uristinfo.net

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции РФ (ст. 36), согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю.

Право частной собственности на землю представляет со­бой одну из форм права собственности, при которой право­мочиями пользования, владения и распоряжения земельным участком обладают физические и юридические лица.

Объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок, который в установленном порядке перешел к определенному субъекту и находится в его владении, пользовании и распоря­жении. В ряде случаев законодательство РФ включает в со­держание данного объекта иные объекты природной среды, находящиеся на земельном участке и неразрывно с ним свя­занные: обособленные водные объекты и древесно-кустарни-ковую растительность. Так, ст. 261 Гражданского кодекса РФ прямо указывает, что если иное не установлено законом, пра­во собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (поч­венный слой), замкнутые водоемы, а также находящиеся на нем лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено зако­нами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает законных прав иных лиц. Права собственников земельных участков закреплены в ст. 40 Земельного кодекса РФ. Напомним, что собственник земель­ного участка вправе: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке об­щераспространенные полезные ископаемые, пресные подзем­ные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законо­дательством Российской Федерации; возводить жилые, произ­водственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельно­го участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с раз­решенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установ­ленными законодательством экологическими, строительны­ми, санитарно-гигиеническими и иными специальными тре­бованиями; осуществлять другие права на использование зе­мельного участка, предусмотренные законодательством. Кроме того, собственник земельного участка имеет право собст­венности на: посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает зе­мельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользова­ние или пожизненное наследуемое владение либо безвоз­мездное срочное пользование; расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что ст. 213 Гражданского кодекса РФ предусматривает нахождение в частной собственности (собст­венности граждан и юридических лиц) любого имущества, за исключением отдельных видов имущества, которое не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количе­ство и стоимость имущества, находящегося в частной собст­венности, не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

Земельный кодекс РФ (ст. 27) выделяет три вида земель­ных участков как объектов гражданского оборота: земельные участки, изъятые из оборота; земельные участки, ограничен­ные в обороте; земельные участки, свободно находящиеся в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборо­та, не могут предоставляться в частную собственность, а так­же быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Так, изъятыми из оборо­та считаются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: госу­дарственными природными заповедниками и национальны­ми парками (за исключением случаев, предусмотренных Зе­мельным кодексом РФ); зданиями, строениями и сооруже­ниями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объекта­ми организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охра­ны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные обра­зования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интере­сах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности следующие земель­ные участки (п. 5 ст. 27 ЗК РФ): в пределах особо охраняемых природных территорий, которые не были указаны выше; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установ­ленных федеральными законами; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Феде­рации, объектами, включенными в Список всемирного насле­дия, историко-культурными заповедниками, объектами ар­хеологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, тамо­женных нужд; в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных пор­тов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навига­ционного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирова­ния международных транспортных коридоров; предостав­ленные для нужд связи; занятые объектами космической ин­фраструктуры; расположенные под объектами гидротехниче­ских сооружений; предоставленные для производства ядови­тых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся био­генному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Перечень земельных участков, не подлежащих приватизации, установлен также Федеральным законом от 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального иму­щества» (п. 8 ст. 28). В соответствии с ним, не могут быть при­ватизированы, а значит и выступать объектом права частной собственности на землю, земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фон­дов, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биоген­ному заражению; водоохранного и санитарно-защитного на­значения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, на­бережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водо­емы, пляжи и другие); транспорта, предназначенные для обес­печения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспектив­ного развития; предусмотренных генеральными планами раз­вития соответствующих территорий для использования в го­сударственных или общественных интересах, в том числе зе­мель общего пользования; не подлежащих отчуждению в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Нельзя считать объектом права частной собственности на землю такие участки, которые перешли в собственность не­законным путем, поскольку сделка, совершенная с нарушени­ем закона, подлежит расторжению с возвращением сторон данной сделки в первоначальное положение (ст. 168 ГК РФ).

