УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

«Счастья заслуживает каждый ребёнок!» — девиз команды многопрофильного социального центра «Содействие», которая помогает детям-сиротам обрести долгожданную семью.

Сегодня в многопрофильном центре «Содействие» прошёл семинар для специалистов, работающих с замещающими семьями и кандидатами в приёмные родители.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

www.usynovite.ru

Опека и попечительство ребенка в Казахстане: условия и необходимые процедуры

Полезные ссылки:

Смотрите также:

Усыновление, опекунство и патронат — виды отношений, требующих особой ответственности и серьезного подхода. Принимая решение о принятии ребенка на опеку или попечительство необходимо быть готовым не только морально, но и юридически. Основные условия и этапы принятия ребенка на опеку, попечительство в Казахстане мы рассмотрим в данной статье.

Для начала разберемся с понятиями, характеризующими отношения приемного родителя и ребенка. Согласно Кодексу о браке и супружестве типы юридических отношений могут быть: усыновление, опекунство, попечительство или патронатное воспитание. В данной статье мы рассмотрим опеку и попечительство, но вы можете ознакомиться с порядком усыновления в Казахстане и узнать как стать патронатным воспитателем.

Опека и попечительство в целом больше определяет имущественные права, однако это не значит, что опекун или попечитель не должен заботиться об опекаемом. Главным же отличием опеки или попечительства от усыновления являются аспекты возникновения необходимости их установления, ограничения дееспособности и возраст. Иными словами, это помощь тем, кто в силу возраста или здоровья не может жить самостоятельно, защищать свои права и распоряжаться имуществом.

Кто может быть опекуном, попечителем?

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, если это не противоречит интересам ребенка. У близких родственников преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими. Опеку обычно принимают бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры, реже – дяди и тети детей. Но опекунские заботы может взять на себя и человек со стороны.

Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние лица, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом РК обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности опекуна или попечителя*
  • При назначении ребенку опекуна или попечителя учитываются нравственные и иные личные качества опекуна или попечителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения между потенциальным опекуном или попечителем и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна или попечителя, а также, если это возможно, желание самого ребенка.

    Если лицо, вы хотите стать опекуном или попечителем над несовершеннолетним, и при этом состоите в браке, то согласие вашего супруга/супруги необходимо обязательно.

    Опекуны и попечители несовершеннолетних подопечных обязаны проживать совместно с ними. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.

    Преимущественное право на назначение опекуном или попечителем имеют супруг, родители, родственники или другие лица, близкие к подопечному.

    Над какими детьми может быть устанавливается опека и попечительство?

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особенно нуждаются в содержании, воспитании и защите их прав и интересов. Именно для этих целей и устанавливается опека, попечительство и патронат. Опека и попечительство больше подразумевают защиту имущественных и неимущественных прав и интересов, то патронатное воспитание подразумевает большую вовлеченность в воспитание ребенка.

    При желании вы можете стать опекуном или попечителем для нескольких детей, если нет противоречий между их интересами.

    Таким образом, стать опекуном или попечителем можно :

    • для ребенка: сироты или оставшегося без попечения родителей;
    • для совершеннолетнего, признанного недееспособным.

    Опекуном или попечителем можно стать для сироты или оставшегося без попечения родителей, который находится в больнице, детском доме, приюте или иной организации и стоит на учете в органах опеки и попечительства. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родные ребенка, потерявшего родителей и покинутого родителями: бабушками, дедушками, тетями и пр. Но это совсем не значит, что вы не можете взять под опеку не кровного ребенка.

    Помощь и материальные выплаты опекунам и попечителям

    Согласно статье 125 Кодекса опекун/попечитель хотя и выполняет свои обязанности безвозмездно, но в то же время не обязан содержать подопечных за свой счет. Содержание подопечного осуществляется за счет получаемых подопечным заработной платы, алиментов, пенсий и других социальных выплат, а также за счет принадлежащего ему имущества. При отсутствии достаточных средств на содержание подопечного органы опеки и попечительства назначают пособие на его содержание. Подать заявление на назначение пособие онлайн и полную информацию о назначении пособия можно узнать здесь о размерах пособий вы можете узнать в статье Пособия и выплаты в Казахстане.

    В силу того, что опекуны/попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, у них имеется не только право, но и обязанность предъявить требование об уплате алиментов к родителям (родителю) своего подопечного, если они имеются и не выполняют обязанностей по его содержанию. Полная информация о порядке взыскания алиментов здесь.

    Опекуны или попечители, патронатные воспитатели не могут претендовать на имущество подопечных, на выплачиваемые им алименты, пенсии, пособия и иные предоставляемые на содержание подопечных социальные выплаты. Они могут их потратить только на воспитание и содержание детей. Например, на приобретение компьютера, музыкального инструмента или чего-то еще, что пойдет на пользу развитию ребенка.

