Правопреемство в отношении государственной собственности

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве го­сударств в отношении государственной собственности, государ­ственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имуще­ство, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государ­ства-предшественника этому государству. Переход государст­венной собственности государства-предшественника к государ­ству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обу­словлено заинтересованными сторонами или не решено соот­ветствующими международными органами. Государство-пред­шественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая пе­реходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая госу­дарственная собственность государства-предшественника, на­ходящаяся на территории, являющейся объектом правопреем­ства, переходит к государству-преемнику. Движимая государ­ственная собственность государства-предшественника, связан­ная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-пре­емнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких го­сударств в одно государственная собственность государств-пред­шественников переходит к государству-преемнику. Когда госу­дарство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились ина­че: а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на тер­ритории которого она находится; Ь) недвижимая государствен­ная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-пре­емникам в справедливых долях; с) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объек­том правопреемства, переходит к соответствующему государ­ству-преемнику; d ) иная движимая государственная собствен­ность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях (ст. 18).

Когда часть территории государства передается им друго­му государству, переход государственной собственности от го­сударства-предшественника к государству-преемнику регули­руется соглашением между ними. Если же соглашение отсутст­вует, то недвижимая собственность государства-предшествен­ника, находящаяся на территории, являющейся объектом пра­вопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреем­ства (ст. 14).

www.bibliotekar.ru

Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Государственная собственность это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта МП, возникшее в соответствии с МП.

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государствами-предшественниками и преемниками. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила.

1. Передача части территории государства. Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними.

В случае отсутствия такого соглашения:

а) недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к преемнику;

б) движимая собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к преемнику.

Часть государственных архивов предшественника, которая в целях нормального управления соответствующей территорией, должна находиться в распоряжении государства, которому передастся указанная территория, переходит к государству-преемнику.

Государство-предшественник предоставляет преемнику имеющиеся в его архивах достоверные сведения, которые касаются титулов на переданную территорию или ее границ или которые необходимы для выяснения смысла документов.

Государства обмениваются сведениями и копиями документов, связанных с интересами переданной территории.

Переход государственного долга регулируется соглашением между государствами. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг предшественника переходит к преемнику в справедливой доле.

2. Когда государство-преемник является новым государством:

а) недвижимость предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику;

б) недвижимость, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства, находящаяся за ее пределами и ставшая собственностью государства-предшественника в период зависимости, переходит к преемнику;

в) недвижимая государственная собственность предшественника, находящаяся за пределами территории, являющейся объектом правопреемства государств, в образовании которой принимала участие зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле, соответствующей вкладу зависимой территории;

г) движимая собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью предшественника, в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику;

д) движимая собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника, переходит к государству-преемнику;

е) вся иная движимая собственность государства-предшественника, иная, чем собственность, в образовании которой принимала участие зависимая территория, переходит к преемнику в доле, соответствующей вкладу этой зависимой территории.

В случае, если новое государство образовано из двух или нескольких зависимых территорий, переход государственной собственности государств-предшественников к новому государству регулируется вышеуказанными правилами. Когда зависимая территория становится частью территории нового государства, переход государственной собственности преемнику регулируется теми же правилами.

Соглашения, заключенные между предшественником и новым государством для регулирования правопреемства в отношении государственной собственности государства-предшественника, не должны наносить ущерба принципу суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.

Архивы, принадлежащие территории и ставшие государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству.

Часть государственных архивов предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства государств, должна находиться на этой территории, переходит к новому государству.

Иные государственные архивы предшественника, имеющие отношение главным образом к соответствующей территории, переходит к новому независимому государству.

Государства сотрудничают в возвращении любых архивов, принадлежащих к соответствующей территории.

Никакой государственный долг предшественника не переходит к новому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное с учетом связи между государственным долгом государства-предшественника, связанным с его деятельностью на соответствующей территории, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к этому новому независимому государству. Указанное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами. Его осуществление не должно подрывать основ экономического благосостояния нового государства.

3. Когда два или несколько государств объединяются, вся собственность, государственные архивы и госдолг предшественника переходят к преемнику.

4. В случае, когда часть или части территории государства отделяются от него и образуют государство и если государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе:

а) недвижимость государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

б) движимая собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

в) иные движимая собственность государства-предшественника переходит к преемнику в справедливой доле.

Эти же правила применяются, когда часть территории государства отделяется от него и объединяется с другим государством.

Данные положения не должны препятствовать «справедливой компенсации» между предшественником и преемником.

Часть государственных архивов предшественника, которая в целях нормального управления соответствующей территорией должна находиться на этой территории, переходит к преемнику.

Государственный долг предшественника, если государства не условились иначе, переходит к преемнику в справедливой доле.

