Обращение президента рф в конституционный суд

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента Российской Федерации
от 31 декабря 1996 года N 1791

ПОЛОЖЕНИЕ
о полномочном представителе Президента Российской Федерации
в Конституционном Суде Российской Федерации

I. Общие положения

1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее именуется — полномочный представитель) способствует осуществлению деятельности Президента Российской Федерации как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации. 2. Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Полномочный представитель участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без специального на то решения Президента Российской Федерации. При необходимости участия в заседании Конституционного Суда Российской Федерации наряду с полномочным представителем Президента Российской Федерации иных представителей Президента Российской Федерации они назначаются распоряжением Президента Российской Федерации. 4. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Полномочный представитель является по должности заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

II. Функции полномочного представителя

5. Полномочный представитель от имени Президента Российской Федерации: представляет сторону Президента Российской Федерации в конституционном судопроизводстве во всех случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»; представляет Президенту Российской Федерации проекты обращений, предполагаемых к внесению Президентом Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации; уточняет и изменяет по согласованию с Президентом Российской Федерации основания, по которым Президент Российской Федерации направил обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; отзывает по поручению Президента Российской Федерации обращение Президента Российской Федерации до начала рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда Российской Федерации; вносит на заседании Конституционного Суда Российской Федерации необходимые уточнения и изменения в позицию Президента Российской Федерации, изложенную в его обращении в Конституционный Суд Российской Федерации; участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации в иных случаях на основании приглашения или согласия Конституционного Суда Российской Федерации; координирует деятельность лиц, назначенных представителями Президента Российской Федерации для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел; обеспечивает взаимодействие самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации в процессе выработки позиции и представлении интересов Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации; вносит в необходимых случаях Президенту Российской Федерации предложения о мерах по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

III. Права полномочного представителя

6. Полномочный представитель при выполнении возложенных на него функций вправе: запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации заключения, материалы и информацию от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и получать ответ в срок не позднее 15 дней с момента своего обращения; взаимодействовать в установленном порядке с самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями; создавать экспертные и рабочие группы по отдельным направлениям своей деятельности, а также привлекать ученых и специалистов, в том числе на договорной основе, для содействия в осуществлении своих функций; пользоваться в установленном порядке информационными банками данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации направляются в обязательном порядке полномочному представителю на заключение о соответствии Конституции Российской Федерации.

IV. Обеспечение деятельности полномочного представителя

7. Деятельность полномочного представителя обеспечивает рабочий аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее именуется — рабочий аппарат). 8. Рабочий аппарат: обеспечивает взаимодействие полномочного представителя с аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации; обеспечивает взаимодействие полномочного представителя с самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, а также с аппаратами иных федеральных органов государственной власти и аппаратами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам компетенции полномочного представителя; обеспечивает подготовку документов полномочного представителя, в том числе проектов заключений полномочного представителя о соответствии Конституции Российской Федерации проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации; обобщает практику работы полномочного представителя и вырабатывает рекомендации и предложения, способствующие повышению эффективности деятельности полномочного представителя. 9. Структура и штатная численность рабочего аппарата, а также смета представительских расходов полномочного представителя и расходов на оплату труда специалистов, привлекаемых на договорной основе, утверждаются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации по представлению полномочного представителя. 10. Руководитель и сотрудники рабочего аппарата назначаются на должность и освобождаются от должности Руководителем Администрации Президента Российской Федерации по представлению полномочного представителя.

www.panorama.ru

29.2. Обращение в Конституционный Суд РФ

Закон дал возможность обращаться в Конституционный Суд всем гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам, утверждающим, что их основные права и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Юридические и физические лица, обращающиеся с жалобой, должны быть процессуально правоспособны и дееспособны.

Право на иск принадлежит и органам государственной власти и управления (например, при возникновении спора из межгосударственных экономических соглашений), а также официально не зарегистрированным группам (ряд споров в сфере управления).