Субъектами права частной собственности на землю вы­ступают граждане и юридические лица. По общему правилу, гражданин может выступать субъектом права собственности на землю с момента приобретения полной дееспособности (как правило — по достижении 18-ти летнего возрасти), юри­дическое лицо — с момента государственной регистрации. Статья 15 Земельного кодекса РФ прямо указывает, что собст­венностью граждан и юридических лиц (частной собственно­стью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмот­ренным законодательством Российской Федерации, причем граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земель­ные участки, находящиеся в государственной или муници­пальной собственности, могут быть предоставлены в собст­венность граждан и юридических лиц, за исключением зе­мельных участков, которые в соответствии с Земельным ко­дексом и другими федеральными законами не могут нахо­диться в частной собственности.

Необходимо отметить, что действующее законодательст­во не выделяет особенностей права собственности юридиче­ских лиц на земельные участки, в нем отсутствуют различия в правовом режиме земель, находящихся в собственности юри­дических лиц, и в содержании принадлежащих им правомо­чий. В то же время, не все юридические лица могут быть соб­ственниками земельных участков в силу своего правового ста­туса, и к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного само­управления.

Что касается иностранных граждан, иностранных юри­дических лиц и лиц без гражданства, то они могут, как и рос­сийские граждане и юридические лица, иметь в собственности землю, однако за рядом ограничений.

Так, согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, ино­странные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президен­том Российской Федерации в соответствии с федеральным за­конодательством о Государственной границе Российской Фе­дерации, и на иных установленных особо территориях Рос­сийской Федерации в соответствии с федеральными закона­ми. До установления Президентом РФ такого перечня земельные участки в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на указанных территориях не предоставляются (п. 5 ст. 3 Федерального за­кона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельно­го кодекса РФ»). Определенные ограничения содержатся так­же в Федеральном законе от 24.07.02 г. № 101-ФЗ (в ред. от 07.07.03 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назна­чения»: иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в ус­тавном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданст­ва составляет более чем 50 процентов, могут обладать земель­ными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначе­ния только на праве аренды (ст. 3).

В апреле 2004 года Мурманская областная Дума обрати­лась с запросом в Конституционный Суд РФ, в котором оспа­ривалась конституционность некоторых положений Земель­ного кодекса Российской Федерации, регулирующих предос­тавление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридиче­ским лицам (в частности, п. 3 ст. 15, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, ст. 38 ЗК РФ). В обоснование своей позиции областные депутаты привели следующие доводы: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может огра­ничивать и перераспределять эту основу, право на нее в поль­зу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции Российской Федерации (статья 36, часть 1) сле­дует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без граждан­ства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жиз­ни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посред­ством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверени­тета Российской Федерации.

Кроме того, Мурманская областная Дума просила признать Земельный кодекс РФ в целом не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия, исходя из того, что федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации (статья 5, часть 3, Консти­туции РФ), а потому федеральный законодатель, принимая закон по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обязан учитывать волю субъектов Российской Федера­ции и соблюдать установленный правовыми актами порядок реализации названного принципа.

Тем не менее, Конституционный Суд РФ постановил признать оспариваемые положения Земельного кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, а также признал, что Зе­мельный кодекс РФ по порядку его принятия Государствен­ной Думой не противоречит Конституции Российской Феде­рации (см. постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы»).

uristinfo.net

Частная и государственная собственность на землю

Основные федеральные законы (ФЗ), в соответствии с которыми будут в ряде наших статей делаться комментарии и рекомендации в отношении покупки или продаж земельных участков или оформлений правоустанавливающих документов на них, следующие:

  • «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  • «О землеустройстве».
  • «О государственном земельном кадастре».
  • «О разграничении государственной собственности на землю».
  • «Земельный кодекс Российской федерации».
  • «Гражданский кодекс Российской федерации».
  • Полезная правовая информация

    О РАЗГРАНИЧЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

    В настоящее время в России существует 2 формы собственности на землю:

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ;
  • ЧАСТНАЯ.
  1. В государственной (федеральной) собственности находятся:
    • все земли лесного фонда;
    • часть земель водного фонда;
    • земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; часть земель областей, переданных в процессе разграничения государственной cобственности на землю.