5. Когда государство прекращает свое существование и части территории предшественника образуют два или несколько преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе:

а) недвижимость предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимость предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность предшественника, связанная с деятельностью государства в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства государств, переходит к соответствующему преемнику;

г) иная государственная собственность предшественника, переходит к преемникам в справедливых долях.

Данные положения не должны препятствовать «справедливой компенсации» между предшественником и преемниками.

Часть государственных архивов предшественника, которая должна находиться на территории данного преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к нему. Иные государственные архивы переходят к преемнику.

Если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если преемники не условились иначе, государственный долг предшественника переходит к преемникам в справедливых долях.

Правопреемство государственной собственности

Венская конвенция 1983 г. определяет государственную собственность как имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. В общем порядке предусмотрено, что переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации. Данная норма, закрепленная в ст. 11 Венской конвенции 1983 г., подтверждает позицию, традиционно отстаиваемую в науке международного права и в судебной практике, например, в решении Постоянной палаты международного правосудия по делу об университету Петера Пазмани. Следует заметить, что поскольку положения Венской конвенции 1983 г. большинством развитых стран считаются нереалистичными в рамках Института международного права в 2001 г. была принята резолюция на его заседании в Ванкувере (Канада) о правопреемстве государств но вопросам имущества и обязательств, которая признается в западной науке международного права более реалистичной, отвечающей сложившейся международной практике и предлагающей более прагматичные решения вопросов правопреемства.

В частности, в этой резолюции указывается, что распределение имущества (и долгов) регулируется принципом территориальности, при этом следует избегать любого несправедливого обогащения и стремится к достижению справедливого распределения. Институт международного права считает, что если этот справедливый результат не будет возможен, нужно будет урегулировать вопрос на основе справедливой компенсации. Распределение имущества (и долгов) должно сохранять способность заинтересованных государств к выживанию как жизнеспособных образований.

Хотя Венская конвенция 1983 г. устанавливает в качестве общей нормы переход имущества к преемникам, она также принимает во внимание возможность иного волеизъявления со стороны заинтересованных государств и подтверждает принцип автономии воли сторон и регулирует вопросы правопреемства в зависимости от оснований их возникновения.

а) объединение государств. Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государства- предшественника переходит к государству-преемнику;

б) разделение государства. Когда государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников то:

– недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится:

– недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

– движимая государственная собственность государства- предшественника, связанная с сто деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

– движимая государственная собственность государства-предшественника, иная, чем собственность, указанная в предыдущем случае, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Однако Венская конвенция 1983 г. разрешает государствам-преемникам условиться иначе;

в) передача части территории. Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами. В случае отсутствия такого соглашения:

– недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

– движимая государственная собственность государства- предшественника, связанная с деятельностью государства- предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государ- ству-преемнику;

г) отделение части или частей территории государства. Когда часть или части территории государства отделяются от него и образуют государство-преемник, и если государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе:

– недвижимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Данная норма применяется и в тех случаях, когда часть территории государства отделяется от него и объединяется с другим государством. Кроме того, не исключается возможность в этом случае возникновения вопроса о справедливой компенсации;

– движимая государственная собственность государства- предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику;

– движимая государственная собственность государства-предшественника, иная, чем собственность, указанная в предыдущем случае, переходит к государству-преемнику в справедливой доле.

studme.org

Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных долгов, государственных архивов

В качестве объекта правопреемства Венская конвенция 1983 года определяет только «государственную собственность». Режим правопреемства не распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц. Под государственной собственностью государства-предшественника Конвенция понимает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству.

В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если иное не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом. Но имеются и особенности в зависимости от категории правопреемства государств.

Когда государства объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Для более сложных случаев Венская конвенция в качестве основного способа решения проблем правопреемства указывает взаимное соглашение и лишь в случае его отсутствия предлагает свои правила. Согласно положениям Конвенции правовой режим перехода государственной собственности основывается на территориальном принципе в сочетании с принципом справедливости.

Государственный долг определен Венской конвенцией 1983 года как любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшего в соответствии с международным правом.

Если новое государство возникает в результате объединения нескольких государств, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. (Ст.39 Венской конвенции 1983 года).

При разделении государства или отделении части территории от государства и образовании на ней государства-преемника, а также когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между вовлеченными в правопреемство сторонами. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. (Ст.ст.37, 40, 41).

Когда государство-преемник является новым независимым государством (возникшим в процессе деколонизации, в результате реализации права на самоопределение), то долговые обязательства государства-предшественника не переходят к государству-преемнику. Ст.38 Венской конвенции предполагает возможность заключения иного договора с учетом связи между этим государства-предшественника, связанным с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому государству. Однако такое соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и его осуществление не должно подрывать основ экономического благосостояния нового независимого государства.

Согласно Венской конвенции 1983 года государственные архивы государства-предшественника означают совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией (ст.23). Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории предшественника, но принадлежат третьему государству, согласно внутреннему праву государства-предшественника (ст.24).

