Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.
1.3. Педагогический закон, закономерность. Педагогические правила и принципы.
Любая наука достигает зрелости и совершенства лишь тогда, когда она раскрывает сущности исследуемых ею явлений и может предвидеть их будущие изменения в сфере не только явлений, но и сущности.
Явления – это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. Сущность – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Выделяют следующие виды связей:
1) структурные (универсальные закономерные – взаимодействие всех вещей и явлений; причинно-следственные – предельный случай универсальной связи, когда из нее выделяют два явления, связанные между собой закономерно; функциональные, при которых изменение одних явлений вызывает вполне определенные изменения других; эта связь не тождественна причинной, например функция связи между некоторыми математическими величинами может и не являться причинной);
2) по порядковому принципу (иерархические, связи управления, функционирования, развития, генетические);
3) в зависимости от силы, степени, длительности действия (внутренние – внешние; общие – частные; устойчивые – неустойчивые; повторяющиеся – неповторяющиеся, глубинные – поверхностные; непосредственные – косвенные; постоянные – временные; существенные – несущественные, случайные – необходимые; доминирующие – недоминирующие).
Сущность считается раскрытой, если: а) дана точная формулировка законов движения и развития объектов и подтверж-даемость прогнозов, выводимых в качестве следствия из данных законов и условий их действия; б) известны принципы возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала.
Сущность не раскрывается непосредственно, она обнаруживается путем изучения явления. Задача любого педагогического исследования в том, чтобы проникнуть более глубоко в сущность изучаемого явления, вскрыть присущие ему законы и закономерности.
Исследование закономерностей, принципов и правил педагогики – это то общее, без теоретического анализа которого невозможно эффективно заниматься педагогической практикой. Проблема педагогических закономерностей, принципов и правил в последние годы исследовалась в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, В.В. Краевского и др. До настоящего времени нет четких критериев для однозначного ответа на вопрос, является ли, например, предлагаемый педагогический принцип именно принципом или же не является таковым.
Прежде чем акцентировать внимание на особенностях педагогических принципов или закономерностей, уточним их как общественные, философские категории.
Закон отражает педагогическое явление на максимально конкретном уровне, а закономерность – на более абстрактном и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования.
Закономерность – это не до конца познанный закон или закон, пределы и форма которого еще не установлены. В закономерности выражены многие связи и отношения, тогда как закон однозначно выражает определенную связь, определенное отношение. Закономерность есть результат совокупного действия множества законов, поэтому понятие закономерности по объему шире понятия закона.
У закона всегда есть две функции: объяснительная и прогностическая. Его задача – способствовать научному управлению учебно-воспитательной деятельностью, предвидеть ее результаты, оптимизировать содержание, формы, методы и средства.
По критерию общности выделяют следующие типы законов: а) конкретные, специфические (сфера действия узка); б) общие (сфера действия широка), всеобщие.
Педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самоорганизации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.
Под закономерностью в общественных явлениях (в данном случае в учебном процессе) понимается объективно существующая, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают определенные изменения других явлений, характеризующие их поступательное развитие.
В педагогике действуют динамические и статистические законы. На основе динамических законов, зная исходное состояние педагогической системы и внешних условий, в которых протекает педагогический процесс, можно предсказать ее последующие изменения. Статистические законы отражают определенные тенденции изменения педагогической системы, которые выявляются на основе применения статистических методов научно-педагогического исследования.
Всякий закон облекается в форму взаимоотношения категорий. В.И. Андреев считает, что для того чтобы сформулировать педагогический закон или закономерность, необходимо: 1) вскрыть существенные, объективные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; 2) установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявляются; 3) установить границы распространения закона; 4) выразить, сформулировать педагогический закон через взаимоотношения педагогических категорий в словесной или аналитической форме.