Обращение в Конституционный Суд РФ направляется в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении в обязательном порядке должны быть указаны:

1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

6) точное название, номер, дата принятия, источники опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в конституционном законе основания к рассмотрению обращения;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссыпкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

К направляемому обращению прилагаются:

а) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;

б) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде в качестве представителя;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению прилагаются списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы представляются в Конституционный Суд с копиями в количестве тридцати экземпляров.

Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной:

запрос и ходатайство — в размере 15 МРОТ;

жалоба юридического лица — в размере 15 МРОТ;

жалоба гражданина — в размере 1 МРОТ.

Конституционный Суд своим решением может освободить гражданина (с учетом его материального положения) от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления пошлиной не оплачиваются.

Пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

lawbook.online

Кто может обращаться в КС РФ

КС РФ компетентен рассматривать несколько видов обращений от разных лиц. Для целей обращений юридических лиц и предпринимателей в КС РФ значение имеют следующие случаи:

  • Граждане, объединения граждан и иные органы и лица (физические и юридические);
  • Уполномоченный по правам человека в РФ.
  • Президент РФ;
  • Государственная Дума;
  • Правительство РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • Совет Федерации;
  • одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
  • Суд, рассматривающий дело в котором подлежит применению нуждающийся в проверке закон
  • Ниже приводятся правила и рекомендации применительно к обращениям юридических лиц в КС РФ, прежде всего, в связи с коммерческими спорами, рассмотренными российскими арбитражными судами.

    При этом специфика подобных обращений в КС РФ заключается в том, что, в большинстве случаев, в такой ситуации норма закона должна быть обжалована не сама по себе — в ее буквальном толковании она может быть вполне корректной и ничему не противоречить — а по смыслу, который придается такой норме в правоприменительной практике. Как известно, российские государственные арбитражные суды очень часто придают норме закона новый смысл, который из содержания такой нормы не следует.

    Такие обращения в КС РФ, согласно ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», допустимы.

    Этим обусловлены определенные особенности обращения в КС РФ, которые будут рассмотрены ниже.

    kslitigation.ru

    Встреча с судьями Конституционного Суда

    Состоялась традиционная встреча Владимира Путина с судьями Конституционного Суда Российской Федерации, приуроченная ко Дню Конституции.

    В.Путин: Добрый день, уважаемый Валерий Дмитриевич, уважаемые коллеги!

    Я хочу вас, судей Конституционного Суда, весь ваш аппарат, конечно, всех граждан России поздравить с праздником – с Днём Конституции, пожелать вам всего самого доброго.

    Ещё раз хочу повторить, Конституционный Суд занимает особое место в судебной системе нашей страны. Вы оберегаете конституционные устои государства, стоите на страже основополагающих прав, свобод граждан, вносите весомый вклад в совершенствование законодательства и своими решениями во многом задаёте вектор правового развития страны.

    Работы у вас много, и она сильно отличается от того, что было в предыдущие десятилетия – в девяностые, в начале двухтысячных годов, когда нужно было «сшивать» общее правовое пространство. Кстати говоря, и тогда вы сыграли очень важную, значимую роль.

    Сейчас многое изменилось, и, думаю, будет правильным сказать, что благодаря вашей работе за последние годы культура законотворчества в стране изменилась, стала более зрелой.

    Работы хватает. Законы пишут, как известно, люди – людям свойственно ошибаться. А ваша роль как раз заключается в том, чтобы внимательно смотреть за тем, какие законы принимаются, что там внутри, какие последствия они будут иметь, соответствуют ли нормы, которые принимаются, нашей Конституции. И, разумеется, всё это делается в интересах укрепления российской государственности и в интересах граждан России.

    Кроме всего прочего, вы выступаете арбитром между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Ваша работа не даёт никому быть небрежным в законотворческой деятельности, и это, безусловно, очень-очень важно.

    Действительно, иногда смотришь на комментарии по поводу ваших решений – и частенько вижу, что эксперты говорят, что решения Конституционного Суда слишком сложны и не сразу понятно, о чем идёт речь. Но трудно с этим согласиться: толкование законодательных норм, придание им конституционно-правового смысла, безусловно, должно быть очень подробно, детально аргументировано. Здесь не может быть никакой неточности, здесь требуется проявление высшей степени профессионализма.

    Выявление конституционного смысла норм материального или процессуального права позволяет также устранять противоречия в правоприменительной практике, что особенно важно для текущей жизни конкретных людей. Кроме того, выявляя конституционный смысл законодательной нормы, вы приспосабливаете её к меняющимся условиям общественного развития, придаёте ей более полное правовое наполнение и, таким образом, обновляете и актуализируете российское законодательство.

    Хочу подчеркнуть, стабильность конституционных принципов и норм – это неотъемлемая составляющая успешного развития нашей страны. Поэтому ваша системная, последовательная, скрупулёзная работа крайне важна для будущего страны.

    Абсолютно очевидно, что только сильное, самостоятельное государство способно надёжно защитить права и свободы своих граждан, тем самым создать условия для политической стабильности и правопорядка, для благополучной жизни людей, в конце концов.

    Хочу вас всех поблагодарить за профессионализм, ответственность, за вклад в повышение авторитета судебной системы и государства.

    Естественно, когда мы встречаемся, вы всегда говорите о том, что на данный момент времени считаете наиболее важным в результате вашей практической работы, анализа правотворческой деятельности и правоприменительной практики. Надеюсь, и сегодня тоже об этом поговорим.

    Прошу Вас, Валерий Дмитриевич.

    В.Зорькин Зорькин Валерий Дмитриевич председатель Конституционного Суда : Спасибо, Владимир Владимирович.

    Если Вы позволите, я начну с традиции, сложившейся за многие годы, и сначала вручу Вам сборник наиболее важных наших решений, не всех, а наиболее важных, как и в прошлом году.

    В.Зорькин: Спасибо Вам большое за высокую оценку деятельности Конституционного Суда. Я думаю, что, конечно, услышать это от гаранта Конституции, главы государства, как говорят в наше время, дорогого стоит. Это больше аванс, чтобы мы работали лучше и исправили то, что, как Вы сказали, много критики раздаётся – может быть, чтобы её поменьше было. Но я не знаю, будет ли она меньше, потому что каждый суд, и в том числе Конституционный, решает в конечном счёте спор между двумя сторонами. Следовательно, кто-то обязательно будет недоволен. Даже представитель Президента и то не всегда доволен.

    Я хочу сказать, что одно из ключевых слов, которое Вы сказали, Владимир Владимирович, – это «стабильность». И я думаю, что наша задача заключается в том, чтобы обеспечить стабильность конституционного строя, самой Конституции. Мы исходим из того, что Конституция, конечно же, – это вектор для существования, развития Российского государства, общества, всех наших граждан. Но Конституция есть нечто большее, потому что если бы она была просто текстом из сотен с небольшим статей, то, наверное, было бы не вполне правильно говорить так о Конституции. Потому что она живёт ведь в законах и в правоприменительной деятельности, а это огромная пирамида, вершиной которой только и является Конституция. Но вершина такая, которая задаёт грани, углы всей этой пирамиды, чтобы ничто не выбилось из неё. И мы сознаём эту нашу большую ответственность, такую, которую, может быть, можно сравнить с «Лабораторией Касперского», чтобы не было «вирусов» в нашей законодательно-нормативной системе, которые мы вылавливаем, и пытаемся помочь законодателю, исполнительной и законодательной власти, да и судебной власти тоже.

