Ученые: Леворукость не передается по наследству и не зависит от генетики
13:59, 03.10.2013 // Росбалт, Стиль жизни
ЛОНДОН, 3 октября. Результаты нового научного проекта обнаружили, что на то будет человек правшой или левшой не влияют генетические факторы.
В частности, профессор Джон Армор и доктор Ангус Дэвисон из университета Ноттингема вместе с профессором Крисом МакМанусом, представляющим университетский колледж Лондона, исследовали геном около 4 тыс человек из исследовательского подразделения «London Twin».
Если бы леворукость определялась генетически, то эта бы детерминанта была зафиксирована в тех участках генома, в которых заложена информация о доминирующей правой или левой руке. Однако подобных данных не было обнаружено, передает портал «Медицина и здоровье».
Вместе с тем, команда ученых не настаивает на том, что наследственность не играет роли в леворукости. Результаты этого совместного исследовательского проекта только доказывают, что генетические факторы играют весьма незначительную роль в том, какой рукой человек будет пользоваться чаще.
Присоединяйтесь к «Стилю жизни» ВКонтакте и Facebook
m.rosbalt.ru
Леворукость передается по наследству
Вопрос о наследовании леворукости не является чисто научным. Решение некоторых практических проблем воспитания ребенка зависит от ответа на него. Например, переучивать ли левшу. В истории науки известны многочисленные теории происхождения леворукости. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые, наиболее любопытные. Заметим, что все теории, так или иначе объясняющие леворукость, можно подразделить на две группы. Одни ученые считают, что устойчивое предпочтение руки можно объяснить только факторами среды, тем или иным их сочетанием. Другие полагают, что леворукость передается по наследству через генотип человека.
Один из первых серьезных обзоров работ по леворуким принадлежал перу Джексона и был издан в Лондоне в 1905 году. Автор придерживался социальной теории леворукости. Леворукость — результат привычки, а следовательно, всех детей-левшей надо учить пользоваться обеими руками попеременно. В среде последователей австрийского психиатра Зигмунда Фрейда развивалось представление о том, что леворукость не имеет биологических корней, а является результатом эмоционального негативизма. Эти авторы подчеркивали, что во многих языках слово “левый” используется при описании отрицательных качеств человека.
Среди теорий, объясняющих рукость через социальную эволюцию человечества, одной из самых курьезных, но тем не менее пользовавшихся большой популярностью на рубеже прошлого и нынешнего веков, была так называемая теория “щита и меча”. Солдат, прикрывающийся щитом, который он держит в левой руке, надежнее защитит сердце от ударов меча противника, а значит, имеет больше шансов выжить. Правая же рука, владеющая мечом, становится более искусной в манипулировании любыми предметами.
Остается, правда, непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом. О женщинах “позаботилась” другая гипотеза, согласно которой женщина, как правило, носит младенца на левой руке. Это обеспечивает ребенку большую близость к материнскому сердцу, позволяет лучше слышать материнское сердцебиение и, как результат, создает у младенца ощущение комфорта и безопасности.
Ну, а что же сам младенец? Сейчас мы покажем, что он должен стать непременно леворуким. Ведь если мать держит его на левой руке, то правая рука ребенка прижата к материнскому телу, а левая имеет возможность свободно двигаться, что со временем даст ей преимущество в освоении житейских навыков. Таким образом, как правило, у праворуких мам должны быть леворукие дети. Но поскольку коллизия мать — дитя имеет довольно давнюю историю на земле, большинство населения должно быть левшами.
Надеемся, этот пример покажет вам, что легкость конструирования теорий не прибавляет им достоверности, и напомнит о необходимости критического осмысления множества фактов, гипотез и легенд, связанных с леворукостью и часто появляющихся в популярных изданиях.
