Каков порядок ликвидации учреждения?

В условиях тяжелой финансовой ситуации является очень важным рациональное использование бюджетных средств. Именно для этого проводится проверка действующих предприятий и учреждений, которые не справляются возложенными на них обязательствами. В процессе проверок принимается решение о слиянии (укрупнении) некоторых казенных организаций, а неэффективные подлежат ликвидации.

Согласно действующему ГК РФ, федеральным законам процесс ликвидации государственного предприятия имеет четкую схему и подлежит обязательному соблюдению.

Процедура ликвидации учреждения может быть начата по инициативе судебных органов и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Процесс закрытия казенной организации

Процедура ликвидации бюджетного учреждения должна быть выполнена согласно четкому регламенту, установленному главным распорядителем бюджета.

Порядок должен проходить по такой схеме:

  • государственным или муниципальным органом принимается решение о том, какое из предприятий должно быть ликвидировано. Утверждается состав комиссии, устанавливаются сроки проведения данных мероприятий;
  • в местных органах печати публикуется сообщение о закрытии казенного учреждения и объявляются сроки для принятия претензий;
  • в соответствии с утвержденными методуказаниями, разработанными и утвержденными Минфином РФ, проводится инвентаризация активов организации. Результаты ее проведения отображаются в местном бюджетном плане;
  • одновременно с проведением инвентаризации активов проводится сверка с дебиторами, происходит личное уведомление о закрытии организации и принимаются все меры по погашению задолженностей. При наличии кредиторской — составляется реестр требований.
  • Подлинность и достоверность требований проверяется ликвидационной комиссией и определяется только на основании оригиналов, подтверждающих такие требования.

    Составляется промежуточный ликвидационный баланс, закрытие кредиторской задолженности происходит в соответствии с заявленной очередностью и ГК РФ. Все расчеты с кредиторами и дебиторами закрываются.

    Такой баланс составляется после принятия всех требований кредиторов, но до их закрытия. Он включает в себя стоимость всех активов, список всех заявленных требований, а также выводы об их погашении.

    С передачей собственнику всех активов предприятия происходит закрытие собственных лицевых счетов и в других организациях и отделениях.

    Передаваемое имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, или то имущество, на которое не распространяется их требование, описывается согласно Инструкции, действующей в бюджетной сфере и передается собственнику. В описи отражается первоначальная стоимость активов, их амортизация и конечная стоимость. Финансовые остатки, находящиеся на расчетных счетах, отзываются только главным распорядителем. Передача происходит только на основании акта приема-передачи имущества.

    Cоставляется окончательный ликвидационный баланс и направляется в организацию, инициировавшую закрытие — государственное учреждение или муниципальное.

    Kиквидационный баланс направляется в орган регистрации юридических лиц, он, в свою очередь, совершает запись и выдает свидетельство об исключении данного предприятия из реестра.

    Процедура списания невостребованной кредиторской задолженности

    Промежуточный баланс предоставляет сведения о наличии возможности закрытия требований кредиторов, и в него вносятся данные об уже погашенной задолженности. Утвердить его может только орган, непосредственно принявший решение о ликвидации учреждения.

    • решение главного распорядителя бюджетных средств;
    • проверенные результаты инвентаризации;
    • решение ликвидационной комиссии.
    • Невостребованная кредиторская задолженность при ликвидации бюджетной организации на протяжении всего срока исковой давности остается числиться на балансе организации. По истечении же указанного срока и после согласования с главным распорядителем списывается с него.

      Признание дебиторской задолженности безнадежной

      Порядок признания дебиторской задолженности безнадежной:

    • прошел установленный срок исковой давности;
    • обязательство не выполнено вследствие невозможности его выполнения;
    • невыполнение обязательства подтверждается установленным государственным актом;
    • задолженность не может быть взыскана вследствие проведенной ликвидации учреждения.
    • Если дебиторская задолженность подтверждается одним из этих пунктом, она должна быть списана с баланса предприятия, но по предварительному согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.