    Мы, конечно, параллельно действуем с Верховным Судом, вообще со всей системой судов, которые осуществляют рассмотрение общегражданских дел, уголовных, административных. И деликатность заключается в том, чтобы не столкнуться, не пересечь компетенцию друг друга, как это бывает иногда, к сожалению, в соседних и не только в соседних государствах, когда вообще открывается война Конституционного Суда с другими судами. Мы, к счастью, избежали этого за все годы нашего существования. Я думаю, в этом заслуга не просто судей Конституционного Суда, а всё же той атмосферы, которая складывается, сложилась в стране благодаря действию всех властей, в том числе Президента Российской Федерации, с тем, чтобы мы понимали и шли в одном векторе, а не вразнобой.

    Конечно, не всегда получается одинаково. Во всяком случае по всем различным направлениям через наши 14 с лишним тысяч решений по жалобам, которые мы получаем, а в последние годы это стабильная цифра, на 1 декабря было 13, но наши специалисты говорят, что уже поступивших жалоб в этом году будет более 14 тысяч, – конечно, не все они одинаковые, по многим мы пишем отказные определения, они не подходят для конституционного правосудия, потому что надо в другие органы гражданам обращаться. И мы говорим в таком случае, почему мы отказываем. Но среди тех, которые мы выбираем, это наиболее значимые дела, которые практически по всем линиям законодательного регулирования и правоисполнительной деятельности, включая взаимосвязь России в том числе по внешнему вектору, по международному вектору, присутствуют.

    Не всегда они легко даются, потому что мы живём в сложном мире. Не могу не привести один пример. Мы входим в число учредителей Всемирной организации конституционных судов и, следовательно, в оргбюро, президиум. И в этом году состоялся четвёртый конгресс. Я думаю, когда-то, может быть, и в нашей стране пройдёт такой конгресс. В этот раз он проходил в Литве. Что сделали литовские власти? Они запретили въезд нашей делегации, судьям Конституционного Суда. По какой причине: что мы, на их взгляд, приняли незаконное решение по Крыму, оправдали вхождение Крыма. Но если бы мы так относились к литовскому суду, который в своё время посчитал, что бывший Президент Паксас не имеет права баллотироваться, импичмент практически ему объявили, а потом вдруг оказалось, что Страсбургский суд как бы несколько устранился от этого, но Паксас никакого преступления не совершал, и было уже поздно говорить об этом. Вот так зависла эта ситуация. Я это говорю не для того, чтобы сказать, что «сама дура», простите за это выражение, а исходя из того, что это очень деликатная, корректная сфера отношений.

    И всё же Всемирная конференция, имею в виду как организация, всё же строится на невмешательстве в индивидуальные решения и создана для того, чтобы происходил диалог. А какой может быть диалог, если сказали: «Ребята, если вы на границу приедете, то мы вас дальше не пустим»?

    Нельзя сказать, что Литва была поддержана всеми странами, нет, некоторые страны, кстати, не приехали в знак протеста против такого решения, – делегации конституционных судов, я имею в виду. А такие крупные государства, как, например, Австрия, где, кстати, первый конституционный суд бы создан, вообще в австрийской истории именно конституционный суд, другие государства Европы и Западной Европы ставили вопрос, что недопустимо такое поведение. Но Литва всё же настояла.

    Я думаю, что этот эпизод останется в прошлом, потому что исходя из того, что конституционные суды всё же действуют ради того, чтобы укрепить конституционную законность, мир и благополучие, тем самым гражданам действовать в правовом поле, я надеюсь, что такие эксцессы не повторятся – судя по тому, что была принята резолюция, что страны, которые берут на себя обязанность площадки для проведения такого конгресса, обеспечивали бы всем присутствие. Следующий будет в Алжире, а далее, может быть, в России когда-нибудь наступит такое время.

