О социальном туризме закон

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

Статья 1. Основные предметные понятия, термины и определения 3

Статья 2. Виды и разновидности социального туризма 13

Статья 3. Участники правовых отношений 14

Статья 4. Социальный туристский продукт 16

Статья 5. Приоритетные виды социального туризма 16

Глава 2. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ 17

Статья 6. Источники финансирования 17

Статья 7. Расходы на программы социального туризма 17

Статья 8. Фонд социального туризма 18

Статья 9. Туристская рента 19

Статья 10. Туристские перевозки 20

Статья 11. Отпускные чеки 20

Статья 12. Средства работодателей 21

Статья 13. Поощрительные и благотворительные источники 21

Статья 14. Добровольчество (волонтерство) 21

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 22

Статья 15. Предмет ведения и разделение полномочий 22

Статья 16. Социальный туризм и государственная политика 23

Статья 17. Принципы государственного регулирования 23

Статья 18. Цели, задачи, приоритетные направления, способы регулирования 25

Статья 19. Государственная поддержка деятельности туризма 26

Статья 20. Разрешительные методы видов деятельности 26

Статья 21. Уполномоченный государственный орган 27

Статья 22. Освобождение от налогообложения 28

Глава 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ 28

Статья 23. Статистическое наблюдение 28

Статья 24. Виды и особенность деятельности субъектов хозяйствования в сфере социального туризма 30

Глава 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРОВ ТУРИЗМА 30

Статья 25. Договор оказания услуг туристского обслуживания 30

Статья 26. Форма договора оказания услуг туристского обслуживания и порядок его заключения 31

Статья 27. Туристская путевка (ваучер) 32

Статья 28. Существенные условия договора 33

Статья 28. Цена и оплата услуг туристского обслуживания 33

Глава 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТОВ (ЭКСКУРСАНТОВ) 34

Статья 29. Права и обязанности туристов 34

Глава 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ УСЛУГ 36

Статья 30. Права и обязанности субъектов туристской индустрии 36

Статья 31. Предоставление информации об услугах 37

Статья 32. Аудит финансовой деятельности туроператора 41

Глава 8. ИНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42

Статья 33. Экскурсионная деятельность 42

Статья 34. Деятельность субъектов индустрии гостеприимства 43

Статья 35. Предоставление услуг аттракций и аттракционов 44

3. Действие данной статьи модельного закона не распространяется: на строительные объекты, фундаменты, на постоянные трибуны, строительные мостки, устройства для содержания животных, оборудование для детей, работающее от жетонов, оборудование для зоопарков, кинотеатров, театров, цирков, спортивных сооружений, игровых автоматов с жетонами, на оборудование для казино, технологическое оборудование для бассейнов, аквапарков, аквариумов и океанариумов, канатных дорог и подъемников, на лифты, на спортивные тренажеры, велосипеды, скейтборды, лодки и моторные лодки, авто-, мото-, авиа- и другие транспортные средства, на боулинги и иные аналогичные устройства, а также на аттракционы, демонстрируемые на выставках без поездок пассажиров. 44

Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 45

Статья 36. Объединения субъектов туристской индустрии в сфере социального туризма 45

Статья 37. Общественный совет 46

Статья 38. Саморегулирование в туризме 47

Статья 39. Цели создания саморегулируемых организаций в туризме 47

Глава 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА 48

Статья 40. Обязанность обеспечения безопасности 48

Статья 41. Мероприятия по безопасности 49

Статья 42. Страхование туристов 49

Статья 43. Финансовая ответственность организаторов туризма и исполнителей туристских услуг 50

