Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной конвоя. Говоря иначе, конвоирование — это сопровождение специально назначаемыми нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных к месту назначения в установленном порядке.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Основными задачами конвойной службы являются:

– обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу, к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима изоляции;

– предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, самоубийству, членовредительству, нападению на других охраняемых и конвой;

– задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами, а также пресечение противоправных действий с их стороны.

Конвой может быть обыкновенным и усиленным. Состав, вид, численность и вооружение конвоя, а также порядок конвоирования определяет командир подразделения охраны и конвоирования (начальник ИВС, ОВД).

В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться сотрудник полиции со служебной собакой.

Конвоирование заключенных под стражу лиц может осуществляется следующими способами:

– в специально оборудованных автомобилях;

– в специальных вагонах пассажирских поездов;

– в легковых и грузовых автомобилях;

– на речных и морских судах;

– на самолетах и вертолетах;

– на гужевом транспорте;

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Следует отметить, что конвоированию не подлежат:

— лица с неправильно оформленными документами или без документов;

— больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

— беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

— не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

— бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Начальник места содержания под стражей (ИВС, следственного изолятора), начальник органа внутренних дел до отправки подозреваемых и обвиняемых организует подготовку на каждого из них необходимых документов.

Конвой, получив приказ на выполнение задачи, по указанию начальника (старшего) конвоя осуществляет проверку инженерно-технического оборудования и средств связи специальных автомобилей, тщательный осмотр их кузовов, принимает меры к удалению из них легко воспламеняющихся веществ, а также предметов, которые могут быть использованы для побега или нападения подозреваемыми и обвиняемыми, и следует к месту их приема, где начальник (старший) конвоя:

— предъявляет дежурному органа-отправителя предписание на право приема и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

— осматривает помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убирает предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения;

— получает подготовленные документы и проверяет правильность их оформления;

— производит расчет и расстановку состава конвоя для проведения личного обыска подозреваемых и обвиняемых, досмотра их вещей и принимает конвоируемых;

— определяет порядок размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам специального автомобиля, информирует конвоиров о подозреваемых и обвиняемых, за которыми требуется усиленный надзор, и сообщает конвоируемым, что они перешли в подчинение конвоя;

— определяет порядок охраны подозреваемых и обвиняемых во время посадки в специальные автомобили.

После постановки задачи конвою на прием подозреваемых и обвиняемых начальник (старший) конвоя получает у оперативного дежурного территориального органа МВД России, дежурного ИВС или следственного изолятора документы, являющиеся основанием для приема конвоируемых, и проверяет правильность их оформления. Все документы на конвоируемых скрепляются печатью органа-отправителя. Вскрывать личные дела и документы на конвоируемых запрещается.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования начинается с опроса претензий и проверки личности каждого. Конвоир перед началом личного обыска и досмотра его вещей предлагает подозреваемому или обвиняемому сдать все, что запрещено к хранению. Личный обыск подозреваемых и обвиняемых производится по одному.

В случае сомнения в личности подозреваемого и обвиняемого начальник (старший) конвоя обращается за соответствующими разъяснениями к оперативному дежурному ОВД либо к дежурному ИВС, следственного изолятора, начальнику планового караула и в дальнейшем действует согласно полученным разъяснениям. Лица, заявившие о болезни, осматриваются врачом (фельдшером). О результатах осмотра делаются соответствующие записи в справках по личным делам подозреваемых и обвиняемых.

По прибытии в изолятор временного содержания (следственный изолятор) начальник (старший) конвоя записывает доставленных подозреваемых и обвиняемых в путевой журнал, сообщает об их количестве и категориях дежурному органа-получателя, передает ему личные дела и другие документы на подозреваемых и обвиняемых, принадлежащие им деньги и изъятые предметы.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Заключение под стражу — это наиболее строгая мера пресечения, и поэтому её применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия её применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

Значение применения предварительного заключения под стражу определяется, прежде всего, тем, что оно является наиболее эффективной мерой пресечения с точки зрения возможности достижения их целей. По общему правилу арест возможен по делам, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Только в исключительных случаях лицо подвергается заключению под стражу, если наказание ему грозит менее суровое — до года лишения свободы включительно, исправительные работы, штраф и др. По делам о тяжких преступлениях, указанных в ч.2. ст.96 УПК (в их число входят и государственные преступления), заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Лицо, подвергнувшееся аресту имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей. Постановление судьи об освобождении лица из под стражи, вынесенное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению. Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишённого свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором (ст. 11 УПК).