      Особенности возбуждения ликвидационного процесса

      1. В процессе ликвидации бюджетного учреждения уже не возможен переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу.
      2. С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению и ведению дел, она может представлять казенное предприятие в органах суда.
      3. Если во время составления ликвидационного баланса выявляется неспособность казенного учреждения погасить кредиторские требования, бывший руководитель или управляющий комиссией может подать заявление о признании этой организации банкротом.

      На завершающей стадии ликвидации казенного учреждения происходит передача ликвидационного баланса и подписанных актов приема-передачи имущества главному распорядителю бюджетных средств, если же ликвидирован и федеральный орган — Минфину РФ.

      Позвоните по номеру:

    • 8 (495) 137-70-84 — Москва
    • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
    • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
    • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий
    • И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

      Бесплатная консультация
      юриста по телефону:

    • 8(495)137-70-84 — Москва
    • 8(812)426-34-08 — Санкт-Петербург
    • 8(343)339-42-60 — Екатеринбург
    • 8(800)333-45-16 (доб. 968) — общий
    • 1bankrot.ru

      Ликвидация бюджетного учреждения

      Статьи по теме

      В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ бюджетное учреждение, как и любое другое юридическое лицо, может быть ликвидировано по решению его учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В статье рассмотрена пошаговая инструкция ликвидации государственного учреждения.

      Ликвидационная комиссия

      После принятия учредителем решения о ликвидации государтсвенного учреждения в данном учреждении должна быть создана ликвидационная комиссия.

      Пошаговую инструкцию по ликвидации учреждения и расчеты с сотрудниками смотрите в нашей статье.

      Законодательством не установлено каких-либо требований к количественному и персональному составу ликвидационной комиссии. На наш взгляд, в ее состав могут входить руководящие лица ликвидируемого учреждения, члены трудового коллектива или представители профсоюзного органа, представители органа, принявшего решение о ликвидации.

      С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения. Порядок работы ликвидационной комисси законодательно не определен. Ликвидационные мероприятия бюджетных учреждений должны проводиться в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств.

      Ликвидационная комиссия должна установить срок, в течение которого кредиторы (в т. ч. по задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды) ликвидируемого учреждения могут предъявить к нему претензии о возврате задолженностей.

      На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана опубликовать объявление о его ликвидации и, о порядке и сроке предъявления требований кредиторами. Одновременно о ликвидации письменно (персонально) уведомляются все кредиторы учреждения. Срок предъявления требований со стороны кредиторов должен быть не менее двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации учреждения.

      Ликвидационной комиссией должны приниматься все меры по взысканию дебиторской задолженности, то есть предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим перед ликвидируемым учреждением дебиторскую задолженность. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационная о комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.

      Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения

      Этот документ комиссия составляет по форме 0503830, после чего его утверждает учредитель.

      Ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества, перечень предъявленных кредиторами требований и информацию о результатах их рассмотрения. Для формирования баланса проводят расчеты с дебиторами и кредиторами. Его разделы заполняют в порядке, предусмотренном пунктами 14–21 Инструкции о порядке составления отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее – Инструкция № 33н). При этом по строке 621 отражают остаток по счету 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», по строке 622 – остаток по счету 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

      Напомню, что в форму баланса в этом году внесли изменения (приказ Минфина России от 20 марта 2015 г. № 43н). Так, в ней теперь отражают:

    • непроизведенные активы (новые строки 248, 258, 268);
    • финансовые активы (новая строка 249).
    • Оставшиеся после расчетов средства перечисляют на соответствующий счет в Федеральном казначействе. Затем все лицевые счета учреждения закрывают.