Глава 11. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 50

Статья 44. Научные исследования в сфере социального туризма 50

Глава 12. СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 51

Статья 45. Контроль за соблюдением законодательства о социальном туризме 51

Статья 46. Разрешение споров 52

Глава 13. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 52

Статья 47. Международные договоры в сфере туризма 52

Глава 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 52

Статья 48. Ответственность за нарушение законодательства о социальном туризме 52

Под социальным туризмом для целей настоящего Модельного закона понимается любой разумный вид и разновидность туризма организуемый и совершаемый в пределах экономического пространства СНГ. Социальный туризм является неотъемлемой составляющей социально-экономической и социально-культурной политики и находится в сфере государственного регулирования. Социальный туризм отличает покрытие полностью или частично расходов участника (потребителя, туриста) на осуществление путешествия (поездки) из сторонних (других) источников. Расходы индивидов и групп социальных туристов — установленных законом категорий граждан государства принадлежности — на туристский продукт и отдельные туристские услуги оплачиваются полностью или частично за счет бюджетных и внебюджетных 1 средств конкретного государства по принадлежности гражданства туриста, субъектов этого государства, муниципальных образований, выделяемых на социальные нужды, а также из средств консолидированных фондов социального туризма и туристской ренты. Расходы граждан вне указанных выше категорий на туристский продукт и отдельные туристские услуги могут покрываться полностью и частично средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выделяемых на социальные нужды и оплату санаторно-курортного и туристского обслуживания работников и членов их семей, а также благотворительный фондов, добровольческой (волонтерской) деятельности — в рамках и по положениям национальных законов, регулирующих социальную и благотворительную деятельность.

fizkultika.ru

Правовые основы социального туризма в России

Дата размещения статьи: 12.05.2011

М.М. СИМОНОВА, Д.Э. УДАЛОВ

Развитие системы социального туризма можно считать одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Одним из начальных этапов разработки и реализации государственной политики в этой сфере является создание законодательной базы. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль социального туризма, позволяет сделать вывод о ее несовершенстве. Основным недостатком является то, что нормативно-правовые акты не содержат конкретных подходов к разработке комплексных механизмов создания системы социального туризма на территории Российской Федерации.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «Туризм социальный — путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды». В нашей стране нет разработанных регламентирующих документов, которые определяют, кто из туристов, на какие путешествия, где и когда может получить от государства полагающуюся им по закону часть бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды [4].
Основным правовым документом является Конституция Российской Федерации. В области социальной политики государства этот документ закрепляет следующие направления деятельности государства: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [6].
Социальная политика в самом общем виде определяется как деятельность государства или общественных институтов по удовлетворению социальных потребностей населения. Она призвана обеспечивать улучшение качества жизни населения, способствовать достижению согласия в обществе, регулировать отношения в обществе через гармонизацию интересов основных социальных групп населения. Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий и включает в себя следующие направления:
— политика регулирования доходов населения (в т.ч. заработной платы, пенсий, пособий);
— политика в сфере труда и трудовых отношений (охрана труда, социальное страхование, занятость населения);
— основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, туризм, спорт);
— социоэкологическая политика (формирование жизненной сферы и обеспечение экологической безопасности);
— политика в области инфраструктуры жизнеобеспечения (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание);
— политика в отношении отдельных категорий населения (семьи, молодежи, пожилых и инвалидов, проблемных групп населения) [5].
Конституционный принцип социального государства предполагает создание равных возможностей для всех членов общества, проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. По мнению В.Д. Зорькина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, социальная политика государства — это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав [1].
Каждый гражданин имеет право на отдых (ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, в Российской Федерации поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39 Конституции РФ).
Рассматривая Конституцию Российской Федерации, необходимо рассмотреть и роль международных договоров в сфере туризма, в частности социального туризма. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации нормы международных договоров Российской Федерации имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел [2]. Например, в странах СНГ принят ряд соглашений, регулирующих правовое положение такой категории граждан, как инвалиды, потерявшие трудоспособность по различным причинам. Это Соглашения: «О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» от 12 марта 1993 г., «О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний» от 9 сентября 1994 г., «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов» от 12 апреля 1996 г.
В соответствии с Соглашением от 12 апреля 1996 г. стороны осуществляют согласованную деятельность в решении проблем инвалидности и инвалидов по следующим направлениям:
— разработка общих (согласованных) нормативов, обеспечивающих формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
— разработка межгосударственных стандартов технических средств реабилитации инвалидов, проведение научно-исследовательских работ;
— организация подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами инвалидности [3].
К федеральным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере социального туризма, можно отнести:
— Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [7].
В данном Законе дается определение социального туризма, а также поддержка социального туризма провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности;
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), в т.ч. и туристского продукта, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [10];
— Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, устанавливает единый порядок размещения заказов, в т.ч. в сфере социального туризма [11];
— Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», устанавливающий основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления [8];
— Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В Законе вводится понятие «набор социальных услуг», определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан [12];
— Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ [13].
В Законе сказано, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. местам отдыха.
В Законе гарантируется государственная поддержка (в т.ч. предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение.
Инвалиды и дети-инвалиды согласно Закону имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.
Неработающим инвалидам, в т.ч. находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия;
— Закон от 22.07.1993 N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Этот Закон провозглашает, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и гарантирует, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [14].
К правовым документам, регулирующим отношения в сфере социального туризма, также можно отнести нормативно-правовые акты, устанавливающие структуру органов исполнительной власти РФ, такие, как:
— Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
— Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
— Указ Президента РФ от 18.11.2004 N 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (с изменениями от 24 сентября 2007 г.);
— Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму»;
— Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 165 «Вопросы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;
— Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 325 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию»;
— Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».
Если говорить о региональном законодательстве, то на сегодняшний день ни в одном из субъектов РФ не принят Закон «О социальном туризме». Как правило, нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами.
Исключением является Санкт-Петербург, в котором действует Закон от 09.07.2003 N 409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», в котором поддержка социального туризма провозглашается одним из приоритетных направлений политики городских властей.
В Законе сказано, что финансовая поддержка социального туризма за счет средств бюджета Санкт-Петербурга оказывается в форме субсидий из средств бюджета Санкт-Петербурга на частичную оплату путешествий следующих категорий жителей Санкт-Петербурга: детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей; инвалидов и пенсионеров; лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф; учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Социальный туризм, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и др., которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.
Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством.
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон.
Статья 128 ГК рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а ст. 779 — 783, объединенные в гл. 39 ГК, посвящены договору возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК) [9].
Далее в этой статье говорится, что правила гл. 39 ГК «применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных. «.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все нормативно-правовые акты, касающиеся социального туризма в Российской Федерации, являются общими, т.е. просто содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в исследуемой области. Специальный Закон «О социальном туризме», разрабатываемый с середины 1990-х годов различными государственными и общественными институтами, до сих пор не принят. Это положение не дает развития социальному туризму, поскольку большинство вопросов, возникающих в данной сфере, до сих пор не урегулированы. Очевидно, что развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Необходимы реорганизация и совершенствование системы управления социальным туризмом как на федеральном, так и на региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическая разработка форм предоставления социального туризма в новых экономических условиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, к сожалению, не пригодны для применения в настоящей социально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления для выработки методов, соответствующих новой модели общественного и государственного строя.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