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон РФ №103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 15.04.2006 г.)

2. Постановление Правительства РФ №726 от 2.10.2002 г. «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста». // СЗ РФ. 2001 г. №40

3. Постановление Правительства от 15 октября 2003 г. № 627 « Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (в ред. от 01.02.2005 г.)

4. Приказ МВД России № 140 дсп от 7 марта 2006 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

5. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005г. №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»

2. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста»

3. Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

[1] См.: СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 2007. № 31. Ст. 4011.

[2] См.: приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых».

[3] См.: ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

[4] См.: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613.

studopedia.org

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых

Для конвоирования подозреваемых и обвиняемых назначается конвой в составе начальника (старшего) конвоя и конвоиров.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахо­ждение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их полу­чения в месте содержания под стражей и до выдворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами, а также пресечение противоправных действий с их стороны.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется:

· в специальных автомобилях;

· в специальных вагонах пассажирских поездов;

· в легковых и грузовых автомобилях;

· на речных и морских судах;

· на самолетах и вертолетах;

· на гужевом транспорте;

Состав, вид, численность и вооружение конвоя определяются коман­диром конвойного подразделения (начальник территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации).

Конвой может быть обыкновенным и усиленным.

— на 1–2 конвоируемых – два конвоира;

— на 3–6 конвоируемых – три конвоира;

— на 7–10 конвоируемых – семь конвоиров.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.

Усиленный конвой может назначаться:

· при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападе­ние на охрану, причинить вред себе или окружающим;

· в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями;

· для конвоирования в самолете (вертолете).

Усиленный конвой назначается из расчета:

— на одного конвоируемого – три конвоира;

— на 2–4 конвоируемого – шесть конвоиров;

— на 5– 6 конвоируемых – восемь конвоиров.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в соверше­нии преступления для производства следственных действий или рассмот­рения дела в суде являются письменные заявки следователей, лиц, произво­дящих дознание, судов, а также начальников ИВС и СИЗО.

Начальник ИВС накануне дня отправки подозреваемых и обвиняемых готовит на каждого из них сопроводительные документы.

Конвой, получив приказ о выполнении задач, следует в пункт приема подозреваемых и обвиняемых, где начальник (старший) конвоя обязан:

· предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема и сда­чи подозреваемых и обвиняемых;

· получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления, определить порядок размещения подозреваемых и обвиняе­мых по камерам специального автомобиля;

· произвести расчет и расстановку конвоя для личного обыска и охра­ны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;

· осмотреть помещения, где проводится прием подозреваемых и об­виняемых, убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения;

· перед посадкой конвоируемых в специальный автомобиль проверить состояние кузова, исправность освещения, средств связи, дверей и замков, принять меры к удалению предметов, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Посадка конвоируемых в специальный автомобиль и размещение их покамерам производится после доклада полицейского-водителя о готовности к движению.

В легковом автомобиле конвоируется только один подозреваемый или обвиняемый, который помещается на заднем сиденье между двумя конвоирами. В пути следования на него надеваются наручники в положе­нии спереди или за руку одного из конвоиров. Дверь автомобиля фиксируют в закрытом положении, стекла окон поднимаются, скорость автомобиля не должна превышать 50 км/ч.

По прибытии в конечный пункт назначения полицейский-водитель по указанию начальника (старшего) конвоя останавливает автомобиль в заранее определенном месте, по возможности исключающем доступ посторонних лиц, и осуществляетдоклад оперативному дежурному или руководителю подразделения о завершении назначенного следственного действия и возвращении лица в место содержания под стражей[54].

Заключение

Одним из приоритетов в сфере ведомственной подготовки кадров сегодня является кардинальное повышение качества профессионального обучения.

