Спецоценка: просто о сложном

Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам

С этого года все организации обязаны проводить спецоценк у ч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ) . А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.

Кого касается спецоценка

Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку

Даже если у вас работает всего 2 человека — директор и бухгалтер, — вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работнико в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценк е ч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ .

Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки

Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не над о ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ .

Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка

Если все сотрудники фирмы — дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не над о ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ .

Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценк у п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ .

Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценк и ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 лет ч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ .

В офисах надо проводить спецоценку

Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательн о ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки — исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов — не проводитс я ч. 2, ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ .

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес т ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списк и подп. 1— 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время — не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней ) статьи 92, 117, 147, 219 ТК РФ ;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной форм е приложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным норматива м ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компани и пп. 3— 5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н :

  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
  • посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).
  • Оценивают не штатные единицы, а рабочие места

    Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

    Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться

    Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г. ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

    Сроки проведения спецоценки

    Для новых фирм сроки те же, что и для действующих

    Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полуго да п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ .

    glavkniga.ru

    Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда в 2018 году

    Статьи по теме

    Размер штрафа за отсутствие СОУТ, или за ошибки при ее проведении, может достигнуть 80 000 р. Подробно расскажем, кто и за что может наложить штрафные санкции на организацию в 2018 году. Также выясним, кто несет ответственность за непроведение специальной оценки условий труда, и какая инстанция занимается её контролем.

    Из этой статьи вы узнаете:

    • в каких случаях и кем налагается штраф за непроведение специальной оценки условий труда;
    • каковы штрафы за непроведение СОУТ;
    • на ком лежит ответственность за отсутствие спецоценки
    • Специальная проверка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест. Основным изменением стало то, что если ранее не все рабочие места подлежали аттестации, то сейчас СОУТ ждет практически всех.

      Однако при таком объеме работы вероятны и нарушения, и ошибки. Узнаем, кто на предприятии несет ответственность в случае выявленных нарушений, какие санкции будут наложены на организацию.

      В каких случаях и кем налагается штраф за непроведение специальной оценки условий труда 2018

      Выявленные нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – и к уголовной ответственности.

      Контролем и наложением штрафных санкций на предприятие занимается Трудовая инспекция.

      Стоит ли полагаться на отсрочку проведения спецоценки УТ (ст. 27 ФЗ №426)

      В проведении оценки условий труда есть определенные сложности и «подводные камни». В первую очередь, это разное прочтение п. 6 ст. 27 426-ФЗ, в которой устанавливается, что спецоценка некоторых рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть закончена к 31.12.2018 года.

      Кроме того, в 4 статье этого же закона говорится о возможности переходных положений: если на рабочих местах уже была проведена аттестация, можно отложить проведение СОУТ на 5 лет.

      Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

      Некоторые работодатели читают эту статью закона как общее разрешение на отсрочку. Однако это заблуждение.

      Дело в том, что в 27 статье говорится о конкретных специальностях, на которые распространяется отсрочка, а работодатели часто относят это правило на все учреждение, в том числе на рабочие места, которые раньше не подлежали аттестации. По их логике часть рабочих мест остается «в тени»: никогда не аттестовывались, и пока вроде и не надо. Однако это не так.

      Все рабочие места должны быть подвергнуты процедуре СОУТ, отсрочка возможна только для мест, которые уже проходили аттестацию ранее. То есть работодатель может до определенного момента пользоваться результатами прошедшей проверки, но все рабочие места в любом случае ждет спецоценка.

      Ст. 57 ТК РФ

      Еще один «подводный камень» заключен в 57 статье Трудового кодекса. Согласно ей, указание условий труда на рабочем месте является обязательным условием для трудового договора. И никаких отсрочек и переходных периодов законодательство не предусматривает!

      Если трудовой договор в момент его заключения с работником не содержит обязательных условий, то необходимо внести добавления, оформив их, например, как приложение или соглашение сторон. В любом случае все должно быть зафиксировано письменно.

      Некоторые рабочие места ранее не проходили аттестацию, и сотрудники, занятые на этих местах, не имеют обязательной соответствующей отметки в трудовом договоре. Добавим к этому разрешенную отсрочку проведения, о которой мы писали выше.

      Получается, что если на рабочем месте ранее не проводилась аттестация, и СОУТ пока еще не проведена, то возникает противоречие с 57 статьей. Работодатель, не поторопившийся выполнить данную процедуру, нарушает требования ТК.

      Если на вашем предприятии есть такие рабочие места, рекомендуем обратиться к Письму Роструда от 20.11.2015 №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте». Оно однозначно трактует подобную ситуацию в пользу немедленного проведения СОУТ, в противном случае организация может быть оштрафована.

      Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда в 2018 году: нормы законодательства

      Штраф за отсутствие СОУТ в 2018 составляет от 5 000 до 80 000 руб. Размер его зависит от того, на кого он наложен.

      Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит, в зависимости от тяжести нарушения, от 5000 до 10000 р.

      Непроведение специальной оценки условий труда юридическим лицом влечет за собой штраф ощутимо больший: от 60 000 до 80 000 руб.

      Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое! Возможно и приостановление деятельности компании.

      Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

      Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.

      На ком лежит ответственность за непроведение специальной оценки условий труда 2018

      Согласно закону «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, проведение её – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя.

      Это касается и ответственности за некорректно осуществленную оценку.

      Проведение СОУТ регламентируют следующие документы, помимо закона «О спецоценке», упомянутого выше:

    • Методика проведения;
    • Классификатор ВОПФ.
    • Если на предприятии спецоценка была не проведена, или проведена в неправильные сроки, или были допущены иные нарушения, работодатель привлекается к административной ответственности. Это предписано в ст. 5.27.1 КоАП.

      Штраф налагается Трудовой инспекцией, согласно ст. 23.12 КоАП.

      www.trudohrana.ru

      В соответствии со ст. 212 ТК РФ, Федерального закона о специальной оценке условий труда от 28.12.2013 N 426-ФЗ работодатель обязан провести специальную оценку условий труда. (раннее аттестация рабочих мест).

      Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее — Закон N 426-ФЗ).

      Специальная оценка в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ, проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

      -работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

      Также специальная оценка условий труда не может быть проведена на вакантном рабочем месте. Такие разъяснения дал Минтруд России в письме от 14.03.2016 N 15-1/ООГ-1041.

      Если до 01.01.2014 рабочие места были аттестованы, то специальную оценку условий труда на них можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Исключением являются случаи, в которых необходимо провести внеплановую специальную оценку. Данные выводы следуют из положений ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

      В случае непроведения специальной оценки условий труда работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27.1 КоАП РФ. Штраф за непроведение или нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах может составить на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. ·

      К примеру: расходы работодателя, который планирует провести СУОТ на 3х рабочих местах, составляет 3 тыс. руб. (3 раб. мест *1000р.), а штраф за непроведение СУОТ – соответственно — 5 тыс. руб. с обязательным последующим проведением СУОТ в ближайшее время.

      Имеется возможность объединиться работодателям малых предприятий и ИП, совместно выбрать аттестующую организацию и провести СОУТ.

      kaltasyrb.ru

      Штраф за непроведение спецоценки труда

      Специальная оценка условий труда (СОУТ)

      Работодателю следует выбрать из реестра компанию-оценщика по собственному усмотрению и заключить с ней договор ГПХ.

      Данный порядок проведения СОУТ позволяет значительно сэкономить на услугах компании-оценщика.

      Иногда спецоценку требуется осуществить внепланово (ст. 17 № 426-ФЗ):

      Кроме того, такая организация должна иметь аккредитованную испытательную лабораторию для проведения измерений в целях идентификации вредных (опасных) производственных факторов.

      До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, по которым будет проводиться СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест. При их наличии оценивается только 20% (но не меньше 2) таких рабочих мест, а полученные результаты применяются по отношению ко всем аналогичным рабочим местам по предприятию в целом.

      Следовательно, в 2018 году необходимо провести СОУТ всем работодателям:

      Организовать и оплатить СОУТ работодатель должен самостоятельно. Но сама процедура должна быть выполнена независимой аккредитованной организацией, включенной в Реестр Минтруда РФ http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations , для которой проведение оценки является основным видом деятельности.

      В штате каждой такой организации, согласно требованиям законодательства, должно работать не меньше 5 специалистов, включенных в Реестр сертифицированных экспертов СОУТ http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts .

    • которые ранее никогда не проводили спецоценку или АРМ;
    • у которых срок действия АРМ истекает в текущем году.
    • Примечание: для вышеперечисленных рабочих мест процедура СОУТ не включает проведение идентификации – сопоставления и установления совпадения вредных (опасных) производственных факторов, воздействующих на сотрудников, с классификатором Минтруда (п. 6 ст. 10 № 426-ФЗ).

      Спецоценка производится не реже одного раза в 5 лет. При этом не важно, были ли в ее результате выявлены вредные или опасные производственные факторы. Даже если подобные обстоятельства на предприятии не обнаружены, по истечении вышеуказанного срока СОУТ выполняется вновь.

      Обратите внимание: если произошла реорганизация юрлица, ИП сменил ФИО или изменилось название рабочего места, внеплановая СОУТ не проводится.

      По общему правилу работодатель должен провести спецоценку не позднее 31 декабря 2018 года. Однако если у него есть сотрудники на рабочих местах, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, спецоценку нужно провести как можно скорее (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Это рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Соответственно люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

      Внеплановая спецоценка может потребоваться, например, если вы вводите в эксплуатацию вновь организованные рабочие места.

      Стоимость оценки одного рабочего места определяют стороны при заключении договора. Как правило, это около 1000— 3500 руб.

      Кроме того, если на фирме работает один человек — учредитель, который исполняет обязанности директора и главного бухгалтера без оформления трудового договора, спецоценка также не проводится. В этой ситуации нет сотрудников и работодателей, так как трудовые договоры отсутствуют. Поэтому пока на фирме работает единственный учредитель, который выполняет при этом функции директора и главного бухгалтера без договора, спецоценка не проводится.

      Спецоценку условий труда в 2016 году нужно провести всем компания и предпринимателям.

      Спецоценка условий труда в 2016 году

      Для проведения спецоценки в 2016 году прежде всего нужно выбрать стороннюю специализированную компанию, которая и будет оценивать рабочие места. В ее штате должно быть минимум пять экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке. В том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Посмотреть список организаций, которые вправе проводить спецоценку, можно на сайте Минтруда. После того как организация выбрана, с ней нужно заключить договор на проведение спецоценки.

      Исключение — ИП без работников и ИП и фирмы, в которых работники работают на дому. В этом случае спецоценка не проводится.

      Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то есть установлены 1-й и 2-й классы соответственно, то втаком случае сдавать декларацию не нужно. Это подтвердили специалисты Минтруда России в письме от 17.09.2014 № 15-1/В-1157.

      Работодатель издает приказ о создании комиссии, которая будет проводить специальную оценку условий труда, и утверждает график работ по спецоценке (п. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). В состав комиссии должны входить сам работодатель в лице руководителя, его представители, например начальники подразделений, юристы. Обязательно должен быть специалист по охране труда. А также представитель профсоюза (при наличии) и фирма, проводящая спецоценку. При этом число членов комиссии должно быть нечетным (п. 1—3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

      Если компания затем сменит местонахождение (сменит офис и др.), то в данной ситуации результаты спецоценки будут действительны в течение пяти лет со дня ее завершения спецоценки. Исключение — случаи, когда работодатель обязан провести внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

      Административная ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ:

      Специальную оценку условий труда должны проводить все работодатели (исключения мы привели ниже). Порядок для данной процедуры прописан в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

      условий и охраны труда Минтруда России

      При этом Федеральным законом в случае поэтапного проведения специальной оценки условий труда не устанавливается количество этапов проведения специальной оценки условий труда и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. В этой связи указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, заключение которого предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона.

      Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

      При этом частью 6 статьи 10 Федерального закона установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

      Могут ли оштрафовать организацию за отсутствие спецоценки условий труда

      Вместе с тем, согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, требующих проведения внеплановой специальной оценки условий труда, порядок проведения которой установлен статьей 17 Федерального закона.

      Компания работает с 2013 года-Аттестация рабочих мест не проводилась и Спецоценка рабочих мест также. В 3 квартале 2016 планируется провести Спецоценку- могут ли оштрафовать организацию за отсутствие спецоценки в период с 2014 по 2016 год?

      рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

      Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Сообщаем, что в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

      рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

      Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

      Административная ответственность в данном случае наступает за нарушение нормы права независимо от количества рабочих мест, по которым не проведена спецоценка.

      – для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

      Ответственность за непроведение спецоценки установлена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

      Подробности в материалах Системы Кадры:

    • для организации – штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

      Ответ: Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки условий труда

      Суммируются ли штрафы за непроведение СОУТ за каждое рабочее место

      – для организации – штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;

      За повторное нарушение порядка проведения специальной оценки предусмотрены следующие административные наказания:

      заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

      Об этом сказано в части 5 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      Суммируются ли штрафы за непроведение СОУТ (спецоценка раб.мест) за каждое рабочее место?

      Это предусмотрено в части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      При формировании комиссии нужно соблюдать следующие правила:

      Иногда руководители компаний думают, что проведение спецоценки не является обязательным. Рассмотрим, в каких случаях можно не проводить спецоценку.