    По всем другим направлениям, включая и конституционные политические права граждан, гражданские права, личные права и свободы, у нас есть решения. Я хочу обратить внимание на то, что сложно, конечно, принимать решения, которые касаются деликатной сферы политических прав, но создаётся впечатление, что понятно, почему обращается на это внимание общественности. Потому что это наиболее привлекающая, значимая сфера. Статистика говорит о том, что из 14 тысяч – 59 жалоб, которые касаются политических прав, удельный вес таков. Это для исследователя даёт большую пищу для размышлений и анализа. Но я не хотел бы повторять конкретные дела – например, дело по ЮКОСу было первое наше дело в 2017 году, январское, и сейчас не остывают вокруг этого споры.

    Но мне казалось, что на нашей официальной встрече было бы, наверное, не очень справедливо, с моей точки зрения, отнимать время на перечисление важнейших решений. За 2016 год мы Вам [сборник] представили. Надеюсь, когда наступят итоги 2017 года, в следующем году представим сборник 2017 года.

    В.Путин: Спасибо большое, Валерий Дмитриевич.

    Президент выступил на торжественном собрании, посвящённом 95-летию Верховного Суда

    На мероприятии, которое состоялось в здании Верховного Суда в Москве, присутствовали представители судейского корпуса, руководство Правительства и Федерального Собрания.

    История высшего в стране судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам и экономическим спорам отсчитывается с 1923 года, когда был учреждён Верховный Суд РСФСР. В 2014 году Верховный Суд был объединён с Высшим Арбитражным Судом.

    Выступления на торжественном заседании, посвящённом 95-летию Верховного Суда России

    В.Путин: Уважаемый Вячеслав Михайлович! Уважаемые коллеги, друзья!

    Прежде всего, разумеется, хочу поздравить вас с 95-летием Верховного Суда России, пожелать профессиональных успехов судьям, сотрудникам аппаратов Суда. И конечно, искренне хочу поблагодарить заслуженных ветеранов, людей, которые отдали многие годы работе в судебной системе страны, внесли свой вклад в укрепление правопорядка и законности.

    Трудно переоценить роль Верховного Суда в формировании в нашей стране единообразной судебной практики, его активное участие в систематизации законодательства и продвижении ключевых, судьбоносных судебных реформ.

    В начале 1990-х годов Верховный Суд, по сути, стал движущей силой тех преобразований, которые кардинально изменили российскую судебную систему, заложили в её основу такие базовые принципы, как независимость, доступность, открытость правосудия, несменяемость и неприкосновенность судей, состязательность судебного процесса. Разумеется, проблем ещё достаточно, но базовые принципы были заложены, и они совершенствуются, укрепляются.

    Сегодня судами во главе с Верховным Судом ежегодно рассматриваются миллионы дел, и за каждым из них – человеческие судьбы.

    Обобщая судебную практику, Верховный Суд обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, фактически осуществляет официальное толкование нормативных актов. Благодаря этому реализуются конституционные принципы верховенства закона и равенства перед законом и судом.

    Большое значение имеет правотворческая деятельность Верховного Суда. Она позволяет восполнять пробелы в законодательстве, устранять противоречия, придаёт многим нормам большую чёткость и ясность. Важно, чтобы эта работа отвечала запросам граждан, экономики страны, современным тенденциям, которые диктует время, эпоха бурных технологических изменений. Нужно всегда помнить, что право формируется самой жизнью.

    В этой связи отмечу, что объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов позволило устранить расхождения в правовых позициях по целому ряду важнейших вопросов, добиться единообразия судебной практики, большей правовой определённости, что весьма значимо для развития экономики и предпринимательства, тем самым обеспечить принцип равенства граждан перед законом. Все мы помним, как по одним и тем же делам принимались абсолютно разные решения в системе арбитражного суда либо в судах общей юрисдикции. Это, слава Богу, устранено.

    В 2012 и 2013 годах введено апелляционное производство по гражданским и уголовным делам. Этот правовой институт появился при поддержке Верховного Суда и зарекомендовал себя наилучшим образом.