lexandbusiness.ru

Бабкин А.В. Специальные виды туризма

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона «О социальном туризме»

3. С целью поддержки и развития социального туризма, большей его доступности для слабозащищенных социальных слоев и привлечения инвестиций в эту сферу государство предусматривает для предприятий, учреждений, организаций и граждан, вкладывающих собственное имущество и средства, свой интеллектуальный продукт в развитие социального туризма в России, следующие преимущества:

— при лицензировании в сфере социального туризма лицензионный сбор не взимается при наличии профессионального образования, специальной подготовки и аттестации работников социального туризма;
— осуществляется безвозмездная целевая сертификация;
— вводится шкала размеров налогообложения, пошлин и иных сборов на услуги, оказываемые учреждениями социального туризма, в том числе при реализации отрывного талона, отпускного чека, членской карты, маршрутного листа и маршрутной книжки участника социального туризма на туристско-оздоровительные и экскурсионно-познавательные мероприятия, а также работы и услуги по производству, тиражированию, прокату туристско-спортивного инвентаря и туристской продукции, а также по налогам на имущество организаций социального туризма, на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы;
— освобождаются от налогообложения земли, занятые объектами социального туризма;
— при оказании туристских услуг социального характера налог на добавленную стоимость на социальный туристский продукт преобразуется в не подлежащую налогообложению социальную туристскую ренту, полностью направляемую на поддержку и развитие социального туризма;
— не признается объектом налогообложения и не подлежит налогообложению реализация на территории РФ туристских товаров, работ и услуг при условии их финансирования исключительно и непосредственно за счет займов, кредитов или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными и общероссийскими общественными организациями или физическими лицами, межгосударственными или социально экономическими организациями (в рамках социального партнерства), одной из сторон которых является РФ или общероссийская общественная организация, общероссийский орган управления в социальном туризме;
— образовательные учреждения социального туризма освобождаются от налога на имущество, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, от сбора на нужды образовательных учреждений;
— осуществляется также иная государственная поддержка участников социального туризма, включая использование средств Фонда социального страхования при осуществлении туристско-оздоровительных мероприятий.

