Пунктуация. Справочник для 5-11 классов

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

Введение: Что такое пунктуация?

§1. Значение термина пунктуация
§2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
§3. Какую роль играют знаки препинания?

Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

Точка, вопросительный и восклицательный знаки
Многоточие в конце предложения

Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

§1. Запятая
§2. Точка с запятой

Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие в простом предложении
Двоеточие в сложном предложениии

Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

§1. Тире
§2. Двойное тире

Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

§1. Кавычки
§2. Скобки

Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится
Тире не ставится

Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

§1. Обособление согласованных определений
§2. Обособление несогласованных определений
§3. Обособление приложений

Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

Обстоятельства обособляются
Обстоятельства не обособляются

Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

§1. Уточнение
§2. Пояснение

Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

§1. Предложения с вводными словами
§2. Предложения с вводными предложениями
§3. Предложения со вставными конструкциями

Глава 12. Пунктуация при обращении

Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

§1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
§2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

Глава 14. Пунктуация при прямой речи

§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
§2. Пункуационное оформление диалога

Глава 15. Пунктуация при цитировании

Способы оформления чужой речи при цитировании

Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

Знаки препинания ставятся
Знаки препинания не ставятся

Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

§1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
§3. Случаи, когда запятые не ставятся

Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

Запятая в бессоюзном предложении
Точка с запятой в бессоюзном предложении
Двоеточие в бессоюзном предложении
Тире в бессоюзном предложении

Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
подчинительные союзы, стоящие рядом

russkiy-na-5.ru

Основные правила по пунктуации

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

Оптика — раздел физики.

Старший брат — мой учитель.

Старший брат мой — учитель.

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

Бедность не порок.

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопредёленной формой или если оба они выражены неопределённой формой, например:

Назначение каждого человека — развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Белинский).

Жизнь прожить — не поле перейти.

Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределённой формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны (Ленин).

Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил (Белинский).

Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период, народность — вот альфа и омега нового периода (Белинский).

Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

Надежду и пловца — всё море поглотило (Крылов).

Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье — ничто не вызовет почивших из гробов (Жуковский).

Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

1. Если перед приложением можно без изменения смысла его ставить а именно, например:

Я не слишком люблю это дерево — осину (Тургенев).

В отношениях с посторонними он требовал одного — сохранения приличия (Герцен).

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца (Добролюбов).

2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов).

Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

Я вышел, не желая его обидеть, на террасу — и обомлел (Герцен).

Я спешу туда ж — а там уже весь город (Пушкин).

Хотел объехать целый свет — и не объехал сотой доли (Грибоедов).

Хотел рисовать — кисти выпадали из рук. Пробовал читать — взоры его скользили над строками (Лермонтов).

Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

Проси в субботу расчёт и — марш в деревню (М. Горький).

Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но — боюсь (М. Горький).

Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

И щуку бросили — в реку (Крылов).

И съела бедного певца — до крошки (Крылов).

Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

Я царь — я раб, я червь — я бог (Державин).

Немудрено голову срубить — мудрено приставить (Пословица).

Здесь не житьё им — рай (Крылов).

Тире ставится между предложениями, не соединёнными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чём говорится в первом, например:

Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Крылов).

Солнце взошло — начинается день (Некрасов).

Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

Назвался груздем — полезай в кузов.

Лес рубят — щепки летят.

Сам запутался — сам и распутывайся; умел кашу заварить — умей её и расхлёбывать; любишь кататься — люби и саночки возить (Салтыков-Щедрин).

Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

Я вас спрашиваю: рабочим — нужно платить? (Чехов).

Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

Пусторослеву за верную службу — чижовскую усадьбу, а Чижова — в Сибирь навечно (А.Н. Толстой).

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жуковский).

Мне всё послушно, я же — ничему (Пушкин).

Посредством тире выделяются:

Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Крылов).

Как вдруг — о чудо! о позор! — заговорил оракул вздор (Крылов).

Лишь один раз — да и то в самом начале — произошёл неприятный и резкий разговор (Фурманов).

2. Распространённое приложение, стоящее после определяемого существительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

Старший урядник — бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу — скомандовал «строиться» (Шолохов).