Довольно давно человек обратил внимание на то, что руки — не единственный пример асимметрии человеческого тела. Это привело к попыткам объяснить асимметрию рук через асимметрию других органов. Так, Аристотель считал, что органы, расположенные справа, мощнее, чем находящиеся слева. Френсис Бэкон предположил, что существует связь между праворукостью и расположением печени справа. Сейчас тру, но установить, кому принадлежит идея о том, что правое левое полушария мозга различаются и это связано с предпочтением руки. По крайней мере, знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела восходят к первым векам нашей эры. Основательное исследование мозга двух леворуких женщин в сравнении с мозгом праворуких индивидуумов было выполнено в Англии анатомом Оглом в 1871 году. Огл обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека.
Современные взгляды на этот вопрос не столь категоричны. Так, ряд ученых считает, что анатомические различи мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий вообще и предпочтение руки в частности. Основной проблемой является то, что анатомам, как правило, не известно, право рукому или леворукому индивидууму принадлежит исследуемый мозг.
Следует заметить, что если считать асимметрии мозга (анатомические и функциональные) причиной праворукости ил” леворукости, то вопрос о способах передачи по наследству не снимается. Наиболее убедительным ответом являются генетические теории. В пользу генетических моделей говорят результаты обследования детей, взятых на воспитание. Рукость таких детей коррелировала с рукостью биологических родителей, а не тех, кто их воспитывал. Рассмотрим некоторое из этих теорий.
Джерре Леви и Томас Нагилаки предположили, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, которое контролирует речь. Как и всякий ген, он имеется в генотипе человека в двух формах, или, как говорят генетики, представлен двумя аллелями. Доминантный аллель L определяет, что речевым будет левое полушарие, а аллель r относит речевую функцию к правому полушарию. Второй ген определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие — находящейся на той же стороне, что и полушарие, или на противоположной. Как правило, полушарие управляет конечностями противоположной стороны. Такой контроль определяется доминантным аллелем С, а управление левым полушарием левой рукой или правым правой рукой зависит от аллеля с. Таким образом, теоретически возможны 4 варианта. Согласно этой гипотезе, большинство людей праворуки и обладают центрами речи в левом полушарии (генотипы LLСС, LrСС, LLСс, LrСс). Слабое место этой модели — предположение о возможности контроля правой руки правым, а левой — левым полушарием, так как это может быть обусловлено тремя вариантами генотипов (LLс, Lrсс, rrсс) (рис. 1).
В 60-х годах Марион Аннет предположила новую генетическую модель наследования рукости, которая утверждает, что в человеческой популяции левши, амбидекстры (обоерукие) и праворукие распределены в соотношении 0,04, 0,30 и 0,66 соответственно и это соотношение объясняется наличием или отсутствием гена, который содержит фактор правого сдвига. При наличии генетического фактора правого сдвига в ходе развития у ребенка, как правило, в левом полушарии формируются центры речи и предпочтение правой руки, которая также управляется левым полушарием.
Если в генотипе ребенка такой ген отсутствует, то такое полушарие становится речевым, а какая рука будет доминировать, определяется случаем. Поскольку каждый ген представлен парой аллелей, каждый из которых получен от одного из родителей, то помимо индивидуумов с генотипом RR (R — фактор правого сдвига) и rr (r — отсутствие фактора правого сдвига), встречаются люди, обладающие генотипом Rr, то есть унаследовавшие фактор правого сдвига только от одного из родителей.
Следует подчеркнуть, что, поскольку фактор правого сдвига определяет лишь вероятность доминирования левого полушария и правой руки, теория Аннет допускает влияние средовых факторов на ребенка, обладающего любым возможным генотипом.
Вот мы и подошли к вопросу о влиянии среды на леворукого ребенка. Оно многообразно. Это не только целенаправленное обучение, но и неосознаваемое подражание ребенка близким взрослым. Это и вынужденное преимущественное использование правой руки при работе с предметами, сконструированными для праворуких, такими как ножницы, швейная машина и т. п. Как реагирует на это влияние ребенок? Какой ценой дается ему результат, столь желанный для родителей и педагогов? Об этом мы поговорим в следующих разделах, а сейчас нам хочется рассказать вам о том, как влияет асимметричный мир на рукость у. мышей.
Почему мы часто рассказываем вам о животных? Ведь книга для учителей и родителей! Дело в том, что предмет нашего разговора — ваш леворукий ребенок — до настоящего времени таит в себе множество загадок не только для вас, но и для науки. Часть серьезных вопросов не может быть исследована непосредственно на человеке, а нуждается в экспериментальной разработке. Если иметь в виду некоторую осторожность в интерпретации данных, полученных на животных, и в переносе их на человека, то эти знания могут послужить углублению наших представлений о леворукости человека — наследника эволюции.
alfate.narod.ru
6 вопросов про левшей
На распространенные родительские вопросы о леворуких детях отвечает Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии.
Известно ли ученым, от чего зависит, родится ли ребенок левшой или правшой?
Существует множество теорий и гипотез возникновения леворукости: от социальных и социокультурных до генетических. И даже сегодня большинство ученых не сошлись в едином мнении и считают, что и причины и степень выраженности лево-праворукости могут быть различными.
Основные теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первая рассматривает появление леворукости как результат действия внешних (социальных, социокультурных) факторов, а вторая – как действие внутренних биологических факторов. Вряд ли нам удастся когда-нибудь разобраться в причинах, по которым практически во всех древних цивилизациях превалировало предпочтение правой руки. Уже в Библии мы находим много подтверждений этого: «Правой рукой совершаются добрые дела, праведные справедливые; левой рукой совершаются дела худые, неправедные и несправедливые». И поскольку такое отношение доминировало вплоть до второй половины 20 века, понятно, что с младенчества всех детей приучали работать правой рукой. Влияние среды и социокультурных воздействий в этом случае неоспоримо.
Другие специалисты считали и считают главной причиной — действие биологических факторов. Много веков леворукость будет считаться заболеванием, отражением патологии развития, почти физическим уродством. Сегодня подтверждается, что патологический вариант происхождения леворукости возможен – например, в результате нарушений развития мозга или травм рук, — но это совсем не означает, что леворукий ребенок в этом случае будет иметь серьезные проблемы в развитии.
Еще одна группа исследователей считает причиной леворукости генетические влияния. Согласно генетической теории «правого сдвига», праворукость передается по наследству потому, что люди имеют ген «правостороннего сдвига», а леворукость – является вариантом, при котором этот ген отсутствует, и человек может родиться, при определенных условиях внутриутробного развития, левшой.
Так, практически все исследователи сегодня склоняются к тому, что леворукие по своему происхождению — разнородная группа.
Говорят, что в последние годы число левшей увеличилось. Это так? Почему?
Действительно, в современном обществе мы все чаще встречаем леворуких людей. Считается, что два человека из десяти все делают лучше и легче левой рукой. Скорее всего, причина увеличения количества леворуких людей не биологическая, а социальная. Общество перестало считать леворукость аномалией, патологией развития, сегодня это индивидуальная особенность, такая же как цвет кожи, волос или глаз, худоба или полнота, высокий или низкий рост и т.п. Но такой взгляд обывателей на левшей стал нормой совсем недавно, лишь в последние 50-60 лет.
Насколько левши и правши — разные дети?
Еще раз подчеркну, леворукие — разнородная группа и поэтому все левши – разные. Впрочем, не менее и не более разные, чем праворукие.
Есть дети с выраженными творческими способностями, а есть обычные, не умеющие петь, плясать, рисовать. Есть среди леворуких дети, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом, но есть и дети со школьными проблемами. Поэтому невозможно выделить какую-то особенность, характерную только для леворуких. Существует много мифов об особенностях леворуких, однако научные исследования не дают этому достоверных подтверждений.
Существуют ли какие-то специальные педагогические методики развития, обучения левшей?