Основное внимание уделяется вопросам, направленным на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, правовым основаниям и тактике применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, изучению основ административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, норм Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции», законодательства о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, втом числе гарантий социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Получение знаний в данных сферах является необходимым условием успешной реализации сотрудниками полиции своих прав и выполнения обязанностей.

Существенной составной частью государственной политики является государственное регулирование системы обеспечения общественной безопасности, в том числе при проведении публичных мероприятий с массовым пребыванием граждан: общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и др. Анализ правовой базы свидетельствует о том, что в процессе организации и проведения массовых мероприятий всех видов на органы внутренних дел возлагаются задачи охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, обеспечения безопасности личности, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

Органы внутренних дел, являясь основным субъектом обеспечения общественного порядка и безопасности, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит, в первую очередь, в создании наиболее благоприятных условий для их проведения. Однако положительных результатов здесь можно достичь лишь путем проведения своевременного и профессионально-грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений, других общественных формирований.

Важнейшей задачей охраны общественного порядка является обеспечение безопасности личности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

[1] О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органах МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 // «КосультантПлюс»

[2] Об организационно-штатном построении патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности: приказ МВД России от 25 августа 2003 г. № 669 / (в ред. приказа МВД России от 10.10.2013 г. № 838) // «КосультантПлюс».

[3] О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах: приказ МВД России от 05 октября 2013 г. № 825 дсп.

[4] Об утверждении Наставления об организации испльзования сил и средст подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий): приказ МВД России от 30 марта2012 г. № 210дсп.

[5] Ст. 18 Федерального закона от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // «КосультантПлюс».

[6] Ст. 18 Федерального закона от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // «КосультантПлюс».

[7] Ст. 22 Федерального закона от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // «КосультантПлюс».

[8] Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечении сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полиции»

[9] Ст. 32 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // «КосультантПлюс».

[10] Ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности» // «КосультантПлюс».

[11] Ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 05 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // «КосультантПлюс».

[12] О некоторых вопросах обеспечения оперативно-служебными транспортными средствами органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 13 декабря 2012 г. № 1100 // «Косультант-Плюс».

[13] Об организации снабжения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 января 2009 г. № 13 // «КосультантПлюс».

[14] О видах принятия на снабжение специальной техники: приказ МВД России от 17 января 2013 г. № 34 // «КосультантПлюс».

[15] См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 144.

[17] См. там же. С 145.

[18]Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

[19]Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900. Далее – ФЗ «О полиции».

[20]Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

[22]Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

[23] Детально порядок и содержание этой меры раскрыты в главе 12 УПК РФ.

[24]См., например: Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского Суда по правам человека // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 6.

[26] Далее – ГУОООП МВД России.

[27]Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

[28] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.

[29] Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.

[30] Текст приказа официально опубликован не был.

[31] Текст приказа официально опубликован не был.

[32] Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1335.

[33] Текст приказа официально опубликован не был.

[34]УОООП территориальных ОВД по субъектам РФ.

[35] Об утверждении Типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых: Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 // Текст приказа официально опубликован не был.

[36] См.: О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы:Федеральный закон РФ от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3613.

[37] Далее – СП ВОП.

[38] Далее – объекты, подлежащие обязательной охране полицией.

[39] Текст приказа официально опубликован не был.

[40]Текст приказа официально опубликован не был.

[41]Рос. газета. 2012. 6 июля.

[42]Текст приказа официально опубликован не был.

[43]Текст приказа официально опубликован не был.

[44]Текст приказа официально опубликован не был.

[45]Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.

[46] пункт 78 Устава ППСП.

[47] О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // «КонсультантПлюс».

[48] Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 / (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») // «КонсультантПлюс».

[49] Наставление об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах: приказ МВД России № 81 от 29.01.2008 г.

[50] Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

[51]См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

[52]См.: Зубач А.В., Кокорев А.Н., Русакова Р.А. Основные направления деятельности милиции: учебное пособие. М.: МосУ МВД России: Щит-М, 2006. С. 63,64.

[53]См.: Административная деятельность органов внутренних дел: учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2008. С. 394.

[54] См. там же. С. 66-67.

Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 5060 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Учет характеристики личности подозреваемых и обвиняемых в деятельности подразделений охраны и конвоирования ОВД Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Старостин Александр Александрович

Рассмотрены вопросы, связанные с предупреждением чрезвычайных происшествий при охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с учетом особенностей их личностных качеств и склонности к противоправному поведению, а также с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих указанное направление деятельности. Работа включает ряд предложений, направленных на недопущение побегов, нападений, членовредительства и других противоправных действий со стороны спецконтингента (в зависимости от характеристики их личности).

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Старостин Александр Александрович,

Considering characteristics of suspects and convicts in the work of guard and convoy units of the Interior Ministry

The author explores the issues of preventing accidents during the guard and convoy of persons suspected and convicted of crimes, their peculiar personal features and illegal inclinations taken into account. Normative law acts regulating the mentioned activity are also considered. The article comprises the suggestions aimed to prevent escapes, attacks, self-mutilation and other unlawful actions which can be done by the inmates (due to characteristics of their personality).

Текст научной работы на тему «Учет характеристики личности подозреваемых и обвиняемых в деятельности подразделений охраны и конвоирования ОВД»

министративной ответственности за противоправные действия, постановка на профилактический учет, привлечение к ответственности и т. д.;

— установить причастность групп несовершеннолетних к ранее совершенным преступлениям;

— в образовательных учреждениях читать лекции на правовую тематику.

При широком круге субъектов, участвующих в профилактической работе в отношении девиантных групп несовершеннолетних, организаторы ОПО в недостаточной степени используют возможности психологов. Считается, что основной и (при его правильном применении) действенный метод предупредительной деятельности — это беседа. Именно психологи, обладающие глубокими знаниями о подростковой психике, восприятии, сознании, особенностях поведения, способны донести до них информацию и повлиять на поведение несовершеннолетних. Целесообразно привлекать на постоянной основе для участия в операциях психологические службы.

Отметим, что ОПО «Подросток — улица» ориентирована на профилактическую работу в общественных местах. Акцент делается на проверку мест концентрации подростков, остановок общественного транспорта, культурно-парковых зон для выявления несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, а также склонных к совершению уголовно наказуемых деяний. Проводятся профилактические мероприятия с детьми на дорогах, улицах, беседы в лагерях дневного пребывания (в образовательных учреждениях) по правилам дорожного движения.

Сотрудники подразделений ОВД, участвующих в ОПО, — ПДН, участковые уполномоченные, сотрудники уголовного розыска, патрульно-постовой службы, дежурной части территориального органа МВД России — регулярно обмениваются полученной информацией.

По итогам проведения профилактических операций полицейскими направляется информация в КДН и ЗП, межведомственные комиссии по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений, уголовно-исполнительные инспекции, иные заинтересованные ведомства с предложениями по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению ими пра-

вонарушений и повышению эффективности работы в данном направлении. Ход и результаты проведения оперативно-профилактических операций в рамках информационного обеспечения деятельности ОВД и ВВ МВД России 7 освещаются в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Проведение оперативно-профилактических операций является действенным средством по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, по нейтрализации, устранению, минимизации воздействия криминогенных факторов, по коррекции личности девиантов. Нередко они помогают сотрудникам ОВД эффективно раскрывать преступления, ранее совершенные подростками, пресекать и раскрывать по горячим следам деяния, совершенные во время проведения операции. Привлечение к участию в ОПО представителей заинтересованных ведомств, учреждений, организаций позволяет повысить эффективность данных мероприятий.

1 Состояние преступности. URL: https://mvd.ru/folder/101762 (дата обращения: 30.09.2015).

2 Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.

3 О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: приказ МВД РФ от 13 августа 2002 г. № 772 (в ред. приказа МВД России от 9 декабря 2008 г. № 1075). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Коноплицкая О. В. Особенности эмоционального отношения работников ОВД к несовершеннолетним правонарушителям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 54.

5 Панов С. Л., Ревягин А. В. Правовые и организационные основы деятельности ОВД по индивидуальной профилактике правонарушающего поведения // Законодательство и практика. 2013. № 2. С. 73.

6 Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008-2014 годы. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=2074 (дата обращения: 07.10.2015).

7 Тимко С. А., Жайворонок А. В. Информационное сопровождение деятельности полиции посредством СМИ на региональном уровне (на примере Омкой области) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 6-10.

УЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ И КОНВОИРОВАНИЯ ОВД

Рассмотрены вопросы, связанные с предупреждением чрезвычайных происшествий при охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

с учетом особенностей их личностных качеств и склонности к противоправному поведению, а также с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих указанное направление деятельности.

Работа включает ряд предложений, направленных на недопущение побегов, нападений, членовредительства и других противоправных действий со стороны спецконтингента (в зависимости от характеристики их личности).

Ключевые слова: подозреваемые и обвиняемые, личность подозреваемого, охранно-конвойная деятельность, недопущение чрезвычайных происшествий.

Одним из основных и специфичных видов административной деятельности территориальных органов внутренних дел является охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых.

В настоящее время в стране функционирует 2146 изоляторов временного содержания с лимитом наполнения от 26 до 100 и более мест, с числом камер 15 087. Действуют 1453 штатные конвойные части и подразделения, 49 батальонов, 54 роты, 156 взводов 1.

По данным Управления охраны общественного порядка УМВД России по Омской области в структуру УМВД России по Омской области входит специальный приемник УМВД России по г. Омску и 33 охранно-конвойных подразделения, в том числе изолятор временного содержания, 31 изолятор временного содержания территориальных органов МВД России на районном уровне, отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Омску. В 2014 г. в изоляторах временного содержания УМВД России по Омской области содержалось 10 973 человека.

Правовую основу деятельности подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (полиции) составляет широкий перечень нормативных правовых документов.

Среди ведомственных актов следует выделить приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» 2, а также приказ МВД России от 3 марта 2006 г., утвердивший Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Последний приказ особенно актуален, так как содержит широкий перечень положений и правил, регулирующих деятельность по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

При достаточно полном описании порядка содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ни один из законов, а также ведомственных нормативных правовых актов не содержит положений, относящихся к зависимости специфики охраны, содержания и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления от особенностей их личности, за исключением того, что в соответствии с п. 21 приказа МВД России № 950 размещение подозреваемых в камерах изолятора временного содержания должно производиться с учетом их личности и психологической совместимости. А это в большинстве случаев (в силу незначительного времени пребывания спецконтингента в изоляторе — до 48 часов и в связи с отсутствием информации, характеризующей личность подозреваемого) не всегда представляется возможным.

Понятие личности преступника многогранно, в данной категории ярко выражен межотраслевой характер, поскольку этот вопрос изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой проблем, отно-

сящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии указанная тема занимает одно из центральных мест.

Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в криминологии, юридической психологии и т.д. направлено, в первую очередь на создание так называемого портрета или структурообразующих элементов предполагаемого преступника, на исследование мотивов его девиантного поведения, причин совершения противоправного деяния 3.

Это, безусловно, имеет большое значение для оценки личности тех, кто совершает противоправные действия, для определения применяемых к ним мер уголовно-правового либо административного характера, особенно в случаях, когда необходимо получить ответ на вопрос: мог ли субъект, совершивший правонарушение, с учетом индивидуально-психологических особенностей его личности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?

Если типичный преступник существует, значит его поведение можно рассчитать. Такие попытки неоднократно предпринимались. Данные о поведении преступника и его окружении (если они попали в сферу деятельности правоохранительных органов) собирались минимальные и в дальнейшем, как правило, не были реализованы.

Эти сведения даже не исследуются, не говоря уже о том, чтобы растиражировать их для тех правоприменителей, которые по закону должны первыми предупреждать совершение преступлений (участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др.) 4.