      Какие формы сдавать при реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения

      При реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации бухгалтерскую отчетность формируйте и сдавайте на дату внесения изменений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности или о создании новой. Включите в состав отчетности:

    • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
    • Справку по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
    • Справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
    • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
    • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
    • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
    • Пояснительную записку к Балансу учреждения (ф. 0503760) – в составе форм, которые предусмотрены для годовой отчетности.
    • При этом в текстовой части Пояснительной записки дополнительно раскройте:
    • сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) учреждения в отношении всех кредиторов и должников, в том числе обязательства, которые оспариваются в суде;
    • другую существенную для учредителя информацию, которая характеризует показатели деятельности реорганизуемого учреждения за отчетный период.
    • учредителю, в ведении которого учреждение находилось до реорганизации (ликвидации);
    • органу исполнительной власти, который принял решение о реорганизации (ликвидации).
    • По новой ведомственной подчиненности отчетность представляйте после ее утверждения соответствующим органом власти или бывшим учредителем.

      Об этом сказано в пунктах 75–79 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, и письме Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-01-11/34511.

      Внимание: если учреждение реорганизуют, преобразуют или ликвидируют, то перед составлением бухгалтерской отчетности проведите инвентаризацию активов и обязательств (п. 79 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н).

      Уведомление государственных органов о ликвидации

      Согласно п. 3 ст. 83 и п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ снятие с учета организаций в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ.

      После получения документов, необходимых и достаточных для совершения регистрации ликвидации учреждений налоговые органы обязаны самостоятельно совершить все процедуры, связанные с государственной регистрацией ликвидации учреждений, и располагают всей информацией, в т. ч. об исключении учреждений из ЕГРЮЛ, необходимой для снятия учреждения с учета в качестве налогоплательщика.

      Согласно п. 3.1 ст. 11 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговые органы в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей.

      Таким образом, согласно действующему законодательству снятие с учета в государственных внебюджетных фондах производится на основании сведений, предоставляемых налоговыми органами. Это означает, что ликвидируемые учреждения не обременены необходимостью предпринимать самостоятельные действия о снятию с учета в фондах.

      В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчётов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

      Согласно ст. 87 и 89 НК РФ при ликвидации государтвенного (муниципального бюджетного) учреждения-налогоплательщика налоговые органы вправе проводить выездную налоговую проверку независимо от времени проведения предыдущей проверки.

      www.budgetnik.ru

      Как провести ликвидацию государственного учреждения

      Государственное учреждение представлено некоммерческой организацией, частично или полностью финансируемой собственником. Она создается для осуществления социально-культурных, управленческих, образовательных или других некоммерческих целей. Какие особенности имеет ликвидация государственного (бюджетного) учреждения?

      Существуют следующие причины ликвидации государственного учреждения:

    • невыполнение возложенных задач, установленных в законодательстве;
    • наступление уголовной ответственности;
    • дефолт организации;
    • неспособность отвечать по кредитам, если образовались долги.
    • По этим причинам осуществляется также ликвидация филиала государственного учреждения. В соответствии со ст. 65 ГК РФ, в качестве причины прекращения деятельности организации может выступать решение суда. Это происходит в результате выявления грубых нарушений, которые является неустранимыми.

      Детали процедуры

      Пошаговые этапы

      Пошаговая инструкция в 2018 году позволит правильно ликвидировать бюджетное учреждение. В первую очередь принимается соответствующее решение.

      Оно принимается на основе следующей документации:

    • акта экспертной оценки по наступлению вероятных последствий ликвидационных мер;
    • решение совета города или постановления администрации муниципального района;
    • решения собрания жильцов, если планируется ликвидировать образовательное учреждение;
    • устава учредителя предприятия.
    • Обратите внимание! При ликвидации учебного заведения устанавливаются определенные правила. Ближайшая школа должна располагаться на расстоянии не более 4 км. Процесс ликвидации не может начинаться во время учебного года.

      Затем создают ликвидационную комиссию. Ее члены уполномочены осуществить все действия, связанные с ликвидацией. На заседании утверждается ликвидационный управляющий и прорабатываются сроки проведения работы.

      Комиссия должна разместить объявление в СМИ о ликвидации, а в самом объявлении указывается период, когда кредиторы могут обратиться за погашением долговых обязательств

      Необходимо провести следующие действия:

    • проводится инвентаризация активов и обязательств, которые имеются у организации;
    • формируются списки по кредиторской и дебиторской задолженности;
    • постановление по ликвидации передается директору образовательного учреждения;
    • готовится приказ, и вручаются уведомления персоналу;
    • местная служба занятости уведомляется о предстоящем закрытии организации и увольнении большого количества сотрудников.
    • Составляется ликвидационный баланс. Когда период на предъявление кредитных претензий истечет, у ликвидационной комиссии появляется необходимость представления промежуточного ликвидационного баланс.