Леворукие дети, особенно дети, у которых есть выраженные факторы риска в развитии (патологии беременности и родов, травмы, операции) и нет леворуких родственников (что с большей долей вероятности позволяет предположить так называемый патологический или компенсаторный вариант леворукости) требуют особого внимания, т.к. у них возможны нарушения нейросенсорного, речевого и моторного развития. Однако хочу заметить, что точно такие же проблемы встречаются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в раннем развитии. В воспитании и обучении леворукого малыша нет каких либо отличий от праворукого ребенка.
На что стоит обратить внимание родителям, понявшим, что их ребенок левша?
Родителям в 4-5 лет стоит протестировать, определить действительно ли ребенок леворук и определить какой рукой ребенок будет учиться писать. Это необходимо сделать потому, что есть люди, которые все бытовые действия выполняют лучше левой рукой, а пишут лучше правой.
Но главное – не переучивать, не заставлять леворукого ребенка выполнять все действия правой рукой. Переучивание – постоянный стресс, негативно влияющий и на развитие, и на психическое здоровье ребенка.
Стоит ли из левши делать амбидекстра? Возможно ли это?
Из левши невозможно «сделать» амбидекстра. Амбидекстры одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, но таких людей очень мало. В то же время выраженность леворукости бывает разной – есть леворукие люди, которые могут использовать в каких-то действиях и правую руку, но они не амбидекстры.
www.parents.ru
Сайт про левшей и для левшей
Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Одни (их большинство) считают, что леворукость закладывается еще во время беременности. Другие придерживаются мнения, что на развитие головного мозга и на определение доминирующего полушария, сильно влияет характер течения родов. Есть гипотезы о том, что число леворуких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Данные теории связаны с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль.
Ранее общепринятая обществом правшей теория звучала так: левши — это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость — это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству — ее нужно искоренять. При становлении человека или позже природа играла генами в целях эволюции и зародила левшей. Это было ошибкой природы, но ген оказался живучим. Он затаился, передаваясь через поколение или даже два, но не давая себя уничтожить.
Если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто – 8-15 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, — своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.
Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами.
Недавно ученые из Оксфордского университета сумели раскрыть ген, делающий его обладателя левшой. Кроме леворукости, ген приносит несколько повышенный риск шизофрении у его носителя.
Ген под кодовым названием LRRTM1, по всей вероятности, играет ключевую роль в распределении таких функций как речь и эмоция между полушариями.
Устройство мозга носит асимметричный характер. У «правшей» левое полушарие контролирует речь, а правая – эмоции. Левши отличаются зеркальным распределением нормальных функций, и именно найденный ген является таким «переключателем».
По словам руководителя исследования, доктора Клайда Франкса из Оксфордского университета, понимание генетической природы распределения функций между полушариями поможет проследить развитие и устройство функциональной асимметрии мозга.
Разделение на правшей и левшей — уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов — компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга
И в дополнение к этому, пожалуй, самая невероятная и интересная теория — она объясняет происхождение, паранормальные и просто выдающиеся способности левшей и механизм передачи гена леворукости — «Параллельный мир». Она высказана Петром Чередой и заключается в следующем:
«Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности, они обладали даром предвидения, способны были мгновенно оценить обстановку, молниеносно и правильно принять решение. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей. И начался круговорот — «божественные зеркальные гены» даруют их потомкам удивительные способности и таланты. По гипотезе Петра Череды, почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из «зеркального пространства».
www.levshei.net
Профессор Армор в одной из своих научных статей заявил, что даже если гены леворукости будут обнаружены в будущем, маловероятно, что с помощью методики ДНК-анализа можно будет предсказать, станет ли человек правшой или левшой.
В мире практически каждый седьмой человек – левша, что составляет в среднем 15% от всего населения планеты.
Стоит отметить, что ранее в этом году британские ученые обнаружили, что леворукость или праворукость определяется еще на стадии эмбрионального развития плода в утробе матери.
www.rosbalt.ru