Источниками финансирования и материальной поддержки социального туризма являются:

— средства, получаемые в результате туристской и иной деятельности организаций социального туризма, от использования нематериальных активов туристских организаций (патентов, ноу-хау, товарного знака и других);
— платежи в виде социальной туристской ренты, по договорам между работниками и предпринимателями, между туристскими и другими организациями, фондами;
— доходы, получаемые по процентам от льготных кредитов, выделяемых субъектам малого предпринимательства в социальном туризме; добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в поддержку социального туризма;
— средства, выделяемые государством для поддержки и развития социального туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Организации и органы управления в социальном туризме вырабатывают с учетом общественных стандартов способы и формы самофинансирования, систему собственных льгот, предназначенных для поддержки социального туризма, осуществления его программ.
2. Материальной основой для этого являются средства, получаемые из источников, указанных в настоящем Законе.
3. Предусмотренная настоящим Федеральным законом социальная туристская рента, направляемая на финансирование усилий по поддержке и развитию социального туризма, может быть использована только по прямому назначению.
4. Социальная туристская рента образуется: посредством хозяйственного использования уникальных, лучших и средних по качеству туристских ресурсов;
при оказании туристских услуг социального характера — путем преобразования налога на добавленную стоимость на социальный туристский продукт в не подлежащий налогообложению источник самофинансирования социального туризма.
5. Социальная туристская рента распределяется на основании заключенного в каждом конкретном случае рентного договора. Типовая форма рентного договора определяется Министерством финансов Российской Федерации.
6. Рентные отчисления по социальной туристской ренте поступают:

а) организациям социального туризма — в размере 50 %;
б) федеральным или региональным органам исполнительной власти или органам местного самоуправления — в размере 40 %;
в) общероссийскому органу управления в социальном туризме — в размере 10%.

7. Целевые размеры социальной туристской ренты, установленные настоящим Федеральным законом, указываются в отрывном талоне, отпускном чеке, членской карте участника социального туризма.

tourlib.net

Проект федерального закона N 99802317-2 «О социальном туризме» (внесен депутатом ГД Савельевым К.С.) (не действует)

Проект федерального закона N 99802317-2
«О социальном туризме»

Настоящий Федеральный закон развивает положения о социальном туризме Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяет правовые и организационные основы социального туризма, устанавливает источники его финансирования.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

социальный туризм — путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно, или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

туристская деятельность в сфере социального туризма — туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по формированию, продвижению и реализации социальных туров;

социальный тур — минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации;

базовый стандарт доступности социального тура — совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона;

дополнительные платные услуги — услуги, предоставляемые туристу по его желанию сверх базового стандарта доступности социального тура и не влияющие на ценообразование социального тура;

участник социального туризма — турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма;

организация социального туризма — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70 процентов всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 процентов;

членская карта (билет) участника социального туризма — индивидуальный типовой документ первичного учета добровольного члена общероссийского объединения социального туризма;

маршрутная книжка, маршрутный лист — основной путевой документ группы, совершающей туристский поход определенной категории сложности (маршрутная книжка) или внекатегорийный (маршрутный лист). Выдается клубом туристов, общественным объединением участников социального туризма, образовательным учреждением в качестве свидетельства коллективного участника социального туризма на время группового туристского похода;

отпускной чек — типовой документ первичного учета в социальном туризме, дающий гражданину Российской Федерации право на получение в рассрочку перечисленных в отпускном чеке льготных услуг по оздоровлению, путешествиям, отдыху, предоставляемых по условиям коллективного договора между работниками и работодателем. Порядок выпуска и правила хождения отпускного чека устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Приоритетность социального туризма

