Закон о реализации дистанционного обучения

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702), приказываю:

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный № 6862).

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 9 января 2014 г. № 2

ПОРЯДОК
ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации .

Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165).

3. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

допускается отсутствие аудиторных занятий;

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся ;

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165).

6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» , Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» , Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, стр. 8220 — 8235, ст. 4673; 2003, № 27, ст. 2700, № 46, ст. 4449; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, № 29, ст. 3617; 2010, № 47, ст. 6033; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596, № 46, ст. 6407, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23 декабря 2013 года.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716, № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407, № 31, ст. 4173, ст. 4196, № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651, № 30, ст. 4038.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036, № 27, ст. 3880; 2012, № 29, ст. 3988; 2013, № 14, ст. 1668, № 27, ст. 3463, ст. 3477.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Дистанционное обучение в свете нового закона «Об образовании в РФ»

Нормативная база того, что мы по привычке называем «дистанционное обучение (ДО)» в течение последних 10-ти лет находилась и находится в стадии разработки, и до сих пор ряд проблем практического применения ДО остается нерешенным. Пример: каким образом осуществлять расчет нагрузки преподавателей ДО, если в нормативно-правовых документах для заочной формы обучения не предусмотрены многие специфические виды деятельности (например: индивидуальное консультирование с помощью средств Интернет).

Актуальность проблемы нормативно-правового обеспечения ДО в Российской Федерации подтверждается и тем фактом, что деятельность всех образовательных учреждений регламентируется соответствующими законами и приказами, суть которых периодически претерпевала серьезные изменения. Все это наглядно иллюстрируется хронологией издания и отмены приказов Минобрнауки РФ по вопросам ДО

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отменяет практически всю существовавшую нормативно-правовую базу, касающуюся таких понятий, как «дистанционное образовательные технологии» и «дистанционное обучение», и отсылает к подзаконным актам, которые еще только планируются, как например аналог знаменитого приказа № 137 от 6 мая 2005 года (есть проект приказа МОН: «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 2013, вступает в силу с 1.09.2013). Так же в законе введено и четко определяется достаточно новое для России понятие «электронное обучение».

Термин e-Learning (электронное обучение) появился в 1999 году в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems (Computer Based Training). Не смотря на то, что прошло уже почти 15 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятица, не смотря на то, что им даже в России более 20 лет, существует вокруг использования в России понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия e-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие наоборот, что более широкое.

Чаще всего под e-Learning понимают обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Например: e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на основополагающих принципах:

  • работа осуществляется по сети;
  • доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.

Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

Есть еще определения, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Например: e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.

В новом законе «Об Образовании в РФ» есть Ст.16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

  1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
  2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Наряду с ожиданием подзаконных актов, указанных выше, ждут своего решения и такие проблемы, как:

  • Электронные учебные издания, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы – каким будет нормативное правовое регулирование создания и использования, стандартизация метаописаний электронных ресурсов;
  • Электронная информационно-образовательная среда, цифровая (электронная) библиотека образовательной организации, сетевое взаимодействие при реализации образовательной программы с использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • Учет особенностей осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при лицензировании.
  • Открытыми остаются также вопросы контроля и оценки качества продуктов для электронного обучения. Известно, что выбор стандартов и технологий в области предоставления знаний (таких, как SCORM, IMS, и др.) во многих развитых странах возведен в ранг государственной политики. В Российской Федерации этот процесс пока находится в стадии становления.

    В условиях интернационализации, глобализации экономики и развития рынка интеллектуальных ресурсов, вхождения России в Болонское соглашение применение электронное обучение должно поддерживаться на уровне политики государства

    Автор: Е.П.Чирко, Казанский (Приволжский) федеральный университет

    Елены Литвиненко: «Преврати голос в инструмент своего успеха», с 9 октября по 2 ноября

    ra-kurs.spb.ru

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 апреля 2014 г.

    Регистрационный N 31823

    В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный N 6862).

    Министр Д. Ливанов

    Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее — образовательные программы).