Конвенция закрепила принцип сохранения целостности государственных архивных фондов (ст.25). При объединении государств архивы переходят к объединенному государству. Для всех иных случаев установлены практически общие основные правила. Часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в интересах нормального управления его территорией, переходит к этому преемнику. Переходит также часть архивов, имеющая непосредственное отношение к территории преемника.

Предшественник обязан предоставить преемнику сведения, касающиеся его права на территорию, определяющие его границы, а также те, которые необходимы для выяснения смысла документов из переданного архива.

studopedia.ru

Український юридичний портал

Основные нормы по этому вопросу содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Эти нормы касаются только государственной собственности государства-предшественника. Режим правопреемства не распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц. Под государственной собственностью государства-предшественника понимается «имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству» (ст. 8).

Внутреннее право по-разному решает этот вопрос. Наиболее широк круг государственной собственности в социалистическом государстве. В него входят практически вся экономика, финансы и т.д. Поэтому круг правопреемства очень широк.

В Декларации о суверенитете Украины 1990 г. было объявлено, что «весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Украины, является собственностью ее народа». Тем самым были перечеркнуты законы СССР о праве собственности, несмотря на то что УССР продолжала оставаться его частью. Существование общесоюзной, общей собственности признавалось лишь за собственностью вне пределов Украины.

Иначе решался вопрос другими республиками. Белорусская ССР объявила собственностью народа землю, ее недра, другие природные ресурсы на территории БССР. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР говорилось о праве народа на национальное богатство России.

В других государствах основной массив государственной собственности составляет имущество, используемое в официальных целях, государственные здания, средства связи, музеи, военные базы и др.

В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если стороны не договорились об ином (ст. 11).

Наиболее просто вопросы правопреемства решаются при объединении государств. Собственность объединяющихся государств переходит к объединенному государству.

Для более сложных случаев Венская конвенция в качестве основного способа решения проблем правопреемства указывает взаимное соглашение и лишь в случае его отсутствия предлагает свои правила. При передаче части территории государства недвижимая собственность государства-предшественника, являющаяся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Такой же категории движимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении передаваемой территории (ст. 14). К такой движимой собственности относятся подвижной состав железных дорог, самолеты, автомобили и другие транспортные средства, связанные с передаваемой территорией. К этой же категории относится и соответствующее оружие.

Такие же правила применяются и в других случаях: при отделении части территории и образовании на ней государства, а также при разделении государства. Вопросы решаются путем специальных соглашений. Так, в 1993 г. между бывшими союзными республиками СССР было заключено Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и об их совместном использовании.

В случае разделения государства возникает вопрос о правопреемстве в отношении движимой и недвижимой собственности государства-предшественника за рубежом. Такая собственность переходит к государствам-преемникам «в справедливых долях» (ст. 18). Предусматривается возможность справедливой компенсации.

Страны СНГ заключили в 1991 г. Соглашение о собственности бывшего Союза ССР за рубежом. По решению Совета глав государств Содружества от 20 марта 1992 г. был создан специальный орган — Комиссия по правопреемству в отношении договоров, государственных архивов, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР. Деятельность Комиссии подтвердила, что сформулировать общие правила правопреемства невозможно, и она была ликвидирована. В 1992 г. заключено соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. В нем были определены доли в процентах для каждого участника, в соответствии с которыми должна распределяться упомянутая собственность. Но и это Соглашение не решило большинства проблем.

В целях правового обеспечения собственности Российской Федерации за рубежом Указом Президента РФ от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» было определено, что Россия как государство — продолжатель Союза ССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности . Реакция последовала незамедлительно. МИД Украины заявил, что любые односторонние решения по определению своего статуса как продолжателя СССР противоречат нормам международного права и приводят к нарушению прав других государств — субъектов бывшего СССР .

Все это свидетельствует, что наиболее верный путь — двусторонние соглашения о правопреемстве, позволяющие учитывать специфику каждого случая. Их значение неслучайно подчеркивается Венскими конвенциями о правопреемстве.

В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства к нему переходит вся недвижимая собственность государства-предшественника на его территории. Недвижимая собственность, принадлежащая территории нового государства и находящаяся за ее пределами, переходит к последнему, если она стала собственностью предшественника в период колониальной зависимости соответствующей территории.

Иная недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами данной территории, если в ее образовании принимала участие данная территория, переходит к преемнику в доле, соответствующей вкладу территории. «За пределами данной территории» означает, что сказанное относится и к соответствующей собственности на территории государства-предшественника. Движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении данной территории, переходит к государству-преемнику (ст. 15).

Практика свидетельствует, что оптимальным путем решения вопросов правопреемства новых независимых государств также является путь взаимных соглашений. Практика довольно богата: например, Соглашения между Францией и Марокко 1956 г., между Великобританией и Сьерра-Леоне 1961 г., между Великобританией и Ямайкой 1962 г.

radnuk.info