      Его подают главному распорядителя, который управляет бюджетными средствами. Его составляют на основе инвентаризации активов и обязательств, а также реестра требований по кредитам.

      Чтобы сформировать ликвидационный баланс, необходимо закрыть все лицевые счета, передать материальные ценности и закрыть все лицевые счета. Остатки средств важно перечислить на соответствующий счет, открытый в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредитная задолженность может быть оспорена на основе решения, принятого главным распорядителем.

      Выделяют следующие основания для списания кредиторской задолженности:

      • решение главного распорядителя;
      • решение ликвидационной комиссии;
      • результаты проведения инвентаризации.
      • Дебиторская задолженность признается безнадежной на следующих основаниях:

      • задолженность не ликвидируется из-за невозможности это сделать;
      • закрытие долговых обязательств невозможно из-за прекращения работы предприятия, являющегося должником;
      • непогашение обязательства подтверждается государственным актом.

      Организационные мероприятия

      Когда принимается решение по ликвидации, руководитель предприятия должен провести определенные организационные мероприятия. Согласно ст. 12 ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 2006 года в ликвидируемой организации должна быть проведена полная инвентаризация.

      В ее процессе осуществляются дополнительные меры:

    • производится сверка взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами;
    • обеспечивается взыскание образовавшейся задолженности с дебиторов и вносятся средства по кредитам;
    • принимаются меры по списанию нереальной кредиторской или дебиторской задолженности, если она признана нереальной;
    • производятся выплаты сотрудникам;
    • производятся расчеты с налоговым органом, по исполнительным листам, бюджетным кредитам и единому социальному налогу, в результате чего пополняется федеральный бюджет;
    • остатки финансовых средств сдаются в орган федерального казначейства;
    • орган федерального казначейства предоставляет выписки из лицевых счетов по внебюджетным и бюджетным средствам.
    • Тонкости процедуры ликвидации ООО путем продажи рассмотрены по ссылке.

      Финансовые вопросы при ликвидации государственного учреждения

      Ликвидационная комиссия действует автономно. Она тщательно изучает промежуточный баланс.

      В результате определяется сумма, необходимая для расчетов с кредиторами. Состояние баланса говорит о том, сможет ли организация оплачивать имеющиеся долговые обязательства.

      Кредиторы должны предоставить документацию, в соответствии с которой можно судить о наличии конкретной задолженности. Затем можно расплатиться с имеющимися долгами. Если комиссия не соглашается с предъявляемыми претензиями от кредиторов, устанавливается собственный финансовый баланс.

      Непризнанные или новые требования должны отражаться в специальном дополнении, которое составляется к балансу. Если в данный документ их не включили, кредиторы могут представить свои требования в судебном порядке.

      В соответствии со ст. 64 ГК РФ, долг перед ними признается погашенным. В дальнейшем возможна частичная ликвидация основных средств.

      Для получения основной или дополнительной суммы долга подается судебный иск. И только в случае положительного решения, сумма возвращается принудительно.

      Промежуточный баланс должен утвердить орган, принимающий решение о прекращении деятельности компании. Затем в налоговый орган подается соответствующее заявление.

      Если средств на балансе недостаточно, предприятие может получить дополнительные финансы, а выплаты начнутся, когда принятый правильным образом документ вступит в законную силу

      Очерёдность расчетов

      При ликвидации государственного учреждения устанавливается следующая очередность выплат:

      Юридическая сторона

      Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.

      Согласно статьям с 15 по 21 Федерального закона №7 устанавливается общая последовательность действий при ликвидации некоммерческих организаций. Юридическое лицо подлежит ликвидации на основе решения его участников или учредителей. Также это может осуществляться на основе органа, уполномоченного на это юридическими документами.

      Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.

      В принятом решении должна указываться следующая информация:

    • название учреждения с указанием его типа;
    • название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
    • название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
    • название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
    • Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.

      Подготовленный проект готовится одновременно с пояснительной запиской, которая содержит сведения о кредиторской задолженности и обоснование целесообразности планируемой ликвидации организации. Помимо этого, в пояснительной записке могут отражаться дополнительные сведения.

      Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.

      Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.

      Таким образом, ликвидация государственного учреждения имеет определенную специфику. Важно, чтобы все действия выполнялись в строгом соответствии с установленными законодательными нормами.

      Пошаговая инструкция разделения ООО на два ООО приведена тут.

      Роль промежуточного ликвидационного баланса при ликвидации рассмотрена тут.

      calculator-ipoteki.ru

      Ликвидация федерального бюджетного учреждения

      ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ, ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

      Бюджетные учреждения, являющиеся одной из форм некоммерческих организаций, как и иные экономические субъекты, могут быть ликвидированы. В этой статье мы расскажем об особенностях ликвидации бюджетных учреждений и о том, какая отчетность и в каком порядке формируется учреждением при ликвидации.

      Ликвидация таких юридических лиц как бюджетные учреждения осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Порядок государственной регистрации факта ликвидации юридического лица установлен главой YII Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
      В Российской Федерации возможна ликвидация юридического лица в добровольном и принудительном порядке. Ликвидация юридического лица в добровольном порядке осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2 статьи 61 ГК РФ).
      Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, определены статьей 62 ГК РФ, согласно пункту 1 которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
      Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

      Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

      В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
      Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
      Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

      www.referent.ru

      Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 г. Москва «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»

      В соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктами 1 1 , 4 статьи 14, пунктом 2 1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17 1 , пунктом 5 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», частью 2 статьи 5, частью 5 статьи 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и частью 15 статьи 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Правительство Российской Федерации постановляет:

      1. Утвердить прилагаемый Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений.

      2. Признать утратившими силу:

      постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 7, ст. 537);

      пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по организации реализации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 782 «Вопросы организации реализации федерального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5600);

      постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 924 «Об утверждении Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6620);

      пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2009 г. N 290 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1673);

      постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 1058 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6585).

      3. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных государственных учреждений, до 1 июня 2011 г. привести уставы подведомственных федеральных государственных учреждений в соответствие с настоящим постановлением.

      4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.

      Председатель Правительства Российской Федерации

      Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений

      I. Общие положения

      1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктами 1 1 , 4 статьи 14, пунктом 2 1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17 1 , пунктом 5 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», частью 2 статьи 5 и частью 5 статьи 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях», частью 15 статьи 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», устанавливает процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые созданы (планируется создать) на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее — федеральные учреждения), а также утверждения уставов федеральных учреждений и внесения в них изменений, если иное не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

      II. Создание федерального учреждения

      2. Федеральное учреждение может быть создано путем его учреждения в соответствии с настоящим разделом или путем изменения типа существующего федерального учреждения в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.

      3. Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.

      4. Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения должно содержать:

      а) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

      б) основные цели деятельности создаваемого федерального учреждения, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

      в) наименование федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого федерального учреждения;

      г) сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым федеральным учреждением;

      д) предельную штатную численность работников (для казенного учреждения);

      е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

      5. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в отношении федеральных государственных учреждений, которые будут находиться в ведении этого органа или федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому органу, либо федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, — в отношении федеральных государственных учреждений, которые будут находиться в ведении этого федерального органа (далее — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

      Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения, в отношении которого функции и полномочия учредителя будут осуществляться Правительством Российской Федерации, подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

      6. Одновременно с проектом распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения в Правительство Российской Федерации представляется пояснительная записка, которая должна содержать:

      а) обоснование целесообразности создания федерального учреждения;

      б) информацию о предоставлении создаваемому федеральному учреждению права выполнять государственные функции (для казенного учреждения).

      7. После издания распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается устав этого федерального учреждения в соответствии с разделом VI настоящего Порядка.