Открытию педагогических законов предшествовали длительные поиски на протяжении веков. По крупицам собирался и обобщался драгоценный опыт обучения. Видимо, уже в первобытном обществе существовали практические правила обучения (например, через практику жизни). Античные ученые Платон, Аристотель, Квинтилиан также формулировали свои рекомендации и правила, но специально вопросами обучения не занимались, поскольку понимали обучение не как науку, а как ремесло, искусство обучать другим наукам. Искусство же законам не подчиняется. Многие из этих правил действуют и поныне, например: «Назначение учителя – помочь родиться мысли в голове его ученика» (Сократ); «Дать образование может не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с психическими условиями жизни обучающегося» (Квинтилиан).
В ХVIII в. педагогика достигла уровня системы правил и практических руководств. Так, Я.А. Коменский представляет дидактику в виде системы правил: «Основные правила естественного учения и обучения: обучай наглядно, природосообразно ит.д.». А Дистервег довел количество правил до 33. У Коменского и Ди-стервега было много последователей, пытавшихся изложить дидактику в виде памяток, которые состояли из ряда правил, сгруппированных вокруг очень узких тем: как готовиться к урокам, как ставить вопросы, как закреплять материал и т. д.
Одним из первых, кто объявил об открытии закона, был И.Г. Песталлоци. Он сформулировал закон умственного развития ребенка «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». К.Д. Ушинский почти не употреблял слов «закон» и «закономерность», но делал гениальные обобщения, например: «Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитее и сильнее».
В настоящее время в педагогике признаны следующие законы:
целостности и единства педагогического процесса (раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов);
единства и взаимосвязи теории и практики обучения;
воспитывающего и развивающего обучения (раскрывает соотношения овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности);
социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения (раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения).
С основными законами тесно связаны законы специфические, проявляющиеся как педагогические закономерности.
Закономерности бывают общими и частными. Общие закономерности охватывают своим действием всю систему, частные – ее отдельный компонент.
Приведем примеры конкретных психологических закономерностей, открытых в дидактике.
1. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности, количеству тренировочных упражнений, уровню познавательной активности обучаемых и зависит от уровня развития памяти (широта, глубина, прочность).
2. Закономерность Йоста. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.
Педагогические принципы и правила. Педагогика стремится открыть объективные законы, которые дают понимание общей картины развития дидактических и воспитательных процессов. Однако эти законы не содержат конкретных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки правил и принципов. В результате этого практические указания закрепляются в педагогических принципах и правилах.
Принцип (от лат. рrinсiрium – основа, первоначало) – это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению, вытекающее из установленных наукой законов. Педагогический принцип, по мнению В.И. Андреева, – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности. П.И. Пидкасистый понимает под педагогическим принципом общее руководящее положение, требующее последовательности действий, но не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах (никогда не кричать на детей, никогда не бить детей, быть пунктуальным и т. д.).
Педагогический принцип выражает суть закона в его нормативной форме, т. е. указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих педагогических условиях. Таковы, например, принципы дидактики. Так, принцип наглядности основан на следующей закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью, пропускная способность в секунду канала зрения в 5 раз больше канала слуха и в 13 раз больше канала ощущений.
Принцип сознательности и активности личности в обучении основывается на понимании того, что обучение эффективно, если ученики являются активными субъектами познавательной деятельности, т. е. осознают цели урока, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение.
Принцип систематичности обучения предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной системе, структурирующей весь изучаемый материал на основе родовидовых, причинно-следственных связей, с позиции выделения общего и частного, отдельных фактов и обобщающих выводов.
Принцип последовательности обучения требует логического построения содержания изучаемого материала и методики его подачи, при котором осуществляется динамика продвижения мыслительных и практических действий учащихся: от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Принцип доступности обучения предполагает, что отбор дидактического материала надо проводить на основе оптимального соотношения сложности и занимательности, а при выборе методов его освоения учитывать возраст учащихся и уровень их реальных мыслительных и практических действий.
Принцип научности требует, чтобы содержание изучаемого материала знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражало современное состояние наук.
Педагогическое правило – это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения. По В.И. Андрееву, правило педагогики – это правило воспитания, обучения или саморазвития, представляющее собой лаконично сформулированное на основе педагогического принципа предписание, нормативное требование к деятельности педагога или ученика, выполнение которого формирует наиболее рациональные тактики их действий и способствует повышению эффективности решения определенного класса педагогических задач.