    К собственности областей относятся :

    • земли фонда перераспределения;
    • земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности областей, а также ранее приватизированные предприятия, находящиеся в собственности областей;
    • земельные участки, на которых расположены государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, созданные органами власти областей.

К муниципальной собственности относятся:

  • все земли на территории муниципальных образований, кроме земель частной собственности и земель, отнесённых к федеральной собственности и к собственности областей.
  • Перечень земельных участков, которые отнесли к тому или иному уровню территориальной государственной собственности готовился территориальными органами исполнительной власти РФ, департаментами имущества и земельных отношений областных и районных администраций, областными и районными Советами (Законодательными собраниями) депутатов, главами администраций областей и муниципальных образований.

  • В частной собственности находятся:
    • земельные участки граждан, оформленные в установленном порядке, на которых расположены индивидуальные жилые дома;
    • земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства;
    • садовые участки;
    • участки для ведения личного подсобного хозяйства за пределами поселений, выделенные за счёт земельных долей;
    • земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения физических лиц в общей долевой собственности;
    • земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • земельные участки, приобретённые в собственность под приватизированными предприятиями.
    • В соответствии с действующим законодательством все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, все граждане, имеющие фактически в пользовании земельные участки, должны иметь соответствующие правоустанавливающие документы, а если нет таковых – оформить их.

      Это сегодня актуально, так как много лиц изъявляют желание приобрести земельные участки в собственность в лесных и водоохраняемых зонах, в лечебно-оздоровительных местностях, из земель сельскохозяйственного назначения и иных особо охраняемых природных территориях.

      www.zemvopros.ru

      Доля находящихся в частной собственности земель в РФ составляет 7,8%

      Доля земли, находящейся в частной собственности в России, за последние 10 лет не претерпела серьезных изменений. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), передает ПРАЙМ-ТАСС.

      Согласно опубликованным данным, из 1 млрд 709 млн га всех российских земель в государственной и муниципальной собственности находится 92,2% (1 млрд 576 млн га). В собственности граждан — 7,2% (123 млн га), в собственности юридических лиц — 0,6% (10,2 млн га). Для сравнения, по данным бывшей Федеральной службы земельного кадастра, к началу 2001 года в собственности граждан находилось более 130 млн га земли.

      Среди всех приватизированных в России земель (133 млн га) 59% (79 млн га) приходится на земельные доли в собственности граждан (как правило, среди бывших работников колхозов и совхозов), еще 18% — на невостребованные земельные доли, числящиеся в собственности граждан. На земли крестьянских (фермерских) хозяйств, личные подсобные хозяйства, земли под индивидуальное жилищное строительство, садоводство, дачное строительство и т.д. приходится в общей сложности 14% приватизированной земли (почти 19 млн га).

      По данным Росреестра, граждане-собственники земельных участков (на которых чаще всего строятся дома или дачи) владеют 7 млн 119 тыс. га, еще 5 млн 266 тыс. га приходится на личные подсобные хозяйства, 4 млн 753 тыс. га — на крестьянские (фермерские) хозяйства. Гораздо меньше — 779 тыс. га земли — находится в собственности граждан для садоводства, 411 тыс. составляют земли индивидуальных предпринимателей, занятых производством сельхозпродукции, 403 тыс. га находятся в частной собственности граждан под индивидуальное жилищное строительство.

      Согласно данным Росреестра, среди всего массива российской земли львиную долю (64,8%) составляют земли лесного фонда (свыше 1 млрд 108 млн га). Сельхозугодья занимают 23% (400 тысяч га). Оставшиеся 8% приходятся на так называемые земли запаса (102 млн га), земли особо охраняемых территорий и объектов (35 млн га), земли водного фонда (28 млн га), земли под населенными пунктами (19 млн га) и земли, занятые под промышленность или иное спецназначение (17 млн га).