    Как стать опекуном или попечителем? Перечень необходимых документов и процедур

  1. Если вы состоите в родстве с ребенком, то необходимо перейти сразу 4 шагу – посещению НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан». Если вы не являетесь родственником ребенка необходимо подать заявление об оказании содействия в подборе ребенка в органы опеки и попечительства.
  2. Если информация заинтересовала вас, вы получите направление на выбор и посещение ребенка.
  3. С этим направлением необходимо обратиться к руководителю детского учреждения, который познакомит вас с ребенком и его личным делом. Вы можете посещать ребенка в учреждении и принять решение о согласии или об отказе принять его в свою семью.
  4. Обратиться в НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан» по месту жительства или орган по опеке и попечительству с перечнем необходимых документов. Услугу также можно получить онлайн.

    Необходимые документы для установления опеки/попечительства над ребенком:

  5. заявление по форме согласно стандарту государственной услуги;
  6. документ, удостоверяющий личность услугополучателя (требуется для идентификации личности);
  7. нотариально заверенное согласие супруга(-и), в случае если состоит в браке;
  8. справки о состоянии здоровья услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний;
  9. копия свидетельства о заключении брака, если состоит в браке;
  10. копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
  11. копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родителей родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлении их умершими, приговор суда об отбывании родителями наказания в местах лишения свободы, документы, подтверждающие розыск родителей, отобрание ребенка (детей) у родителей, нахождение родителей на длительном лечении в организациях здравоохранения, акт о подкидывании ребенка (детей), заявление об отказе от ребенка (детей), справка о рождении (в случае рождения ребенка вне брака);
  12. сведения о доходах услугополучателя и (или) супруга (-и), если состоит в браке;
  13. копии документов, подтверждающих право пользования жилищем услугополучателя и (или) супруга(-и) (в случае отсутствия права собственности на жилье);
  14. мнение ребенка (детей) (при достижении возраста десяти лет).
  15. Органом опеки и попечительства проводится обследование жилищно-бытовых условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка, по итогам которого готовится акт.
  16. На основании актов обследования условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка и обследования условий жизни ребенка, опекун/попечитель получает свой статус по решению акимата, на основании которого выдается удостоверение опекуна/попечителя.
  17. Уход, воспитание, опека и попечительство вверенного ребенка. Распоряжение имуществом в интересах ребенка и пр. до наступления условий, при которых нет необходимости в опеке и попечительстве. Предоставление отчетов в орган опеки и попечительства.

Опекун обязан не реже одного раза в 6 месяцев представлять органу опеки и попечительства отчеты о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом.

egov.kz

Опека и попечительство над несовершеннолетними рк

Закон о браке и семье Республики Казахстан от 17 декабря 1998 г. в ст. 1 дает следующее понятие семьи: «Семья – круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» [3]. В понимании большинства граждан семья ассоциируется, прежде всего, с родителями и детьми. Одним из важнейших прав ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 52 Закона о браке и семье. Это право, прежде всего, заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание – наилучшая форма воспитания ребенка, которую знает человечество. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей, а неоднократные попытки заменить семейное воспитание общественным служат тому подтверждением. Поэтому задачей семейного законодательства является зашита права ребенка на воспитание в семье.

Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь.

Однако в реальной жизни нередко возникают такие ситуации, когда дети остаются без попечения родителей. Пункт 1 ст. 100 Закона о браке и семье РК устанавливает, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе, при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Опека и попечительство, в широком смысле слова, являются способом восполнения недостающей дееспособности несовершеннолетних, осуществляемого опекунами и попечителями, а также способом защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц. Опека и попечительство, в узком смысле слова, рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей [4].

Опека и попечительство в узком смысле слова назначаются над несовершеннолетними, оказавшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования [6], а также для защиты их имущественных и неимущественных прав и интересов (п. 1 ст. 103 Закона о браке и семье РК). Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 104 Закона о браке и семье опека назначается над имуществом несовершеннолетнего, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы, однако, если поселковые, сельские, аульные исполнительные органы осуществляют эти функции самостоятельно, то районные и городские исполнительные органы осуществляют функции по опеке и попечительству через уполномоченные органы образования, социальной защиты населения и здравоохранения. Кроме того, функции по опеке и попечительству над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями. В интересах ребенка при его устройстве могут быть учтены его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

После выявления ребенка, лишенного родительского попечения, функции по опеке и попечительству над ним временно осуществляют органы опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о том, что ребенок остался без попечения родителей, должны обеспечить устройство ребенка: назначить несовершеннолетнему опекуна или попечителя или принять решение об иной форме устройства ребенка.

Назначение опекуна или попечителя производится по месту жительства ребенка. В отдельных случаях опека или попечительство могут быть установлены по месту жительства опекуна или попечителя (ст. 107 Закона о браке и семье).

Опекунами (попечителями) детей назначаются только совершеннолетние дееспособные лица с учетом их нравственных и личных качеств, способности к выполнению этой обязанности. Органом опеки и попечительства должны быть обследованы условия, которые опекун (попечитель) может обеспечить ребенку. Также принимаются во внимание отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Как показывает практика, опекунами (попечителями), как правило, назначаются родственники ребенка или близкие его родителям граждане. Если таких лиц не имеется или они не дают своего согласия на назначение их опекунами (попечителями), то орган опеки и попечительства по своему усмотрению назначает опекуна (попечителя).

При назначении опеки или попечительства над несовершеннолетними, родители которых дееспособны и не лишены родительских прав, но не могут осуществлять их воспитание (болезнь, возраст, необходимость длительного отъезда), опекуны и попечители назначаются с учетом желания родителей, или же опекуном (попечителем) назначается лицо, указанное родителями ребенка. Опека по просьбе родителей может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из отъезда.

Как уже было отмечено выше, опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Но это не единственные требования, которым должны отвечать указанные лица. Согласно ст.108 Закона о браке и семье опекунами (попечителями) не могут быть:

1) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

2) отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом обязанностей;

3) лица, которые не могут исполнять обязанности по состоянию здоровья.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; лица, в отношении которых усыновление было отменено в результате их виновного поведения.

Если лицо, назначаемое опекуном (попечителем), состоит в браке, то требуется согласие его супруга. Одно лицо одновременно может быть опекуном (попечителем) у нескольких несовершеннолетних, но при этом должны отсутствовать противоречия между интересами подопечных.

К сожалению, иногда возникают обстоятельства, когда невозможно передать ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью опекуна (попечителя). В этих случаях несовершеннолетних помещают в воспитательное, лечебное или другое детское учреждение на полное государственное попечение.

Опекунство (попечительство) таким детям не назначается. Выполнение опекунских обязанностей возлагается на администрацию указанных учреждений.

Поскольку опека и попечительство — один из путей, позволяющих устроить в семью несовершеннолетнего ребенка и, тем самым, обеспечить его право на семейное воспитание, то опекуны (попечители) обязаны проживать вместе с ребенком. Раздельное проживание попечителя с подопечным допускается по достижении несовершеннолетним возраста шестнадцати лет и при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В тех случаях, когда у опекуна (попечителя) возникают обстоятельства, в силу которых он временно не может осуществлять свои обязанности, то последний с согласия органа опеки (попечительства) может поместить подопечного в воспитательное, лечебное учреждение. Права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка в таких случаях не прекращаются.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют следующие права:

— право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны, совместное проживание с ним;

— право на обеспечение им содержания, условий для воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

— получение причитающихся им алиментов, пенсий, пособий, других социальных выплат;

— право на сохранение права на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

— право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя). При нарушении законных прав и интересов ребенка, в том числе, при невыполнении или при ненадлежащем выполнении опекунами (попечителями) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка или при злоупотреблении ими своими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд;

— право на общение с родителями, дедушками, бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, раздельное проживание родителей не должны влиять на права ребенка. Однако, если родительские права родителей ограничены, опекуны и попечители вправе не допустить общения ребенка с родителями, при условии, что такое общение противоречит интересам ребенка;

— право выражать свое мнение;

— право ребенка, находящегося в детском, лечебном учреждении или учреждении социальной защиты населения, на льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

Определенными правами и обязанностями обладают и опекуны (попечители). В частности, опекуны имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства. При осуществлении своих прав опекуны (попечители) не вправе причинять вред физическому, психическому и нравственному здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию детей. Опекунам и попечителям, в принципе, принадлежат такие же права по воспитанию детей, как и родителям. Отличие их прав от родительских заключается в том, что они несколько ýже по объему и поставлены под более жесткий контроль органов опеки и попечительства.

Опекуны (попечители) обязаны обеспечить ребенку получение основного общего образования и вправе выбирать, с учетом мнения ребенка, образовательное учреждение и форму обучения до получения им основного общего образования, требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований, в том числе, от близких родственников. В удовлетворении иска опекуна о возвращении ребенка может быть отказано, если такое возвращение противоречит интересам ребенка.

На опекунов и попечителей возлагается обязанность извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства, обеспечивать ребенку уход и лечение в случае болезни.

Опекун обязан не реже одного раза в год представлять органу опеки и попечительства отчеты о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом.

Опекуны (попечители) имеют право распоряжаться имуществом подопечного. Доходы подопечного, в том числе, доходы, полученные в результате управления имуществом несовершеннолетнего, должны расходоваться исключительно в интересах подопечного лица и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун (попечитель) вправе производить незначительные расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода, необходимые для содержания ребенка.

Определенные действия в отношении имущества подопечного опекун (попечитель) вправе совершать только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В частности, это правило распространяется на совершение сделок по отчуждению, в том числе, обмену или дарению имущества подопечного, или заключать от его имени договор поручительства, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав от наследства по закону и по завещанию, влекущих уменьшение имущества подопечного. Орган опеки и попечительства определяет, каким образом должны расходоваться средства, полученные опекуном в результате указанных сделок (ст.114 Закона о браке и семье).

Кроме того, опекун (попечитель), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Свои обязанности опекун (попечитель) исполняет безвозмездно.

Опека по достижении малолетним ребенком возраста четырнадцати лет прекращается, а лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого разрешения по достижении подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Освобождение опекуна или попечителя от своих обязанностей может произойти и ранее, чем ребенок достигнет определенного возраста. Опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей органом опеки и попечительства в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновителю.

При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.

При наличии уважительных причин, например, болезни, изменения имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с подопечным, опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по его просьбе.

В случаях ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе, при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного лица к установленной законом ответственности.

Говоря о правовом регулировании опеки и попечительства, необходимо отметить, что законодательство довольно четко и полно регламентирует все основные вопросы, связанные с опекой и попечительством: законодательно установлен круг лиц, в отношении которых может быть установлена опека или попечительство; круг лиц, которые могут быть назначены опекунами (попечителями), а также требования, которым последние должны отвечать; права и обязанности попечителей и подопечных; основания, при наличии которых прекращается опекунство (попечительство).

Но, несмотря на достаточную законодательную урегулированность опеки и попечительства, существует довольно много проблем в их практическом осуществлении. Одна из таких проблем – это проблема обеспечения лиц, в отношении которых было прекращено опекунство или попечительство, жилым помещением. Иногда местные органы исполнительной власти в случаях, когда дети остались без родителей и были направлены детские учреждения, в освобожденные квартиры заселяют других граждан. В соответствии с требованиями законодательства, такой ребенок при наступлении вышеуказанных обстоятельств должен быть обеспечен равноценным жильем. Но фактически этого не происходит, а орган опеки и попечительства проявляет полное безразличие к этому и, в конечном счете, к дальнейшей судьбе человека. В других случаях, оставшиеся квартиры стоят пустующими, приходят в запустение, а органы опеки и попечительства снова бездействуют. Хотя было бы логичным сдать эти квартиры в аренду, а полученные доходы использовать на несовершеннолетнего. Ведь речь идет не только о том, что часть денег могла быть использована на удовлетворение нужд ребенка, возможности обеспечить ему более достойное проживание, образование и прочее. Речь идет и о том, что часть денег должна накапливаться на счету несовершеннолетнего, чтобы по достижении восемнадцати лет, когда он, по сути, остается один на один со всеми проблемами, у него имелись какие-то сбережения, на которые он мог бы жить некоторое время, решая различные вопросы, в том числе и с трудоустройством.

В чем видится решение этой проблемы? Прежде всего, в установлении жесткого ведомственного контроля за деятельностью органов опеки и попечительства по выявлению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности несовершеннолетним, по учету и использованию этих помещений. Необходимо также усилить прокурорский надзор за этой сферой. Думается, было бы уместным усилить прокурорский надзор и за вышестоящими органами, которые осуществляют ведомственный контроль над органами опеки и попечительства, и привлекать к ответственности тех лиц, которые не на должном уровне осуществляют свои контрольные функции.

1. Конституция Республики Казахстан. — Усть-Каменогорск, 2004. — 75 с.

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан. — Алматы: Юрист, 2004. — 305 с.

3. Закон о браке и семье. Сборник нормативных актов. — Алматы: Юрист, 2004. — 140 с.

4. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. — М.: Юристъ., 2001. — 336 с.

5. Гришин И.П., Гришина И.И. Семейное право: Вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция, 2001. — 128 с.

6. Комментарий к Семейному кодексу РФ. /Под общ. Ред. П.В. Крашенниникова, П.И. Седугина. М.: изд. НОРМА, 2001. — 480 с.

7. Кузнецов И.М. Семейное право. Учебник. — М.: Юристъ., 1999. — (Электронная библиотека).

8. Муратова С.А. Семейное право: Вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция, 2000. (Электронная библиотека).

9. Муратова С.А. Семейное право: Схемы и комментарии. Учебное пособие. — М.: Юриспруденция. (Электронная библиотека).

10. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. — М.: Юристъ, 2001. — 320 с.

11. Пчелинцев Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. — М.: изд. НОРМА, 2000. — 672 с.

12. Семейный кодекс РФ с постатейными материалами. /Под ред. П.В. Крашенниникова, И.В. Аксенова, И.Н. Николаева. — М.: Спарк, 1998. 512 с.

www.vestnik-kafu.info