Отличия педагогического принципа от педагогического правила представлены в табл. 1.
Каждое педагогическое правило имеет ценность только тогда, когда оно применяется в оптимальном сочетании с другими правилами, подчиненными некоторому педагогическому принципу или системе педагогических принципов. Например, для реализации принципа сознательности и активности учитель должен следовать таким правилам:
1) разъяснять цели и задачи предстоящей работы (важность, значение, перспективы);
2) опираться на интересы учащихся и формировать мотивы учения;
3) обращаться к жизненному опыту, интуиции обучающихся;
4) иллюстрировать новые понятия на наглядных моделях;
5) обеспечивать понимание каждого слова, понятия;
6) включать обучающихся в процесс поиска решения научных и практических проблем и т. д.
ur-consul.ru
ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Понятие закона, закономерности и принципа обучения
Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.
Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.
Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.
Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (то есть не всегда), то эти связи выражают закономерности.
В современной дидактике сформулированы в основном закономерности, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.
Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Принципы охватывают все стороны процесса обучения.
В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, а также неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Отдельные стороны применения тех или иных принципов обучения раскрывают дидактические правила, которые вытекают из этих принципов.
Правила обучения – это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики выступают против выделения правил обучения и строгого следования им, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомерным. Практический опыт чаще всего закрепляется в правилах, поэтому им надо следовать, но подходить творчески.
Педагогические законы, закономерности, принципы и правила;
Факторы развития личности
Развитие, формирование и становление личности
Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности происходит под воздействием целого ряда факторов. При этом решающую роль в нем играет собственная активность человека.
Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание — это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д.
Под формированием личности понимается: процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается формируясь и формируется развиваясь.
Становление личности — это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д.
Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые с вязи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.
Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о такой категории, как педагогический закон.
В.И. Андреев считает, что педагогический закон — это “педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы”
Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию “закон”.
Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие “закономерность” используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономерности обучения, закономерности процесса воспитания и т. д.). Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.
Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными причинами (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т. д.
Понятия “закон” и “закономерность” не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность — на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.
Чтобы сформулировать педагогический закон или закономерность, нужно: вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (или закономерности) и наконец выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.
На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач.
Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системоо6разующего фактора для развития педагогической теории.
В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: “Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности”.
В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и др.
Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах.
Правила педагогики — это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др. В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач; правила отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.
studopedia.su
Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность. Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о такой категории, как педагогический закон.
В.И. Андреев считает, что педагогический закон — это «педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы». Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон» [1].
Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в образовательных системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономерности обучения, закономерности процесса воспитания и т. д.). Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными причинами (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), запросами человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т. д.
Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность — на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.
На основе педагогических законов и закономерностей базируются педагогические принципы. В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [1]. В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и др.
studme.org
Педагогический закон это в педагогике
. Педагогический закон — объективный, необходимый, общий и совместим связь и взаимосвязь между задачами, содержанием и методами педагогического процесса и его результатами, которые проявляются в изменении знаний, умений, убеждений, поведения воспитанники.
Общие законы педагогики своеобразно проявляются и в учебном процессе. Так, закон связи воспитания с жизнью, практикой действует в процессе обучения — в смысле материала, в методах и организации учебного процесса
На многовековом пути развития дидактики выдвинулась проблема поиска оптимального соотношения между школьным образованием, — с одной стороны, и уровнем развития науки в обществе — с другой. На каждом е этапе исторического развития школы как исходный момент брался тот или иной модус этого соотношения. Можно сказать, что в развитии дидактики пробивает себе дорогуу общий закон соответствия школьного образования уровню достигнутого научного развития человечества в совокупности всех отраслей знаний
Одним из важнейших в дидактике является закон единства обучения и воспитания. Он выражает ту объективную истину, что обучение всегда, всеми своими аспектами и элементами — содержанием, методами, организацией, заложенной в них идейной направленности, формирует у учащихся характер деятельности и отношение к знаниям и окружающей жизни и, в конце концов, идеалы человека как движущую силу ее самообразования. И тут оказывается еще один закон -– активности учащихся в обучении и воспитании
Важной функцией дидактики как науки является познание процесса обучения, результатом которого является установление законов и закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса. Отметим те законы, которые выделили и. ЮБабанський,. ВЗагзвязинський, и. Лернер,. ММахмутов,. МСкаткин и другие, не вызывающие сомнениеумніву.
1. Закон социальной обусловленности цели, задач, содержания и методов обучения — раскрывает объективный процесс решающего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, сполна и в оптимально трансформировать социальный заказ на уровень педагогических средств и методов .
2. Закон воспитывающего и развивающего обучения — раскрывает соотношение между овладением знаниями, способами деятельности и всесторонним развитием личности
3. Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся — раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием активности учащихся, между способами организации обучения и его результатам
4. Закон целостности и единства педагогического процесса — раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, информационного и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов тощ.
5. Закон единства и взаимосвязи теории и практики обучения
6. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности
. Закономерности обучения — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Закономерности — это выражение действия законов в конкретных условиях. Особенность понятия»законо омирности»в дидактике состоит в том, что связи, зависимости между компонентами процесса обучения имеют преимущественно вероятно-статистический характер. Часть из них действует всегда, постоянно, независимо от действия уча сникив и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большинство же закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом конкретном в случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаеможині випадків.
Многие закономерности обучения проявляются опытным, эмпирическим путем и, таким образом, обучение может осуществляться на основе опыта. Однако, построение эффективных систем обучения, усложнение процесса н обучения в связи с введением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым осуществляется процесс обученияя.
Выделяются внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и р уровня образования и ин.
К внутренних закономерностей процесса обучения относятся взаимосвязи между его компонентами: между целями и задачами, содержанием, методами, средствами, формами. Или это зависимость между преподаванием, обучением и учебным м материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большинство из них действует лишь при определенных условиях. Отметим некоторые из нихих:
1. Существует закономерная связь между обучением и преподаванием: учебная деятельность преподавателя практически всегда имеет воспитательное воздействие, которое может быть положительным и отрицательным, более или менее эффективным, зависит от ряда условий, описание которых характеризует частные проявления данной закономерности.
2. Существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Без этого не может быть процесса обучения частных, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами обучения: чем интенсивнее, активнее, более сознательная учеб ально-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обученияня.
Единичным (частной) проявлением этой закономерности является соответствие заданий учителя и ученика. При несоответствии, несогласованности целей и задач эффективность обучения снижается
3. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического непосредственного и следующего повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и новый материал.
4. Развитие умственных умений и павичок учащихся зависит от использования поисковых методов, проблемного обучения и других методов, приемов и средств, способствующих активизации интеллектуальной деятельности
5. Формирование понятий в сознании учащихся происходить только тогда, когда будет организована специальная познавательная деятельность, направленная на выделение существенных признаков, явлений, объектов, а также сравнение
Отмеченные закономерности служат почвой для выработки системы стратегических идей, которые являются ядром современной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция предусматривает следующее:
— направленность обучения и воспитания на формирование личности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонично развитой, способной к плодотворной деятельности и
— единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащихся как условие формирования личности;
— органическое единство обучения и воспитания, требует рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придания ему развивающего и воспитательного характера;
— оптимизация содержания, методов, средств, ориентация на выбор методов, обеспечивающих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда
Итак задачи дидактики — выявлять закономерности обучения, вооружать учителя знаниями о них, обеспечивать процесс обучения более сознательным, управляемым, эффективным. При этом следует помнить, что в процессе обучения действуют и другие закономерности — психологические, физиологические, гносеологические и т.п. их следует различать с дидактическими, касающиеся главным образом в связи ей между учителем, учеником и учебным материалом.
Таким образом, знание дидактических закономерностей о том, как осуществляется учебный процесс, наряду с психологическими и другими его характеристиками, позволяет ученым и практикам построить этот процесс опт тимально в самых конкретных ситуация.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
uchebnikirus.com