      Территория России составляет 12,5% земельных ресурсов планеты.

      rb.ru

      Частная собственность на землю в России: закон и порядок

      27.08.2012 В данной статье мы попробуем разобраться во всем многообразии проблем частных земельных участков, сопровождающих большинство дачников и жителей загородных домов последние 15-20 лет. Огромное количество земельных участков, полученных в одной стране, ныне несуществующей, должны быть полностью легализованы в современной России.

      К частным земельным участкам можно отнести земли следующих категорий: земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Внутри категории земельного участка есть разделение на вид разрешенного использования, который может быть практически любым. Видов разрешенного использования насчитывается несколько сотен. Для нас наиболее интересны следующие – под дачное строительство, под индивидуальное жилищное строительство, для дачного или огородного хозяйства, для садоводств. Каждый из этих видов разрешенного использования может быть при обоих видах категорий земельных участков. Землями с сельскохозяйственной категорией кроме государства может владеть или российское юридическое лицо, либо гражданин Российской Федерации, продажа иностранным гражданам таких участков запрещена. Существуют земельные участки, полностью изъятые из оборота, то есть сделки с которыми запрещены.

      В настоящее время далеко не все земельные участки оформлены должным образом, часть из участков оформлена еще по законодательству СССР, часть участков оформлена или переоформлена в соответствии с российским законодательством. Государство стремится к тому, чтобы все земельные участки были поставлены на кадастровый учет, и у каждого земельного участка были выделены границы.

      Земельный Кодекс
      • Глава I.1. Земельные участки (статья 11),
      • Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками (статьи 20 — 24),
      • Глава V. Возникновение прав на землю (статьи 25 – 39),
      • Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (статьи 44 – 56),
      • Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (статьи 67 – 70),
      • Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения (статьи 77 – 82),
      • Глава XV. Земли населенных пунктов (статьи 83 – 86).

      Федеральные законы
      • «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ (дачная амнистия на строения до 01 января 2010 г.),
      • «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ,
      • «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ,
      • «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ,
      • «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ (Закон о дачной амнистии),
      • «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ,
      • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» от 23.11.2007 г. № 268-ФЗ.
      • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 17.07.2009 г. № 174-ФЗ (дачная амнистия на строения до 01 марта 2015 г.)

      Утратившие силу Федеральные законы:
      • Закон «О собственности в СССР» от 06.03.1990 г. № 1305-1
      • Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

      В СССР все земельные участки принадлежали государству, и гражданам они предоставлялись либо в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение. Трудно недооценить их значение для советского гражданина. Для многих дачные участки являлись существенной подмогой с продовольствием. С 1990 года на земельные участки начали оформлять право собственности. В переходный период от одной страны к другой стране должного внимания документальному оформлению не уделялось. Свидетельства о праве собственности выдавали на основании заявления, выдача свидетельств не фиксировалась в реестре. Именно здесь кроется большинство проблем с дачными участками. Многие граждане и сейчас не имеют права собственности на дачные участки, полученные еще в СССР.

      В советском союзе участки принадлежали садоводческому товариществу или колхозу/совхозу. При владении дачным участком в садовом товариществе дачнику передавался участок, который был за ним закреплен. Если земельный участок, обычно крупный земельный массив, принадлежал колхозу, то в собственность оформлялась доля (паи) в общем массиве без указания конкретных границ. Сейчас огромное количество людей владеют своими участками без зарегистрированного права собственности, что позволяется законом, но ограничивает права граждан на отчуждение земельного участка. То есть таким участком можно пользоваться, но нельзя распоряжаться. Для продажи или дарения такого участка необходимо оформлять право собственности.

      Земельные участки в собственность передавались путем их приватизации. В пределах определенных норм участки передавались (и передаются до сих пор) бесплатно, если земельный участок по размерам превышал определенные нормы, то участок передавался за плату. Бесплатно земельные участки или доля на земельный участок также предоставлялись работникам некоторых предприятий, в основном сельскохозяйственных, и лицам, проживающим на предоставляемой территории.