Перед дверями клуба — широкого бревенчатого дома — гостей ожидали рабочие со знамёнами (Федин).

3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

Обычно из верховых станиц — Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской — брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов).

Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, — муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой).

Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, — все у него в руках (Л. Толстой).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам (Крылов).

Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, — мы этого не знаем (Добролюбов).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда! (Пушкин).

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, — в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы (Л. Толстой).

Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова от до), например:

Перелёты СССР — Америка.

Рукописи XI — XIV вв.

Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п., например:

Физический закон Бойля — Мариотта.

Не нашли нужного правила?

Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!
Получить справку немедленно.

www.rusyaz.ru

Основные принципы русской пунктуации

Пунктуация (от лат. punktum — точка) — система правил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание — остановка, перерыв) — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

«Знаки препинания — ноты при чтении» — так определил А. П. Чехов пунктуацию в одном из своих писем. Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит её членение.

Пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Основные знаки препинания были предложены типографами братьями Мануцци в середине XV в. и затем были приняты в большинстве стран Европы.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести и кавычки. Кроме того, для удобства чтения используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выделительные. К разделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.

Эти знаки употребляются для отделения одних отрезков речи от других и выступают как одиночные знаки, например: Я видел всё, что было. (А. Тарковский)

Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи, например: Ручей, бурля, бежал к ручью. (А. Фет)

Знаки препинания помогают расчленить речь на смысловые части, имеющие значение для выражения мыслей (смысловое членение), выделяют отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), отражают интонационное оформление высказывания.

Таким образом, в основе правил русской пунктуации лежат три основных принципа: смысловой, структурный и интонационный.

www.fio.ru

Пунктуация

ПУНКТУАЦИЯ — это собрание правил расстановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания.

77. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания.

Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения.

Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.

Функции знаков препинания.

Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.

Виды знаков препинания:

  • знаки выделения (их функции — обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;
  • знаки отделения (их функции — обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
  • особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).
  • Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

    78. Знаки препинания в конце предложения.

  • точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);
  • Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.

  • вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?);
  • восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!);
  • многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.);
  • Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я. вот так.)

    79. Тире между членами предложения.

    Тире между подлежащим и сказуемым.

    1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

    • при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом. (Моя мама — учитель.)
    • если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Защищать Родину — это наш долг.)
    • 2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

    • если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),
    • если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Она балерина.),
    • если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок.),
    • если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),
    • если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),
    • в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).
    • Тире в неполном предложении.

    • Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он — в кино),
    • Если для предложения отсутствие сказуемого — норма, то тогда тире не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания самого предложения): Снова в час ночной тучи над землвй.
    • 1. Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям — объяснить надо.)

      1. Тире ставится:

    • между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев — Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию «от. до»,
    • между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта, матч «ЦСКА — Локомотив».
    • 80. Знаки препинания при однородных членах.

      1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

      Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

      2. Однородные члены предложения, соединённые , неповторяющимися союзами:

    • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
    • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
    • Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);
    • 3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

    • запятая ставится перед повторяющимися союзами и. и, да. да, ни. ни, или. или, ли. ли, либо. либо, то. то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),
    • Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

    • если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
    • запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).
    • 4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

      5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы — это как. так и, не так. как, не столько. сколько, не только. но и , хотя и . но, если не. то, столько же. сколько, насколько. настолько.

      Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

      [о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

      Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

      1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

      [О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

      2. [о, о, о — О] Дети, старики, женщины — все смешалось в живом потоке.

      [о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины — словом, все смешалось в живом потоке

      3. [О: о, о, о -. ] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка — напоминало мне далекие дни детства.

      81. Знаки препинания при повторяющихся словах.

