налогов, обязательность, гибкость и др. Налоговая система использует налоговые ставки и налоговые льготы.

8. Зависимость доходов государства от величины налоговой ставки показывает кривая А. Лаффера. Практика показывает, что оптимальное значение налоговой ставки не должно превышать суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятия 35—40% его величины, иначе падает интерес предприятий к наращиванию производства. Уровень налогового бремени характеризуется коэффициентом налогового бремени (отношение суммы налогов надушу населения к его платежеспособности или как отношение суммы налогов к ВВП).

9. Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП. Она является частью финансовой политики — совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов), бюджетную (в области регулирования бюджета) политику и финансовые программы. Следует различать дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение.

Термины и понятия

Государственные расходы Государственный бюджет Функции бюджета Финансы

Финансовая система Внебюджетные фонды Бюджетные расходы и доходы Структура бюджета Бюджетный дефицит

Государственный долг: внешний и внутренний

Виды налогов: прямые и косвенные; реальные и личные; фиксированные, ‘ прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, условно постоянные, условно переменные; федеральные и местные, общие и специальные Функции налогов: фискальная, экономическая и социальная Налоговая система

Принципы построения налоговой системы

Кривая А. Лаффера

Коэффициент налогового бремени

Фискальная политика и ее типы: дискреционная и автоматическая Налоговый мультипликатор

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государственный бюджет? Охарактеризуйте его структуру. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

2. Почему государство прибегает к займам и дополнительной эмиссии денег, каковы их последствия?

3. Перечислите основные налоги. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?

4. Какие функции бюджета, налогов вы знаете?

5. Что такое налоговая ставка и налоговые льготы? В каких случаях (кому и в каких целях) предоставляются налоговые льготы?

6. Что вы можете сказать о финансах и финансовой системе?

7. В чем суть бюджетно-налоговой политики, чем она отличается от финансовой, фискальной, налоговой политики?

8. Охарактеризуйте налоговый мультипликатор, какую зависимость он раскрывает?

9. Охарактеризуйте кривую А. Лаффера. Постройте график кривой Лаффера.

10. Дефицит государственного бюджета — это:

а) превышение доходов государства над его расходами;

б) увеличение расходов государства;

в) превышение расходов государства над его доходами;

г) уменьшение налоговых поступлений в бюджет.

11. Фискальная политика — это:

а) налоговая политика;

б) финансово-бюджетная политика;

в) кредитная политика;

г) все ответы неверны.

12. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в госбюджет отражается:

finlit.online

14 Мультипликаторы государственных расходов и налогов.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. С экономических позиций такая идентичность закономерна. В самом деле, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает первичное возрастание ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д.[8]

Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства.

Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

За счет роста налогов потребление уменьшается на величину . За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на

Тогда налоговый мультипликатор равен

Знак «минус» перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

18.Мультипликатор гос расходов

ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен: , где MPC – предельная склонность к потреблению, MPS – предельная склонность к сбережению.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. Если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает первичное возрастание ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д.

Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.

economics.studio

3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП, полученное в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг: KG = DВНП /DG, где KG – мультипликатор государственных расходов; ∆ВНП – приращение валового национального продукта; ∆G – приращение государственных расходов.

Налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Мультипликатор налогов показывает приращение ВНП, полученное в результате увеличения налогов: КТ = DВНП /DТ. Но, в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает уже из того, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, в то время как налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных, а именно потребление. Между мультипликатором государственных расходов и мультипликатором налогов существует взаимосвязь: КТ = МРС∙KG = МРС / (1-МРС), где КТ – мультипликатор налогов; KG – мультипликатор государственных расходов, МРС – предельная склонность к потреблению.

Возникает следующее положение – компенсационный эффект роста госу­дарственных расходов требует большего увеличения налогов, чем рост государ­ственных расходов. Это вытекает из того, что влияние налогов и государственных расходов оказывает разное влияние на совокупные расходы, т. е. налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению МРC. Потому, что каждая денежная единица, потраченная государством на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на ВНП. Когда государство сокращает налоги, то только часть их уходит на потребление, другая часть уходит на сбережение. Это и объясняет, почему мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.

pravo.studio