      Неразбериха в правах собственности, а часто и в границах участка привлекает незаконных скупщиков земельных участков и в целом делает земельный бизнес и земельную отрасль крайне коррумпированной.

      Именно в 90-х годах началась массовая скупка земельных участков у колхозов и совхозов, борьба за лучшие земельные участки в садоводствах, поджоги домов наиболее несговорчивых дачников, что часто приводило к летальному исходу. Появляются крупные землевладельцы и многомиллионные коттеджи и особняки в самых престижных районах городов и пригородов.

      Скупка земельных участков в бывших колхозах часто производилась путем выкупа у пайщиков их долей в общем массиве земельных участков, подделкой документов, составлением фиктивных договоров, преднамеренном банкротстве колхоза с последующей продажей участков за долги, внесение участков в уставный капитал нужной компании, рейдерскими захватами и многими другими схемами. Законными и незаконными способами земля переходила из рук в руки многими миллионами квадратных метров. Незаконные способы часто оспаривались в суде, при этом небезуспешно.

      В 2000-е годы ситуация в целом изменилась. Сейчас наибольшую активность на рынке представляют те игроки, которые имеют административные ресурсы. Земельные участки массово скупаются в одной земельной категории и в последующем переводятся в другую земельную категорию. Чаще всего у земель меняется разрешенный вид использования под дачное строительство или под индивидуальное жилищное строительство, чтобы построить еще один дачный или коттеджный поселок, либо земля переводится в категорию земель промышленности, чтобы на привлекательном земельном участке можно было построить торговый центр, кафе или автозаправочную станцию. Если производить перевод категории земельного участка или менять его разрешенный вид использования полностью официально, то данная процедура занимает от 1 до 3 лет. Конечно же, девелоперы не могут позволить себе такие сроки перевода, что способствует росту коррупции именно в земельной отрасли и часто ставит под сомнение будущие права собственности.

      Спустя 22 года с того момента, как земля стала предметом рыночных отношений, остаются нерешенными следующие проблемы:
      • В стародачных поселках многие участки до сих пор не оформлены в собственность. Данный факт вызван отсутствием первичных документов на земельный участок: договоров, свидетельств, расписок, актов, выписок.

      • Другой очень распространенной проблемой является отсутствие точно указанного места нахождения участка. В этом случае необходимо согласовать границы земельного участка и провести землеустроительные работы. Для решения данной проблемы необходимо измерить границы земельного участка с привлечением специализированной организации и после получить кадастровый паспорт на земельный участок с указанием местонахождения.

      • Спорные вопросы о праве собственности на земельный участок, когда на один участок претендуют сразу несколько граждан. При этом возможна ситуация, что у обоих есть на руках документы, подтверждающее это право, выданные в начале 90-х годов, или документы еще советского периода.

      • Дачный поселок принадлежит организации (товариществу) с начала 90-х годов, но у этой организации отсутствуют или не правильно оформлены документы.

      • Ограничения в использовании земельного участка из-за проходящих сетей, установленных сервитутов, отчуждение части участка другому лицу, условное деление одного участка или дома на несколько семей.

      • В огромном количестве в недавно организованных дачных поселках назревает критическая ситуация из-за коммуникаций. В год на рынке появляется более тысячи новых поселков, но девелоперы не в состоянии обеспечить все эти поселки коммуникациями. Здесь вопрос не только порядочности или непорядочности девелоперов, что тоже имеет место быть, но и изношенности и маломощности инфраструктуры района. Если внутрипоселковые дороги, водоснабжение и канализация – вопрос решаемый для большей части поселков, то недостаток мощности электросетей района – ключевая проблема большинства новых поселков. В этот же пункт можно отнести отсутствие технических условий на подведение коммуникаций по той же причине.