    • Если а предложении повторяется одно и то же слово для передачи длительности или интенсивности действия, то ставится запятая (Еду, еду я по полю домой.),
    • Если повторяющиеся слова представляют собой лексическое образование, которые являются как бы одним сложным словом, то они пишутся через дефис (Далеко-далеко за морем.),
    • Запятая не ставится, если
    • повторяются сказуемые, а между ними стоит частица так (Ехать так ехать.),
    • повторяется одно и то же слово (возможно в разных формах) и второе слово употребляется с отрицательной частицей не (Увидел куст не куст, дерево не дерево).
    • 82. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

    • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);
    • два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);
    • одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);
    • распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение (Едва живые, они добрались до города.);
    • распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.);
    • определение, если определяемое слово является личным местоимением (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)
    • несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих учителей в 8 Марта.).
    • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед определяемым словом (Вошедший в класс мальник — наш новый ученик.);
    • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).
    • распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми словами, которые стоят после определяемого слова (реже — перед) (Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.);
    • приложения, зависящие от личных местоимений (Я, Иванов Иван Иванович, заявляю. );
    • одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному с пояснительными словами (Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок.);
    • приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого слова (Вчера Иван Петрович, директор школы, собрал нас в актовом зале.);
    • приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения смысла можно поставить а именно, то есть (Следующий по списку, Силин, оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.);
    • приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени, по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное значение (Как честный человек, он теперь должен на нее жениться.);
    • приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал дерево -дуб.); — распространённые приложения, стоящие в конце предложения (Высоко в небе сияло солнце — очень чистое и жаркое солнце киевского лета.);
    • приложения, относящиеся только к одному из однородных членов (Я познакомился с моей двоюродной сестрой, Мишей — ев женихом, Павлом и Оксаной.).
    • Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой нагрузки, которую вложил в предложение автор.

      Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо, ломимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.). Обстоятельства.

    • распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами, и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями (Войдя в комнату, он поздоровался со всеми присутствующими. Очнувшись, я долго не мог понять, где я нахожусь.);
    • обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными, если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени); обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся главным) когда именно? (зависящее обстоятельство): В комнате, в углу, стоит шкаф. Позже, лет через десять, ты пожалеешь о своих словах.
    • обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся с не смотря на): Не смотря на мороз, они поехали в лес.
    • устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают в роли вводных выражений (По совести говоря, мне это не нравится.)
    • б) Не обособляются:

    • одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки к наречиям (Сестра не спеша раскрыла свою сумку.);
    • обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если они представляют собой устойчивое сочетание (Они работали засучив рукава.)
    • 83. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

    • слова, уточняющие содержание предложения, но не связанные с предыдущим выражением какими-нибудь специальными словами (перед уточняющим выражением можно поставить слова а именно без изменения смысла): Пять домов, два на главной улице и три в переулке, сданы в пользование.
    • Примечание. Иногда вместо запятой ставится тире.

    • чаще всего уточняющими членами предложения являются обстоятельства места и времени, а также определения (Он пошел направо, по дороге. Это большая работа, в пятьсот страниц.)
    • присоединительные словосочетания, вводимые словами даже, особенно, в том числе и др., которые вносят дополнительные замечания и разъяснения (Он написал большое сочинение, и притом хорошее.)
    • 84. Знаки препинания при сравнительных оборотах.

      1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

      2. Обороты с союзом как выделяются запятыми:

    • если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
    • если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
    • если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),
    • если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)
    • 3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:

    • если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
    • если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),
    • если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),
    • если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
    • если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).
    • 85. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

      Вводные слова и словосочетания.

      — вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),

    • если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой — она хочет этому научиться.).
    • знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:
    • [О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

      [о, о, о — вв. ел., О] Дети, старики, женщины — словом, все смешалось в живом потоке.

      некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:

      — указывает связь мыслей, порядок изложения
      — дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)

      — равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего

      — та же функция, что и у ‘наконец’ (Да замолчите же, в конце концов!)

      — (Мы шли, шли и наконец пришли.) — та же функция, что и у ‘наконец’. (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)

      — стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!)

      — стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.)
      Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой

      • если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьщеляется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)
      • если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
      • вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
      • тире, если они распространены (Они — я это сразу заметил — хотели поскорей от меня отделаться.);
      • скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года).
      • 86. Знаки препинания при обращениях.