Российская Федерация провозглашает приоритетной сферу социального туризма, где посредством общедоступных путешествий и экскурсий, других туристских занятий, оздоровления и отдыха реализуются конституционные права российских граждан на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование учреждениями культуры и доступ к природному, культурному наследию, на свободное получение информации и социальную защиту. Социальный туризм отвечает интересам граждан Российской Федерации, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 3. Принципы государственной политики в области социального туризма

Государственная политика в области социального туризма основывается на следующих принципах:

реализация права граждан Российской Федерации на доступный для каждого минимально необходимый набор туристских услуг;

поддержка социального туризма органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

льготное налогообложение участников туристской деятельности в той ее части, которая соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к организации социального туризма.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области социального туризма

1. Законодательство Российской Федерации в области социального туризма состоит из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону или ограничивать предоставленные настоящим Федеральным законом права физических и юридических лиц.

Глава II. Приоритетные виды социального туризма

Статья 5. Детско-юношеский туризм

Центры и станции детско-юношеского туризма, образовательные учреждения, осуществляющие — на основе лицензии на образовательную деятельность — подготовку по туризму и краеведению, туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков, обеспечиваются бюджетным финансированием, пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм

Походы и путешествия, осуществляемые туристами самостоятельно с использованием активных способов передвижения различной сложности, вырабатывающие навыки поведения в природной среде, пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с действующим законодательством, при наличии у туриста членской карты (билета) участника социального туризма или маршрутной книжки, маршрутного листа у группы.

Статья 7. Лечебно-оздоровительный туризм

1. Лечебно-оздоровительные поездки граждан Российской Федерации с низким среднедушевым доходом осуществляются на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме, пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с действующим законодательством.

2. Социальные льготы на лечебно-оздоровительный туризм, предусматриваемые в коллективных договорах между работниками и работодателем, указываются в отпускном чеке как документальном подтверждении взаимных обязательств работника и работодателя.

Статья 8. Экологический и культурно-познавательный туризм

Туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, туристских территорий, объектов природного и культурного наследия пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов

1. Семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов осуществляются на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме, пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с действующим законодательством.

2. Социальные льготы на семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов, предусматриваемые в коллективных договорах между работниками и работодателем, указываются в отпускном чеке, как документальное подтверждение взаимных обязательств работника и работодателя.

Статья 10. Туризм для инвалидов

1. Туристские путешествия инвалидов осуществляются на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме, обеспечивается бюджетным финансированием, пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с действующим законодательством.

2. Социальные льготы на туристские путешествия для инвалидов, предусматриваемые в коллективных договорах между работниками и работодателем, указываются в отпускном чеке как документальном подтверждении взаимных обязательств работника и работодателя.

Статья 11. Туристские поездки по России зарубежных соотечественников, международные обмены по линии социального туризма

Туристские поездки по России зарубежных соотечественников, международные обмены по линии социального туризма осуществляются на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме, пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с действующим законодательством.

Глава III. Комиссии по социальному туризму

Статья 12. Комиссии по социальному туризму

1. Для взаимодействия туристских организаций и других участников социального туризма с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. для совместной разработки предложений по правовому регулированию и социальной политике в области туризма, содействия приоритетным видам социального туризма, представительства интересов российского социального туризма и его участников в международных неправительственных организациях по туризму создаются, по усмотрению органов исполнительной власти, комиссии по социальному туризму.

Общероссийская комиссия по социальному туризму образуется при Правительстве Российской Федерации в установленном им порядке на межведомственной основе с участием представителей общественных объединений туризма, зарегистрированных как общероссийские в соответствии с действующим законодательством, действует на основании Положения и в персональном составе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Региональная комиссия по социальному туризму образуется при Правительстве Республики в составе Российской Федерации, при главе Администрации субъекта Российской Федерации, действует на основе Положения и в персональном составе, утверждаемым Правительством Республики в составе Российской Федерации — главой Администрации субъекта Российской Федерации.