    С 2016 года наши граждане могут подавать судебные иски и другие документы в электронном виде. Это повысило доступность правосудия, позволило сократить сроки рассмотрения дел и избегать ненужной волокиты.

    И это только часть той большой работы, которая проделана Верховным Судом для укрепления российского правосудия.

    Уважаемые коллеги! Независимая, современная, эффективно работающая судебная система – это неотъемлемое условие развития демократического правового и социального государства, свободного, ответственного и деятельного гражданского общества, сильной экономики и конкурентного делового климата.

    Очевидно, что российские суды и особенно высший судебный орган должны иметь все возможности для надёжного, эффективного обеспечения права граждан на судебную защиту. Это одна из ключевых норм нашей Конституции, и она будет, безусловно, строго соблюдаться.

    Важно, что Верховный Суд стремится модернизировать судебную систему, повысить качество её работы. Так, новые возможности для обжалования судебных решений откроет создание окружных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Они будут образованы по экстерриториальному принципу, что позволит повысить их независимость.

    Сейчас Верховным Судом при участии экспертов подготовлен целый ряд законодательных поправок, которые касаются как процессуальных, так и организационных форм судебной деятельности. Должен сказать, что внимательно их изучил. Мы с Вячеславом Михайловичем неоднократно встречались, обсуждали их. Считаю, что они должны способствовать совершенствованию законодательных основ судопроизводства.

    Так, планируется разгрузить суды от бессмысленной рутины, от потока документов, на которые тратится значительная часть времени судей, но которые далеко не всегда востребованы на практике.

    Много новаций. Верховный суд предлагает новации в сфере организации деятельности председателей судов. Всё это нужно самым внимательным образом ещё раз изучить, проанализировать и принимать решение без всякой спешки.

    Безусловно, в этой сфере деятельности, очень тонкой и очень важной для государства, действовать нужно аккуратно, и вновь принимаемые законодательные нормы, вне всяких сомнений, не должны иметь обратной силы.

    Совершенно очевидно, и, думаю, коллеги, которые находятся здесь, в зале, и которые слушают нас по видеосвязи, согласятся с тем, что нужно избавить судей и председателей от несвойственных им хозяйственных и организационных полномочий. Это можно было бы передать, как предлагается Верховным Судом, администратору суда. Очевидно, что это позволило бы повысить качество рассмотрения дел, объективность и независимость судей, снизить коррупционные риски и, конечно, разгрузить руководителей судов от несвойственных им хозяйственных функций.

    Кроме того, предлагается ввести новую меру дисциплинарной ответственности судей – понижение квалификационного класса, разумеется – определив критерии, чётко отделяющие судебную ошибку от дисциплинарного проступка.

    Дополнительными полномочиями планируется наделить помощников судей, в частности правом подготовки проекта судебного решения. Не секрет, что из-за высокой нагрузки на судей это уже давно стало практикой. При этом, конечно же, помощники должны обладать надлежащей квалификацией и опытом.

    Ещё один принципиальный вопрос – это внедрение информационных технологий, без которых немыслимо современное судопроизводство. Так, предлагается ввести в судах автоматизированное распределение дел между судьями, а также обязательную аудиозапись судебного заседания. На практике это, вы знаете, это уже широко применяется.

    Прошу Верховный Суд активно взаимодействовать с парламентариями, чтобы обозначенные законодательные инициативы были приняты в максимально короткие сроки. Но, безусловно, ещё раз хочу это подчеркнуть, они должны быть самым тщательным образом проработаны. Это будет содействовать большей доступности и открытости судебной системы, а значит, более эффективному обеспечению гарантий прав, свобод и интересов граждан России.

    Уважаемые коллеги! Отмечу, что Верховный Суд сегодня уделяет самое серьёзное внимание кадровой политике. Более тщательным стал отбор кандидатов на должности судей, исключена возможность работы родственников в судах, находящихся в процессуальном соподчинении, совершенствуется практика декларирования доходов кандидатами на должности судей, другие меры противодействия коррупции. И это тоже очень важно, это, безусловно, нужно продолжать.