      — заключения эксперта специализированной организации.

      Особой специфики при исследовании и измерении факторов производственной среды и трудового процесса, по сути, нет. Однако при их измерении должны применяться аттестованные методики измерения вредных и опасных производственных факторов. За исключением разве что самых простых, например температуры, скорости движения воздуха в помещении, влажности. Здесь нет и не может быть методик. Однако есть ряд достаточно важных и серьезных измерений, например, химических факторов, которые без аттестованных методик невозможны.

      Для систематизации мероприятий необходимые сроки проведения спецоценки для разных категорий рабочих мест можно определить так (таблица 1).

      3) стаж работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее 3 лет;

      Согласно ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ спецоценка может проводиться поэтапно до 31.12.2018 в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых не включены в специальные списки (для досрочного назначения пенсии) и компенсации за работу с вредными факторами которым не предоставляются (далее — списки).

      К сведению. Обратите внимание, что теперь работник не может выдвинуть требование о проведении спецоценки, тогда как ранее Порядок проведения аттестации, утвержденный Приказом N 342н, предусматривал такую возможность.

      pahomova-nsk.ru

      Спецоценка условий труда: как избежать штрафа

      С 1 января 2015 г. ужесточились меры ответственности работодателей за нарушения в сфере охраны труда. В частности, в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась ст. 5.27.1, предусматривающая ответственность не только за нарушение государственных нормативных требований охраны труда вообще, но и за конкретные нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (далее — спецоценка) на рабочих местах или за ее непроведение. Такие нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц до 10 000 руб., на компании — до 80 000 руб. Чтобы избежать штрафов, необходимо точно следовать трудовому законодательству при проведении спецоценки. Рассмотрим, как это сделать.

      Конституцией РФ закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Для обеспечения данного права в ст. 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить спецоценку условий труда.

      Более года назад был принят Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ). Напомним, что ранее действовавший порядок аттестации рабочих мест регулировался подзаконным актом — Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — Приказ N 342н).

      Примечание. См. статью «Новые штрафы за нарушение трудового законодательства» на с. 36 журнала N 12, 2014.

      Готовимся к спецоценке

      Шаг 1. Формируем комиссию по проведению специальной оценки условий труда

      Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализирующейся на этом организацией (ст. 8 Закона N 426-ФЗ). В рамках своих обязанностей работодатель образует комиссию по проведению спецоценки, а также утверждает график ее проведения (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

      — число ее членов должно быть нечетным;

      — комиссию возглавляет работодатель или его представитель;

      — состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением);

      — в состав комиссии включаются:

      1) представители работодателя (в том числе специалист по охране труда);

      2) представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

      Как видите, состав комиссии, проводящей спецоценку условий труда, иной, нежели комиссии, проводящей аттестацию рабочих мест. Теперь в нее не входят представители (эксперты) организации, проводящей спецоценку условий труда. Если специалиста по охране труда в штате нет, то нужно привлечь его со стороны, заключив гражданско-правовой договор для осуществления функций службы охраны труда на время проведения спецоценки.

      О создании комиссии работодателю следует издать приказ (пример 1).

      Пример 1. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки.

      Шаг 2. Составляем перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке

      Как видно из приказа (см. пример 1), комиссия до начала выполнения работ по спецоценке должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка. Для этого следует определить, в отношении каких рабочих мест она нужна.

      1. В ст. 27 Закона N 426-ФЗ указано, что если компания проводила аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения аттестации.

      Однако, несмотря на подобное исключение, в некоторых случаях необходимо провести внеплановую спецоценку условий труда (ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Это:

      — ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;

      — получение предписания инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными нарушениями;

      — изменение технологического процесса, замена оборудования;

      — изменение состава применяемых материалов или сырья;

      — изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

      — произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профессиональное заболевание;

      — наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников.

      Как видите, в перечисленных ситуациях спецоценку придется провести даже при наличии аттестации рабочих мест. Законом N 426-ФЗ определен срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка, — 6 месяцев со дня наступления указанных случаев.

      2. Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ спецоценка в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников не проводится. При этом условия о надомной и дистанционной работе должны быть отражены в трудовых договорах и должностных инструкциях (при их наличии).

      3. Также не проводится спецоценка рабочих мест сотрудников, трудящихся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

      Примечание. См. статью «Работа на дистанции: нюансы, о которых нужно знать» на с. 30 журнала N 5, 2014.

      Все иные рабочие места подлежат спецоценке. Нередко у работодателей возникает вопрос, подлежат ли спецоценке рабочие места офисных работников. Ранее п. 4 Приказа N 342н позволял не проводить аттестацию рабочих мест, где сотрудники были заняты исключительно работой на компьютерах. Теперь Закон N 426-ФЗ не делает для данных рабочих мест исключений в обязательности проведения спецоценки. Таким образом, если в организации не проводилась аттестация рабочих мест и нет ни надомников, ни дистанционных работников, то все рабочие места подлежат спецоценке.

      Обратите внимание на особенности составления перечня в отношении некоторых категорий рабочих мест. На аналогичных рабочих местах достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа таких мест, но не менее двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку о том, что данные места аналогичны.

      К сведению. Согласно ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые:

      — расположены в одном или нескольких однотипных помещениях;

      — оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;

      — обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

      А также на которых сотрудники:

      — работают по одной и той же профессии (должности, специальности);

      — выполняют одинаковые трудовые функции;

      — трудятся в одинаковом режиме рабочего времени;

      — осуществляют работу при ведении однотипного технологического процесса;

      — используют одинаковое производственное оборудование и т.д.

      Например, если в охранной организации 50 охранников, работающих в сходных условиях, то спецоценка будет проводиться только для 10 мест, а полученные результаты и рекомендации будут применены на всех рабочих местах. Но, если будет установлено, что из рабочих мест, ранее признанных аналогичными, хотя бы одно не соответствует признакам аналогичности, спецоценку нужно будет провести на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 1 — 2 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

      Нередко в организациях трудятся сотрудники с разъездным характером работы или которые меняют место работы в зависимости от проекта или объекта (например, рабочие на стройке). Рабочие места таких сотрудников также необходимо включить в перечень. Согласно ч. 4 ст. 16 Закона N 426-ФЗ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится предварительное определение типичных технологических операций с одинаковыми вредными (опасными) факторами. Далее дается оценка воздействия на работников этих факторов при выполнении работ/операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и хронометрирования.

      Специфику данных рабочих мест также необходимо отметить в перечне (пример 2).

      Пример 2. Фрагмент перечня рабочих мест для проведения спецоценки.

      N рабочего места

      Наименование рабочего места

      Кол-во работников, занятых на данном рабочем месте (чел.)

      Расположение рабочего места

      Рабочее место начальника отдела охраны

      Рабочее место начальника отделения охраны

      Рабочее место охранника (разъездной характер)

      Рабочее место охранника (стационарный пост)

      111222, г. Москва, ул. Ярославская, д. 1 (торговый центр)

      Рабочее место уборщика

      111222, г. Москва, ул. Писцовая, д. 1

      Рабочее место юрисконсульта

      Рабочее место бухгалтера

      Шаг 3. Определяем сроки и составляем график проведения спецоценки

      Согласно ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ спецоценка может проводиться поэтапно до 31.12.2018 в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых не включены в специальные списки (для досрочного назначения пенсии) и компенсации за работу с вредными факторами которым не предоставляются (далее — списки).

      Таблица 1. Сроки проведения спецоценки

      Категория рабочих мест

      Срок проведения специальной оценки условий труда

      Ранее аттестованные рабочие места

      Не позднее пяти лет с даты последней аттестации

      Ранее не аттестованные рабочие места, не включенные в специальные списки (для досрочного назначения пенсии)

      Ранее не аттестованные рабочие места, включенные в специальные списки (для досрочного назначения пенсии)

      В кратчайшие сроки

      Здесь следует отметить, что проверяющие органы (инспекция труда, прокуратура) полагают, что непроведение спецоценки нарушает права граждан, и выносят соответствующие предписания о привлечении работодателей к административной ответственности в виде штрафа, а также обращаются в суд с исками об обязании проведения спецоценки.

      Судебная практика. В настоящий момент судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Некоторые суды встают на сторону проверяющих органов (см. Решения Московского городского суда от 14.11.2014 по делу N 7-4900, от 20.10.2014 по делу N 7-4325/2014, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 26.11.2014 N 33-3725 и т.д.).

      Другие суды, которых значительно меньше, выносят решения в пользу работодателя (см., например, Определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 по делу N 33-5613).

      На наш взгляд, при отсутствии результатов спецоценки условий труда у работодателя имеется значительный риск привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

      К сведению. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны условия труда на рабочем месте. Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Если спецоценка не проводилась, то организация не сможет отразить данное условие в трудовых договорах и тем самым нарушит ст. 57 ТК РФ. В связи с этим имеется риск привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудовых договоров, что подтверждается и судебной практикой (см., например, Решение Московского городского суда от 02.09.2014 по делу N 7-7508/2014).

      Как видите, организацию могут привлечь к ответственности за отсутствие спецоценки, даже если в компании отсутствуют специальности, включенные в списки. Для снижения подобного риска следует начать подготовительные работы для проведения спецоценки, в том числе создать комиссию, определить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, составить график проведения мероприятия, найти организацию для ее проведения, заключить с ней договор и пр. Все эти действия, возможно, помогут убедить инспектора труда в том, что компания не игнорирует законодательство об охране труда и планирует провести спецоценку в положенные сроки.

      Этот этап завершается составлением графика проведения спецоценки условий труда (пример 3). На какие этапы разделить проведение спецоценки, работодатель решает самостоятельно (см. Письмо Минтруда России от 08.12.2014 N 15-1/В-1829).

      Пример 3. Приказ об утверждении графика проведения спецоценки с фрагментом графика в виде приложения к данному приказу.

      к приказу от 10.04.2015 N 028

      График проведения специальной оценки условий труда

      Специальная оценка условий труда на офисных рабочих местах

      Идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов. Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных (и опасных) производственных факторов

      Оформление результатов специальной оценки условий труда и утверждение отчета о ее проведении

      Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах охранников стационарных постов

      Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах охранников с разъездным характером работы

      Шаг 4. Заключаем договор с организацией для проведения спецоценки

      Следующим обязательным шагом является заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку (далее — организация, специализированная организация) (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

      К сведению. Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест и аттестат аккредитации испытательной лаборатории которой действителен по состоянию на 01.01.2014, имеет право проводить спецоценку. Оценка осуществляется до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

      При подборе организации для проведения спецоценки важно сделать правильный выбор. Законом N 426-ФЗ установлены следующие требования к специализированной организации:

      — основной вид деятельности по ее уставным документам — проведение спецоценки условий труда;

      — в ее структуре должна быть аккредитованная испытательная лаборатория;

      — наличие в штате не менее 5 экспертов с сертификатами на выполнение работ по спецоценке;

      — она должна быть зарегистрирована в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

      К сведению. При включении организации в реестр Минтруд России выдает ей уведомление. Его работодатель может проверить, принимая решение о заключении договора с организацией. На сайте ведомства можно ознакомиться со сведениями из реестра. Кроме того, работодатель вправе письменно запросить в Минтруде России сведения об организации, осуществляющей спецоценку.

      Также обратите внимание на сведения об экспертах организации, которую вы собираетесь выбрать. К ним, в частности, предъявляются следующие требования:

      1) наличие высшего образования;

      2) наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не менее 72 часов) в области спецоценки;

      4) сертификат эксперта (выдается Минтрудом России по итогам прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке сроком на 5 лет).

      К сведению. Статья 14.54 КоАП РФ предусматривает ответственность специализированной организации за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда: налагается штраф в размере до 100 000 руб. на работодателя и до 30 000 руб. — на должностное лицо (эксперта организации).

      После того как выбор сделан, со специализированной организацией следует заключить договор (пример 4).

      Пример 4. Фрагмент договора о проведении спецоценки.

      Специализированная организация проводит спецоценку

      Чтобы специализированная организация могла приступить к спецоценке, работодатель обязан предоставить ей необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения спецоценки. Если работодатель не сделает этого, организация приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней (ст. 6 Закона N 426-ФЗ).

      Отметим, что существенных отличий от ранее действовавшей процедуры аттестации нет. Однако появился новый этап — идентификация.

      После получения необходимых документов и разъяснений специализированная организация приступит к идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на основании Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который обсуждается и утверждается комиссией работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

      Мнение. Антон Борисов, юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»

      При идентификации эксперт выявляет имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, источники потенциально вредных и (или) опасных факторов и описывает их. Затем устанавливает совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса и сопоставляет их с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Соответственно, если при идентификации вредные или опасные производственные факторы на конкретном рабочем месте не обнаружены, то измерения не проводятся. В этом случае работодатель включает сведения о данном рабочем месте в декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

      Причем декларирование соответствующих условий труда никак не связано с добровольным декларированием, которое практиковалось Рострудом и государственными инспекциями труда раньше. Напомню, работодатель обращался в Государственную инспекцию труда в своем субъекте РФ и сообщал, что у него соблюдаются трудовое законодательство и законодательство по охране труда. Сейчас же подтвердить отсутствие вредных и опасных производственных факторов можно, только если вы не нашли их в Классификаторе. Оформляется декларация в порядке, установленном Минтрудом России, и входит в Реестр деклараций соответствия условий труда. В данном случае дополнительные измерения и процедуры проводить не надо. Это позволит значительно снизить расходы на проведение спецоценки.

      Срок действия декларации — пять лет. Если за это время на рабочем месте, которое включено в декларацию, не произошло несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, за исключением тех, которые произошли по вине третьих лиц, то декларация продлевается еще на пять лет. Если же это случилось, то срок действия декларации прекращается и назначается внеплановая спецоценка.

      Добавим также, что выявлять вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах на глазок нельзя. Для этого необходимо использовать техническую и технологическую документацию, проекты строительства и реконструкции производственных объектов, характеристики применяемых в производстве веществ, материалов, сырья, деклараций о соответствии и сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, материалов, сырья и прочего, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний), должностных инструкций и иных документов, регламентирующих обязанности работников. Все документы и информацию работодатель должен предоставить перед спецоценкой, ведь эксперты — представители организации, проводящие специальную оценку условий труда, — не знают специфики конкретного производства, с ней знакомы лишь представители и члены комиссии по спецоценке.

      Обратите внимание: выявление вредных (опасных) производственных факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей.

      Что касается Классификатора, то он содержит вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, которые всем известны, были установлены еще ГОСТом в 1976 г. и с тех пор практически не менялись. Причем в документ входят только факторы, которые доказано влияют на здоровье работников и могут привести к профессиональному заболеванию или травме. А это физические, химические и биологические факторы, а также тяжесть и напряженность трудового процесса. К физиологическим отнесены микроклимат, виброакустические факторы, ионизирующие и неионизирующие излучения, аэрозоли и световая среда.

      Если опасных/вредных факторов не обнаружено, сразу после утверждения результатов идентификации подводятся итоги проведения спецоценки.

      По сведениям специализированных организаций на практике случаи отсутствия вредных или опасных факторов пока очень редки, они обнаруживаются даже при оценке офисных помещений. И хотя их последующие замеры выявляют допустимые пределы, но само их наличие обязывает специализированную организацию после идентификации переходить к этапу замеров.

      В случае выявления на рабочем месте вредных/опасных факторов необходимо измерить их фактические значения. Эти измерения эксперт производит с помощью специальных приборов непосредственно на рабочих местах.

      Кстати, работники вправе присутствовать при проведении спецоценки условий труда на их рабочем месте, обращаться к работодателю, специализированной организации, эксперту за получением разъяснений по вопросам проведения спецоценки.

      Этап классификации условий труда

      По результатам измерений эксперт устанавливает класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных (опасных) факторов от нормативов согласно Методике проведения спецоценки.

      После идентификации вредных факторов и всех измерений можно устанавливать классы и подклассы условий труда. Их, как и раньше, четыре. Оптимальные условия труда, или 1 класс, — это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятых в качестве безопасных для человека. Создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника. К сожалению, таких рабочих мест практически не существует.

      Допустимые условия труда, или 2 класс, — это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы. Их уровни воздействия не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). Это наиболее часто встречающийся класс условий труда. Именно к нему относится большинство офисных рабочих мест.

      Вредные условия труда (3 класс) — это условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. Третий класс вредных условий подразделяется на 4 подкласса в зависимости от вредности. По сути, класс 3.2 — это гарантированные профессиональные заболевания после 15 и более лет работы без потери профессиональной трудоспособности; класс 3.3 — после 20 — 25 лет, часто с потерей профессиональной трудоспособности в период трудовой деятельности; класс 3.4 — вредные условия приводят к развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний с потерей общей трудоспособности.

      Последний 4 класс, или опасные условия труда, — это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы. Их уровни воздействия в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

      Причем с введением спецоценки у работодателя впервые появилась возможность снизить подкласс условий труда на одну степень. Например, был 3.3 класс — стал 3.2. Напомню, что размер дополнительных страховых тарифов в Пенсионный фонд РФ зависит от класса и подкласса условий труда. Для класса 4 — опасные условия труда — это максимальные ставки, превышающие те, что были первоначально заложены в пенсионном законодательстве. С каждым подклассом их размер снижается. Для классов 2 и 1 их размер составляет ноль. Поэтому для работодателя так важно сократить свои финансовые затраты на дополнительные страховые взносы в ПФР. Он может уменьшить класс и подкласс условий труда. Скажем, если работодатель выдал работникам эффективные средства индивидуальной защиты от вредных производственных факторов и они применяют их.

      Делается это не в автоматическом режиме. Снижает классы и подклассы комиссия на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Кстати, снизить класс (подкласс) условий труда более чем на одну степень возможно, но только по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.

      Этап составления отчета

      Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом N 33н (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Отчет должен содержать следующие документы и информацию (ст. 15 Закона N 426-ФЗ):

      — сведения об организации, проводившей спецоценку;

      — перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных (опасных) факторов;

      — карты спецоценки с указанием класса (подкласса) условий труда;

      — протоколы проведения исследований и измерений;

      — протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

      — сводную ведомость спецоценки условий труда;

      — перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

      — заключения эксперта специализированной организации.

      Проводим мероприятия после спецоценки

      Шаг 5. Утверждаем отчет о проведении специальной оценки условий труда

      После составления отчета комиссия по проведению спецоценки, состоящая из представителей работодателя и работников, рассматривает отчет о спецоценке и обсуждает ее итоги. Работодатель должен обратить внимание на то, какой класс (подкласс) вредности устанавливается на том или ином рабочем месте. Ведь каждому классу вредности соответствуют необходимые компенсации, которые работодатель должен будет выплачивать сотруднику, работающему на таком рабочем месте.

      Если ни у кого не возникает разногласий по поводу отчета, то он подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Если член комиссии не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

      В случае несогласия с результатами спецоценки работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать ее результаты в суд (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона N 426-ФЗ). Судебная практика подтверждает, что работники пользуются этим своим правом.

      Судебная практика. Работники обратились в суд с иском о признании карт спецоценки незаконными. Суд иск удовлетворил исходя из того, что перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, не составлялся, нарушено право работников присутствовать при спецоценке, работники с отчетом о спецоценке не ознакомлены, кроме того, обнаружены нарушения в оформлении протоколов замеров: не проводился необходимый хронометраж, не хватает подписей специалистов, нет доказательств проведения всех соответствующих замеров и т.д. (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу N 33-9563/14).

      Шаг 6. Знакомим работников с отчетом

      С результатами проведения спецоценки работодатель должен ознакомить работников под личную подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

      Способ ознакомления работников с отчетом о спецоценке законодательством не регулируется. Ознакомить их можно, например, путем предложения работникам поставить подпись в специальном листе ознакомления, составленном в произвольной форме. Если этого не будет сделано, работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

      Примечание. См. статью «Тонкости ознакомления с кадровыми документами» на с. 36 журнала N 11, 2014.

      Шаг 7. Размещаем сведения о спецоценке на сайте организации

      Если у компании есть сайт в Интернете, то в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки она обязана разместить там данные о результатах (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В частности, взять информацию из разд. V и VI отчета о проведении специальной оценки условий труда:

      — установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;

      — перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка.

      Шаг 8. Контролируем передачу данных в Роструд

      Согласно ст. 18 Закона N 426-ФЗ до 01.01.2016 сведения о спецоценке передаются специализированной организацией в Федеральную службу по труду и занятости. Раньше такая обязанность лежала на работодателе. После этой даты специализированная организация будет вносить информацию непосредственно в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, которая заработает с указанной даты.

      В систему учета будут передаваться сведения о работодателе (наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН, количество рабочих мест, распределение рабочих мест по классам/подклассам условий труда и другие), о рабочем месте (номер, код профессии работника, СНИЛС, численность сотрудников, занятых на данном рабочем месте, основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости и другие), а также сведения о самой организации, проводившей спецоценку.

      Доступ к этой информационной системе будут иметь все госорганы, которые так или иначе связаны со специальной оценкой условий труда. Это и Минтруд России, и Пенсионный фонд Российской Федерации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и Фонд социального страхования Российской Федерации, и Федеральная служба по труду и занятости, и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

      Шаг 9. Уведомление ФСС РФ о результатах спецоценки

      Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

      Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме-4 ФСС.

      Шаг 10. Применяем результаты спецоценки

      С момента утверждения отчета о спецоценке работодатель обязан применять результаты специальной оценки (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

      Применение включает в себя прежде всего предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда. Обязанность работодателей их предоставлять предусматривается ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ. В таблице 2 отражены те из них, которые работодатель обязан предоставлять работнику в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного спецоценкой.

      Таблица 2. Гарантии и компенсации в соответствии с классами условий труда

      vuzirossii.ru