      Часто граждане сталкиваются с такой ситуацией, что вроде бы они имеют все основания для оформления участка в собственность с обозначенными границами, но пробуксовка начинается со стороны соседей, председателя правления или других лиц. В этом случае самым быстрым и надежным вариантом, но не самым приятным, будет обращение в суд. В судебном порядке можно существенно ускорить устранение тех проблем, которые не имели решения долгие годы. Даже если у дачника нет никаких документов на участок, но он пользовался им все эти долгие годы (более 15 лет), суд признает его право на данный участок.

      Некоторые особенности земельных отношений

      Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненно наследуемого владения

      Многие частные дачные участки до сих пор оформлены в постоянное (бессрочное) пользование или на праве пожизненно наследуемого владения. Таким участком можно пользоваться, но им нельзя распоряжаться. За владение участком дачник ежегодно оплачивает земельный налог, рассчитанный от кадастровой стоимости участка. Для граждан срок переоформления участка с права постоянного пользования или наследуемого владения на право собственности не регламентирован, гражданин в праве полностью не заниматься этим вопросом. Однако следует знать, что продать или подарить такой участок невозможно.

      Для оформления права собственности на участок граждане могут приватизировать участок у государства. Это позволяется сделать в случае, если на участке построен дом, на который полностью оформлены все документы в собственность. Таким образом, если дом в собственности, то на участок тоже можно оформить собственность. Приватизация участка проводится после того, как все границы участка будут определены с указанием их координат. Данные измерения проводит кадастровый инженер на основании официальной схемы границ, далее информация передается в регистрирующий орган. Все эти действия необходимы для того, чтобы поставить участок на кадастровый учет и определить его границы. После того как участок будет поставлен на кадастровый учет, гражданину на основании заявления выдадут свидетельство о праве собственности на участок. Если участок уже поставлен на кадастровый учет, то есть у гражданина имеется кадастровый паспорт или кадастровый план с примерным указанием границ участка, то производить обмеры участка не обязательно. Свидетельство о праве собственности будет выдано без уточнения границ. В этом случае площадь участка, указанная в свидетельстве, может не соответствовать фактической площади.

      Приватизация участка может быть платной или бесплатной. На бесплатную приватизацию имеют право те граждане, которые оформили свидетельство о праве собственности на дом до 01 июля 1990 года (введение в действие закона о «Собственности в СССР»). На льготную приватизацию имеют право те граждане, которые оформили собственность на дом до 30 октября 2001 года (введение в действие Земельного кодекса РФ). Льготная стоимость приватизации составляет 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, в некоторых в городах-миллионниках 20% от кадастровой стоимости. Если право собственности оформлено после 30 октября 2001 года, то приватизация будет производиться по полной кадастровой стоимости.

      Межевание, учет и перевод земель

      Если необходимо разделить земельный участок или объединить несколько участков в один, проводится комплекс землеустроительных работ, часть из которых является межеванием земельных участков. Межевание – это определение границ земельного участка и вынесение их в натуру, а также получение документов с отражением полученных результатов.

      Для того чтобы совершать любые сделки с земельными участками, необходимо, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Прежде чем поставить на учет образованный земельный участок или ранее неучтенный участок, необходимо провести межевание. В различных районах страны установлены разные минимальные и максимальные значения возможной площади земельных участков. Наиболее распространенное минимальное значение для дачных участков – 6 соток, или 600 кв. метров.

      Вся информация о земельном участке отражается в кадастровом паспорте: информация о категории земельного участка и разрешенном виде его использования, границах земельного участка, его площадь, точное месторасположение. Информация, отраженная в кадастровом паспорте может быть предоставлена любому желающему (кроме информации о собственнике). На сайте Росреестра есть ссылка на публичную кадастровую карту (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/), на которой по кадастровому номеру участка можно получить большое количество первичной информации.

      Границы земельного участка

      Часто встречается ситуация, что участок оформлен в собственность, но его границы не определены или указанная площадь не соответствует реальным размерам участка. Собственник оплачивает земельный налог именно с той площади, которая указана в документах. Точные размеры земельного участка позволят не платить налог за несуществующие метры.