В деятельности конвойных подразделений характеристика личности конвоируемого имеет существенное значение, от этого зависит состав конвоя, формы и методы конвоирования, а также в целом организация и тактика несения охранно-конвойной службы. Поэтому при обеспечении охраны и конвоирования в целях предупреждения и недопущения чрезвычайных происшествий со стороны подозреваемых и обвиняемых, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие сведения:

— привлекался ли человек ранее к уголовной ответственности (по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации);

— наличие сообщников, участие в организованных преступных группах и сообществах;

— возрастные, половые, психологические особенности, характеризующие личность подозреваемого (обвиняемого), в особенности прямолинейно-агрессивный тип, недоверчиво-скептический тип и т. д.;

— склонность подозреваемого (обвиняемого) к противоправному поведению (нападение, побег, членовредительство), сопротивлению сотрудникам правоохранительных органов;

— эмоциональная неустойчивость, эмоциональная зависимость от сложившихся ситуаций, наличие агрессии в поведении;

— наличие инфекционных заболеваний для предупреждения контактов и распространения инфекции среди других подозреваемых (обвиняемых);

— наличие фактов противоправного поведения при отбывании наказания в исправительных учреждениях, при содержании в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, других учреждениях исполнения наказания;

— данные о семейном и имущественном положении подозреваемого (обвиняемого), о состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жена, родители, близкие родственники) 5.

Безусловно, при размещении подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей учитываются требования Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» 6, связанные с раздельным размещением в камерах подозреваемых и обвиняемых, должны учитываться личностные качества подозреваемых, а также их психологическая совместимость.

Проведенный опрос 124 сотрудников подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по Омской области показал, что в большинстве (80%) случаев удалось бы избежать инцидентов, связанных с противоправным поведением спецконтингента, при наличии данных, характеризующих личность подозреваемого (обвиняемого), склонность его к противоправному поведению.

Около 84 % сотрудников указанных подразделений высказываются либо за наличие штатных психологов, деятельность которых будет направлена на изучение поведенческих и психологических особенностей спецконтингента (особенно в момент непосредственного их поступления в места содержания под стражей), на выработку практических рекомендаций и предложений по предупреждению членовредительства, побегов, нападений и других происшествий, либо включение указанных сведений в материалы, являющиеся основанием для взятия под стражу подозреваемых (обвиняемых).

Большинство опрошенных сотрудников указанных подразделений считают необходимым создание единой информационной базы данных, в которой будут отражаться сведения о подозреваемых (обвиняемых), касающиеся их склонности к противоправному поведению.

В настоящее время в информационных базах и других справочных системах МВД России отсутствуют сведения, описывающие личность подозреваемого (обвиняемого), его поведенческие особенности (склонность к побегу, членовредительству, нападению), а также иные характеристики личности подозреваемого и обвиняемого. Это при наличии соответствующей информации могло бы значительно упростить деятельность охранно-

конвойной службы по предупреждению чрезвычайных ситуаций среди спецконтингента.

В ходе наблюдения за подозреваемыми (обвиняемыми), личного общения сотрудников конвоя друг с другом, изучения личных дел спецконтингента сотрудники охранно-конвойной службы накапливают необходимую информацию о конвоируемых, но это (в силу ряда объективных причин) не всегда возможно реализовать, особенно если подозреваемый (обвиняемый) прибыл из другого региона.

В рамках данной проблемы представим опыт сотрудников отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Омску. Сотрудники создали свою информационную базу, в которую заносятся все сведения о подозреваемых (обвиняемых), склонных к побегу, нападению, членовредительству и другим противоправным действиям. Эти данные используются в дальнейшем при несении службы по охране и конвоированию спецконтингента.

Изучение такого опыта важно для выработки единых подходов и требований по исследованию психологических характеристик личности подозреваемых и обвиняемых в деятельности подразделений охраны и конвоирования органов внутренних дел, а также для проработки вопроса систематизации указанных сведений в базах данных МВД России.

Наличие таких информационных систем позволит сотрудникам подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых принимать своевременные профилактические меры, направленные на недопущение чрезвычайных происшествий со стороны спецконтингента.

1 Гордиенко В. В. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. М., 2012. С. 463.

2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел : приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 Романов В. В. Юридическая психология: учебник. М., 2002. С. 61.

4 Скобелин С. Ю. Взаимодействие следователя и суда в рамках изучения личности подсудимого // Уголовное судопроизводство. 2014. № 2. С. 19.

5 О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 (в ред. от 23 декабря 2010 г. № 31). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

cyberleninka.ru