      • обращения отделяются от других членов предложения запятыми (Алеша, подойди ко мне, пожалуйста.),
      • иногда после обращения, стоящего в начале предложения, ставится восклицательный знак (Кирилл! Ну что ты там так долго?),
      • частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой (О Москва, ты такая красивая!),
      • между повторяющимися обращениями, соединенными союзом а ставится запятая, а после самого союза -не ставится (Пал, а пал, купи мне эту игрушку.),
      • если два обращения соединены неповторяющимся соединительным союзом, то между ними запятая не ставится (Здравствуй, солнце да утро веселое).

      87. Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах.

    • междометия от членов предложения отделяются запятыми (Жизнь, увы, не вечный дар.),
    • если междометие произносится с восклицательной интонацией, то вместо запятой ставится восклицательный знак (Ура! Наши побеждают в матче)),
    • частицы о, ну, ах, ох, которые употребляются для усиления смыслового оттенка, запятыми не выделяются (О да, вы совершенно правы. Ах вот ты какой! Ну нет, это уж слишком.),
    • слово да (выражает утверждение) и слово нет (выражает отрицание) отделяются от предложения запятой или восклицательным знаком (Да, это именно то, что я хочу сказать. Нет, вы заблуждаетесь.)
    • 88. Знаки препинания в сложных предложениях.

      Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

      1. Между простыми предложениями в составе Сложноподчинённого ставится запятая, не зависимо от тога, каким союзом оуи соединены: соединительным, противительным, разделительным, присоединительным или пояснительным (Небо нахмурилось, и вскоре разразилась гроза. Он уже все забыл, а она никак не могла его простить. То ли это солнце светит очень ярко, то ли у меня зрение стало совсем плохим.).
      2. Если явления, о которых говорится в частях ( сложносочиненного предложения, быстро следуют друг за другом или противопоставлены друг другу, то ставится тире (Выстрелила ракета — и все кругом загрохотало.).
      3. Запятая не ставится:
        • если части сложносочинённого предложения имеют общий член предложения или общее придаточное предложение и если они соединены соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо, то между ними запятая не ставится (По улицам мчались автомобили и гремели трамваи. Когда начался дождь, игра прекратилась и все пошли дамой.).
        • между назывными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Прогулка по парку и катание на велосипеде.),
        • между вопросительными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Когда мы выезжаем и во сколько отходит поезд?)
        • Два безличных предложения я составе сложносочиненного предложения разделяются запятой (Стемнело, и стало прохладно.), НО если сказуемые однородны по значению, то запятая не ставится (Надо вымыть пол и затем следует вытереть его насухо.)
        • Если придаточное предложение стоит перед или после главного, то оно отделяется запятой (Когда я пришел домой, все уже спали. Слава тех не умирает, кто за отечество умрет.). Если придаточное предложения стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон (Вечером, когда работать уже не было сил, я ходил на набережную.).
        • Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, оттого что, к тех пор как, для того чтобы, несмотря на то что и т.д., то запятая ставится только один раз либо перед всем сложным союзом, либо перед его второй частью (Я не пришёл, потому что у меня было много дел. Я пришвл для того, чтобы выразить вам своб соболезнование.)
        • Если придаточные предложения зависят от одного и тою же члена главного предложения, то правила постановки знаков препинания между ними такие же, как при однородных членах предложения:

      [ ], и ( ), и ( ), и ( ). (после главного предложения перед первым придаточным запятая не ставится)

      Он сказал, что погода улучшиться и (что) мы поедем на пикник.

      Славик держится одинаково ровно и когда сердится, и когда очень доволен.