      Если участок еще не оформлен в собственность, то для оформления участка также необходимо определить его границы и поставить участок на кадастровый учет. Если границы не будут определены, собственник может получить свидетельство о праве собственности с указанием примерных границ, что в будущем опять породит проблемы и споры. Для того чтобы поставить участок на кадастровый учет, собственник должен согласовать все границы с владельцами соседних участков и подписать документ о согласовании границ.

      Если согласовать границы с соседями не получается, собственник может обратиться в суд с признанием границ земельного участка согласно заранее проведенным обмерам. Суд определяет права граждан на спорные метры.

      При неопределенных границах земельного участка известны случаи самозахвата участка лицами, не имеющими к данному участку никакого отношения. Для предотвращения таких случаев необходимо провести межевание участка и четко обозначить его границы. Конечно, при этом собственник понесет определенные расходы, но взамен он получит гарантию того, что на данный земельный участок не будет никто претендовать.

      При сделках с земельным участком также важно иметь четко обозначенные границы, ведь найти покупателя на земельный участок, не имеющих четких границ, практически невозможно.

      В новых поселках тоже не все гладко. Если с правом собственности на земельный участок чаще всего вопросов не возникает, то с коммуникациями все наоборот – одни сплошные вопросы. Массовый перевод земель под дачное и индивидуальное жилищное строительство позволяют строить все новые и новые поселки, не задумываясь о технологической возможности подключения этих поселков к различным коммуникациям. Каждый поселок должен иметь достаточное и бесперебойное электроснабжение, отсутствие которого – наиболее распространенная проблема. Также у поселка могут быть установлены санитарно-защитные и другие охранные зоны, например, если поселок расположен рядом с крупным водоемом, в нем может быть запрещена индивидуальная канализация. В таком случае строительство централизованной системы канализации финансово полностью ложится на конечного потребителя. А подведение газа к поселку – отдельная история.

      Если поселок образован на землях под дачное строительство, то созданием всей инфраструктуры и строительством коммуникаций занимаются сами жители поселка в лице председателя или управляющей компании. Если земельный участок или поселок расположен на землях поселений, то частично коммуникации будет оплачивать государство, например, строительство дорог и подведение газа, так как и дороги и газовая магистраль будут находиться на балансе у государства.

      При покупке участка в новом поселке покупатель обычно платит два платежа – один за землю и один за коммуникации, которые должны быть построены в будущем. Стоимость коммуникаций делится на количество участков в поселке, поэтому скорость строительства коммуникаций напрямую зависит от скорости продаж участков. Деньги, оплаченные на строительство коммуникаций, при продаже участка покупателю не возвращают. Прежде чем покупать участок в новом поселке необходимо правильно оценить перспективы обеспечения поселка коммуникациями, а еще лучше искать уникальные предложения в готовых поселках с уже подведенными и подключенными коммуникациями.

      Права и обязанности владельцев участков

      Казалось бы, что собственник земельного участка в праве распоряжаться участком полностью по своему усмотрению. Однако такое утверждение относится только к правам на участок – право продать, подарить, завещать, заложить. Использование же земельного участка имеет множество ограничений, которые собственник в любом случае обязан соблюдать – санитарно-защитные нормы (например, расстояние от очистных сооружений), градостроительные нормы (например, единая высотность всех строений или цвет строения), техника безопасности при проведении строительных работ, противопожарные требования, требования, предъявляемые к конкретным категориям и назначениям земельных участков.

