Правоспособность иностранных лиц и лиц без гражданства

В наши дни лица без гражданства — это большая группа людей в Российской Федерации, права и свободы которых описаны в статье законодательства N 109 — ФЗ «О миграционном учете». Лица без гражданства — это физические лица, не обладающие статусом гражданина какой-либо страны. Несмотря на то, что лица без гражданства не признаются полноправными гражданами, они обязаны подчиняться действующему законодательству принявшей их страны. Лица без гражданства (или апатриды, как они часто называются в узких кругах) наделены всеми правами человека, но все же не обладают основными привилегиями полноправного гражданина.

Причины отсутствия статуса гражданина у апатридов


Закон N 109 — ФЗ подробно описывает вопросы миграции в России. Стать апатридом может стать практически каждое юридическое лицо, ставшее жертвой обстоятельств. Оказаться в подобном положении можно как добровольно, так и против своей воли. И чтобы избежать такого положения, необходимо знать основные причины, по которым физическое лицо может не получить подданство при рождении или лишиться его в сознательном возрасте.

  • При рождении. Если ребенок рождается от двух родителей-апатридов, в большинстве случаев ему предписано стать лицом без гражданства. Это наиболее распространенная причина появления апатридов. Данное правило не работает только в тех случаях, когда в стране действует право почвы, благодаря которому человек может получить подданство по праву рождения.
  • При осознанном отказе получить гражданство. Если физическое лицо добровольно отказалось от статуса гражданина определенной страны, по завершению всех формальностей у него изымаются такие документы как паспорт и свидетельство о рождении — после этого данное лицо автоматически становится апатридом. Эту категорию часто называют «временные» лица без гражданства, так как сразу же после отказа они стремятся получить подданство другой страны. Лица без гражданства из этой категории в большинстве случаев хотят обладать сразу двумя паспортами, но в силу ограничений законодательства им приходится отказываться от предыдущего подданства.
  • В процессе лишения гражданства. Нередко государство принудительно лишает физическое лицо подданства, мотивируя это необходимыми мерами сохранения национальной безопасности и т.д. Обычно сразу же после такой процедуры человек без гражданства выдворяется из страны.
  • В процессе лишения всех привилегий, основанных на определенном юридическом процессе. В большинстве случаев это разоблачение фиктивного брака, после которого немедленно вступает в силу положение законодательства о «ничтожной сделке» — все сопутствующие браку операции и правовые статусы аннулируются.
  • При исчезновении государства. Наиболее ярким примером является распад СССР. Обычно бывшие страны СССР выпускали законопроекты, позволяющие лицам без гражданства получить новое гражданство по упрощенной схеме, но даже при таких обстоятельствах многие граждане бывшего СССР и по сей день не обладают действующим паспортом.
  • Как ни странно, но гражданин бывшего СССР также называется лицом без гражданства, и предоставить ему свой паспорт стремится далеко не каждое государство. Даже в России, стране, которая по праву считается преемником большинства территорий бывшего СССР, бывшие советские граждане испытывают некоторые проблемы с получением паспорта. Да, в некоторых случаях для жителей бывшего Союза предоставляется упрощенная схема получения паспорта, но это далеко не решение проблемы.

    Например, важнейшим документом для оформления разрешения на временное проживание является действующая миграционная карта, на которой сотрудники пограничной или миграционной службы сделали определенные отметки. Далеко не у каждого представителя бывшего СССР есть такой документ, поэтому образуется некий юридический вакуум, создающий немалые проблемы для апатридов.

    Правовой статус апатрида

    Отдельного рассмотрения требует правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. В большинстве стран люди без гражданства обладают полноценным правовым статусом и могут пользоваться практическими всеми правами, кроме права участвовать в выборах, выдвигать свою кандидатуру на высокопоставленный государственный пост и проходить службу в армии. Помимо этого, правовой статус апатрида не дает возможности занимать некоторые должности, не имеющие отношения к политике — например, стать командиром экипажа в самолете. В остальных аспектах человек, лишенный гражданства, принимается на общих положениях — может получать образование и работать при условиях официального трудоустройства.

    В РФ люди без гражданства не могут стать хранителями государственных тайн и получить возможность участвовать в политических объединениях. Силовые структуры вполне могут ограничить апатрида в передвижении по территории РФ, если правительство официально огласит подобное распоряжение. В РФ люди без гражданства имеют право получить полноценный медицинский полис, и даже в большинстве случаев пересекать границу на определенный срок.

    Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

    Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)

    Правовой статус человека без гражданства варьируется в зависимости от страны, которая его приютила. Например, правовой статус находящихся в РФ апатридов считается образцовым в силу своей лояльности к отсутствию гражданства (даже несмотря на то, что закон N 109 — ФЗ был принят сравнительно недавно). Напротив, если у человека без гражданства есть диплом о получении высшего образования по востребованной специальности, во время собеседования при поступлении на работу он будет обладать преимуществом перед законным гражданином без востребованных навыков. Для сравнения, в США правовой статус мигрантов без определенного гражданства довольно удручающий и уступает по всем параметрам.