    • При стыке двух подчинительных союзов или подчинительного и сочинительного союзов запятая между ними ставится только если опущение придаточного предложения не потребует полной перестройки предложения (Маша сказала, что, когда придет в следующий раз, при- ведет своего жениха.); если же вторая часть придаточного предложения начинается со слов то, как, но, то запятая не ставится (Маша сказала, что когда придёт в следующий раз, то приведёт своего жениха.)
    • Иногда при интонационном подчеркивании перед придаточными изъяснительными и условными с союзом ли ставится не запятая, а тире (Мне прислали какие-то книги, но какие — не знаю пока.)
    • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

      Между частями бессоюзного сложного предложения может ставится:

    • запятая, если части независимы друг от друга, но объединены по смыслу (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.),
    • точка с запятой, если внутри одной или обеих частей есть запятые или если предложения отдалены дуг от друга по смыслу (предложение распадается на две смысловые части): Герасим схватил Муму. стиснул её в своих объятьях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду.
    • двоеточие, если
      1. второе предложение объясняет причину или повествует о следствиях того, о чём говорится в первом предложении (Всю дорогу молчали: разговаривать мешал шум мотора.),
      2. если в первом предложении есть слова увидеть, услышать, узнать и т.д., которые подсказывают читателю, что далее последует изложение каких-то фактов (Я понял: она хотела, чтобы я ушёл.),
      3. тире, если
        1. первое предложение обозначает условие или время (Больше уроков — больше знаний. Лес рубят — щепки летят);
        2. когда второе предложение имеет значение сравнения (Посмотрит — рублём одарит.);
        3. во второй части содержится какая-то неожиданная информация или указание на быструю смену событий (Сверкнула молния-начался.);
        4. если во второй части есть резкое противопоставление по отношению к первой части (Хоnели как лучше — получилось как всегда.).
        5. 89. Знаки препинания при прямой речи и цитировании.

          А — слова автора
          П — прямая речь

          Она спросила: «Где ты был?»
          «Где ты был?»-спросила она.

          «П?-а.-П». (Авторские слова внутри прямой речи.)
          «П!-а. -П».
          «П. -а.-П».

          «Я даже не знаю, как его зовут, — сказала она, — и где он живёт».

          «П,- а:- П». (Если слова автора содержат два глагола со значением вьюсазывания, причём один отоосится к первой части прямой речи, а второй — ко второй.)

          «Не хочу я туда идти», — сказала она и спросила: «Чем ты сегодня весь день занимался?»

          А: «П», — а.
          А:«П?»-а. (Прямая речь внутри авторских слов.)
          А: «П!» — а. А: «П. »-а.

          Он сказал: «Я очень устал», — и сразу же замолчал.

          Знаки препинания при цитировании.

        6. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся в начале и в конце всего отрывка.
        7. Если цитата синтаксически связана с текстом, то , она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы (Пушкин писал, что «привычка свыше нам дана».)
        8. Цитирование можно оформить как прямую речь. (Пушкин сказал: «Привычка свыше нам дана».)
        9. Если цитата взята не полностью, то на месте пропуска, или в начапе, или в конце (В зависимости оттого, где урезан текст) ставится многоточие. Бели предложение в таком случае начинается с цитирования, то оно оформляется следующим образом:». Цитирование» сам текст. (Большая бук-ва пишется даже если в оригинале написана строчная).
        10. 90. Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания.

        11. При встрече запятой и тире, пишется и запятая и тире (Женщина, выступающая на сцене, — моя мать.),
        12. При встрече кавычек:
          • с точкой сначала пишутся кавычки, а потом точка Она сказала: «Заходите».),
          • с вопросительным знаком, восклицательным знаком или многоточием при прямой речи сначала пишется вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие, потом кавычки. Даже если это конец всего предложения, после кавычек точка не ставится (Она спросила: «Что Вы думаете по этому вопросу?»),
          • с этими же знаками, но когда в кавычки заключены только определённые члены предложения, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в зависимости от построения всего предложения (Вы когда-нибудь смотрели «Белое солнце пустыни»?),
          • Если запятая оказалась перед закрывающей или открывающей скобкой, то она пропускается, если после закрывающей — остаётся.
          • Авторы не всегда соблюдают правила постановки знаков препинания. Часто они находят им своё, особенное применение, и этим достигается особая выразительность и красота текста. Такая пунктуация называется авторским употреблением знаков препинания.

            www.yaklass.ru