Местная комиссия по социальному туризму может создаваться при органе местного самоуправления, действовать на основе положения и в персональном составе, утвержденным главой муниципального образования.

2. Комиссия по социальному туризму вправе создать Фонд развития социального туризма:

Общероссийская комиссия по социальному туризму — Фонд развития социального туризма в Российской Федерации;

Региональная комиссия по социальному туризму — Фонд развития социального туризма в субъекте Российской Федерации;

Местная комиссия по социальному туризму — Фонд развития социального туризма в муниципальном образовании.

Глава IV. Экономический механизм правового регулирования в сфере
социального туризма

Статья 13. Базовый стандарт доступности социального тура

1. Базовый стандарт доступности социального тура включает:

размещение — ночевка в гостиничном предприятии, стоимость которого составляет не более 0,4 величины минимальной месячной оплаты труда на момент расчета цены социального тура;

питание — дневной рацион, стоимость которого составляет не более 0,3 величины минимальной месячной оплаты труда на момент расчета цены социального тура;

сопутствующие услуги по программе обслуживания (трансфер и экскурсия) — из расчета не более 0,4 величины минимальной месячной оплаты труда на момент расчета цены социального тура.

2. На основе базового стандарта, с учетом местных особенностей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты доступности социального тура.

3. Предоставляемые в рамках социального тура услуги не могут быть меньшими или не в том объеме, чем это предусмотрено базовым стандартом доступности, не должны превышать стоимостных показателей, складывающихся исходя из норм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Базовый стандарт доступности социального тура не является препятствием для дополнительных платных услуг по желанию туриста.

Статья 14. Фонды развития социального туризма

1. Фонды развития социального туризма аккумулируют:

средства, в соответствии с действующим законодательством выделяемые государством для поддержки и развития социального туризма;

средства, полученные от использования нематериальных активов комиссий по социальному туризму, туристских организаций (патентов, ноу-хау, товарного знака и иное);

доходы по процентам от льготных кредитов, выделяемых субъектам малого предпринимательства в социальном туризме;

добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в поддержку социального туризма;

поступления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Средства Фонда развития социального туризма в Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации, в муниципальном образовании Российской Федерации должны расходоваться в следующем соотношении:

на цели социального туризма, включая финансовую поддержку его приоритетных видов,- не менее 90 процентов;

на финансирование деятельности комиссии по социальному туризму (Общероссийской, региональной, местной) — не более 10 процентов.

3. При нецелевом или непропорциональном расходовании средств Фонда развития социального туризма последние зачисляются в доходную часть соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета местного самоуправления.

Статья 15. Государственная поддержка туристской деятельности в сфере социального туризма

Государство поддерживает туристскую деятельность организации социального туризма в соответствии с действующим законодательством.

Статья 16. Малое предпринимательство в сфере социального туризма

1. Государство поддерживает малое предпринимательство в сфере социального туризма в рамках законодательства о малом предпринимательстве.

2. Партнерские отношения между предприятиями социального туризма, в том числе малыми предприятиями, могут регулироваться договорами коммерческой концессии.

Глава V. Подготовка специалистов для сферы социального туризма

Статья 17. Подготовка специалистов для сферы социального туризма

1. Образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования по подготовке специалистов для сферы социального туризма взаимодействуют с Общероссийской или региональными комиссиями по социальному туризму.

2. Общероссийская комиссия по социальному туризму с участием федерального органа управления образованием определяет перечень специальностей, профессий и квалификаций работников, подготавливаемых в негосударственных образовательных учреждениях для объектов социального туризма. Государственная аккредитация негосударственных высших образовательных учреждений, ведущих обучение по программам социального туризма, осуществляется федеральным органом управления образованием с участием представителей Общероссийской, региональных комиссий по социальному туризму.

3. Дипломы, аттестаты и сертификаты аккредитованных негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для сферы социального туризма, имеют такое же признание, как и соответствующие документы государственного образца.

4. Работники негосударственных образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы социального туризма, подлежат аттестации в соответствии с действующим законодательством.

Глава VI. Международные связи

Статья 18. Международные связи

Международные связи в рамках социального туризма осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru