Портфолио для детского сада: как сделать портфолио в детский сад

Портфолио – что это такое? Зачем и кому оно нужно, и как оформить портфолио? Должны ли быть в нем фотографии и разделы? Где скачать бесплатно портфолио для детского сада? Ответы на все эти вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Сегодня, наверное, уже нет ни одного родителя, которого бы в детском саду не попросили оформить портфолио для ребенка. Но такая нелегкая задача может привести многих из них в тупик. Да и многие педагоги до сих пор теряются, давая определение данному документу.

Что такое портфолио и его функциональное назначение

Портфолио (англ. portfolio — папка для документов) – папка, которая дает понимание о деятельности организации или конкретного специалиста.

Портфолио для детского сада – оригинальный метод регистрации индивидуальных достижений, который помогает передать и упорядочить важные моменты в жизни воспитанника ДОУ, его положительные эмоции, цели, достигнутые в различных видах жизнедеятельности, и впечатления от этого. То есть все то, что может дать индивидуальную и личностную характеристику воспитанника и его успехов. Сегодня оформление портфолио – это требование новых стандартов и одна из составляющих системы оценивания подготовки ребенка к школе.

Ознакомившись с методической литературой, можно выделить ряд функций для портфолио воспитанника в ДОУ:

  1. Диагностическая – показывает умственный и физический рост ребенка в динамике.
  2. Целеполагающая – способствующая осознанному процессу, разворачивающемуся во времени (чему обучается ребенок).
  3. Содержательная – обнаруживает и оценивает все виды выполняемых работ.
  4. Мотивационная – вознаграждает достигнутые результаты и стимулирует в достижении новых целей.
  5. Развивающая – обеспечивает постоянство процесса обучения и воспитания на данном этапе жизни.
  6. Социообразующая – укрепляет и развивает социально-психологический климат между детьми и взрослыми.

Принципы в оформлении портфолио для детского сада

Приступая к формированию баз портфолио, воспитатель должен предупредить ряд возможных ошибок.

Для этого необходимо учитывать следующие принципы:

  • работа по созданию портфолио должна осуществляться систематически;
  • в оформлении портфолио и отборе материалов для него ребенок должен принимать личное участие;
  • создание портфолио добровольно — только родитель может принять решение, нужно портфолио их ребенку или нет;
  • жесткие требования к оформлению работы отсутствуют, главное чтобы нравилось ребенку;
  • в портфолио должна быть подчеркнута уникальность ребенка – в связи с этим важно не допустить «состязательности» между родителями/детьми – кто лучше!
  • Портфолио для детского сада

    Структура портфолио для детского сада, образец заполнения

    Структура портфолио для детского сада обусловлена возрастными особенностями ребенка и педагогическими задачами, осуществляемыми на данном этапе развития воспитанника в данном конкретном ДОУ. Педагоги до настоящего времени не пришли к единому мнению по оформлению портфолио в садик. Определяется структура внутренней документацией – положением о портфолио воспитанника ДОУ. Главное всегда помнить, что это креативная работа и отношения к ее выполнению она требует творческого.

    Портфолио в детский сад, как правило, содержит следующие части: титульный лист, содержание, и основная часть, которая позволяет раскрыть данные о ребенке, его семье и друзьях, можно описать режим дня, любимые игры, книги, праздники и путешествия, творческие работы, спортивные достижения и успехи в учебе и т. д.

    Давайте более подробно рассмотрим основную часть, и приведем для некоторых пунктов образец заполнения портфолио для мальчика в детский сад. Портфолио в детский сад для девочки вы можете заполнить по аналогии.

    Пунктов много, но совсем не обязательно все они должны быть в вашем портфолио. Если воспитателем не задана конкретная структура, выберете наиболее понравившиеся вам пункты, учитывая, конечно, что первые два должны присутствовать в любом случае.

    «Давайте познакомимся»

    (содержится первичная информация о ребенке, его фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; адрес проживания, знак зодиака; расшифровка имени и рассказ родителей о том, почему они выбрали именно это имя; интересы ребенка).

    Например, об имени ребенка можно написать следующее:

    Имя дают человеку при рождении, и оно оказывает влияние на всю его жизнь. Именно поэтому мои родители долго выбирали мне имя. Моя бабушка хотела, чтобы меня назвали в честь дедушки Алексеем, но мама и папа долго совещались и все же решили, что звать меня будут русским православным именем Егор.

    Имя Егор – это русский вариант имени Георгий, имеющего греческие корни и в переводе значащегося как «земледелец».

    Сокращенные варианты: Егорка, Гора, Жора, Егоша, Гоша, Гога

    Егор с детства выделяется своей практичностью и деловитостью. Также он очень активен и эмоционален. Трудолюбие, целеустремленность и старательность – основные черты его характера. Помимо этого следует отметить и его обостренное чувство справедливости. Из-за этой черты Егор даже может прослыть драчуном, ведь ему трудно стерпеть, когда кто-то в его окружении откровенно врет или обижает более слабого.

    В старину отчество разрешалось иметь только тем людям, кто заслужил доверие царя. А в наше время оно имеется у каждого и дается по имени отца. Мое отчество Геннадьевич.

    Фамилия простым людям также долгое время не полагалась. Ее удостаивались лишь люди с высоким положением в обществе. Сейчас, как и в давние времена, фамилия человека – это наследуемое семейное наименование. Моя фамилия – Иванов.

    «Мир, в котором я живу»

    (сведения об окружении ребенка, его семье, друзьях, родственниках и близких людях; генеалогическое древо семьи; картинки и фотографии друзей; семейный фотоальбом; рассказы, записанные с его слов).

    О семье можно написать следующее:

    Мою маму зовут Ольга Анатольевна. Она врач-педиатр, работает в поликлинике №2, лечит детей. Хорошо, что моя мама доктор – когда я болею, она сама лечит меня. Еще она вкусно готовит и играет со мной в разные игры.

    Моего папу зовут Геннадий Павлович. Он монтажник-высотник. Строит большие дома. Я люблю с папой ходить на рыбалку и кататься на велосипедах.

    Мою бабушку зовут Анна Ивановна. Она на пенсии и любит заниматься разными видами рукоделия. Каждое лето мы с ней ходим в лес за грибами и ягодами.

    О друзьях можно написать следующее:

    У меня очень много друзей.

    Это Даша. Она моя соседка, мы очень часто ходим друг к другу в гости.

    Это Тимофей. Мы дружим с детства. Он приходит к своей бабушке, а она живет по соседству.

    Это Саша. Я подружился с ним в секции карате.

    Это Кирилл. Мой лучший друг в группе. Мы всегда играем вместе.

    Это Ксюша. Моя лучшая подруга в группе. Она мне очень нравится.

    «Я уже совсем большой»

    (антропометрические данные разных возрастов; контуры ладони и ступни).

    «Мои достижения»

    (индивидуальная карта развития ребенка; успехи ребенка в различных областях, отметки о наградах, грамоты, сертификаты).

    По этому пункту в портфолио ребенка для детского сада можно написать, например:

    Я уже целый год хожу в секцию карате, и совсем скоро у меня будет первый экзамен.

    Недавно я участвовал в конкурсе детского рисунка и занял 2 место.

    Мой папа учит меня играть в шашки, и у меня уже неплохо получается.

    «Мои таланты»

    (особые склонности и особенности ребенка).

    У меня хорошая память, я быстро запоминаю стихи, умею громко и выразительно их рассказывать.

    Я люблю рисовать и в следующем году планирую поступать в художественную школу.

    А еще я уже умею читать и считать, но пока не очень хорошо.

    «Педагоги вокруг»

    (описание работы воспитателя, психолога и логопеда с ребенком; психологический портрет ребенка с точки зрения работников ДОУ; описание взаимодействия родителей и специалистов; рекомендации родителей).

    «Семь «Я» и детский сад»

    (представлена работа, проводимая с семьей; информация о родителях; совместные занятия; встречи в родительском клубе; отзывы о совместных прогулках и экскурсиях; консультации для родителей; отзывы и предложения о работе).

    «Мое творчество»

    (рисунки ребенка; фотографии поделок, аппликаций, оригами и т. д.).

    «Учимся читать»

    (перечень любимых книг ребенка и рисунки по прочитанным произведениям).

    «Мир вокруг нас»

    (сведения о посещении театра, экскурсии, музея, городского или детсадовского праздника).

    Можно написать, например:

    9 Мая я с родителями ходил на площадь – смотреть на военный парад. Там я увидел много военной техники – мне очень понравилось.

    А еще недавно мы с мамой были в цирке. Мне особенно понравились номера с обезьянкой и с тиграми.

    «Мир фантазий»

    (придуманные ребенком игры, рассказы, слова, рисунки и творческие работы).

    «Мой детский сад»

    (сведения о воспитателях и группе).

    «Скоро в школу»

    (фотография или рисунок школы; рисунки по данной тематике; буквы и цифры, которые знает ребенок; рекомендации для родителей; критерии готовности к школе).

    (о какой профессии мечтает ребенок, к какому виду профессиональной деятельности у него имеются склонности)

    Например, можно написать так:

    Когда я вырасту, я стану машинистом электропоезда, как мой дядя. Хотя совсем недавно я хотел быть строителем и строить дома, как папа. Возможно, я еще передумаю.

    В результате оформления портфолио для детского сада должны быть максимально раскрыты индивидуальные особенности детей, сформированы предпосылки для их успешного развития, созданы условия для эффективного взаимодействия с родителями.

    Используйте шаблоны портфолио для детского сада, чтобы сократить временные затраты на создание столь объемного документа. А скачать портфолио для детского сада бесплатно вы можете со страниц нашего сайта, пройдя по ссылке.

    Надеемся что наши советы о том, как сделать портфолио в детский сад, помогут вам в вашей работе.

    Портфолио в детский сад

    www.rastut-goda.ru

    Делаем портфолио для детского сада

    Если же подойти творчески, то обязательный документ станет копилкой успехов малыша, летописью его достижений и побед по всем направлениям развития личности маленького человека.

    Назначение портфолио для детского сада

    Заинтересованные в более близком общении с ребенком родители используют для этого процесс сбора портфолио. Действительно, это рождает общие интересы, взрослые вокруг малыша начинают чаще замечать его достижения и акцентировать на них внимание, а значит, семья проводит больше времени вместе, занимаясь одним важным делом.

    В портфолио находят отражение разные грани развития малыша:

  • физическая;
  • Совместное создание портфолио поможет ребенку освоить такой важный инструмент самопознания, как «Какой Я?», что позволит маленькому человеку проще понимать себя и определять свое место в мире. А что может быть важнее в будущей жизни?

    Каким будет портфолио?

    Так как разговор идет о портфолио ребенка, то не может и речи о скучном формальном подходе к документу. Летопись роста малыша должна быть увлекательной и яркой, ведь она создается не для галочки или педагогов, неординарной книге предстоит стать гордость ее героя – самого ребенка. И будет правильно, если собирать эту летопись родители начнут вместе с ребенком, объяснив малышу, зачем эта книга создается, и что в нее будет входить.

    И не стоит думать, что трехлетний малыш не поймет замысла. Уже в этом возрасте дети неравнодушны к ярким картинкам, а если это будут его картинки, то интерес долго не ослабеет. А спустя время, немного подросший человек может поразиться с тем, каким он был еще недавно, и сравнить сегодняшние и вчерашние умения.

    Титульный лист

    Самый первый, титульный лист ребячьего портфолио можно сравнить с той одежкой, по которой, согласно поговорке, встречают. Это лицо всеобъемлющей работы, позволяющее создать первое впечатление о ребенке и о его семье, принимавшей деятельное участие в сотворении книги о маленьком герое.

    Этот раздел иногда называют еще и «Портретом», и здесь размещается вся самая важная для ребенка информация. Можно предложить, например, такой перечень:

  • Где я живу. На этих страницах следует рассказать о городе или поселке, где живет семья, об интересных местах и, конечно же, о своем доме. Подкрепят рассказ красочные картинки и фотографии.
  • Раздел №2. «Мои игры и занятия»

  • Мои занятия с взрослыми людьми в детском саду и дома, в кружке или в студии;
  • Мои увлечения. Любимые занятия малыша, которым он с удовольствием посвящает время вне садика.
  • Мои прогулки. Описание прогулок, совершаемых ребенком, подкрепленные фотографиями и рисунками малыша.
  • Данный раздел целиком посвящен праздникам, которые прошли за прошедший период времени. Это могут быть тематические утренники в детском саду или домашние торжества, непосредственно касающиеся жизни ребенка. Например, Новый год, Женский день, Рождество или дни рождения, праздник осени или день Единства.

    Раздел №4. «Я расту»

    В этом разделе могут быть включены рубрики, дающие представление о разных гранях развития малыша.

    Динамика физического развития

    Динамика общего развития

    По собранным в этой рубрике материалам можно отследить социальное и личностное развитие ребенка и его успехи в познавательно-речевой сфере.

  • Устами младенца. Здесь родители собирают все интересные слова и выражения ребенка, созданные им в процессе обучения речи, а также интересные мысли ребенка.
  • Я знаю буквы. Хронология изучения азбуки.
  • Я читаю. Как малыш учится читать в разном возрасте, например, по буквам, затем по слогам, и, наконец, по словам.
  • Моя любимая песня.
  • Я умею играть на музыкальных инструментах.
  • Мой внутренний мир.
  • Рубрика включает детские рисунки и фотографии объемных творческих работ, а также фоторепортажи с мероприятий, где ребенок принимал участие:

  • Рисунки в разных техниках и жанрах;
  • Малая скульптура из пластики, теста, пластилина или глины;
  • Аппликация и мозаика;
  • Результаты конструирования;
  • Фотографии поделок из различных материалов;
  • Здесь место всем впечатлениям, полученным малышом после посещений театральных представлений, выставок, походов и киносеансов.

  • Мои путешествия и походы.
  • Мои незабываемые открытия.
  • Мои удивительные экскурсии.
  • Мои впечатления о спектаклях и выставках.
  • Раздел №6. «Отзывы и пожелания»

  • Родителей;
  • Педагогов из учреждений дополнительного образования, посещаемых малышом.

Памятка предназначена педагогам и воспитателям детского учреждения.

  • Заполнять разделы портфолио могут и должны не только педагоги, но и родители ребенка.
  • Разделы детской летописи не нумеруются, да и располагать их можно в свободном порядке.
  • Работы ребенка и достижения обязательно датируются, что поможет отслеживать динамику и сравнивать созданное ребенком ранее с тем, что создано сегодня.
  • Во время заполнения документа важно разъяснить детям, на чем основывается самооценка, чтобы не произошло ее занижения или, наоборот, завышения.
  • Не секрет, что сегодня педагоги настоятельно рекомендуют родителям, как можно раньше начинать вести портфолио ребенка. И хотя, порой, создание своеобразной летописи развития малыша кажется излишним и надуманным, но пользы от этого документа гораздо больше, чем хлопот. Именно поэтому портфолио стало практически обязательным при поступлении ребенка в дошкольное детское учреждение, а запрашивают его, начиная с трехлетнего возраста.

    • социально-личностная;
    • познавательно-речевая;
    • художественно-эстетическая.
    • Польза портфолио для педагогов, которым предстоит общаться с ребенком, неоспорима. Но более всех в этом документе нуждается сам малыш.

      Портфолио пополняется лучшими детскими рисунками и фотографиями других поделок, наблюдениями, как ребенок взрослеет, какие слова и понятия осваивает, как прирастают его навыки и умения.

      Однако, как бы ни был важен титульный лист, перегружать его сведениями не стоит. Для всего, о чем хочется поведать, предназначено еще много страниц внутри книги. На титул же выносится самое главное – кто владелец этого портфолио, каков его возраст и где герой учится и проживает. Совсем не лишней будет и фотография самого ребенка. И если текстовую часть титульного листа многие родители предпочитают сделать при помощи компьютерной техники, то художественное оформление можно сделать вместе с ребенком, которому будет приятно внести свой вклад в создании первой страницы собственной книги.

      Содержание детского портфолио

      Раздел №1. «Мой большой мир»

    • Моё имя. Здесь кроме самого имени малыша может быть помещена информация и значении выбранного для ребенка имени, почему родители именно так назвали сына или дочку. Будет интересно узнать и предрасположенности, которыми наделяет гороскоп владельцев этого имени. Если у семьи примечательная фамилия, то родители могут объяснить ее значение или чем она прославлена.
    • Моё имя при крещении. Если ребенок при крещении получил второе имя, то и его можно пояснить, коротко описав небесного заступника малыша.
    • Моя семья. Не менее важно рассказать о людях, близким малышу, указать имена родственников или даже создать семейное древо.
    • Мои друзья. Малышу будет интересно рассказать о своих друзьях и их увлечениях, рассмотреть их фотографии и вспомнить общие игры.
    • Мой детский сад. Здесь располагается описание детского сада и группы, куда ходит малыш.
    • Мои любимые игры в детском саду и дома;
    • Мои занятия по системе раннего развития, с указанием конкретной методики и рассказа об охотно посещаемых ребенком занятиях;
    • Мои любимые книги. Здесь указываются названия книг и их авторы;
    • Раздел №3. «Мои праздники»

      Здесь вносятся антропометрические данные, дающие возможность отслеживать изменение роста, веса и других показателей. Оформление может быть различным. Для наглядности можно использовать графики или диаграммы, не возбраняется прикрепление рисунков и сравнительных таблиц. Детям нравится, когда одним из показателей из роста становится контур ладошки и ступни в разном возрасте.

      Сюда же прикрепляются и фотографии малыша в разном возрасте.

  1. Антропометрические показатели;
  2. Моя ладошка. Контур обводится каждый год. Удобнее это сделать в день рождения малыша, чтобы была видна динамика роста.

    • Я умею считать. Динамика изучения счета в разном возрасте. Умения и навыки.
    • Мое любимое стихотворение.
    • Я умею танцевать.
    • Мир вокруг меня. Впечатления и наблюдения.
    • Творческое развитие ребенка

    • Участие в постановках, с приложением фотографий и указанием роли.
    • В этой рубрике отводится место всем достижениям ребенка, выразившимся в почетных грамотах, дипломах и похвальных листах, которые ребенок получает в детском учреждении, на выставках, в клубе или после участия в соревнованиях или конкурсах. Это послужит хорошим стимулом к достижению высоких результатов, чем бы малыш ни занимался, научит прикладывать усилия и даст повод гордиться достигнутыми результатами.

      Материалы располагаются в последовательном хронологическом порядке, что дает, взявшему в руки книгу, наглядно отслеживать динамику развития малыша и отмечать стремления ребенка по мере роста.

      Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»

      Здесь в свободной форме записываются пожелания и отзывы взрослых, общающихся с ребенком:

      • Воспитателей в детском учреждении;
      • Эти записи должны повысить самооценку малыша, ведь высказанная взрослыми похвала и высокая оценка достижений позволит не только гордиться уже полученными результатами, но и стремиться к новым высотам. А причиной для отзыва может послужить и день рождения малыша, и выпуск из очередной группы, и любое проводимое мероприятие.

        Памятка по ведению детского портфолио

      • Категорически запрещено использовать данные портфолио для сравнения одного ребенка с другим!
      • Документ должен быть оформлен аккуратно и творчески, чтобы ребенок мог оценить его важность и ценность.
      • Владелец портфолио – ребенок, поэтому просмотр документа третьими лицами возможен только по разрешению малыша.
      • Обязательно нужно фиксировать все успехи ребенка, являющиеся главным стимулом к дальнейшему развитию.

        zhenomaniya.ru