    2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, (далее — организации) реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

    Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации 2 .

    4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 3

    организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

    организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

    местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся 4 ;

    организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

    6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» 5 , Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» 6 , Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» 7 .

    1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 30, ст. 4036, N 48, ст. 6165.

    2 Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 30, ст. 4036, N48, ст. 6165).

    3 Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 30, ст. 4036, N48, ст. 6165.)

    4 Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 30, ст. 4036, N 48, ст. 6165.)

    5 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220-8235, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596, N 46, ст. 6407, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23 декабря 2013 года.

    6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716, N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407, N 31, ст. 4173, ст. 4196, N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651, N30, ст. 4038.

    7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036, N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668, N 27, ст. 3463, ст. 3477.

    rg.ru

    Институт законодательства и
    сравнительного правоведения при
    Правительстве Российской Федерации

    Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

    Автор: Баранков Владимир Леонидович, научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП

    Проблемы развития дистанционного, электронного и сетевого образования

    С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отменил практически всю существовавшую нормативно-правовую базу, касающуюся таких понятий, как «дистанционное образовательные технологии» и «дистанционное обучение», и отсылает к подзаконным актам (Приказ МОН: «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» ). Так же в законе введено и четко определяется достаточно новое для России понятие «электронное обучение».
    Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации» сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус (статьи 15, 16).
    Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.
    Если сказать коротко: сетевое образование — это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.
    Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.
    Сегодня проблема развития сетевого образования актуальна для многих российских вузов. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает такую форму реализации образовательных программ. Однако на практике еще остается много нерешенных вопросов, к примеру, связанных с финансированием, с механизмом выдачи двойных дипломов внутри России. Пока сетевая форма обучения не учитывается и в контрольных цифрах приема. Поэтому хотя многие вузы имеют опыт успешного сотрудничества с зарубежными партнерами, получение второго диплома в российских вузах остается довольно проблематичным. В то же время многие наши университеты, оснащенные современным оборудованием, обладающие высокопрофессиональными кадрами, могут обеспечить уровень знаний даже выше некоторых иностранных образовательных учреждений. Кроме того, сетевыми образовательными технологиями смогут воспользоваться и многие организации, НИИ. ТГАСУ уже имеет опыт получения двойных дипломов с казахстанским университетом. Считаю, что пристальное внимание к проблемам сетевого образования на федеральном уровне, позволит значительно расширить возможности для его развития в России.
    Отсутствие четкого порядка реализации сетевых образовательных программ тормозит продвижение перспективных начинаний.
    Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
    Таким образом, электронное обучение (e-learning) — это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов.
    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
    Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в высшей школе. Однако, как отмечает Минобрнауки РФ, пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна.
    Здесь все упирается в ряд проблем. Одна из них состоит в том, что «для реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, — говорится в законе об образовании, — должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
    Следующая проблема – это кадровая проблема. Мало преподавателя снабдить ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и так далее, необходимо при этом и отлично научить его использовать все это богатство, обеспечить современными методическими разработками . Если исходить из закона то, сейчас строго запрещено заниматься электронным образованием не имея электронных учебных материалов, информационно-образовательной среды, необходимых баз данных, но, самое главное, не имея целенаправленно подготовленных учителей и управленцев.