    Современный судья просто обязан быть профессионалом, неукоснительно соблюдать закон, быть примером личной порядочности и независимости. И конечно, он должен обладать высокой правовой культурой, уважать участников судопроизводства. Такому судье будут доверять люди, а его работа, безукоризненное ведение процесса послужат повышению авторитета судебной власти в обществе.

    В завершение, уважаемые коллеги, хочу ещё раз поздравить вас с вашим юбилеем, поблагодарить судей, сотрудников аппарата Верховного Суда, весь судейский корпус России за большую, чрезвычайно важную работу, которую вы добросовестно выполняете.

    Хочу пожелать вам новых успехов. Благодарю за внимание.

    В.Лебедев: Уважаемый Президент Российской Федерации! Уважаемый Председатель Правительства России! Уважаемые участники торжественного собрания!

    Поздравляю вас с 95-летием образования Верховного Суда Российской Федерации. С 1 января 1923 года введено в действие Положение о судоустройстве РСФСР, которое определило систему судебных учреждений, кассационные и надзорные, проверочные инстанции.

    В истории судебной власти России это время стремительного формирования кодифицированных правовых актов, развития гражданского и хозяйственного права, а также уголовного законодательства.

    Последние десятилетия прошлого столетия характеризуются важными изменениями в жизни нашей страны – переходом России к демократическим принципам организации общественных отношений, становлением независимого правового государства, формированием современной экономической модели его развития. Многие присутствующие в этом зале активно участвовали во внедрении новых прогрессивных правовых институтов, в восстановлении суда присяжных и мировой юстиции, учреждении административного судопроизводства.

    Для экономического правосудия это время активного развития арбитражных судов, создание которых стало важным условием обеспечения единого экономического пространства Российской Федерации.

    В декабре прошлого года мы торжественно отметили 25-летие деятельности арбитражных судов, которые имеют свою историю, связанную с процессами приватизации, созданием новых корпораций, появлением новых типов хозяйствования и организационно-правовых форм ведения бизнеса.

    Стремление к правовой определённости в применении судами законодательства и укрепление единства судебной системы явилось одной из причин создания в 2014 году единого Верховного Суда Российской Федерации. В результате реализованных Верховным Судом России законодательных инициатив за три прошедших года в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие для судов общей юрисдикции и арбитражных судов сходные судебные процедуры рассмотрения целого ряда различных категорий дел, возникающих из гражданских и административно-правовых отношений.

    Бережное отношение к профессионализму судебного корпуса, сохранение и приумножение лучших традиций отечественного правосудия позволило сформировать в Верховном Суде России высокий научный потенциал, направленный на повышение эффективности правосудия, обеспечение гарантий судебной защиты граждан и юридических лиц. За непродолжительный отрезок времени Верховному Суду Российской Федерации удалось устранить имеющиеся противоречия в судебной практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Принято свыше 200 постановлений Пленума Верховного Суда, которые содержат более 2 тысяч правовых позиций по вопросам, вызывающим у судов затруднения в правоприменении. Подготовлены и направлены в суды 30 обзоров судебной практики. В соответствии с компетенцией Верховного Суда 33 раза он использовал своё конституционное право, законодательные инициативы. Приняты и введены в действие, вступили в силу инициированные Верховным Судом Российской Федерации федеральные законы, направленные на унификацию процессуального законодательства, введение упрощённой процедуры и расширение практики приказного производства в гражданском судопроизводстве.

    Совершенствование правосудия по разрешению экономических споров проходило путём внедрения аналогичных процессуальных институтов, направленных на ускоренное рассмотрение требований и стимулирование досудебного и внесудебного разрешения экономических споров.