      III. Реорганизация федерального учреждения

      8. Реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.

      9. Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения.

      10. Решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения, за исключением случаев, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

      а) наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;

      б) форму реорганизации;

      в) наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;

      г) наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);

      д) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);

      е) информацию об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);

      ж) перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

      11. В случае если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством Российской Федерации.

      12. Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому федеральному органу исполнительной власти, подготавливается федеральной службой или федеральным агентством, которые будут осуществлять функции и полномочия учредителя указанных учреждений.

      Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом исполнительной власти, если этот федеральный орган исполнительной власти будет осуществлять функции и полномочия учредителя данных учреждений.

      13. Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, решения о реорганизации федерального учреждения (учреждений) при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ).

      IV. Изменение типа федерального учреждения

      14. Изменение типа федерального учреждения не является его реорганизацией.

      15. Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.

      16. Распоряжение Правительства Российской Федерации об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения должно содержать:

      в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

      г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;

      д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

      17. Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

      д) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

      18. Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального автономного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

      а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;

      б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

      г) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

      д) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

      19. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

      Одновременно с проектом распоряжения Правительства Российской Федерации об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения в Правительство Российской Федерации представляется пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

      20. Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных этому федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подготавливается указанными федеральной службой или федеральным агентством.

      Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении указанного федерального органа исполнительной власти, подготавливается этим федеральным органом исполнительной власти.

      21. Предложение о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа федерального бюджетного или казенного учреждения, находящихся в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подготавливается соответствующими федеральной службой или федеральным агентством и представляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

      Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального автономного учреждения, находящегося в ведении указанного федерального органа исполнительной власти, подготавливается этим федеральным органом исполнительной власти.

      22. В случае если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа федеральным учреждением государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы.

      23. В случае если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа федеральным учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в пояснительной записке указывается информация о том, кому указанные полномочия будут переданы.

      24. Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, решения об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного или автономного учреждения при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ).

      25. После принятия правового акта об изменении типа федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, утверждает изменения, вносимые в устав этого федерального учреждения в соответствии с разделом VI настоящего Порядка.

      V. Ликвидация федеральных учреждений

      26. Решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

      а) наименование учреждения с указанием типа;

      б) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

      в) наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;

      г) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

      27. Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подготавливается соответствующими федеральной службой или федеральным агентством, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждения.

      Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении указанного федерального органа исполнительной власти, подготавливается этим федеральным органом исполнительной власти.

      Одновременно с проектом правового акта о ликвидации федерального учреждения представляется пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

      В случае если ликвидируемое федеральное казенное учреждение осуществляет государственные функции, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные государственные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации.

      В случае если ликвидируемое федеральное учреждение осуществляет полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации.

      28. После издания правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя:

      а) в 3-дневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;

      б) в 2-недельный срок:

      утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения;

      устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правовым актом о ликвидации федерального учреждения.

      29. Ликвидационная комиссия:

      а) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;

      б) в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 30 настоящего Порядка), представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;

      в) в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс;

      г) осуществляет иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения.

      30. При ликвидации федерального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

      31. Требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.

      Недвижимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом.

      Движимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

      VI. Утверждение устава федерального учреждения и внесение в него изменений

      32. Устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

      33. Устав должен содержать:

      а) общие положения, устанавливающие в том числе:

      наименование федерального учреждения с указанием в наименовании его типа;

      информацию о месте нахождения федерального учреждения;

      наименование учредителя и собственника имущества федерального учреждения;

      наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника федерального учреждения;

      б) предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

      в) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;

      г) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:

      порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);

      порядок передачи федеральным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;

      порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

      запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

      положения об открытии лицевых счетов федеральному учреждению в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      положения о ликвидации федерального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

      указание на субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

      д) сведения о филиалах и представительствах учреждения;

      е) иные разделы — в случаях, предусмотренных федеральными законами.

      34. Содержание устава федерального автономного учреждения должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «Об автономных учреждениях».

      rg.ru