Решения конституционного суда как источник конституционного права россии
Особый интерес вызывает вопрос о причислении судебных решений и, в частности, решений Конституционного Суда Российской Федерации к числу источников конституционного права. Этот вопрос неоднозначно решается специалистами. Одни авторы признают их в качестве источников российского права (В.А. Туманов, Б.С. Эбзеев, Е.В. Колесников), другие это отрицают (Н.А. Богданов, Т.Г. Морщакова, Т.Я. Хабриева).
Эти разногласия вызваны, прежде всего, сложившейся правовой доктриной. Противники признания судебных решений в качестве источников права выдвигают следующие аргументы. Во-первых, Россия не принадлежит к числу государств с прецедентной системой права, и, во-вторых, акты судебных органов не могут быть признаны источниками права, так как это нарушало бы принцип «разделения властей». Действительно, судебные решения традиционно не относят к источникам континентального права. В практической деятельности правоприменителю приходится руководствоваться не сложившимися теоретическими установками и положениями, а нормами права – общеобязательными правилами поведения, установленными и санкционированными государством и обеспеченными его принудительной силой.
Функция толкования конституционного (уставного) текста, особенно в установлении жестких механизмов изменения его содержания в целях обеспечения стабильности Конституции, приобретает новое качество – конституционного законодательствования.
Осуществляя толкование основного закона, Конституционный Суд принимает такие решения, без которых сам текст Конституции уже не может считаться полным. Интерпретация каким-либо иным органом конституционной нормы, толкование которой уже было дано Судом, недопустимо.
По мнению М.С. Саликова, юридическая сила принимаемых Конституционным Судом решений равна юридической силе законов. Причем первые более защищены, чем вторые, так как изменить и отменить закон вправе и парламент, и Конституционный Суд, а изменить и отменить свое судебное решение может лишь он сам. [1]
Конституционный Суд выступает в роли законодателя, правда, «негативного»: он выбраковывает дефектные правовые нормы из правовой системы. Так, согласно ч. 3 ст. 79 Закона о Конституционном Суде акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В данном случае Конституционный Суд не выступает в роли законодателя, не подменяет его: он не отменяет закон де-юре. Однако де-факто закон отменяется.
По мнению М.А Митюкова, решения Конституционного Суда РФ фактически являются источником права и имеют характер нормативных актов, который должен быть закреплен в федеральном законодательстве. Обеспечивать исполнение этих решений должен не только авторитет самого Суда, но и соответствующие государственные институты. Среди проблем, связанных с реализацией таких решений, можно выделить неоперативность исполнения постановлений; продолжение действия актов, признанных неконституционными; нерадивость и медлительность отдельных должностных лиц и органов; низкую оперативность в корректировке законодательства.
Таким образом, постановления Конституционного Суда можно признать источником конституционного права по следующим основаниям:
— могут содержать и отменять правовые нормы;
— имеют во многих случаях силу закона;
— выносятся именем Российской Федерации, являются окончательными и пересматриваются только этим органом;
— обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;
— подлежат официальному опубликованию;
— обладают большим моральным авторитетом.
Решения Конституционного Суда действительно выполняют правотворческую функцию, выступают в качестве источников права, устанавливают правила, реально регулирующие отношения в обществе, даже если это не соответствует положениям правовой доктрины, причем они являются источниками не только конституционного, но и гражданского, уголовного, трудового и других отраслей российского права.
[1] Конституционное право Российской Федерации. Сб. судеб. решений. СПб., 1997. С. 127.
www.allpravo.ru
§ 5. Источники конституционного права России как отрасли права
Авакьян С. А. Нормативное значение решений конституционных судов // Вестник Московского ун-та. Сер. 11 «Право». 2004. № 4; Аничкин Е. С. Конституционное законодательство Российской Федерации: причины, типология случаев и пределы неоднородности.
Источниками российского конституционного права как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может: быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (когда его нормы относятся к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм может относиться одновременно и к конституционному праву. Поэтому, изучая акт и видя в нем нормы, обращенные к устройству государства, организации власти, статусу личности и т. п., можно определить, в какой мере он относится к конституционному праву.
Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования). О Конституции подробнее разговор пойдет ниже, здесь же отметим: ее ведущее положение в конституционном праве обусловлено тем, что в Конституции РФ закреплены основные черты нашего общества и государства, статуса личности, система, принципы формирования, функции и ключевые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституция предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы. Да и для всего российского права Конституция — главный юридический документ, как говорится, основа основ. Не случайно Конституцию именуют Основным законом государства. Всем содержанием Конституция РФ свидетельствует о своем основополагающем характере, а в ст. 15 специально определено, что она имеет высшую юридическую силу.
Конституционному праву известен такой источник, как декларации.
Так, в 1922 г. в основу создания СССР были положены два документа, принятые I Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г.: Декларация и Договор об образовании СССР.
7 октября 1977 г. вместе с принятием новой Конституции СССР принята Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР.
12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.
25 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР принята Декларация о языках народов России.
21 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР принята Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Приведенные примеры позволяют увидеть следующее. Декларации могут сопровождать создание нового государства, принятие новой Конституции, закрепление важнейших элементов статуса личности. Вместе с тем назначение деклараций заключается не просто в конституционно-правовом оформлении общественных отношений, хотя это тоже надо иметь в виду. Декларации являются документами одновременно сильного политического звучания. Посредством слова «декларация» подчеркивается программный характер того, что провозглашено. Декларации обращены не только к статусу созданного или провозглашенного, но и к сознанию народа.
Кроме того, декларации, касающиеся прав и свобод, как правило, содержат нормы общего характера, близкие к основам, принципам статуса личности. Это демонстрирует классическая французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. В ее же ключе принимаются и другие декларации, в том числе российская Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Остаются декларации самостоятельными источниками конституционного права или они поглощаются иными актами? Это может быть по-разному. Например, Декларация об образовании СССР 1922 г. вошла в состав Конституции СССР 1924 г. в качестве самостоятельной части (при этом претерпела определенные изменения и дополнения). Декларация о принятии и объявлении Конституции СССР 1977 г. осталась самостоятельным документом. Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина не включалась в Конституцию РСФСР в качестве ее самостоятельной части; на базе норм Декларации были сформулированы новые нормы Конституции. Таким образом, формально оставаясь самостоятельным документом, фактически Декларация уступила место нормам Конституции РФ; к тому же при включении в Конституцию РФ многие нормы Декларации были изменены и дополнены. Декларация о государственном суверенитете РСФСР считается официально самостоятельным документом, день ее принятия (12 июня) стал государственным праздником — Днем России, хотя ее положения пронизывают и Конституцию 1993 г., и многие другие акты РФ. Декларация о языках народов России формально самостоятельна, но на практике играет очень скромную роль.
Источниками конституционного права являются акты Конституционного Собрания РФ, законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.
Акты Конституционного Собрания РФ — нормативные акты, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 135) в связи с возможным ее пересмотром. Пока соответствующих примеров в конституционной практике нет — Конституционное Собрание не созывалось, федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании не принят. Однако в научном плане можно говорить о данном виде источников конституционного права.
Кратко напомним суть дела (подробный разговор пойдет в разд. II настоящего учебного курса, посвященном Конституции РФ). Если внесены предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ и они находят поддержку со стороны Государственной Думы и Совета Федерации тремя пятыми голосов в каждой из палат, должно быть созвано — в соответствии с федеральным конституционным законом — Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ, а значит, принимает свой акт (например, постановление), который, безусловно, будет нормативным документом; либо разрабатывает и принимает новую Конституцию РФ (т. е. будет постановление о принятии новой Конституции РФ) или выносит на всенародное голосование (для чего должно быть принято постановление об одобрении проекта Конституции РФ и вынесении его на референдум). Не исключены и другие названия актов Конституционного Собрания. Например, подтверждение неизменности действующей Конституции может быть выражено в форме постановления, принятие новой Конституции самим Конституционным Собранием — в форме декларации, одобрение Конституционным Собранием новой Конституции и обращение к Президенту РФ для проведения всенародного голосования по Конституции — в форме постановления. Во всех случаях акты Конституционного Собрания будут иметь нормативное значение и станут источниками конституционного права.
Законы РФ о поправках к Конституции РФ — особый вид нормативных актов, существование которых предопределил Конституционный Суд РФ своим толкованием ст. 136 Конституции РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. Далее был принят Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Посредством законов о поправках вносятся изменения в гл. 3—8 Конституции РФ. Хотя законы о поправках долгое время не принимались, этот вид источников конституционного права надо было учитывать, причем ставить его на вторую позицию после актов Конституционного Собрания, поскольку посредством этих актов можно реформировать довольно большой круг глав и норм Конституции — при сохранении в целом ее действия. Наконец, палаты Федерального Собрания приняли и Президент РФ подписал 30 декабря 2008 г. два закона РФ о поправках к Конституции РФ: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
Федеральные конституционные законы — это нормативные акты, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в Конституции РФ: о референдуме, о Правительстве, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе РФ, об отдельных видах федеральных судов, о символах государства (гербе, гимне, флаге), о порядке принятия, образования и изменения статуса субъекта РФ, о Конституционном Собрании, о военном положении, о чрезвычайном положении, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др. В структуре права федеральные конституционные законы имеют большой удельный вес. В отсутствие актов Конституционного Собрания и законов о поправках к Конституции именно федеральные конституционные законы стоят на втором месте в иерархии нормативных актов — вслед за Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральным конституционным законам не могут противоречить федеральные законы. И тем более должны соответствовать федеральным конституционным законам все иные нормативные акты, существующие в нашем государстве. В свою очередь, сами федеральные конституционные законы должны соответствовать Конституции РФ (более подробно о конституционных законах говорится в части работы, посвященной Конституции РФ).
Федеральные законы — следующий по юридической силе вид источников конституционного права. Они принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений и парламент, и другие государственные органы признают необходимость их первичного, основополагающего регулирования посредством федерального закона.
Для иллюстрации назовем некоторые федеральные законы: от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»; от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»; от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»; от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также федеральные «избирательные законы»: от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»; и др. Более подробно необходимые федеральные законы анализируются в соответствующих главах настоящего учебного курса.
Источниками конституционного права России являются нормативные акты палат Федерального Собрания — Совета Федерации и Государственной Думы. Прежде всего к числу этих источников относятся главные акты палат по вопросам их организации и порядку деятельности — Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г., и Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. Есть также положения об аппаратах палат и некоторые другие нормативные акты.
Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы конституционного права, а зачастую и полностью являются источниками права. Для примера можно назвать указы Президента РФ: от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации», от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации». Как правило, указами Президента РФ утверждаются положения об органах или о порядке разрешения соответствующих вопросов. Назовем для иллюстрации Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденное Указом от 6 апреля 2004 г.; Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом от 14 ноября 2002 г.; Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом от 21 июля 1997 г.; Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденное Указом от 13 мая 2000 г., учредившее сами эти округа как элемент государственной структуры Российской Федерации, и др.
Источниками конституционного права в принципе могут быть нормативные акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. В большинстве своем они изданы в развитие законов как источников конституционного права и представляют собой детализацию соответствующих общественных отношений в связи с участием в них органов исполнительной власти. Назовем в качестве примера постановление Правительства РФ в сфере осуществления свободы вероисповедания: от 30 июня 2001 г. «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части музейного фонда Российской Федерации, либо документам архивного фонда Российской Федерации», утвердившее соответствующее Положение о порядке передачи.
В том же ключе принимаются нормативные акты федеральными министерствами и ведомствами. Например, Министерство юстиции РФ (далее — Минюст России) приказом от 3 марта 2009 г. утвердило «Порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций», документ содержит ряд норм конституционного права. Прежде Минюст России утверждал инструкции о порядке государственной регистрации политических партий, иных общественных объединений, религиозных организаций. Затем им на смену пришел утвержденный приказом Минюста России от 19 декабря 2006 г. Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и иных организаций. Затем, после реорганизации указанного органа, приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. был утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, также во многих своих нормах являющийся источником конституционного права.
Названные виды источников конституционного права относятся к первому — федеральному уровню. Однако в России как федеративном государстве есть и второй уровень источников — нормативные акты субъектов РФ.
Прежде всего к числу важнейших источников конституционного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как субъектов РФ.
Кроме того, субъекты РФ имеют право на свое правотворчество. Поэтому источниками конституционного права являются законы, иные нормативные акты субъектов РФ — во многом по вопросам, названным выше, но с учетом уровня субъектов, их предметов ведения и полномочий (если, например, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. называется «О референдуме Российской Федерации», то в субъекте это закон о референдуме субъекта РФ либо о референдумах в субъекте РФ, т. е. о референдумах уровня субъекта, и референдумах уровня муниципальных образований — местных референдумах). Без многих подобных источников существование конституционного права России было бы затруднительно, более того, они предусматриваются Конституцией РФ и федеральными законами. Например, субъект РФ имеет свои законы о выборах, об административно-территориальном устройстве и др. Многие субъекты РФ имеют законы о представительном органе государственной власти субъекта, о главе исполнительной власти, в целом об органах исполнительной власти, относящиеся к числу важнейших источников конституционного права для уровня субъекта РФ.
Конечно, «палитра» законов субъектов — категория, зависящая и от самого субъекта (его законотворческой активности), и от позиций федерального законодателя. Например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. исходил из того, что каждому субъекту РФ полагается иметь свой закон о местном самоуправлении, и такие акты появились повсеместно. А вот Федеральный закон от 6 октября 2003 г. с тем же наименованием не предусматривает того, чтобы субъекты РФ имели свой закон о местном самоуправлении. И неясно до сих пор — обязательно ли субъектам РФ иметь данный источник, хотя по Конституции РФ вопросы местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Наконец, возможен и третий уровень источников конституционного права — нормативные акты местного самоуправления или его органов. Конечно, по объему этот круг источников гораздо скромнее в сравнении с вышестоящими уровнями нормативного регулирования, однако он существует и должен учитываться в конструировании конституционных правоотношений и их оформлении.
Прежде всего это уставы муниципальных образований — поселений, муниципальных районов, городских округов, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и избранными им представительными органами местного самоуправления — думами, собраниями депутатов и т. п. Источниками могут быть и отдельные акты названных органов — регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории, и др.
Рассматривая источники конституционного права, надо обратить внимание на их виды, обусловленные спецификой общественных отношений в нашей стране и наличием правовых актов, весьма важных для их развития. Мы должны определиться с тем, являются ли они нормативными вообще и относятся ли к числу источников конституционного права.
Как уже говорилось выше, в Российской Федерации одно время довольно распространенными стали договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, между различными субъектами РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Зачастую такие договоры в науке конституционного права называют обобщенно внутригосударственными договорами при определенной условности данного понятия.
Например, 31 марта 1992 г. особенности России как федеративного государства были оформлены документом, который вошел в историю страны и круг источников конституционного права как Федеративный договор. Это были три договора между органами государственной власти РФ и соответственно: 1) республик; 2) автономной области и автономных округов; 3) краев, областей, городов федерального значения о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. Затем 10 апреля 1992 г. и 21 апреля 1992 г. эти договоры были включены в Конституцию РФ. С 1994 г. заключались двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти отдельных субъектов РФ (приложениями к ним являлись соглашения по отдельным вопросам).
Хотя большинство договоров по воле сторон теперь утратило силу, ответим на вопрос: являются ли такие договоры источниками конституционного права?
Очевидно, все зависит от содержания подобных договоров. Например, согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Естественно, подобные договоры о разграничении являются источниками конституционного права.
Договор, заключенный между субъектами о сотрудничестве по ка- кой-то общей программе, вряд ли будет нормативным актом. Однако если при этом один субъект передаст другому субъекту свои права по распоряжению каким-либо имуществом, по представлению своих интересов и т. д., договор станет нормативным актом.
Если орган власти субъекта РФ заключит договор с органами местного самоуправления о разграничении предметов ведения и полномочий, это тоже будет нормативный акт.
Таким образом, источниками конституционного права становятся внутригосударственные договоры, которые говорят о разграничении предметов ведения и полномочий, о передаче (делегировании) друг другу собственных полномочий, т. е. содержат нормы права.
Одним из важных источников конституционного права становятся решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах РФ — решения их конституционных (уставных) судов. Конституционному Суду РФ дано право толковать Конституцию РФ, разрешать споры о компетенции между федеральными органами власти, между ними и органами власти субъектов РФ, между органами власти различных субъектов; есть и другие важные полномочия. Принимаемые при этом акты Конституционного Суда РФ имеют принципиальное значение для понимания сути конституционно-правовых норм и развития соответствующих общественных отношений. Причем зачастую это не просто интерпретация существующих норм конституционного права, но и создание новых норм, без которых в дальнейшем применение имеющихся норм попросту невозможно.
Поясним сказанное примером. Читатель заметил, что в характеристике источников после Конституции и актов Конституционного Собрания мы поставили законы РФ о поправках к Конституции. Но как появился этот вид источников? В ст. 136 Конституции РФ говорится, что поправки к гл. 3—8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Было неясно, какой это должен быть акт — федеральный конституционный закон или иной акт, который лишь принимается по процедуре федерального конституционного закона. По запросу Государственной Думы в постановлении от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституционный Суд РФ определил, что ее положения «могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона». Этот особый правовой акт в резолютивной части постановления Конституционного Суда получил наименование «закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации». По существу, Конституционный Суд ввел новый вид законов, без которого теперь система федеральных источников не может быть полностью охарактеризована.
Перечень постановлений Конституционного Суда РФ, в которых содержатся новые нормы права, длинен. Появилась даже дискуссия о том, на какое место в классификации источников конституционного права (и вообще права) можно поставить постановления Конституционного Суда. Поскольку зачастую в этих документах дается оценка нормативных актов на предмет их соответствия Конституции РФ, разграничения компетенции государственных органов с точки зрения отраженного в Конституции РФ принципа разделения властей, а тем более учитывая толкование норм самой Конституции в актах Конституционного Суда, некоторые авторы предлагают поставить постановления Конституционного Суда в иерархии источников на второе место — сразу после Конституции РФ.
Появляются даже суждения о том, что многие нормы постановлений Конституционного Суда (особенно в части толкования) стоят вровень с Конституцией, поскольку без толкования Конституционного Суда эти конституционные нормы применяться не могут. Очевидно, что в данном случае явно преувеличена роль актов Конституционного Суда. Думается, вместо подобных подходов лучше ставить вопрос иначе: положения о толковании должны найти скорейшее отражение в нормах самой Конституции. Но сложность в том, что исправить что-либо в Конституции чрезвычайно трудно.
Характеризуя источники конституционного права, нужно ответить на вопрос: могут ли быть источниками данной отрасли нормы международного права? В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Исходя из этого, конечно, надо признать международно-правовые нормы возможными источниками конституционного права. Однако мы глубоко убеждены, что нормы международных документов надо как можно быстрее трансформировать во внутреннее право государства, в нашем случае — в конституционное право. Ведь слово «общепризнанные», использованное в ст. 15 Конституции РФ, надо понимать лишь как признанные и нашим государством. Если Россия подписала какой-то документ или присоединилась к конвенции, надо незамедлительно вносить коррективы в отечественное законодательство. И поэтому приведенное положение Конституции больше стоило бы относить к случаям несогласованности внутренних норм с признанными нами международными нормами.
Иной подход может создать большие сложности для любого государства, в том числе для России. Представим, что несколько государств инициировали принятие какого-то правила, с которым какое-либо государство не согласно. Если без всяких условий принять алгоритм «международные нормы являются частью национальной правовой системы и тем более имеют приоритет перед внутренними нормами», нетрудно представить, что какие-то члены международного сообщества могут инициировать давление на данное государство, а то и применение силы для обеспечения действия на его территории норм, хотя и признанных сообществом, но не признанных данным государством. Начнется неразбериха в правоприменении, а то и прямая утрата государственного суверенитета.
Завершая рассмотрение проблемы, коснемся важного вопроса — о соотношении и субординации источников конституционного права. Порой можно встретить такое суждение: источники конституционного права являются «актами конституционного значения». Его можно было бы принять, если бы отсюда не следовал вывод: любой источник данной отрасли тем самым поднимается на высоту конституции. Скорее всего, такое мнение связано с наименованием отрасли — раз это «конституционное право», то выходит, что каждый источник — составная часть конституции.
На самом деле все обстоит иначе. Существует своего рода пирамида конституционно-правовых актов. Главным актом является Конституция РФ. Она создает основу для развития политических отношений. Остальные акты регулируют каждый собственную сферу общественных отношений. Эти акты являются актами конституционного значения лишь в том смысле, что развивают положения Конституции РФ.
Сказанное относится и к источникам конституционного права, созданным в субъектах РФ. Их конституции и уставы, являясь основными законами субъектов, с одной стороны, исходят из положений Конституции РФ и развивают ее, с другой стороны, сами становятся основой для актов — источников конституционного права, принимаемых в данном субъекте РФ. То же самое надо сказать применительно к единицам местного самоуправления, которые в своих уставах, во-первых, следуют положениям Конституции РФ, конституции или устава субъекта РФ, во-вторых, содержат нормы, отражающие специфику территории и управления ею.
Если не учитывать сказанного, можно наплодить несколько уровней конституционного права — федеральное конституционное право, конституционное право субъекта РФ, наконец, конституционное право какого-то города, а доходя до абсурда — конституционное право сельского поселения. Между тем существует российское конституционное право как единая отрасль отечественного права со сквозными институтами, общность которых видна даже в условиях переходного периода, когда они еще формируются. Не отрицая своеобразия, вполне естественного при конституционном регулировании политических отношений на региональных уровнях, надо думать о том, что нормы конституционного права служат идеалам, единым для всей страны, — демократии, народовластию. Более того, в конституционном праве можно видеть ключевую роль многих федеральных законов и иных актов именно как основы всего конституционного регулирования. Одни являются актами прямого действия (Конституция РФ, федеральные законы о гражданстве, о политических партиях и т. д.), другие содержат как нормы прямого действия, так и рамочные предписания, которые затем будут развиваться в законодательстве субъектов РФ (например, федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), На этом основывается конституционное право как отрасль, служащая интересам упрочения российской государственности.
textbook.news