Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291
«Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»

С изменениями и дополнениями от:

18 августа 2016 г.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 26 ноября 2009 г. N 673 «Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный N 15975);

от 26 ноября 2009 г. N 674 «Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный N 15964).

Регистрационный N 28785

С 1 сентября 2013 г. (за исключением некоторых положений) вступает в силу Закон об образовании в Российской Федерации. В связи с этим, установлены новые правила организации и проведения учебной и производственной практики обучающихся (студентов, курсантов), получающих среднее профессиональное образование.

Новые Правила распространяются только на учреждения, реализующие профпрограммы среднего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Закреплено, что учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают программу практики.

Учебная практика по специальности должна быть направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта. Закрепление и углубление этих навыков предусмотрено в рамках производственной практики. Она делится на 2 этапа: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Последняя также включает в себя подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Как и прежде, производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и иными юрлицами. Прописаны права и обязанности сторон.

Конкретизирован порядок завершения практики и оформления ее результатов. Так, по ее итогам формируется аттестационный лист. В него заносятся сведения об уровне освоения профессиональных компетенций обучающимся, а также характеристика последнего в период прохождения практики.

При условии положительного аттестационного листа студенты сдают дифференцированный зачет/зачет. При отрицательных результатах или непрохождении практики студент не допускается к прохождению государственной итоговой аттестации.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июня 2013 г.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 26 июня 2013 г. N 136

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2016 г. N 1061

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

base.garant.ru

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291

С 1 сентября 2013 года обновляется порядок прохождения учебной и производственной практики студентами, получающими среднее профессиональное образование

Положение распространяется на образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Определено, что программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей такие образовательные программы, самостоятельно и являются составной частью таких программ, обеспечивающей реализацию федерального стандарта образования.

Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков практики.

В период прохождения практики студентом ведется дневник практики. По результатам практики студентом составляется отчет, который утверждается организацией.

По результатам практики руководителем практики от организации и образовательного учреждения формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения студентом профессиональных компетенций, а также характеристика на студента.

Практика завершается зачетом при условии положительного аттестационного листа, характеристики, а также полноты и своевременности представления дневника практики и отчета по практике.

Утратил силу приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 673, которым был установлен ранее действовавший порядок прохождения такой практики, а также приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 674 «Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования».

Помощник прокурора г. Тулы О.В. Желтевская

www.prokuror-tula.ru

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 июня 2013 г.

Регистрационный N 28785

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

от 26 ноября 2009 г. N 674 «Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и «производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный N 15964).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования

1. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, (далее — Положение) определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Настоящее Положение распространяется на образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее — ОПОП СПО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО).

2. Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП СПО, являются: учебная практика и производственная практика (далее — практика).

3. Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей ОПОП СПО (далее — образовательная организация), самостоятельно и являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

4. Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает:

последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;

целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций;

связь практики с теоретическим обучением.

Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО (далее — профессиональный модуль) в соответствии с ФГОС СПО, программами практики.

Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

5. Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

6. Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

7. При реализации ОПОП СПО по специальности производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

8. При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

9. Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее — организация), и образовательной организацией.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

10. Учебная практика и производственная практика по ОПОП СПО в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено образовательной программой.

11. Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

12. Сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в соответствии с ОПОП СПО.

13. Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

14. Образовательные организации:

планируют и утверждают в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с ОПОП СПО с учетом договоров с организациями;

заключают договоры на организацию и проведение практики;

разрабатывают и согласовывают с организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики;

осуществляют руководство практикой;

контролируют реализацию программы практики и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;

формируют группы в случае применения групповых форм проведения практики;

определяют совместно с организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики;

разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику;

предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;

участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;

участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;

при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;

обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.

17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.

18. Обучающиеся, осваивающие ОПОП СПО в период прохождения практики в организациях, обязаны:

выполнять задания, предусмотренные программами практики;

соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.

19. Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от организации.

20. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательной организацией.

По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.

21. В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.

В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

22. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

23. Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.

24. Результаты прохождения практики представляются обучающимся в образовательную организацию и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

rg.ru

Правительство
Республики
Хакасия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного надзора в сфере образования

10.1.Требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного надзора в сфере образования, определенные:

частями 6,7 статьи 12; частями 9, 10 статьи 13; частями 2, 3, 5, 6 статьи 14; частью 3 статьи 25; частями 4,5 6 статьи 26; частями 4, 12 статьи 27; частью 3 статьи 28; статьями 29, 30; частью 4 статьи 33; частями 1, 2, 3,5,6,7, 9, 10,11 статьи 34; статьей 35; частями 2, 4,5 статьи 41; частями 1, 3 статьи 42; частями 3,6 статьи 45; частями 6, 7 статьи 47; частями 1-3 статьи 48; частью 2 статьи 49; частями 3-6 статьи 51; частями 1,2 статьи 53; частями 2-4, 6, 8 статьи 54; частями 2,3,5,9 статьи 55; статьей 58; статьей 57; частями 3-11 статьи 59; частями 2-4, 12-13, 16 статьи 60; частью 5 статьи 61; частью 2 статьи 62;частями 1-4 статьи 63; частями 5, 6, 10 статьи 66; части 3,5 статьи 67; частями 5,8 статьи 73; частью 3 статьи 74; частями 3,4 статьи 75; частями 2, 3,4,8,11 статьи 79; частью2 статьи 87; частями 5, 9 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