    Надо подчеркнуть, что в школах данные трудности понемногу начинают решаться, хотя не настолько молниеносно, как желалось. К примеру, в Пензенской области во время проведения усовершенствования образования многие преподаватели были снабжены сперва нетбуками, а сразу после этого и ноутбуками. Школы подключены к интернет сети, имеют интернет сайты, пополняются интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют электронные дневники и электронные классные журналы. Во время проведения пилотного одноименного проекта устроено дистанционное обучение детишек с ограниченными реальными способами. Преподаватели осваивают IT-технологии и методики их использования.
    Согласно закону об образовании общее образование вполне может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Вот тут, как нельзя кстати, и пригодилось бы электронное образование.
    Также хочу выделить некоторые организационные и социальные проблемы развития дистанционной образования в России.
    Дистанционное образование – принципиально иная образовательная модель, а не просто замена традиционных форм на похожие, лишь выполняемые на других технических средствах; что не подходят те критерии и механизмы оценки качества образования, которыми оперирует министерство.
    Дистанционное образование – это постиндустриальная парадигма образования вообще, а не просто передача информации с помощью новых технических средств, как представляют некоторые люди, не владеющие основами педагогики, но, к сожалению, обладающие властью. В законе, и это удивляет, используется сочетание «электронное образование и дистанционные технологии» – как неуклюжий пример телеги, стоящей впереди лошади.
    Технократизм мышления, наша отличительная черта, порождает одномерность стратегий. Если сводить дистанционное образование исключительно к технологии передачи информации, то возникнет уродливая форма реализации этого вида образования, по своим результатам не стоящая даже близко к советскому заочному, потерявшему доверие уже давным-давно. Такая деятельность дискредитирует дистанционное обучение и вызывает у людей недоумение: неужели дешевое, низкокачественное и профанированное по целям, методам и средствам образование – это то самое образование XXI века?
    На данный момент, вызывает тревогу тот факт, что многие студенты данной формы обучения уже практически не подготовлены к самостоятельной работе: они научились активно применять интернет (www) для поиска адекватного материала, но не могут его проверять, да и достаточно регулярно не хотят это выполнять. В продуктивных заданиях, рассчитанных на формирование у них желания к современной исследовательской работе, они ограничиваются компиляцией взятых из сети интернет отрывков из сторонних произведений. Тестовая форма анализа и контроля знаний студентов, как минимум, гуманитарных специальностей, тоже не дает возможность понять настоящий показатель их подготовки по предмету. Вдобавок, студенты-гуманитарии во многом лишены таким образом нужной для их профессиональной подготовки публичной практики вербального оформления своих мыслей, которую получают только в процессе основного общения с учителем.
    Добавим к этому неимение электронных учебных материалов по некоторым предметам (не вызывает сомнений, что эти учебники в полной мере отвечают рассматриваемой форме образования), неограниченные нормативно сроки обучения, поэтому студент, теоретически, вполне может выйти из ВУЗа с старыми, потерявшими актуальность знаниями по предметам, которые он сдавал в самом начале учебы, и так далее. Этот список трудностей, которые серьезно обесценивают дистанционное образование, можно продолжить.
    На мой взгляд, некоторые из данных проблем вполне возможно решить прибегая к услугам разных организационных мер (к примеру, применение при проверке продуктивных заданий программы «Антиплагиат»; использование видеонаблюдения при проведении проверки; организация обязательного видеообщения в интернет учителей и студентов и так далее.).
    Однако, как мне кажется, сегодня настало время подумать и над социальными проблемами дистанционного высшего образования. Разговор идет, что нужно найти ответ: возможно формирование полноценного специалиста-гуманитария (например, социолога) вне его погружения в отвечающую профессиональную среду? Негативный ответ достаточно прост и понятен. Профессиональная социализация не исключена в то время, когда студент будет активно общаться как с учителями, так и с такими, как он, студентами, обмениваться с ними информацией, учиться друг у друга, дискутировать и так далее. Это серьезная проблема, так как нужно брать в расчет индивидуальный характер дистанционного обучения. Несмотря на это, выход из данной ситуации искать требуется, и он, скорее всего, находится в плоскости организации обязательного видеообщения в интернете (к примеру, используя популярный сервис Skype) в форме студенческих конференций, семинаров, коллективных консультаций с учителями и так далее.
    Разумеется, многие предложенные меры настойчиво требуют дополнительных финансовых затрат, но в их отсутствие полноценного дистанционного образования в Российской Федерации, по всей видимости, не возможно.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)//СПК «КонсультантПлюс»
    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» //СПК «КонсультантПлюс»
    3. Щербинин С.В., Малинина Т.В. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2014. — №4. — С.33-38

    obrzakon.ru