    18 января текущего года Верховный Суд Российской Федерации принял постановление Пленума Верховного Суда о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на дальнейшее расширение примирительных процедур в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве. Это, уважаемый Владимир Владимирович, выполнение Вашего поручения от 21 сентября прошлого года.

    Верховный Суд Российской Федерации в течение трёх лет реализовал свою роль в формировании благоприятного инвестиционного климата через поддержание правового режима равноправия и справедливости в отношении к иностранным инвесторам. По результатам проводимых Верховным Судом Российской Федерации международных и экономических форумов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, тема обеспечения благоприятного инвестиционного климата неоднократно получала своё развитие в постановлениях пленума Верховного Суда Российской Федерации. Вследствие этого с 2014 года количество споров с участием иностранных лиц увеличилось в три раза – с 2300 до 7400. При этом число выигранных ими споров возросло с 59 процентов до 83.

    В уголовном производстве реализована инициатива Верховного Суда о декриминализации некоторых деяний и расширении института административной преюдиции по делам о преступлениях небольшой тяжести, а также о введении новых оснований освобождения от уголовной ответственности. Это сократило поступление в суды дел в отношении примерно 50 тысяч лиц в течение одного года со дня вступления в силу этого закона.

    В целях либерализации уголовного закона в Государственную Думу Федерального Собрания России Верховным Судом внесён проект федерального закона, направленного на введение в Уголовный кодекс Российской Федерации понятия уголовного проступка, что позволит более точно дифференцировать меры уголовно-правового характера и исключить негативные для личности последствия судимости за совершение деяний, не наказуемых лишением свободы. Ежегодно такая мера уголовно-правовой ответственности может быть применена в отношении 40 тысяч подсудимых.

    Кроме того, в Государственную Думу Федерального Собрания Верховным Судом внесён проект федерального закона, направленного на совершенствование института избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу. В особенности наша инициатива направлена на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в предпринимательской деятельности.

    Для обеспечения принципа экстерриториальности проверочных судебных инстанций и повышения гарантий независимости и беспристрастности судей Верховным Судом Российской Федерации внесён в Государственную Думу проект федерального конституционного закона о создании апелляционных, кассационных судов общей юрисдикции.

    По всем видам судопроизводства введены элементы электронного правосудия, включая информационные системы, содержащие сведения о судебных делах, а также тексты судебных решений.

    Совершенствование деятельности судебной системы осуществлялось при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и в конструктивном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

    Уважаемые участники торжественного собрания! Имеющийся в судебной системе научный потенциал, накопленный опыт, профессионализм и ответственность судей и работников аппарата судов будет способствовать повышению и эффективной защите прав человека, основных свобод, интересов общества и государства.

    Желаю судьям, ветеранам, работникам аппарата судов, членам Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации доброго здоровья, счастья и благополучия.

    В.Путин: Уважаемые коллеги!

    Мы с вами хорошо знаем, вообще любой человек с юридическим образованием хорошо знает, что венцом любого правового процесса являются судебные решения. Только суд имеет право принять окончательное решение и в рамках уголовного процесса, в рамках спора между гражданами, юридическими, физическими лицами.

    Но что это означает? То, что я сейчас скажу, тоже всем хорошо известно. Это означает, что всегда вся профессиональная жизнь судьи связана с конфликтами. Судья всегда в конфликте, всю свою профессиональную деятельность. Это накладывает, безусловно, очень серьёзный отпечаток: с одной стороны, чрезвычайная важность суда и судебных решений как окончательной инстанции при принятии этих решений, а с другой стороны – постоянное нахождение в конфликте.

    В связи с чем я вам это говорю. Наступил новый год. Не забывайте, что жизнь состоит не только из одних конфликтов. Хочу пожелать вам не только профессиональных успехов, но и личного счастья, здоровья, всего самого доброго в новом году. Хочу пожелать вам простого человеческого счастья, успехов и благополучия в ваших семьях. Всего вам самого доброго, всего хорошего! Поздравляю вас с праздником.

    kremlin.ru