    Документы, подтверждающие личность апатрида

    В РФ у человека, лишенного гражданства, отсутствуют все основные документы, удостоверяющие личность — такие как паспорт, свидетельство о рождении и т.д. В этом случае для удостоверения личности и правового статуса им приходится использовать другие документы, имеющие соответствующую юридическую силу в РФ.

    Возникла проблема? Позвоните юристу:

  • Документы, подтверждающие личность человека, выданные полномочными органами других государств;
  • РВП;
  • Вид на жительство;
  • Другие документы, юридическую силу которых признает правительство РФ.
  • Закон N 109 — ФЗ «О миграционном учете иностранных подданных и лиц без российского гражданства»

    Апатридам на территории РФ следует ознакомиться с законом N 109 — ФЗ «О миграционном учете». Благодаря закону N 109 — ФЗ можно получить исчерпывающую информацию и стать действительно подкованным в данном вопросе. N 109 — ФЗ не предусматривает жестких ограничений для людей без подданства, и при этом поможет не стать нарушителем закона по незнанию (особенно это касается пересечения границы).

    vgrazhdanstve.ru

    Правовое положение иностранцев

    • Понятие, предмет и методы конституционного права
    • Государственное право
    • Место конституционного права в системе права
    • Конституционное право как отрасль права
    • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права, её понятие и предмет
    • Система конституционного права
    • Конституционно-правовая ответственность
    • Источники и методы науки конституционного права
    • В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

      Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

      В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

      Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

      Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

      Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

      Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

      Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

      Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

      В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

      Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

      Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

      В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

      Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.).

      Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

      Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

      Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

      Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

      Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

      Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо — в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. — 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. — 329 300, на 2008 г. — 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. — первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ — иммиграционная карта.

      Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

      Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

      Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

      При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация — административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

      Право на политическое убежище

      Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

      Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

      Выдача (экстрадиция) граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

      www.grandars.ru

      Лицо без гражданства: суть статуса, права апатрида, документы и оформление

      Точное количество лиц без гражданства или апатридов в мире неизвестно. По примерным оценкам ООН, гражданство не имеют свыше 15 млн человек — это население одной небольшой страны или крупного региона такой державы, как Россия. Проблема отсутствия гражданства серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Люди, у которых отсутствует гражданская принадлежность к какому-либо государству не могут обратиться в поликлинику, поступить в университет, вступить в брак, устроиться на работу или просто отправиться в путешествие. Не получится открыть счет в банке либо оформить пенсию. Дети таких лиц тоже становятся апатридами, а это значит, что они не будут ходить в детские сады и школы, получать необходимую медицинскую помощь. Почему? У апатридов нет паспорта, а значит большинство прав, которыми пользуются граждане, им не доступны.

      Так ли все страшно? Как на эту проблему смотрят в России и как ее решают в нашей стране?

      Причины потери гражданства

      Основными причинами потери гражданства можно назвать следующие:

    • Рождение от родителей-апатридов. В ряде стран закреплено право автоматического получения гражданства по праву земли, это преимущественно государства американских континентов (США, Канада, Бразилия, Мексика), но Россия к их числу не относится.
    • Лишение гражданства при предоставлении ложных сведений или бумаг на этапе вступления в гражданство. Чаще всего это разоблачение фиктивного брака, который признается ничтожным и все последующие после брака операции и приобретенные статусы аннулируются.
    • Добровольный выход из гражданства. К примеру, для получения гражданства в другой стране нужно выйти из предыдущего подданства. На промежуточном этапе такой человек является временным апатридом. Но если он отказался от старого статуса и не получил нового, то становится лицом без гражданства. Законодательство России не допускает потери гражданства человеком и препятствует добровольному отказу от него без гарантий того, что это лицо перейдет в гражданство другого государства. Это в общем-то и прописано в Конвенции 1954 года, направленной на уменьшение в мире числа неграждан.
    • Стать лицом без гражданства можно после ликвидации государства. Если страна завоевана, подвергнута разделу, деколонизирована либо приобрела независимость, распалась, вошла в состав другой державы, то ее граждане лишаются гражданства. К примеру, СССР, распавшийся в 1991 году. У некоторых граждан бывшего Советского Союза и сейчас нет паспорта и они имеет статус апатридов.
    • Намеренное исключение из гражданства по религиозным, политическим или этническим признакам. Допускается в ряде стран. В России выход из гражданства возможен только на добровольной основе, кроме редких ситуаций, когда человека лишают гражданства по указу Президента.
    • Сознательное нежелание принимать гражданство.
    • Иностранцы и апатриды

      В 1954 году принята Конвенция, в которой рассматриваются такие положения, как недопустимость дискриминации апатридов по расовому или религиозному признаку, стране рождения. Лица без гражданства вправе исповедовать любую религию и при желании давать своим детям религиозное воспитание. И хотя в Конвенции не дается каких-то конкретных способов или методов определения статуса апатрида или признания гражданина лицом без гражданства, во многих государствах с этой целью были разработаны собственные административные процедуры.

      Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства зачастую отожествляют, но это не совсем верно. В отличие от иностранца, который пребывает под защитой стазу двух государств: страны, выдавшей ему паспорт, и страны местопребывания, апатрид всегда находится под юрисдикцией последней.

      Правовой статус лиц без гражданства — апатридов

      Иностранные граждане имеют гражданство другого государства и документальное подтверждение этого факта (например, паспорт). У апатридов нет доказательств принадлежности к какому-либо государству. Обычно эти две категории лиц объединяют под одним общим понятием — «иностранцы». Разница в правовом статуса этих людей заключается в том, что иностранцы находятся под защитой своего государства, для апатридов покровителем в этом случае выступает Россия. Но относительно объема прав и обязанностей в РФ эти две категории лиц обладают одинаковыми статусами.

      Иностранцы и апатриды обладают всеми правами и несут все обязанности (кроме законодательно установленных исключений), что и россияне. Сюда не относятся политические права, которые по своему характеру могут иметь только граждане. Апатриды не могут участвовать в выборах и проходить военную службу, занимать определенные должности, к примеру, управлять самолетом или морским судном, участвовать в политических партиях и объединениях. Для этой категории населения (как и для иностранцев) ограничен доступ на некоторые зоны без спецразрешения:

    • Военные городки;
    • Пограничные территории;
    • Зоны со чрезвычайным положением (к примеру, районы экологических бедствий).
    • Обязанности апатридов

      Апатриды наравне с россиянами несут и обязанности. Они обязаны уважительно относится к Конституции РФ, платить налоги, соблюдать законы, внимательно относится к природным богатствам. За совершение преступлений апатриды несут такую же ответственность, как и граждане РФ.

      В определенном плане апатрид находится в очень уязвимой ситуации, создающей условия для его дискриминации. Но несмотря на сложность положения лицо без гражданства должно соблюдать законы страны постоянного проживания. При нарушении законодательства РФ к апатриду могут быть применены крайние меры — депортация или выдворение с ограничением на въезд в страну до 5 лет.

      Социальные аспекты

      Хотя у апатридов есть все права человека, но нет основных привилегий, которые доступны россиянам. Ведь понятно, чтобы реализовать свои права в полном объеме апатрид должен иметь документы и урегулировать вопрос своего правого положения. В этом плане лучше всего обстоят дела с медицинским полисом. С 2012 года по ходатайству социальной защиты человек без гражданства, даже не имеющий документов, может получить полис медстрахования и бесплатную медицинскую помощь.

      Сложнее обстоит вопрос с трудоустройством. Трудовой кодекс обязует работодателя принимать на работу лиц, которые имеют определенный набор документов. Если их нет, работать можно только нелегально, на официальное трудоустройство здесь рассчитывать не приходится.

      Содержание в детском саду и получение начального образования возможно только при наличии у ребенка свидетельства о рождении. А излишне бдительные руководители учебных учреждений требуют от родителей и прописку по месту проживания.

      Легализация апатрида в России

      Теоретически апатрид может учиться, работать в России, пользоваться бесплатными медицинскими услугами. Но в той же поликлинике врач не сможет принять такого человека, если у него нет документов и страхового полиса. На работу не примут без пенсионного свидетельства. Ребенка не возьмут в садик или школу без свидетельства о рождении. Как получить все необходимые документы?

      Если рассматривать конечную цель легализации апатрида — получение гражданства, то придется пройти несколько этапов. По законам РФ иностранец или апатрид может получить российский паспорт в упрощенном порядке, если является носителем русского языка, в свое время окончил советский или российских вуз, имел гражданство СССР.

      Документы апатрида

      У апатрида отсутствуют все документы, подтверждающие его личность: паспорт РФ, свидетельство о рождении и прочее.