пунктами 3, 5-13, 15, 17-21 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706;

пунктами 3,4, 6-11 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582;

пунктами 2, 3, 5, 6 Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (с последующими изменениями);

пунктами 5-13, 19-20 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (с последующими изменениями);

пунктами 3, 5, 8, 10, 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России 29.08.2013 № 1008 (с последующими изменениями);

пунктами 4 -20 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 (с последующими изменениями);

пунктами 2-7, 9-12, 14-18 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 (с последующими изменениями);

пунктами 3, 5, 12, 14, 16-20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (с последующими изменениями);

приложение к приказу Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

пунктами 2-11, 15 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 (с последующими изменениями);

пунктами 2-12, 16 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (с последующими изменениями);

пунктами 2, 15-27, 29, 31, 32, 36 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 (с последующими изменениями);

приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с последующими изменениями);

пунктами 8, 11-13 приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (с последующими изменениями);

пунктами 2-12 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» (с последующими изменениями);

Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» (вместе с пунктами 5-7, 11, 12 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования(с последующими изменениями);

пунктами 3-5, 7, 10, 15, 16 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 (зарегистрирован Минюстом России 19.07.2013, регистрационный № 29107) (с последующими изменениями);

пунктами 1, 3-5, 7-9 Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного приказом Минобразования России от 24.02.1998 № 501 (с последующими изменениями);

пунктами 5-10 Порядка перевода студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение и из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение, утвержденного приказом Минобразования России от 20.12.1999 № 1239 (с последующими изменениями);

пунктами 2-14 Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, утвержденных приказом Минобразования России от 14.08.2013 № 957 (с последующими изменениями);

пунктами 2-14 Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденных приказом Минобразования России от 07.10.2013 № 1122 (с последующими изменениями);

Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (с последующими изменениями);

пунктами 3, 4, 8-13, 15-22, 24-26, 28-31, 33, 36, 41, 43-44 Порядка приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 (с последующими изменениями);

Перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.12.2013 № 1422 (с последующими изменениями);

пунктами 2, 6-11, 14-22, 29-32, 34-36, 40, 42,43 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1186 (с последующими изменениями);

пунктами 3, 5-8, 10, 12-14, 16-20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (с последующими изменениями);

пунктами 3-8, 10-13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 (с последующими изменениями);

пунктами 9, 11-14, 16, 19, 21, 22, 24 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291(с последующими изменениями);

пунктами 4, 6, 8, 9, 13, 15, 16-27, 31-41 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 (с последующими изменениями);

пунктами 16, 19-21, 24-38, 40 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (с последующими изменениями);

пунктами 2-6 Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958(с последующими изменениями);

пунктами 2-7 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (с последующими изменениями).

r-19.ru

Как оформить студенту практику в компании?

При оформлении в организации практики студентов следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» (далее – Приказ №1383) и Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 №291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (далее – Приказ №291).

В случае если трудовая функция и обязанности сотрудника совпадают с программой практики и направлением обучения, то образовательная организация и организация-работодатель должны заключить соответствующий договор, в котором необходимо определить все условия, которые не изначально не определен законом. Этот вывод следует из следующих норм Приказов №1383 и №291:

11. Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

заключают договоры на организацию и проведение практики;

согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику;

предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют из числа высококвалифицированных работников организации наставников, помогающих обучающимся овладевать профессиональными навыками;

Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»

8. Организация проведения практики, предусмотренной основными профессиональными образовательными программами высшего образования, осуществляется организациями на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Практика может быть проведена непосредственно в организации.

Что касается иных документов, которые рекомендуется оформить со стороны работодателя, можно отметить следующее.

Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от организации. Также организация, в которой проводится практика, должна определить из числа высококвалифицированных работников организации наставников, которые помогают обучающимся овладевать профессиональными навыками. При этом нормативными актами не уточняется, каким образом должны быть назначены руководитель и кураторы. Данный вопрос можно регламентировать договором с образовательной организацией и назначить ответственных лиц, например, приказом.

19. Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от организации.

Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».

11. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, организующей проведение практики (далее – руководитель практики от организации), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее – руководитель практики от профильной организации).

Рассмотрим также вопрос доплаты работнику за курирование процесса практики. Так, в случае, если трудовая функция такого работника никак не попадает под данную деятельность, нужно заключить с работником дополнительное соглашение о расширении зон обслуживания (ст. 60.2 ТК РФ), и установить работнику доплату, размер которой организация-работодатель согласует с самим работником.

Общие обязательства работодателя в случае оформления договора на прохождение практики или выдачей гарантийного письма также указаны в Приказе №291.

заключают договоры на организацию и проведение практики;

участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;

участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;

при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;

обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

21. В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.

23. Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.

13. Руководитель практики от профильной организации:

согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

предоставляет рабочие места обучающимся;

обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

14. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

15. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

20. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

Конкретные обязанности определяются для каждой из сторон условиями договора между работодателем и образовательной организацией.

В случае если трудовая функция и обязанности работника не совпадают с программой практики и направлением обучения, следует переводить работника на время практики или оформлять совмещение таким работником должностей. Однако следует помнить, что оформление практики студента является делом сугубо добровольным, и если работодателю неудобно заниматься оформлением практики, он может отказать работнику в прохождении практики в его организации.

mip-expert.ru