      На собственника земельного участка распространяются не только права и обязанности по земельному участку, но и по дому, который он строит на этом земельном участке. При строительстве дома собственник принимает на себя все обязанности подрядной организации. Соблюдение режима тишины, вывоз и складирование строительного мусора, мойка колес строительной техники, пожарная безопасность – лишь некоторые из них. За несоблюдение этих правил собственник земельного участка может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

      При строительстве дома собственник земельного участка может воспользоваться так называемой дачной амнистией. Правильное название дачной амнистии – упрощенный порядок регистрации земельного участка и/или строения на этом участке. Под упрощенный порядок регистрации земельного участка попадают те участки, которые были выданы гражданам до 2001 года. По дачной амнистии собственник имеет право построить дом без получения разрешения на строительство, а также зарегистрировать уже построенный дом. По факту строительства дома собственник подает декларацию в местное самоуправление с информацией о том, что на таком-то участке построен такой-то дом, и предоставляет проект дома. На основании этой декларации собственник получит свидетельство о праве собственности на дом. Срок действия дачной амнистии по строениям – до 01 марта 2015 года, по земельным участкам – бессрочно. Такой порядок действий распространяется и на построенные дома, независимо от того, как давно они были построены.

      Под упрощенный порядок регистрации строения попадают все земельные участки, расположенные на землях под дачное строительство, под индивидуальное жилищное строительство, участки, предоставленные для дачного или огородного хозяйства, для садоводства. Стоит отметить, что может быть зарегистрирован не только дом, но и баня, сарай или любая другая хозяйственная постройка.

      Если участок до сих пор находится в постоянном (бессрочном) пользовании, то оформление собственности на участок надо начинать с получения кадастрового паспорта и оформления собственности на дом. Граждане, на участке которых построено строение, оформленное в собственность, имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором построено это строение. Никто другой не может претендовать на этот земельный участок.

      Право собственности на участок

      Свидетельства, выданные еще в начале 90-х годов, имеют такую же юридическую силу, как и свидетельства, выдаваемые в последние годы, несмотря на существенные внешние различия. Специально обменивать старые свидетельства на современные нет необходимости.
      Свидетельство о собственности имеет каждый собственник, независимо от размера участка и формы собственности. Во многих дачных поселках участки оформлены в коллективно-долевую собственность. В этом случае для получения свидетельства на занимаемый участок большинство граждан вынуждены обращаться в суд.

      Участок может быть оформлен в собственность без проведения межевания, в этом случае в свидетельстве о собственности будет прописано, что границы участка не установлены. В данной ситуации совершенно точно не указано, что речь идет именно о занимаемом участке, а не о каком-нибудь другом соседнем участке. Такая ситуация может способствовать самозахвату и принудительному обмену недобросовестными соседями по дачному поселку или администрацией города, района или поселения. Очевидно, что в данном случае отказ от межевания – не лучший способ экономии.

      А что государство?

      Государство пока не ограничивает сроки приватизации участков, предоставленных в постоянное бессрочное пользование, но возможно, в будущем такое ограничение появится. Сейчас гражданам участки в бессрочное пользование не предоставляются, но в некоторых случаях выделяются бесплатно с последующим оформлением в собственность. Право на бесплатное получение земельного участка имеют некоторые категории граждан: герои, участники и инвалиды ВОВ, многодетные семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды всех групп, ветераны труда и другие категории. Администрация района или поселения также может предоставить объединению граждан большой земельный массив для создания нового поселка, при этом строительством коммуникаций и их финансированием будут заниматься сами жители поселка. Так как такие поселки создаются на землях сельскохозяйственной категории, то финансировать создание коммуникаций администрация не обязана, в отличие от поселков, созданных на землях поселений, которые попадают под действие федеральных программ по газификации и электрификации.

      Использование земельного участка

      Земельный участок должен использоваться в соответствии с его категорий, назначением и существующими обременениями. Водоохранная зона, охранная зона коммуникаций, проходящих по участку, и линий электропередач, санитарно-защитная зона, различные трубопроводы – все накладывает свои ограничения в пользовании участка. Помимо внешних факторов ограничивать использование участка могут и внутренние факторы – расстояние от дома до забора и до соседнего дома, расстояние от дома до дороги, до электрического столба, высота строения, перепад высот на участке и многие другие факторы. Более подробно освоение и использование земельного участка будет раскрыто в следующей статье.

      www.zemer.ru