Физический смысл производной. Задачи!
Физический смысл производной. В состав ЕГЭ по математике входит группа задач для решения которых необходимо знание и понимание физического смысла производной. В частности, есть задачи, где дан закон движения определённой точки (объекта), выраженный уравнением и требуется найти его скорость в определённый момент времени движения, либо время, через которое объект приобретёт определённую заданную скорость. Задачи очень простые, решаются они в одно действие. Итак:
Пусть задан закон движения материальной точки x (t) вдоль координатной оси, где x координата движущейся точки, t – время.
Скорость в определённый момент времени – это производная координаты по времени. В этом и состоит механический смысл производной.
Аналогично, ускорение – это производная скорости по времени:
Таким образом, физический смысл производной это скорость. Это может быть скорость движения, скорость изменения какого-либо процесса (например роста бактерий), скорость совершения работы (и так далее, прикладных задач множество).
Кроме того, необходимо знать таблицу производных (знать её нужно также, как таблицу умножения) и правила дифференцирования. Если конкретно, то для решения оговоренных задач необходимо знание первых шести производных (см. таблицу):
x (t) = t 2 – 7t – 20
где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 5 c.
Физический смысл производной это скорость (скорость движения, скорость изменения процесса, скорость работы и т.д.)
Найдем закон изменения скорости: v (t) = x′(t) = 2t – 7 м/с.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t) = 6t 2 – 48t + 17, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9 c.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t) = 0,5t 3 – 3t 2 + 2t, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 6 с.
x (t) = –t 4 + 6t 3 + 5t + 23
где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 3 с.
Материальная точка движется прямолинейно по закону
x (t) = (1/6) t 2 + 5t + 28
где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 6 м/с?
Для того, чтобы найти, в какой момент времени t скорость была равна 3 м/с, необходимо решить уравнение:
Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t) = t 2 – 13t + 23, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 3 м/с?
Материальная точка движется прямолинейно по закону
x (t) = (1/3) t 3 – 3t 2 – 5t + 3
где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 2 м/с?
Отмечу, что ориентироваться только на такой тип задач на ЕГЭ не стоит. Могут совершенно неожиданно ввести задачи обратные представленным. Когда дан закон изменения скорости и будет стоять вопрос о нахождении закона движения.
Подсказка: в этом случае необходимо найти интеграл от функции скорости (это так же задачи в одно действие). Если потребуется найти пройденное расстояние за определённый момент времени, то необходимо подставить время в полученное уравнение и вычислить расстояние. Впрочем, мы такие задачи тоже будем разбирать, не пропустите! Успехов вам!
matematikalegko.ru
Материальная точка движется согласно закону s t
26 июняНовые варианты прошедших ЕГЭ по математике: здесь.
5 июня Наши мобильные приложения могут работать оффлайн.
Андроид iOS
− Examer из Таганрога;
− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.
Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:
Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с.
Найдем закон изменения скорости:
При t = 9 c имеем:
м/с.
Почему мы не учитываем число 17 из первоначального уравнения?
найдите производную исходной функции.
в производной нет числа 17
Зачем находить производную?
Скорость — это производная координаты по времени.
В задаче просят найти скорость
Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени t = 6 с.
м/с.
м/с.
(6)=3/2*36-6*6+2=54-38=16,, а не 20
вспомните про порядок действий
А с каких пор сложение предпочтительнее вычитания ?
Умножение приоритетней сложения и вычитания. Вспомните детский школьный пример: 2 + 2 · 2. Напомню, что здесь получается не 8, как считают некоторые, а 6.
Вы, не поняли ответа гостя.
1,5*36 — 6*6 + 2 = 54 — 36 + 2 = 18 + 2 = 20.
Так-что всё верно, посчитайте сами.
2) умножение/деление (зависит от порядка в уравнении, что первое стоит — то и решается первым делом);
3) сложение/вычитание (аналогично зависит от порядка в примере).
Умножение = делению, сложение = вычитанию =>
Не 54 — (36+2), а 54-36+2 = 54+2-36 = 20
Во-первых, для вас — Сергей Батькович. Во-вторых, вы сами поняли, что и кому сказать хотели? Я вас не понял.
Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени с.
Найдем закон изменения скорости: м/с. При имеем:
м/с.
ege.sdamgia.ru
Урок по теме: «Правила дифференцирования», 11-й класс
Разделы: Математика
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
-
образовательные:
- обобщить, систематизировать материал темы по нахождению производной;
- закрепить правила дифференцирования;
- раскрыть для учащихся политехническое, прикладное значение темы;
-
развивающие:
- осуществить контроль усвоения знаний и умений;
- развить и совершенствовать умения применять знания в измененной ситуации;
- развить культуру речи и умение делать выводы и обобщать;
-
воспитательные:
- развить познавательный процесс;
- воспитать у учащихся аккуратность при оформлении, целеустремленность.
- кодоскоп, экран;
- карточки;
- компьютеры;
- таблица;
- дифференцированные задания в виде мультимедиа презентации.
Оборудование:
I. Проверка домашнего задания.
1. Заслушать сообщения учащихся по примерам применения производных.
2. Рассмотреть примеры применения производной в физике, химии, технике и других отраслях, предложенные учащимися.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- Дать определение производной функции.
- Какая операция называется дифференцированием?
- Какие правила дифференцирования используются при вычислении производной? (К доске приглашаются желающие учащиеся).
- производная суммы;
- производная произведения;
- производная, содержащая постоянный множитель;
- производная частного;
- производная сложной функции;
- Приведите примеры прикладных задач, приводящих к понятию производной.
Ряд частных задач из различных областей наук.
Задача № 1. Тело движется по прямой согласно закону х(t). Запишите формулу для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t.
Задача № 2. Радиус круга R изменяется по закону R = 4 + 2t 2 . Определите, с какой скоростью изменится его площадь в момент t = 2 с. Радиус круга измеряется в сантиметрах. Ответ: 603 см 2 /с.
Задача № 3. Материальная точка массой 5 кг движется прямолинейно по закону
S(t) = 2t + , где S — путь в метрах, t – время в секундах. Найдите силу, действующую на точку в момент t = 4 с.
Ответ: Н.
Задача № 4. Маховик, задерживаемый тормозом, поворачивается за t с на угол 3t — 0,1t 2 (рад). Найдите:
а) угловую скорость вращения маховика в момент t = 7с;
б) в какой момент времени маховик остановится.Ответ: а) 2,86 ; б) 150 с.
Примерами применения производной также могут служить задачи на нахождение: удельной теплоемкости вещества данного тела, линейной плотности и кинетической энергии тела и т.д.
III. Выполнение дифференцированных заданий.
Желающие выполнять задания уровня “А”, садятся за компьютер и выполняют тест с программированным ответом. (Приложение.)
1. Найдите значение производной функции в точке х0 = 3.
2. Найдите значение производной функции у = хе х в точке х0 = 1.
1) 2е;
2) е;
3) 1 + е;
4) 2 + е.3. Решите уравнение f / (x) = 0 , если f (x) = (3x 2 + 1)(3x 2 – 1).
1) ;
2) 2;
3) ;
4) 0.4. Вычислите f / (1), если f (x) = (x 2 + 1)(x 3 – x).
5. Найдите значение производной функции f(t) = (t4 – 3)(t2 + 2) в точке t0 = 1.
6. Точка движется прямолинейно по закону: S(t) = t 3 – 3t 2 . Выбери формулу, которая задаёт скорость движения этой точки в момент времени t.
1) t 2 – 2t;
2) 3t 2 – 3t;
3) 3t 2 – 6t;
4) t 3 + 6t.xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai