Авансовые платежи по земельному налогу

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Нюансы фискальных платежей за землю устанавливаются не только федеральным законодательством, но и нормами местных органов власти. Рассмотрим, чем определяется сама возможность авансов по земельному налогу, сроки уплаты их в бюджеты различных городов и сельских поселений, а также особенности их исчисления.

Чем устанавливается «авансовая» обязанность

В главе 31 НК РФ определяет для законотворцев муниципальных образований право не только установить налог на землю на территории города или сельского поселения, но и сформировать регламент по его исчислению и уплате. Поэтому, чтобы выяснить, обязана ли организация перечислять авансовые платежи по земельному налогу, бухгалтер должен обратиться к решениям городских советов и земских собраний.

Существенная информация по каждому из таких решений (номер, дата принятия, название принявшего органа и т.д.) размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.

Положения НК РФ определяют зависимость между установлением для землевладельцев отчетных периодов и обязательной уплатой авансов. Если представительные органы муниципалитетов установили квартальные отчетные периоды, организации — владельцы земли обязаны уплатить три квартальных авансовых платежа. Исключения из этого порядка закрепляются в решениях местных законотворцев.

В этих же нормативных актах фиксируются сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу, и они существенно различаются даже в различных районах одного региона.

Общий порядок расчета авансов по земельному налогу

НК РФ определено, что сумма каждого авансового платежа равна четвертой части годовой суммы налога. Величина же всего годового налогового обязательства рассчитывается как произведение налоговой ставки на величину стоимости земельного участка, зафиксированную в кадастре недвижимости на начало налогового периода.

Например, кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 740 112 руб., ставка – 1,5 %. Каждый из трех авансовых платежей составит одну четверть от годовой суммы налога, а именно:

¼ * (1 740 112 руб. * 1,5 %) = 6 525 руб.

Установление фискальной ставки – еще одна прерогатива муниципальных законодателей. Поэтому для определения ее величины бухгалтеру также следует обратиться к решениям городских советов и земских собраний тех территорий, на которых расположены земельные участки организации.

Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу в неполном году

В этом случае сумма фискального аванса рассчитывается с применением специального коэффициента. Равен он отношению количества полных месяцев владения к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Полным месяцем считается месяц, в котором:

  • покупка земельного участка произошла до 15-го числа;
  • реализация земельного участка произошла после 15-го числа.
  • Например, земельный участок был приобретен 18 февраля. Коэффициент будет равен 1/3, т.к. февраль не считается полным месяцем. Сумма авансового платежа за первый квартал будет равна четверти годового налога на землю, умноженной на 1/3. Сумма авансового платежа за второй и третий кварталы будет рассчитана без применения коэффициента.

    Если участок был реализован 18 февраля, коэффициент будет равен 2/3, т.к. февраль считается полным месяцем. Сумма авансового платежа за первый квартал будет равна четверти годового налога на землю, умноженной на 2/3. Суммы авансовых платежей за второй и третий квартал будут равны 0, т.к. участок продан в первом квартале.

    Уточним, что несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу не является налоговым правонарушением. Поэтому контролерами в такой ситуации будут начислены пени, но не штрафы.

    glavkniga.ru

    Что грозит за отсутствие авансовых платежей по земельному налогу?

    Если юр. лицом не производились авансовые платежи по земельному налогу будут ли штрафы, какие-либо санкции?

    Вопрос относится к городу Пермь

    Добрый день. За несвоевременную оплату налогов и авансовых платежей начисляется пеня в размере 1/300 от ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа.

    Уточнение от 12 мая 2014 — 12:14
    Ольга, добрый день. Вы действительно не могли найти порядок начисления пеней именно по земельному налогу, поскольку это общая норма, которая относится не только к земельному налогу, а ко всем налогам и сборам. Ст.58 (п.3) установлено, что если по определенному налогу предусматриваются авансовые платежи, то нарушение сроков их оплаты влечет за собой начисление пени по ст.75 НК РФ. Поскольку земельный налог является местным налогом, он устанавливается местнымит органами самоуправления. Соответствующими местными законами может не предусматриваться оплата авансовых платежей по земельному налогу, в этом случае так же отсутствуют и пени по авансовым платежам. Но, в Перми (если я ничего не перепутала) действует в настоящнн время РЕШЕНИЕ от 8 ноября 2005 г. N 187 «О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ», которым предусматриваются авансовые палтежи по земельному налогу. Таким образом, на территории, где расположен земельный участок, законодательством установлена обязанность уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, следовательно, за нарушенияе сроков их оплаты- пеня.

    m.ppt.ru

    Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу

    Отправить на почту

    Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогунеобходимо знать всем собственникам земельных участков. Правильность начисления земельного налога и своевременность его оплаты позволят собственнику избежать споров с налоговиками и штрафных санкций.

    Законодательство о земельном налоге

    Земельный кодекс, принятый законом от 25.10.01 № 136-ФЗ, предусматривает использование земли на платной основе. Им же устанавливается разграничение земель по их назначению, праву собственности и другим параметрам. Плата за использование земли подразумевает оплату земельного налога.

    Впервые земельный налог был введен законом от 29.11.04 г. № 141-ФЗ. Этот закон ввел в НК РФ главу 31, посвященную земельному налогу, который относят к местным — муниципальные или городские власти принимают правовые документы по введению этого налога на своей территории. При этом они базируются на положениях Налогового кодекса, определяя ставки налога и сроки его уплаты. При определении льгот для плательщиков налога они исходят из местной специфики.

    Земельный налог должны оплачивать организации и ИП, а также обычные граждане. Основными требованиями при возникновении необходимости уплаты являются:

  • расположение земель на территории, где введен налог;
  • земли находятся в собственности, в бессрочном пользовании или пожизненном владении плательщика налога;
  • основания для приобретения земли предусмотрены законодательством РФ.

Кто является плательщиками земельного налога, узнайте здесь.

Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу?

Земельные участки становятся объектом налогообложения при выполнении вышеупомянутых требований. Не облагают налогом земли, указанные в ст. 389 НК РФ. Налоговым периодом является календарный год. Организации производят расчет налога самостоятельно, для физических лиц и ИП (начиная с налога за 2015 год) расчет и предоставление уведомления для оплаты осуществляет ИФНС.

Земельный налог за год рассчитывается по формуле:

НБ — налогооблагаемая база, равная кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января отчетного года;

Платить ли налог на землю, если кадастровая стоимость участка не установлена, узнайте из нашей статьи.

Ст — ставка налога, утверждаемая муниципалитетами в местном законодательстве.

Показатель Ст не может превышать пределы, установленные Налоговым кодексом:

  1. 0,3% для земель:
  2. 1,5% для остальных категорий земель.
  • сельского хозяйства,
  • жилищного строительства,
  • дачных поселений и садоводства,
  • оборонительных нужд РФ.
  • Авансовый платеж равен ¼ от исчисленной за год суммы налога.

    От налогообложения освобождены организации, перечисленные в ст. 395 НК РФ, и представители коренных народов Севера.

    Об освобождении от уплаты земельного налога подробнее см. в статье «Кто освобождается от уплаты земельного налога?».

    В зависимости от того, находится ли участок земли в совместной или долевой собственности, определяют и налог. Для совместной собственности кадастровая стоимость участка делится поровну между всеми собственниками, для долевой — пропорционально долям.

    Пример расчета налога на землю см. здесь.

    Срок уплаты авансов для организаций

    Для организаций предусмотрена выплата авансовых платежей по налогу ежеквартально (п. 2 ст. 393 НК РФ). Это положение должно быть подтверждено в принятом на муниципальном уровне законе. Сроки оплаты авансов оговариваются в нем же. Но муниципальные власти могут и не вводить уплату авансовых платежей (п. 3 ст. 393 НК РФ).

    Для выяснения подробностей по срокам и характеру оплаты налога и авансовых платежей нужно руководствоваться законодательными актами по месту нахождения земельного участка. На территории Москвы, например, для уплаты авансовых платежей установлен срок, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

    Подробности см. здесь.

    При несвоевременной оплате авансовых платежей начисляется только пеня. Штрафы начисляют лишь при несвоевременной оплате налога по окончании года. По авансовым платежам штрафы не начисляют.

    Окончательный срок оплаты налога тоже устанавливают местные власти. При этом он не может быть установлен ранее крайнего срока сдачи декларации, т. е. ранее 1 февраля следующего за отчетным года. Оплату налога организации осуществляют в ИФНС, в ведении которой находится этот участок земли.

    Образец платежного поручения на уплату земельного налога можно скачать в нашем материале.

    Авансы для ИП и физических лиц

    Для ИП и физических лиц предусмотрена оплата земельного налога после получения соответствующей квитанции (уведомления) от ИФНС. Для них авансовые платежи отсутствуют.

    Для ИП обязанность оплаты земельного налога существует независимо от того, какой вид налогообложения он использует. Уплатить налог физлицам и ИП за 2016 год нужно в 2017-м до 1 декабря. В случае переоценки кадастровой стоимости участка налогоплательщик может обратиться в ИФНС с заявлением о пересмотре величины земельного налога.

    Физические лица определенных категорий (ст. 391 НК РФ) имеют льготу в размере 10 000 руб., которая уменьшает налоговую базу.

    Величину налога к уплате можно рассчитать на сайте ФНС. Подробности см. в материале «Физики» могут рассчитать земельный налог на сайте ФНС».

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2015 года физические лица обязаны сообщать ИФНС о появившихся у них объектах налогообложения (недвижимость, автомобиль, земельный участок).

    Форму сообщения можно скачать здесь.

    Порядок оплаты авансов

    В тех муниципальных образованиях, где приняты законы об авансовых платежах по земельному налогу, определены и сроки их выплаты организациями. Авансовые платежи по налогу рассчитывают по окончании каждого квартала.. В конце налогового периода определяют оставшуюся неуплаченной величину налога и производят оплату. До окончания года установить, переплачен ли налог, организация не может.

    При смене владельца земельного участка приобретение права на него наступает в момент перерегистрации на нового владельца. Это право появляется только при внесении записи в Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Уплата земельного налога зависит от даты перехода права собственности: если до 15-го числа, то налог платит покупатель, если после 15-го числа, то оплату налога осуществляет продавец.

    Налогоплательщики должны получать сведения о пересмотре кадастровой стоимости земли от территориального органа Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

    Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на землю для организаций устанавливают органы местного самоуправления. Налог оплачивается вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

    ИП и физлица перечисляют налог до 1 декабря года, следующего за отчетным. Авансовые платежи для данных категорий налогоплательщиков не предусмотрены. Расчет налога осуществляет ФНС.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Пеней по авансовым платежам не будет?

    Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/2793 от 15.02.2017

    ФНС России ответила на вопрос о начислении пеней в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в середине года – при своевременном внесении авансового платежа по земельному налогу до такого изменения.

    Авансовые платежи по налогу

    Если в субъекте РФ действуют отчетные периоды по земельному налогу, то вносить авансовые платежи следует в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года (п. п. 2, 3 ст. 393, п. 1 ст. 397 НК РФ).

    Пример 1. Расчет авансового платежа по земельному налогу

    В собственности ООО «Вектор» находится земельный участок в г. Архангельске. Кадастровая стоимость участка – 45 000 000 рублей.

    Льгот, установленных региональным законодательством, организация не имеет. Ставка земельного налога по данному участку в 2017 году составляет 1,5%.

    В таком случае суммы ежеквартальных авансовых платежей составляют 168 750 рублей (45 000 000 руб. х 1,5% : 4).

    Пени по авансовому платежу

    В случае просрочки по уплате налога или авансового платежа по нему пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за днем, установленным для внесения такого платежа.

    До 30.09.2017 пени рассчитываются с применением 1/300 ставки рефинансирования, установленной Банком России — в том размере, в котором ставка действовала в период просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ). Формулу для расчета пеней можно представить в следующем виде:

    Сумма пеней = сумма недоимки * (ставка рефинансирования / 300) * количество дней просрочки.

    Особенности начисления пеней по авансовым платежам были разъяснены в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

    Изменение кадастровой стоимости

    Результат государственной кадастровой оценки земельного участка может быть оспорен организацией в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

    Если кадастровая стоимость участка изменена в течение налогового периода (календарного года), то изменение учитывается, начиная с года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

    Пример 2. Пересмотр кадастровой стоимости недвижимости

    Допустим, ООО «Вектор» в 2017 году подало заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Комиссия приняла решение о пересмотре кадастровой стоимости участка. В таком случае при расчете земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 01.01.2017.

    В связи с этим возникает вопрос: будут ли начислены пени на сумму соответствующего авансового платежа, если он был внесен своевременно, но до изменения кадастровой стоимости участка – в меньшей сумме?

    Контролирующие ведомства ответили отрицательно. По их мнению, при своевременной уплате авансового платежа по земельному налогу до изменения кадастровой стоимости участка пени не начисляются.

    Поделиться

    Распечатать

    Электронная версия журнала
    «НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

    Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

    www.buhgalteria.ru

    О начислении пеней на авансовые платежи по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 21 февраля 2017 г. N БС-4-21/3235@

    Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу порядка взимания пени по земельному налогу и рекомендует учитывать следующее.

    Согласно статьям 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( статья 391 Кодекса).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Пунктом 6 статьи 396 Кодекса установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    В силу статьи 75 Кодекса пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Согласно позиции Минфина России ( письмо от 08.02.2017 N 03-05-04-02/6626) исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате авансового платежа по земельному налогу в установленный срок до изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение соответствующего налогового периода является основанием для неначисления пеней на сумму соответствующего авансового платежа по земельному налогу.

    Письмо не содержит правовых норм, не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме.

    Действительный государственный советник

    Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК

    www.alt-nn.ru