      В качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства могут выступать:

    • Вид на жительство (ВНЖ);
    • Разрешение на временное проживание (РВП);
    • Документ, выданный в государстве, где раньше проживал апатрид;
    • Любые другие официально признанные в России документы. Здесь в том числе имеется в виду certificat d`apatrid, о котором упоминается в Конвенции от 1954 года.
    • Установление личности

      На первоначальном этапе легализации апатрид должен подтвердить свою личность. По вопросу установления личности лица без гражданства обращаются в ФМС (с апреля 2016 года — ГУВМ МВД) с заявлением (на рис. справа). В нем указываются персональные данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, цель визита, обстоятельства и дата приезда. Вместе с заявлением передаются подлинники всех имеющихся документов: недействительный паспорт, диплом, аттестат, справка о смене фамилии, свидетельство о заключении (расторжении) брака, пенсионное удостоверение, студенческий билет, водительское удостоверение — любые бумаги, содержащие персональные данные апатрида. Кроме этого обязательно понадобятся:

    • Свидетельство о рождении (если оно утрачено, необходимо самостоятельно восстановить, сделав запрос о выдаче дубликата в загс по месту рождения);
    • Паспорта родителей (если их личная явка невозможны, предоставляются нотариально заверенные копии их паспортов);
    • Справка о регистрации (листки убытия или архивные справки, если в настоящий момент апатрид не имеет регистрации в РФ);
    • Подробная автобиография;
    • Квитанция об оплате госпошлины.
    • После приема заявления выдается соответствующая справка с описью приложенных бумаг. Сотрудники ФМС могут:

    • потребовать предоставления в письменной форме разного рода данных, необходимых для установления личности апатрида;
    • провести проверку предоставленных данных;
    • опрашивать лиц, указанных апатридом в качестве свидетелей, способных подтвердить его личность, проводить опознания;
    • использовать дактилоскопическую информацию.
    • На процедуру нужно явиться лично, желательно с двумя свидетелями — гражданами РФ, которые смогут подтвердить личность апатрида. Свидетельские показания оформляются в виде протокола. По результатам проверки составляется заключение (см. справа) о личности апатрида и выдается справка с фотографией — этот документ и станет временным паспортом лица без гражданства. Срок такой проверки по закону не может превышать 3 месяца.

      Имея на руках временное удостоверение, ападрид может приступить к получению другой документации, которая урегулируют его статус. Для законного нахождения в России негражданину требуется РВП или ВНЖ. На их основании апатрид может выехать из страны и вернуться обратно, оформить страховой полис и лечиться в поликлинике, отправить ребенка в школу, устроиться на работу, то есть уже в полной мере пользоваться теми льготами и правами, которые есть у россиян.

      РВП — представляет собой специальную отметку в паспорте (для иностранцев) или отдельный документ (для апатридов), ВНЖ выдает миграционная служба. Однако на получение РВП установлены квоты, которые ежегодно утверждаются правительством. Например, на 2018 год общий размер квот составляет 90360 штук. Это означает, что только такое количество человек сможет получить РВП. При этом квоты рассчитаны не только на апатридов, но и на иностранцев.

      Можно стать обладателем РВП и без получения квоты, но должны выполнятся определенные условия:

      • Апатрид рожден в России или в РСФСР;
      • Есть супруг или ребенок — граждане РФ;
      • Один или оба родителя — нетрудоспособные граждане РФ.
      • Для получения разрешения на проживание апатрид должен обратиться в ФМС с заявлением о выдаче РВП ЛБГ (лицу без гражданства) и пройти стандартную процедуру его оформления. РВП выдается на 1 год. Затем оформляется ВНЖ на 5 лет.

        Трудоустройство

        После оформления РВП, кроме возможности легального нахождения в РФ, апатрид также получает право на свободное трудоустройство без необходимости получения разрешения на работу или патента. Работодатель в этом плане не должен получать разрешение на привлечение иностранцев, что упрощает прием на работу апатридов.

        Есть один неприятный нюанс: имеется «привязка» к субъекту России, где апатрид получил РВП. Это создает серьезные ограничения и сложности. Например, получив РВП в Московской области нельзя работать в Москве и наоборот, так как невзирая на отсутствие реальных границ между столицей и областью, они считаются разными субъектами. Так что перед оформлением РВП желательно определиться с местом трудоустройства, переехать в другой регион России будет уже нельзя.

        Гражданство

        Получать российский паспорт апатриду в каком-то смысле проще: не нужно отказываться от предыдущего гражданства. Стать гражданином РФ возможно после 5-летнего проживания в РФ. По упрощенной процедуре за 6 месяцев получают российский паспорт лица:

  1. Носители русского языка;
  2. Рожденные или получившие образование в СССР;
  3. Находящиеся в браке с гражданином РФ дольше 3 лет.

    Есть несколько упрощенных моделей для апатридов, в прошлом бывших гражданами СССР и оставшихся без гражданства после его распада, в частности:

  4. Российское гражданство можно получить без выезда в РФ. Для его оформления апатриды обращаются диппредставительства, расположенные в пределах своей республики;
  5. Ребенок, рожденный от апатрида в России, автоматически приобретает российское гражданство;
  6. Возможно вступление в гражданство без предварительного оформления ВНЖ гражданами СССР и их детьми, не получившими в свое время гражданство одной из республик.

nuzhnaviza.ru